Краеведческая составляющая как способ формирования межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами
статья на тему

Войниленко Ирина Валентиновна

В статье расматривается проблема формирования межпредметных связей русского языка  другими учебными предметами

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

И.В.Войниленко, преподаватель русского языка и литературы высшей категории

ГАПОУ СО «Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса»

г.Саратов (Россия)

Ключевые слова: концепция преподавания русского языка и литературы; краеведение; межпредметные связи; культуроведческая компетенция

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами

Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

Родной язык играет важнейшую роль в формировании сознания растущего человека, в его вживании в культуру.

Литература - это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

В соответствии с Концепцией преподавания русского языка и литературы в России, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 637-р) необходимо модернизировать содержание технологий и методик преподавания русского языка и литературы.

Одним из направлений реализации Концепции является формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (литература, история, география).

Считаю, что краеведение является одним из важных способов решения данной задачи в целях  подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля в образовательном учреждении среднего профессионального образования, компетентного, готового к социальной  мобильности.

По мнению академика Д.С.Лихачева, «наши корни – это не только древняя русская литература и русский фольклор, но и вся соседствующая нам культура. У России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев…Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

В осуществлении формирования межпредметных связей русского языка с другими предметами помогают посещения Саратовской областной библиотеки для детей и юношества имени А.С.Пушкина.

В 2017 году студенты ГАПОУ СО «СТПТиАС» приняли участие в виртуальном путешествии «В родном городе дышится легче». Оно прошло по паркам, скверам, улицам, по которым  когда-то ходил, гулял наш знаменитый земляк – писатель К.А.Федин. Саратов – это город, в котором  ему «легче дышалось и работалось».

21 апреля 2017 года в рамках Всероссийской акции «Библионочь» ребята участвовали в квест-игре «Неизведанными маршрутами: от пещеры Кудеяра к утесу Степана Разина».

После посещения мероприятий студенты пишут отзывы, вместе разбираем речевые и орфографические ошибки, допущенные в работах.

Немаловажную роль играют подготовка и участие в научно-практических конференциях.

В 2016 году для участия в Областной научно-практической конференции «Человек-Язык-Общество-Культура»  группой студентов техникума была проведена исследовательская работа на тему: «Особенности авторского стиля Натальи Леваниной».

Наталья Леванина (Наталия Юрьевна Тяпугина) – известный в России и далеко за ее пределами писатель, литературовед, литературный критик, публицист, доктор филологических наук, профессор.

 В литературу пришла в 2004 году, опубликовав книгу очерков и рассказов «Уроки русского». Уже в первых произведениях четко обозначился яркий, образный, запоминающийся авторский стиль, за которым угадывается образ самой писательницы – озорной и ироничной, внутренне свободной и смелой, энергичной и позитивной.

Были проанализированы следующие произведения: повесть «Долго будет Карелия сниться», рассказы «Леха», «Заложник», «Утопао».

Саратовский край богат прославленными именами. Судьба многих писателей и поэтов так или иначе связана с ним: Н.Г.Чернышевский, М.А.Булгаков, К.А.Федин, Л.А.Кассиль,  К.Симонов, И.Тобольский, В.П.Мухина-Петринская, И.Малохаткин, Н.Палькин и многие другие.  Произведения саратовских авторов были представлены на книжной выставке во время Конкурса чтецов «Наполним лирикой сердца», посвященного 80-летию  образования Саратовской области в 2016 году. В исполнении студентов прозвучали стихи Н.Палькина, И.Малохаткина, Н.Кравченко и других.

В рамках учебного процесса на занятиях по русскому языку я использую тексты саратовских авторов для анализа. Например, при изучении функциональных стилей речи.

Немаловажным является проведение интегрированных внеклассных мероприятий. 14 сентября 2018 года было проведено открытое внеклассное мероприятие для студентов  I курса «Земля моя родная – Саратовский край». Преподаватель истории Кирпичева Г.М. подготовила презентацию «Достопримечательности города Саратова. Войниленко И.В. – преподаватель русского языка и литературы – познакомила ребят с литературной картой Саратовской области. Прозвучали отрывки из произведений Н.Е.Палькина «Последняя ночь одинокой рябины», «С надеждой и болью». Закончилось мероприятие чтением стихов о родном крае и обсуждением мнения Н.Е.Палькина: «Надежным другом, советчиком, духовным поводырем для моего поколения стала книга… Сегодня вроде бы даже как-то неловко говорить о книге. Кто же сегодня не читает книг? В том-то и беда, что многие юные не читают. Книга требует ума, а зачем напрягать ум, если можно обойтись и без него? Сиди у «телека»,…балдей перед экраном видео и впитывай в себя все без разбору, все, что на тебя вываливают».

Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение.

Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

Уверена, что краеведение позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка и литературы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Литературная карта саратовского края. Литературно-публицистическое издание. – Издательство «Ассоциация Саратовских писателей», 2009.- 306 с.
  2. Лихачев Д.С. Избранное: Великое наследие: Заметки о русском. – СПб: Издательство «Logos», 1998. – 560 с.
  3. Палькин Н.Е. Последняя ночь одинокой рябины: Лирические повести. – Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1993. – 192 с.

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

  1. Кассиль Л.А. Кондуит и Швамбрания [Электронный ресурс].- Режим доступа http:// libking.ru/
  2. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 637-р)  [Электронный ресурс].- Режим доступа http://garant.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в краеведческом музее: о роли музеев в духовном развитии современных старшеклассников и студентов

Из опыта проведения факультативных занятий по русскому языку в краеведческом музее....

Усовершенствование межпредметных связей в преподавании дисциплины «Анатомия и физиология человека» как способ повышения качества подготовки специалистов

Цель статьи — определить эффективность использования МПС в системе педагогических категорий и значение их усовершенствования как педагогическим коллективом, так и отдельными преподавателями в среднем ...

Открытый урок "Уроки Ван Гога" в рамках межпредметных связей по предметам "История изобразительного искусства" и " Живопись" для обучающихся 4 класса отделения "Живопись" ДШИ.

Цель урока: Понять и усвоить «Уроки Ван Гога». Расширить  и закрепить знания обучающихся о  жизни и творчестве Ван Гога. Повысить интерес учащихся к урокам истории искусств и живописи. Выпол...

Презентация по теме СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ для уроков русского языка

Данная презентация послужит хорошим помощником в проведении уроков русского языка в 10 классе для школ и для 1 (2) курсов для СПО....

ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины по специальности 20.02.01 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка)

       Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образо...

мастер-класс "Интегрированный урок как форма реализации метапредметных связей учебных предметов в системе формирования целостной картины мира обучающихся"

Мастер-класс по апробации региональной модели "Гносеологическое моделирование школьниками картины мира на уроках русского языка и литературы" (в рамках реализации Концепции преподавания русс...

Статья на тему "МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ"

Межпредметные связи в профессиональном обучении являются конкретным  выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и  жизни общества. Эти связи играют важную роль в повыш...