УРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
учебно-методический материал

Афанасьева Ольга Павловна

В теоретической статье рассмотрен подход к организации управленческой деятельности, её структуре, функциям, освещены вопросы самоменеджмента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_upravlencheskaya_deyatelnost.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

УРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

АФАНАСЬЕВА ОЛЬГА ПАВЛОВНА

Кандидат психологических наук, педагог-психолог СПб ГБУЗ «Восстановительный центр детской ортопедии и травматологии «Огонёк», г. Санкт-Петербург, Россия, af.olga@bk.ru

Аннотация. В теоретической статье рассмотрен подход к организации управленческой деятельности, её структуре, функциям, освещены вопросы самоменеджмента.

Ключевые слова: управление, управленческая деятельность, самоменеджмент, организационная культура.

Управление – это элемент, распространенный в природе и обществе.

В философии управление рассматривается как осмысление сущности управления персоналом,  организованная  система для реализации программы, цели, сохранения структуры, поддержания динамического равновесия с окружающей средой, режима деятельности, развития и как тип взаимодействия между ее элементами.

В психологии управление обозначается как процесс, цель которого заключается в изменении состояния другого объекта, как "деятельность, направленная на разработку программы управления и создание таких мотивирующих условий, которые побуждают управляемых к эффективной реализации этой программы".

С точки зрения психологии (по Р. Х. Шакурову), суть управления сводится к "ориентации" и "активизации деятельности людей", потому что необходимо регулировать процесс совместной деятельности с целью получения социально полезных результатов - продукта труда. А. В. Филиппов отметил, что управление должно пониматься как социальное явление, сущность которого отражается в контексте отношений, как трудовая деятельность, воплощенная в "технологии" управления.

Управление рассматривается как особый тип общественных отношений, и исследуются психологические особенности управленческих отношений, - с одной стороны; управление изучается как специфический вид трудовой деятельности, и изучаются психологические аспекты управленческой деятельности, - с другой стороны.

Управленческая деятельность - модель профессиональной деятельности, задача которой – важность совместной организации деятельности других людей в направлении достижения общих задач и целей. Главное место среди проблем теории и практики управления принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. В психологическом плане управленческая деятельность трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятельности.

 Синтетическая природа управленческой деятельности определяет ее принадлежность к специфическому типу деятельности и обусловливает наличие у нее ряда основных психологических особенностей. Она характеризуется опосредованной связью с конечными результатами функционирования организации. Руководитель не только не участвует, но и не должен участвовать в создании конечных результатов. Так управленческая деятельность отличается от исполнительской.

Управленческую деятельность относят к субъект-субъектному классу. Суть управленческой деятельности - организация деятельности других людей. Это свойство вообще рассматривается в теории как основное - атрибутивное для управленческой деятельности.

Управленческая деятельность - сложный и многогранный процесс взаимосвязанных функций, которые связаны со структурными компонентами. Структура предполагает систематическое воздействие субъекта управления на объект, составляющий предметную область управленческой деятельности.

Субъект – лицо/группа лиц/специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект, осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение его нормального функционирования и успешное движение к цели.

Объект - социальная система, на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения намеченной цели.

Объекты управления можно разделить по нескольким основаниям: по масштабам и уровням управленческого воздействия, по видам регулируемой деятельности, по адресату управленческого воздействия.

В структуре управления разделяют людей на две основные группы: первые - разрабатывают и осуществляют управленческие решения, вторые - осуществляют производственную, политическую и иную деятельность в соответствии с принятыми решениями.

В состав структуры управления входит организационная структура управления - совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их функциональными областями, расположенными в строгой соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективного достижения целей. Она ориентирована на установление четких взаимодействий между отдельными подразделениями системы управления, распределением между ними прав, обязанностей и ответственности.

В организационной структуре управления выделяются следующие основные элементы: уровни управления, его звенья и связи горизонтальные и вертикальные.

Вертикальные связи были рассмотрены при характеристике иерархической соподчиненности.

Горизонтальные связи характеризуются расстановкой конкретных руководителей во главе отдельных подразделений.

Функции управленческой деятельности: обеспечение целеполагания и достижения цели силами и средствами, которые имеются в распоряжении управляемой системы, административная функция, информационно-аналитическая функция, планирование, мотивационно-стимулирующая функция, прогнозирование, социальная, осуществление контроля подразделений организации, обеспечение целостности системы и т.д.

Структурная динамика управленческой деятельности органично взаимосвязана с выполняемыми ею функциями. Их единство и взаимообусловленность образует сложную и многогранную систему управленческой деятельности.

Переговоры  - процесс взаимодействия  двух или более сторон в условиях их взаимозависимости для достижения интересов каждой.

Умение общаться с деловыми партнерами, понимание психологии людей и интересов какой-либо организации можно считать одним из решающих факторов в процессе ведения переговоров.

В различных сферах деятельности важную роль играют деловые беседы и переговоры. Изучением этики и психологии переговорных процессов занимаются отдельные исследователи и специальные центры, а методика ведения переговоров включается в программы подготовки специалистов различных профессий.

Участникам переговоров необходимо быть грамотными и следовать этике речевого общения. А также, важную роль играет то, какими невербальными коммуникациями сопровождается речь. Особую важность это приобретает при ведении переговоров с иностранными партнерами, которые представляют иные национальные культуры, традиции и религии. Самое главное - уметь слушать собеседника, отмечать положительные качества, помогать самоутверждению партнера по переговорам.

Суть понятия «инновация» заключается не только в создании, освоении новых или усовершенствовании существующих технологий, видов продукции или услуг, но и в принятии организационно-технических решений, способствующих успешному продвижению технологий, продукции или услуг на рынок.

Под управлением инновациями следует понимать процесс постоянного совершенствования деятельности организации с целью усиления ее конкурентных позиций, посредством создания и освоения инноваций в различных отраслях экономики. Формы и методы управления определяются особенностями осуществляемых нововведений.

Процессы создания и освоения технологий, видов продукции, услуг и т.д. являются объектами инновационной деятельности. Помимо этого, она включает в себя огромное разнообразие способов продвижения инноваций на рынок, продаже и приобретению патентов и лицензий, управлению знаниями и др.

Не менее интересным является понятие «управление персоналом», которое рассматривается как область знаний и как сфера практической деятельности, направленной на организацию работы с сотрудниками, повышение их эффективности. Это стратегически важное направление, являющееся показателем уровня развития бизнеса организации.

Основными целями данной сферы практической деятельности являются: расчет потребности организации в сотрудниках, подбор персонала, формирование коллектива и подготовка должностных инструкций, разработка программ повышения квалификации, контроль качества работы и другие. Для реализации указанных целей используются следующие методы: экономические (способы воздействия на сотрудников посредством соизмерения затрат и результатов), организационные (прямое воздействие обязательного характера), социальные (мотивация, моральное поощрение и т.д.)

Под самоменеджментом понимают самоорганизацию, умение управлять собой, руководить процессом управления, так чтобы при минимальных затратах времени обеспечить максимальную эффективность деятельности. Это последовательное и целенаправленное использование определенных методов, обеспечивающих оптимальное использование времени для достижения успеха.  

Благодаря самоменеджменту возможна трансформация ситуации неупорядоченной работы и влияющих внешних факторов в ситуацию целенаправленных, систематически планируемых и осуществляемых задач – улучшение индивидуального стиля работы, т.е. не позволять времени и работе господствовать над ситуацией, а самому контролировать ее. Л. Зайверт, европейский специалист по проблемам эффективного использования времени, обращает внимание, что в случаях, когда контролировать обстоятельства невозможно, необходимо изменить свое отношение к ним. Он сформулировал множество рекомендаций касающихся самоменеджмента, одна из которых заключается в контроле самого главного человеческого ресурса – времени, путем пошагового планирования работы.

Руководителю важно учесть законы, определяющие динамику психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения, так как управление осуществляется через взаимодействия людей.

Закон неопределенности отклика. Закон зависимости внешних воздействий от внутренних психологических структур.

Закон неадекватности взаимного восприятия. Суть в том, что ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью точности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека.

Тем не менее, любой человек может быть познан. В настоящее время рекомендуются следующие научные принципы подхода к людям как к объекту познания: принцип универсальной талантливости; принцип развития; принцип неисчерпаемости.

Оценить степень таланта сотрудника специалисту помогут психологические диагностики и тесты. 

Закон искажения информации. Любая управленческая информация имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархии управления «сверху вниз».

Закон самосохранения. Ведущим мотивом, определяющим социальное поведение человека, является сохранение его личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в системе управленческой деятельности связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.

Закон компенсации. При высоком уровне стимулов к работе или высоких требованиях среды к человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками в другой области.

Одной из ключевых психологических проблем реализации управленческой деятельности следует обозначить проблему создания эффективных систем мотивации. Трудовое поведение обусловлено как внутренними (мотивы), так и внешними (действующие стимулы) факторами, которые находятся в процессе непрерывного взаимодействия. Процесс формирования внутренней мотивационной  системы требует от руководителя определенный знаний и навыков, в т.ч. с точки зрения самоменеджмента.

Вопросы взаимодействия личность – группа и межгруппового взаимодействия в организации также являются актуальными проблемами управленческой деятельностью. При рассмотрении межгрупповых явлений выделяют два направления: дифференцирующего характера (враждебность, дискриминация, конфликтность, ингрупповой фаворитизм) и интегративного характера (групповая аффилиация, межгрупповая референтность).

Не менее важной психологической проблемой реализации управленческой деятельности является формирование стиля управления, рассматриваемый как устойчивая система средств, методов и форм взаимодействия руководителя с сотрудниками организации. Среди элементов стиля управления необходимо отметить следующие: распределение полномочий и ответственности, характер процесса принятия управленческих решений; форма контроля, отношение к инициативности и нововведениям, заинтересованность в  профессиональном росте.

Также следует отметить проблему формирования организационной культуры, как не менее значимую для реализации эффективной управленческой деятельности. Под организационной культурой следует понимать особую, характерную для данной организации систему связей, действий, взаимодействий и отношений, реализуемую в рамках управленческой деятельности, способа постановки и ведения дела. На ее формирование влияет: история предприятия, кадровая политика, знаково-символическая система (язык, стиль одежды, знаки отличия); стиль управления предприятием.

Регулятивными психическими процессами называют процессы, которые направлены непосредственно на организацию деятельности и поведения и имеют характерные для данных процессов следующие специфические особенности: целеобразование (как процесс формирования идеального представления результата), прогнозирование (способность к предвосхищению), планирование (пространственно-временное упорядочивание деятельности), самоконтроль (управление собственной деятельностью), коррекция (внесение поправок после процесса сличения «цель — результат»).

Коррекция принимает вид новой деятельности по исправлению допущенных ошибок, при этом осуществляемая деятельность в результате коррекции принимает замкнутый кольцеобразный характер. На ее основе осуществляется самообучение, повышение профессионального опыта и общего уровня компетентности. С психологической точки зрения в качестве механизма самообучения выступает не только коррекция, но и связанная с ней система явлений, то есть восприятие результата, трактовка информации, полученной посредством обратной связи, сличение ее с образом предполагаемого результата и прочее.

Таким образом, следует сделать вывод, что регулятивные процессы имеют большое значение для осуществления управленческой деятельности, являясь основой ее реализации. Образуя в своей совокупности замкнутый цикл регуляции деятельности, эти процессы определяют собой психологическое строение деятельности руководителя, ее психологическую архитектонику.


Рассмотрев некоторые аспекты управленческой деятельности, следует сделать вывод, что она представляет собой комплекс неотрывно взаимосвязанных процессов, от правильного протекания которых зависит ее эффективность.

Наиболее значимыми являются элементы, включенные в любую деятельность, такие как: принятие управленческих решений и мотивация. Мотивация – решающий фактор результативности деятельности людей, поэтому проблему создания эффективных систем мотивации можно обозначить как одну из ключевых психологических проблем реализации управленческой деятельности. Принятия решения – одна из основных функций руководителя, а в основе для оптимального осуществления данной функции необходимо наличие адекватной точной информации, которая также представляет собой не меньшую важность и передается посредством грамотно организованных коммуникаций.

В настоящее время ни одно предприятие не может функционировать без правильно организованной управленческой политики, и именно ее обеспечение является основной функцией руководителя. Эффективность управленческой деятельности является залогом успеха в настоящем и будущем.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кирий И. Н. Руководители и владельцы бизнеса решают проблемы управления персоналом- М.:Вершина, 2007.
  2. Колпастикова Г.В. Методы мотивации и стимулирования труда./Г.В. Колпастикова, В сб.: Управление экономической и социальной сферой: вопросы теории и практики. —М.: Изд-во «Перспектива», 2007.
  3. Краткий словарь-справочник по психологии[Электронный ресурс].— М.: Изд-во РУДН, 2004
  4. Ревская Н.Е. Психология менеджмента/ Н.Е. Ревская. —СПб.: Альфа, 2001. — 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование альтиста. Проблемы преемственности, психологические аспекты.

Интерес к альту, ещё сравнительно недавно занимавшему скромное место среди инструментов скрипичного семейства, всё больше растёт. Для альта пишутся концерты, сонаты, многочисленные пьесы в разны...

Психологические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях реабилитационно-образовательного пространства НТТИ.

В данной статье рассмотрены способы формирования общих компетенций, особенности и специфика психологических тренинговых занятий позволяющих сформировать в студентах конкурентно-способного профессионал...

"Психологические аспекты конфликтных ситуаций в системе «Руководитель - подчиненный"

Исследование в Государственном образовательном учреждении среднего профессионально образования «Санкт – Петербургский колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии» среди руководителей ...

Психологические аспекты компьютеризации образования

Внедрение информационно-компьютерных технологий позволило решить ряд важных психолого-педагогических задач, связанных с повышением качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждения...

Психологические аспекты личности

Психологические аспекты  личности. Темперамент. Характер....

Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности.

Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности....

Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Психологические аспекты делового общения". Тестовые задания.

Презентация к уроку по дисциплине "Сервисная деятельность" на тему "Психологические аспекты делового общения". Тестовые задания....