Рабочая программа по дисциплине Психология общения
рабочая программа

Рабочая программа по дисциплине Психология общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_psihologiya_obshcheniya.docx120.15 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Утверждаю

И.о. ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

_________________Л.А.Иванова

_________________

_________________

_________________

_________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

по специальности 33.02.01 Фармация

Уровень подготовки – базовый

Квалификация - фармацевт

г.Рославль

2022г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.13 Психология общения разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация  (33.00.00 Фармация – укрупненная группа) и примерной рабочей программой (Приложение ПООП 2021г).

Организация-разработчик: ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

 

Разработчик:_________________________________________________________________

Рецензенты:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Рассмотрено на заседании ЦМК ОГСЭ

Рекомендована к утверждению методическим советом

Протокол №___ от «___»_________2022г

Председатель ЦМК ОГСЭ______________

                                             ______________

                                                                       (Фамилия И.О.)

Протокол №___ от «___»_________2022г

Председатель методического совета_______

                                                ______________

                                                                               (Фамилия И.О.)

Протокол №___ от «___»_________2023г

Председатель ЦМК ОГСЭ______________

                                             ______________

                                                                       (Фамилия И.О.)

Протокол №___ от «___»_________2023г

Председатель методического совета_______

                                                ______________

                                                                               (Фамилия И.О.)

Протокол №___ от «___»_________2024г

Председатель ЦМК ОГСЭ______________

                                             ______________

                                                                       (Фамилия И.О.)

Протокол №___ от «___»_________2024г

Председатель методического совета_______

                                                ______________

                                                                               (Фамилия И.О.)

Протокол №___ от «___»_________2025г

Председатель ЦМК ОГСЭ______________

                                             ______________

                                                                       (Фамилия И.О.)

Протокол №___ от «___»_________2025г

Председатель методического совета_______

                                                ______________

                                                                               (Фамилия И.О.)

Протокол №___ от «___»_________2026г

Председатель ЦМК ОГСЭ______________

                                             ______________

                                                                       (Фамилия И.О.)

Протокол №___ от «___»_________2026г

Председатель методического совета_______

                                                ______________

                                                                               (Фамилия И.О.)

№ п/п

Прилагаемый к Рабочей программе документ, содержащий текст обновлений

Решение ЦМК

Подпись председателя ЦМК

Фамилия И.О. председателя ЦМК

дата

Протокол №

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………….

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………..

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..

9

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

1.1.        Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Психология общения» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 33.02.01 Фармация.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06.

1.2.        Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ПК 1.3,

ПК 1.4,

ПК 1.5,

ОК 01,

ОК 02,

ОК 04,

ОК 05,

ОК 06

- использовать полученные знания в процессе осуществления своей профессиональной деятельности;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в деятельности;

- общаться с коллегами и посетителями аптек в процессе профессиональной деятельности;

- психологически грамотно строить свое общение;

- эффективно вести переговоры в процессе реализации товара;

- управлять эмоциональным состоянием в процессе взаимодействия;

- найти адекватные способы поведения в ситуации конфликта;

- эффективно пользоваться рекомендациями и правилами вопросов и ответов;

- выявлять факторы эффективного общения

- цели, функции, виды общения;

- средства общения;

- психологические основы межличностного понимания;

- особенности, этические нормы и принципы делового общения;

- техники, приемы, правила общения и механизмы межличностного взаимодействия;

- техники слушания, ведения беседы и убеждения;

- правила использования вопросов и ответов в деловой коммуникации;

- особенности ролевого взаимодействия;

- пути формирования эмпатии в общении;

- особенности межличностной аттракции;

- способы управления эмоциями и чувствами;

- психологические основы формирования первого впечатления

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

32

в т.ч. в форме практической подготовки

12

в том числе:

теоретическое обучение

18

практические занятия

12

самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация: зачет

-

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды

Компетенций и личностных результатов,

формированию

которых

способствует

элемент программы

1

2

3

Тема 1.

Понятие и виды общения

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02,

ОК 06

Характеристика общения, определение, этапы, условия эффективного общения. Структура и функции общения.

Тема 2.

Межличностное общение в деловой сфере

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02,

ОК 06

Особенности межличностного общения в деловой сфере. Трудности и дефекты межличностного общения: дефицитное, дефектное, деструктивное общение. Барьеры межличностного общения.

Тема 3.

Межличностная коммуникация

Содержание учебного материала

6

ОК 01, ОК 02,

ОК 04 – ОК 06,

ПК 1.3 – ПК 1.5

Особенности общения как обмена информацией. Вербальные и невербальные средства общения. Каналы невербальной коммуникации в эффективном общении. Типы коммуникаций.

2

В том числе практических занятий

4

Практическое занятие №1. Технологии доверительного и понимающего общения

4

Тема 4.

Техники слушания. Вопросы и ответы в межличностном общении

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02,

ОК 04 – ОК 06,

ПК 1.3, ПК 1.5

Значение и особенности умения слушать в общении. Трудности слушания. Техники слушания. Виды и правила использования вопросов в общении.

Тема 5.

Межличностное взаимодействие

Содержание учебного материала

6

ОК 01, ОК 02,

ОК 04 – ОК 06,

 ПК 1.3 – ПК 1.5

Структура и механизмы межличностного взаимодействия. Уровни общения. Виды взаимодействия. Убеждение и внушение в общении. Внешние и внутренние факторы аттракции. Механизмы аттракции. Приемы аттракции. Формирование доверительности в общении.

2

В том числе практических занятий

4

Практическое занятие №2. Сценарии и механизмы межличностного взаимодействия.

4

Тема 6.

Восприятие и понимание людьми друг друга в процессе общения

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02,

ОК 04 – ОК 06,

 ПК 1.3 – ПК 1.5

Первое впечатление. Ошибки и феномены первого впечатления. Направленное формирование первого впечатления. Психологические основы межличностного понимания. Механизмы понимания.

Тема 7.

Психологические

аспекты ведения

беседы

Содержание учебного материала

2

        

ОК 01, ОК 02,

ОК 04 – ОК 06,

 ПК 1.3 – ПК 1.5

Психология беседы, структура, правила, механизмы. Этические основы организации беседы. Правила и аспекты эффективного диалога. Эффективный психологический контакт и способы его установления.

Тема 8.

Правила эффективного общения

Содержание учебного материала

2

ОК 01, ОК 02,

ОК 04 – ОК 06,

ПК 1.3 – ПК 1.5

Понятие, критерии и уровни успешного общения. Факторы успешного общения. Стиль общения как фактор успешности. Эмоции в общении как фактор успешности. Стили общения в совместной деятельности. Оптимальный стиль общения.

Тема 9.

Межличностные конфликты и пути их разрешения

Содержание учебного материала

6

ОК 01, ОК 02,

ОК 04 – ОК 06,

ПК 1.3 – ПК 1.5

Понятие конфликта. Функции и причины конфликта. Стратегии конфликтного реагирования. Приёмы и тактики разрешения конфликтов.

2

В том числе практических занятий

4

Практическое занятие № 3. Технологии управления конфликтами и их эффективное разрешение

4

Самостоятельная работа без взаимодействия с преподавателем

2

Всего:

32

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащённый оборудованием:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- доска классная.

Технические средства обучения, необходимые для реализации программы:

- мультимедийная установка;

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- DVD–проигрыватель.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.

  1. Основные печатные издания
  1. Островская, И.В. Психология общения: Учебник / И.В. Островская – Москва: ГЭОТАР–МЕДИА, 2019. – 192 с.
  2. Аминов, И.И. Психология общения: Учебник/ И.И.Аминов. – Москва: КНОРУС, 2022. – 258 с.
  3. Рыжиков, С.Н. Психология общения. Практикум./ С.Н.Рыжыиков, Ю.М.Демидова. – Москва: КНОРУС, 2021. – 320 с.

  1. Основные электронные издания
  1. Лавриненко, В. Н.  Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова; под редакцией В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 350 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9324-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/489968
  2. Бороздина, Г. В.  Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 463 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00753-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/469702
  3. Коноваленко, М. Ю.  Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Ю. Коноваленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 476 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11060-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/469732
  4. Леонов, Н. И.  Психология общения: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 193 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10454-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/474640 
  5. Якуничева, О. Н. Психология общения: учебник для спо / О. Н. Якуничева, А. П. Прокофьева. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-9503-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/195538 
  6. Якуничева, О. Н. Медицинская психология. Курс лекций: учебное пособие для спо / О. Н. Якуничева. — 3-е изд., испр. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 176 с. — ISBN 978-5-8114-8427-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176685 

3.2.3. Дополнительные источники

  1. Волкова, А.И. Психология общения: Учебник / А.И. Волкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 446 с.
  2. Столяренко, Л.Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 317 с.
  3. Харова, М.Н. Психология общения: Учебник / М.Н. Жарова. – Москва: Академия, 2018. – 256 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения[1]

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:

- цели, функции, виды общения;

- средства общения;

- психологические основы межличностного понимания;

- особенности, этические нормы и принципы делового общения;

- техники, приемы, правила общения и механизмы межличностного взаимодействия;

- техники слушания, ведения беседы и убеждения;

- правила использования вопросов и ответов в деловой коммуникации;

- особенности ролевого взаимодействия;

- пути формирования эмпатии в общении;

- особенности межличностной аттракции;

- способы управления эмоциями и чувствами;

- психологические основы формирования первого впечатления

- объясняет понятия и устанавливает связи между ними на конкретном примере;

- классифицирует и интерпретирует понятия;

- анализирует понятия и устанавливает связи между ними с иллюстрацией примера;

- перечисляет и сопоставляет виды социальных взаимодействий с их иллюстрацией;

- анализирует и сравнивает механизмы взаимопонимания в общении и их использование на конкретных примерах;

- анализирует и иллюстрирует техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- обосновывает использование этических принципов общения;

- выделяет особенности общения с детьми, не владеющими русским языком

Методы: Оценка результатов выполнения практической работы и

экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы.

Итоговый контроль – дифференцированный зачет/зачет, который предполагает теоретическую и практическую части.

Умения:

- использовать полученные знания в процессе осуществления своей профессиональной деятельности;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в деятельности;

- общаться с коллегами и посетителями аптек в процессе профессиональной деятельности;

- психологически грамотно строить свое общение;

- эффективно вести переговоры в процессе реализации товара;

- управлять эмоциональным состоянием в процессе взаимодействия;

- найти адекватные способы поведения в ситуации конфликта;

- эффективно пользоваться рекомендациями и правилами вопросов и ответов;

- выявлять факторы эффективного общения

- рациональность организации решений в смоделированных стандартных и нестандартных ситуациях общения в профессиональной деятельности и выбор соответствующих техник и приемов эффективного общения;

- оперативность и результативность использования невербальной информации, необходимой для эффективного общения с учетом ситуации общения, индивидуальных особенностей собеседника и его психоэмоционального состояния;

- своевременность контроля и коррекции (при необходимости) своего поведения в смоделированных стандартных и нестандартных ситуациях межличностного общения;

- обоснованно, четко и полно излагает ответы на вопросы

Экспертная оценка решения практической задачи в билете.


[1] В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Деловое общение"

Вариативная часть рабочей программы по дисциплине "Деловое общение" для 2 курса специальности "Прикладная информатика" (СПО)...

Диверсификационная программа по дисциплине: "Психология общения".

В данном файле представленна Программа по курсу «Психология общения» (для воспитанников детского дома)....

Рабочая программа по дисциплине "Психология общения"

Когда я начала преподавать психологию общения у меня возникли трудности с написанием программы, поэтому я думаю данный материал будет актуален....

Учебная программа по дисциплине "Психология общения"

Учебная программа для дисциплины ОГСЭ "Психология общения" по специальностям СПО технического профиля (углубленная подготовка)...

Программа учебной дисциплины "Психология общения" для профессий 18511 "Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования"

Программа «Психология общения» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии  18511 «Слесарь по ремонту и обслуживанию сельскохозяй...

Рабочая программа по дисциплине психология общения

Рабочая программа по дисциплине "Психология общения" предназначена для студентов среднего профессионального образования. Содержит большое колличество практических занятий....

Рабочая программа по дисциплине "Психология общения"

Рабочая программа по дисциплине "Психология общени" была разработана для студентов медицинского колледжа специальности 31.02.01 "Лечебное дело"...