29.09.20 Задание по литературе для 1МНЭ01
план-конспект занятия

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

 Задание по литературе  предназначено  для группы  1МНЭ01 по теме "Особенности развития литературы второй половины 19  века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века.

Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Литературная критика 1860-х годов.

Контрольные вопросы и задания

1.«Новые люди»- кто они?  Какова их роль в развитии русской литературы?

2. В чем различие между новыми людьми и лишними людьми?

3.В чем суть демократизации литературы?

4.В чем суть полемики представителей пушкинского и гоголевского направлений?

5.В чем суть полемики западников и славянофилов?

6.Составьте понятийный словарь по теме «Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века».

Лекция.

 «До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в 19 в., но и поражающее разнообразие их» (М. Горький).

Как вы понимаете эти слова?

О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький?

        19 век для русской литературы по праву называется золотым. Он подарил нам множество талантливых писателей, которые открыли всему миру русскую классическую литературу и становится законодательницей моды. На смену романтизму начала 19 века приходит эпоха реализма. Основоположником реализма считается А.С. Пушкин, точнее его более поздние работы, которые положили начало этой эпохи.

         В 40-е годы возникает «натуральная школа» - которая стала началом развития направления реализма в русской литературе. Новое направление освещает темы, которые широко не освещались до этого. Объектом исследования для «натурщиков» стали жизнь низших сословий, их быт и нравы, проблемы и события.

      Литература знает немало примеров споров между поэтами, которые развивались на почве актуальных проблем: заданий словесного творчества, его роли в развитии общества, художественных особенностей. Этот список далеко не полный. Уже в первой половине ХIX века разгорелась полемика между приверженцами гоголевского и пушкинского направлений. Одни (наследники Гоголя) считали приоритетной идею служения народу. « Отнимать  у искусства право служить общественным интересам - значит не возвышать, а унижать его» (Белинский).

Наследники Пушкина требовали независимости от власти, от народа. Отсюда – направления «Искусство для искусства», «Чистое искусство» ( Тютчев, Фет, Дружинин, А.К.Толстой )

           Со второй половине 19 века реализм получает название критического. 

В своих произведениях поэты и писатели критикуют действительность, пытаются найти ответ на вопрос кто виноват и что делать. 

Историческая справка . 1850-егоды.

    Особое место в политике России этого периода занимал восточный вопрос.

 В 1853 г. Началась война между Россией и Турцией

Феодально –крепостническая , технически отсталая, с армией, сформированной на основе рекрутчины из поголовно неграмотного населения, Россия оказалась не в силах противостоять врагам.

     В октябре 1854 года союзники осадили Севастополь.

Новый государь Александра II  оказался  во главе страны, уставшей от кровопролитной войны. В дни его коронации многим была дарована свобода, в том числе и декабристам.

 Произошло пробуждение общественной мысли. В философии и литературе начались напряженные искания социального идеала, остро встала проблема сплочения нации, ее духовного единства. Особенно активно проявились эти поиски в наиболее влиятельных идейных течениях в русской общественной мысли  - славянофильстве и западничестве. (любящие славян и любящие западные идеи)

                  Всех заботил вопрос, как Россия будет развиваться дальше

     Западничество - это течение русской общественной мысли, сложившееся в 1840х. Объективный смысл западничества заключался в борьбе с крепостничеством и в признании «западного», т.е. буржуазного, пути развития России.

      Западничество представляли В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарёв, Т.Н.Грановский, В.П.Боткин, П.В.Анненков, И.С.Тургенев, И.И.Панаев, В.Н.Майков и др.

      Представители западничества выступали за «европеизацию» страны — отмену крепостного права, установление личных свобод, свободы слова.

Главной трибуной западничества были журналы «Отечественные записки» и «Современник»..

    Славянофильство - это направление в общественной, литературной и философской мысли России середины 19 века. Основные идеологи славянофильства — А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С. и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин. Они призывали опираться на национальные традиции, понимали, что реформы необходимы России, но ратовали только за такие преобразования, которые не противоречили бы исконному славянскому духу.

      Несмотря на различие взглядов, эти два направления объединяет ненависть к крепостному праву и борьба за освобождение крестьян. Литература становится средством борьбы за свободы, показывает невозможность дальнейшего нравственного развития общества без социального равноправия. 

Исторические события  1860-1870-х гг.

1861 – отмена крепостного права, которая имела огромное историческое значение. Было отменено рабство, появились возможности для развития рыночных отношений в деревне. Россия стала практически на  капиталистический путь развития.

Рубеж 1860-1970-х годов - возникновение революционного народничества. Появляется  новый тип  героя русской литературы, представителя разночинской интеллигенции, носителя следующих ценностей: культа разума, культа труда,  духовной свободы личности, верящего в общественный прогресс.

Это разночинец, представитель не дворянского происхождения, интеллигент из  других слоев общества.

Нигилист-интеллигент- разночинец, резко отрицательно относящийся к буржуазно-дворянским традициям и обычаям.

Общественная борьба в России отражалась на страницах многочисленных журналов. Журнальная полемика стала яркой страницей историко-литературного процесса в России.

    Огромной популярностью пользовалась лондонская газета «Колокол»(1857-1867), которую Герцен А.И. издавал вместе с Огаревым Н.П.  Газета критиковала реакционные устремления высших чиновников, правительство и весь государственный строй царской России. Многим «Колокол» помог критически взглянуть на реформы Александра  II, расстановку общественно-политических сил в стране.  (Уроки русской литературы, Автор – Бикулова И.А., Брянск, 2003)

      В этот период создаются произведения, ставшие в последствие шедеврами мировой литературы, в них отображается жизненная правда, национальная самобытность, неудовлетворенность существующим самодержавно-крепостным строем, жизненная правда делают произведения того времени всенародными.

Русский реализм во второй половине 19 века имеет существенные отличия от западноевропейского. Многие писатели того времени обозначают в своих произведениях мотивы, подготовившие сдвиг к революционной романтике и социальному реализму, произошедшему в 20 веке.

     Наибольшей популярностью в России и за рубежом пользовались романы и повести именно периода второй половины 19 века, в которых показывалась социальная природа общества и те законы, с которым происходит его развитие. Герои в произведениях рассуждают о несовершенстве общества, о совести и справедливости.

       Одним из самых знаменитых литературных деятелей того времени является И. С. Тургенев, который создает образ нового человека, нигилиста. Слово нигилизм происходит с латинского языка, где nihil переводится как “ничто”. Отсюда следует, что нигилист – это человек, который находится в стадии полного отрицания навязанных обществом понятий, норм и традиций, кроме того он может проявлять негативное отношение к некоторым и даже всем сторонам общественной жизни. Каждая культурно-историческая эпоха подразумевала особое проявление нигилизма.

Большой вклад в воспитание революционной молодежи внес роман Чернышевского «Что делать?»

       В произведениях И. А. Гончарова показаны нравы чиновников и помещиков.

Еще одним крупнейшим деятелем, творчество которого повлияло на умы и сознание людей того времени, был Ф. М. Достоевский, внесший неоценимый вклад в развитие мировой литературы. В своих сочинениях писатель раскрывает многогранность человеческой души, поступки его героев способны поставить читателя в тупик, заставляют проявить симпатию к «униженным и оскорбленным».

Салтыков - Щедрин в своих произведениях выводит на чистую воду чиновников и казнокрадов, взяточников и лицемеров, которые обворовывают народ.

Л. Н. Толстой  в своем творчестве показал всю сложность и противоречивость человеческой натуры.

Переживание А. П. Чехова за судьбу российского общества нашли отображение в его творениях, подарив писателя, чей талант заставляет восхищаться и по сей день.

Большое влияние литература конца 19 века оказывает на все сферы культуры, в борьбу за свои идеалы вступают так же театр и музыка. Настроения общества того времени находит отображение и в живописи, внедряя в сознание людей мысль о равноправии и благе для всего обществе.

Журнал «Современник» .

Талантливый публицист Д.И.Писарев и журнал «Русское слово»

С «Современником» и «русским словом» полемизировали многие. Известные критики А.Дружинин, В.Боткин, П.Анненков считали, что художественная полноценность произведений не связана с требованиями общественной ситуации. Поэтому они были сторонниками только «чистого искусства». Критики спорили с Чернышевским, Добролюбовым и Писаревым и оценивали не идейную направленность, а художественные особенности произведений. Главными были для них степень талантливости автора и «вечные ценности» - Бог, любовь, красота, милосердие.

 Нелегко было читателям разобраться в журнальной полемике и в противоречивых оценках одного и того же произведения.

2.Особенности развития искусства во второй половине ХIХ века.

 В это время именно критический реализм дал блестящие творческие результаты. Реалистические традиции культуры утвердили понятие «золотой век» в русском искусстве и литературе. Галерея художественных образов в творчестве Достоевского и Толстого , Некрасова и Тургенева, в музыке Чайковского м Мусоргского, в полотнах Репина и Перова, Крамского и Сурикова, в Малом театре времен Щепкина и Островского явилось своего рода зеркалом, отразившим своего рода зеркалом, отразившим российскую действительность.

      Литература, живопись, музыка, театр «золотого века»  целенаправленно утверждали эстетику общественной жизни, порождавшую мир «униженных и оскорбленных» и мир «лишних людей», «типические образы в типических обстоятельствах».

      Но русское искусство не только отражало окружающий мир , но преображало его. Русское искусство было тесно связано с духовными исканиями в общественной жизни.

   Таким образом, Золотым веком русской литературы по праву называют 19-тый век. Отечественная литература стремительно прошла серьезный путь , она, озаренная гением А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, блеском таланта целого созвездия крупнейших писателей, выдвинулась в число величайших литератур мира и оказала заметное влияние на художественную культуру всего человечества. Она стала средоточием духовной жизни общества, его совестью, всегда выделялась накалом философских исканий.

Грандиозную панораму жизни России второй половины 19-го века создали выдающиеся произведения: «Обломов» И.А.Гончарова, «Гроза» и «Бесприданница» А.Н.Островского, романы И.С.Тургенева,»Что делать?» Н.Г.Чернышевского, «Былое и думы»,А.Н.Герцена, «История одного города» Салтыкова-Щедрина М.Е., «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова,»Война и мир» Л.Н.толстого, рассказы А.П.Чехова, лирика Тютчева Ф.И., Толстого А.К., Фета А.А.

      Широкое распространение получили широкие разновидности жанра: социальный, политический, исторический, философский, психологический, любовный, семейно-бытовой, приключенческий, фантастический. Роман широко охватывал социальные условия бытия человека, глубоко проникал во внутренний мир персонажа. Именно романы приобрели огромный резонанс не только в России, но и за рубежом. Произведения Толстого Л.Н., Достоевского Ф.М., Тургенева И.С. почти сразу же переводились на иностранные языки и пользовались большим успехом.

      Русская литература второй половины ХIХ века совершила восхождение на высочайший идейно-художественный уровень и достигла такого положения, которое можно определить как вершину мирового искусства

Домашнее задание: Читать произведения А.Н.Островского  «Гроза».

Индивидуальные  задание: сообщения по биографии А.Н .Островского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационные тестовые задания по химии для студентов заочников; Контрольные задания и методические указания по их выполнению для студентов заочников 3 курса

Экзаменационные тестовые задания по химии для студентов заочниковКонтрольные задания и методические указания по их выполнению для студентов заочников 3 курса...

Тестовые задания 1 семестра по биологии для студентов 1 курса ; Тестовые задания 5 семестра по пищевой химии для студентов 3 курса по специальностям: 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов

Тестовые задания 1 семестра по биологии для студентов 1 курсаТестовые задания 5 семестра по пищевой химии для студентов 3 курса по специальностям: 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов...

Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ (задание №8 «Проверяемые безударные, чередующиеся и непроверяемые гласные в корне слова»).

Данный материал содержит 12  тренировочных тестовых заданий по теме " Безударные проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные". Тесты составлены в   формате ЕГЭ по русскому языку....

Дифференцированный зачет ПМ2. Задания в тестовой форме (58 заданий) ПМ 02. МДК 02.01 Особенности оказания сестринской помощи детям.

Разработаны на основе Федерального государственногообразовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060501 Сестринское дело.Составлены  в соответствии с рабочей ...

Дифференцированный зачет. Задания в тесовой форме (60 заданий) ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий МДК 01.01.Здоровый человек и его окружение.

Разработаны на основе Федерального государственногообразовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  060501 Сестринское дело.Составлены  в соответствии с ра...

Дифференцированный зачет. Задания в тестовой форме (40 заданий) ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий МДК 01.02.Основы профилактики.

Разработаны на основе Федерального государственногообразовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060501 Сестринское дело.Составлены  в соответствии с рабочей ...

Дифференцированный зачет. Задания в тесовой форме (60 заданий) ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий МДК 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению.

Разработаны на основе Федерального государственногообразовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  060501 Сестринское дело.Составлены  в соответствии с ра...