О контроле в учебном процессе
статья на тему

Алексеева Елена Павловна

Контроль в учебном процессе играет важную роль.  Как правило, слово «контроль» вызывает негативные эмоции как у преподавателя, так и у обучаемого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_kontrole_v_uchebnom_protsesse.docx13.09 КБ

Предварительный просмотр:

О контроле в учебном процессе

        Контроль в учебном процессе играет важную роль.  Как правило, слово «контроль» вызывает негативные эмоции как у преподавателя, так и у обучаемого.

Как чаще всего реагируют учителя на вывешенное завучем объявление с датами посещения уроков с целью контроля (тематического ли, фронтального – неважно)? Скорее всего учитель испытывает определённое напряжение, а может и стресс от запланированного администрацией  посещения урока. Почему же так происходит? Почему в основном только негативные эмоции вызывает слово «контроль» и у обучаемого, и у взрослого. Ведь контроль любой деятельности по своей сути естествен и проводится с благими намерениями. Цели, которые ставит перед нами современная жизнь и общество, невозможно реализовывать в любом учебном заведении, не контролируя происходящие процессы в образовании и управлении.

Главное предназначение контроля – это качественная оценка происходящих изменений в субъекте управления с целью корректировки принятия коллегиальных управленческих решений по его развитию.

Многие руководители хватаются за любую идею в погоне за инновациями. В частности, осуществляют мониторинг, забывая об истинной его цели: в конечном счёте полученная информация должна преобразоваться в управленческое решение. Как показывает анализ, контроль часто проводиться бессистемно: информация получена, сделан отчёт на педсовете. А дальше что? На этом исследование проблемы может и закончится.

В такой ситуации мониторинг рассматривается как навязываемая форма контроля. Он не становится потребностью учителей, помощью им. Между ними и руководителями учебного заведения по прежнему – существует непреодолимый административный барьер. Учитель по прежнему – немотивирован на положительное отношение к внутриучебному контролю, потому что он ведётся без учёта достижений психолого – педагогической науки, но опирается на самоконтроль и саморефлексию. А между тем современные тенденции в российском образовании связаны с компетентностным подходом, который подразумевает деятельностную, активную роль ученика и учителя в образовательном процессе следовательно, ни учитель, ни обучающийся не должны быть отстранены и от формирования способов внутриучебного контроля, и критериев оценки собственной деятельности и её результатов.

Модернизировать внутриучебный контроль можно не только за счёт встраивания в его систему мониторинга, но прежде всего за счёт перестройки контрольно – диагностической функции, включения в эту деятельность субъектов образовательного процесса на разных уровнях: ученик, учитель, методическая служба, руководитель, предоставления им возможности самооценки, рефлексии, прогнозирования, участия в принятии управленческого решения. Перед учебной методической службой встаёт задача помогать учителям успешно развивать образовательную компетентность, умение осуществлять мониторинговую деятельность. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к профессиональной компетентности преподавателей и руководителей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.

В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста  в современных условиях,  раскрыта  сущность понятий  «индивидуализация» студ...

Варианты заданий для проведения текущего контроля по учебной дисциплине Технология машиностроения

В работе представлены тесты для проведения текущего контроля по учебной дисциплине     Технология машиностроения...

Материалы текущего контроля по учебной дисциплине "Немецкий язык" для студентов 1 курса

Материалы текущего контроля (тестирования) для студентов 1 курса к темам «Описание людей», «Межличностные отношения», «Прямой и обратный порядок слов в простом немецком предложении», «Образ...

Материалы текущего контроля по учебной дисциплине "Немецкий язык" для студентов 1 курса

Материалы текущего контроля (тестирования)к темам «Описание людей», «Межличностные отношения», «Прямой и обратный порядок слов в простом немецком предложении», «Образование и употребление времен...

Задания для текущего контроля по учебной дисциплине ОП.04.Основы физиологии кожи и волос.

Задания для текущего контроля по  учебной дисциплине  ОП.04.Основы физиологии кожи и волос.Разработала: Иванова Т.Н., преподаватель дисциплин профцикла по профессии «Парикмахер»....

Различные приёмы организации работы с учебным текстом как средство активизации учебного процесса

В статье рассматриваются конкретные примеры организации обучающихся при работе с учебным текстом. Разнообразие приёмов позволяет повысить интерес обучающихся к предмету,активизировать  логическое...