Конспект урока по литературе по произведению А.И Куприна "Чудесный доктор".
план-конспект урока по теме

Данный урок по литературе разработан в помощь  учителям, работающим в билингвальной и многоязычной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literature.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».

Цели урока:

познакомиться с жанром святочного рассказа, проследить его основные признаки в рассказе А.И.Куприна;

развивать способности анализировать текст, высказываться, давать характеристики героям литературного произведения, развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся;

воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброта.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: текст рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор», словарь, портреты А.И.Куприна, выставка книг с произведениями А.И.Куприна.

Ход урока:

I. Организационный момент.

  1. Предтекстовая работа. Работа со словарём. Незнакомые слова переведены в конце текста(см. приложение). Перевод ориентирован на конкретный контекст.

II Подготовка к восприятию текста.

  1. Чтение. Читает педагог, обращая внимание на незнакомые слова, которые предварительно просмотрены учениками. Потом ещё раз читают ученики по частям.

III Актуализация знаний.

  1. Педагог задаёт вопросы:
  • Опишите праздничный город, улицы, витрины, окна домов.
  • В каких условиях жила семя Мерцаловых?
  • Куда и зачем Елизавета Ивановна посылала Володю и Гришу.
  • Можно сказать, что они выполнили поручение матери?
  • Почему семья Мерцаловых оказалась в таком трудном положении?
  • Как Мерцалов оказался в саду?
  • Опишите встречу доктора и Мерцалова.
  • Перечислите последовательно все действия доктора после того, как он пришёл к Мерцаловым.
  • Что вы можете сказать о докторе как о человеке? Подтвердите своё мнение словами текста.
  • От кого автор узнал эту историю?
  • Как дальше сложилась судьба этой семьи?
  • Как вы думаете, похожа эта история на рождественскую сказку?

Здесь опять они должны поспорить. Если они во всём друг с другом согласны, надо самой высказать противоположное мнение. Не забывайте про список этикетных фраз!

Вывод. Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов, все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся. Ребята, надо верить в чудеса!

IV Работа с текстом.

  1. Найдите в тексте предложение.

Двое мальчиков уже больше пяти минут стояли перед великолепной витриной гастрономического магазина.

А если бы вместо мальчиков были девочки, абсолютно всё в этом предложении осталось без изменения? Итак, около витрины стоят девочки. Рассказывайте!

Формы двое, трое, пятеро ... употребляются только с существительными, которые обозначают людей мужского пола, с личными местоимениями, а также и словами дети, ребята, люди словами сутки, ножницы и т.д.

  1. Найдите в тексте предложение.

Эта история не выдумана мною, она действительно произошла много лет назад, и её до сих пор рассказывают в той семье, о которой пойдёт речь.

Давайте в выражении до сих пор «переведём» каждое слово: до этого времени. Как-то некрасиво. Как сказать иначе? И сегодня, и сейчас, и по сей день ...

Обратитесь друг к другу с вопросом:

Почему ты до сих пор не ...? И ответьте.

  1. Найдите в тексте предложение.

Глядя на эту эффектную картину, оба мальчика совсем забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении матери.

Из каких слов состоит слово двенадцатиградусный?

Определите одним словом: мороз двадцать градусов, глубину в пять метров, полёт, который длится восемь часов (начиная с пяти, всё по этому образцу, до пяти - всё иначе) длину в три метра, разговор, который длится два часа, мороз четыре градуса.

Вспомним вчерашнее занятие: девочка, которой три года, девушка, восемнадцать лет и т.д.

  1. Найдите в тексте предложение.

Наконец они подошли к старому дому, спустились вниз, прошли в темноте общий коридор, нашли свою дверь и открыли её.

Задайте вопросы ко всем словам в этом предложении.

Кто? Они

Что сделали? Подошли, спустились, прошли, нашли, открыли.

И т.д.

Найдите в этом предложении глаголы подошли и прошли, какая у них общая часть? Объясните их значение. Приблизились, шли не останавливаясь (через, сквозь).

А есть в следующих двух абзацах похожие глаголы, но с другими приставками или без них? Отошёл, шли

  1. Вспомните текст и распространите (сделайте больше) следующее предложение. Мальчик отошёл.

Старший мальчик, которому было только десять лет, первый отошёл от витрины.

  1. Найдите в тексте предложение.

Иногда в окне какого-нибудь дома они видели красивую ёлку, иногда даже слышали весёлую музыку.

К сочетаниям красивую ёлку и весёлую музыку поставьте вопросы и определите падеж.

Кого и что ещё могли видеть мальчики в окнах домов в этот праздничный вечер? Что они могли слышать? (Весёлых детей, подарки, праздничный стол ...песни, смех...)

  1. Прочитайте (на доске) следующие словосочетания. Согласитесь, что в каждом из них слово «тихий» имеет разные значения. Подберите к слову «тихий» слова, близкие по смыслу в каждом конкретном случае.

Тихая погода (безветренная)

Тихие шаги (негромкие)

Тихий человек (скромный)

Тихая улица (нешумная)

  1. Что хотел сказать доктор словами «не падайте духом» (не теряйте надежды, надо верить в лучшее, будьте мужественны).

Говорят ли такие слова, если случилась небольшая неприятность?

А теперь я буду называть ситуации, а вы скажете, можно здесь сказать «не падайте духом»

(забыл дома мобильный, близкий человек тяжело заболел, потерял перчатку, заплатил штраф милиционеру, потерял важные документы, опоздал на самолёт, порезал палец, простудился, разбил машину, потерял дорогу, заблудился зимой в лесу, разбил чашку).

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание. Подготовьте ответы на вопросы: 

1. Надо ли в сегодняшней нашей жизни следовать совету Доктора: «…главное – не падайте никогда духом»?

2. В какие чудеса следует верить людям?

Приложение

Выдумать/выдумана

бесчисленные

копчёные

закуски

поручение

толпа

позади

подвал

крыса

сжаться

страдание

люлька

грудной

тревога

нетерпеливо

лечение

выздороветь

сознание

стирать

бесцельно

очутиться

меховой

наблюдать

ребятишки

голод

ошибиться

 тут же

дрова

ставить самовар

булка

пища

предупредить падать духом

 молиться

рецепт

значительный

спаситель

сочельник

отзывчивый

удача

святой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по рассказу А.Платонова «Юшка». 7-й класс ТЕМА: «Жить по законам человечности»

Данный урок разработан для выявления нравственной стороны жизни человека. Учитель вместе с учениками составляют характеристику главному герою, выявляют, почему окружающие жестоки....

Методическая разработка. Конспект урока по литературе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Цели  урока: 1) на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования, познакомить с теорией Л.Н. Толстого об истинной ц...

Конспект урока по литературе по теме "Во что веришь" (Анализ образа Луки в драме М. Горького)

Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию....

конспект урока по литературе на тему: "Поучение Владимира Мономаха"

Эпиграф к уроку на доске:«Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь» (В. Мономах) Сценарий учебного занятия по литературе в 6-м «В» классе«Поучение Владимира Мономаха...

Конспект урока по литературе в 7 классе

Творчество В.В.Маяковского многогранно. Произведение "Хорошее отношение к лошадям"  не только о лошадях...

Конспект урока по литературе по теме: "Жанр, композиция, проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»"

Конспект урока по литературе в 11 классеТема: Жанр, композиция, проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»Цели:познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и про...

конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"

Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....