Урок обществознания 10 класс ( профильное обучение) теория локальных цивилизаций
методическая разработка на тему

Васильева Светлана Викторовна

Урок  обществознания в 10 классе профильное обучение. "Теория локальных цивилизаций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока 62.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Теория локальных цивилизаций»

Цель урока – ознакомить учащихся с подходами к изучению истории, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию локальных  цивилизаций   и предположить прогноз на будущее;

- развить у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, способствовать выработке гражданской позиции учащихся;

- объяснить понятия и термины «цивилизация», локальная цивилизация, локально-цивилизационный подход к истории, культурно-исторический тип.

Форма урока – изучение новой темы, урок-анализ

План изучения новой темы:

  1. Понятие «цивилизации»;
  2. Теория локальных цивилизаций:
  • Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому – культурно-исторические типы;
  • Типология по О. Шпенглеру – культуры и цивилизации
  • Типология цивилизаций по А. Тойнби;
  • Общие черты теории локальных цивилизаций
  1. Достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода

        Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания

        Фронтальная беседа

На прошлом уроке вы узнали о типах обществ.

– Какие типы обществ вы узнали? ( традиционное, индустриальное и информационное (постиндустриальное) общества;  восточное и западное общества);

– Какие  критерии использованы в определении типов обществ? (определенные и своеобразные качественные характеристики, присущие разным  обществам;

  1. Отношение людей к природе ( видоизменённой  человеком  природной среде)
  2. Отношение людей друг к другу)
  3. Система ценностей жизненных смыслов

Сопоставляя традиционную, индустриальную и постиндустриальную культуры,  мы рассмотрели «вертикальный срез» всемирной истории.

 - А в горизонтальном измерении, какую типологию используют ученые? (Современные ученые делят человеческое общество – на мир Запада и мир Востока.)

        Работа по карточкам

Реши тест.

1. Какой признак характеризует индустриальное общество?

А) низкая социальная мобильность

Б) глобализация экономики

В) сословный тип стратификации

Г) зарождение массовой культуры

 2. Характерной чертой постиндустриального общества является:

А) расширение промышленного производства

Б) замедление темпов развития

В) создание массовой культуры

Г) использование компьютерных технологий

 

3. И традиционное и индустриальное общества характеризуются:

А) низкой социальной мобильностью

Б) преимущественным развитием   промышленности

В) сословным типом социальной стратификации

Г) связью всех сфер жизни общества

 4. Традиционное общество в отличие от индустриального:

А) имеет классовую стратификацию

Б) является открытым

В) базируется на религиозном мировоззрении

Г) поддерживает науку как социальный институт

5. Что является отличительной чертой индустриального общества?

А) приоритет ценностей коллективизма

Б) превращение науки в общественный институт

В) низкая социальная мобильность

Г) широкое использование компьютерных технологий

Ключ к тесту

 

1. Г         2. Г         3. Г         4. В         5. Б         

  1. Переход к изучению нового материала

Часто ученые их определяют таким понятием, как цивилизация Востока и цивилизация Запада.

Вопросы учителя к классу:

        - А какой  смысл  вы вкладываете в понятие «цивилизация»?

- Каким вы видите современную цивилизацию?

- Каковы рамки и перспективы современной цивилизации?

Учитель - Ребята, чтобы дать точное определение понятию цивилизация, увидеть перспективы развития современной цивилизации и определить макротеорию (общую теорию) направленности развития человечества, мы обратимся к истории вопроса

  1. Изучение нового материала

        Нам, погруженным в проблемы сегодняшнего дня, сложно понять свой мир. Порой мы гораздо лучше представляем себе отдаленные времена. Но, если говорить о древних цивилизациях, то они находятся  на таком «расстоянии» от нас, что мы их уже едва ли различаем и часто подход к ним неточен и субъективен.

Для характеристики истории общества на сегодняшний день используются два основных подхода: локально-цивилизационный и  линейно-стадиальный (формационный). Сегодня познакомимся с локально-цивилизационным подходом в изучении истории (слайд 1, 2, 3).  Записали тему урока

Работа с раздаточным материалом  ( все)

Карточка №1

Работая с представленным материалом, ответьте на вопросы.

«Цивилизация, цивилизационный подход»

Понятие «цивилизация» в научный оборот вошло в ХVIII в. благодаря французским просветителям (Вольтер, Д. Дидро, ш-Л. Монтескье). Спустя 100-150 лет цивилизационный подход стал быстро приобретать популярность благодаря трудам Альфреда Вебера (1868-1958), Освальда Шпенглера (1880-1936), Арнольда Тойнби (1889-1975), Карла Ясперса (1883-1969).

Основное понятие – цивилизация. Определение цивилизаций около 200, причем число их растет. Происходит понятие от лат. сivilis – гражданский.

Под цивилизацией понимают:

  1. Отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право (Вольтер, Ш-Л. Монтескье, Д. Дидро);
  2. Этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, К. Маркс, Ф.Энгельс);
  3. Общество, находящееся на определенном этапе развития (О. Тофлер, У. Ростоу);
  4. Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других (А. Тойнби);
  5. Совокупность проявлений культуры (С. Хантингтон, К. Ясперс);
  6. Заключительную стадию эволюции любой культуры, которая характеризуется развитием индустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах, превращением народов в безликие массы (О. Шпенглер)
  7.  «Цивилизация» - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.
  8. Совокупность уникальных проявлений общественных порядков, присущих отдельной исторической общности (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития, например, античная цивилизация и современная цивилизация)

- Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил, способностей людей и человека, выраженный в типах организации и деятельности людей, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

- Культура – совокупность материальных и духовных достижений человечества во всех сферах общественной жизни. Важным компонентом культуры является ценностно-нормативная система.

Задание к карточке №1:

  1. Выберите  наиболее, по-вашему мнению, подходящее правильное определение понятию «цивилизация»;
  2. Каково соотношение между понятиями культура и цивилизация?

Ответы учащихся:

- Совокупность уникальных проявлений общественных порядков, присущих отдельной исторической общности (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития)- слайд 4,

- Культура – совокупность материальных и духовных достижений человечества во всех сферах общественной жизни. Цивилизация – часть всемирной культуры, существовавшая на определенном историческом этапе и конкретной территории.

Рассказ учителя - По-мнению основоположников цивилизационного подхода, в человеческом обществе с древнейших времен до  сегодняшних  дней, сменяя друг друга, существовали и существуют «локальные цивилизации» - самостоятельные, независимые и изолированные друг от друга закрытые общности. Они имеют свои особенности в социально-экономическом  и культурном развитии – слайд 5

Работа со словарём

  1. Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.
  2. Совокупность уникальных проявлений общественных порядков, присущих отдельной исторической общности (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития, например, античная цивилизация и современная цивилизация)
  3. Локальные цивилизации – замкнутые цивилизации
  4. Локальные цивилизации – большая, исторически сложившаяся общность, которая занимает определенную территорию, имеет свои особенности социально-экономического и культурного развития (например, китайская цивилизация, западно-европейская цивилизация).
  5. Локальная цивилизация – сложная система, которая выражает культурно-исторические, религиозные, экономико-географические особенности отдельных стран, группы стран, этносов
  6. Локально-цивилизационный подход – подход к историческому процессу, при котором главной «единицей» общественного исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) общности – цивилизации

Слайд 6

В 19 в. в трудах Николая  Данилевского, Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби зародилась и получила широкое распространение «Теория локальных цивилизаций.

 Работа по группам с раздаточным материалом.

Карточка  для первой группы

1.Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому из книги «Россия и Европа»

Русский мыслитель второй половины ХIХ в. Николай Яковлевич Данилевский в книге «Россия и Европа» рассматривал всемирную историю, как совокупность самостоятельных и специфических цивилизаций или культурно-историческогих типов (КИТ) человечества.

Он так же выделил периоды развития КИТов:

  1. Этнографический (древний) – начинается с отделения племени от родственных ему племен, обретения ими способности к самостоятельной деятельности;
  2. Политический (государственный) – народ выходит из этнографической формы бытия, строит свое государство и обеспечивает свою политическую независимость;
  3. Цивилизационный – обеспечивает народам реализацию своих духовных идеалов в науке, искусстве, осуществив развита свою творческую миссию, цивилизация исчерпывает свои силы и умирает.

По-мнению Н.Я. Данилевского, ни одна цивилизация не проявила свою всесторонность. Цивилизация проявляет созидательность только в одной или нескольких областях:

- еврейская – только в религии;

  - греческая цивилизация – в эстетической области и философии;

-римская – в области права и политической организации;

- индийская – в религии, мистики и в сфере воображения, фантазии

В итоге¸ Н.Я. Данилевский выделяет 4 типа цивилизаций:

  • Первичные (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл) – египетская, китайская, иранская, некоторые другие;
  • Одноосновные (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) – еврейская (религия), древнегреческая (культура), древнеримская (политика);
  • Двухосновные (покоящиеся на преобладающем развитии двух начал)- европейская (политика и культура);
  • Объединительные (в гармонии развивающая начала политические, культурные, религиозные и нравственно-экономические)- славянская (пока не как реальность, а как возможность)

Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества. 

В цивилизации он видел наиболее творческий период  развития КИТа.

Цивилизации имеют свою судьбу, свое предназначение, свою историю. Они рождаются, расцветают и гибнут.

Все народы Н.Я. Данилевский поделил на следующие виды:

  1. Позитивные творцы истории, создающие велики КИТы;
  2. Негативные творцы истории – гунны, монголы, турки, не создавшие КИТов, но способствовавшие разрушению дряхлых цивилизаций (Рим пал под ударами варваров и т.п.);
  3. Народы и племена, оставшиеся этнографическим материалом, использованные творческими народами для обогащения своих цивилизаций (бывшие колонии)

Вопросы к группе 1

  1. Что понимал под культурно-историческим типом Н.Я. Данилевский?
  2. Какие типы цивилизаций выделяет Н.Я. Данилевский?
  3. Какой принцип используется для определения цивилизации?

        Ответы учащихся:

        Сообщение о Николае Яковлевиче Данилевском слайд 7, 8

  1. А) КИТ - совокупность самостоятельных и специфических цивилизаций;

Б) Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, составляет самобытный культурно-исторический тип;

  1. Типы цивилизаций:
  • Первичные (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл) – египетская, китайская, иранская, некоторые другие;
  • Одноосновные (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) – еврейская (религия), древнегреческая (культура), древнеримская (политика);
  • Двухосновные (покоящиеся на преобладающем развитии двух начал)- европейская (политика и культура);
  • Объединительные (в гармонии развивающая начала политические, культурные, религиозные и нравственно-экономические)- славянская (пока не как реальность, а как возможность)
  1. Ведущее начало, основа данного КИТа – религия, культура, политика – (слайд  №6-7)

Карточка для второй группы

2.Типология культур  и цивилизация по О. Шпенглеру по книге «Закат Европы»

Немецкий философ Освальд Шпенглер издал в 1918 году первую часть книги «Закат Европы». Шпенглер решительно опроверг общепринятую условную периодизацию истории на Древний мир – Средние века – Новое время (поскольку они не имеют никакого значения для неевропейских сообществ).

Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю – как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам периоды зарождения, становления и умирания (или детство, юность, зрелость, старость). В своей теории  он четко разграничивал понятия цивилизации и культуры.

Каждая культура имеет свою душу – первоначало, из которого развертывается все богатство культуры, своеобразная программа развития социального организма. Рождение культуры – есть пробуждение великой души.

Взаимодействие между культурами отсутствует, культуры непроницаемы. После достижения целей культуры она переходит в цивилизацию.

Цивилизация – утрата индивидуальности, так как общества обретают сходные черты, начинает умирать душа культуры, выражающаяся, прежде всего, в религии. Вместо религии широкое распространение получает атеизм.

Цивилизация – последняя фаза существования культуры, это  ее закат.

Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда, ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культур) и «ставшее» (цивилизация).

Таким образом,  цивилизации понимались им как стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения потери творческих сил.  

По-мнению О. Шпенглера на данной стадии находился западный мир.

Говоря о культурах, О. Шпенглер подчеркивал их изолированность и самостоятельность, выделяя всего восемь:

  1. Египетскую;
  2. Вавилонскую;
  3. Индийскую;
  4. Китайскую;
  5. Арабо-византийскую;
  6. Греко-римскую;
  7. Западную;
  8. Культуру инков

По Шпенглеру, цивилизация сопровождается процессами «омассовления», проникающими во все сферы человеческой жизни, глобализации форм и способов человеческого существования - хозяйства, политики, техники, науки и т.д. Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель которых – глобальное господство над миром государства-победителя.

Вопросы к группе 2

  1. Охарактеризуйте понимание цивилизации по Шпенглеру
  2. Какие  типы цивилизаций он выделяет?
  3. Какими процессами в обществе сопровождается цивилизация?

        Ответы группы 2:

Сообщение об Освальде Шпенглере ( слайд 9, 10)

Слайд 11

  1. Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю – как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам периоды зарождения, становления и умирания (или детство, юность, зрелость, старость). В ней он четко разграничивал понятия цивилизации и культуры.

Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда, ключевое в его концепции - «становящееся» - культура и «ставшее» - цивилизация.

Цивилизации понимались им как стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения потери творческих сил.

Цивилизация – утрата индивидуальности, так как общества обретают сходные черты, начинает умирать душа культуры, выражающаяся, прежде всего, в религии. Вместо религии широкое распространение получает атеизм.

  1. Говоря о культурах, О. Шпенглер подчеркивал их изолированность и самостоятельность, выделяя всего восемь:
  • Египетскую;
  • Вавилонскую;
  • Индийскую;
  • Китайскую;
  • Арабо-византийскую;
  • Греко-римскую;
  • Западную;
  • Культуру инков
  1. По Шпенглеру, цивилизация сопровождается процессами «омассовления», проникающими во все сферы человеческой жизни, глобализации форм и способов человеческого существования - хозяйства, политики, техники, науки и т.д. Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель которых – глобальное господство над миром государства-победителя.

Карточка для третьей группы

3.Типология цивилизации по А. Тойнби по книге «Постижение истории»

Английский историк и философ Арнольд Тойнби в 30-60-ые гг. ХХ в. Опубликовал многотомный труд «Постижение истории». Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории»

Стадии существования цивилизации:

  1. Зарождения
  2. Роста;
  3. Надлома;
  4. Разложения;
  5. Гибели
  1. Зарождение  цивилизации:

В качестве условий возникновения цивилизаций Тойнби выделял:

- присутствие в обществе творческого меньшинства;

- благоприятное окружение

Исследуя движущие силы развития цивилизации, Тойнби сформулировал закон «вызов - ответ».

История (окружение) постоянно бросает обществу «вызов», препятствия, которые общество, чтобы выжить, должно преодолеть, найти правильный  «ответ» на данный  «вызов», возникшую проблему. Поиск нужного решения осуществляет творческая элита, тем самым обеспечивает постоянное движение общества к цивилизации. «Вызов» та сила, которая заставляет цивилизацию меняться, прогрессировать или регрессировать.

Пример:

- В Африке в древние времена произошла сильная засуха. Кто не ответил на вызов природы, те погибли в пустыне Сахара, а кто ответил, переселился в долину Нила, те выжили и создали египетскую цивилизацию.

2) Рост  цивилизации – процесс внутреннего самоопределения, самовыражения. В античности – эстетика, западно-европейская цивилизация – в  научно-техническом прогрессе (НТП).

3) Надлом – ситуация, когда общество не способно справиться с «вызовом». Гибель цивилизации происходит не от внешнего врага, а в  результате собственного развития. Элита теряет способность эффективно решать проблемы, она утрачивает авторитет и пытается сохранить свое положение силой. В подобный период общество не справляется с вызовом, что приводит к надлому общества.

Пример:

- После Второй мировой войны Запад сделал СССР технический «вызов». СССР проигнорировал этот «вызов», не «ответил», не решил проблемы отставания, что привело к  краху СССР.  

4) Разложение – такой период, когда общество утрачивает единство, что способствует гибели цивилизации

Пример:

- Греция не помогла народам, воевавшим с римлянами, и в итоге сама погибла от рук римлян. Отсутствие единства, привело к гибели античной древнегреческой цивилизации

По его мнению,  цивилизация – замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:

  1. Религия и форма ее организации
  2. Территориальный признак

Тойнби выделял следующие цивилизации:

  • Первичные (неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и легко погибающие);
  • Вторичные (возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования);
  • Третичные (возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций).

К середине ХХ в., по мнению А. Тойнби, осталось не более 7-8 из почти 30 существовавших в истории цивилизаций (христианская, исламская, буддийская, индуистская и др.)

Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если  в будущем не удастся сформировать единую высшую религию, создать на ее основе «вселенскую церковь» и «вселенское государство» (т.е. перейти к «третичной цивилизации»)

 

Вопросы к группе 3

  1. Как рассматривает всемирную историю А. Тойнби?
  2. Как  он определяет понятие цивилизации? Какие выделяет критерии для определения  цивилизации?
  3. Какие типы цивилизаций он выделяет? Какова их возможная судьба?

Ответы группы 3:

( слайд 12, 13Сообщение о Арнольде Джозефе Тойнби

  1.         Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории»
  2. По его мнению,  цивилизация – замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:
  • Религия и форма ее организации
  • Территориальный признак
  1. Тойнби выделял следующие цивилизации:
  • Первичные (неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и легко погибающие);
  • Вторичные (возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования);
  • Третичные (возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций).

- Какова судьба цивилизаций по-мнению Арнольда Тойнби?

  • Цивилизации развиваются независимо друг от друга
  • Возможна гибель 
  • Спасение цивилизации путем создания единой высшей религии, «вселенской церкви» и «вселенского государства»

        Вопрос учителя - Какие общие черты теории локальных цивилизаций вы можете выделить?: ( слайд 14)

Примерный ответ учащихся

  1. Глубоко изучает историю конкретных обществ, народов во всем их многообразии;
  2. Изучает национальные особенности духовной, социальной, политической, экономической жизни, психологические характеристики;
  3. Центр исследования – человек, как творец истории;
  4. Каждая цивилизация неповторима, несет в себе индивидуальные особенности развития

Работа с учебником  стр 129

На основе  изученного материала и материала учебника определить  

«Каковы достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода?» ( слайд 15,)

Примерные ответы учащихся

Достоинства:

  • Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;
  • Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека

Недостатки:

  • При локально-цивилизационном подходе становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом;
  • Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;
  • Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человечества в целом

Слайд 16

  1. Закрепление полученных знаний  

        1. Представителями теорий локальных цивилизаций являются:

а) О. Тоффлер в) А. Тойнби

б) Н. Я. Данилевский г) К. Маркс

2. Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором излагается его концепция истории человечества?

а) «Закат Европы»

б) «Россия и Европа»

в) «Постижение истории»

3. Что, с точки зрения А. Тойнби. является причиной возникновения цивилизации?

а) появление частной собственности

б) действие закона «вызов-ответ»

в) классовая борьба

4. По мнению А. Тойнби, движущей силой развития цивилизации является:

а) развитие культуры

б) Божественное предопределение

в) «творческая элита»

5. Кто из названных русских мыслителей XIX в. был создателем одной из теорий локальных цивилизаций?

а) Н. К. Михайловский в) П. Я. Чаадаев

б) Н. Я. Данилевский г) К. Д. Кавелин

  1. Итог урока и домашнее задание слайд17

  §13, стр 126-130


1. Какой признак характеризует индустриальное общество?

А) низкая социальная мобильность

Б) глобализация экономики

В) сословный тип стратификации

Г) зарождение массовой культуры

 2. Характерной чертой постиндустриального общества является:

А) расширение промышленного производства

Б) замедление темпов развития

В) создание массовой культуры

Г) использование компьютерных технологий

 

3. И традиционное и индустриальное общества характеризуются:

А) низкой социальной мобильностью

Б) преимущественным развитием   промышленности

В) сословным типом социальной стратификации

Г) связью всех сфер жизни общества

 4. Традиционное общество в отличие от индустриального:

А) имеет классовую стратификацию

Б) является открытым

В) базируется на религиозном мировоззрении

Г) поддерживает науку как социальный институт

5. Что является отличительной чертой индустриального общества?

А) приоритет ценностей коллективизма

Б) превращение науки в общественный институт

В) низкая социальная мобильность

Г) широкое использование компьютерных технологий


Карточка №1

Работая с представленным материалом, ответьте на вопросы.

«Цивилизация, цивилизационный подход»

Понятие «цивилизация» в научный оборот вошло в ХVIII в. благодаря французским просветителям (Вольтер, Д. Дидро, ш-Л. Монтескье). Спустя 100-150 лет цивилизационный подход стал быстро приобретать популярность благодаря трудам Альфреда Вебера (1868-1958), Освальда Шпенглера (1880-1936), Арнольда Тойнби (1889-1975), Карла Ясперса (1883-1969).

Основное понятие – цивилизация. Определение цивилизаций около 200, причем число их растет. Происходит понятие от лат. сivilis – гражданский.

Под цивилизацией понимают:

  1. Отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право (Вольтер, Ш-Л. Монтескье, Д. Дидро);
  2. Этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, К. Маркс, Ф.Энгельс);
  3. Общество, находящееся на определенном этапе развития (О. Тофлер, У. Ростоу);
  4. Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других (А. Тойнби);
  5. Совокупность проявлений культуры (С. Хантингтон, К. Ясперс);
  6. Заключительную стадию эволюции любой культуры, которая характеризуется развитием индустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах, превращением народов в безликие массы (О. Шпенглер)
  7.  «Цивилизация» - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.
  8. Совокупность уникальных проявлений общественных порядков, присущих отдельной исторической общности (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития, например, античная цивилизация и современная цивилизация)

- Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил, способностей людей и человека, выраженный в типах организации и деятельности людей, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

- Культура – совокупность материальных и духовных достижений человечества во всех сферах общественной жизни. Важным компонентом культуры является ценностно-нормативная система.

Задание к карточке №1:

  1. Выберите  наиболее, по-вашему мнению, подходящее правильное определение понятию «цивилизация»;
  2. Каково соотношение между понятиями культура и цивилизация?

Карточка  для первой группы

1.Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому из книги «Россия и Европа»

Русский мыслитель второй половины ХIХ в. Николай Яковлевич Данилевский в книге «Россия и Европа» рассматривал всемирную историю, как совокупность самостоятельных и специфических цивилизаций или культурно-историческогих типов (КИТ) человечества.

Он так же выделил периоды развития КИТов:

  1. Этнографический (древний) – начинается с отделения племени от родственных ему племен, обретения ими способности к самостоятельной деятельности;
  2. Политический (государственный) – народ выходит из этнографической формы бытия, строит свое государство и обеспечивает свою политическую независимость;
  3. Цивилизационный – обеспечивает народам реализацию своих духовных идеалов в науке, искусстве, осуществив развита свою творческую миссию, цивилизация исчерпывает свои силы и умирает.

По-мнению Н.Я. Данилевского, ни одна цивилизация не проявила свою всесторонность. Цивилизация проявляет созидательность только в одной или нескольких областях:

- еврейская – только в религии;

  - греческая цивилизация – в эстетической области и философии;

-римская – в области права и политической организации;

- индийская – в религии, мистики и в сфере воображения, фантазии

В итоге¸ Н.Я. Данилевский выделяет 4 типа цивилизаций:

  • Первичные (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл) – египетская, китайская, иранская, некоторые другие;
  • Одноосновные (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) – еврейская (религия), древнегреческая (культура), древнеримская (политика);
  • Двухосновные (покоящиеся на преобладающем развитии двух начал)- европейская (политика и культура);
  • Объединительные (в гармонии развивающая начала политические, культурные, религиозные и нравственно-экономические)- славянская (пока не как реальность, а как возможность)

Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества. 

В цивилизации он видел наиболее творческий период  развития КИТа.

Цивилизации имеют свою судьбу, свое предназначение, свою историю. Они рождаются, расцветают и гибнут.

Все народы Н.Я. Данилевский поделил на следующие виды:

  1. Позитивные творцы истории, создающие велики КИТы;
  2. Негативные творцы истории – гунны, монголы, турки, не создавшие КИТов, но способствовавшие разрушению дряхлых цивилизаций (Рим пал под ударами варваров и т.п.);
  3. Народы и племена, оставшиеся этнографическим материалом, использованные творческими народами для обогащения своих цивилизаций (бывшие колонии)

Вопросы к группе 1

  1. Что понимал под культурно-историческим типом Н.Я. Данилевский?

2,  Какие типы цивилизаций выделяет Н.Я. Данилевский?

3    Какой принцип используется для определения цивилизации?

Карточка для второй группы

2.Типология культур  и цивилизация по О. Шпенглеру по книге «Закат Европы»

Немецкий философ Освальд Шпенглер издал в 1918 году первую часть книги «Закат Европы». Шпенглер решительно опроверг общепринятую условную периодизацию истории на Древний мир – Средние века – Новое время (поскольку они не имеют никакого значения для неевропейских сообществ).

Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю – как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам периоды зарождения, становления и умирания (или детство, юность, зрелость, старость). В своей теории  он четко разграничивал понятия цивилизации и культуры.

Каждая культура имеет свою душу – первоначало, из которого развертывается все богатство культуры, своеобразная программа развития социального организма. Рождение культуры – есть пробуждение великой души.

Взаимодействие между культурами отсутствует, культуры непроницаемы. После достижения целей культуры она переходит в цивилизацию.

Цивилизация – утрата индивидуальности, так как общества обретают сходные черты, начинает умирать душа культуры, выражающаяся, прежде всего, в религии. Вместо религии широкое распространение получает атеизм.

Цивилизация – последняя фаза существования культуры, это  ее закат.

Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда, ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культур) и «ставшее» (цивилизация).

Таким образом,  цивилизации понимались им как стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения потери творческих сил.  

По-мнению О. Шпенглера на данной стадии находился западный мир.

Говоря о культурах, О. Шпенглер подчеркивал их изолированность и самостоятельность, выделяя всего восемь:

  1. Египетскую;
  2. Вавилонскую;
  3. Индийскую;
  4. Китайскую;
  5. Арабо-византийскую;
  6. Греко-римскую;
  7. Западную;
  8. Культуру инков

По Шпенглеру, цивилизация сопровождается процессами «омассовления», проникающими во все сферы человеческой жизни, глобализации форм и способов человеческого существования - хозяйства, политики, техники, науки и т.д. Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель которых – глобальное господство над миром государства-победителя.

Вопросы к группе 2

  1. Охарактеризуйте понимание цивилизации по Шпенглеру
  2. Какие  типы цивилизаций он выделяет?
  3. Какими процессами в обществе сопровождается цивилизация?

Карточка для третьей группы

3.Типология цивилизации по А. Тойнби по книге «Постижение истории»

Английский историк и философ Арнольд Тойнби в 30-60-ые гг. ХХ в. Опубликовал многотомный труд «Постижение истории». Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории»

Стадии существования цивилизации:

  1. Зарождения
  2. Роста;
  3. Надлома;
  4. Разложения;
  5. Гибели
  1. Зарождение  цивилизации:

В качестве условий возникновения цивилизаций Тойнби выделял:

- присутствие в обществе творческого меньшинства;

- благоприятное окружение

Исследуя движущие силы развития цивилизации, Тойнби сформулировал закон «вызов - ответ».

История (окружение) постоянно бросает обществу «вызов», препятствия, которые общество, чтобы выжить, должно преодолеть, найти правильный  «ответ» на данный  «вызов», возникшую проблему. Поиск нужного решения осуществляет творческая элита, тем самым обеспечивает постоянное движение общества к цивилизации. «Вызов» та сила, которая заставляет цивилизацию меняться, прогрессировать или регрессировать.

Пример:

- В Африке в древние времена произошла сильная засуха. Кто не ответил на вызов природы, те погибли в пустыне Сахара, а кто ответил, переселился в долину Нила, те выжили и создали египетскую цивилизацию.

2) Рост  цивилизации – процесс внутреннего самоопределения, самовыражения. В античности – эстетика, западно-европейская цивилизация – в  научно-техническом прогрессе (НТП).

3) Надлом – ситуация, когда общество не способно справиться с «вызовом». Гибель цивилизации происходит не от внешнего врага, а в  результате собственного развития. Элита теряет способность эффективно решать проблемы, она утрачивает авторитет и пытается сохранить свое положение силой. В подобный период общество не справляется с вызовом, что приводит к надлому общества.

Пример:

- После Второй мировой войны Запад сделал СССР технический «вызов». СССР проигнорировал этот «вызов», не «ответил», не решил проблемы отставания, что привело к  краху СССР.  

4) Разложение – такой период, когда общество утрачивает единство, что способствует гибели цивилизации

Пример:

- Греция не помогла народам, воевавшим с римлянами, и в итоге сама погибла от рук римлян. Отсутствие единства, привело к гибели античной древнегреческой цивилизации

По его мнению,  цивилизация – замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:

  1. Религия и форма ее организации
  2. Территориальный признак

Тойнби выделял следующие цивилизации:

  • Первичные (неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и легко погибающие);
  • Вторичные (возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования);
  • Третичные (возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций).

К середине ХХ в., по мнению А. Тойнби, осталось не более 7-8 из почти 30 существовавших в истории цивилизаций (христианская, исламская, буддийская, индуистская и др.)

Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если  в будущем не удастся сформировать единую высшую религию, создать на ее основе «вселенскую церковь» и «вселенское государство» (т.е. перейти к «третичной цивилизации»)

Вопросы к группе 3

  1. Как рассматривает всемирную историю А. Тойнби?
  2. Как  он определяет понятие цивилизации? Какие выделяет критерии для определения  цивилизации?
  3. Какие типы цивилизаций он выделяет? Какова их возможная судьба?

1.. Представителями теорий локальных цивилизаций являются:

а) О. Тоффлер в) А. Тойнби

   б) Н. Я. Данилевский г) К. Маркс

2. Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором излагается его концепция истории человечества?

а) «Закат Европы»

б) «Россия и Европа»

в) «Постижение истории»

3. Что, с точки зрения А. Тойнби. является причиной возникновения цивилизации?

а) появление частной собственности

б) действие закона «вызов-ответ»

в) классовая борьба

4. По мнению А. Тойнби, движущей силой развития цивилизации является:

а) развитие культуры

б) Божественное предопределение

в) «творческая элита»

5. Кто из названных русских мыслителей XIX в. был создателем одной из теорий локальных цивилизаций?

а) Н. К. Михайловский в) П. Я. Чаадаев

б) Н. Я. Данилевский г) К. Д. Кавелин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт введения профильного обучения в образовательных

Опыт введения профильного обучения в образовательных ...

Зарубежный опыт профильного обучения

Решить проблему реализации развивающей функции математики при  профильном обучении невозможно без учёта исторического  опыта профильного обучения в школах России и з...

Программа учебного предмета "Обществознание" для 11 класса (профильный уровень). Разработана Яшниковым Д. В.

Программа учебного предмета "Обществознание" для 11 класса (профильный уровень). Разработана Яшниковым Д. В....

Методическая разработка урока химии «Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе» 10 класс. Профильный уровень.

Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков . Примером  метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция.На мой взгляд, для учителя химии, на...

Программа профильного обучения по математике в 10 классе на 2016-2017 уч. г.

Обучение проводится по учебникам Алгебры Алимова и Колягина, Геометрии Атанасяна и Бутузова. 6 часов в неделю. Физико-математический и химико-биологический профили....

Календарно-тематическое планирование по математике в 10 классе (профильное обучение)

Планирование состоит из элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся: знать и уметь. Включает 9 контрольных работ по алгебре и 5 по геометрии. 16 уроков на повторение....

Рабочая программа по литературе (10 класс, профильное обучение)

Рабочая программа по литературе для 10 классов(профильный уровень) позволит расширить читательский кругозор учащихся,углубить литературоведческие знания....