Место философии в духовной культуре
методическая разработка

Формирование становления и развития мировоззрения учащегося посредством освоения и личностного переосмысления философии и культуры различных эпох. Овладение навыком  анализа философских категорий.

Традиционные и инновационные методы в преподавании социально-экономических дисциплин

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ « Колледж Петербургской моды»

Конспект урока по ФГОС второго поколения.

Основы философии.

Технологическая карта урока.

Данные об учителе: Скоробогатова Ольга Витальевна, преподаватель «Колледжа Петербургской моды» г.Санкт-Петербург

Предмет: Основы философии  3 курс

Тема урока: Место философии в духовной культуре
Тип урока:  Новых знаний с элементами интерактивного обучения

Учебно-дидактическое обеспечение:  ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Используемые программные средства: Power Point

Презентация – «Понимание культуры в различные эпохи».

 Раздаточный материал – словарь терминов, вопросы, творческое задание.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся группы, для которых проектируется урок: предметные результаты – глубокий  и искренний интерес учащихся к изучению художественной культуры, как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне, способность к освоению и личностному переосмыслению философии различных эпох,  к анализу и умению решения проблемных вопросов.

Используемые компетентности:

Ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, личностного совершенствования;

информационная компетентность:

- обработка и структурирование информации;

- оформление готовой информации;

коммуникативная компетентность - выступление перед одноклассниками,

- самооценка степени значимости и ценности изложенной информации,

 проблемная компетентность – нахождение ответа на поставленную проблему.

 - ориентация в мире духовных ценностей. 

Цель урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

(Ведущий методический вектор – «наблюдение – анализ – обобщение»)

Формирование становления и развития мировоззрения учащегося посредством освоения и личностного переосмысления философии и культуры различных эпох. Овладение навыком  анализа философских категорий.

Понимание и обоснованное выполнение поставленной задачи, сравнительный  анализ элементов и форм культуры, вывод.

Регулятивные

Целеполагание, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Планирование, контроль и оценка действий

Познавательные

Знакомство обучающихся с особенностями  культур различных государств,  основными элементами культуры, получение навыка анализа и сравнения понятий цивилизация и культура.

Умение структурировать знания,  выбор наиболее эффективных способов решения задач,  решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, обоснование.

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с педагогом, сокурсниками  в группе.

Сотрудничество в поиске и выборе информации, умение работать в группах.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

Самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Структура урока

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы

и  приёмы

обучения

Форма обучения

Средства

обучения

Деятельность

педагога

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия УУД

Мотивационно-целевой этап

Мотивация к деятельности

2 мин.

 Включение учащихся в деятельность

Информационно-рецептивный

Фронтальная

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Включение  в  деловой  ритм.

Настраиваются на деловой ритм

Личностные: самоопределение

Актуализация знаний

Целеполагание

3 мин

Изучение нового материала

-работа в командах и мини доклады обущающихся

25 мин.

Познакомить учащихся с целью и задачами урока

Ввести в тему урока,

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Повторение 

изученного материала, необходимого для  «открытия нового знания»

Знакомство с пониманием культуры в различные исторические эпохи, с формами и элементами культуры ,выявления соотношения понятий цивилизация и культура

Информацион

но-рецептивный

Репродуктивно -информационный

Фронтальна

Фронтальная

Фрагмент электронной презентции

(Представлена таблица с пониманием культуры и цивилизации в разные эпохи).  

Провоцирует учащихся,  на осознание цели урока, задавая  наводящие вопросы.

Организует работу по воспроизведению в памяти системы опорных  знаний и умений для осознанного  восприятия новых знаний.

Дает определения по новой теме (раздаточный материал)

Организует работу учащихся, выводит на экран соответствующие слайды.

После доклада каждой команды дополняет информацию и диктует другим для записи в тетради .

Записывают в тетрадь заголовок темы и словарь терминов.

Отвечают на вопросы по командам,получив задания:

1Команда

-.Дайте определение понятия «Культура»

-Составьте схему особенностей культуры  в разные эпохи

2 Команда

Элементы и формы культуры-изучить и записать в тетрадь основные положения,составить схемы элементы культуры,формы культуры.

3 Команда

Понятие цивилизация и культура,соотношение понятий цивилизация и культура,типы цивилизаций.-изучить,записать в тетрадь,составить схему типы цивилизаций.

.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,  прогнозировать  деятельность на уроке

Познавательные: знакомятся с новыми терминами и определениями.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы учащихся  

высказывают свое мнение).

Первичное закрепление материала

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

10 мин.

Самооценка

 учащимися результатов своей учебной деятельности, подготовка к выполнению проблемной задачи в задании по карточкам.

Репродуктивный -  самоконтроль

Фронтальная.

Интерактивная доска

(задания в программе AktivInspire)рабочая тетрадь

Организует работу учащихся у интерактивной доски – «определи категорию и её определение в разные эпохи » и «Проверь себя»

Проверяют правильность ответов учащихся.

В тетради записывают определение категорий

После проявления на доске ответов – сверяют правильность ответов.

Личностные: осознание своих     возможностей, умение провести самооценку. Регулятивные:

умение регулировать свои действия в программе Aktivinspire, взаимодейст

вовать с учителем. Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение работать в программе AktivInspire.

Коммуникативные: Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем.

Рефлексия деятельности

3 мин

 Умение построить алгоритм действия (сотрудничать на уроке с педагогом, однокурсниками, в группе и коллективе).

Умение дать оценку результатов своей деятельности  и всей группы.

Репродуктивный - контроль

Фронтальная

.

Результаты работы по карточкам, тетрадь

Совместно подводит итоги практической деятельности

Анализируют свою деятельность на уроке, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные: осознание своих     возможностей. Умение анализировать    свою деятельность на уроке, осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносить цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Заключительный этап

Информация о домашнем задании

2 мин.

Обеспечение учащимися понимания цели, содержания и способов выпол

нения д/з

Информационно-рецептивный

Фронтальная

Результаты в тетради

Сообщает цели, содержания и способы выполнения домашнего задания:

Выявить ещё раз самим сходство и разницу культуры и цивилизации ,составив таблицу.

 Словарь терминов.

Фиксируют домашнее задание

Личностные: самоопределение



Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Традиционные и инновационные методы в преподавании социально-экономических дисциплин.

Преподаватель  ГБПОУ «Колледжа Петербургской моды»

Скоробогатовой Ольги Витальевны

Метод деятельности – это способ её осуществления, который ведёт к достижению поставленной цели.

Методы обучения – это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой – учения.

Методы преподавания – это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приёмов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определённого типа педагогических (дидактических) задач.

Методы учения – это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определённого типа учебных задач.

Основные методы обучения имеют различные формы их воплощения и средства реализации. Названные методы являются общими для обучения любому предмету, но в каждом из них они приобретают специфическую форму.

Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учётом его динамики, зрелости, организованности.

Методы обучения и характер деятельности педагога и учащихся

(по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину)

Метод обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Информационно-рецептивный метод

Предъявление информации (учителем или заменяющим его средством). Организация действий ученика с объектом изучения.

Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание (преимущественно произвольное).

Репродуктивный метод

Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением.

Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (учителем, книгой, техническими средствами). Произвольно и непроизвольное запоминанием (в зависимости от характера задания).

Метод

проблемного изложения

Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения.

Восприятие знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения. Запоминание (в значительной степени непроизвольное).

Эвристический метод

Постановка проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся (корректировка и создание проблемных ситуаций).

Восприятие задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. Воспроизведение хода решения и его самостоятельна мотивировка.

Исследовательский метод

Составление и предъявление исследовательских задач для поиска решений. Контроль за ходом решения

Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка их результатов.

Теоретические аспекты инновационных процессов

Понятие об инновациях в образовании, их классификация

Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“.

Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью. Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия:

- определение потребности в изменениях;

- сбор информации и анализ ситуации;

- предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;

- принятие решения о внедрении (освоении);

- собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;

- институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.

Основная закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом.

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Кроме этого, педагогический коллектив ряда российских образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М. Монтессори, Р. Штайнера, и т.д.

Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении школой и т.д. В свою очередь каждый компонент этой структуры имеет своё сложное строение. Так, инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах, приёмах, средствах (то есть в технологии), в содержании образования или в его целях, условиях и пр.

Структура жизненного цикла. Особенностью инновационного процесса является его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит каждое нововведение: возникновение (старт) - быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинёрами, консерваторами, скептиками) - зрелость - освоение - диффузия (проникновение, распространение) - насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все звенья, участки, части учебно-воспитательного и управленческого процессов) - рутинизация (имеется в виду достаточно длительное использование новшества - в результате чего для многих людей оно становится обычным явлением, нормой) - кризис (имеется в виду исчерпанность возможностей применить его в новых областях) - финиш (нововведение перестаёт быть таковым или заменяется другим, более эффективным, или же поглощается более общей эффективной системой).

Специалист в области педагогической инноватики академик В.И. Загвязинский, исследовавший, в частности, жизненные циклы разных инновационных процессов, отмечает, что очень часто, получив положительные результаты от освоения новшества, педагоги необоснованно стремятся его универсализировать, распространить на все сферы педагогической практики, что нередко кончается неудачей и приводит к разочарованию, охлаждению к инновационной деятельности.

Управленческая структура предполагает взаимодействие четырёх видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль

Новые педагогические технологии какие я использую на своих уроках.

Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.

https://www.bestreferat.ru/images/paper/52/21/7902152.png

Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельно-блочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология.

Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.

Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности педагога и учеников, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.

Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”.

Анализ имеющегося опыта показывает, что условно систему использования компьютера на уроках можно разделить на три стадии (этапа).

Первый – компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока.

Второй – компьютерное сопровождение уроков. На этом этапе кроме использования педагогом компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов урока, компьютер может быть использован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала . Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний учащихся.Так как к работе с компьютером допускаются ученики, то педагог должен знать и соблюдать правила организации безопасной работы учащихся с компьютерной техникой, и рабочее место, оборудованное компьютером, должно быть соответствующим образом организовано.

Третий – этап использования современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков  с работой всех учащихся на компьютерах под руководством педагога . Высока роль применения на уроках технологии различных  справочников, энциклопедий, программ.

Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности.

Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.

Технологии, которые объединяются названием “Портфолио студента”, способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. “Портфолио ученика” – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности.

Метод интеграции, который способствует формированию межпредметных понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные, синхронные), позволяет осуществлять межпредметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации (устранения дублирования, разночтения, хронологической несогласованности). Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого учащегося, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной успешности обучения.

В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.

Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.

В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.

А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».

Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.

Список литературы:

1. Сластёнин, В.А. Педагогика/ В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000г.

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов. - М.: 1978. -

3. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.- Минск: Современное слово. - 2005

4. Тюнников, Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю.С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5. Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1.

5. Орлова, А. И. Возрождение образования или его реформа?/ А.И. Орлова// Преподавание истории в школе. - 2006 - № 1.

6. Ерофеева, Н.И. Управление проектами в образовании/Н.И. Ерофеева//Народное образование.-2002.-№ 5

7. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В.И. Загвязинский//Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень: 1990. - с. 8.

8. Каменский, А.К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой/ А. К. Каменский// Директор школы. - 2006. - № 3.

9. Руднев, Е.Н. Миссия, стратегия и практические действия/ Е.Н. Руднев// Директор школы. - 2006. - № 8.

10. Лазарев, В.С. Управление нововведениями - путь к развитию школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географо-краеведческий компонент в духовной культуре Волоколамского района

Географо-краеведческий компонент в духовной культуре Волоколамского района....

Рабочая тетрадь по обществознанию для студентов 1 курса " Основы знаний о духовной культуре человека и общества" ( 2 семестр)

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮдля студентов I курса:     «Основы знаний о духовной культуре человека и общества»(2 семестр)для специальностей:080114 Экономика и бухгалтерс...

Духовная культура.(учебник-10 класс)-учебник 10 кл.

1. Что включает в себя духовная сфера общества, ее основные элементы?...

«Овладение музыкальной культурой как частью общей духовной культуры будущего педагога ДОО в процессе исследовательской деятельности студентов»

В  статье затрагивается проблема воспитания основ музыкальной культуры будущего педагога ДОО; говорится об  особенностях  содержания музыкальной культуры ребенка и педагога; показ...

разработка урока по обществознанию по теме "Духовная культура. Человек -общество"

Представлен  материал открытого урока , интерактивный , с использованием инновационных педагогических технологий....

Лекция «Философия как рациональная отрасль духовной культуры» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Философия как рациональная отрасль духовной культуры» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»...

Открытое занятие по учебной дисциплине "Основы философии" по теме "Философия искусства и культуры" 09.06.2023

Методическое пособие Солоненко Я.А. «Философия искусства и культуры»Раздаточный материал. Закрепление изученного материалаТесты «Философия искусства и культуры»...