Рабочая программа по дисциплине "Психология общения"
рабочая программа на тему
Когда я начала преподавать психологию общения у меня возникли трудности с написанием программы, поэтому я думаю данный материал будет актуален.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области
«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _________ Т. Г. Финогенова «____»____________ 20 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОГСЭ. 03 Психология общения
23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
по программе углубленной подготовки
2015 г.
РАССМОТРЕНА предметной (цикловой) комиссией_____________________________ ______________________________________ от «____»_______20____г. протокол № ____________ Председатель ПЦК _____________ И.О. Фамилия |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в укрупненную группу специальностей 23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА по программе углубленной подготовки и с учетом требований WSR и Профессиональных стандартов.
.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Московский областной профессиональный колледж инновационных технологий» (далее ГБОУ СПО МО «МОПКИТ»).
Разработчик:
Романова Вера Николаевна, преподаватель
Рецензент:
_Пономарёва Елена Леонидовна, педагог - психолог
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 22 |
| 25 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология общения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Психология общения является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) ГБОУ СПО МО «МОПКИТ» в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Рабочая программа учебной дисциплины Психология общения может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 18511 Слесарь по ремонту автомобилей, 11442 Водитель автомобиля.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы (ППССЗ):
Учебная дисциплина Психология общения является общепрофессиональной дисциплиной ОП. 02 профессионального цикла ОП.00 основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
-цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники, приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения
конфликтов
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 – 9, ПК 2.1 - 2.3
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
-организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
-решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
-осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
-использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
- работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
- ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
-быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Содержание дисциплины Психология общения ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 23.02.03.Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и овладению профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
-планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;
-контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ;
-организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 59 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 11 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 59 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | 1 |
курсовая работа (проект) (не предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 11 |
в том числе: -подготовка эссе по предложенным темам -подготовка рефератов или презентаций -применение техник арт-терапии -повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы | 1 6 1 3 |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено) | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Психология общения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1. Психология общения: история, структура и значение дисциплины | Содержание учебного материала: | |||
Психология как наука. История её возникновения и развития Структура психологической науки Коммуникативная деятельность – понятие, мотивы Значение психологии общения для разностороннего развития личности | 2 | 1,2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить эссе на одну из тем : 1. С кем мы общаемся? Выбор партнера по общению. 2. Возникновение первого впечатления о партнере по общению. 3. Коммуникативные барьеры. Пути их преодоления. 4. Значения жестов в различных культурах. 5. Роль невербальных средств общения. 6. Особенности опосредованного общения. 7. Успешное и неуспешное, затратное и незатратное общение. 8. Пути предупреждения конфликтов | 1 | 3 | ||
Тема 2. Общение как слагаемое взаимоотношений | Содержание учебного материала: | |||
Общение в системе межличностных и общественных отношений; Единство общения и деятельности; Структура общения; Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить реферат или презентацию на одну из выбранных тем: 1. Межличностное и массовое общение. 2. Вербальное и невербальное общение. 3. Навыки эффективного общения через средства электронной коммуникации. | 1 | 3 | ||
Тема 3. Структура психологии общения | Содержание учебного материала: | |||
Субъекты общения Средства, потребности, мотивация и цели. Способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы | 20 мин. | |||
Тема 4. Основы стрессоустойчивости-понятие, особенности формирования | Содержание учебного материала: | |||
Понятие стрессоустойчивости – значение, пути формирования (тестирование на уровень стрессоустойчивости) Техники релаксации | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Применение техник арт-терапии с демонстрацией конечного результата для дальнейшего анализа | 1 | |||
Тема 5. Общение как форма обмена информацией | Содержание учебного материала: | |||
Структура общения Виды общения Особенности коммуникаций в современном мире | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольная работа Экспресс-опрос | 15 мин. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 6. Влияние имиджа на эффективность коммуникаций | Содержание учебного материала: | |||
Содержание Имидж – определение, значение Функции имиджа Влияние имиджа на эффективность коммуникаций | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат или презентацию на тему: «Влияние имиджа на наше отношение к миру» Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы | 1 | |||
Тема 7. Эффекты восприятия | Содержание учебного материала: | |||
Эффекты восприятия-их разновидности и значение Соотношения «я-реальное» и «я-идеальное» Как формировать отношение к себе и окружающим | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат или презентацию на тему: «Общение – основа человеческого бытия» | 1 | 2 | ||
Тема 8. Развитие стрессоустойчивости через укрепление нервной системы | Содержание учебного материала: | 2 | 1,2 | |
Основные способы и приёмы развития стрессоустойчивости Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой Телесное ориентирование – как оно работает, методы применения | ||||
Тема 9.Общение как форма взаимодействия | Содержание учебного материала: | |||
Взаимодействие в процессе общения – как оно протекает, основные принципы Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Ориентация на понимание и ориентация на контроль. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы | 20 мин. | 1 | ||
Тема 10. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. | Содержание учебного материала: | |||
1. Трансактный анализ Э.Берна 2. Раскрытие принципа трансакций (тест на превалирующие трансакции в общении). 3. Реагирование в рамках общения – «я» сообщения, принципы их построения | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольная работа Экспресс-опрос | 15 мин. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 11. Разработка сценариев взаимодействия и определение их роли в межличностном общении | Содержание учебного материала: | |||
Построение сценариев взаимодействия Ролевые, гендерные, профессиональные и социокультурные сценарии взаимодействия – примеры Обрабатывание эмоций как важный элемент разгрузки | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы | 20 мин. | |||
Тема 12. Основные элементы коммуникации | Содержание учебного материала: | |||
Определение элементов коммуникаций (Проведение теста на уровень развития коммуникативных способностей) Коммуникативные способности как слагаемое общей культуры человека Способы развития коммуникативных способностей | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы | 20 мин. | 1 | ||
Тема 13. Виды, правила и техники слушания. | Содержание учебного материала: | |||
Что такое осознанное слушание Виды слушания Типичные ошибки слушания Правила слушания | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить реферат или презентацию на одну из выбранных тем: «Формирование осознанного слушания» «Что такое стресс? Его истоки и причины» Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы | 1 | 3 | ||
Тема 14. Стрессовые ситуации и работа с ними | Содержание учебного материала | |||
Практическое занятие – как справиться с чрезмерными эмоциональными нагрузками. Ролевая игра с элементами тренинга - присутствия | 4 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 15. Психологические аспекты общения | Содержание учебного материала: | |||
Перецепция и эмпатия Особенности реагирования в процессе коммуникации | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольная работа: Экспресс-опрос | 15 мин. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 16. Деловая беседа | Содержание учебного материала: | |||
Особенности деловой беседы Принцип построения деловой беседы Аргументация в процессе деловой беседы | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы | 20 мин. | 2 | ||
Тема 17. Психологические особенности ведения дискуссий и публичных выступлений. | Содержание учебного материала: | |||
Техника проведения дискуссий, подготовка к ним Техника самопрезентации Особенности публичных выступлений | 2 | 1,2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Презентация или реферат на тему: «Я и моя профессия» | 1 | 3 | ||
Тема 18. Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов | Содержание учебного материала: | |||
Понятие конфликта, структура Разновидности конфликтов Особенности реагирования в конфликте Методы разрешения и упреждения конфликтов Ролевые особенности реагирования в конфликте Работа с неразрешёнными конфликтами | 3 | 1,2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы Привести примеры взаимодействия в конфликте (3 вида) | 1 | 2 | ||
Тема19. Гнев и агрессия. | Содержание учебного материала: | |||
Гнев, агрессия – их различия, источники, особенности Методы работы с негативными эмоциями Использование проективных методик как способа разрешения вытесненных эмоций | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы | 20 мин. | 2 | ||
Тема 20. Мораль и этика | Содержание учебного материала: | |||
Понятие: этика и мораль. Категория этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения | 2 | 1,2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольная работа Экспресс-опрос | 15 мин. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | |||
Тема 21. Деловой этикет | Содержание учебного материала: | |||
Деловой этикет – его составляющие, особенности Понятие dress-code как составляющее делового этикета Особенности речевого этикета |
2 | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся Повторение материалов лекций, чтение рекомендуемой литературы Подготовить краткую самопрезентацию | 1 | 2 | ||
Дифференцированный зачет | 2 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
1. Документационное обеспечение:
паспорт кабинета; ФГОС СПО специальности; план работы учебного кабинета; план работы СНО; журнал по технике безопасности.
2. Учебно-методическое обеспечение:
- планы занятий по дисциплине «Психология общения»;
- раздаточный дидактический материал по учебной дисциплине «Психология общения»;
- банк оценочных материалов по дисциплине «Психология общения» в форме разноуровневых тестовых заданий;
- методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Психология общения»;
3.Технические средства обучения:
-учебные рабочие места оснащенные ПВМ;
-мультимедийный проектор.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Андреева Г. М. «Социальная психология». - М. : Аспект – пресс, 2009.
- Андреенко Е. В. «Социальная психология» - М.: Академия, 2009.
- Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология. Учебник для ССУЗов (изд:2). – М., 2009.
Дополнительные источники:
1) Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: 2007.
2) Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: 2006.
3) Бороздина Г.В. Психология делового общения. –М.: 2006..
4) Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: 2008.
5) Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: 2007.
6) Панфилова А.П. Деловая коммуникация и профессиональной деятельности. Учебное пособие. – СПб.: 2005.
7) Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: 2007.
8) Р.И. Мокшанцев,, А.В. Мокшанцева Социальная психология. – М.: Новосибирск, 2010.
Интернет-источники:
1) Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychology.ru
3) Электронная библиотека учебников:[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studentam.net/
4) Библиотека Гумер - гуманитарные науки: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/
5) PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua/
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: | |
-применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; | Контрольный экспресс-опрос |
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. | Контрольный экспресс-опрос |
Усвоенные знания: | |
-взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни общения; | Контрольный экспресс-опрос |
-роли и ролевые ожидания в общении; -виды социальных взаимодействий; -механизмы взаимопонимания в общении; | Контрольный экспресс-опрос |
-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; -этические принципы общения | Индивидуальные задания. |
-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. | Анализ проблемных ситуаций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Деловое общение"
Вариативная часть рабочей программы по дисциплине "Деловое общение" для 2 курса специальности "Прикладная информатика" (СПО)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/25/picture-253569-1369455163.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/25/picture-253569-1369455163.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение упр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/29/picture-406789-1438202610.jpg)
Рабочая программа УД Психология общения
Программа учебной дисциплины «Психология общения» представляет собой часть основной профессиональной образовательной программы, она составлена на основании требований ФГОС СПО для специальности ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/08/picture-945301-1504869221.jpg)
Рабочая программа дисцилины " Деловое общение"
Программа оответствует ФГОС. Может использоваться для подготовки студентов всех специальностей СПО....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...
Комментарии
Документация по Психологии общения
Если данный материал окажется интересен - можете обратиться ко мне через почту (ver4onok.romanova@yandex.ru) и я вышлю свои КТП, КОС и Методические рекомендации