Особенности планирования курса Обществознание в СПО музыкального профиля
методическая разработка

Избаш Николай Васильевич

Для многих абитуриентов, поступающих в средние профессиональные учреждения, особенно музыкального профиля (когда в предшествующий период приходится одновременно учиться в общеобразовательной и музыкальной школах, что сказывается на качестве полученных  знаний), характерны низкий уровень познавательной активности, слабое владение приёмами самостоятельной работы, не развитый интеллектуальный потенциал и, как следствие, отсутствие системности в знаниях и недостаточная мотивация в учёбе по  уже выбранной профессии в СПО.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Особенности планирования курса «Обществознание»

в СПО музыкального профиля

П  Л  А  Н:

Введение        2

1.Нормативные требования к учебной дисциплине        4

ОД.01.02 «Обществознание» в СПО музыкального профиля        

2.Значимость учебной дисциплины ОД.01.02 «Обществознание» в СПО гуманитарного профиля        6

3.Предлагаемый вариант планирования учебной дисциплины        7

ОД.01.02 «Обществознание» в музыкальном колледже.        

Заключение        9

Литература:        11

Введение

 Обществознание  — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни  общества, а как учебный предмет  оно включает в себя основы общественных дисциплин: философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии.  

Целью освоения дисциплины «Обществознание»  в СПО является развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации.

  • Задачами изучения дисциплины «Обществознание» являются: воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере;
  • для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Можно сказать, познание истины (законов развития общества) — непосредственная или ближайшая цель обществознания, содействие их практическому использованию — конечная цель естествознания.

В современных условиях, с одной стороны, происходит беспрецедентно быстрый рост объёма важнейших социальных знаний во второй половине XX века и начале XXI века, а с другой – исчерпаны возможности развития школьных программ путём простого присоединения нового содержания.

Невозможность изучения расширяющегося круга знаний в мелких деталях неизбежно ведёт к необходимости перехода к более обобщённому рассмотрению материала.      

Для многих абитуриентов, поступающих в средние профессиональные учреждения, особенно музыкального профиля (когда в предшествующий период приходится одновременно учиться в общеобразовательной и музыкальной школах, что сказывается на качестве полученных  знаний), характерны низкий уровень познавательной активности, слабое владение приёмами самостоятельной работы, не развитый интеллектуальный потенциал и, как следствие, отсутствие системности в знаниях и недостаточная мотивация в учёбе по  уже выбранной профессии в СПО.

Все эти факторы говорят о наличии у выпускников школ познавательных барьеров, которые мешают их успешной адаптации в образовательном пространстве колледжа, замедляя процесс формирования общих и профессиональных компетенций,  что сказывается на успешности в дальнейшем.

Проявляются познавательные барьеры в системе СПО уже  на первых курсах обучения, так как студент встречается с иной системой подачей знаний.

Преподаваемые дисциплины в колледже резко отличаются от школьного курса, так как имеют профессиональную направленность. Студент в процессе своей образовательной деятельности должен не только получать знания по учебным дисциплинам программы среднего профессионального образования, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения, используя, анализ, синтез, индукции и дедукцию в полном объёме.

Оптимальным решением представляется введение предмета  «Обществознание», основной задачей которого и являлось бы обеспечение синтеза современных  представлений об обществе и человеке, представлении на уровне, достойном образованной личности XXI века.

На последующих курсах обучения, безусловно, проявятся и последующие барьеры: при прохождении   педагогической практики,  написании рефератов, курсовых и дипломных работ, где требуется большая самостоятельная аналитическая работа обучающихся.

1.Нормативные требования к учебной дисциплине

ОД.01.02 «Обществознание» в СПО музыкального профиля

Учебная дисциплина ОД.01.02 «Обществознание» является частью программы  подготовки специалистов среднего звена  в соответствии с ФГОС специальности СПО: 53.02.02  Музыкальное искусство эстрады; 53.02.03  Инструментальное исполнительство; 53.02.05  Сольное и хоровое народное пение; 53.02.06  Хоровое дирижирование; 53.02.07  Теория музыки и является частью общеобразовательного цикла подготовки обучающихся, предусматривает  освоение основного вида профессиональной деятельности «Музыкальное искусство эстрады»;  «Инструментальное исполнительство»; « Сольное и хоровое народное пение»;  «Хоровое дирижирование»;  «Теория музыки».

Учебная дисциплина ОД.01.02 «Обществознание» входит в Общеобразовательный учебный цикл ОД 00 и изучается  в Новомосковском музыкальном колледже имени М.И. Глинки с 2012-2013 учебного года с учётом музыкального профиля получаемого профессионального образования.

Цели и задачи дисциплины обозначены  в требованиях  к результатам освоения дисциплины:

 В результате освоения  этой учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо;
  • описывать основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  • приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации  по заданной теме в различных источниках (материалах средств массовой информации (СМИ), учебных текстах и других адаптированных источниках), различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения;

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:  

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения

владеть

  • умениями применять полученные знания для объяснения явлений общественной жизни, восприятия информации социального и  профессионально значимого содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы.

Эта дисциплина изучается студентами на 2 курсе,  во втором семестре:  при 40 часах обязательной аудиторной учебной нагрузки на обучающегося и 10 часах  планируемой самостоятельной работы студента.

Завершается изучение «Обществознания» в конце второго семестра  дифференцированного зачёта.

Рабочая программа по  этой дисциплине не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Курс входит в общеобразовательный цикл, поэтому формирует общие компетенции, которые обозначены в ФГОС специальностей СПО музыкального профиля как  OK 1—11.

2.Значимость учебной дисциплины ОД.01.02 «Обществознание» в СПО гуманитарного профиля

Введение курса "Обществознание" в СПО обусловлено необходимостью формирования у учащихся целостного представления об обществе и человеке, как разумном существе, воздействующем на природу и общество.

Опыт работы с обучающимися, завершившими получение основного общего образования (9 классов) и обучавшимися параллельно в музыкальной школе (5-7 лет),  не умеющими  обобщать свои знания об обществах различных исторических эпох при изучении истории, показали, сколь беспомощны попытки студентов использовать разрозненные школьные знания по  всеобщей истории, истории России, географии, биологии для объяснения устройства мира, попытки соединить эти знания в систему, установить связи между социальной, правовой, политической и культурной сферами общества..

Это, в первую очередь, связано с тем, что в современных условиях,   как уже отмечалось, динамично развиваются науки об обществе, а с другой  стороны – исчерпаны возможности развития школьных программ,

Невозможность изучения расширяющегося круга знаний в мелких деталях неизбежно ведёт к необходимости перехода к более обобщённому рассмотрению материала.

По этой же причине, как свидетельствует практика, в СПО , особенно музыкального профиля, необходимость курса «Обществознание» крайне необходима для формирования научного мировоззрения. и обеспечения стабильности  развития российского общества.

Однако количество  времени, которое отводится для дисциплины  ОД.01.02 «Обществознание» недостаточно и это требует несколько иного планирования.

3.Предлагаемый вариант планирования учебной дисциплины

ОД.01.02 «Обществознание» в музыкальном колледже.

Предлагаемый вариант планирования учебной дисциплины призван отчасти компенсировать указанные недостатки и частично разрешить выявившиеся  проблемы в общем образовании обучающихся в СПО музыкального профиля.

Рабочая программа дисциплины в предлагаемом варианте разработана на основе ФГОС и включает в себя восемь основных разделов — тем:

Тема 1. Общество как  сложная динамичная система.

Тема 2. Человек как творец и творение культуры.

Тема 3. Человек в системе общественных отношений.  

Тема 4.  Экономика и экономические отношения.

Тема 5. Политическая власть и её организация.

Тема 6.  Правовое регулирование общественных отношений.

Разделы рабочей программы обладают относительной самостоятельностью и целостностью и основаны на учебнике:

 Обществознание : учебник для СПО / под ред. Б.И. Фёдорова. М.: Изд. Юрайт. 2017. — 412 с.—

Этот учебник в достаточной степени насыщен поясняющими материалами, схемами, примерами. Имеются здесь и большое количество контрольных вопросов и заданий.

В соответствии с этим и составляется тематический план, на основании которого  более 6 часов изучается одна тема. Это даёт возможность и теоретически рассмотреть на занятии и организовать полноценное практическое занятие.

Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает привычную  логику изучения курса «Обществознание».

Вместе с  этим, исходя из того, что 80%  занятий, представляют собой комбинированные уроки,  практически на каждом  занятии идёт закрепление знаний терминологии и основных понятий  соответствующего раздела курса.

На начальном этапе, в темах 1—3, рассматриваются основные положения, характеризующие общество и человека, особенности познания человеком мира и формирования  мировоззрения.

В последующих темах рассматриваются особенности   развития экономики, политики и права.

В программе представлены дидактические единицы, при изучении которых целесообразно акцентировать внимание на жизненно важных ситуациях. в которые попадает человек, находясь в обществе.

В программе предусматривается, что теоретические сведения дополняются демонстрациями, практическими работами, слайдами, презентациями и видеофильмами, многие из которых изготавливаются преподавателем самостоятельно, что способствует большему пониманию темы.

На этом основании составляются вопросы в вариантные контрольные работы, тесты, в том числе и на зачёт.                                    

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы. Использованная методика планирования и преподавания курса «Обществознание» оказалась более эффективной, о чём свидетельствуют контрольные срезы, оценочные итоги семестров, учебного года.

  Изучение учебной информации с использованием мультимедиа и за счёт различных форм представления информации, способствовало лучшему пониманию, запоминанию и усвоению материала и одновременное закрепление полученных знаний посредством опросов и обсуждений позволило   получить более прочные знания студентами.

Заключение

 Создание такой программы продиктовано следующими соображениями:

Отсутствие обобщённых знаний, незнание понятий накладывает негативный отпечаток на формирование научного мировоззрения у студентов.

Такая компоновка курса «Обществознание» в музыкальном колледже позволяет, по мнению автора работы, не выходя за нормативные требования ФГОС, позволит:

  • решить задачу усиления социальной направленности среднего профессионального образования за счёт большей интеграции тем;
  •  более полно использовать получаемые знания для формирования научного мировоззрения студентов;
  •  осуществить системный подход в формировании знаний, поскольку студенты в первых темах знакомятся с различными формами

общественных отношений;

  • при таком планировании в центре курса - человек как природный организм и социальное существо, это позволяет:

а) рассмотреть все процессы, происходящие на планете, в качестве характеристик  среды возникновения жизни и человека;

б) охарактеризовать роль человека в процессе познания, преобразования и использования природы;

  • сформировать целостный взгляд на общество, ценностные ориентации.
  • Эта компоновка позволяет преподавателю, в зависимости от особенностей группы, в каждом учебном году, распределить часы между темами по своему усмотрению, некоторые темы сокращать, другим, наоборот, уделять больше времени, учитывать условия работы в музыкальном колледже с его многочисленными конкурсами и выступлениями студентов за пределами города.

Безусловно, имеются и отрицательные стороны:

  1. Необходима хорошая техническая база (оборудование) для проведения лекционных и практических работ;
  2. Возникают трудности с итоговым оцениванием студентов (малый объём времени на самостоятельную работу студента);

В целом учебная дисциплина «Обществознание», в содержании которой ведущим компонентом являются  социальные знания и научные методы познания, позволяют сформировать у студентов целостную социальную картину мира, пробудить у них эмоционально – ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определённой направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.

 

Литература:

1.Обществознание : учебник для СПО / под ред. Б.И. Фёдорова. М.: Изд. Юрайт. 2017. — 412 с.

2  http://humanitar.ru/  — сайт Единый  Портал  Обществознание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ

В докладе «Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ» рассматриваются методы и приемы, используемые в детской вокально-хоровой педагогике.Особенное вн...

Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ

Любое музыкальное и, в частности, хоровое произведение, если вдуматься, это совокупность различных средств художественной выразительности – мелодии, динамики, ритма и жанра, слова и т.д. Упустив...

Календарно- тематическое планирование по химии для специальностей технического профиля-78 часов

Темы распределены по семестрам,включено большое количество лабораторных и самостоятельных работ....

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по курсу “Обществознание ” (по профилям подготовки)

Методические указанияпо организации самостоятельной работы студентов по курсу “Обществознание ”(по профилям подготовки)...

Выявление особенностей планирования комплексных мероприятий экологического содержания в разных возрастных группах

практическое занятие для студентов, обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников...

Тема Особенности планирования урока

Цель занятия: дать общее представление об особенностях планирования урока в системе музыкального образования.Тип занятия: ознакомление с новым материаломЗадача занятия: дать знание сущности планирован...

Календарно- тематическое планирование по обществознанию 7 класс.

Календарно- тематическое планирование  по обществознанию 7 класс....