Рабочая программа по дисциплине психология общения
рабочая программа

Ельцова Ольга Игоревна

Рабочая программа по дисциплине "Психология общения" предназначена для студентов среднего профессионального образования. Содержит большое колличество практических занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Жуковский техникум»

                                                                                                «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                          Зам. директора по УМР

                                                                                                   Е.В.Забелина

                                                                                            ____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.03 Психология общения

Специальность: 09.02.07  «Информационные системы и программирование»

Квалификация : разработчик веб и мультимедийных приложений

Срок обучение: 3 год 10 месяцев

Жуковский,

2020

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 22.06.2010 №679) для специальностей среднего профессионального образования (далее СПО)

09.02.07 Информационные системы и программирование

Разработчик:

Ельцова Ольга Игоревна, преподаватель

Рекомендована методической комиссией

Протокол № __________от «_____»_______________2020 г.

Председатель методической комиссии_____________________

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»        4

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ        9

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯДИСЦИПЛИНЫ        10

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛГИЯ ОБЩЕНИЯ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «ОГСЭ.05 Психология общения» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ

Дисциплина «ОГСЭ.05 Психология общения» изучается как предмет общего гуманитарного и социально-экономического цикла программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена – по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.

Изучение данного учебного курса является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессиональной подготовки, а также для прохождения учебной и производственной практик, подготовки студентов к государственной итоговой аттестации.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

уметь: 

– распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

– составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью);

– определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска;

– определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования;

– организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности;

– описывать значимость своей профессии (специальности);

знать:

– актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

– алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности;

– номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации;

– содержание актуальной нормативно-правовой документации; современную научную и профессиональную терминологию; возможные траектории профессионального развития и самообразования;

– психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности;

  • сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности).

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:

ОК1 выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ;

ОК2 осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК3 планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК4 работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК6 проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей (ОК 06).

  • В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
  • применять техники и приемы эффективного  и конструктивного общения в профессиональной деятельности;
  •  использовать приемы саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях;
  • проводить деловые переговоры;
  • составлять резюме и объявление о текущей вакансии;
  • эффективно разрешать спорные и конфликтные ситуации и определять стратегии поведения.
  • определять роль свою и собеседника в процессе общения.
  • В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
  • взаимосвязь общения и деятельности;
  • цели, функции, виды и уровни общения;
  • роли и ролевые ожидания в общении;
  • виды социальных взаимодействий;
  •  механизмы взаимопонимания в общении;
  • техники и приемы общения, ведения беседы, переговоров
  •  источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
  • фазы и причины  развития стресса и способы борьбы с ним.

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальная нагрузка –52 часов:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 47 часа;
  • в том числе практические занятия 29 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося 5часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

52

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

47

в том числе:

теоретическое обучение

18

лабораторные работы

практические занятия

29

контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

5

в том числе:

Творческие задания

5

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОГСЭ.03 Психология общения

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия,

 самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Психологические аспекты общения

37

Тема 1.1.

Общение – основа человеческого бытия.

Содержание учебного материала

6

1

1

Основные принципы и понятия дисциплины

2

Понятие структуры, виды и содержание процесса общения

3

Интерактивная и перцептивная стороны общения

Практические занятия:

  1.  Применение этических правил и норм в профессиональной деятельности
  2. Понимание иносказательных высказываний в психологии общения «Сказка про пушистиков»
  3. Восприятие друг друга в процессе общения
  4. Основы делового общения
  5. Психологический тренинг направленный на развитие невербального общения «Пойми меня»
  6. Определение своей роли в интерактивной стороне общения
  7. Коммуникация в процессе общения

13

Самостоятельная работа обучающихся

Основные принципы бизнеса:

Роль этикета в моей будущей профессии

Механизмы межличностного восприятия

Умение слушать

2

Тема 1.2.

Деловое общение и его формы

Содержание учебного материала

6

1

Деловая беседа как основная форма делового общения

 

2

Психологические аспекты переговорного процесса

3

Психология и этика трудоустройства

Практические занятия:

  1. Применение различных переговорных стратегий в деловом общении
  2. Составление резюме, объявления об  имеющейся вакансии
  3. Ролевая игра «Процесс трудоустройства»
  4. Психологический тренинг направленный на развитие вербального общения «Эффективность общения»;

8

Самостоятельная работа обучающихся

Деловое совещание

Публичное выступление

Невербальные особенности и правила трактовки невербальных сигналов;

2

Раздел 2 Психология стрессовых и конфликтных ситуаций

13

Тема 2.1.

Содержание учебного материала

4

          2

1

Понятие причины и источники стресса и способы его  профилактики

2

Конфликты в деловом общении

Практические занятия:

  1. Аутогенная тренировка (активная, пассивная), сеанс релаксации
  2. Применеие рефрейминга, как основы позитивного взгляда на жизнь и выхода из стрессовых ситуаций
  3. Стратегии поведения в конфликте
  4. Решение конфликтных ситуаций

8

Самостоятельная работа обучающихся

 Правила для участников спора;

 Основные заблуждения в споре;

Психологические методы профилактики стресса и формирования стрессоустойчивого поведения;

1

 Дифференцированный зачет

2

Всего

47

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся (25 мест);

- рабочее место преподавателя (1 место);

- комплект учебно-наглядных пособий;

- учебные материалы (модули) для обучающихся: схемы, таблицы, презентации

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Жарова М.Н. Психология общения –М.: ОИЦ «Академия», 2017.

Дополнительные источники:

1.Бороздина Г.В. Психология делового общения.. – М., 2016. -295с.

2.Васильев Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической

практике. — СПб.: Речь, 2016. — 283 с.

3.Вересов Н.Н. Психология управления: Учебное пособие – М.:  Воронеж  НПО «МОДЭК», 2016. – 300

4.  Кибанов А.Я. Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2015. – 368с.

5. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриенко.- М., 2016. – 415с.

6.Пашкова А.В. Практикум по психологии общения: Упражнения и задачи. – М., 2016. 120 с.

7. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В Психология общения: в 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016. – ч.2– 192с.

8. Рева В.Е.  Деловое общение, Пенза, ПГУ, 2017.- 240с.

 

Интернет-источники:

  1. Деловая психология библиотека  учебной и научной литературы - [Электронныйресурс]:http://sbiblio.com/biblio/archive/morosov_delovaja/04.aspx
  2. Деловая психология Морозов А.В. учебник - [Электронный ресурс]:  http://bookap.info/psymoney/morozov_delovaya_psihologiya/gl22.shtm
  3. Психология и этика делового общения Лавриенко В. Учебник - [Электронный ресурс]: http://www.syntone.ru/library/books/content/2367.html
  4. Библиотека прикладной психологии - [Электронныйресурс]: http://www.mirpozitiva.ru/lib/obshenie.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем  в процессе проведения теоретических занятий

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать:

-взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, ведения беседы, переговоров

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

-фазы и причины  развития стресса и способы борьбы с ним.

Оценка точности определения понятий, полноты устных ответов;

Оценка тестовых заданий;

Оценка внеаудиторной самостоятельной работы (по выбору: сообщение, доклад, реферат, презентация)

    

уметь:

- применять техники и приемы эффективного  и конструктивного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях;

 -проводить деловые переговоры;

- составлять резюме и объявление о текущей вакансии;

- эффективно разрешать спорные и конфликтные ситуации и определять стратегии поведения.

- определять роль свою и собеседника в процессе общения.

Оценка результатов выполнения практических занятий

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Деловое общение"

Вариативная часть рабочей программы по дисциплине "Деловое общение" для 2 курса специальности "Прикладная информатика" (СПО)...

Диверсификационная программа по дисциплине: "Психология общения".

В данном файле представленна Программа по курсу «Психология общения» (для воспитанников детского дома)....

Рабочая программа по дисциплине "Психология общения"

Когда я начала преподавать психологию общения у меня возникли трудности с написанием программы, поэтому я думаю данный материал будет актуален....

Учебная программа по дисциплине "Психология общения"

Учебная программа для дисциплины ОГСЭ "Психология общения" по специальностям СПО технического профиля (углубленная подготовка)...

Программа учебной дисциплины "Психология общения" для профессий 18511 "Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования"

Программа «Психология общения» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии  18511 «Слесарь по ремонту и обслуживанию сельскохозяй...

Рабочая программа по дисциплине "Психология общения"

Рабочая программа по дисциплине "Психология общени" была разработана для студентов медицинского колледжа специальности 31.02.01 "Лечебное дело"...

Рабочая программа по дисциплине Психология общения

Рабочая программа по дисциплине Психология общения...