Самоанализ учебного занятия
методическая разработка на тему

ГОУ СПО ТО
«Сельскохозяйственный колледж «Богородицкий» имени
И.А.Стебута»

Тема: «Самоанализ учебного занятия»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОУ СПО ТО «Сельскохозяйственный колледж «Богородицкий» имени И.А.Стебута» Тема: «Самоанализ учебного занятия» Преподаватель общественных дисциплин Телегина Н.И.

Слайд 2

Самоанализ современного урока истории и обществознания

Слайд 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Памятка преподавателю к самоанализу урока 1. Какова целевая установка урока (цели, задачи)? 2. Как данный урок связан с другими уроками темы ? 3. Были ли отклонения от замысла и, если были, чем они вызваны? 4. Достигнуты ли цели урока ? По каким признакам судит об этом преподаватель ? 5. Что наиболее удалось на уроке ? 6. В чем учитель видит недостатки урока? 7. Какие выводы на будущее делает для себя ?

Слайд 4

1) Какое место урок занимает в изучении темы? Какому этапу тематического блока он соответствует? В связи с этим, насколько обоснован выбор данного типа и вида урока? 2) Каковы цели учебного занятия? Чем они обусловлены? Как в них отражаются современные подходы к целям и содержанию исторического образования ? 3) В какой степени учебный материал урока соответствует ФГОС по специальности СПО? 4) Как в содержании занятия отражены новые данные исторической науки, современные подходы к анализу и оценкам прошлого, неоднозначные версии и суждения по поводу изучаемых фактов? 5) Кто (или что) был для студентов основным источником информации по новой теме? Как он был представлен: как единственный и безапелляционный, как один из надежных и достоверных, как один из возможных и оригинальных и т.п.? Обучались ли студенты приемам критического анализа исторических источников? МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Самоанализ урока истории и обществознания

Слайд 5

6) В чем заключалась учебная работа студентов ? На каком уровне познавательной деятельности она была организована? Какими приемами и средствами преподавания учитель стимулировал именно такой характер учебной работы? Насколько он соответствовал целевой установке занятия, возрастным и индивидуальным возможностям студентов этого возраста ? 7) Какими приемами и средствами актуализировались знания учащихся, концентрировалось их внимание, поддерживался интерес к новой теме, активизировалось их участие в работе на уроке, учитывались и поощрялись познавательные особенности студентов ? 8) Насколько взаимосвязанными и преемственными были этапы урока? Насколько целостным и внутренне логичным получилось все занятие? 9) Как этот урок связывает собой предыдущие и последующие занятия? 10) В чем выражаются результаты урока? Каковы критерии его результативности? МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Самоанализ урока истории и обществознания

Слайд 6

1. Соответствие педагогического замысла целям и задачам. 2. Соответствие типа урока средствам и методам. 3. Научность исторических знаний. 4. Достоверность исторических фактов. 5. Мотивация и дифференцированность обучения. 6. Воспитание интереса к предмету. 7. Единство деятельности учителя и обучающихся . 8. Познавательная активность студентов . 9. Отбор главного, осознанного материала. 10. Полноценность содержания урока. Требования к уроку истории и обществознания

Слайд 7

Полноценность содержания урока определяется: - умелым отбором материала -образным, конкретным, эмоциональным освещением события - умением дифференцированно оценивать содержание: различать опорные знания, объекты прочного усвоения и материал, являющийся средством достижения цели - целесообразным сочетанием содержания речи преподавателя, учебника и внеурочных знаний учащихся - созданием системы исторических и обществвоведческих знаний. Требования к уроку истории и обществознания

Слайд 8

Системный анализ урока. Оценка основных личностных качеств учителя. Знание предмета и общая эрудиция учителя. Уровень педагогического и методического мастерства. Культура речи, темп, дикция. Интенсивность. Образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учениками. Внешний вид, культура, мимика, жесты.

Слайд 9

Оценка основных характеристик обучающихся на занятии. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности. Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы учащихся на уроке. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности в данном учебном предмете вообще и в уроке в частности. Системный анализ урока.

Слайд 10

Оценка содержания деятельности преподавателя и обучающихся. Научность, доступность и посильность изучаемого материала. Актуальность и связь с жизнью. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации. Оптимальность объема предложенного для усвоения нового материала. Системный анализ урока.

Слайд 11

Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся. Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередование и смены видов деятельности в ходе урока. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на уроке. Степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков. Степень эстетического воздействия урока на учащихся. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе урока. Системный анализ урока.

Слайд 12

Оценка цели и результатов проведенного урока. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно. Степень обучающего воздействия проведенного урока на учащихся. Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствует воспитанию учащихся в ходе урока) Степень воздействия урока на развитие обучающихся (что и в какой степени способствовало их развитию). Системный анализ урока.

Слайд 13

I этап: организационный. Задача этапа: подготовить студентов к работе на уроке. Результаты: кратковременность оргмомента, полная готовность группы к работе. Быстрое включение учащихся в деловой ритм и организации внимания у всех учащихся. Рекомендации: систематичность оргмомента, последовательность проявления требований, собранность, сдержанность, требовательность самого преподавателя . СТРУКТУРНЫЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА

Слайд 14

II этап: проверка д/з. Задача: установить правильность и осознанность выполнения д/з всеми студентами . Результаты: возможность учителя за несколько мин. установить уровень знаний у большинства учащихся. Возможность в ходе проверки д/з скорректировать опорные понятия и ликвидировать обнаруженные недостатки. Рекомендации: использование системы приемов которые позволяют опросить возможность выполнения д/з большинством студентов , оперативность преподавателя . СТРУКТУРНЫЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА

Слайд 15

III этап: всесторонняя проверка знаний. Задачи: глубоко проверить знания отдельных учащихся. Стимулировать опрашиваемых и в сю группу к овладени ю рациональными приемами учения и самообразования. Результат: проверка учителем не только объема и правильности знаний, но и их глубины, осознанности. Умение использовать их на практике, рецензирование ответов студентов , направленных на выявление положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях и навыках. Активная деятельность всего коллектива в ходе проверки знаний отдельных студентов. Рекомендации: использование самых различных методов проверки знаний(фронтальная беседа, тестовая проверка) постановка дополнительных вопросов, которые проверяли бы прочность знаний, создание при опросе нестандартных ситуаций (пусть звучит вопрос "Почему?" СТРУКТУРНЫЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА

Слайд 16

IV этап: подготовка студентов к активному и сознательному усвоения нового материала. Задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Результат: активная познавательная деятельность на следующем этапе. Рекомендации: оценка значимости для учащихся нового материала, умение показать чему учащихся должны научиться в ходе урока, умение четко однозначно определить образ. Цель урока, фиксацию этого в поурочном плане. СТРУКТУРНЫЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА

Слайд 17

Задачи: дать учащимся конкретное представление об изучаемом, основной идеи изучаемого вопроса добиться от них осознания. Первичного обобщения и систематизация новых знаний, усвоения учащихся способов, путей и средств, которые привели к данному обобщению. На основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки. Результат: при использовании метода эвристической беседы, самостоятельные работы учащихся в сочетании с беседой, использование компьютерной техники, показателем эффективности усвоения учащихся является правильность ответов, действий в процессе беседы, активное участие всего класса в подведении итогов работы, а также качество знаний учащихся на последних этапах обучения. Рекомендации: использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала, восприятие отличительных признаков; вычленение в изучаемом наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся, запись в тетрадях формулировок опорных пунктов плана, тезисов конспекта, использование приемов мышления, самостоятельная работа с книгой, использование наглядности, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; постановка перед учащихся учебной проблемы, создание проблемной ситуации; постановка эвристических вопросов, составление таблиц первичного обобщения материала, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, словарная работа. V этап: усвоение новых знаний. СТРУКТУРНЫЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА

Слайд 18

VI этап: проверка понимания студентами нового материала. Задачи: установить , усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы. Результат: основной критерий результативности - уровень осознанности нового материала большинством средних и слабых учащихся. Рекомендации: постановки вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся, создание нестандартных ситуаци й , обращение преподавателя к группе с требованием дополнить, уточнить, исправить, найти другое решение. Учет дополнительных вопросов со стороны учащихся для выяснения пробелов в знаниях . СТРУКТУРНЫЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА

Слайд 19

VII этап: закрепление нового материала. Задача: закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Результат: умение учащихся соотносить между собой факты, умение выделять существенные признаки, ведущих понятий, конкретизировать их, активность учащихся. Рекомендации: овладение рациональными методами и приемами контроля за знаниями, умениями, учащихся. СТРУКТУРНЫЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА

Слайд 20

VIII этап: информация о д/з, инструктаж по его выполнению. Задачи: сообщить о д/з, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока. Результат: правильное выполнение д/з всеми студентами. Рекомендации: проводить этап в границах урока, включать в состав д/з познавательные задачи, вопросы; дифференцировать подход к отбору материала для д/з. СТРУКТУРНЫЙ САМОАНАЛИЗ УРОКА

Слайд 21

1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка образовательно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации. 2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся. 3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения. 4. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие студентов, реализация дидактических принципов и результативности урока. 5. Структурно- временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу. 6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов. ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА

Слайд 22

7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа). 8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения студентов, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.) 9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов урока: реализация учителем триединой задачи урока; использование развивающих методов на уроке; пути развития познавательного интереса; формирование общеучебных умений и навыков; проверка и оценка знаний, умений и навыков у школьников и т.п. 10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков) ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА

Слайд 23

готовность преподавателя и обучающихся к уроку (внешняя); внутренняя, психологическая готовность обучающихся к уроку; организационные действия учителя (при необходимости); планирование учителем и сообщение обучающимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; актуализация знаний и способов деятельности студентов; какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение); применение проблемных методов в учении студентов; соотношение деятельности учителя и деятельности обучающихся; объём и характер самостоятельных работ обучающихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ; учёт учителем уровней актуального развития обучающихся и зоны ближайшего их развития; подходы к повышению у студентов положительной мотивации учения; постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения; владение учителем способами создания проблемных ситуаций; соблюдение правил постановки учебной проблемы; ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ПРОБЛЕМНО - РАЗВИВАЮЩЕГО УРОКА

Слайд 24

использование учебника, соотношение репродуктивной и частично- поисковой работы с ним; соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения; формирование специальных и общих учебных умений обучающихся; наличие у обучающихся познавательных умений, формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности её решения; умения обучающихся осуществлять логические операции; развитие познавательных способностей обучающихся на каждом этапе урока (что это доказывает); затруднения, возникшие у обучающихся всей группы, у отдельных студентов, их причины, как они были устранены; соблюдение требований проблемно - развивающего обучения к домашней работе обучающихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление); учёт учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности обучающихся и предложение дифференцированных заданий; что дал урок для развития у обучающихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления; общая результативность урока. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ПРОБЛЕМНО - РАЗВИВАЮЩЕГО УРОКА

Слайд 25

Общие сведения: Колледж, группа, дата проведения урока; тема урока, задачи урока. Оборудование урока: какие средства обучения использовал преподаватель; подготовлены ли наглядные пособия и технические средства; как подготовлена классная доска к уроку. Содержание урока: соответствует ли содержание программе, задачам урока; проведена ли его дидактическая обработка; формированию каких знаний, умений и навыков он способствует; с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закрепились на уроке; как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся; какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались; как осуществлялись межпредметные связи; соблюдались ли внутрипредметные связи; способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению. ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ (схема анализа и самоанализа урока)

Слайд 26

Тип и структура урока: какой тип урока избран, его целесообразность; место урока в системе уроков по данному разделу; как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками; каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь; соответствие структуры урока данному типу; как обеспечивалась целостность и завершённость урока. Реализация принципов обучения: принцип направленности обучения на комплексное решение задач; в чём выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой; как реализовывался принцип доступности обучения; с какой целью использовался каждый вид наглядности; как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков; как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся; как осуществлялось руководство учением школьников; в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке; какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий); как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения; как стимулировалось положительное отношение обучающихся к учению. ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ (схема анализа и самоанализа урока)

Слайд 27

Методы обучения: в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока; какой характер познавательной деятельности они обеспечивали; какие методы способствовали активизации учения студентов; как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности обучающихся; какова эффективность использованных методов и приёмов обучения. Организация учебной работы на уроке: как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе; как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная; осуществлялось ли чередование разных видов деятельности обучающихся; как организовывался контроль за деятельностью обучающихся; правильно ли оценивались знания и умения студентов; как учитель осуществлял развитие обучающихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы); какие приёмы использовал учитель для организации обучающихся; как подводил итоги этапов и всего урока. ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ (схема анализа и самоанализа урока)

Слайд 28

Система работы преподавателя: умение общей организации работы на уроке, распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение группой, соблюдение дисциплины; показ учащимся рациональных способов учебной работы; определение объёма учебного материала на урок; Поведение преподавателя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер обучения (демократичный или авторитарный), объективность; роль учителя в создании нужного психологического микроклимата. Система работы обучающихся: организованность и активность на разных этапах урока; адекватность эмоционального отклика; методы и приёмы работы, уровень их сформированности; отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию; уровень усвоения основных знаний и умений; наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков. ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ (схема анализа и самоанализа урока)

Слайд 29

Общие результаты урока: выполнение плана урока; мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока; уровни усвоения знаний и способов деятельности обучающихся: 1-й – усвоение на уроке восприятия, понимания, запоминания; 2-й – применение в аналогичной и сходной ситуации; 3-й – применение в новой ситуации, то есть творческое; общая оценка результатов и эффективности урока; рекомендации по улучшению качества урока. ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ (схема анализа и самоанализа урока)

Слайд 30

Основа педагогической практики − проведение и анализ уроков и внеурочных воспитательных мероприятий. Основа системного анализа − это пять структурно-функциональных компонентов деятельного подхода: Оценка основных личностных качеств учителя. Оценка основных характеристик обучающихся данного класса. Оценка содержания совместной деятельности учителя и обучающихся в ходе урока. Оценка эффективности способов деятельности учителя и обучающихся в ходе урока. Оценка цели и результатов проведения урока с позиции эффективности основных действий учителя и обучающихся. Основа данного подхода − определение урока: урок − это система воспитательно-образовательной и организационной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью обучающихся, направленная на достижение цели и задач их общего (или специального) обучения, воспитания и развития в соответствии с государственным образовательным стандартом. ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА УРОКА (ПО В.П. СИМОНОВУ)

Слайд 31

Дадим описание компонентов деятельностного подхода: Оценка основных личностных качеств учителя (первого, ведущего субъекта деятельности и компонента урока как деятельностной системы): 1. Знание предмета и общая эрудиция учителя в целом. 2. Уровень его педагогического и методического мастерства. 3. Культура речи: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность. 4. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с обучающимися. 5. Внешний вид педагога, мимика, жесты и культура поведения. Оценка основных характеристик обучающихся данного класса (второго субъекта деятельности и компонента урока как деятельностной системы): 1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности обучающихся в ходе урока. 2. Уровень общеучебных и специальных умений и навыков. 3. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы на уроке. 4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности обучающихся в ходе урока. ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА УРОКА (ПО В.П. СИМОНОВУ)

Слайд 32

Оценка содержания совместной деятельности учителя и обучающихся в ходе урока (первого системообразующего фактора урока как деятельностной системы): 1. Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков. 2. Актуальность содержания изучаемого материала и связь с жизнью (связь теории с практикой). 3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой обучающимися информации). 4. Оптимальность объёма, предложенного для усвоения материала. Оценка эффективности способов деятельности учителя и обучающихся в ходе урока (второго системообразующего фактора урока как деятельностной системы): 1. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности. 2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО в его ходе; 3. Рациональность и эффективность используемых методов и организационных форм работы. 4. Уровень обратной связи с обучающимися в ходе занятия. ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА УРОКА (ПО В.П. СИМОНОВУ)

Слайд 33

5. Эффективность контроля за учебной деятельностью обучающихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков. 6. Степень эстетического воздействия проводимого урока на учеников. 7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности учителем и обучающимися в ходе урока. Оценка цели и результатов проведённого урока с позиций эффективности основных действий учителя и обучающихся (третьего системообразующего фактора урока как деятельностной системы): 1. Степень конкретности, чёткости и лаконичности формулировки цели урока. 2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно. 3. Степень обучающего воздействия проведённого урока на учащихся (чему и в какой степени научились). 4. Степень воспитательного воздействия проведённого урока (что способствовало их воспитанию и в какой степени?). 5. Степень воздействия урока на развитие школьников (что способствовало и что препятствовало их развитию в ходе урока и в какой степени?). ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА УРОКА (ПО В.П. СИМОНОВУ)

Слайд 34

ФИО эксперта ___________________ ФИО преподавателя ____________________ Тема учебного занятия ______________________ Форма учебного занятия _____________________ Шкала оценивания: 0 баллов – не реализовано 1 балл – частично реализовано 2 балла – реализовано полностью Примечание : каждый показатель в таблице оценивается отдельно. ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА ИСТОРИИ

Слайд 35

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА ИСТОРИИ Таблица. Лист наблюдения урока Критерии эффективности учебного занятия Показатели (в баллах) I . Целеполагание : 1. четкость поставленных целей и задач 2. доведение целей занятия до учащихся 3. соответствие содержания урока задачам учебного занятия 4. учет особенностей группы 5. уровень достижения целей урока: образовательных развивающих воспитательных ВСЕГО ( максимум - 14 баллов ):

Слайд 36

II. Содержание урока : 1. научность материала 2. доступность материала для учащихся 3. структурированность, логичность изложения материала 4. рациональность объема изучаемого материала 5. рациональность распределения времени на каждый этап урока 6. реализация межпредметных связей 7. альтернативность оценок исторического прошлого 8. проблемность 9. направленность урока на формирование теоретических знаний у учащихся: раскрытие на конкретно исторических примерах изученных теоретических положений и понятий связь с жизнью, практической деятельностью школьников рациональность сочетания теоретического и практического материала

Слайд 37

10. ориентация занятия на формирование исторических представлений у студентов: о фактах прошлого (материальная, социально0политическая, историко-культурная жизнь людей) об историческом времени об историческом пространстве ВСЕГО ( максимум - 28 баллов ):

Слайд 38

III . Организация познавательной деятельности студентов : 1. актуализация опорных знаний 2. выбор структуры урока, ориентированной на развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся 3. привлечение исторических источников: письменных визуальных устных комплексное использование исторических источников 4. использование методов критического анализа источников информации 5. самостоятельность работы учащихся с источниками информации 6. использование активных методов обучения: включение каждого учащегося в деятельность организация учебной дискуссии

Слайд 39

организация учебного сотрудничества студентов (тренинг коммуникативных навыков и преодоления учебных конфликтов) соблюдение принципа ролевого участия (распределение компонентов учебной деятельности между учащимися) 7. дифференцированный характер заданий 8. направленность заданий на развитие умений студентов: учебно-организационных учебно-информационные учебно-интеллектуальных речевых (устная и письменная речь) 9. направленность заданий для учащихся на оценку событий прошлого: определение собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности соотнесение своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения 10. использование мультимедийных технологий ВСЕГО ( максимум - 42 балла ):

Слайд 40

IV . Организация контроля и оценки : 1. методы и формы проверки знаний учащихся: разнообразие индивидуализированность направленность на активизацию знаний школьников развивающий характер форм и методов проверки использование возможностей словесной и балльной оценок, их мотивированность 2. охват проверкой многосторонних результатов обучения истории: усвоение системы исторических знаний развитие исторического мышления овладение способами действий с историческим материалом

Слайд 41

3. организация домашнего задания: оптимальность объема эффективность метода доведения его до учащихся ВСЕГО ( максимум -20 баллов ): V . Роль учителя : 1. соблюдение требований к учебному занятию: благоприятный валеологический климат благоприятная психологическая обстановка соблюдение норм педагогической этики 2. наличие постоянной обратной связи с учениками

Слайд 42

3. речь учителя: четкость, логичность эмоциональность, образность, богатство ВСЕГО ( максимум – 12 баллов ) ИТОГО ( максимум -116 баллов ) Формула подсчета : Эффективность урока = Х х 116 / 100, где Х – общее количество набранных баллов; 116 – постоянная величина, максимально возможное количество баллов. Перевод полученных результатов осуществляется по следующей таблице. Таблица. Оценка уровня эффективности учебного занятия Показатель (в %) Качественная оценка уровня эффективности 100 – 85 высокий 84 – 65 средний 64 – 45 удовлетворительный 44 и ниже низкий

Слайд 43

Колледж , группа , ФИО преподавателя , проводящего урок. I . Готовность к уроку : Подготовленность кабинета : санитарное состояние класса; подготовка оборудования, дидактических материалов; использование возможностей кабинета. Готовность преподавателя и учащихся к уроку (обеспеченность учащихся учебниками, сборниками, хрестоматиями, картами – схемами, наличие у студентов тетрадей по истории). Переключение внимания учащихся на предстоящий урок : способ; количество времени. II . Организационный компонент урока (планирование): Модели планирования учебного процесса (тематическое планирование, планирование по блочно-модульной технологии). Формулировка образовательных, развивающих и воспитательных задач занятия (соответствие месту занятия в тематическом блоке, его содержанию, и возрастным и познавательным возможностям школьников). Постановка учебной проблемы, виды проблемной ситуации: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация версионного характера; ситуация прогнозирования альтернативных путей развития исторических событий. Примерная схема анализа и самоанализа урока истории

Слайд 44

Структура урока : звенья урока, последовательность; наличие взаимосвязи с предыдущим и последующими уроками, преемственность этапов урока; оптимальность распределения времени. Форма учебного занятия , тип урока : сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы; насколько данное сочетание оправдываются местом занятия в тематическом блоке, целевой установкой, содержанием учебно-исторического материала и характером познавательной деятельности учащихся. Характеристика учебных возможностей коллектива группыпо результатам педагогического анализа (учет особенностей учащихся при планировании урока). Примерная схема анализа и самоанализа урока истории

Слайд 45

III . Содержательный компонент урока: Соответствие материала требованиям рабочей программ ы по истории. Научность материала , его соответствие возрастным особенностям студентов . Отражение в содержании занятия данных современной исторической науки : новые подходы к анализу и оценке прошлого, ценности современного российского общества; наличие альтернативных версий и суждений по поводу изучаемых фактов; создание перспективности при изучении истории, т.е. применение знаний о закономерностях развития. Установление межпредметных и внутрипредметных связей (ретроспективных; синхронных; преемственных). Установление связи с современной исторической действительностью и жизненным опытом учащихся с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. Примерная схема анализа и самоанализа урока истории

Слайд 46

Принцип отбора объектов прочного усвоения: количество неглавных и главных исторических фактов: простых (окружающая среда, материальные предметы, люди – участники событий и явлений), сложных (локализованные в пространстве и во времени динамичные факты-события и относительно статичные исторические факты-явления); конкретность исторических фактов; образность исторических фактов. Организация работы с учебником : соотношение изложения учителя и учебника; преобладающий вид работы (комментированное, аналитическое чтение). Привлечение дополнительного исторического материала : вид дополнительного источника (визуальный, тестовый); объем дополнительного материала; функциональное назначение дополнительного материала (иллюстрация рассказа учителя или учебника, самостоятельный источник знаний по изучаемой теме); целесообразность привлечения на данном конкретном уроке. Примерная схема анализа и самоанализа урока истории

Слайд 47

IV . Методический компонент урока: Способы воспроизводства ранее усвоенных учащимися теоретических сведений: устная или письменная проверка знаний учащихся (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос, проверка знания теории в процессе выполнения практических упражнений); способы проверки дифференцированных письменных домашних заданий (выборочная проверка, взаимопроверка, самоконтроль, участие в проверке работ учеников-консультантов и т. д.); характеристика вопросов и задач, предлагаемых учащимся в процессе проверки домашнего задания (проблемные вопросы и задачи, способствующие созданию поисковых ситуаций на уроках; вопросы, требующие сопоставления, сравнения учебного материала и обобщения его на понятийном уровне); правильность постановки вопросов по содержанию, их доступность, составление заданий с учетом особенностей каждого учащегося и класса в целом; выбор методов и приемов опроса, способствующих активизации познавательной деятельности студентов ; уровень ответов обучающихся (глубина, осмысленность, точность, полнота, умение выделить главное, делать выводы и обобщения); мотивация оценок, их объективность; время, затраченное на проверку домашнего задания. Примерная схема анализа и самоанализа урока истории

Слайд 48

Изучение нового материала : подготовка учащихся к восприятию новой темы; сообщение учителем целей и задач урока, ознакомление с планом; характер познавательной деятельности студентов на занятии (содержание учебной работы; уровень познавательной деятельности; средства обучения; использование элементов самообразования); формирование практических умений и навыков использования самостоятельной работы: - основной источник информации по новой теме; - виды исторических источников (документы государственного характера; документы международного характера; документы политического характера; документы исторического характера; документы личностного характера; документы литературного характера); - представление данного источника как единственного, одного из достоверных, своеобразных, спорных; - приемы критического анализа исторических источников; степень и пути осуществления дифференциации упражнений в ходе самостоятельной работы учащихся: - приемы активизации мышления учащихся (система вопросов; создание проблемных ситуаций; разные уровни проблемно-эвристического решения задач; использование задач с недостающими и лишними данными; организация поисковой работы на уроке; индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы работы); - характер упражнений по их содержанию и степени трудности; - способы предъявления заданий учащимся (по вариантам, по заданию учителя или на основе самостоятельного выбора того или иного варианта задания учащимися); - удельный вес самостоятельной работы учащихся в общей системе работы на уроке; Примерная схема анализа и самоанализа урока истории

Слайд 49

приемы и средства эмпирического изучения истории на уровне изложения и воспроизведения исторической информации в близкой к источнику форме (картинное описание, аналитическое описание, образная характеристика, образное повествование, сюжетный рассказ), уровне преобразования исторической информации (информативный, развернутый, картинный план), уровне творческой реконструкции образов (персонификация, драматизация, стилизация, интервью); приемы и средства изучения теоретических сведений: «открытая теория» (объяснение, рассуждение, аналитическая беседа, обобщающая характеристика), представление теоретических сведений в условно-графическом виде (ментальная карта; логическая схема; графики; диаграммы; сравнительно-обобщающая и конкретизирующая таблицы; смысловой, стереотипный, тезисный планы; учебные памятки); способы создания ситуаций для усвоения глубины исторического материала, эмоциональных переживаний; уровень воспитательного воздействия урока на личность; ритмичность урока (чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными; нагрузка в течение урока); время, затраченное на изучение нового материала. Примерная схема анализа и самоанализа урока истории

Слайд 50

Закрепление нового материала : методы и приемы; форма самостоятельной работы учащихся с источниками; время, отведенное на закрепление нового материала. Организации домашнего задания : форма: устное или письменное (доклад, тезисы, составление таблицы и т.д.); соответствие задания целям урока; дифференцированность домашнего задания; объем, своевременность и разъяснение задания (анализ некоторых примеров, беседа о наиболее рациональных способах выполнения заданий дома, называние номеров соответствующих упражнений. Примерная схема анализа и самоанализа урока истории

Слайд 51

V . Рефлексивный компонент: Роль учителя : достижение поставленных задач к концу урока; творческий подход к подготовке урока, применение современных технологий обучения; владение вниманием учеников на протяжении всего урока; впечатление об исторической и методической эрудиции учителя; четкость и эмоциональность при изложении материала; привлечение учащихся к морально - этической оценке изученного материала; воспитание интереса к предмету; критерии эффективности урока (по мнению учителя); педагогический такт, корректность (оценка взаимоотношения учителя и учащихся); способы преодоления возможной перегрузки учащихся. Примерная схема анализа и самоанализа урока истории

Слайд 52

Преобладающие методы обучения и формы организации познавательной деятельности школьников: оправданность, целесообразность; степень сформированности основных способов деятельности у учащихся; влияние на эффективность урока. Результативность урока: степень реализации прогнозируемых результатов урока; факторы, способствовавшие достижению целей урока; факторы, препятствовавшие достижению целей урока; теоретические положения, способы деятельности, хуже усвоенные учащимися; план устранения недостатков урока. Примерная схема самоанализа урока истории

Слайд 53

Отношение учащихся к уроку : дисциплина, активность, сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока; характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива; отношение учащихся к учителю и друг к другу (боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.); отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; ведение рабочих тетрадей, записей; оценка учениками результативности урока. Анализ урока учителя должен быть дополнен самоанализом. Примерная схема анализа и самоанализа урока истории

Слайд 54

При анализе вводно–мотивационного этапа основное внимание обращается на следующие элементы: 1. Была ли создана преподавателем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась? 2. Какими средствами пользовался преподаватель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи: - использование известных знаний, способов работы студентов; - формы организации учебной работы учащихся; - создание условий для активной позиции ученика; - позиция учителя и его роль на данном этапе; - использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень усвоенности). 3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у студентов или нет? Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса, (в любой форме: графической, знаковой, словесной). 4. Уровень владения студентами способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение студентов аргументированно говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов. Анализ урока формирования ключевых компетентностей

Слайд 55

5. Соответствие формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока. Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя? Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах? При анализе этапа проверки домашнего задания оцениваются следующие показатели: 1. Особенности организованного начала урока "без раскачки", без лишних слов, без наведения порядка, в хорошем и деловом настроении. 2. Четкая организация индивидуальной и групповой работы учащихся. 3. Организованная проверка заданий первого уровня, через групповую деятельность, оценка результатов каждого. 4. Проверка домашней работы второго уровня: творческое применение полученных знаний, применение (перенос) модели усвоенного способа к конструированию подобных задач; графическое, знаковое или символическое моделирование содержания усвоенных знаний или способов и др. Анализ урока формирования ключевых компетентностей

Слайд 56

5. Проверка домашней работы третьего уровня: отчеты учащихся по группам о выполнение чисто творческой работы в зависимости от индивидуально-психологических особенностей - сочинение музыки, стихов, рассказов, сказок; выполнение рисунков, чертежей, муляжей; конструирование моделей, макетов, проектов, составление математических и химических расчетов; разработка новых идей, предложений, научных подходов и т.п. 6. Само-и-взаимооценка степени выполнения заданий разного уровня. Анализ урока формирования ключевых компетентностей

Слайд 57

При анализе этапа выравнивания знаний основное внимание обращается на следующие элементы: 1. Особенности, вопросов, подготовленных учителем для выравнивания знаний учащихся (выделение главных понятий, отделение главного от второстепенного). 2. Характер реагирования учителя на ответы учащихся (сам оценивает ответы или привлекает других учащихся, добивается обобщенных ответов или соглашается частными и второстепенными ответами). 3. Выравнивание знаний учащихся по пройденному материалу методом групповой отработки заданий учителя. Как умело пользуется учитель этим способом учебной деятельности? 4. Как активно учащиеся индивидуально и в групповой форме проговаривают усвоенные понятия в громкой речи? 5. Добился ли учитель положительного самочувствия всех учащихся в результате субъективного ощущения полноты своих знаний сравнительно с другими студентами. 6. Как прошла самооценка выровненных знаний. Анализ урока формирования ключевых компетентностей

Слайд 58

При анализе решения учебной задачи необходимо обратить внимание на наличие следующих структурных элементов: 1. Как расчленена учебная задача на частные (абстрактные) задания, как организована система создания проблемных ситуаций и программирование процесса познания. 2. Как четко организовано пошаговое решение учебной задачи через систему частных заданий; как выделяются и отрабатываются учебные действия, формулируются выводы, определения, общие способы решения. 3. Как происходит моделирование усвоенного содержания или общего способа. 4. Как организуется индивидуальная и групповая учебная деятельность. 5. Как происходит пошаговая рефлексивно-оценочная деятельность в процессе решения УЗ и пошаговая самооценка усвоения знаний. Анализ урока формирования ключевых компетентностей

Слайд 59

При анализе формирования общего способа (приема) необходимо обратить внимание на следующее: 1. Какими средствами учитель вводит ученика в ситуацию осознания необходимости использования специального способа решения поставленной задачи? 2. Каким образом учитель добивается выделения и осознания отдельных учебных действий? 3. Все ли студенты овладевают способом и в какой мере? 4. В какой форме учащиеся фиксировали усвоенный способ? 5. Как была организована групповая работа по усвоению и сознанию способа? 6. Как была проведена промежуточная и итоговая самооценка степени усвоения общего способа? Анализ урока формирования ключевых компетентностей

Слайд 60

При анализе этапа моделирования необходимо обращать внимание на следующее: 1. Каким образом учитель создает ситуацию, при которой студенты принимают учебное действие моделирования (преобразование модели) и используют его как инструмент для решения ранее поставленной УЗ? 2. Какие виды моделей используются на данном уроке ? Кто это действие задает (в зависимо­сти от уровня группы, возраста обучающихся)? Обоснованность выбора как моделей, так их исполнителей. 3. Каким образом используется этап моделирования для решения поставленной УЗ? Какие формы организации учебного сотрудничества использовал учитель на данном этапе? Их необходимость и целесообразность? 4. Каков уровень понимания студентов (абстрагирования) построенных моделей? Помогают ли они для решения поставленных целей? 5. Как связан процесс моделирования с другими учебными действиями на уроке? (Переход от одного вида модели к другой). Анализ урока формирования ключевых компетентностей

Слайд 61

При анализе этапа самоконтроля необходимо особо отметить следующие его стороны: 1 Обоснованность выбора и его целесообразность на данном этапе обучения студентов. 2. Степень автоматизированности контроля (его протекание). Представляет ли он собой самостоятельное развернутое действие или включен в процесс выполнения других действий. 3. Уровень организованности студентов на выполнение действия контроля. 4. Каков уровень направленности контроля (Что контролируется? Контролируется ли процесс выполнения действий или лишь их результат?) 5. Каковы критерии, на которых строится контроль (материализованно или идеально представлена схема-образец)? 6. Частота осуществления контроля (после действия, в процессе действия или до его начала). 7. Отбор предметного содержания для проведения действия контроля. 8. Понимают ли студенты значимость данного этапа работы для решения главной задачи обучения? Анализ урока формирования ключевых компетентностей

Слайд 62

При анализе этапа самооценки необходимо обратить внимание на следующие особенности: 1. Какую структуру урока определил учитель для себя для оптимальной работы над действием оценки у учащихся? Ее обоснованность. 2. Испытывают учащиеся потребность в оценке своих действий? 3. Опираются студенты при работе на свою собственную оценку или прибегают к оценке учителя? Определяется уровень (этап) этого состояния. 4. При действии оценки на уроке учитывается содержание выполненного действия студентами или случайные признаки? 5. Каков уровень возможностей студентов на данном этапе обучения по оценке своих способностей относительно решения предстоящей задачи? 6. Прослеживается ли в уроке цикличность в действии оценки (т.е. оценка выносится студентами только перед решением задачи, которая позволяет им адекватно определить свои возможности, в ее решении и в соответствии с этим в дальнейшем спланировать свою деятельность или производится только итоговая оценка как санкция (факт) освоенности данного способа (понятия)? 7. Какой арсенал средств и форм использует учитель для освоения этого действия с обучающимися? Анализ урока формирования ключевых компетентностей

Слайд 63

Схема анализа компетентностно-ориентированного урока Преподаватель Дисциплина, группа Тема урока Целеполагание Отсутствует Цель формулирует учитель Совместное со студентами Цели урока Нельзя измерить, продиагностировать Диагностичны, измеряемы Создание мотивационного поля Отсутствует На этапе целеполагания На отдельных этапах урока Содержание урока Нет связи с жизнью, практической деятельностью. Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция содержания.

Слайд 64

Формы организации деятельности учащихся на уроке Неактивные Активные Интерактивные Фронтальные Групповые Парные Индивидуальные Использование методов, приемов Использование не оправдано, методы и приемы - репродуктивные Выбор оправдан, соответствует целям урока, используются методы и приемы репродуктивные и продуктивные Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный Использование технологий Рефлексивность Отсутствует Эмоциональная рефлексия Оценка деятельности Оценка результата Рефлексия учителя

Слайд 65

Результативность урока Результат не достигнут или достигнут учителем Сформирована направленность на предметные компетентности (указать какие); наличие продукта. Результат достигнут отдельными учащимися. Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности (указать какие); наличие продукта деятельности, знаний о его практическом применении. Большая часть класса достигла результата. Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности, развивались ключевые компетентности (указать, какие); Результат достигнут каждым учащимся. Оценивание Традиционное, по 5-бальной шкале Качественная, словесная оценка деятельности Другие виды оценивания Выводы: Принципы деятельностно-компетентностного подхода в обучении не реализуются реализуются частично реализуются

Слайд 66

«Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» (А.А. Леонтьев). Исходя из этого, набор позиций определен следующим образом: · ученик сам ставит цель (участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи. Обязательной частью компетентностно-ориентированного урока становится работа учителя с мотивацией, интересом учащихся); ·ученик сам проектирует или выбирает средства; · сам оценивает результат и корректирует свои действия. Еще один важный принцип компетентностного подхода – диагностичность (измеримость) целей урока, что предполагает ответ на вопросы: «Что должен научиться делать ученик?» и «Как я, учитель, делаю это сам?».

Слайд 67

Какова характеристика реальных учебных возможностей обучающихся? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного урока? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чём специфика этого урока? Каков его тип? Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников? Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. д.? Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между всеми этапами урока? На каких понятиях, идеях, положениях фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное? Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так? СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА

Слайд 68

Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему? Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения. Почему? За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность студентов в течение всего урока? За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя? Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе студентов рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся? Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Как учитель планирует восполнение нереализованного? СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА

Слайд 69

- Анализ урока: типология, методики, диагностика / авт.-сост. А.В. Голубева, Т.А. Чегодаева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 121 с. - Афиногенов А.Я. Реализация современных требований к содержанию образования и организации образовательного процес­са в учреждениях начального профессионального образования / А.Я. Афиногенов // Межвузовский сборник научных статей: Вузов­ская наука. Новации. Перспективы. - Тула: АНОВПО «ИЭУ», 2007. - с. 93-97. - Афиногенов А.Я. Опытно-экспериментальная работа в уч­реждениях профессионального образования Тульской области: учебно-методическое пособие / А.Я. Афиногенов, Л.И. Луценко, Г.Н. Лищина. - Тула: ИПК и ППРО ТО, 2008. - 164 с. - Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя / А.С. Батышев. - М.: Ассоциация «Профессиональ­ное образование», 2003. - 200 с. Список использованной литературы

Слайд 70

- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М., 1995. - Важевская Е.Н. Учись учиться / Е.Н. Важевская, А.Т. Глазу­нов. -М., 2000. - Володарская А.А. Современные подходы к процессу обу­чения (Что такое современный урок?): методические рекомендации в вопросах и ответах / А.А. Володарская. - М., 1998. -22 с. - Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-методическое пособие / М.Г. Ермолаева. - СПб.: КАРО, 2008.-160 с. - Заславская О.В. Обучение как фактор формирования и развития воспитательной системы школы / О.В. Заславская. - Тула: ТО ИРО, 1997. - 187 с. - Заславская О.В. Педагогическая технология и содержа­ние деятельности педколлективов общеобразовательных школ по реализации идеи индивидуализации обучения (программа «Школа индивидуального выбора»); в 9 частях / О.В. Заславская [и др.] - Тула, 1993.-440 с.

Слайд 71

- Заславская О.В. Процесс обучения и его функции в раз­витии воспитательной системы школы: дисс. ... доктора пед. наук: 13.00.01 / О.В. Заславская. - М., 1997. - 278 с. - Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / Я. А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982.-Т. 1.-656 с. - Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно- воспитательного процесса и управление школой / Ю.А. Конаржев­ский. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с. - Конаржевский Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 336 с. - Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для учителей и руководителей образовательных учрежде­ний, студентов лед. уч. заведений, слушателей ИПК/ С.В. Кульне­вич, Т.П. Лакоценина. - Ростов-н/Д.: ТЦ «Учитель», 2002. - 176 с. - Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования / А Н. Лейбович. - М., 1996.-228 с.

Слайд 72

- Махмутов М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. - М., 1981. - Общие основы педагогики / под. ред. Ф.Ф. Королева, В.Е. Гмурмана. - М., 1981. - Олейникова О.Н. Разработка модульных программ, осно­ванных на компетенциях: учебное пособие / О Н. Олейникова [и др.]. - М.: Альфа, - 2005. - 228 с. - Подласый И.П. Продуктивная педагогика: книга для учи­теля / И.П. Подласый. - М.: Народное образование, 2003. - 496 с. - Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещение: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с. - Поташник М.М. Требования к современному уроку: мето­дическое пособие / М.М. Поташник. -'М.: Центр педагогического образования, 2008.-272 с. - Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлени­ям- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. - 512 с. - Рерих Н.К. О вечном... / Н.К. Рерих. - М.: Политиздат, 1991.-426 с.

Слайд 73

- Сергеева Т.А. Проектирование учебного занятия / Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова. - М., 2000. - 83 с. - Сибирская М П. Педагогические технологии профессио­нальной подготовки / М.П. Сибирская. - СПб., 1995. - 79 с. - Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности (проблемы, методологии, теории и технологии): монография. Авторское издание / В.П. Симонов. - 2003. - 186 с. - Скакун В.А. Проведение и анализ уроков по специальным и общетехническим предметам / В.А. Скакун. - М.: Высш. шк., 1984. - 80 с. - Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений / В.А. Скакун. - М., 2001. - 184 с. - Конаржевский Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 336 с. - Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для учителей и руководителей образовательных учрежде­ний, студентов лед. уч. заведений, слушателей ИПК/ С.В. Кульне­вич, Т.П. Лакоценина. - Ростов-н/Д.: ТЦ «Учитель», 2002. - 176 с.

Слайд 74

- Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования / А Н. Лейбович. - М., 1996.-228 с. - Махмутов М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. - М., 1981. - Общие основы педагогики / под. ред. Ф.Ф. Королева, В.Е. Гмурмана. - М., 1981. - Олейникова О.Н. Разработка модульных программ, осно­ванных на компетенциях: учебное пособие / О Н. Олейникова [и др.]. - М.: Альфа, - 2005. - 228 с. - Подласый И.П. Продуктивная педагогика: книга для учи­теля / И.П. Подласый. - М.: Народное образование, 2003. - 496 с. - Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещение: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с. - Сергеева Т.А. Проектирование учебного занятия / Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова. - М., 2000. - 83 с.

Слайд 75

- Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещение: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с. - Поташник М.М. Требования к современному уроку: мето­дическое пособие / М.М. Поташник. -'М.: Центр педагогического образования, 2008.-272 с. - Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлени­ям- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. - 512 с. - Рерих Н.К. О вечном... / Н.К. Рерих. - М.: Политиздат, 1991.-426 с. - Сибирская М П. Педагогические технологии профессио­нальной подготовки / М.П. Сибирская. - СПб., 1995. - 79 с. - Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности (проблемы, методологии, теории и технологии): монография. Авторское издание / В.П. Симонов. - 2003. - 186 с. - Скакун В.А. Проведение и анализ уроков по специальным и общетехническим предметам / В.А. Скакун. - М.: Высш. шк., 1984. - 80 с. - Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений / В.А. Скакун. - М., 2001. - 184 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ практического занятия "Разработка ассортимента холодных блюд из мяса птицы"

На занятии использованы технология личностно - ориентированного обучения (оказание помощи и внимания всем участникам урока, создание ситуации успеха); проблемное обучение (разработка конкурсного задан...

Самоанализ учебного занятия по структурным компонентам.

Самоанализ учебного занятия по структурным компонентам....

Самоанализ практического занятия по ПМ 03. "Выполнение каменных работ"

Согласно ФГОС и Рабочей  программы МДК.03.01 «Технология каменных работ» по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ», мной проведен урок на тему «Кладка сл...

Обучающий семинар для преподавателей отделения СПО по теме «Анализ и самоанализ учебного занятия: цели, алгоритм, критерии»

Умение анализировать свою педагогическую деятельность на учебном занятии лежит в основе творческого труда преподавателя. От умения анализировать своё собственное занятие, конкретные педагогические сит...

Презентация к обучающему семинару по теме «Анализ и самоанализ учебного занятия: цели, алгоритм, критерии»

Данная презентация - удобный и наглядный способ визуализации информации во время проведения обучающего семинара....

Технологическая карта учебного занятия по БЖД. Самоанализ занятия

Тема занятия «Первичная профилактика инфекционных заболеваний»Дидактические обучающие цели:  на первом уровне усвоения :  Раскрыть значения первичной профилактики заболеваний. На...

Схема самоанализа учебного занятия

Общие сведения: краткая характеристика учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты; характеристика оборудования учебного заняти...