Актуальность исследования воспитания молодежи
проект на тему

Сложные социально-политические и экономические процессы, происходящие в нашей стране, привели к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформировали самые устойчивые идеалы, убеждения и взгляды. Размытость современных понятий «патриотизм», «честь», «долг», «совесть», «достоинство», «любовь» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние общества. Поэтому забота о патриотическом воспитании молодежи приобретает для нашего государства судьбоносное значение.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_issledovaniya_vospitaniya_molodezhi.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность исследования. Сложные социально-политические и экономические процессы, происходящие в нашей стране, привели к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформировали самые устойчивые идеалы, убеждения и взгляды. Размытость современных понятий «патриотизм», «честь», «долг», «совесть», «достоинство», «любовь» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние общества. Поэтому забота о патриотическом воспитании молодежи приобретает для нашего государства судьбоносное значение.
Возрождение патриотизма - шаг к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно-нравственную основу их жизнедеятельности.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание - это целенаправленное формирование у граждан страны любви к Родине, готовности к ее вооруженной защите. Основными задачами военно-патриотического воспитания являются формирование у граждан патриотического самосознания, воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии. Оно осуществляется совместными усилиями семьи, учебного заведения, трудового коллектива, органов государственной власти, общественных организаций, средств массовой информации, общественных союзов.
Одной из главных задач проводимой сегодня военной реформы является создание условий для формирования высокого уровня патриотического развития личности защитника Родины. В Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации указывается:«Воспитание военнослужащих должно осуществляться на основе многовековых нравственных устоев, воинских традиций, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального Российского государства, общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры». Именно поэтому в воспитании будущих защитников Отечества важно отразить народные традиции и социально-культурные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Изучение истории, литературы, родного языка, занятия различными видами искусств должны помочь молодому поколению глубоко проникнуть в духовный мир своего народа, понять истоки культуры, истории, образа жизни, стать продолжателем прогрессивных народных традиций.
Современный этап общественного развития также характеризуется возрождением национального самосознания народов, населяющих Российскую Федерацию. Прежде всего, это относится к казачеству, сыгравшему огромную роль в истории России. Поэтому глубокий анализ всей системы подготовки юношей-казаков к защите своего Отечества, несомненно, будет способствовать совершенствованию и развитию системы подготовки молодежи к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Недаром в Концепции государственной политики по отношению к казачеству, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 года №355 отмечено: «Возрождение традиционной для России государственной службы казачества является одним из элементов становления новой российской государственности, укрепления ее безопасности. Культура, традиции, обычаи казачества складывались под воздействием государственной службы и особого уклада жизни, поэтому без восстановления традиционного государственного статуса казачества невозможно возрождение казачества в целом». Этот же подход к возрождению казачества подтверждает Федеральный закон «О государственной службе российского казачества», принятый Государственной Думой РФ в 2005 году.
В основе казачьей идеологии и морали всегда лежало выполнение воинского долга перед Отечеством. Этот долг казаки честно исполняли во всех войнах, и казачество по праву считалось самым патриотичным слоем общества. Патриотизм, неразрывно связанный в России с преданностью престолу и вере предков, был краеугольным камнем казачьей психологии. Триединая формула «За Веру, Царя и Отечество» определяла основные направления воспитания молодых казаков и служила в дальнейшем их «символом веры» на протяжении всей жизни.
Сегодня для того, чтобы в короткое время пройти необходимый для полноценного восстановления казачества как воспитательного института эволюционный путь, традиционная культура казачества должна возрождаться одновременно и во взрослых, и в детях, и в быту, и во всех социальных институтах.
Когда мы говорим о значительной степени влияния традиций  казачества на воспитание патриотизма у молодых людей, в этом нет большого преувеличения. Не подлежит сомнению необходимость их возрождения. Они должны получить новое качественное развитие, позволяющее использовать их в современном воспитательном процессе, в частности в воспитании патриотизма у молодых людей.
Объект исследования. Патриотическое воспитание в военно-профессиональной подготовке казаков - будущих защитников Отечества (середина XIX - начало XX века).
Предмет исследования. Традиции Кубанского российского казачества в военно-патриотическом воспитании молодежи (середина XIX - начало XX века).
Цель исследования - выявить и обосновать педагогические особенности военно-патриотического воспитания юношества на  Тамбовщине в середине XIX - начале XX века.

Задачи исследования.
1.Провести историко-педагогический анализ традиций военно-патриотического воспитания молодежи и организации подготовки молодых казаков к службе в Российской армии в середине XIX - начале XX века и обосновать их влияние на воспитание воина-патриота.
2. Раскрыть содержание педагогических взглядов казачества на патриотическое воспитание молодежи в середине XIX - начале XX века, существенных для воспитания воина-патриота.
3. Провести анализ традиционных методов и средств обучения и воспитания российских казаков в Российской Империи и выявить особенности их применения в казачьей (народной) педагогике.
4. Выявить традиционные особенности подготовки казаков к службе в армии дореволюционной России и определить характерные черты обучения и воспитания молодых казаков в воинских частях и в военно-учебных заведениях. Раскрыть содержание общефизической и военно-прикладной подготовки подрастающего поколения казаков.
Методы исследования: исторический, системный и логический анализ; метод исторических аналогий; методы обобщения и сравнения; анализ архивных документов, научной и мемуарной литературы; изучение и обобщение накопленного  казачеством историко-педагогического опыта.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2001-2003 гг.) - изучение историко-педагогической литературы, научных трудов и публикаций, близких к теме диссертационного исследования; определение степени разработанности выбранной темы, выбор объекта и предмета исследования; разработка задач исследования; сбор и накопление материалов по теме исследования.
Второй этап (2003-2005 гг.) - углубленное изучение архивных материалов и документов, научной и публицистической литературы; анализ, обобщение и систематизация накопленного материала; апробация некоторых выводов в ходе выступлений на всероссийских, региональных и межвузовских конференциях; публикация результатов исследования в научных сборниках.
Третий этап (2005-2006 гг.) - систематизация и теоретическое обобщение результатов исследования, их апробация в процессе публикаций и выступлений на конференциях; публикация результатов, оформление диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что: обосновано влияние традиционной культуры казачества на воспитание патриотизма у молодых людей, прослеживающееся: в формировании у молодых казаков военно-профессиональных знаний, выработанных предыдущими поколениями эмпирическим путем; в культивировании у казаков представлений о братстве, как неотъемлемой части казачьей культуры; в особом укладе семейной жизни казачества; определены традиционные средства военно-патриотического воспитания казачества (предметы материальной и духовной культуры) и различные виды деятельности (игра, обучение, труд, общение, войсковая служба и т.п.); выявлены особенности использования таких традиционных для казаков методов воспитательного воздействия на детей, как беседа, разъяснение, убеждение, приучение, поощрение, наказание, осуждение, одобрение, личный пример, показ, упражнения в целях воспитания у них патриотизма; введены в научный оборот новые архивные источники, ранее не известные широкому кругу педагогов и имеющие практическую ценность при организации военно-патриотического воспитания среди казачьей молодежи в современных условиях.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что: выявлены педагогические взгляды казачества на воспитание будущих защитников Отечества (опора на общепринятые правила обучения и воспитания при их выражении, преломлении и реализации с учетом сложившегося военного уклада жизни; реализация общинно-группового характера патриотического воспитания; неукоснительное следование принципу природосообразности воспитания); раскрыто содержание подготовки казаков к военной службе, основанной на традициях казачества (активное использование специального комплекса игр, единоборств, конных состязаний в целях формирования у молодежи военно-прикладных умений и навыков; включение детей в активную жизнь казачьего общества путем их привлечения к мероприятиям у и казачьего круга; воспитательная роль семьи как основы патриотичесчекой, морально-психологической, эстетической и военно-прикладной подготовки казачат к взрослой жизни; целенаправленная поддержка казачьих ценностей и идеалов со стороны общества и государства).
Положения, выносимые на защиту.
1. К основным традициям казачества, оказывающим существенное влияние на военно-патриотическое воспитание защитников Отечества, мы относим: ориентацию личности казака на военную службу, на проявление патриотизма, на защиту Отечества; определение в качестве изначальных ценностей, защитниками которых видели себя казаки, понятий «земля русская», Отечество (а не государство), «народ православный»;формирование у молодых казаков военно-профессиональных знаний, выработанных предыдущими поколениями эмпирическим путем; культивирование у казаков представлений о братстве, как одной из традиционных казачьих ценностей; увязывание в общественном сознании православной религии и казака как единства и нерасторжимости; обеспечение особой привязанности к собственному быту, автономии, семейному укладу жизни казачества.
2. Характерными чертами педагогических взглядов казачества являются: опора на общепринятые принципы, нормы, правила обучения и воспитания при их выражении, преломлении и реализации с учетом традиций сложившегося военного уклада казачьей жизни; построение воспитательного процесса, обеспечивающее формирование и развитие определенного типа личности казака, в наибольшей степени соответствующей социальным, региональным и этническим идеалам казачьего общества; реализация семейного и общинно-группового характера патриотического воспитания и обучения молодых казаков.
3. Специфические особенностями воспитания казачьей молодежи в воинских частях и в военно-учебных заведениях являются: единство для всех казаков ценностных ориентаций и нравственных идеалов; учет командованием казачьего войска состязательности в процессе обучения и воспитания юношей, поощрение стремления молодых казаков проявить свою удаль и показать военную выучку; создание в казачьих военных формированиях условий, способствовавших развитию патриотизма молодых казаков; построение программ обучения в казачьих военных училищах с учетом специфики казачьих войск и их боевых традиций.
4. Влияние традиций российского казачества на воспитание воина-патриота в середине XIX - начале XX века проявлялось через семью, общину и казачье войско посредством: участия молодежи в традиционных состязательных единоборствах; применения особых гимнастических упражнений, развивающих ловкость, гибкость, выносливость и включающих в том числе и боевой пляс; широкого использования джигитовки и конного спорта в формировании военно-прикладных навыков; разработки опытными казаками и включения в обучение молодежи особых упражнений, направленных на уверенное владение холодным оружием; легкоатлетической подготовки и военно-спортивного ориентирования на местности при обучении казаков-пластунов; выделения и реализации в военно-профессиональной подготовке и в физическом воспитании казаков в военных школах Российской Империи трех компонентов: обязательного (определяемого требованиями воинских уставов, разработанных Главным управлением казачьих войск), дополнительного (направленного на максимальное приспособление казаков к местным условиям их будущей боевой деятельности) и казачьего (или традиционного), представляющего собой набор оригинальных традиционных боевых приемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ – ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию молодежи, обучающейся в средне-специальных образовательных учреждениях...

"Воспитание молодежи на примере Новомучеников и Исповедников земли Смоленской", выступление на V ежегодной Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», посвященной почитанию Новомучеников

Пример новомучеников чрезвычайно важен для современной молодежи, окруженной зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы ни была ценна земная жизнь, во вс...

Актуальность проблемы воспитания патриотизма и духовности в учреждениях СПО

Воспитание патриотизма и духовности в Мурманском индустриальном колледже....

статья: "Нравственное воспитание молодежи"

Статья: "Нравственное воспитание молодежи" рассматривает основнные проблемы и направления нравственного воспитания обучающихся колледжа....

«Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности»

Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности.Одной из проблем, связанных с получением профессионального образования вчерашними школ...

Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профессионального воспитания молодежи в условиях социального партнерства в системе СПО» Пути совершенствования духовно - нравственных ценностей у современной молодежи

Содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин дает возможность преодолеть узкопрофессиональное мышление, формирует духовно богатую личность, обладающую высокими нравственными и гражданск...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...