Методическа разработка УЗ "ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ"
методическая разработка

Пивоварова Оксана Николаевна

Методическая разработка УЗ для обучающихся 10 класса или 1-х курсов СПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ»

1 с лайд - черный

Ход УЗ

1 этап

10-30: 10-31 Приветствие

Звенит звонок

2 слайд

Здравствуйте! Я рада Вас приветствовать. Меня зовут Оксана Николаевна Пивоварова, сегодня урок по обществознанию у вас проведу я. Наш урок начался, и я прошу Вас настроиться на работу. Сегодня на занятии будет приветствоваться активность, внимательность, самостоятельность, умение работать в группе. На ваших партах лежат листы оценивания, которые вы должны заполнить в процессе урока, и в конце учебного занятия выставить друг другу оценки. Самый активный участник каждой группы будет отмечен. Кроме этого по итогам выполнения теста вы получите еще одну оценку. Также на партах находятся конверты, прошу пока не открывать, в течение занятия мы будем с ними работать.

2 этап

10-32

3 слайд

Обратите, пожалуйста, внимание на экран. Здесь представлены несколько афоризмов выдающихся людей:

 (Виктор-Мари Гюго). Говорил  - это все то, что истинно справедливо

Древне римское изречение утверждает ЭТО   существует для пользы человека.

Ливий Тит  писал Поступать по этому , а не действовать силой.

Генри Уиллер Шоу  заявлял  Каждый имеет  на это  собственное мнение, при условии, что оно совпадает с нашим

подумайте и назовите пропущенное слово

Ответ: ПРАВО

Правильно, мы будем говорить сегодня о ПРАВЕ, но не просто о праве, а о месте права в обществе то есть в социуме.

4 слайд

Тема нашего занятия: Право в системе социальных норм.

10-33

Целеполагание и мотивация

Как вы думаете, какие цели мы сегодня поставим перед собой и какие задачи будем решать?

(ученики называют цели и задачи)

А теперь посмотрим, совпали ли наши цели и задачи.

слайд 5

Сегодня на учебном занятии мы:

  1. рассмотрим понятия: право, нормы права, естественное право и позитивное право, функции права, юридическая ответственность, отрасли права;
  2. вспомним понятие нормы морали, виды социальных норм;
  3. определим сходство и различия права и морали;
  4. рассмотрим основные права и обязанности человека и гражданина РФ
  5. выясним место права в системе социальных норм;

  1. составим опорный конспект, выполним задания и ответим на тест.

6 слайд – черный

- Каждый день мы совершаем множество поступков, имеющих юридическое значение.

В обществе человек подчиняет свое поведение определенным правилам – социальным нормам. Они предписывают нам, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Жизненных ситуаций множество, исходя из этого и социальных норм, регулирующих поведение людей тоже множество.

10-33-10-35 Актуализация опорных знаний

7 слайд

 Давайте вспомним, какие виды социальных норм присутствуют в нашей жизни?

8 слайд

- Внимание на слайд: По изображениям на слайде попробуйте определить вид социальной нормы

Ответы:

        Нормы обычаев

        Религиозные нормы

        Моральные нормы

        Этические нормы

        Политические нормы

        Корпоративные нормы

        Экономические нормы

        Правовые нормы

- Молодцы, вспомнили виды социальных норм

16 слайд (СХЕМА)

- Социальные нормы представляют собой целостную систему, одним из видов которой являются правовые нормы.

- Где вы сталкиваетесь в своей жизни с нормами права?

- А в каком документе определены правовые нормы учащегося на уровне жизни вашей школы?

Отвечают (устав школы)

Тема нашего урока очень актуальна, потому что из множества социальных норм нормы права занимают важное место. Знание правовых норм поможет вам в вашей жизни.

Итак,   переходим к изучению нового темы.

откройте конверт № 1. Достаньте бланк опорного конспекта и раздаточный материал, найдите в тексте определение нормы права?

Кто готов зачитать что такое норма права?.....

и запишите в конспект.

10-35-10-37

слайд 17

Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное и охраняемое государством.

слайд 18

- На ваш взгляд, что же такое право?

Отвечают: (……)

слайд 19

- Давайте обратимся к  происхождению слова право.

Слово "право" происходит от слова "прямое",

в этом смысле слово "право" выражает четкие грани, прямую логику всего юридического.

В слове "право" закладывается смысл начал добра, правды, справедливости.

Исходя из вышесказанного Попробуйте сами дать определение праву.....

Ученики отвечают...

Запишем определение права.

10-37-10-40

20 слайд

Право – это система общеобязательных, установленных и охраняемых государством норм.

10-40-10-41

21 слайд

- Существуют понятия естественного права и позитивного (писанного) права. Примеры приведены на слайде

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

ПОЗИТИВНОЕ (ПИСАННОЕ) ПРАВО

  • Право на жизнь
  • Право на свободное определение судьбы
  • Право на свободу мысли и слова
  • Право на возможность иметь собственность и др.

Права оформлены Законами и правовыми актами

  • исходят от государства
  • обеспечивают юридическое регулирование
  • охраняются силой государства

10-41-10-44

22 слайд

- В каком документе записаны основные права и свободы человека и гражданина РФ?

23 слайд

Ответ: Конституция Российской Федерации.

24 черный слайд

Возьмите конверт №2 Откройте Конституцию Российской Федерации гл 2 и  приведите по одному примеру основных  прав граждан РФ (перечисляют).

на это задание 1 минута

25-26 слайд

Кроме прав в конституции представлены и обязанности граждан.

давайте познакомимся с обязанностями  ст 57.   ст. 58.   ст.59.  ст 15 часть 2, ст 17 часть 3, ст 38 часть 3, 2. ст 43 ч 4, ст 44 ч 3 (зачитывают)

1 минута на задание

27 слайд

 С кого возраста граждане имеют право осуществлять в полном объёме свои права и обязанности? отвечают. ст 60

   Таким образом мы выяснили что основные права и обязанности человека и гражданина закреплены в Конституции РФ.

28 слайд - черный

10-44-10-46

29 слайд

Давайте подумаем, что было бы в обществе, если бы не было права?

Ответ: В обществе был бы хаос, более сильный мог бы отнять имущество у более слабого, убить более слабого, и все происходило бы безнаказанно.

слайд 30

Могло бы общество существовать без права? отвечают.....

 Право в обществе выполняет две основные функции: регулятивную и охранительную.

- Записываем в конспект.

31 слайд

Функции права

10-46-10-51

32 слайд

Работа с кейсами в группах

Видеофрагмент

А сейчас я предлагаю Вам посмотреть видеофрагмент, после которого группам нужно будет дать ответ на вопрос: о нарушении каких норм (моральных или правовых) идет речь в просмотренном фрагменте фильма?

33 слайд

Внимание на экран.

Даю время подумать и обсудить.    (1 минута)

Ученики отвечают на вопрос:

- Очень часто юристы проводят сравнение между правом и моралью как наиболее основательными социальными регуляторами. Не случайно бытует выражение, что право – это моральный минимум.

10-51-10-53

Давайте вспомним, что же такое нормы морали.

  найдите в тексте определение нормы морали.

34 слайд

Нормы морали – это правила, складывающиеся в соответствии с нравственными представлениями (о добре и зле, справедливости и несправедливости)

10-53-10-56

35 слайд

- Давайте попробуем определить, что общего и какие различия между правом и моралью?

Задание. Откройте  конверт № 3  

- Рассмотрите предложенные варианты и определите, к чему они относятся: к сходству или различиям, а затем представители групп разместят по два варианта на доске

   время 1 мин

  • Общая цель (Способствует общему согласию, гармонизации отношений между людьми, между людьми и окружающей средой)

общее

  • Духовная, идейная основа (И мораль и право исходят из принципа справедливости, призваны проводить его в жизнь)

общее

  • Близость воспитательной роли морали и права (И нормы права и нормы морали способствует выработке внутреннего убеждения в необходимости добровольного соблюдения правовых и моральных предписаний. В этом проявляется культура личности).

общее

  • Форма существования (Нормы права всегда закреплены в форме государственных или международных правовых документов. Эта уникальная особенность свойственна только праву).

различия

  • Последствия (санкции) для нарушителей норм (В случае нарушения норм права применяются замечания, предупреждения, штрафы, исправительные работы, арест, лишение свободы и т.д.). В этом и проявляется государственное принуждение. В случае с моралью – это порицание, осуждение и др. Таким образом, наказания различны).

различия

  • Нормативная оформленность (правила-нормы) (И нормы права и нормы морали оформлены в каких-либо документах, сформулированы в виде правил-норм).

общее

  • Сфера действия (Право охватывает все важнейшие сферы общественной жизни. Тем не менее, сфера действия права имеет свои границы. А мораль проникает в такие тайники души, которые недоступны для государственно-правового регулирования. В этом они разные).

разное

36 слайд – черный

(Ученики читают, обсуждают, совещаются, выбирают варианты). по два по очереди

Затем размещают варианты на доске:

Ответ на доске:

Итак, общими являются:

отличия:

Право и мораль

общее

различие

  1. Общая цель
  1. Форма существования
  1. Духовная, идейная основа
  1. Последствия (санкции) для нарушителей норм
  1. Близость воспитательной роли морали и права
  1. Сфера действия
  1. Нормативная оформленность (правила-нормы)

10-56-10-58

37 слайд

Какое наказание существует за нарушение этих норм?

Ученики отвечают (за нарушении норм морали порицание, за нарушение нора права наказание)

штраф, (правильно админ ответственность), уголовная и так далее

как одним словом можно заменить и административную и уголовную ответственность?

Юридическая ответственность

Действительно в соблюдении норм права существует понятие юридическая ответственность.

Найдите в тексте что такое юридическая ответственность и запишите в конспект.

38 слайд

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.

записывают

- Различные сферы жизнедеятельности регулируют нормы определенной отрасли права.

Найдите определение отрасли права в раздаточном материале и запишите в опорный конспект.

(представитель любой группы зачитывает определение)

10-58-11-01

39 слайд

Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений

- Разновидностей отраслей много. Может, вы знаете какие-нибудь  отрасли права? Отвечают. Перечислим основные:

40 слайд

  • Уголовное
  • Конституционное
  • Трудовое
  • Семейное
  • Экологическое

Задание. Определите отрасли права по изображениям, которые находятся в и затем разместите на доске конверте № 4

время выполнения 1 мин

                                             41 слайд - черный

Затем размещают на доске.

Возникли ли у вас затруднения при размещении на доске картинок?

И в закреплении давайте ответим на несколько вопросов:

11-01-11-03

11-02-11-03

42 слайд

Мы сегодня много говорили о праве.

В начале урока мы говорили что право занимает ведущее место. Вы согласны с этим или у вас есть другое мнение. Объясните

43 слайд

Как вы думаете В чем заключается основная обязанность граждан РФ ?

Итак, соблюдение норм права определяются законом и являются основной обязанностью граждан.

11-03-11-10

И в завершении предлагаю вам небольшой тест, по результатам которого каждый из вас получит оценку. Возьмите конверт №. 5. На партах у вас находится два варианта теста. Вы отвечаете на вопросы одного из вариантов в течение 3 минут.

44 слайд черный

Время вышло

Выполним само проверку  в соответствии с критериями оценивания.

45 слайд проверка теста

Ответы на тест

Критерии на партах и на слайде.

Кто получил 5-4 поднимите руки

                        3-руки

11-10-11-11

8 этап 1 мин

Мы завершаем наш урок и мне хочется вернуться к началу нашего занятия.

46 слайд

В течение урока мы должны были познакомиться с понятием право, нормы права, функции права, отрасли права, рассмотреть основные права и обязанности человека и гражданина РФ, связанные с правом, выяснить место права в системе социальных норм.

11-11-11-13

47 слайд

8 этап

А сейчас – Домашнее задание.

У вас на партах конверт №6 с Д/З возьмите задание. Дома вам нужно ответить на вопрос или написать эссе.

1. Каковы основные задачи конституции РФ как главного источника права?

2. Эссе на тему " Поступать по праву, а не действовать силой"

теперь выставите оценки  в оценочный лист. Выбор активиста группы

И еще хотелось бы отметить самых активных участников в каждой группе.

Называет участников.

11-12-11-15

слайд 48

9 этап

И в завершении нашего занятия я предлагаю вам ответить на несколько вопросов. В конвертах №7 возьмите лайки. Если ваш ответ «ДА», то поднимите «лайк», если ваш ответ «НЕТ», то поднимать не надо.

Итак, первый вопрос:

49 слайд

  1. Сегодня на уроке вы получили знания о праве, нормах права, функциях права, отраслях права?

50 слайд

  1. Сегодня на уроке мне было интересно?

51 слайд

3. Сегодня на уроке мне все было понятно?

52 слайд

Я благодарю вас за урок.  Урок окончен. До свидания



Предварительный просмотр:

ТЕМА: ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Право – это        

        

        

        

        

ФУНКЦИИ ПРАВА:

Норма права – это        

        

        

        

Нормы морали – это        

        

        

        

        

Юридическая ответственность – это         

        

        

        

        

Отрасль права – это        

        

        

        

        



Предварительный просмотр:

Слово «мораль» дословно понимается как «нравственный», «моральный». Нормы морали – это правила, складывающиеся в соответствии с нравственными представлениями
(о добре и зле, справедливости и несправедливости, о чести, совести).

Когда говорят о моральном сознании, то вспоминают прежде всего про долг, честь, достоинство, совесть, любовь и другие чувства. Именно они и формируют и определяют систему моральных, нравственных правил, которыми люди руководствуются в своей жизни.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, в деятельности органов милиции, юстиции, прокуратуры и др. Это может выражаться в самых различных формах, и в первую очередь при разрешении конкретных дел, споров, конфликтов, при анализе всевозможных жизненных ситуаций, противоправных действий.

Норму права называют первокирпичиком, первичным элементом системы права. Ее главное назначение – регулировать и поддерживать единый юридический порядок для всех граждан и организаций. Норма права – это общеобязательное правило поведения лиц, установленное и охраняемое государство.

Система права включает множество норм, регулирующих различные сферы общественных отношений. При этом существует закономерная взаимосвязь между спецификой общественных отношений особенностями нормативно-правового регулирования: однородные общественные отношения регулируются однопорядковыми нормами. Скажем, сферу семейных отношений, т.е. все отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье, регулируют нормы семейного права; сферу имущественных отношений и связанных с ними личных неимущественных отношений регулируют нормы гражданского права, а сферу отношений, касающихся порядка сбора и распределения денежных средств, - нормы финансового права и т.д.

Итак, отрасль права – это совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

… Юридическая ответственность – одно из средств борьбы с правонарушением. Юридическая ответственность всегда связана с дополнительным бременем, которое ложится на плечи правонарушителя. Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.



Предварительный просмотр:

обязанности

статья 57, статья 58. статья 59. статья 15 часть 2, статья 17 часть 3, статья 38 часть 3, 2. статья 43 часть 4, статья 44 часть 3.

обязанности

статья 57, статья 58. статья 59. статья 15 часть 2, статья 17 часть 3, статья 38 часть 3, 2. статья 43 часть 4, статья 44 часть 3.

обязанности

статья 57, статья 58. статья 59. статья 15 часть 2, статья 17 часть 3, статья 38 часть 3, 2. статья 43 часть 4, статья 44 часть 3.

обязанности

статья 57, статья 58. статья 59. статья 15 часть 2, статья 17 часть 3, статья 38 часть 3, 2. статья 43 часть 4, статья 44 часть 3.

обязанности

статья 57, статья 58. статья 59. статья 15 часть 2, статья 17 часть 3, статья 38 часть 3, 2. статья 43 часть 4, статья 44 часть 3.

обязанности

статья 57, статья 58. статья 59. статья 15 часть 2, статья 17 часть 3, статья 38 часть 3, 2. статья 43 часть 4, статья 44 часть 3.

обязанности

статья 57, статья 58. статья 59. статья 15 часть 2, статья 17 часть 3, статья 38 часть 3, 2. статья 43 часть 4, статья 44 часть 3.



Предварительный просмотр:

Общая цель

Духовная, идейная основа: и мораль и право исходят из принципа справедливости, призваны проводить его в жизнь.

Близость воспитательной роли морали и права

Форма существования. Нормы права всегда закреплены в форме государственных или международных правовых  документов.

Последствия (санкции) для нарушителей норм.

Нормы права закреплены в форме государственных или международных документов

Нормативная оформленность

(правила-нормы)

Сфера действия

способствовать общественному согласию, порядку, гармонизации отношений между людьми, а также между людьми по поводу окружающей среды.

Защищая интересы и права человека, призывая к гуманным взаимоотношениям, как мораль, так и право стремятся прежде всего обеспечить справедливость.

Их нормы, воздействуя на наше сознание, способствует выработке внутреннего убеждения в необходимости добровольного соблюдения правовых и моральных предписаний. В этом проявляется культура личности.

Эта уникальная особенность свойственна только праву и абсолютно отличает его от других социальных регуляторов.

Поскольку действие норм права обеспечивается силой государства, то в случае их нарушения применяются соответствующие санкции: от самых простых административных взысканий (замечаний, предупреждений, штрафов) до самых строгих и суровых (исправительных работ, ареста, лишения свободы и т.д.). В этом и проявляется государственное принуждение.

А мораль? Какая сила обеспечивает соблюдение её норм? Какими могут последствия их нарушения? На эти вопросы вы можете ответить самостоятельно.

Нормы права и нормы морали оформлены в каких-либо документах, сформулированы в виде правил-норм.

Право охватывает все важнейшие сферы общественной жизни. И мораль – тоже все. Тем не менее, сфера действия права имеет свои границы. Мораль проникает в такие далёкие уголки личных, интимных отношений, в такие сокровенные тайники души, которые закрыты для посторонних и, безусловно, недоступны для государственно-правового регулирования.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ

Вариант 1

1. Любая социальная норма:

а) является обязательным правилом поведения

б) обеспечивается силой государства

в) регулирует общественные отношении

г) выражается в официальной форме

2. Верны ли следующие суждения?

А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, договорах, политических принципах и международных договорах

а) верно только А

б) верно только Б

в) верно и А, и Б

г) не верно А и Б

3. Какой документ  закрепляет основные права и свободы граждан в РФ?

а) Социальные нормы

б) Конституция РФ

в) Трудовое право

4. С какого возраста наступает полная юридическая ответственность?

а) 18 лет

б) 14 лет

в) 16 лет

5. Что относится к естественным правам:

а) права на управление транспортом

б) право на поход в кино

в) право на жизнь



Предварительный просмотр:

ТЕСТ

Вариант 2

1. Установленные в обществе правила, образцы поведения людей называются:

а) социальным статусом

б) социальной мобильностью

в) социальной нормой

г) общественным порядком

2. Правовые нормы в отличие от других социальных норм

а) опираются на силу общественного мнения

б) обеспечиваются силой государственного принуждения

в) поддерживаются моральным сознанием

г) осваиваются в процессе социализации

3. Какое наказание наступает за нарушение норм права?

а) юридическая ответственность.

б) порицание

в) похвала

4. Что относится к позитивному (писанному) праву:

а) права носят моральный характер

б) права на автомобиль

в) права охраняются государством

5. С какого возраста у граждан РФ наступает полное право исполнять обязанности перед государством?

а) 16 лет

б) с 18 лет

в) с рождения

г) 14 лет

ТЕСТ

Вариант 2

1. Установленные в обществе правила, образцы поведения людей называются:

а) социальным статусом

б) социальной мобильностью

в) социальной нормой

г) общественным порядком

2. Правовые нормы в отличие от других социальных норм

а) опираются на силу общественного мнения

б) обеспечиваются силой государственного принуждения

в) поддерживаются моральным сознанием

г) осваиваются в процессе социализации

3. Какое наказание наступает за нарушение норм права?

а) юридическая ответственность.

б) порицание

в) похвала

4. Что относится к позитивному (писанному) праву:

а) права носят моральный характер

б) права на автомобиль

в) права охраняются государством

5. С какого возраста у граждан РФ наступает полное право исполнять обязанности перед государством?

а) 16 лет

б) с 18 лет

в) с рождения

г) 14 лет


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

… существует для пользы человека (Древне-римское изречение) Поступать по … , а не действовать силой (Ливий Тит) Каждый имеет на … собственное мнение, при условии, что оно совпадает с нашим (Генри Уиллер Шоу) Право праву … - это все то, что истинно справедливо. (Виктор-Мари Гюго) право Право

Слайд 2

Тема занятия : Право в системе социальных норм

Слайд 3

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: рассмотрим понятия: право, нормы права, естественное право и позитивное право, функции права, юридическая ответственность, отрасли права; выясним место права в системе социальных норм; вспомним понятие норма морали, виды социальных норм; определим сходство и различия права и морали; рассмотрим статьи конституции РФ , связанные с правом; составим опорный конспект , выполним задания из кейса и ответим на тест.

Слайд 4

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

Слайд 5

нормы обычаев


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

религиозные нормы

Слайд 2

моральные нормы

Слайд 3

этические нормы

Слайд 4

политические нормы

Слайд 5

корпоративные нормы

Слайд 6

экономические нормы

Слайд 7

правовые нормы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ Нормы обычаев ритуалы обычаи мифы обряды традиции Корпоративные нормы (деловые отношения) Этические нормы Политические нормы Экономические нормы Религиозные нормы Нормы морали Правовые нормы носят общеобязательный характер формально определены закреплены в источниках права устанавливаются и охраняются государством

Слайд 2

Норма права – это общеобязательное правило поведения лиц, установленное и охраняемое государством.

Слайд 3

Что такое право?

Слайд 4

В слове " право " закладывается смысл начала добра, правды, справедливости. Слово " право " происходит от слова "прямое" , в этом смысле слово " право " выражает четкие грани, прямую логику всего юридического.

Слайд 5

Право – это система общеобязательных, установленных и охраняемых государством норм.

Слайд 6

Естественное право Позитивное (писанное) право Право на жизнь Право на свободное определение судьбы Право на свободу мысли и слова Право на возможность иметь собственность Право оформлено Законами и правовыми актами Исходит от государства Обеспечивает юридическое регулирование Охраняется силой государства

Слайд 7

В каком документе записаны основные права и свободы человека и гражданина РФ?

Слайд 8

Принята в 1993 году

Слайд 9

Статья 19 Все равны перед законом и судом. Статья 20 Каждый имеет право на жизнь . Статья 22 Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Статья 23 Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Статья 29 Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Статья 43 Каждый имеет право на образование. права

Слайд 10

Статья 15 Граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ. Статья 17 Не нарушать права и свободы других лиц. Статья 57 Каждый обязан законно уплачивать налоги и сборы Статья 58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Статья 59 Каждый обязан нести военную службу. обязанности

Слайд 11

С какого возраста граждане имеют право осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

Слайд 12

Что было бы в обществе, если бы не было права?

Слайд 13

Могло бы общество существовать без права?

Слайд 14

РЕГУЛЯТИВНАЯ ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИИ ПРАВА

Слайд 15

О нарушении каких норм (моральных или правовых) идет речь? Ответьте на вопрос:

Слайд 16

Ответьте на вопрос: О нарушении каких норм (моральных или правовых) идет речь в просмотренном фрагменте?

Слайд 17

Нормы морали – это правила, складывающиеся в соответствии с нравственными представлениями (о добре и зле, справедливости и несправедливости, о чести, совести).

Слайд 18

В чем сходства и различия нормы права и нормы морали?

Слайд 19

Какие наказания существуют за нарушение этих норм?

Слайд 20

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.

Слайд 21

Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Слайд 22

ОТРАСЛИ ПРАВА : Уголовное Конституционное Трудовое Семейное Экологическое и др.

Слайд 23

Какое место занимает право в системе социальных норм?

Слайд 24

В чем заключается основная обязанность граждан РФ?

Слайд 25

Проверка теста 1 вариант 2 вариант 1. в) 2. а) 3. б) 4. а) 5. в) 1. в) 2. б) 3. а) 4. в) 5. б) Критерии оценивания: «5» - 5 верных ответов «4» - 4 верных ответа «3» - 3 верных ответа «2» - 2 или 1 верный ответ

Слайд 26

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: рассмотрим понятия: право, нормы права, естественное право и позитивное право, функции права, юридическая ответственность, отрасли права; выясним место права в системе социальных норм; вспомним понятие норма морали, виды социальных норм; определим сходство и различия права и морали; рассмотрим статьи конституции РФ , связанные с правом; составим опорный конспект , выполним задания из кейса и ответим на тест.

Слайд 27

Домашнее задание: 1. Написать эссе по теме «Поступать по праву, а не действовать силой» или ответить на вопрос : «Каковы основные задачи Конституции РФ как главного источника права?» 2. Вклеить свои опорные конспекты в тетрадь по обществознанию

Слайд 28

ДА

Слайд 29

Сегодня на уроке вы получили знания о праве, нормах права, функциях права, отраслях права?

Слайд 30

Сегодня на уроке мне было интересно?

Слайд 31

Сегодня на уроке мне все было понятно?



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Дата 20.04.2016

ФИО преподавателя: Оксана Николаевна Пивоварова

Тема учебного занятия: Право в системе социальных норм

Цели учебного занятия:

  1. Обучающая: дать представление о понятиях: право, нормы права, естественное и позитивное право, функции права, юридическая ответственность, отрасли права; вспомнить понятие нормы морали и виды социальных норм; определить сходство и различия права и морали; рассмотреть основные права и обязанности человека и гражданина РФ; выяснить место права в системе социальных норм
  2. Развивающая: создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения и умения излагать информацию для аудитории.
  3. Воспитательная: создавать условия для формирования коммуникативной компетенции через работу в группах, способствовать принятию ответственности за решение, воспитывать осознанное отношение к учебной и практической деятельности.

Тип учебного занятия: нетрадиционный комбинированный урок

Вид учебного занятия: урок открытия новых знаний

Форма учебного занятия: работа в малых группах

Используемые методы обучения:

                                основные – словесный, наглядный; практический.

интерактивные - частично-поисковый, кейс-метод.

Средства обучения: электронная презентация в MS PowerPoint, опорный конспект, раздаточный материал в конвертах, кейсы, карточки на доске (право и мораль, общее, различие, отрасли права и их виды), магниты.

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


п/п

Содержание и структура

учебного занятия

Время
(мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Подготовительный этап

До УЗ

На перемене преподаватель готовит аудиторию к учебному занятию: включает оборудование для просмотра презентации, оформляет доску, сдвигает столы для работы в группах (делит группу студентов на 4 группы), размещает на столах раздаточный материал (конверты), запускает презентацию

1 слайд  - белый экран

По возможности помогают преподавателю

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Подготовка студентов к работе на УЗ

10:30

10:31

Приветствует студентов, представляется, настраивает на активную работу, знакомит с листами оценивания.

2 слайд

Знакомятся с преподавателем, воспринимают информацию, настраиваются на работу, смотрят листы оценивания

Умение слушать

Умение работать индивидуально

Целевая установка

10:31

10:33

Обращает внимание на доску, читает афоризмы и задает вопросы, слушает ответы, подводит студентов к теме, целям и задачам УЗ.

3,4,5 слайды

6 слайд  - белый

Смотрят на слайд, слушают афоризмы, отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему занятия, ставят цели и задачи УЗ.

Умение слушать

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Актуализация опорных знаний

10:33

10:35

Обращается к учащимся:

- Каждый день мы совершаем множество поступков, имеющих юридическое значение. В обществе человек подчиняет свое поведение определенным правилам – социальным нормам. Они предписывают нам, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Жизненных ситуаций множество, исходя из этого и социальных норм, регулирующих поведение людей тоже множество.

7 слайд

- Давайте вспомним, какие виды социальных норм присутствуют в нашей жизни.

8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 слайды

- Внимание на слайд. По изображениям на слайде попробуйте определить вид социальной нормы.

- Молодцы! Вспомнили виды социальных норм.

16 слайд (схема)

- Социальные нормы представляют собой целостную систему, одним из видов которой являются правовые нормы.

Внимательно слушают, воспринимают.

Смотрят на слайды, отвечают

Умение слушать

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Умение работать с иллюстрациями, анализировать, сопоставлять и делать выводы

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Объяснение нового материала с элементами закрепления

10:35

10:37

Переходим к изучению нового материала.

откройте конверт № 1. Достаньте бланк опорного конспекта и раздаточный материал, найдите в тексте определение нормы права? и запишите в конспект.

17 слайд

Находят и записывают в опорный конспект определение нормы права.

Умение работать с текстом

Умение работать индивидуально

18 слайд

- На ваш взгляд, что же такое право?

Смотрят на слайд, отвечают

Умение определять понятия

19 слайд

- Давайте обратимся к  происхождению слово права.

Слово "право" происходит от слова "прямое",

в этом смысле слово "право" выражает четкие грани, прямую логику всего юридического.

В слове "право" закладывается смысл начал добра, правды, справедливости.

Попробуйте сами дать определение праву.

Смотрят на слайд, воспринимают, отвечают

Умение слушать

Умение определять понятия

10:37

10:40

20 слайд

Запишем определение права.

Записывают

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Учиться не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать новые правила поведения.

10:40

10:41

- Существуют понятия естественного права и позитивного (писанного) права. Приведите примеры.

21 слайд

Смотрят на слайд, приводят примеры

Умение устанавливать аналогии

10:41

10:44

22 слайд

- В каком документе записаны основные права и свободы человека и гражданина РФ?

23 слайд (изображение Конституция РФ)

Смотрят на слайд, отвечают

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

24 черный слайд

- Возьмите конверт №2 Откройте Конституцию Российской Федерации гл 2 и  приведите по одному примеру основных прав граждан РФ (перечисляют).

25 слайд

Открывают конверт, находят права, приводят примеры (статьи) основных прав.

Умение работать с Конституцией РФ,

Умение выделять главное

Учиться не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать новые правила поведения.

- Кроме прав в конституции представлены и обязанности граждан.

Давайте познакомимся с обязанностями (ст 57. ст. 58. ст.59. ст 15 часть 2, ст 17 часть 3, ст 38 часть 3, 2. ст 43 ч 4, ст 44 ч 3).

26 слайд

Находят обязанности, приводят примеры (статьи)

Умение работать с Конституцией РФ

Умение выделять главное

Учиться не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать новые правила поведения.

27 слайд

С кого возраста граждане имеют право осуществлять в полном объёме свои права и обязанности?

Смотрят на слайд, отвечают (статья 60)

Умение работать с Конституцией РФ

10:44

10:46

28 слайд - черный

Давайте подумаем, что было бы в обществе, если бы не было права?

29 слайд

Отвечают

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

30 слайд

Могло бы общество существовать без права?

Смотрят на слайд, отвечают

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

- Право в обществе выполняет две основные функции: регулятивную и охранительную.

- Записываем в конспект.

31 слайд

Смотрят на слайд, записывают в конспект функции права.

Умение работать индивидуально

10:46

10:51

32 слайд

Видеофрагмент

А сейчас я предлагаю Вам посмотреть видеофрагмент, после которого группам нужно будет дать ответ на вопрос, который Вы увидите в конце фрагмента. (Приключение Шурика. Сцена в автобусе).

Внимательно слушают, воспринимают.

Умение работать индивидуально

6.

Работа с кейсами в группах

33 слайд

Внимание на экран.

Даю время подумать и обсудить. (1 минута)

Ученики отвечают на вопрос.

Смотрят видеофрагмент, читают вопрос, обсуждают, отвечают.

Умение анализировать, обобщать, самостоятельно выбирать основания

Умение работать в группе

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций и извлечения жизненных уроков.

10:51

10:53

-Очень часто юристы проводят сравнение между правом и моралью как наиболее основательными социальными регуляторами. Не случайно бытует выражение, что право – это моральный минимум.

Давайте вспомним, что же такое нормы морали.

Найдите в тексте определение нормы морали.

Читают текст, находят определение, отвечают

Умение работать с текстом

34 слайд

Записываем определение

Записывают в конспект

Умение работать индивидуально

10:53

10:56

- Давайте попробуем определить, что общего у них имеется, а в чем заключаются различия?

35 слайд

Задание. Откройте  конверт № 3

- Рассмотрите предложенные варианты и определите, к чему они относятся: к сходству или различиям, а затем представители групп разместят по два варианта на доске, можно представить и свои варианты.

  • Способствует общему согласию, гармонизации отношений между людьми, между людьми и окружающей средой
  • Духовная основа морали более шире, чем права (любовь, милосердие, сострадание, великодушие, самопожертвование)
  • Принципы справедливости
  • Санкция (наказание) – только для права
  • Близость воспитания морали и права
  • Нормы права закреплены в форме государственных или международных документов
  • Нормативная оформленность (правила-нормы)
  • Сфера действия

36 слайд – черный

Открывают конверт, читают, обсуждают, совещаются, выбирают варианты и по два варианта от каждой группы размещают на доске.

Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Умение работать в группе

10:56

10:58

37 слайд

Какое наказание существует за нарушение этих норм?

Правильно, штраф – это административная ответственность, а лишение свободы – уголовная ответственность.

Как одним словом можно заменить и административную и уголовную ответственность?

Отвечают (например, штраф, лишение свободы и т.д.)

Отвечают (юридическая ответственность)

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Действительно в соблюдении норм права существует понятие юридическая ответственность……..

Найдите в тексте, что такое юридическая ответственность и запишите в конспект....

Находят и записывают в конспект

Умение работать с текстом

Умение работать индивидуально и в группе

10:58

11:01

38 слайд

- Различные сферы жизнедеятельности регулируют нормы определенной отрасли права.

Найдите определение отрасли права в раздаточном материале и запишите в опорный конспект.

Находят и записывают в конспект

(представитель любой группы зачитывает определение)

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Умение работать с текстом

11:01

11:03

39 слайд

Отрасль права – это …

Хочет кто-то дополнить ответ?

Отвечают.

Умение сформулировать дополнительный ответ

Умение работать индивидуально

- Разновидностей отраслей много.  Может, вы знаете какие-нибудь отрасли права?

Перечислим основные:

40 слайд

  • Уголовное
  • Конституционное
  • Трудовое
  • Семейное

Экологическое

Отвечают.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Задание. Определите отрасли права по изображениям, которые находятся в конверте № 4

Ученики работают в группе.

41 слайд - черный

Открывают конверт, определяют по изображениям отрасли права, затем размещают на доске

Умение работать с иллюстрациями.

Умение работать индивидуально и в группе

42 слайд

Какое место занимает право в системе социальных норм? Ответ аргументируйте.

Отвечают

Умение сформулировать верный ответ

11:03

11:05

Как вы думаете, какое место занимает право в системе социальных норм?

Отвечают

Умение сформулировать верный ответ

43 слайд

В чем заключается основная обязанность граждан РФ?

Итак, соблюдение норм права определяются законом и являются основной обязанностью граждан.

Отвечают

Умение сформулировать верный ответ

7

Первичная проверка знаний (тестирование) с последующей проверкой

11:05

11:10

И в завершении предлагаю вам небольшой тест. Возьмите конверт № 5, по результатам которого каждый из вас получит оценку. На партах у вас находится два варианта теста, вы отвечаете на вопросы в течение 3 минут.

44 слайд черный

Выполняют тест

11:03

11:10

Время вышло

Выполним само проверку  в соответствии с критериями оценивания

45 слайд проверка теста

Ответы на тест

Критерии на партах и на слайде.

Кто получил 5 или 4 – поднимите руки

Кто получил 3 – поднимите руки.

Выполняют самопроверку, выставляют оценки за тест, поднимают руки

Умение работать индивидуально

Владение основами самоконтроля, самооценки

11:10

11:11

Мы завершаем наш урок и мне хочется вернуться к началу нашего занятия.

46 слайд

В течение урока мы должны были познакомиться с понятием право, нормы права, функции права, отрасли права, рассмотреть права и обязанности человека и гражданина РФ, выяснить место права в системе социальных норм. Все ли задачи мы выполнили?

Слушают, отвечают

Умение сопоставлять, анализировать, делать выводы

8.

Домашнее задание

11:11

11:12

47 слайд

А сейчас – Домашнее задание.

У вас на партах конверт №6 с Д/З возьмите задание. Дома вам нужно ответить на вопрос или написать эссе:

1. Каковы основные задачи конституции РФ как главного источника права?

2. Эссе на тему «Поступать по праву, а не действовать силой»

Берут из конвертов Д\З, при необходимости задают вопрос

Умение слушать

9.

Подведение итогов

11:12

11:13

Оценка группы по оценочному листу. Выбор активиста группы.

И еще хотелось бы отметить самых активных участников в каждой группе.

Называет участников.

Выставляют оценки, выбирают активного участника группы

Умение сравнивать, строить умозаключения, выбирать.

10.

Рефлексия

11:13

11:15

слайд 48

И в завершении нашего занятия я предлагаю вам ответить на несколько вопросов. В конвертах №7 возьмите смайлики. Если ваш ответ «ДА», то поднимите зеленый смайлик, если «НЕТ», то розовый смайлик.

Итак, первый вопрос:

49 слайд

  1. Сегодня на уроке вы получили знания о праве, нормах права, функциях права, отраслях права?

50 слайд

  1. Сегодня на уроке мне было интересно?

51 слайд

3. Сегодня на уроке мне все было понятно?

52 слайд

Я благодарю вас за урок. Урок окончен. До свидания

Отвечают, поднимая смайлики

Умение выражать своё мнение.

Преподаватель: Оксана Николаевна Пивоварова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка лекции по дисциплине "Социальная психология". Тема "Общение как перцептивный процесс"

Здесь представлена разработка лекции по дисциплине "Социальная психология" для студентов СПО....

Методическая разработка урока по предмету "Социальная психология"

Тема урока "Лидерство и руководство" для студентов среднего профессионального образования....

Методическая разработка для студента "Система образования в Великобритании и США"

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом среднего профессионального образования и  рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык» (ан...

Право в системе социальных норм

Презентация создана по учебнику Е.А. Певцова ПРАВО для профессий и специальностей социально-экономического профиля...

Методическая разработка урока по теме "Социальная структура и социальные отношения"

laquo;Социальные отношения и социальная структура общества»Урок   усвоения новых знанийФормирование понятия социальной структуры общества и знаний о процессах, идущих в сфере социальн...

Методическая разработка занятия по теме "Социальные нормы и отклоняющееся поведение"

Методическая разработка для студента для организации самостоятельной работы на теоретическом занятии...