ФОС ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис
тест

Михеевская Надежда Александровна

ФОС ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА №29»

(ГБПОУ ТСиТ №29)

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

учебной дисциплины

 ОГСЭ.05  РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

43.02.11 Гостиничный сервис

Москва

2018

ОДОБРЕН

Цикловой комиссией

общеобразовательных дисциплин

 наименование комиссии

Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.02.11 Гостиничный сервис 

 

Протокол №  __1__  от «_____»_____________2018 г.

Председатель

цикловой комиссии

__________      А.С.Рязанова

Заместитель директора по учебно-производственной работе

       ___________     И.Б. Селиванова                                                                                                                                                  

       Подпись                         Ф.И.О.                                                         Подпись                                Ф.И.О.

Составители (авторы): Михеевская Н.А.  преподаватель ГБПОУ ТСиТ№29

                                                       Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ

Согласовано:______________________________________________

                       


Паспорт фонда оценочных средств

по учебной дисциплине

ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис»

Результаты обучения

(освоенные умения,

усвоенные знания)

ПК, ОК

Наименование разделов

Уровень освоения темы

Наименование

контрольно-оценочного средства

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

  1

2

3

4

5

6

уметь:

пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка;

определять лексическое значение слова;

использовать словообразовательные средства в изобразительных целях;

пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания;

различать тексты по их принадлежности к стилям, анализировать речь с точки зрения её и целесообразности

знать:

фонемы; особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения, логическое ударение, орфоэпические нормы;

лексические и фразеологические единицы русского языка; изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии; употребление профессиональной лексики и научных терминов;

способы словообразования;

самостоятельные и служебные части речи;

синтаксический строй предложений;

правила правописания;

функциональные стили литературного языка

ОК

1-9

Введение.

2

Устный опрос по содержанию лекций и по вопросам к разделу «Введение». Работа над материалом учебника с дополнительной литературой. (подготовка сообщений)

Задание к зачету

Раздел 1

Фонетика. Орфоэпия

2

Устный опрос по содержанию лекций и по вопросам к разделу «Фонетика. Орфоэпия»; тесты

Контрольная работа

Раздел 2.

Лексика и фразеология

2

Устный опрос по содержанию лекций и по вопросам к разделу «Лексика и фразеология»; тесты

Контрольная работа

Раздел 3 Словообразование

2

Устный опрос по содержанию лекций и по вопросам к разделу «Словообразование»; тесты

Контрольная работа

Раздел 4 Морфология

2

Устный опрос по содержанию лекций и по вопросам к разделу «Морфология»; тесты

Контрольная работа

Раздел 5 Синтаксис

2

Устный опрос по содержанию лекций и по вопросам к разделу «Синтаксис»; тесты

Контрольная работа

Раздел 6 Русское правописание

2

Устный опрос по содержанию лекций и по вопросам к разделу «Русское правописание»; тесты

Контрольная работа

Раздел 7 Текст. Стили речи

2

Устный опрос по содержанию лекций и по вопросам к разделу «Текст. Стили речи»; тесты

Контрольная работа

Задания для устного опроса и контрольные тесты

Введение.

  1. Назовите качества хорошей речи.
  2. Какую роль в жизни людей играют словари?
  3. Какие вам известны выразительные средства языка?
  4. Что такое речевая ситуация?
  5. Каково социальное значение языка?
  6. Какие нормы современного русского языка вам известны?
  7. Каковы функции языка?
  8. В чем различия единиц языка и единиц речи?
  9. Как вы понимаете определения «литературный» и «не литературный»?
  10. Опишите ситуации, в которых вы прибегали к помощи словарей.
  11. Назовите отличия орфографического словаря от орфоэпического.
  12. В чем сходства и различия понятия языка и речи?
  13. Раскройте понятие «культура речи».
  14. Охарактеризуйте коммуникативный и этический компоненты речи.

Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия.

  1. Что такое фонема?
  2. В чём разница между ассонансом и аллитерацией?
  3. Назовите особенности сценического произношения.
  4. Охарактеризуйте особенности русского произношения.
  5. В чём особенности произношения иноязычных слов в русском языке?
  6. Какова роль старомосковского произношения в формировании норм современного русского литературного языка?
  7. Охарактеризуйте варианты произношения гласных и согласных звуков в русском языке.
  8. В чём заключаются особенности русской графики?

Контрольный тест по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

Вариант 1

1.Фонетика – это наука

а) о языке;

б) о словарном составе языка;

в) о звуках речи.

2. Орфоэпия – это наука

а) о правильном произношении;

б)о соотношении между буквами и звуками;

в)о правилах правописания, г)о стилях речи.

3. Наука, изучающая буквы и их графическое обозначение, называется    …

4. Количество букв в русском языке: а)33; б)32; в)21; г)10.

5.Запиши название букв алфавита с 11по 18.

6. Согласными называются звуки, при образовании которых:

а) воздух свободно проходит в полости рта;

б)воздух встречает преграду;

в)глухой звук меняется на звонкий;

г)звонкий звук меняется на глухой.

7.Укажи звонкие согласные звуки:

а) [в,ф, г,к], б) [р,б, г,в], в) [р,ф, г,к].

8.Укажи только твердые согласные звуки:

а) [ф,ж,к], б) [б, ш,в], в) [ж,ш, ц].

9. Выбрать ряд непарных звонких согласных:

а)[л], [м], [н], [р], [й];

б)[х], [ц], [ч], [щ];

в)[в], [д], [г], [з];

г)[п], [ф], [ш], [ж]

10.Сколько гласных букв в русском языке? а)4;  б) 6;  в) 8;  г) 10.

11. Как называется гласный звук в слоге, который произносится с большей силой, чем другие: а)звонкий, б)ударный, в)безударный, г)глухой.

12. Выбрать неправильное высказывание:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука: а)в начале слова, б)после гласной, в)после согласной, г)после Ъ и Ь.

13. Укажите слово, в котором букв больше, чем звуков:

а)пень, б)ель, в)азбука, г)юла.

14.В каком слове звуков больше, чем букв? а) якорь б) земля в) пояс г) считать.

15. Назовите йотированные звуки.

16. Выпишите лишнее слово: солнце, въехал, бельё.

17.В каком слове все согласные звуки мягкие?

а) жизнь б) приятель в) степь г) пишешь.

18.В каком слове все согласные звуки глухие? а) посадка б) яшма в) ёж г) клуб.

19.В каком слове буква Ю обозначает два звука?

а)полюс б) карбюратор 3в) жюри г) юла.

20. В каком слове выделенная буква правильно обозначает место ударения?

а) дОсуг б) понЯла в) килОметр г) фонЕтика.

21.В каком слове количество букв и звуков совпадает?

а) улыбаться б) деревья в) счастье г) местность.

22.В каком слове есть непроизносимый согласный?

а) опас?ный б) прекрас?ный в) чудес?ный г) ус?ный.

23.В каком слове произносится звук [с]?

а) изморось б) изморозь в) воз г) сидеть.

24.В каком слове произносится звук [т’]?

а) медь б) учиться в) отдел г) том.

25.В каком слове на месте Ч произносится [Ш]? а) чтобы, б)почему, в)четко.

26.Затранскрибируй слова, одного сделай фонетический разбор : юбилей, вьюжный, скользкий, яшма.

27.Укажите, в каком ряду правильно обозначены звуки:

а) [и] [эн] [ъ] б) [у] [ф] [эм] в)[т] [о] [з] г)[ща] [ы] [ша]

Вариант 2

1.Что такое орфоэпия?

а) раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков речи буквами; б) раздел лингвистики, изучающий правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний;

в) раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

2.Что такое графика?

а) раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков речи буквами; б) раздел лингвистики, изучающий правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний;

в) раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

3.Фонетика – это наука  …

а) о языке; б) о словарном составе языка; в) о звуках речи.

4. Количество букв в русском языке: а)10, б)43, в)34, г)33.

5.Запиши название букв алфавита с 19 по 26.

6.Гласными называются звуки, при образовании которых 

а) воздух свободно проходит во рту, эти звуки состоят главным образом из голоса; 

б)воздух встречает преграду;

в)звонкий звук меняется на глухой.

7.Укажи глухие согласные звуки:

а) [ш,ф, с,к], б) [р,с, г,в], в) [р,ф, г,к].

8.Укажи только мягкие согласные звуки:

а) [ф',ж', й'], б) [б',л',в'], в) [й',ч',щ'].

9. Выбрать ряд непарных звонких согласных:

а)[л], [м], [н], [р], [й]

б)[х], [ц], [ч], [щ];

в)[в], [д], [г], [з];

г)[п], [ф], [ш], [ж]

10.Сколько согласных букв в русском языке?

а)9; б) 21; в) 13; г) 10

11. Как называется гласный звук в слоге, который произносится с большей силой, чем другие: а) глухой, б)ударный, в)безударный, г) звонкий.

12. Выбрать неправильное высказывание: Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука: а) после согласной, б)после глухой гласной, в) в начале слова, г)после Ъ и Ь.

13. В каком слове звуков больше, чем букв?

а)район; б)сияние; в)декабрь.

14. В каком слове звуков больше, чем букв?

а)птица; б)дождь; в) елочка.

15. Выпишите лишнее слово: солнце, лестница, вьюга.

16. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

 а)тушь; б) горсть; в) четки.

17.В каком слове все согласные звонкие?

а) мороз  б) южный  в) вглубь г) вдруг.

18.В каком слове буква Ё обозначает два звука?

а)вертолёт б) подъём в) окрылённый.

19. В каком слове выделенная буква правильно обозначает место ударения?

а) докумЕнт б) магАзин в) орфоэпИя г) алфАвит.

20.  В каком слове совпадает количество  звуков и букв?

а) прелестный, б)семь, в)веет, г) ель, д)рак.

21.В каком слове есть непроизносимый согласный?

а) ужас...ный б) опас...ный в) грус...ный.


22.В каком слове произносится звук [п’]?

а) глуп   б) вглубь   в) коробки   г) бьют.

23.В каком слове произносится звук [т]?

а) отголосок б) тишина в) молотьба г) подкоп.

24.В каком слове на месте Ч произносится [Ш]?

а) чтобы, б)почему, в)четко.

25.Затранскрибируйте слова, сделайте фонетический разбор: скользкий, яшма.

26. Назовите йотированные звуки.

27.Укажите, в каком ряду правильно обозначены звуки

а) [а] [эр] [ь]

б) [с] [т] [д] 

в)[тэ] [о] [е]

г)[эль] [бэ] [ка]

Раздел 2. Лексика и фразеология

  1. Дайте определения основным понятиям лексики.
  2. Определите лексические и грамматические значения следующих слов: дизайн, экономика, экономия, сирень; лощеный, бережливый, орловский, обезьяний; блеснуть, блистать, смотреться, жечь; стойко, сгоряча, нарочито, нарочно.
  3. Как характеризуются слова с точки зрения их происхождения? Приведите примеры.
  4. Какая лексика относится к сфере ограниченного употребления?
  5. На какие группы в зависимости от сферы употребления и экспрессивности делятся фразеологизмы? Приведите примеры.
  6. Какие ошибки связаны с употреблением фразеологических единиц?
  7. Что такое «крылатые слова»?
  8. Расскажите о средствах речевой выразительности.
  9. Расскажите о возможностях синонимов, паронимов и фразеологизмов как средств речевой выразительности.
  10. Могут ли профессионализмы и термины использоваться в речи в переносном значении?
  11. Какие ошибки называются лексическими?

Контрольный тест по теме «Лексика и фразеология».

Вариант I

  1. Продолжите определение, выбрав правильный ответ (макс. кол-во баллов: 1)

Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий …

А) строение слов и способы их образования.

Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.

В) слово как часть речи.

Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

  1. Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв. (макс. кол-во баллов: 7)

1. прямое значение слова

А) весёлый ребёнок

2. переносное значение слова

Б) ветер воет

В) быстрый олень

Г) горит костёр

Д) горит закат

Е) золотые руки

Ж) высокие горы

  1. Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный… (макс. кол-во баллов: 1)

А) безжизненный, мёртвый

В) бесцеремонный, прямолинейный

Б) безалаберный, безответственный

Г) беспощадный, жестокий

  1. В каком ряду слова являются диалектизмами? (макс. кол-во баллов: 1)

А) глагол, грядущее, десница, зеница, изречь, лик, око, отрок, перст

Б) перестройщики, силовики, планетолог, космохимик, ракетодром, микропроцессор

В) кушак, баять, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата

Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин

  1. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
    (макс. кол-во баллов: 5)
  1. Встали очень рано (1) и отправились в путь.
  • Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца (2).
  • «Запомни крепко-накрепко (3): каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.
  • Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания (4)
  • Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было (5).

_____________________________________________________________________________

От корки до корки, руки не доходят, ни свет ни заря, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то.

  1. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)* (макс. кол-во баллов: 4+доп.)

А) сбросить концы в воду

В) хоть глаз вырви

Б) обвести вокруг носа

Г) не в своей кастрюле

Вариант II

  1. Продолжите определение, выбрав правильный ответ(макс. кол-во баллов: 1)

Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий …

А) строение слов и способы их образования.

Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.

В) слово как часть речи.

Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

  1. Установите соответствие. Подберите к словам из левой колонки антонимы из правой колонки. Каждой цифре может соответствовать только одна буква. (макс. кол-во баллов: 7)

1) аккуратный

А) безобразный

2) трудиться

Б) неволя

3) жизнерадостный

В) ослабить

4) говорун

Г) небрежный

5) свобода

Д) молчун

6) усилить

Е) бездельничать

7) красивый

Ж) угрюмый

  1. В каком ряду слова являются профессионализмами? (макс. кол-во баллов: 1)

А) скальпель, мольберт, аккорд, гамма, зубило, акварель, шприц, наждак, стамеска

Б) клёвый, крутой, наехать, телек, слинять, беспредел, балдеть, водила, колбаситься

В) кушак, баять, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата

Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин

  1. Укажите слова с отрицательной эмоциональной окраской.
    (макс. кол-во баллов: 3)

А) старичок

Г) хамство

Б) сыночек

Д) обожать

В) пустомеля

Е) физиономия

  1. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой. 
    (макс. кол-во баллов: 5)
  1. Я понимаю, кого вы имеете в виду (1), когда говорите, что эта книга плохая.
  2. Станция железной дороги находится совсем близко (2) отсюда.
  3. У каждого человека есть слабое место (3).
  4. Он тяжело дышал, потому что бежал очень быстро (4), чтобы сообщить сестре новость.
  5. Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить (5).

_____________________________________________________________________________

Ахиллесова пята, со всех ног, водой не разлить, бросить камешек в чей-либо огород, подать рукой.

  1. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)* (макс. кол-во баллов: 4+доп.)

А) душа в ноги ушла

В) вставлять спицы в колёса

Б) мурашки по спине прыгают

Г) опустить нос

Ключ к тесту по разделам «Лексика» и «Фразеология»

(для учащихся 6 класса)

Вариант I

1

2

3

4

5

6

Б

1) А, В, Г, Ж; 2) Б, Д, Е

Г

В

1) ни свет ни заря;

2) от корки до корки;

3) зарубить себе на носу;

4) закрывать глаза на что-то;

5) руки не доходят.

А) спрятать концы в воду;

Б) обвести вокруг пальца;

В) хоть глаз коли;

Г) не в своей тарелке.

Вариант II

1

2

3

4

5

6

Г

1) Г; 2) Е;
3) Ж; 4) Д; 
5) Б; 6) А

А

В, Г, Е

1) бросить камешек в чей-либо огород;

2) подать рукой;

3) ахиллесова пята;

4) со всех ног;

5) водой не разлить.

А) душа в пятки ушла;

Б) мурашки по спине бегают;

В) вставлять палки в колёса;

Г) повесить нос.

Критерии оценки

Вариант I

Максимальное количество баллов: 19+доп. баллы

Количество баллов

Оценка

17-19

«5»

14-16

«4»

10-13

«3»

0-9

«2»

Критерии оценки

Вариант II

Максимальное количество баллов: 21+доп. баллы

Количество баллов

Оценка

19-21

«5»

16-18

«4»

12-15

«3»

0-10

«2»

Раздел 3. Словообразование

  1. Дайте определение основным понятиям словообразования.
  2. С чем связаны словообразовательные ошибки? Приведите примеры.
  3. Расскажите о стилистическом использовании словообразовательных средств. Приведите примеры.
  4. Определите стилистическую принадлежность следующих слов: растрезвонить, нигилизм, понавыкапывать, малюсенький, классификация, альтруист, парнокопытное, ойкнуть, непроницаемость.
  5. Каковы словообразовательные особенности профессиональной и терминологической лексики?  

Контрольный тест по теме «Словообразование».

Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, Часть С). В части А — 10 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 4 задания.

Часть А — задания с выбором ответа

Часть В — задания с кратким ответом

Часть С — письменные ответы на вопросы

Вариант 1

Часть А

A1. Что такое морфема?

1) самостоятельная часть речи

2) наименьшая значимая часть слова

3) неизменяемая часть слова

4) корень слова

А2. О какой части слова идёт речь: «Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов»?

1) приставка

2) суффикс

3) корень

4) окончание

А3. Укажите ряд, в котором все слова однокоренные

1) вода, водитель, водный

2) лес, лесной, лесник

3) гора, горный, гореть

4) вести, приведёт, привет

А4. В каком слове нет окончания?

1) тишь

2) озноб

3) выстрел

4) наугад

А5. В каком ряду во всех словах выделяется приставка НА-?

1) надрубка, надежда, надувной

2) наблюдение, наибольший, навзрыд

3) наивный, название, наилучший

4) навылет, нависает, нагреть

А6. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) свалка, удивление, весело

2) нависает, страдание, перевяжет

3) связной, перегородка, пришкольный

4) высокий, разлюбил, наклейка

А7. Слова какого ряда имеют две приставки?

1) предпосылка, предсказание, предубеждение

2) предрассветный, преподнести, преувеличить

3) предыдущий, предшествовать, предусмотреть

4) предъюбилейный, предполагать, предугадать

А8. Укажите слово с двумя суффиксами

1) водяной

2) лесок

3) ленивица

4) львица

А9. Какие приставки имеют значение высшей степени качест­ва проявления признака?

1) пре-, сверх-

2) при-, над-

3) пре-, при-

4) над-, пере-

A10. Укажите слово с окончанием -ОЙ

1) конвой

2) отбой

3) отвагой

4) открой

Часть В

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Пушистые снежинки осторожно ложатся на землю, и она одевается в ослепительный наряд. (2)Побелели дорожки и крыши домов. (3)Под лучами солнца блестят разноцветные ис­корки инея. (4)На речке среди зарослей камыша темнеет вода.

В1. Выпишите слово, состоящее из двух корней.

В2. Из предложений 1-2 выпишите слово, не имеющее окончания.

Часть С

1. Какова тема текста?

2. Озаглавьте текст.

3. Каким настроением проникнут текст?

4. В чём смысл употребления эпитета ослепительный?

Вариант 2

Часть А

A1. Какие части слова служат для образования новых слов?

1) корень и окончание

2) корень и суффикс

3) суффикс и приставка

4) приставка и окончание

А2. Какие морфемы входят в основу слова?

1) приставка, корень, суффикс

2) корень, окончание

3) суффикс, окончание, корень

4) приставка, суффикс, окончание

А3. Укажите слово с нулевым окончанием

1) тетрадь

2) тетрадка

3) поставили

4) сном

А4. Слова какой части речи не имеют окончания?

1) глагола

2) наречия

3) местоимения

4) прилагательного

А5. Какое из слов имеет нулевое окончание?

1) низкий

2) наряд

3) изложение

4) рассказала

А6. В каком ряду во всех словах выделяется приставка ЗА-?

1) зажечь, законный, замолчать

2) загородный, задумчивый, закатился

3) замшевый, заикается, зазеленел

4) заморский, занозить, замок

А7. Слова какого ряда имеют два суффикса?

1) обидчик, законный, придумал

2) услышал, питание, задержал

3) обещание, выдернул, розовый

4) отцовский, прорежет, усидчивый

А8. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня,

одного суффикса и окончания?

1) крепкий, подсыпает, слушает

2) засекретил, влево, высоко

3) уползает, приплясывают, подснежник

4) заботливый, полоска, помойка

А9. Слова какого ряда не имеют суффикса?

1) хижина, тина, кабина

2) лавина, глубина, длина

3) картина, баранина, глина

4) тишина, впадина, перекладина

А10. Какой суффикс указывает на оттенок цвета?

1) -ов-

2) -тельн-

3) -ан-, -ян-

4) -оват-, -еват-

Часть В

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Рябину называют осенней красавицей. (2)Она не боится хо­лода, а её ягоды становятся сладкими от мороза. (3)Рябина — по­лезная ягода. (4)Она обогащает почву своими плодами, привлека­ет массу птиц, а птицы истребляют вредоносных насекомых.

(По Н. Анучину)

В1. Выпишите слово, состоящие из двух корней.

В2. Выпишите из предложения 4 слова, состоящие из пристав­ки, корня, суффикса и окончания.

Часть С

1. Какова тема текста ?

2. Определите идею текста.

3. Каким настроением проникнут текст?

4. Что вы можете сказать о рябине? В чём её красота?

Ответы на тест

1 вариант

А1-2

А2-1

А3-2

А4-4

А5-4

А6-3

А7-2

А8-3

А9-1

А10-3

В1. разноцветные

В2. осторожно

2 вариант

А1-3

А2-1

А3-1

А4-2

А5-2

А6-2

А7-2

А8-3

А9-1

А10-4

В1. вредоносных

В2. обогащает, привлекает, истребляют

Раздел 4. Морфология

  1. Какие варианты форм категории рода имён существительных вы знаете? Охарактеризуйте  их.
  2. Назовите варианты окончаний имён существительных в родительном, предложном и винительном падежах.
  3. В чём особенности употребления степеней сравнения имён прилагательных?
  4. Охарактеризуйте варианты краткой формы имён прилагательных.
  5. Какие ошибки могут возникнуть при употреблении в речи форм личных местоимений?
  6. Назовите вариантные формы местоимений и определите различия в их употреблении.
  7. В чём заключаются особенности употребления в речи служебных слов?

Контрольный тест по теме «Морфология».

Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, Часть С). В части А — 10 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 4 задания.

Часть А — задания с выбором ответа

Часть В — задания с кратким ответом

Часть С — письменные ответы на вопросы

Вариант 1

Часть А

A1. Укажите ряд, в котором все слова являются самостоятельной частью речи

1) под, в, столб, лесной

2) доска, стол, вынести, пятый

3) исследовать, не, сухой, из

4) двойка, честный, под, через

А2. Укажите ряд, в котором все слова являются именами прилагательными

1) первый, восьмой, синий, смелый

2) наш, их, весёлый, похвальный

3) подвижный, пятиэтажный, отважный, ранний

4) твой, второй, любой, утренний

А3. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является верной?

Вообще я схожусь с людьми очень трудно.

1) союз

2) наречие

3) имя прилагательное

4) имя существительное

А4. Укажите ряд, в котором все слова являются глаголами настоящего времени

1) спит, поворачивается, мешает

2) выспится, мешал, выучит

3) победит, гуляет, ест

4) бегал, смотрит, рисовал

А5. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена проверяемая ударением безударная гласная в корне слова.

1) т..традь, д..рожках, без дв..рей

2) пригл..жу, отг..няя, ..кошка

3) п..счаный, ст..ит, на в..твях

4) м..рской, к..ралл, к..рабль

А6. Укажите ряд, в котором все слова являются словами­-исключениями

1) сш..ть, ч..деса, ш..повник

2) ж..рный, щ..вель, ч..жой

3) стуч..ть, рощ.., нач..льный

4) ж..ри, брош..ра, параш..т

А7. В каком ряду во всех словах пишется мягкий знак?

1) из-за туч.. , товарищ.. , блин..чик

2) бул..он, мыш.., рисуеш..

3) тон..ше, помощ..ник, посееш..

4) п..ют, обжеч..ся, ноч..ка

А8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) хотят сделать

2) много дел

3) ихние книги

4) беги скорее

А9. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется буква Е?

1) на территори.., о желани..

2) в палатк.., на картин..

3) о гербари.., в Итали..

4) в опасност.., на дорог..

A10. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) чита..м, смотр..м

2) дума..м, зна..м

3) рани..м утром, весенн..го дня

4) светл..м праздником, о светл..м дне

Часть В

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Вечер. (2)На небе нет ни облачка. (3)Но температура неумолимо близится к нулевой отметке. (4)И становится ясно, что ночью будет мороз. (5)А как хочется вечером выйти на улицу и погулять по тёплым весенним аллеям парка. (6)Ведь нет ничего полезнее для здоровья, чем прогулка перед сном.

(По В. Арсеньеву)

В1. Выпишите из предложений 1-3 все существительные 2-го склонения.

В2. Выпишите из предложения 5 существительные 1-го склонения.

Часть С

1. Определите тему текста.

2. Какова идея текста?

3. Озаглавьте текст.

4. Каким настроением проникнут текст?

Вариант 2

Часть А

A1. Укажите ряд слов, состоящий из имён существительных

1) первый, с нами, солнце, восход

2) упражнение, пятак, чёрствый, восемь

3) двигаться, пламя, пятый, сумма

4) движение, лес, тройка, портфель

А2. Укажите ряд слов, состоящий из местоимений

1) мне, кто, любой, второй

2) себе, моего, по-моему, прежний

3) ничего, что-либо, наш, чтобы

4) её, свой, (у)нас, (от)него

А3. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является верной?

Все великое тяжело, поэтому трудно его удержать.

1) наречие

2) глагол

3) имя прилагательное

4) имя существительное

А4. В каком ряду все глаголы относятся к I спряжению?

1) играть, догонять, оформлять, зависеть

2) сортировать, перевязать, таять, вертеть

3) учитывать, выписать, гнать, лаять

4) брить, стелить, каяться, заверять

А5. Укажите ряд, в котором во всех словах мягкий знак не пишется

1) л..ет, мурав..и, раз..езд, об..явление

2) придеш.. , помоч.. , рож.. , товарищ..

3) ноч..ка, бесконеч..ный, мощ..ный, закон..чить

4) нач.., брош.., конеч..ный, печ..

А6. Укажите ряд слов, в котором на месте всех пропусков пи­шется Е

1) бре..шь, верт..т, вид..м

2) встрет..т, стел..шь, прыгн..шь

3) сыпл..т, бре..т, встреча..т

4) держ..м, слыш..шь, стел..м

А7. В каком ряду во всех словах пишется мягкий знак?

1) ноч..ной, любиш.., стрич..

2) дышиш.., пейзаж.., ран..ше

3) торопиш..ся, прилеч.. , доч..

4) июн..ский, л..ётся, могуч..

А8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) нет мест

2) много делов

3) несколько яблок

4) его тетрадь

А9. В каком ряду на месте пропуска пишется буква Е?

1) о растени.., в плавань..

2) о счасть.., у калитк..

3) об агресси.., в санатори..

4) о работ.., о забот..

A10. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же бук­ва?

1) о маленьк..м щенке, дешёв..м товаром

2) в син..м небе, син..й лентой

3) замеча..м, кле..м

4) кол..м, украс..м

Часть В

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Выйти к лесной опушке. (2)Расположились на небольшой поляне. (3)Край березовой рощи. (4)Нигде нет настоящей тени. (5)Скрываться в буйной поросли трав. (6)3апах горькой полыни. (7)Играют в пышной зелени деревьев. (8)Купаются в солнечном блеске. (9)Удивительно радостно на сердце.

В1. Выпишите прилагательное в мужском роде.

В2. Выпишите глаголы в настоящем времени.

Часть С

1. Являются ли прочитанные в части В предложения текстом?

2. Объединены ли предложения одной общей темой? Какой?

3. Составьте из этих предложений текст. Озаглавьте его.

Ответы на тест 

1 вариант

А1-2

А2-3

А3-2

А4-1

А5-2

А6-4

А7-2

А8-3

А9-2

А10-2

В1. вечер, небе, облачка

В2. улицу, аллеям

2 вариант

А1-4

А2-4

А3-3

А4-4

А5-3

А6-3

А7-3

А8-2

А9-4

А10-2

В1. солнечном

В2. играют, купаются

Раздел 5. Синтаксис

  1. Назовите понятия темы «Синтаксис».
  2. Расскажите о наиболее частых ошибках в словосочетаниях и предложениях. Приведите примеры.
  3. Какого рода речевые ошибки связаны со структурными особенностями предложения? Приведите примеры.
  4. Произведите актуальное членение предложений:

- За горами, лесами, в дыму облаков

Светит пасмурный призрак луны (А. Фет)

- Человек испытывает желание выражать внутренние порывы и переживания стихами неслучайно (Д. Смирнова)

  1. Расскажите о синтаксических средствах выразительности, используя материал приведенных отрывков стихотворения С. Есенина
  1. О край дождей и непогоды,

Кочующая тишина,

Ковригой хлебною под сводом

Надломлена твоя луна.

  1. За перепаханною нивой

Малиновая лебеда.

На ветке облака, как слива,

Златится спелая звезда.

  1. Приведите примеры синтаксической синонимии на уровне простого и сложного предложений. С этой целью самостоятельно составьте предложения, на примере которых продемонстрируйте варианты синонимии.
  2. Как синтаксис связан со стилистикой текста? Объясните.

Контрольный тест по теме «Синтаксис».

Вариант 1

А1. Какая пара слов не является словосочетанием?

1) забил гвоздь

2) лампа горит

3) сахарный песок

4) связь слов

А2. Укажите грамматическую основу (основы) в предложении.

Вечером тучи внезапно сдвинулись и закрыли звезды.

1) закрыли звезды

2) тучи сдвинулись и закрыли звезды

3) тучи сдвинулись и закрыли

4) тучи сдвинулись

А3. В каком предложении есть дополнение?

1) Утро застало нас в пути.

2) Глухой кашель послышался за стенкой.

3) Мы не успели засветло выйти на тропу.

4) Внезапно поднялся сильный ветер.

А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Дорога тянулась вдоль леса, и по ней медленно двигался обоз.

2) У князя Святослава было три сына: Ярополк, Олег и Владимир.

3) Овчарки — послушные, умные животные.

4) Народная мудрость гласит: «Не спеши языком торопись делом».

А5. Какое предложение простое?

1) Приходит весна, и птицы возвращаются в родные края.

2) Весною я пошел смотреть свои яблони и увидал, что мыши объели их корни.

3) Трамвай показался из-за угла, медленно пересёк проспект и остановился.

4) Где начинается вспашка, там появляются зяблики.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?

1) Спи моя радость, усни.

2) Скоро, кажется будет дождь.

3) К счастью неблагоприятный прогноз не оправдался.

4) Кто тебя выдумал, звездная страна?

В1. Из данного предложения выпишите дополнение (дополнения).

Пожарные мгновенно раскатали рукава, поставили лестницы.

В2. Напишите часть речи, которой выражено сказуемое в предложении.

Ярослав Мудрый — автор сборника законов «Русская правда».

B3. Напишите, каким по цели высказывания является предложение.

Дедушка, голубчик, сделай мне свисток!

С1. Напишите небольшое письмо другу о том, как вы ходили в театр (на выставку, в цирк).

Вариант 2

А1. Какая пара слов не является словосочетанием?

1) около школы

2) старинная книга

3) помощь друга

4) нашёл гриб

А2. Укажите грамматическую основу (основы) в предложении.

Грохот грома раздавался непрерывно и сливался в один сплошной гул.

1) грохот раздавался

2) сливался гул

3) грохот раздавался и сливался гул

4) грохот раздавался и сливался

А3. В каком предложении нет обстоятельства?

1) Огромный беркут расправил мощные крылья.

2) Хозяин заварил чай, позвал гостей к столу.

3) Косой дождь сильно бил в оконные стёкла.

4) Ветер закрутился в верхушках деревьев.

А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) «Утро вечера мудренее», — гласит пословица.

2) По природным условиям Большой Кавказ делится на три части: Западный, Центральный и Восточный.

3) Герой Карло Коллоди Пиноккио — ближайший родственник Буратино.

4) Занавес открылся и представление началось.

А5. Какое предложение простое?

1) Когда приходит весна, приходит и радость.

2) От Главною хребта на запад, на юг и на восток отходит ещё много небольших, довольно высоких хребтов.

3) Мы решили, что гроза уже миновала.

4) Хлопнула калитка, и послышались голоса.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?

1) Вы, конечно, знаете таблицу умножения.

2) Умчи меня олень, в свою страну оленью!

3) Возможно Мишка просто не хотел идти в школу.

4) Бабушка расскажи мне сказку.

В1. Из данного предложения выпишите подлежащее.

Сплошная завеса шторма временами скрывает море.

В2. Напишите часть речи, которой выражены сказуемые в предложении.

Басни Крылова остроумные, поучительные, злободневные.

B3. Напишите, каким по цели высказывания является предложение.

Болельщики активно поддерживали свою команду.

С1. Напишите небольшое письмо другу о том, как вы провели выходной день.

Ответы

Вариант 1

А1-2

А2-3

А3-1

А4-4

А5-3

А6-4

В1. рукава, лестницы

В2. имя существительное

В3. побудительное

Вариант 2

А1-1

А2-4

А3-1

А4-4

А5-2

А6-1

В1. завеса

В2. имя прилагательное

В3. повествовательное

Раздел 6. Русское правописание

  1. Охарактеризуйте принципы русской орфографии.
  2. Какова роль пунктуации и орфографии в речи?
  3. Каковы функции знаков препинания?
  4. Охарактеризуйте типы и виды орфограмм.
  5. Каковы изобразительные возможности русской орфографии и пунктуации?  

Контрольный тест по теме «Русское правописание».

ОРФОГРАФИЯ

1. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с буквой А.

2) ХВ__ТАТЬ

3) К__РАТЕЛЬНЫЙ

4) НАК__ПИТЬ ДЕНЬГИ

5) НАСЛ__ЖДАТЬСЯ

2. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с буквой E.

1) ЗАЩ__ЩАТЬСЯ

2) СТ__СНЁННЫЙ В СРЕДСТВАХ

3) ОСВ_ЖИТЬСЯ

4) СТРАШНОЕ ПРИВ__ДЕНИЕ

5) Ш__ПТАТЬСЯ

3. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с буквой О.

1) ДИ__ГОНАЛЬ

2) П_СТЕЛЬ

3) УТР__МБОВАТЬ

4) НЕГ__ДОВАТЬ

5) П_МИДОР

4. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с буквой E.

1) Д_РЕКТОР

2) СТАЖ__РОВКА

3) Д_СТАНЦИЯ

4) ВИН__ГРЕТ

5) УНИВ_РСИТЕТ

5. Выберите варианты ответов , соответствующие словам с буквой О.

1) СОПРИК__СНОВЕНИЕ

2) ИЗЛ__ГАТЬ

3) СОТВ__РЕНИЕ МИРА

4) ПОР__ВНУ

5) НЕПРИК__САЕМЫЙ

6. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с буквой Е.

1) ОТБЛ__СК

2) ПРИБ__РУ КОМНАТУ

3) ПРИЧ__ТАЮЩИЙСЯ

4) НАЧ__НАЮЩИЙ

5) ПОДЖ__ГАТЬ

7. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с буквой Ё.

1) ПУШ__К

2) Ш__КОВАЯ ТЕРАПИЯ

3) Ш_ЛКОВОЕ ПЛАТЬЕ

4) ИСКАЖ__ННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

5) ТЯЖ_ЛАЯ НОША

8. Выберите варианты ответов , соответствующие словам с непроизносимой Т.

1) ТРОС__НИКОВЫЙ САХАР

2) БЕЗЫСКУС__НОСТЬ

3) ХЛЕС__НУТЬ ЛОШАДЬ

4) КРУТАЯ ЛЕС__НИЦА

5) ЖИВОПИС__НЫЙ ВИД

9. Выберите варианты ответов , соответствующие словам с удвоенной согласной.

1) КО_ЛИЧЕСТВО

2) ДИСКУ__СИЯ

3) СА_НИТАР

4) ТО__НЕЛЬ

5) КО__МЕНТАРИЙ

10. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с Ъ.

1) ПОД_ЕЗД

2) ОБЕЗ_ЯНЫ

3) ИЗ__ЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

4) ОП__ЯНЁННЫЙ

5) РАЗ__ЯСНЕНИЕ

11. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с Ь.

1) СПЛОШ__

2) РОСКОШ__

3) СМЕРЧ__

4) С ПЛЕЧ__ ДОЛОЙ

5) ИЗВЛЕЧ__

12. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с дефисным написанием.

1) МИКРО__ХИРУРГИЯ

2) ВИЦЕ__АДМИРАЛ

3) МНОГО__СТОРОННИЙ

4) ЛИТЕРАТУРНО__МУЗЫКАЛЬНЫЙ

5) ЯРКО__ЗЕЛЁНЫЙ

13. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с дефисным написанием.

1) ПОЛ__ЗАРПЛАТЫ

2) ПОЛ__ПОЛЬШИ

3) ПОЛ__АРБУЗА

4) ПОЛ__ШЕСТОГО

5) ПОЛ__ЛОДЖИИ

14. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с приставкой на -3.

1) РА__ЖАЛОБИТЬ

2) И__ЖАРИТЬ

3) __ДУТЬ

4) НИ__ПАДАТЬ

5) БЕ__ПОДОБНО

15. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с ПРЕ.

1) ПР__УВЕЛИЧЕНИЕ

2) ПР__НИЖАТЬ

3) ПР__ВОЗМОЧЬ

4) ПР__КЛАДЫВАТЬ

5) ПР__ЗРЕННЫЙ ТИП

16. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с окончанием Е.

1) О СВЕКРОВ__

2) В РАЗМЫШЛЕНИ__

3) В СИЯНЬ__

4) ОБ АНАСТАСИ__

5) В ЛОТЕРЕ__

17. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с буквой Е

1) ВЛЮБЧ__ВЫЙ

2) НАЗОЙЛ__ВЫЙ

3) КОРИЧН_ВЫЙ

4) ПОРШН__ВОЙ

5) ЩАВЕЛ__ВЫЙ

18. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с буквой Е.

1) РАЗВЕШ__ВАТЬ

2) ЗАСТР__ВАТЬ

3) ОДАЛЖ__ВАТЬ

4) ПЕРЕНОЧ__ВАТЬ

5)ОСКУД__ВАТЬ

19.Выберите варианты ответов, соответствующие словам с буквой О.

1) РАЗВЁРТ__ВАТЬ

2) ПЕРЕОБОРУД__ВАТЬ

3) ПОГЛЯД__ВАТЬ

4) ВОЗДЕЙСТВ__ВАТЬ

5) ПОПРОБ__ВАТЬ

20. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с буквой Е.

1) ОХРАНЯ__МЫЙ ОБЪЕКТ

2) НЕДВИЖ__МОЕ ИМУЩЕСТВО

3) ТЫ УБЕЖДА__ШЬСЯ

4) ФИЛЬМ ДЕМОНСТРИРУ__ТСЯ

5) МЫ НЕНАВИД__М

21. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с буквой Я (или А после шипящих).

1) ДУШ__ЩИЙ КАШЕЛЬ

2) ОНИ ХЛОПОЧ__Т

3) ЗАДЕРЖ__ННЫЙ ДИВЕРСАНТ

4)ОНИ ГОН__ТСЯ ЗА УСПЕХОМ

5) ДРЕМЛ__ЩИЕ СИЛЫ

22. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с -НН.

1) РЬЯН__ЫЙ

2) СТРУН__ЫЙ

3) ЛИСТВЕН__ИЦА

4) ПЬЯН__ИЦА

5) КОНСТИТУЦИОН__ЫЙ

23. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с -НН.

1) ИГРАН__АЯ МНОГО РАЗ ПЬЕСА

2) ДОЛГОЖДАН_ЫЙ ГОСТЬ

3) БЕШЕН__АЯ СКОРОСТЬ

4) ТОЛКНУЛ НЕЧАЯН__О

5) ПОДСТРИЖЕН__ЫЕ ВОЛОСЫ

24. Выберите варианты ответов, соответствующие словам со слитным написанием.

1) НЕ__ГЛЯДЯ

2) НЕ__ДОРОЖИТЬ

3) НЕ__СДОБРОВАТЬ

4) НЕ__ПРИНУЖДАТЬ

5) ПОСТОЯННО НЕ__ДОСЫПАТЬ

25. Выберите варианты ответов, соответствующие словам со слитным написанием.

1) НЕ__УЛОВИМОЕ ДВИЖЕНИЕ

2) НЕ__ЖЕЛАЮЩИЕ МИРИТЬСЯ СТОРОНЫ

3) НЕ__СПОСОБЕН СОПРОТИВЛЯТЬСЯ

4) НЕ__ЗАМЕЧЕННАЯ ОШИБКА

5) НИЧУТЬ НЕ__ИНТЕРЕСНАЯ НОВОСТЬ

26. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с дефисным  написанием.

1) ТО__ЛИ

2) КОГО__ТО

3) В ЧЁМ__НИБУДЬ

4) ВОТ__БЫ

5) КОЕ__КАК

27. Выберите варианты ответов, соответствующие словам с дефисным написанием.

1) ПО__НОВОМУ ПУТИ

2) ПО__РУССКИ

3) ПО_ВЕСЕННЕМУ

4) ВО_ПЕРВЫХ

5) ЕДВА__ЕДВА

28. Выберите варианты ответов, соответствующие примерам со слитным написанием слов:

1) От__того, кто много обещает, многого и ждут.

2) Я пришёл, что__бы поговорить с вами о деле.

3) Не берись за__то, чего не умеешь делать.

4) Произошло то__же, что и вчера.

5) Он прилично пишет, рисует то__же недурно

ПУНКТУАЦИЯ

29. Выберите варианты ответов, соответствующие предложениям, в которых вы поставили бы запятые.

1) Убаюканный сладкими надеждами__он крепко спал.

2) Паровозный гудок__долгий и назойливый__доносился издалека.

3) На спокойной поверхности воды отражались__мигающие на небе__звёзды.

4) Сплошь покрытое осенними тучами__небо отразилось в воде реки.

5) Море шумело__сожжённое лунным огнём.

30. Выберите варианты ответов, соответствующие предложениям, в которых вы поставили бы запятые.

1) Мать Ивана Сергеевича__женщина грубая и властная__едва ли многим уступала мужу в жестокости.

2) Молчаливый гость__он неподвижно сидел с закрытыми глазами в углу дивана.

3) Отцом кибернетики считается американский учёный__Норберт Винер.

4) Москва__России дочь любимая__где равную тебе сыскать?

5) Даже Виктор__столяр высшей квалификации__одобрил его работу.

31. Выберите варианты ответов, в которых вы поставили бы запятые.

1) Несмотря на тяжёлые погодные условия__спасатели уже к вечеру были на месте.

2) Он улыбнулся отцу и__сойдя вниз на палубу, подошёл к одному из матросов.

3) В зеленоватом небе таяло__не грея утомлённое солнце осени.

4) Нечего сидеть__сложа руки, работать надо!

5) Проект разработан__исходя из запланированной стоимости.

32. Выберите варианты ответов, соответствующие предложениям, в которых вы поставили бы запятую.

1) Погода была тихая__и пруд словно заснул.

2) Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек__и листья сыпались с них частым и печальным дождём.

3) Он сел напротив Даши__и не мог оторвать взгляда от её милого лица.

4) Отец и мать дали тебе жизнь__и живут для твоего счастья.

5) Мы пьём чай с сестрой писателя__и она показывает мне письма, статьи, сувениры.

33. Выберите варианты ответов, соответствующие предложениям, в которых вы поставили бы запятую.

1) Степан с удивлением отметил, что__чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь.

2) Он не понял__одобряют ли его решение.

3) Егорушка оглядывался и не понимал__откуда эта странная песня.

4) Да ты уж расскажи всё__как есть.

5) Я сделал вывод, что__когда на какое-нибудь определённое действие человек затрачивает наименьшее количество движений, то это грация.

34. Выберите варианты ответов, соответствующие предложениям, в которых вы поставили бы двоеточие.

1) Погода была ужасная__ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

2) Брезент, палуба, чемоданы, перила__всё было мокро от тумана.

3) Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же__небо, равнину, холмы.

35. Выберите варианты ответов, соответствующие номерам тех позиций, где вы поставили бы запятые.

Морозы упали__1и ветер казался тёплым__2вeccнним__3xoтя на дворе был ещё только февраль__4не обещающий тепла__5и весны

КУЛЬТУРА РЕЧИ

36. Определите, правильно или неправильно построены предложения. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, которые вы считаете правильными.

1) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

2) В качестве материала для романа "Война и мир" Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары и разные документы.

3) Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей.

4) Создавая ценности, человек обновляет себя.

5) Подали цейлонские рисовые макароны, приготовленные на пару и в которые были добавлены пряности.

37. Определите правильные и неправильные случаи управления и согласования. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, которые вы считаете правильными.

1) Чудесный цветок роза может быть выращена только в теплице.

2) Журнал "Крестьянка" был очень популярен несколько лет назад.

3) Ее любовь к детям была подобна безумию.

4) Артист был удостоен высокой наградой.

5) Эта страна благодаря своей уникальности и разнообразия привлекает туристов.

38. Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, которые вы считаете правильными.

1) Благодаря пожару сгорел большой участок леса.

2) Я постараюсь прийти вовремя, в крайнем случае опоздаю минут на десять.

3) К десяти часам бывает уже так темно, хоть глаз выколи.

4) Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

5) Я не смогу навестить тебя в будничный день.

Раздел 7. Текст. Стили речи

  1. Что такое стили речи? Назовите связанные с ними понятия.
  2. В чем заключаются языковые особенности каждого функционально-смыслового типа речи?
  3. Расскажите об ошибках, которые чаще всего допускаются в содержании текста.
  4. Чем отличается научное описание от официально-делового и художественного?
  5. Как соотносятся литературный язык и функциональные стили?
  6. Охарактеризуйте научный стиль. Приведите примеры, иллюстрирующие его особенности.
  7. Что представляет собой официально-деловой стиль?
  8. Охарактеризуйте публицистический стиль. Приведите примеры, иллюстрирующие его особенности.
  9. Расскажите о языке художественной литературы как функциональной разновидности литературного языка.
  10. В чем заключаются особенности разговорной речи?
  11. Расскажите об индивидуально-авторском стиле.

Контрольный тест по теме «Текст. Стили речи»


1 вариант

1.Выберите правильное определение

А.Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

Б. Текст – это предложения, объединенные общей темой.

В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.

2. Выберите правильное определение.

А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.

Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.

В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

3. Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?

А. общеупотребительная лексика

Б. разговорная лексика

В. терминологическая лексика

4. Для какого стиля речи характерна стандартизованность?

А. научный

Б. публицистический

В. официально-деловой 

5. В каком стиле речи уместно употребление междометий?

А. научный 

Б. разговорный

В. официально-деловой

6. Какому стилю речи присуща эстетическая функция?

А. художественный

Б. публицистический

В. разговорный

7. Для какого стиля речи характерны осложненные предложения, сложноподчиненные конструкции?

А. разговорный 

Б. научный

В. официально-деловой

8. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?

А. официально-деловой

Б. разговорный

В. публицистический

9.Какое это средство выразительности: «золото волос»?

А. эпитет

Б. метафора

В. олицетворение

10. Какое это средство выразительности: «горит восток зарею»

А. эпитет

Б. метафора

В. олицетворение

11. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:


1) Почти 11% всей земной суши скрыто подо льдом. Объем льда оценивается в 30 000 000 км
. Сюда входят и айсберги, и льды Северного полюса, и материковые льды Антарктиды, и ледяные пики горных хребтов. Ученые предполагают, что период общего сокращения оледенения, наблюдавшийся с начала прошлого века, заканчивается.

2) Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.

3) Это был человек лет тридцать двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет бесконечности

4) Внутренней движущей силой русской классической литературы было понятие «счастье». Достоевский видел счастье в очищении души. Толстой – в полноте и естественности чувства. У Чехова счастья нет, однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья, так не страдает от того, что его нет.


а) научный

б) официально-деловой

в) публицистический

г) художественный

д) разговорный



12. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю.

А. ода

Б. роман

В. репортаж

Г. рассказ

Д. элегия

Е. очерк

13. Определите, какое словосочетание не соответствует словам художественной речи 

А. в лазоревой воде

Б. под сенью дружных муз

В. взять на баланс

Г. перлы дождевые

Д. сладкий трепет

14. Определите, к какому типу речи относится отрывок:

По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли

А. повествование

Б. описание 

В. рассуждение

15. Дайте толкование стилевым чертам 

А. Объективность – это … 

Б. Конкретность – это … 

В. Логичность – это … 


2 вариант

1. Выберите правильное определение.

А. Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.

Б. Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка.

В. Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста 

2. Выберите правильное определение.

А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.

Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.

В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.

3. Какой из стилей речи не относится к книжному стилю?

А. разговорный

Б. официально-деловой

В. художественный

4. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?

А. научный

Б. разговорный

В. публицистический

5. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?

А. официально-деловой

Б. разговорный

В. публицистический

6. Что характерно для художественного стиля речи?

А. объективность в изображении 

Б. использование в сфере науки и техники

В. использование всех пластов стилей речи 

7. Какому стилю речи присуща призывность?

А. разговорный

Б. публицистический 

В. официально-деловой

8. Какой стиль речи используется в СМИ?

А. публицистический

Б. разговорный

В. научный

9. Какое это средство выразительности: «передо мной явилась ты, как мимолетное виденье»?

А. метафора

Б. сравнение 

В. олицетворение

10. Какое это средство выразительности: «Веселый ветер»?

А. сравнение

Б. метафора

В. эпитет

11. Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки:


1) Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?.. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, называть великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, поражённый в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников.

2) Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, на Немецкой улице (ныне улица Баумана) в доме И. В. Скворцова, сослуживца отца Пушкина по Московскому военному комиссариату. Сейчас на месте бывшего владения Скворцова стоит здание школы №353 (улица Баумана, 10), построенной к столетию со дня гибели поэта (1837 г.) и тогда же получившей его имя. На стене школы – мемориальная доска.

3) Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. 

4) Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал,- куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало,- нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь – просто черт возьми!


а) научный

б) официально-деловой

в) публицистический

г) художественный

д) разговорный


12. Определите, какие жанры не относятся к публицистическому стилю.

А. интервью

Б. устное выступление

В. юмористический рассказ

Г. репортаж

Д. очерк

Е. повесть

13. Определите, какое словосочетание не соответствует научной лексике 

А. ядерная физика

Б. смежные отрасли

В. красный сарафан

Г. промышленная нагрузка

Д. выдвинутая гипотеза

14. Определите, к какому типу речи относится отрывок:

Каким образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Изучить поэта, значит не только ознакомиться с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт никогда и ничего не выдумывает – он отражает реальную жизнь.

А. повествование

Б. описание 

В. рассуждение

15. Дайте толкование стилевым чертам 

А. Обобщенность – это …

Б. Субъективность – это …

В. Образность – это …

Задания для зачетного занятия

Вариант 1

 1. Правильно построены предложения

      А) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.

      Б) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.

      В) Мы получили неожиданные результаты.

      Г) Командированные шумели в кабинете администратора.

 2. Правильными являются сочетания слов

      А) уделяется внимание;        В) большую роль приобрели;

      Б) поднять тост;                       Г) подсчитать убытки.

3.  Нетавтологичными (т.е. правильными) являются словосочетания:

      А) очевидный факт;       В) тактичное обращение;

      Б) памятный сувенир;   Г) сервисное обслуживание.

4. Форма родительного падежа числительного 75 - …

5. Правильно употреблены числительные:

      А) достаточно четырёхсот шестидесяти восьми лет;   В) дом с четырьмя комнатами;

      Б) планы на двух тысяча пятый год;                              Г) в одной тысяче пятьдесят первом году.

6. Могут употребляться в единственном и во множественном числе существительные:

       А) санки;  Б) коляски;  В) берега;  Г) хлопья.

7. Правильно построены словосочетания:

       А) российский МЧС;                                В) указание вашего ИНН в трудовом договоре;

       Б) руководство сегодняшней КПРФ;      Г) современная ГИБДД.

8. Правильно использованы причастные обороты в предложении:

      А) Эту книгу, посвящённую войне, я прочитал ещё зимой.

      Б) Смущённый криками людей, он начал петь.

      В) Заданный вопрос экзаменационной комиссией улучшил ситуацию.

      Г) Очередная книга уже переведена на русский язык, написанная Коэльо.

      Д) Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой.  

       

9. Правильно использованы деепричастные обороты в предложении:

      А) Ничуть не смутившись, она быстро прошла мимо.

      Б) Глядя на неё, он хотел плакать от счастья.

      В) Садясь писать тебе письмо, меня переполняет нежность.

      Г) Подъезжая к реке, мы остановили лошадей.

      Д) Путешествуя налегке, поездка казалась особенно приятной.

10. Правильно оформлена косвенная речь в предложении:

        А) Девушка попросила разрешения высказать свою точку зрения.

        Б) Я ещё не решил, буду ли поступать в этом году в университет.

        В) Уезжая, отец обещал, что обязательно сообщу, как долетел.

        Г) Командир спросил, кто поедет со мной в разведку.

        Д) Сократ сказал, что «я знаю, что ничего не знаю».

11. Словообразовательная норма нарушена в предложениях:

        А) Все знали Сергея Сергеевича как гостеприимчивого хозяина.

        Б) Больше всего меня потрясло погибание героя в конце романа.

        В) Меня всегда раздражала его упрямость.

        Г) Злопамятность не украшает человека.

12. Однокоренными являются слова:

       А) осина;     Б) осиновый;     В) осинка;     Г) осиный;     Д) на оси.

13. В предложении допущена следующая ошибка:

         Не нравилось ему также и то, что она беспристанно говорила о самой себе, с чувством доверяя ему самые мелкие подробности своей жизни; но как человек вежливый, он нисколько не обнаруживал ощущений своих.

          А) орфографическая;   Б) пунктуационная;  В) речевая;  Г) ошибок нет.

   

  14. Определите, к какому типу относится приведённый ниже текст:

              Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только подкрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. (Д. С. Лихачёв)

 А) повествование;    Б) описание;       В) рассуждение.

  15. Определите, к какому стилю принадлежит приведённый ниже текст:

       Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.

А) научному; Б) художественному; В) публицистическому; Г) официально-деловому; Д) разговорному

16. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

          Когда(то) в детстве на перв…м ровн…м пр…зрачн…м и (не)твёрд…м льду зат…нувш…м волжский з…лив Алексей учился к…тат…ся на коньках. Матери коньки были (не)(по)к…рману и кузнец у которого она ст…рала бельё сделал по её прос…бе маленькие деревян…ые колодочки с метал…ч…ск…м полозом.

          С помощью верёвок и палоч…к Алексей пр…кр…плял эти колодки к стареньким по…шитым вал…нкам. В них(то) и вышел он на тонкий (мелодично) потреск…вающий лёд по которому (в)доль и п…перёк с криком и гамом ск…льзила д…твора. Мальчишки на коньках прыгали и танц…вали. Как только Алексей спустился на з…лив лёд сейчас(же) выск…льзнул (из)(под) него и он пр…больно упал навзнич… . Он стал пр…сматр…ват…ся как катают…ся другие. Нельзя накл…нят…ся чере…чур вперёд как и нельзя откид…ват…ся назад. Стараясь д…ржат…ся прямо он (не)раз падал. Вернулся с катка он весь в сн…гу с подкаш…вающ…мися ногами шишками и син…ками по всему телу. Как (н…)муч…лся он с утра и до тёмной ночи проп…дая на льду пол…жение ост…валось всё то(же).

Вариант 2

  1. Правильно построены предложения

А) Я уже давно не был в отпуске.

Б) Результаты выборов мэра Нижнего Новгорода будут подведены после решения суда.

В) Задачи, поставленные нами, достигнуты.

Г) Этот будний день был последним в году.

      2.  Правильными являются сочетания слов 

            А) превосходство над кем-то;          В) оплатить за проезд;

            Б) националистический бюджет;    Г) заплатить за проезд.

     3. Нетавтологичными (т.е. правильными) являются словосочетания:

            А) главный приоритет;     В) презентация книги;

            Б) будущие родители;      Г) презентовать ценный подарок.

     4. Форма творительного падежа числительного 68 - …

     5. Правильно употреблены числительные

           А) стоимость пальто от девятиста пятидесяти рублей;

           Б) к двумстам сорока пяти рублям;

           В) обратиться к восьмисот девяносто двум зрителям;

           Г) события две тысячи четвёртого года.

     6. Могут употребляться в единственном и во множественном числе существительные:  

           А) купола;       Б) румяна;         В) пальцы;         Г) тополя.

7. Правильно построены словосочетания:

            А) МГУ отпраздновало свой юбилей;    В) ООН приняла к рассмотрению документ;

            Б) непомерно высокая НДС;                   Г) современная ГИБДД.

8. Правильно использованы причастные обороты в предложении

            А) Титов, рискуя жизнью, спасший шахту от взрыва, тоже писатель.

            Б) Хозяин заметил мальчишек в своём саду, кравших яблоки.

            В) Мы осторожно шли в темноте, окутавшей лес и дорогу.

            Г) В магазин, расположенный неподалёку, привезли новое оборудование.

            Д) Приехавший Онегин в деревню, вначале ни с кем не знакомился.

 

 9. Правильно использованы деепричастные обороты в предложении

           А) Собираясь в дорогу, день тогда выдался солнечным.

           Б) Возвратившись в родное село, он начал работать механиком.

           В) Занимаясь в секции, у Ольги не оставалось времени на учёбу.

           Г) Весело напевая себе под нос, Пётр вошел в подъезд.

           Д) Соединяя разные части страны, дорога обрывается у моря.

  10. Правильно оформлена косвенная речь в предложении

          А) Брат предложил поехать в выходные на озеро.

          Б) Меня спросили, не знаю ли я, где Алексей.

          В) На вопрос о любимой книге она сказала, что затрудняюсь ответить.

          Г) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».  

         Д) Татьяна, она «была русская душою».

   11. Словообразовательная норма нарушена в предложениях:

         А) В МВД был создан спецотдел по борьбе со взятничеством

         Б) Верить в мечту никому не возбраняется.    

       . В) Поклади книгу на стол.                    

         Г)  Почему у вас проезд не заплачен?

   12. Однокоренными являются слова:

         А) вода;  Б) водитель;    В) водовоз;     Г) водяной;   Д) садовод.

  13. В предложении допущена следующая ошибка:

         Стоило Харрису приблизиться к сковородке, как он тотчас же обжигался, ронял всё что  держал в руках, и принимался отплясывать вокруг плиты что-то наподобие ритуального танца индейцев или туземцев Сандвичевых островов, дуя на пальцы и ругаясь.

          А) орфографическая;   Б) пунктуационная;  В) речевая;  Г) ошибок нет.  

 

  14. Определите, к какому типу относится приведённый ниже текст:

              Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром.

         А) повествование;    Б) описание;       В) рассуждение.

  15. Определите, к какому стилю принадлежит приведённый ниже текст:

       Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния. Регистрация брака устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей. Права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключённый в государственных органах записи актов гражданского состояния.

А) научному; Б) художественному; В) публицистическому; Г) официально-деловому; Д) разговорному

16. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

           Старая гр…финя с…дела перед зеркалом. Три девушки окружали её. Одна д…ржала банку румян другая к…робку со шпильками третья высокий ч…пец с лентами огнен…ого цвета. Графиня (н…)имела (н…)малейшего пр…т…зания на красоту давно увядшую но сохр…няла все пр…вычки своей мол…дости строго след…вала моде и од…валась так(же) долго так(же) ст…рательно как и шест…десят лет тому назад. У окошка с…дела за пяльцами барышня её воспитан…ица.

         Лизавета Ивановна была пр…несчас…ное создание. Горек чужой хлеб и т…желы ступени чужого крыльца. Гр…финя конечно (н…)имела злой души но была сво…нравна как женщина изб…лован…ая светом как и все старые люди отлюбившие и чуждые настоящему. Она т…скалась на балы где с…дела в углу р…зрумянен…ая и одетая (по)ст…рин…ой моде как уродл…вое и (н…)обходимое укр…шение бальной залы к ней с п…клонами пр…х…дили пр…езжающие гости как по уст…новлен…ому обряду и потом уже (н…)кто ею (н…)зан…мался. У себя пр…н…мала она весь город соблюдая строгий эт…кет и (н…)узн…вая (н…)кого в лицо.

Критерии оценки:

«5» --  от 95 до 100 % аккуратно и правильно выполненных заданий

«4» -- 80 -95% аккуратно и правильно выполненных заданий

«3» -- 55 – 80% правильно-выполненных заданий

«2» -- менее 55%  правильно-выполненных заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 101101 «Гостиничный сервис» (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность101101 «Гостиничный сервис»(углубленной подготовки)...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ По учебной дисциплине Русский язык и культура речи 101101 «Гостиничный сервис» (углубленная подготовка)__

ФОНДОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ По учебной дисциплине Русский язык и культура речи 101101 «Гостиничный сервис» (углубленная подготовка)__...

Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Русский язык и культура" речи для студентов специальности 101101 «Гостиничный сервис» (углубленная подготовка)

Календарно- тематическое планирование учебной дисциплины  РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ для студентов специальности  101101 «Гостиничный сервис» (углубленная подготовка)...

Рабочая программа ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Рабочая программа ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

Календарно-тематическое планирование ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Календарно-тематическое планирование ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи - 2018/19 для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...

Итоговый тест по дисциплине ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи для специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства

Итоговый тест по дисциплине ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи для специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства...

Материалы диф.зачета по дисциплине "Русский язык и культура речи", 2018

Контрольно-оценочные  средства (КОС) предназначены для итогового контроля учебных достижений обучающихся 1 курса по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»...