Статья "Ученье с увлеченьем"
статья на тему

Михасёва Ирина Васильевна

Материал, собранный в этой статье, можно использовать на уроках для предупреждения  речевых ошибок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchene_s_uvlecheniem.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Ученье с увлеченьем

(Материал по предупреждению ошибок речи)

   Слово — важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально-экспрессивную функцию.  Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

    Каждый человек должен быть заинтересован в том, чтобы уметь говорить и писать правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогая добиться успеха, в самых разнообразных сферах. Чтобы общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику и словарь. Надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника.  Обучать человека пользоваться правильной речью необходимо с детства. Именно по этой причине педагог должен уделять особое внимание речевым ошибкам учащихся.
   
Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствием языковым нормам. Не подлежит сомнению, что организовать целенаправленную, планомерную и эффективную работу по привитию детям необходимых речевых навыков можно только при условии, если учителю известны речевые нарушения свойственные тому или иному детскому возрасту.

   В народе говорят: «Предупреждён – значит вооружён!». Эту старую поговорку можно взять эпиграфом  к уроку, где мы работаем над исправлением речевых ошибок. Неслучайно пословицы разных народов советуют: на ошибках учатся, ошибка в фальшь не ставится, осознанную ошибку не повторяй, споткнулся – выравнивайся. Эти пословицы и поговорки можно использовать эпиграфом на уроке.   А слова французского писателя Франсуа де Ларошфуко:  «Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним» - помогут снять напряжённость у ребёнка, если он узнал своё предложение в материалах, предложенных для работы.

    Работу по предупреждению ошибок речи можно проводить в течение трёх – пяти минут на любом уроке. Сначала разбираются смешные примеры: так снимается напряжение, усталость, поднимается настроение. Учащиеся быстро реагируют на отклонения от языковых норм, осознают комический эффект речевого недочёта и предлагают свои варианты исправления.

   На доску можно вывешивать юмористические рисунки – эмблемы с призывами:                  « Поработаем редактором!» или: «А как скажите вы?», «То же, только по-другому».

   Материал для редактирования есть в ученических изложениях, сочинения, письменных ответах, в методических изданиях и, конечно же, в Интернете.

При изучении словообразования, морфемики

  Задание: Каких слов нет в русском языке? Как сконструированы (образованы) эти выдуманные слова? Заменить их общеупотребительными.

Мама фенится, скоро будет готова.

Ласточки зимуют в Африке, а веснуют где?

Она всегда хочет быть командиркой.

Тип текста рассуждательный.

Рукав я нашёл, а вот ногав никак не найду.

Ну и варюля! (кастрюля)

Шахматы развивают воительность и память.

При изучении лексики

Задание: Какие слова неправильно употреблены. В каких предложениях орфографические ошибки приводят к комической ситуации?

Недалеко от парка распространился дворец.

У неё грациозный запас знаний.

Моя мама работает почтальоном. За 30 минут она разносит подъезд.

К зиме для конспирации заяц меняет окраску шерсти.

У кошки была белая маняшка в широких штанишках.

У моего товарища нос с горбушкой.

Мальчик в лодке быстро грёб коромыслами.

Татьяна была прачечной.

У него был воротник из лисьей овчины.

Медаль за отвагу ей вручили посмертно через много лет.

Он взял кофеварку и выпил там всё из носа.

Вазу с вареньем он выпил сразу, не жуя.

Брод – сухое место в реке.

Мама отварила мне дверь.

Дятел уселся и стал грызть дерево.

На ветке сидела чёрная птица с белой грудкой на спине.

На моих кроссовках написано по-импортному.

Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.

Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом. 

Человек ведет праздничную жизнь.

Эти модницы интересуются только платьями и нарядами.

Этот юноша отталкивает всех своим себялюбием и эгоизмом.

Александра Фёдоровна была няней музея.

Печорин отвернул голову набок и пошёл домой.

День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет.

Я нагнулась и увидела необыкновенное маленькое вещество.

Миклуха – Маклай изучал внутренности Новой Гвинеи.

Моль – бабочка, порхающая в шкафу.

Обратно пошёл дождь.

При изучении морфологии

Задание: прочитайте предложения и исправьте недочёты.

Они уселись на завалинок.

Ему комок в горле застрял.

Волчонки били совсем маленькие.

Ейный папа всегда добрый.

Оля была одета в царицу.

Но хитрый чёрт не оставил свою капризу.

Поросята сразу после рождения обмываются и вытираются полотенцем.

Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.

В те годы Россия была голодна и нища.

Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем.

Можно рассказать о судьбе обоих сестер.

Еще Гоголь писал о великости русского народа.

У него жило в квартире примерно 72 кошки.

Лиза плохела с каждым днём.

Живому пламю маков.

Вылезает змея и ужаляет его.

«Наша клумба красившее вашей!»- сказал мальчик.

Волга – самая длиннейшая река Европы.

Спаниели более добрее, чем пудели.

Более лучшие показатели были у соседей.

У обоих девочек отличные отметки.

Мы сидели на втором ряду партера.                                                                                                                                                                  

При изучении синтаксиса

Задание: рассматривайте примеры и исправляйте речевые ошибки.

 По приезду в Британию сам он сразу едет в Лондон.

Её глаза смотрели то в лес, то по дрова.

В лесу громко пели птицы и звери.

Петя мечтал о собаке, но ему подарили овчарку.

Она постоянно носила очки и чуть вздёрнутый носик.

На ёлке горели огоньки, Дед Мороз и Снегурочка. 

Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже сказки.

Лошади и другие колхозники были обсыпаны глубоким снегом.

Мальчик ел мороженое и таял во рту.

Охотник отпустил ружье и пошёл домой.

Бедных людей раньше рисовали на картинах, а богатых на портретах.

На голове у девочки была белая панама и синие туфельки.

Мы с братом взялись за руки и пошли в разные стороны.

Борис, выйдя к хутору, услышал гогот гусей, хрюканье свиней, крышу дома.

На берегу реки сидели рыбаки, ребятишки и лодки.

С отсталой страны Россия превратилась в великую державу.

За подвиг ученого он был удостоен орденом.

Эти обращения выписаны из стихов и эпохи Пушкина.

В болоте растут камыши и лягушки.

К злакам относится рожь, пшеница и вермишель.

На ветке сидели снегири, как яблоки на берёзе.

Ещё не ходя в школу, мама читала мне Пушкина.

Муму лежала в палисаднике, а барыня сидела на балконе и грызла кость.

Кавказ поэту очень понравился и посвятил ему много своих стихов.

Человек попросил кузнеца, чтобы тот подковал ему копыта.

Когда мама ушла на работу, я убрал всю кухню и разлил варенье.

Куда ваша стрела упадёт, на том и будете жениться.

Возвращаясь из школы, меня застала гроза.

Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексее...

Все начиналось с просто увлечения…

С мастерством люди не родятся, Но добытым мастерством гордятся.(пословица) Все началось  с просто увлечения …Когда я училась в школе, моя давняя подруга уже поступила учиться в «Профес...

Конкурс «Мир моих увлечений»

положение о конкурсе...

Классный час "Мир моих увлечений"

Есть  у  каждого  «хобби».  И  сказано  даже,Что,  мол,  каждый  по-своему  сходит  с  ума.Собирает,  в  своем  у...

Программа по внеурочной деятельности для 5-7 классов: "Чтение с увлечением"

Программа «Чтение с увлечением» помогает библиотеке реализовать на практике важнейшую ее миссию – сберегать и распространять в обществе книжные богатства, мотивировать спрос на лучшу...

Методическая разработка урока "Мои увлечения" к учебнику "Spotlight 8" В. Эванс, Дж. Ваулина Модуль 8

Тема урока: «Мои увлечения. Необычные виды спорта. Контроль навыков продуктивного чтения». 8 классТема: Времяпрепровождение 8 ModuleПодтема: «Необычные виды спорта. Контроль навыков ...

Рекомендации для родителей направленные на профилактику компьютерной увлеченности у детей играющих в компьютерные игры.

Компьютерные игры занимают существенное место в жизни современных дошкольников. Знакомство ребёнка с компьютером, происходит как правило, сначала с просмотра мультфильмов, роликов в телефоне, а затем ...