Рабочая программа по дисциплине Психология общения
рабочая программа
Рабочая программа по дисциплине Психология общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 120.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю
И.о. ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
_________________Л.А.Иванова
_________________
_________________
_________________
_________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
по специальности 33.02.01 Фармация
Уровень подготовки – базовый
Квалификация - фармацевт
г.Рославль
2022г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.13 Психология общения разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация (33.00.00 Фармация – укрупненная группа) и примерной рабочей программой (Приложение ПООП 2021г).
Организация-разработчик: ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
Разработчик:_________________________________________________________________
Рецензенты:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Рассмотрено на заседании ЦМК ОГСЭ | Рекомендована к утверждению методическим советом |
Протокол №___ от «___»_________2022г Председатель ЦМК ОГСЭ______________ ______________ (Фамилия И.О.) | Протокол №___ от «___»_________2022г Председатель методического совета_______ ______________ (Фамилия И.О.) |
Протокол №___ от «___»_________2023г Председатель ЦМК ОГСЭ______________ ______________ (Фамилия И.О.) | Протокол №___ от «___»_________2023г Председатель методического совета_______ ______________ (Фамилия И.О.) |
Протокол №___ от «___»_________2024г Председатель ЦМК ОГСЭ______________ ______________ (Фамилия И.О.) | Протокол №___ от «___»_________2024г Председатель методического совета_______ ______________ (Фамилия И.О.) |
Протокол №___ от «___»_________2025г Председатель ЦМК ОГСЭ______________ ______________ (Фамилия И.О.) | Протокол №___ от «___»_________2025г Председатель методического совета_______ ______________ (Фамилия И.О.) |
Протокол №___ от «___»_________2026г Председатель ЦМК ОГСЭ______________ ______________ (Фамилия И.О.) | Протокол №___ от «___»_________2026г Председатель методического совета_______ ______________ (Фамилия И.О.) |
№ п/п | Прилагаемый к Рабочей программе документ, содержащий текст обновлений | Решение ЦМК | Подпись председателя ЦМК | Фамилия И.О. председателя ЦМК | |
дата | Протокол № | ||||
Приложение №1 | |||||
Приложение №2 | |||||
Приложение №3 | |||||
Приложение №4 | |||||
Приложение №5 |
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 5 |
| 9 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Психология общения» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 33.02.01 Фармация.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5, ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | - использовать полученные знания в процессе осуществления своей профессиональной деятельности; - использовать вербальные и невербальные средства общения в деятельности; - общаться с коллегами и посетителями аптек в процессе профессиональной деятельности; - психологически грамотно строить свое общение; - эффективно вести переговоры в процессе реализации товара; - управлять эмоциональным состоянием в процессе взаимодействия; - найти адекватные способы поведения в ситуации конфликта; - эффективно пользоваться рекомендациями и правилами вопросов и ответов; - выявлять факторы эффективного общения | - цели, функции, виды общения; - средства общения; - психологические основы межличностного понимания; - особенности, этические нормы и принципы делового общения; - техники, приемы, правила общения и механизмы межличностного взаимодействия; - техники слушания, ведения беседы и убеждения; - правила использования вопросов и ответов в деловой коммуникации; - особенности ролевого взаимодействия; - пути формирования эмпатии в общении; - особенности межличностной аттракции; - способы управления эмоциями и чувствами; - психологические основы формирования первого впечатления |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 32 |
в т.ч. в форме практической подготовки | 12 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 18 |
практические занятия | 12 |
самостоятельная работа | 2 |
Промежуточная аттестация: зачет | - |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды Компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | |
Тема 1. Понятие и виды общения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 06 |
Характеристика общения, определение, этапы, условия эффективного общения. Структура и функции общения. | |||
Тема 2. Межличностное общение в деловой сфере | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 06 |
Особенности межличностного общения в деловой сфере. Трудности и дефекты межличностного общения: дефицитное, дефектное, деструктивное общение. Барьеры межличностного общения. | |||
Тема 3. Межличностная коммуникация | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 02, ОК 04 – ОК 06, ПК 1.3 – ПК 1.5 |
Особенности общения как обмена информацией. Вербальные и невербальные средства общения. Каналы невербальной коммуникации в эффективном общении. Типы коммуникаций. | 2 | ||
В том числе практических занятий | 4 | ||
Практическое занятие №1. Технологии доверительного и понимающего общения | 4 | ||
Тема 4. Техники слушания. Вопросы и ответы в межличностном общении | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 04 – ОК 06, ПК 1.3, ПК 1.5 |
Значение и особенности умения слушать в общении. Трудности слушания. Техники слушания. Виды и правила использования вопросов в общении. | |||
Тема 5. Межличностное взаимодействие | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 02, ОК 04 – ОК 06, ПК 1.3 – ПК 1.5 |
Структура и механизмы межличностного взаимодействия. Уровни общения. Виды взаимодействия. Убеждение и внушение в общении. Внешние и внутренние факторы аттракции. Механизмы аттракции. Приемы аттракции. Формирование доверительности в общении. | 2 | ||
В том числе практических занятий | 4 | ||
Практическое занятие №2. Сценарии и механизмы межличностного взаимодействия. | 4 | ||
Тема 6. Восприятие и понимание людьми друг друга в процессе общения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 04 – ОК 06, ПК 1.3 – ПК 1.5 |
Первое впечатление. Ошибки и феномены первого впечатления. Направленное формирование первого впечатления. Психологические основы межличностного понимания. Механизмы понимания. | |||
Тема 7. Психологические аспекты ведения беседы | Содержание учебного материала | 2
| ОК 01, ОК 02, ОК 04 – ОК 06, ПК 1.3 – ПК 1.5 |
Психология беседы, структура, правила, механизмы. Этические основы организации беседы. Правила и аспекты эффективного диалога. Эффективный психологический контакт и способы его установления. | |||
Тема 8. Правила эффективного общения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 04 – ОК 06, ПК 1.3 – ПК 1.5 |
Понятие, критерии и уровни успешного общения. Факторы успешного общения. Стиль общения как фактор успешности. Эмоции в общении как фактор успешности. Стили общения в совместной деятельности. Оптимальный стиль общения. | |||
Тема 9. Межличностные конфликты и пути их разрешения | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 02, ОК 04 – ОК 06, ПК 1.3 – ПК 1.5 |
Понятие конфликта. Функции и причины конфликта. Стратегии конфликтного реагирования. Приёмы и тактики разрешения конфликтов. | 2 | ||
В том числе практических занятий | 4 | ||
Практическое занятие № 3. Технологии управления конфликтами и их эффективное разрешение | 4 | ||
Самостоятельная работа без взаимодействия с преподавателем | 2 | ||
Всего: | 32 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащённый оборудованием:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- доска классная.
Технические средства обучения, необходимые для реализации программы:
- мультимедийная установка;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- DVD–проигрыватель.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
- Основные печатные издания
- Островская, И.В. Психология общения: Учебник / И.В. Островская – Москва: ГЭОТАР–МЕДИА, 2019. – 192 с.
- Аминов, И.И. Психология общения: Учебник/ И.И.Аминов. – Москва: КНОРУС, 2022. – 258 с.
- Рыжиков, С.Н. Психология общения. Практикум./ С.Н.Рыжыиков, Ю.М.Демидова. – Москва: КНОРУС, 2021. – 320 с.
- Основные электронные издания
- Лавриненко, В. Н. Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова; под редакцией В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 350 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9324-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/489968
- Бороздина, Г. В. Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 463 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00753-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/469702
- Коноваленко, М. Ю. Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Ю. Коноваленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 476 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11060-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/469732
- Леонов, Н. И. Психология общения: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 193 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10454-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/474640
- Якуничева, О. Н. Психология общения: учебник для спо / О. Н. Якуничева, А. П. Прокофьева. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-9503-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/195538
- Якуничева, О. Н. Медицинская психология. Курс лекций: учебное пособие для спо / О. Н. Якуничева. — 3-е изд., испр. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 176 с. — ISBN 978-5-8114-8427-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176685
3.2.3. Дополнительные источники
- Волкова, А.И. Психология общения: Учебник / А.И. Волкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 446 с.
- Столяренко, Л.Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 317 с.
- Харова, М.Н. Психология общения: Учебник / М.Н. Жарова. – Москва: Академия, 2018. – 256 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения[1] | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: - цели, функции, виды общения; - средства общения; - психологические основы межличностного понимания; - особенности, этические нормы и принципы делового общения; - техники, приемы, правила общения и механизмы межличностного взаимодействия; - техники слушания, ведения беседы и убеждения; - правила использования вопросов и ответов в деловой коммуникации; - особенности ролевого взаимодействия; - пути формирования эмпатии в общении; - особенности межличностной аттракции; - способы управления эмоциями и чувствами; - психологические основы формирования первого впечатления | - объясняет понятия и устанавливает связи между ними на конкретном примере; - классифицирует и интерпретирует понятия; - анализирует понятия и устанавливает связи между ними с иллюстрацией примера; - перечисляет и сопоставляет виды социальных взаимодействий с их иллюстрацией; - анализирует и сравнивает механизмы взаимопонимания в общении и их использование на конкретных примерах; - анализирует и иллюстрирует техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - обосновывает использование этических принципов общения; - выделяет особенности общения с детьми, не владеющими русским языком | Методы: Оценка результатов выполнения практической работы и экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы. Итоговый контроль – дифференцированный зачет/зачет, который предполагает теоретическую и практическую части. |
Умения: - использовать полученные знания в процессе осуществления своей профессиональной деятельности; - использовать вербальные и невербальные средства общения в деятельности; - общаться с коллегами и посетителями аптек в процессе профессиональной деятельности; - психологически грамотно строить свое общение; - эффективно вести переговоры в процессе реализации товара; - управлять эмоциональным состоянием в процессе взаимодействия; - найти адекватные способы поведения в ситуации конфликта; - эффективно пользоваться рекомендациями и правилами вопросов и ответов; - выявлять факторы эффективного общения | - рациональность организации решений в смоделированных стандартных и нестандартных ситуациях общения в профессиональной деятельности и выбор соответствующих техник и приемов эффективного общения; - оперативность и результативность использования невербальной информации, необходимой для эффективного общения с учетом ситуации общения, индивидуальных особенностей собеседника и его психоэмоционального состояния; - своевременность контроля и коррекции (при необходимости) своего поведения в смоделированных стандартных и нестандартных ситуациях межличностного общения; - обоснованно, четко и полно излагает ответы на вопросы | Экспертная оценка решения практической задачи в билете. |
[1] В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Деловое общение"
Вариативная часть рабочей программы по дисциплине "Деловое общение" для 2 курса специальности "Прикладная информатика" (СПО)...
Диверсификационная программа по дисциплине: "Психология общения".
В данном файле представленна Программа по курсу «Психология общения» (для воспитанников детского дома)....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/12/picture-735283-1452619565.jpg)
Рабочая программа по дисциплине "Психология общения"
Когда я начала преподавать психологию общения у меня возникли трудности с написанием программы, поэтому я думаю данный материал будет актуален....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/09/picture-140606-1352484154.jpg)
Учебная программа по дисциплине "Психология общения"
Учебная программа для дисциплины ОГСЭ "Психология общения" по специальностям СПО технического профиля (углубленная подготовка)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/05/picture-1065019-1538712105.jpg)
Программа учебной дисциплины "Психология общения" для профессий 18511 "Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования"
Программа «Психология общения» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18511 «Слесарь по ремонту и обслуживанию сельскохозяй...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/23/picture-636806-1432396500.jpg)
Рабочая программа по дисциплине психология общения
Рабочая программа по дисциплине "Психология общения" предназначена для студентов среднего профессионального образования. Содержит большое колличество практических занятий....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/01/picture-907864-1612172071.jpg)
Рабочая программа по дисциплине "Психология общения"
Рабочая программа по дисциплине "Психология общени" была разработана для студентов медицинского колледжа специальности 31.02.01 "Лечебное дело"...