Урок «От варварских королевств к империи Карла Великого»
план-конспект урока на тему

Степанова Татьяна Викторовна

Урок по теме "От варварских королевств к империи Карла Великого" построен в соответствии с требованиями ФГОС. Составлена технологическая карта урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «От варварских королевств к империи Карла Великого»

Цели урока :

  • Располагать во времени (определять по датам век, последовательность, длительность, соотносить даты друг с другом) этапы развития средневековых цивилизаций, события истории Византии и соседних народов. На основе фактов истории проследить изменения, происходящие с варварским племенем франков. Определить признаки перехода к цивилизации. Закрепление умения использовать исторические понятия: цивилизация, первобытность, вождь, король, империя, папа римский, династия, условное землевладение, герцоги, графы, рыцари, епископы.
  • Объяснять преимущества и недостатки политики Карла Великого. Использовать данные исторических карт и схем для доказательства своей точки зрения.
  • Создать условия для осознания роли личности Карла Великого в раннее Средневековье. Давать и объяснять самостоятельную характеристику исторических событий и процессов памятников культуры, исторических явлений Средневековья.

Задачи урока:

  • Определять понятия.
  • Анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.
  • Владеть смысловым чтением – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
  • Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.

Обязательный минимум содержания:

Империя Карла Великого.

Технологическая карта урока 

Автор

 Степанова Татьяна Викторовна - учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №30  

Предмет  

История

Класс

6 класс

Автор УМК (Программы учебного курса)

Е.В. Агибалов, Г.М. Донской.

Тема урока

От варварских королевств к империи Карла Великого

Тип урока

Изучение нового материала

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

1. Организаионный.

Входная диагностика.

Проверка готовности учащихся к уроку, их настрой на работу

– Проверь, готов ли ты к работе?

– Откройте учебник на с. 29. Давайте предположим, что, с точки зрения авторов, мы должны выяснить?

Читают название параграфа.

Коллективное представление результатов задания.

Самостоятельно давать и объяснять оценки событий

1.Выдвигать версии.

2.Определять цель, проблему в учебной деятельности.

3.Планировать деятельность в учебной ситуации.

1.. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

1.Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2.

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка проблемы Почему Франкское королевство стало империей?

– Вспомните, что такое Великое переселение народов, с чем оно было связано?

– Когда началось Великое переселение?

– Какие народы участвовали в Великом переселении?

– Какие важные события произошли в Европе в 476 году?

– Обратите внимание на то, что тема на доске не записана, в конце изучения новой темы вам предстоит дать название уроку.

– Варварские племена и их конунги стали хозяевами Европы. Казалось, они должны вести себя, как завоеватели: устанавливать свои порядки, грабить, заставлять всех жить по своим правилам. Но как вы думаете, так ли это было на самом деле? Давайте ознакомимся с историческим документом ( раздаточный материал).

– Что сделал король Карл по просьбе христиан?

– Как изменилось отношение короля варваров-франков к императорской короне?

– Какое противоречие между историческим фактом (Одоакр отсылает императорскую корону в Константинополь) и документом мы наблюдаем?

Фиксируем на доске:

  1. Карл принимает корону и готов забыть старые обиды.
  2. Меняется отношение к короне как символу власти.

– Если Карл становится императором, то его королевство превращается в империю. Интересно, для чего это Карлу стало нужным, ведь варвары всегда презирали римлян и римские порядки?

– Какую проблему мы сегодня должны решить?

Фиксируем проблему урока на доске:

Почему Франкское королевство стало империей?

Великое переселение народов — массовое переселение германских, славянских и других племён на территории Евразии. Скорее всего, оно произошло из-за изменений климата.

– Великое переселение народов началось в IV веке.

– Гунны, франки, готы, вандалы, вестготы, саксы и т.д.

 

– В 476 году вождь отряда германских наёмников Одоакр свергнул последнего римского императора, провозгласил себя королём Италии, а императорскую корону отослал в Константинополь.

 

Учащийся читает вслух документ «Из Лоршских анналов». Затем отвечают на вопросы

В коллективной беседе выясняется, что король варваров-франков Карл с удовольствием принимает корону от папы римского, призывая помириться и забыть старые обиды. Учащиеся отвечают, что меняется отношение к короне как символу власти.

Запись в тетради

Формулируют главный вопрос урока: Почему Франкское королевство стало империей?

1.Самостоятельно давать и объяснять оценки событий.

2.Оценивать свои и чужие поступки.

1.Выдвигать версии.

2.Определять цель, проблему в учебной деятельности.

3. Выбирать средства достижения цели.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

5.Работать по плану, сверяясь с целью.

.

1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

1.Анализировать (выделять главное).

2.Определять понятия.

3.Обобщать, делать выводы.

4.Выделять причины и следствия.

5. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица

3.Актуализация знаний.

Подведение учащихся к формулированию темы и задач урока

– Давайте вспомним признаки империи. А для этого выполним в рабочей тетради, в уроке 3, задание 1, с. 10.

– Выберите признаки империи и соедините их стрелками.

Обсуждение результатов работы.

1.Самостоятельно давать и объяснять оценки событий.

2.Оценивать свои и чужие поступки.

1.Выдвигать версии.

2.Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2.Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

3. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

4.Работать по плану, сверяясь с целью

1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая факта.

2. Создавать устные и письменные тексты.

3.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

1.Анализировать (выделять главное).

2.. Обобщать, делать выводы.

3.Представлять информацию в разных формах (схема, таблица

4.Открытие нового знания.

с помощью документов и письменных источников сформировать представление у учащихся о возникновении и распаде империи Карла Великого,формировать собственный взгляд на исторические события,

формировать у учащихся научное мировоззрение о процуссе возникновения империи и ее распаде.  формировать навыки и умения работать в коллективе,

развивать у учащихся познавательный интерес к истории;

– Итак, варвары стали хозяевами Европы. Многие варварские племена образовали свои варварские королевства. Постепенно в жизни стали происходить изменения. Сейчас выполним задание, которое поможет нам их выявить.

Задание 1 варианту

– С помощью фактов и п. 1 докажите, что варвары взошли на ступень цивилизации.

Задание 2 варианту

 Определите, что потеряли римляне с приходом варваров?

Фиксируем на доске:

Римляне потеряли:

1. Традиции глубокой вспашки земли и её удобрения.

2. Исчезли крупные города и ремесленные мастерские.

3. Забыто железо.

– Можно ли назвать потери значительными? Возможно ли было вернуть хотя бы часть потерянного?

 

Фиксируем на доске:

Варвары приобрели:

1. Приняли христианство.

2. Земли с рабами.

3. Изменение законов и обычаев.

4. Стремление знати к роскоши и римским традициям.

– Случилось ли это, стали ли варвары цивилизованными людьми?

– Как вы думаете, какое утверждение более правильное: « Варвары поднялись до уровня цивилизации» или «Римляне опустились до уровня варваров»?

– Сравните карты на с.  21 и 32. Как меняется территория франкского государства? Чьи земли были завоёваны? Сравните его с территорией других государств того времени. На задание дано 2 минуты.

– Прочитайте п. 2, с. 35 и 36. Как удалось франкским королям создать сильное государство?

– Оправдался ли расчёт Карла Мартелла? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите иллюстрацию «Битва франков и арабов при Пуатье в 732 году». Сделайте вывод о причинах становления империи франков.

Фиксируем на доске:

К 800 году Франкское королевство стало самым большим и сильным в Западной Европе.

– Наивысшего могущества государство франков достигло при Карле Великом. Давайте прочитаем учебник на с. 30–31 .Можно ли назвать прочитанное восстановлением римских порядков?

– Рассматривая иллюстрации стр. 33  и используя материал п. 3, докажите, что произошло восстановление других римских порядков.

– Удалось ли Карлу восстановить Римскую империю и «римский порядок»?

В коллективной беседе выясняются основные изменения и выписываются на доску учителем.

Римляне потеряли:

1. Традиции глубокой вспашки земли и её удобрения.

2. Исчезли крупные города и ремесленные мастерские.

3. Забыто железо.

4. Каменные постройки сменились деревянными.

5. Дороги заросли.

6. Спокойствие и порядок (в лесах – разбойники).

Высказывают свое мнение.

– Вероятно, что-то могло вернуться, если варвары смогли подняться до уровня римлян.

Мальчики отмечают, что варвары постепенно менялись.

Варвары приобрели:

1. Приняли христианство.

2. Земли с рабами.

3. Изменение законов и обычаев.

4. Стремление знати к роскоши и римским традициям.

Высказывают своё мнение.

– Вероятно, что-то могло вернуться, если варвары смогли подняться до уровня римлян.

Учащиеся высказывают своё мнение.

Учащиеся работают с картой на с.21 и  32

– Территория государства франков вырастает примерно в три раза. Франкское государство самое большое и могущественное в то время в Европе.

– Таких успехов можно достичь только благодаря сильной и большой армии.

– Управляющий дворцом Карл Мартелл придумал давать рыцарям (профессиональным воинам) земли за военную службу. Они обязаны были полностью вооружить себя. Если они переставали служить, землю у них отнимали.

– Да, оправдался. Войска Франкского королевства сокрушили лангобардов, отвоевали часть Испании, покорили саксов. Угроза потери условного землевладения заставляла рыцарей-воинов верой и правдой служить королям. К 800 году Франкское королевство стало самым большим и сильным в Западной Европе.

– Власть Карла стала похожа на власть римских императоров, он созывал собрания знати и священников, назначал графов (управителей территорий) из землевладельцев, они приносили ему клятву верности, чеканились монеты, Карл всех заставил принять христианство, восстановление спокойствия и порядка, открылись школы, строились храмы.

– «Римский порядок» до конца установить не удалось, т.к. жизнь на окраинах империи изменилась мало, хотя успехи по пути продвижения к цивилизации были значительными. Карл назначал наместников – графов из местных землевладельцев, в том числе и германских вождей-герцогов, чеканили монеты, способствовал распространению христианства, открывались школы.

1.Самостоятельно давать и объяснять оценки событий.

2.Оценивать свои и чужие поступки.

1.Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2.Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

3. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

4.Работать по плану, сверяясь с целью.

5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

1.. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

2.. Работать совместно

3. Создавать устные и письменные тексты.

4.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

1.Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2.Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6.Представлять информацию в разных формах (схема, таблица

5.Выражение решения проблемы.

– Как теперь мы можем ответить на главный вопрос урока?

Почему Франкское королевство стало империей?

– Посмотрите, на нашей доске до сих пор нет темы урока. Обсудите в парах, дайте название, запишите в тетрадь.

 

Предполагаемый вывод:

– Франкское королевство стало империей при Карле Великом, который хотел восстановить «римские порядки».

Предложенные темы обсуждаются, наиболее успешный вариант записывается на доску и в рабочую тетрадь на с. 10 урока № 3.

Самостоятельно давать и объяснять оценки событий.

Оценивать свои и чужие поступки.

1.Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2.Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

3. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

4.Работать по плану, сверяясь с целью.

5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

2. Работать в парах.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

1.Анализировать (выделять главное).

2. Определять понятия.

3. Обобщать, делать выводы.

4. Выделять причины и следствия.

5.Представлять информацию в разных формах (схема, таблица

6.Применение нового знания.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Применение знаний и умений в новой ситуации

– На твой взгляд, человека XXI века, Карл Великий – действительно великий правитель? Рассмотри деятельность Карла Великого с разных позиций, подтвердив одним-двумя аргументами. Обсуди в парах (1 вариант).

2 варианта. Учащиеся обсуждают в парах или выполняют задание 6, с. 11 в тетради.

1.Самостоятельно давать и объяснять оценки событий.

2.Оценивать свои и чужие поступки.

1.Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2.Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

3. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

4.Работать по плану, сверяясь с целью.

5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

1.. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

2. Работать в парах.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

2.Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица

7.Домашнее задание.

Рефлексия Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

– Изменений в жизни римлян и варваров становилось всё больше, постепенно разница между ними стала практически незаметна. О том, какие  изменения произошли в отношения между людьми, как проходил процесс превращения Франкского королевства в империю вы прочитаете дома в § 3 и ответите на вопросы после него.

Запись Д/З

Оценивать свои и чужие поступки.

1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

2.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

1.Анализировать (выделять главное).

2. Обобщать, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по истории на тему "Эпоха Петра Великого"

В методической разработке урока рассматривается проблема «ЗА  КАКИЕ  ЗАСЛУГИ  ПЕРЕД  ОТЕЧЕСТВОМ  ПЕТР I   НАЗВАН  ВЕЛИКИМ»...

Открытый урок в 6 классе. Тема «В. Шекспир – великий драматург».

Финальный урок по теме "Шекспир" в 6 классеОписание задач и хода урокаКарточки с заданием для работы в трех группахПрезентация о биографии ШекспираПрезентации по пьесам Шекспира...

Опорный конспект к уроку на тему: Жизненный и творческий путь великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910 г.г.).

Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, его философскими и нравственными исканиями, проблематикой творчества....

Урок Победы, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Данный материал подготовлен для проведения открытых уроков, посвященных такой важной и памятной дате - Победы в Великой Отечественной войне...

Кроссворд на тему "Империя Карла Великого и её распад. Феодальная раздробленность в Европе"

Контролирующий материал на тему "Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе". Предназначен для проверки знаний студентов 1 курсов СПО. Кроссворд расчитан на 20 м...

Доклад "Церковная реформа Петра Великого и её влияние на дальнейшее развитие Российской империи"

Доклад  "Церковная реформа Петра Великого и её влияние на дальнейшее развитие Российской империи" был подготовлен к Круглому столу «Духовное просвещение в эпоху секуляризации&raqu...

Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОУДБ.05 История «Великая Отечественная война… Отгремело. Отболело?»

создать условия для формирования у обучающихся знаний об основных периодах Великой Отечественной войны, дать представление о масштабности и глобальности войны, раскрыть человеческий фактор в войне; фо...