конспект урока по литературе на тему: "Поучение Владимира Мономаха"
план-конспект урока на тему

Мацаева Алина Владимировна

Эпиграф к уроку на доске:

«Что умеете хорошего, того не забывайте,

а чего не умеете, тому учитесь»

(В. Мономах)

 

Сценарий учебного занятия по литературе в 6-м «В» классе

«Поучение Владимира Мономаха» с применением частично-поискового метода и здоровьесберегающей среды. (22.09.2015 г.)

Тема: ««Поучение Владимира Мономаха» – нравственное завещание наших предков».

Цели урока:

1.                Систематизировать и углубить знания учащихся о жанрах древнерусской литературы; сформировать представления о «Поучении» как древнерусском памятнике культуры и историческом источнике.

2.                Развить мышление, память, сформировать коммуникативные навыки; совершенствовать навыки сравнения, сопоставления информации, полученной самостоятельно из разных источников.

3.                Воспитать духовно-нравственные ценности на примере литературных и исторических памятников Древней Руси.

 

Формируемые УУД:

 Личностные:

- желание приобретать новые знания, умение показать их;

- иметь мотивацию к учебной деятельности;

- понимать значение приобретённых знаний для человека, развивать способность оценивать ценность семейных традиций.

Регулятивные:

- планировать необходимые действия;

- контролировать учебные действия, замечать неточности.

Коммуникативные:

- самостоятельно формулировать свои мысли;

- слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

- приобретать умение мотивированно организовывать свою деятельность;

- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

- выполнять учебно-познавательные действия;

- читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Время реализации занятия: 40 минут.

 

Авторский медиапродукт: презентация на 9 слайдов; операционная среда Windows XP/7/8; Microsoft Word.

Целесообразность использования медиапродукта:

1.                Повышение эффективности усвоения учебного материала.

2.                Развитие наглядно-образного мышления.

3.                Развитие понятийного мышления – умение обобщать материал.

4.                Интенсификация учебно-воспитательного процесса.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник Г.С. Меркин, С.А. Зинин «Русская литература» 1-я часть, текст адыгейской притчи, оценочный лист (у каждого ученика), 3 свитка с дифференцированными заданиями, иллюстрация с изображением Владимира Мономаха, иллюстрации венца-шапки и скипетра Мономаха на каждой парте, иллюстрации  из книги «Русская правда. Устав. Поучение», М.2014 г., стикеры со «смайликами» (у каждого ученика).

 

ЭТАПЫ УРОКА:

 

Учебная задача

Форма работы

Стадия «Вызов»

Оргмомент

Мобилизация внимания учеников, создание мотивации к работе на уроке.

Побуждение интереса к изучаемой теме

Использование медиаресурсов (презентация); иллюстрации с изображением В. Мономаха и книги «Русская правда. Устав. Поучение».

Активизация мыслительной деятельности

Самостоятельная формулировка темы урока.

Стадия «Осмысление»

Знакомство учащихся с личностью В. Маномаха.

Лекция с элементами беседы (использование дополнительного раздаточного материала).

Характеристика периода памятника русской литературы XII века.

Анализ предложенного учебного текста. Работа в группах по выполнению дифференцированных заданий.

Стадия «Рефлексия»

Выявление уровня усвоения изучаемого материала

Обсуждение, аргументация и защита собственного мнения.

Побуждение интереса к дальнейшему изучению материала

Использование медиаресурсов (мультимедийная презентация). Дифференциация домашнего задания.

Формирование оценки урока и отношения к нему

Учащиеся прикрепляют на доску стикеры со смайлами.

 

«Вызов» - первый этап урока.

Оргмомент. Цель: создать благоприятную атмосферу на уроке, позитивный настрой, мотивировать к действиям на уроке.

Учитель: «Здравствуйте. Я рада Вас всех видеть! (слайд 1)

В Евангелие от Матфея сказано: « Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон…» Мы все с вами соблюдаем определенные правила и нормы поведения, стремимся совершать хорошие поступки и ждем того же самого от других людей. Но откуда пришли к нам все эти нормы? Старинные традиции и обычаи гласят: почитай старших, помогай нуждающимся и верь в Божию милость. (слайд 2) Путешествие по Древней Руси поможет понять, откуда берут начало данные истины».

Побуждение интереса к изучаемой теме. Ученики самостоятельно определяют тему урока при помощи учителя.

Учитель: «Начнём наш урок! Постарайтесь самостоятельно сформулировать тему!»

Актуализация прежних знаний и умений. Цель: активизация опорных знаний учащихся с целью подготовки к восприятию и усвоению новых.

Подсказка 1. Ребята, (слайд 3) перед вами высказывание великого русского филолога Д.С. Лихачёва: «В наше время изучение древней русской литературы становится все более и более необходимым. Мы понемногу начинаем осознавать, что решение многих наших проблем невозможно без её привлечения…» Как вы думаете, что он подразумевает, говоря эти слова? (Ответ: мы должны дорожить памятниками древней русской литературы, должны уважать традиции наших предков, тогда многие наши беды и проблемы станут решаемыми или исчезнут совсем).

Подсказка 2. Посмотрите на следующий слайд (слайд 4) и иллюстрации на ваших партах. Скажите, что на них изображено и что символизируют эти предметы? (Ответ: изображены шапка В. Мономаха и скипетр. Эти предметы являются символом власти). Кого вы видите на слайде? Что вы о нём знаете из уроков истории? (Ответ: изображен Владимир Всеволодович Мономах, который являлся киевским князем).

Подсказка 3. Посмотрите на новый слайд (слайд 5).  Прочтите отрывок из труда В. Мономаха. Скажите, из какого произведения он взят? (Ответ: это отрывок из «Поучения» В. Мономаха, которое нам было задано).

Учитель: «Постарайтесь сопоставить подсказки (слайд 6) и сформулировать тему сегодняшнего урока».

Целеполагание и мотивация. Цель: обеспечить мотивацию к учению у детей, способность принять ими цели урока. Ученики самостоятельно формулируют тему урока, предлагают различные варианты. (Ответ: «Поучение Владимира Мономаха» - нравственное завещание наших предков). Тема записывается учениками в тетрадь.

 

Второй этап – «Осмысление»

 

Усвоение новых знаний и способов усвоения. Цель: подвести учащихся к обобщениям новых знаний и их систематизации.

Учитель: «С конца 1117 и весь 1118 год Мономах находился в Киеве. Много дней он проводил в своих палатах за чтением книг. В тот период он прочел «Отцовское поучение некого англичанина». С тех пор у него зародилась идея оставить собственное поучение своим сыновьям, в котором говорилось бы, как надо жить, как управлять государством, воевать и хозяйствовать. Эта мысль отодвигалась, пока он был молод. Как только он понял, что жизнь его подходит к концу и в одну минуту может прерваться, он приступил к написанию поучения. В своем труде он говорил о многом, а главное – о единстве Руси в борьбе против половцев. Он трудился день и ночь: до полудня он вершил дела Руси, а после брался за свое творение. Так создавалось легендарное «Поучение», истины которого дошли до наших дней.

Обратите внимание на слайд презентации (слайд 7).  На нём вы можете увидеть основные наказы, которые давал Мономах своим сынам. Сейчас предлагаю вам послушать одну адыгейскую притчу (читает заранее подготовленный ученик). Скажите, есть ли что-то общее в «Поучении» Мономаха и той притче, которую вы услышали? (Ответ: оба произведения учат уважению к окружающим людям, учат почитать советы родителей, говорят о пользе труда в жизни человека любой национальности).

Обратимся к тексту «Поучения» (слайд 8). Найдите ответы на вопросы и выразительно прочитайте найденные вами отрывки:

- С какой просьбой обратился к нам Владимир Мономах? (Ответ: «Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет её в сердце и не станет лениться…»)

- Зачитайте из текста советы, которые дает В. Мономах, и объясните их смысл. (Ответ: «Ни правого, ни виновного не убивайте»; «Гордости не имейте в сердце и в уме»; «В дому своем не ленитесь»; «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите»; «Страх Божий имейте превыше всего»).

Физкультминутка.

Растает даже ледяная глыба

Поднять руки вверх и потянуться за ними

От слова теплого - спасибо.

Наклониться вперед, руки развести в стороны

Зазеленеет старый пень

Присесть, изображая пень

Когда услышит - добрый день

Вернуться в исходное положение

 

Класс делится на три группы по рядам. Заранее выбранные руководители групп подходят к столу учителя и берут свитки с дифференцированными заданиями.

Задания группам:

1 группа. Назовите нравственные качества, которые превыше всего ценит В. Мономах? Впишите их в свитки.

2 группа. Что В. Мономах считает основным пороком?  Впишите в свиток ответ и объяснение.

3 группа. Какие качества личности автора нашли отражение в «Поучении»? Запишите их на свитке.

По истечении времени руководитель группы зачитывает ответы.

 

Организация первичного закрепления полученных знаний. Цель: формировать правильное и осознанное отношение к изучаемой теме.

 

Третий этап урока – «Рефлексия»

 

Подведение итогов урока.

Учитель: « Мы познакомились с одним из самых значимых памятников древнерусской литературы – «Поучением» В. Мономаха. Нам удалось найти и осмыслить истины, заложенные в произведении. Теперь постарайтесь в оценочном листе (у каждого ученика на парте) сформулировать свое мнение о сегодняшнем уроке».

 

Информация о домашнем задании. Цель: обеспечить понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель: «Домашнее задание (слайд 9): составить поучение младшим братьям, сестрам или будущим поколениям».

 

Рефлексия. Цель: инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

 

Учитель: «Ребята, что Мономах считает основным пороком и почему? (Ответ: «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к Церкви: пусть не застанет вас восход солнца в постели»).

В завершение урока хочу процитировать слова самого Владимира Всеволодовича:

Есть и пить без шума великого,

при старых молчать,

премудрых слушать,

старшим покоряться,

с равными и младшими любовь иметь,

без лукавства беседуя,

а побольше разуметь.

При выходе из класса приклейте на доску ваши стикеры со смайликами, которые подытожат ваше отношение к данному уроку. Спасибо за работу!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по рассказу А.Платонова «Юшка». 7-й класс ТЕМА: «Жить по законам человечности»

Данный урок разработан для выявления нравственной стороны жизни человека. Учитель вместе с учениками составляют характеристику главному герою, выявляют, почему окружающие жестоки....

Методическая разработка. Конспект урока по литературе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Цели  урока: 1) на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования, познакомить с теорией Л.Н. Толстого об истинной ц...

Конспект урока по литературе по теме "Во что веришь" (Анализ образа Луки в драме М. Горького)

Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию....

Конспект урока по литературе в 7 классе

Творчество В.В.Маяковского многогранно. Произведение "Хорошее отношение к лошадям"  не только о лошадях...

Конспект урока по литературе по произведению А.И Куприна "Чудесный доктор".

Данный урок по литературе разработан в помощь  учителям, работающим в билингвальной и многоязычной среде....

Конспект урока по литературе по теме: "Жанр, композиция, проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»"

Конспект урока по литературе в 11 классеТема: Жанр, композиция, проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»Цели:познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и про...

конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"

Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....