Методическая разработка урока по русскому языку " Пишите письма"
методическая разработка по теме

Бочкова Ирина Валерьевна

методические рекомендации по ведению урока русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

 « Методическая разработка проведения урока письма.»

Тема урока.   «Пишите письма близким»

Цели: : 1) Привлечь внимание учащихся к проблеме письма как эпистолярного жанра, тренироваться в написании писем;

2) . Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности,  исследовательские навыки, навыки  творческого письма

3) Воспитывать вдумчивого и размышляющего читателя, способного любить, ценить русский язык, стремиться к возрождению эпистолярного жанра.

4). Способствовать развитию индивидуальности ученика, дать толчок творческому процессу;  сформировывать представление о нравственных ценностях в человеке.

 Задачи:

Образовательные:

1).  Дать понятие об истории письма.

2).  Познакомить учащихся с эпистолярным жанром.

3).  Продолжать работу над развитием орфографической зоркости.

Развивающие:

1).  Развивать коммуникативные способности учащихся.

2).  Развивать речь, внимание, мышление учащихся с помощью кинезиологических упражнений.

3).  Развивать творческие способности и навыки.

Воспитательные:

1).Воспитание уважения к истории и традициям русской письменной культуры.

2).Воспитывать интерес к предмету

  Оборудование:

1. Большие конверты, с картинами, которые показывают историю письма.

2. Слайды: а) образец написания письма. б) образец заполнения конверта. в) виды писем.

3. Плакаты с опорными словами для писем (слова – подсказки).

Как мало все же человеку надо!

Одно письмо. Всего-то лишь одно.

И нет уже дождя над мокрым садом,

И за окошком больше не темно...

Э. Асадов

1. . Приветствие учителя,  эмоциональный настрой.

 Создается проблемная ситуация.

 - Я предлагаю вам посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами картины и эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Прочитайте эпиграф.

- Какое здесь слово будет ключевым?

-Как вы думаете, о чём сегодня пойдет речь? Чему будет посвящен наш урок? (письму)

- Вы писали кому-нибудь письма? Что сообщается обычно в письмах? Можно ли с помощью письма выразить свои чувства?

2. Введение в тему урока.

 Сегодня на уроке мы будем говорить о письмах и о том, как они пишутся. Письма люди начали писать давно, когда они жили еще в пещерах. Первобытные люди изображали охоту на животных и события своей жизни. Так, по наскальным рисункам мы узнали о жизни первых людей. Это было их посланием к нам - в будущее, письмом из прошлого. В разных местах и в разные времена люди передавали свои послания в виде рисунков, знаков на папирусе, пергаменте, глиняных дощечках, черепках, бересте.

- Сейчас же наше отношение к письменному слову несколько изменилось. Сегодня, в век нанотехнологий, легче и быстрее позвонить по телефону или обмениваться SMS-сообщениями. Задача письма - объединение людей, разделённых пространством и временем. Письмо - это разносторонняя форма общения, сосредоточение мыслей и переживаний. Письмо – беседа с другим человеком,  и тем самым, с самим с собой.

Письмо – это послание, адресованное кому-то. В латинском языке «послание» – эпистола, в русском – письмо. Отсюда и название – эпистолярный жанр.

Работа со словарем. Найдите значение слова: эпистолярный.

-Давайте выясним, что такое письмо, его этимологию. А поможет нам в этом самая умная книга - “Словарь”. Найдите, пожалуйста, в словаре слово “эпистола”.

Эпистола,-ы,ж.( греч. epistole

Эпистолярный,-ая (фр. йpistolaire

1. Относящийся к частной переписке, письмам. Эпистолярное наследие писателя. 2. Имеющий форму переписки.

Эпистолярная литература (от греч. epistole — письмо),

Эпистолярный жанр – один из лирических жанров, стихотворение в форме письма, обращенного к другу, возлюбленной и др

 Также давайте вспомним о не менее важных понятий для эпистолярного жанра: адресат и адресант.

Работа со словарём. Адресат – тот, кому адресовано письмо.

Адресант – тот, кто пишет письмо.

А какие же коммуникативные задачи преследует адресант?

 1. Сообщить, уведомить

 2. Поздравить.

 3. Извиниться.

 4. Поделиться впечатлениями, чувствами.

 5. Поблагодарить

  6. Посочувствовать

  7. Поддержать.

А  как называются слова, похожие по звучанию, но разные по значению и написанию? (паронимы). В речи нельзя допускать употребление одного из паронимов вместо другого.

 Практическая часть.

Правила составления письма.

-Письмо пишется по определенному плану. Делится на части, которые имеют своё название.

 1.Любое письмо должно правильно составляться автором, и мы должны соблюдать правила.

 -приветствие;

 -вступление;

 -основная часть;

 -заключение;

 -подпись;

 -дата.

- Есть слова, без которых не может начинаться и заканчиваться письмо.

- Какие это слова? (Здравствуйте! Привет! До свидания! До новых встреч!..)

- Как вы думаете, если ли правила составления письма и его написания?

 - А теперь попробуем себя в роли редакторов писем.

 - Существуют некоторые правила написания письма .Давайте их вспомним:

 1. Обдумать письмо (Кому? Что? Когда? Как? Зачем? Сколько?)

2. Четко разграничивать три главных компонента письма: начало (дата в уголке; место, откуда письмо и форма обращения к адресату), основная часть (сугубо личная информация, просьба, пожелания, вопросы, приветы родным и знакомым), пожелания.

 3. Формы расположения текста: обращение по средине листа, каждый новый пункт с нового абзаца, дата с левой стороны, подпись – с правой, если обращаетесь на «ты», пишете с маленькой буквы, а если на «Вы», то с заглавной.

 4. Если что-то забыли, то после подписи можно поставить P.S., имя не нужно.

 5. Содержание письма должно быть интересным не только вам, но и читателям.

 6. Лист бумаги для письма должен быть белым, внешне аккуратным.

 7. Конверт должен быть белого цвета.

 8. Письмо пишется от руки разборчивым почерком, можно напечатать на компьютере, но поздравительные, благодарственные письма и соболезнования пишутся только от руки.

 9. Письмо пишем правильным литературным языком, исключая нецензурную брань.

И самое главное, помните, что эпистолярный жанр – это труд души, обращённый к другому человеку.

- Я предлагаю вам выполнить упражнение, которое будет для вас своеобразной разминкой

 «Собери письмо» (необходимо восстановить письмо, правильно распределив все его части).

 Упражнение 1

 1. С уважением учащийся 1 курса Сычев  А.

 2. Буду с нетерпением ждать вашего ответа.

 3. Я очень хотел бы узнать у вас , действительно ли это так и моя мечта никогда не исполнится?!

 4. Мне очень в будущем хотелось бы стать руководителем крупного предприятия. Мои одногруппники смеются говорят, что лучше не думать об этом, потому что для этого нужно много и долго работать и учиться.

 5. Уважаемая редакция!

 6. Может быть, есть специальные курсы, на которых обучают как ладить с людьми и стать хорошим и требовательным руководителем

 - Теперь проверим себя: 5, 4, 3, 6, 2, 1.

Упражнение 2

Подберите слова-ассоциации к слову «письмо».

Ответ: Письмо – безудержная радость, приятная  неожиданность, тревога на душе, мучительные сомнения, приятные воспоминания, семейные традиции, , духовная культура,  родительские наставления, мудрые советы, умение писать, развивающаяся грамотность, исторический документ,  тепло рук, характер человека, богатое наследие,  согревающие строчки, любимое лицо, стук сердца, свежий запах страниц, слезы радости и умиления, родные края., домашний уют.

3. Подготовка к выполнению творческого задания.

- Вы узнали о письмах и о том, кому их пишут и зачем Я хочу предложить вам попробовать написать письмо самому близкому для вас человеку. Сегодня мы будем говорить о личном письме.

 -Как вы понимаете само определение – личное письмо?

(Личное письмо - это общение, беседа, значит, можно использовать разговорный стиль. Письмо может быть написано и в стихах, значит, приемлем и художественный стиль. Таким образом, в личном письме может присутствовать синтез элементов различных стилей).

- Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость

Почти в каждой семье, в дальнем уголке письменного стола или на верхней полке шкафа, можно найти связку писем. Им может быть 100 лет, может 10. В любом случае они стали кусочками истории, они хранят неуловимое очарование эпохи, они трогательны и естественны.

 Предлагаю послушать стихотворение, которое, возможно, наведет вас на какие-либо мысли, прежде чем вы приступите к работе

Письмо из вечности, любимой,

Написанное так давно,

Но кажется огнем и дымом

Сейчас Опалено оно.

Не дописал, иду в атаку,

Но не грусти, вернусь живой,

А если что, не надо плакать,

Ты просто помни, я с тобой...

Поспешный и корявый почерк...

"Родная, Береги детей".

Меня знобит от этих строчек,

Пронизывая до костей.

  Вы можете рассказать о себе и об этом человеке. Что вас связывает. Почему вы его считаете близким. У каждого из вас может быть своя история,  и эту историю вы можете описать в письме, представляя, что этот человек находится совсем рядом.

Я не случайно взяла стихотворение, в котором описывается время ВОВ. Ведь в то время письмо было самым радостным событием в семье, где кто-то воевал. Его ждали, ждали писем и старались в своих письмах передать все тепло души.

   У каждого из нас есть родные и близкие люди. И порой, за будничной суетой, мы не успеваем сказать им самого главного, не успеваем за что-либо поблагодарить, за что-то похвалить или просто сказать приятные слова. Сегодня у вас предоставляется такая возможность, сказать в письме то, что не смогли или не успели, а очень хотелось….

Практическая работа.

- Очень часто бывают случаи, когда письмо не находит своего адресата. Как вы думаете, почему это письмо не дошло? (Показывается конверт, на котором написано: на деревню дедушке.)

- А теперь приступим к заполнению конверта.

- В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.

- А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.

- В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.

Заполнение конверта.

4. Проверка домашнего задания

 Проверка  домашнего задания. Учащиеся должны были  собрать материал по истории  возникновения и развития почты

 Место жительства, надпись на конверте или посылке, указывающая их место назначения. (Адрес).

 Текст, посылаемый для сообщения чего- либо, кому – либо. (Письмо).

 Учреждение для пересылки писем, периодических изданий, посылок, денег. (Почта).

 Маленький бумажный знак на конверте, обозначающий, что почтовый сбор оплачен. (Марка).

 Специальный пакет из бумаги для вкладывания письма. (Конверт).

Дом. задание.

 Попросите родителей найти несколько старых писем. Внимательно их прочитайте и по одному из них опишите человека, который писал это письмо, то время и события.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку и культуре речи в форме КВН "Лексикология. Лексические ошибки"

В своей педагогической деятельности  я часто использую игровые технологии. Выигрышность таких уроков  в сравнении с обычными очевидна. Урок в форме КВН  лучше проводить  в конце из...

"Жило-было причастие". Разработка урока по русскому языку в 6 классе с использованием электронных образовательных ресурсов и ИКТ.

Я применяю ИКТ на уроках, во-первых,  для того, чтобы решить социальные практические задачи:- для изучения нового материала, предъявления новой информации;-  для закрепления пройденного, отр...

Методическая разработка урока по русскому языку "Перенос слов" (Школа России) 1 класс

Цуканова Е.А.                 учитель начальных классов...

Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».

Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...

Методическая разработка урока по русскому языку для студентов 1 курса "Функционально-смысловые типы речи"

Методическая разработка урока по русскому языку  для студентов 1 курса "Функционально-смысловые типы речи"...

Методическая разработка по дисциплине «Русский язык» на тему: «Шуточные диктанты на уроках русского языка»

Предлагаемая методическая разработка представляет собой шуточные диктанты по русскому языку, предназначенные для повторения и обобщения изученных сведений. Материал может быть использован педагогами н...