Тема: «Профсоставляющая учебной дисциплины «Обществознание» при подготовке квалифицированных рабочих по направлению «Продавец».
статья

        Среднее профессиональное образование специализируется на подготовке специалистов функционального (тактического) уровня, что предполагает формирование у студентов определенных профессиональных компетенций и как следствие установление требований к их профессионализму. В рамках преподавания общеобразовательных дисциплин необходимо учитывать профсоставляющую при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Формирование профессиональных компетенций на уроках обществознания вполне реальная и посильная задача для каждого педагога, как для опытного, так и для молодого.Статья показывает на каких темах по дисциплине можно формировать прфессиональные компетенции.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Автор статьи: преподаватель обществознания БУ ПО «Югорский политехнический колледж» Ханты-Мансийского автономного округа Югры Горбунова Наталья Васильевна
Тема: «Профсоставляющая учебной дисциплины «Обществознание» при подготовке квалифицированных рабочих по направлению «Продавец».

Цель педагогической деятельности: обеспечить условия, способствующие повышению профессиональной компетентности продавцов, развитию творческого потенциала, направленного на подготовку социально адаптированного, конкурентоспособного специалиста.
Задачи:
1. Адаптировать учебную дисциплину «Обществознание» к формированию основных профессиональных компетенций.
2. Использовать на занятиях дисциплины «Обществознание» дидактические единицы,  соответствующие профессиональной направленности квалифицированных рабочих «Продавец».
3. Формировать общие компетенции, согласно ФГОС в рамках учебной дисциплины.
       Среднее профессиональное образование специализируется на подготовке специалистов функционального (тактического) уровня, что предполагает формирование у студентов определенных профессиональных компетенций и как следствие установление требований к их профессионализму. В рамках преподавания общеобразовательных дисциплин необходимо учитывать профсоставляющую при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный практический характер и сформировать у студентов навыки деятельности в конкретных ситуациях.
   В качестве главного результата в “Стратегии модернизации образования”  рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи,  основным результатом  деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной информационной сферах.
      Формирование профессиональных компетенций на уроках обществознания вполне реальная и посильная задача для каждого педагога, как для опытного, так и для молодого.

Покажу на примерах отдельных тем уроков каким образом можно на занятиях дисциплины «Обществознание» подготавливать будущих продавцов к формированию профессиональных компетенций.
1.Тема: «Виды деятельности».
На уроке мы говорим о том, что каждый вид трудовой деятельности состоит из отдельных трудовых операций. Студентам предлагается выполнить следующее задание: «Напишите в тетради ваши трудовые обязанности». После того, как студенты выполняют задание, им предлагается правильный ответ, чтобы они могли сравнить свою работу с образцом и реально оценить свои знания.

2.Тема: «Трудовое право. Трудовой договор.
Студентам предлагается образец пунктов трудового договора работодателя с продавцом. Например:
3.2.1. обеспечивает бесперебойную работу товарной секции, находится в течение всего рабочего времени на своем рабочем месте и может покидать свое рабочее место только в случае замены его другим Продавцом с согласия Заведующего секцией (заместителя Заведующего секцией);
3.2.2. осуществляет предупредительное и вежливое обслуживание покупателей, создает для них необходимые условия для подбора и ознакомления заинтересовавшего их товара, контролирует отсутствие нарушения правил торговли, принимает меры по обеспечению отсутствия очередей;
3.2.3. производит полную предпродажную подготовку товаров (проверку наименования, количества, комплектности, сортности, цены, соответствия маркировки, распаковку, осмотр внешнего вида, прочее);

По данным пунктам договора составить список функциональных обязанностей продавцов.

Тема 3 «Человек в профессиональной деятельности. Трудовое право».

Говоря о правилах поведения, применяемых в каждой трудовой деятельности, студентам предлагается записать в тетради правила поведения на работе работников торговли  на основе жизненных наблюдений, предположений, небогатого жизненного опыта. После представленных  работ обучающихся, преподаватель знакомит их с правилами работы с клиентами. Можно в качестве творческой работы разработать всем вместе памятку, которая будет называться «20 правил успешных продавцов».
Следует отличать правила от условий труда. Обучающимся предлагается написать какие условия труда нужны для осуществления их успешной трудовой деятельности. Одним из обязательных условий  такой работы, на мой взгляд, это не только опора на знания и жизненный опыт, но и реальные знания, которые должны приобрести на занятиях. Для этого необходим тесный контакт преподавателей общеобразовательных дисциплин и профессиональных. Затем студентов знакомят с инструкцией по охране труда, выборочно дают индивидуальные темы по данной тематике.

4.Тема «Общение».

В теме «Общение» отводим значительную часть времени деловому общению, которое осуществляется на работе, в процессе трудовой деятельности. Студентам предлагается конкретные ситуации общения с руководителем, коллегами, покупателями, где нужно правильно и адекватно отреагировать на замечание, совет, приказ. В то же время каждый может высказать свою точку зрения на поставленную проблему, ситуацию, особенно если это сможет способствовать улучшению качества работы, ее эффективности. В творческой практической работе студентов можно поработать над такими предложениями, пригласить психолога учреждения с целью проведения занятий по формированию стрессоустойчивого поведения в рамках профессиональной деятельности.

5.Тема: « Право. Защита прав человека».

В данном разделе будущим продавцам предлагаются практические правовые задачи, при решении которых они должны опираться на знания законодательства и этики в своей профессиональной деятельности.

 Например:

Практическая задача: Покупательница приобрела в магазине крем для лица. Вечером нанесла его на кожу, а утром обнаружила, что лицо отекло и покрылось красными пятнами. Покупательница попыталась вернуть некачественный товар в магазин, но там его не взяли, мотивируя это тем, что проданный товар обмену и возврату не подлежит, о чем имелась табличка. Правы ли в этом случае продавцы? В ролевой игре покажите каким может быть диалог продавца и покупателя.

Таких задач может быть много, главное, чтобы они отражали познания студентов в правовой части их профессиональной деятельности.

6.Тема: «Мораль как регулятор социального поведения».

В этой теме рассматриваются корпоративные нормы, которые, несомненно, основаны на нормах морали и нравственности. Можно познакомиться с корпоративными нормами различных торговых предприятий, сравнить их. Если группа достаточно подготовленная, хорошим творческим заданием для них станет составление собственных корпоративных норм для импровизированной организации. В качестве примера хочу привести несколько интересных корпоративных этических правил, которые культивируются в профессиональных компаниях:

  • отказываться от сотрудничества с юридическими и физическими лицами с сомнительной репутацией
  • не демонстрировать коллегам свое плохое настроение
  • не сквернословить, не проявлять несдержанность и агрессию
  • знать в лицо и по имени отчеству руководителей и коллег.

7.Тема: «Образование».
Изучая образовательные уровни в теме: «Образование», обучающимся предлагается ознакомиться каким образом они могут повысить свой профессиональный уровень, сделать карьеру. Можно дать возможность пофантазировать в этом поле.

8.Тема: «Экономика»
В разделе «Экономика» при изучении понятия конкуренция предлагается следующий вид работы: « Укажите способы организации трудовой деятельности, которые помогли бы вашей торговой организации эффективно конкурировать в поле торговой сферы города, сельского поселения».

9. Тема: «Собственность»

 Со студентами обсуждается вопрос частного предпринимательства, возможностей, которые предоставляются государством для каждого человека в экономической деятельности. Уместно в этой теме рассмотреть  список документов, которые нужно оформлять человеку, решившемуся заняться предпринимательской деятельностью в сфере торговли.


При проведении словарной работы следует знания терминологии дисциплины отождествлять и с профессиональной сферой. Например,
изучая термин «квалификация» студентам предлагается поразмышлять существует ли квалификация у продавцов, от чего она зависит, как получить высокий разряд. Это задание подойдет и для самостоятельной работы, т.к. содержит в себе материальную мотивацию, что немало важно для современных студентов.
Обозначая перед студентами термин «инициатива» преподаватель может попросить студентов рассказать о проявлении инициативы в их профессиональной деятельности.
С понятием «эстетика» так же вполне возможно связать деятельность продавца. Как и где действуют законы красоты в торговле – вполне приемлемая тема на занятиях. Понятия «гармония», «композиция», «систематизация» с отчетливостью просматриваются в работе продавцов любого профиля.

Одной из самых эффективных форм проведения занятий является работа студентов с профессиональной документацией, в частности с Законом РФ «О защите прав потребителя». На это нацелены практические работы, которые регулярно проводятся на занятиях обществознания. Например, практическая работа по теме: « Решение ситуаций, требующих применения Закона РФ «О защите прав потребителей». Дидактическая задача этого занятия состоит
в том, чтобы привить студентам умения и навыки по использованию Закона РФ «О защите прав потребителей», при решении ситуаций, возникающих между сторонами при выполнении условий обслуживания.
Задачи воспитания и развития следующие: на конкретных примерах из практики показать студентам как нужно разрешать ситуации, возникающие при продаже товаров и обслуживании покупателей; воспитать у студентов чувство ответственности за соблюдение законодательных актов по защите прав потребителей. Можно предложить обучающимся правовые задачи.
Один из примеров правовой задачи:
«Покупатель приобрел жене плащ, дома она померила его, он  оказался мал.
Может ли он его поменять в магазине»?
Ответ: « В соответствии со статьей 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный в торговом предприятии, где он был приобретен, если товар не подошел по форме, габариту, фасону, расцветке или по иным причинам не может быть использован по назначению.
Потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня покупки».
Всем обучающимся преподаватель обязательно раздает в начале занятия руководство по выполнению практической работы.

В целом, роль преподавателя на уроках состоит не только в трансляции определенных знаний и формировании профессиональных компетенции, но и развитии личностных качеств, которые позволят ставить студентам перед собой задачи профессионального роста и успешной карьеры.

Понятие «достойная жизнь», « качество жизни» подразумевает представление каждому трудоспособному гражданину реальной возможности за счет напряженного, квалифицированного и инициативного труда обеспечить достойный в меру сложившихся социальных стандартов уровень жизни. Это достигается за счет обеспечения равных прав доступа граждан к орудиям и средства труда, природным ресурсам, к образованию и рынку труда, к иному общественному достоянию, за счет чего совместными усилиями формируется высокопродуктивная среда обитания и жизнедеятельности. К этому преподаватель должен подвести каждого обучающегося.

Это далеко не весь перечень заданий, которые можно использовать в преподавании общеобразовательных дисциплин, способных влиять на формирование общих и профессиональных компетенций. Многие задания составлены с учетом творческой составляющей учебного процесса. Эта работа требует неординарного мышления, жизненной наблюдательности и практицизма со стороны студентов. Если будущие продавцы затрудняются выполнять творческие задания, иду от простого к сложному, применяя текстовые задания, схемы, таблицы, разъясняющие смысл понятий, тем.

  В любом случае в сфере торговли хочется видеть доброжелательных, квалифицированных работников, способных решать как государственные задачи, так и ежедневные производственные проблемы. Это под силу только тем, кто научился творчески мыслить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ по программе подготовки квалифицированных рабочих 19727 Штукатур на базе основного общего образования – 4,5 недели (162 часов) группа СПА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ по программе подготовки квалифицированных рабочих19727 Штукатур на базе основного общего образования – 4,5 недели (162 часов)группа СПА...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Программа дисциплины «Экономика организации» предусматривает изучение комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, органи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии естественно-научного профиля

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения «Биологии» в ГАПОУ СО «Калининский техникум агробизнеса» реализующем образовательную прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии естественнонаучного профиля 43.01.09. «Повар, кондитер»

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 43.01.09 Повар, кондитер (на базе ...