Методическая разработка урока Технология: дифференцированного обучения
методическая разработка

Простакова (Горина) Руфина Витальевна

Методическая разработка урока

Технология: дифференцированного обучения на уроке философии

Тема урока: «Классическая и эллинистическая философия Древней Греции: стоики, киники, скептики, эпикурейцы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovanye_tehnologii_2020.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»

Преподаватель гуманитарных дисциплин Горина Руфина Витальевна

Методическая разработка урока

Технология: дифференцированного обучения на уроке философии

Тема урока: «Классическая и эллинистическая философия Древней Греции: стоики, киники, скептики, эпикурейцы».

 Цели: 

1.        Образовательная

Повторить: период становления греческой философии, понятие натурфилософия, основные представители натурфилософии и их представления о мире, природе, человеке, первооснове всего сущего

Усвоить: особенности классического и эллинистического периодов философии Древней Греции, основных представителей этапов, причины и исторические условия развития политических взглядов Сократа и Платона, предпосылки скептицизма, стоицизма и гедонизма

2.        Развивающая

Развить память, логическое мышление, продолжить формирования умений наблюдать и проводить аналогии между историческими этапами и изменениями философских взглядов, появлением разных философских школ.

3.        Воспитательная

Воспитать культуру устной речи, умение анализировать и сравнивать разные философские представления, размышлять, делать выводы.Задачи:

1. Дать понятие человеку индивиду, личности, разъяснить отличия этих понятий

2. Объяснить структуру личности

3. Познакомить студентов с условиями развития личности

4. Дать понятие деятельности, типов деятельности, структуры деятельности

5. Способствовать развитию у студентов эстетических представлений


Задачи:

1. Дать понятие классицизму

2. Объяснить историческую подоплеку появления стиля

3. Познакомить студентов с архитектурными скульптурными и живописными памятниками, выполненными с данном стиле

4. Научить отличать стиль от других по характерным особенностям

5. Способствовать развитию у студентов эстетических представлений

Тип урока: Комбинированный урок

Оснащение: Учебная доска, компьютер, электронная доска, тесты разного уровня сложности.

Ход урока

1. Организационный этап

Приветствие, проверка отсутствующих, заполнение журнала

2. Формулировка темы и цели урока, знаний и умений, формирующихся на уроке

Проговаривание написанной на доске темы урока. Тема нашего урока «Классическая и эллинистическая философия Древней Греции» На прошлом уроке мы прошли первый этап становления древнегреческой философии, поговорили об основном вопросе, занимавшем натурфилософов – «Из чего все?». Узнали об особенностях философских представлений Фалеса Милетского, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора, Гераклита, а также Левкиппа и Демокрита. Конечно, все периоды древнегреческой философии неразрывно связаны и представления натурфилософов не могли не сказаться, представители классического периода философии Древней Греции.

Целью нашего урока является рассмотрение классического и эллинистического этапов греческой философии, знакомство с воззрениями Сократа, Платона и Аристотеля, а также формирование представлений об историческом этапе, приведшем к возникновению стоицизма, скептицизма и гедонизма (эпикурейства).

Умения, формирующиеся на данном уроке:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни

Знания:

- категории и понятия философии данного периода

- роль философии в жизни человека и общества

- основы научной, философской и религиозной картин мира

3. Повторение предыдущей темы (фронтальный опрос) на тему «Натурфилософия Древней Греции»

1. На первом плане у натурфилософов находились вопросы, связанные с:

2. Натурфилософия Древней Греции была направлена на познание…

3. Взгляд, согласно которому весь мир состоит из атомов, разделяли…

4. Кто из философов полагал первоосновой всего сущего воду:

5. Гераклит был основателем

6. Кто из философов полагал, что зарождение жизни произошло в воде под воздействием небесного огня

7. Назовите философов, основателей школы атомистов, суть учения атомистов?

8. Что такое «апейрос»? Какой философ ввел это понятие?

9. Идеальное число, по мнению Пифагора? Поясните его позицию

10. Представления какого философа периода становления древнегреческой философии вам ближе? Почему?

4. Объяснение темы «Классическая и эллинистическая философия Древней Греции»

(Демонстрация слайда 1) В середине V века в Древней Греции полисная система достигает своего расцвета. В Афинах устанавливается демократическим форма государственности с элементами аристократического правления, которая предполагает участие всех граждан в управлении государством. Это требует умения красиво и аргументировано говорить, доказывать свое мнение в судах и народном собрании - высшем органе управления. Именно поэтому в данный период развиваются риторика (искусство красноречия), эристика (искусство спора) и логика (искусство правильного мышления). (Демонстрация слайдов 2 и 3)

Мы с Вами пройдем таких основоположников классической древнегреческой философии, как Сократ, Платон, Аристотель (Демонстрация слайда 4)

Сократ. Основателем «майевтики» - метода философствования, искусства извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов был Сократ. (Демонстрация слайдов 5 и 6)

Главной добродетелью, по мнению Сократа, было знание, ибо человек может творить добро, лишь отчетливо представляя себе, в чем оно заключается.

Разум позволяет человеку познать различие между добром и злом и тем самым добиться счастливой жизни. Такое познание возможно только с помощью общих понятий - справедливости, блага, мужества, которые являются определениями Бога. Бог Сократа предстает как космический разум, благо и истина. Он проявляется в разуме каждого человека. Особое место в философии Сократа занимает учение о душе как о нефизической идеальной сфере бытия. Забота о душе, ее воспитание и образование, становится главной целью бесед Сократа. Сократ был убежден, что человек не может усвоить знание внешним образом как информацию. Знание может быть лишь результатом собственных размышлений и волевых усилий, вследствие которых в душе формируются непоколебимые нравственные принципы. Отсюда проистекает известное изречение «Познай себя».

(Демонстрация слайдов 7 и 8)

Платон.  Ученик Сократа Платон является наиболее значительным представителем не только античной философии, но и всей западной философии в целом. (Демонстрация слайда 9)

Платон рассматривает космос как живой организм, у которого есть ум, душа и тело. Космический ум играет решающую роль во всех сферах космической жизни. Он предстает как совокупность мыслей или понятий, которые Платон обозначает термином «идея». Идея - это общее понятие, напоминающее общие понятия в философии Сократа, которое у Платона становится активно действующей духовной субстанцией. Идея является причиной бытия вещи, источником ее внешней формы и внутренней структуры, а также целью, к которой стремится развитие вещи. (Демонстрация слайда 10)

Еще одной важной темой в творчестве Платона было государство(Демонстрация слайда 11). Идеальное государство, как и космос, имеет ум, душу и тело. Умом государства являются философы - правители которые выбираются из военного сословия. Душой государства, его волей, подчиненной уму, являются воины, защищающие государство и обеспечивающие в нем порядок. Как правители, так и воины не имеют частной собственности и ведут аскетический Образ жизни. Тело государства представлено третьим сословием, Которое включает в себя земледельцев, ремесленников, торговцев и представителей других неблагородных профессий. В отличие от правителей и воинов, представители низшего сословия наслаждаются всеми благами жизни. В платоновском совершенном государстве каждый человек должен заниматься тем, к чему он имеет природные способности, то есть своим делом. Правителям должна быть присуща мудрость, воинам - мужество, третьему сословию - умеренность. Все три сословия объединяет главная добродетель государства - справедливость. Справедливость состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом в соответствии с природными способностями. Космическая справедливость - это гармоничность, упорядоченность и структурированность.

Анализируя жизнь современного ему полиса, Платон говорит о неизбежной деградации идеального государства, причиной которого становится несовершенство человеческой природы. Неправильными формами государственного устройства, которые одновременно представляют собой последовательные этапы упадка идеального строя, являются:

- тимократия - власть честолюбцев или военное государство, где вместо мудрости на первое место ставится мужество и отвага;

- олигархия - власть богатого меньшинства, которая устанавливается в результате накопления правителями богатств;

- демократия - власть бедного большинства, свергнувшего олигархов;

- тирания - власть одного тирана, который приходит к управлению государством в результате демократических выборов.

Аристотель. (Демонстрация слайда 12). Аристотель, ученик Платона, провел 20 лет в платоновской Академии, общаясь как с самим Платоном, так и с другими известными философами.

Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Его сочинения относятся к различным областям знаний — философии, естествознанию, логике, истории, политике, этике, литературе. (Демонстрация слайда 13)

Все науки согласно Аристотелю делятся по следующей классификации: 

  1. теоретические науки, где познание ведется только ради него самого. Они включают «первую философию» (метафизику), математику и физику. «Первичная философия» изучает проблемы бытия, происхождение всего сущего, причины различных явлений и т.п.; 
  2. практические науки, которые дают руководящие идеи для поведения человека, устройства государства и т.п.; 
  3. творческие науки, где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного.

В этом делении Аристотель не упоминает особо логику, хотя он является создателем этой науки (как и эстетики, и теории государства). Аристотель рассматривает логику как оружие всякого научного знания, а не как особую область науки (философии).

Общее правило научного исследования — на первом месте должна стоять объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели не должны исказить этой «правды вещей».

Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался построить единую систему наук.

Развивая платоновское учение об идеях, Аристотель стремится подчеркнуть их активные формообразующие функции. Идея или форма - общее понятие, сущность вещи, познаваемое разумом с помощью логического определения. (Демонстрация слайда 14). Аристотель считал, что философия не есть продукт единоличного индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей.

Он внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение об «эйдосах» («чистых идеях»). Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира, поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение
(«вещи»). Аристотель дает свое
понимание бытия через десять категорий. Бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, отношения, места, времени,
положения, состояния, действия, страдания.
 

Критика учения об идеях Платона приводит Аристотеля к принципиальным положениям, которые
легли в основу его миропонимания:

  1. Мир один. Это духовно-материальный, реально существующий мир.
  2. Вещи, явления и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е. изучать следует
    саму действительность, а не мир идей.
  3. В центре познания должны быть не умозрительные схемы, а реальный мир. Тогда наука получает смысл как познание реального посредством понятийного мышления, которое изучается логикой. Логика - орудие постижения сущности вещей, явлений и процессов мира.

Аристотель определил сущность материи и дал материалистическую трактовку происхождения

мира и человека.

Аристотель выделяет шесть типов государства: «плохие» (тирания, крайняя олигархия и охлократия — власть толпы, крайняя демократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).
Идеал Аристотеля - политая, представляющая собой совокупностьумеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса».

Эпоха эллинизма характеризуется упадком полиса, кризисом общества, острыми противоречиями между человеком и миром его бытия, обращением к вопросам этики. (Демонстрация слайда 16)

Эпикур и эпикуреизм. Основным положением Эпикура было то, что человек, по его мнению, должен быть свободен. Но если он не может достичь свободы в общественной и политической жизни, то ему следует попытаться добиться свободы внутренней, т. е. он должен освободиться от страха и страданий. Если цель эпикуреизма — это удовольствие, то естественно, что такая философия должна провозгласить в качестве врага главного — страдание. (Демонстрация слайдов 17)

Чтобы жить без тревоги, надо освободиться от страха перед богами. В своем просветительстве Эпикур не доходит до прямого атеизма. Но он дает объяснение богам, которое можно было бы назвать эстетическим, в противоположность религиозному. Во-первых, Эпикур утверждает бесконечное число миров. Это было важной новацией, в сравнении с предшествующей философией и наукой, где весь космос ограничивался Землей и окружающими ее небесными сферами. Во-вторых, богам, согласно Эпикуру, нет места вне мира. И он помещает их в так называемых «интермундиях», т. е. в межмировых пространствах. В-третьих, что, может быть, самое главное, они не могут влиять на судьбы людей, и люди должны их почитать исключительно за их красоту и совершенство. (Демонстрация слайдов 18 и 19)

Скептицизм. (Демонстрация слайда 20) Утратой себя и неуверенностью в себе порождено и такое направление эллинистической философии как скептицизм. «Скепсис» в переводе с греческого означает «сомнение». Основателем скептицизма как особого направления в античной философии явился Пиррон (ок. 360—275/270 до н. э.).

(Демонстрация слайда 21) Скептики не отрицают истины вообще. Они допускают суждения: «Это кажется мне горьким или сладким». Но они не признают истинности суждений: «Это действительно сладкое», или «Это действительно горькое». Указанную позицию прекрасно иллюстрирует свидетельство, согласно которому на прямой вопрос «Ты жив, Пиррон?» тот якобы ответил «Не знаю». Это говорит о том, что скептик Пиррон был не уверен даже в собственном существовании. Его «Не знаю» равнозначно «Мне кажется, что я жив».

Все это означает, что в философии скептиков возможно истинное суждение о том, как предмет мне является, но невозможно суждение о том, что собой представляет предмет по сути. А значит невозможен переход от явления к сущности. Что касается мудрости, то она, согласно Пиррону, состоит в воздержании от каких-либо определенных суждений, чему соответствует греческий термин «адоксия», а также в полной невозмутимости.. Именно в адоксии и апатии, по мнению скептиков, состоит высшая степень доступного философу счастья.

Стоицизм вместе с эпикуреизмом явился философским ответом на наступление новой, эллинистической эпохи и оставался наиболее влиятельным учением в греческой философии вплоть до 3 в. н.э., когда его потеснил неоплатонизм, много взявший из стоицизма. Название этой школы произошло от названия места, где любили собираться эти философы в Афинах. Основателем стоицизма был Зенон из Кития (город на Кипре).

(Демонстрация слайда 22)

Стоики разделили философию на три части - логику, физику и этику. Не признавая "идеи" Платона, стоики полагали, что следует сделать еще одну попытку по основанию истины на чувственном опыте. Для этого требуется, чтобы в уме существовал отпечаток, явно отличающийся от любого ложного отпечатка, умственный образ, который сам свидетельствует о своей истинности. Именно эта посылка навлекала на стоиков постоянные нападки академиков и скептиков.

В физике стоики исходили из того, что тело мира происходит из огня, воздуха, земли и воды. Все бытие мыслилось только как разная степень напряжения божественно материального первоогня. Этот огонь превращается во все прочие стихии. Движущая сила мироздания, божественный разум - это управляющий всем разумный огонь. Бог не отделен от мира - он душа мира, он наполняет собой весь мир, как мед наполняет пчелиные соты.

Ничто не происходит случайно, всем правит судьба. Повинуясь судьбе, мировая история идет по предопределенному пути.

5. Закрепление знаний

Итак, мы с вами сегодня прошли древнегреческих философов эпохи расцвета и заката философской мысли Древней Греции.

Закрепление знаний с помощью тестов при разноуровневом обучении

1 уровень (удовлетворительно)

1.Кто автор «Одиссеи» и «Иллиады»?

А. Эсхил.

Б. Софокл.

В.Гомер.

Г.Еврипид.

2.Кто выполнял все тяжелые работы в Древней Греции?

А.Богатые.

Б.Наёмные.

В.Крестьяне.

Г.Рабы.

3. Это понятие переводится как «власть народа».

А.Аристократия.

Б.Олигархия.

В.Тирания.

Г. Демократия.

4.Кто был учеником Сократа?

А.Аристотель.

Б.Диоген.

В.Ксенофонт.

Г.Платон.

5.Кому принадлежат слова: «Платон мне друг, но истина дороже»?

А.Аристотелю.

Б.Диогену.

В.Сократу.

Г.Платону.

6.Кто был учителем А.Македонского и написал для него книгу о том, как необходимо царствовать и что для царя  необходимо быть добрым?

 А.Платон.

 Б.Сократ.

 В.Гераклит.

 Г. Аристотель.

7.Как в древней Греции называли людей, отрицавших возможность что-либо доказать? Так их и до сих пор называют повсеместно.

А.Эмпирики.

Б.  Скептики.

В.Рационалисты.

8. В какой стране философия достигла своей высшей точки?

А.Греция.

Б.Китай.

 В.Индия.

 Г.Германия

2 уровень (хорошо)

1. Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:….

2. Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:…

3. Действительным бытием является «мир идей», считал

1. Платон

2. Аристотель

3. Парменид

4.Демокрит

4.Что были обязаны посещать свободные люди в Древней Греции?

А.Рынок.

Б.Театр.

В.Площадь.

Г.Школа.

5.Воспитать гармонически развитого человека в Древней Греции было целью…

А.Науки.

Б.Спорта.

В.Образования.

Г.Воспитания.

6. Кто является основоположником логики как науки?

А.Аристотель.

Б.Платон.

В.Сократ.

Г.Гераклит.

7. Счастье есть высшая цель человеческой жизни. Эту позицию утверждает

1. утилитаризм

2. эвдемонизм

3. гедонизм

4. прагматизм

8. Каким термином Сократ называл искусство поиска истины путём противопоставления различных мнений…

9. « Учитесь не воспринимать внешние воздействия» - это принцип этики

1. стоиков

2. киников

3. эпикурейцев

4. софистов

3уровень (отлично)

1. Это чувство, по мнению греческих мыслителей, побуждает человека трудиться с желанием, без которого он не добьётся успеха в выбранной деятельности. О каком чувстве идёт речь?

А.Любовь.

Б.Интуиция.

В.Воображение.

Г.Зрение.

2.В 335 г.  Аристотель основал в Афинах…

А.Театр.

Б.Школу.

В.Университет.

Г. Академию.

3.Кто сказал фразу «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном»?

А. А. Невский.

Б. А.Македонский.

В. Александр I .

Г. Александр II.

     

4. Как называется метод, придуманный Сократом, которое означает искусство извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов.

А.Герменевтика.

Б.Майовтика.

5. Критерием правильного устройства общества Аристотель считал:

1. Государство может быть счастливым, если счастливы его граждане

2. Человек должен быть свободен от государства

3. Главное, чтобы было счастливо государство

4.В государстве должен существовать один образец правильной жизни

6. Учение Аристотеля правильно выражают суждения:

1. Существуют высшие существа, которые не обладают материей

2. Материя содержит в себе форму

3. Вещь формой наделяет человек

4.Бога не существует

7. Первая философская школа в истории европейской философии:

1. Пифагорейский Союз

2. Элейская

3. Милетская

4. Атомистов

8. Сторонники аскетизма проповедуют

1. альтруизм

2. отречение от мирских соблазнов

3. наслаждение жизнью

4. извлечение пользы из всего

9.В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:…..

10. Философ, считавший логику главным орудием познания:…..

6. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание

Выставление оценок

(Демонстрация слайда 23)

Домашнее задание – страницы 43-46 и 55-56

Основы философии: учеб. Пособие для студ. сред. проф. учеб. завед. / А.А. Горелов. – 8 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 256с.

(Демонстрация слайда 25).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Тема: «Требования к качеству блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных  изделий, оформление, отпуск, требования к качеству. Работа со Сборником рецептур."...

Методическая разработка урока производственного обучения «Обработка застежки втачными планками»

Цель урока: Образовательная:  Научить обучающихся правильно с технологической ...

Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Приготовление сладких блюд"

Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок...

Методические разработки уроков производственного обучения

Материал подготовлен для уроков производственного обучения по процессам и аппаратам в биотехнологии....

Методическая разработка урока производственного обучения

В данном разделе представлена методическая разработка урока...

Методическая разработка урока производственного обучения

Методическа разработка урока производственного обучения на тему: «МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕМОНТА ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО СЕРИЙНОГО ТЕПЛОВОЗА ТЭП70»...