САМОСТОЯТЕЛЬНА РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
статья

В данной статье рассматривается формы  и виды самостоятельной  работе обучающихся, а также ее организация в образовательном учреждении. Значение

самостоятельной работы обучающихся для подготовки специалистов  среднего

звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

САМОСТОЯТЕЛЬНА РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОДГОТОВКИ

 КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Евгений Анатольевич Боев,

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Борисоглебский медицинский колледж»,

г. Борисоглебск.

evgentt.boev@mail. ru 

В данной статье рассматривается формы  и виды самостоятельной  работе обучающихся, а также ее организация в образовательном учреждении. Значение

самостоятельной работы обучающихся для подготовки специалистов        среднего

звена.

Ключевые слова: квалифицированный специалист, самостоятельней условия, мотив, аудиторная, внеаудиторная, творческая.

Изменения социальной и образовательной ситуации в нашей  стране вызвали необходимость поиска надежных и эффективных способов учебно-воспитательной деятельности.

Современный этап развития среднего профессионального  образования определён в статье 68. «Среднее профессиональное образование» Федерального закона «05 образовании в Российской Федерации»:

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями  общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Всё это позволяет образовательному учреждению расширить масштабы подготовки квалифицированных специалистов, среднего звена. Уровень подготовки в системе среднего профессионального образования даёт возможность одновременно получить общее и профессиональное образование.

Безусловно, очень важно. чтобы система среднего профессионального образования сохраняла и продолжала выполнять важнейшую функцию социализации подростков, функцию воспитания, развития личности и становления полноценных граждан нашего общества.

Современный квалифицированный специалист должен быть компетентным, самостоятельным, ответственным. Его должны отличать системное и аналитическое мышление, информационная, правовая и экологическая культура, предпринимательская и творческая активность. Он должен постоянно стремиться к обновлению знаний.

Таким образом, большое значение помимо профессиональной компетенции придается развитию над профессиональных качеств личности выпускника среднего профессионального образовательного учреждения.

Одной из актуальных, проблем среднего профессионального образования является недостаточный интерес обучающихся к профессиональному образованию. Поэтому главной задачей профессиональных учебных заведений является развитие личности в процессе приобретения профессии в соответствии с собственными интересами л способностями, стимулировать проявление активности в различных видах деятельности - культурной, научной, общественной  и  т.д.

Решение этой проблемы не возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к  обучающемуся.  Необходимо  перевести обучающегося из пассивного потребителя  знаний в активного их творца. Личностно-ориентированное обучение создаёт условия для каждого обучающегося проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создает  обстановку для

естественного его самовыражения.

Большую роль в этом играет самостоятельная работа  обучающегося. Для организации самостоятельной работы необходимы условия:

  - готовность к самостоятельному труду;        

  - мотив получения знаний;

  - методические рекомендации по выполнению работы;

  - наличие и доступность справочного материала;

  - система регулярного контроля.

Главное в организации самостоятельной работы заключается не  только в создании условий выполнения работы, но  и в дифференцированных формах в зависимости от вида деятельности.

Рассматривая мотивы, способствующие акта-пи шин самостоятельной работы, можно выделить:

  - полезность выполняемой работы;

(Обучающийся должен знать, что его работа может быть в дальнейшем  использована для работы преподавателя, методических пособиях для обучающихся)

  - участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах;

  - контроль выполнения самостоятельной работы;

(Этот мотив вызывает стремление к состязательности, что само по '.обе является мотивацией к самосовершенствованию.)

В учебном процессе самостоятельная работа  представлена я трёх взаимосвязанных формах:

  - аудиторная, выполняется непосредственно под руководством преподаватель в аудитории;

  - внеаудиторная, выполняется во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его участия. Обучающемся предоставляется возможность выбора тем и выполнения работы. Во внеаудиторной работе можно выделить:- подготовку к аудиторным занятиям, практическим занятиям, подготовку  к отдельным темам учебной дисциплины, подготовку к выполнению  контрольных работ, выполнение тестовых заданий, решение задач; составление кроссвордов, схем, написание эссе, курсовой работы и др.;

  - творческую, участие в научно-исследовательской работе в учебном  заведении,

участие в научных и научно-практических конференциях. Развитие научно-исследовательской деятельности обучающихся  способствует  развитию мотивации к дальнейшему образованию.

Таким образом, самостоятельная работа обучающихся может быть как в аудитории, так и вне ее, но рассматривая самостоятельную работу обучающихся, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования, 50%  времени выделено на самостоятельную работу обучающихся, хотя эго не всегда выдерживается.

Это связано с тем, что многие учебные пособия еще не в полной мере содействуют успешному повышения познавательной активности обучающихся, их самостоятельности. В них мало заданий, которые знакомили бы обучаемых с приемами познавательной деятельности, прививали бы им навыки самостоятельной учебной работы.

Поэтому образовательное учреждение при формировании основной профессиональной образовательной программы должно обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся. В результате этого самостоятельная работа должка стать одной из ведущих форм организации учебного процесса. Новая роль самостоятельной работы, которую ока приобретает в связи с переходом на новые образовательные стандарты - коренным образом преобразить весь учебно-воспитательный процесс. Позиция «преподаватель впереди обучающегося» должна поменяться на позицию «обучающийся впереди», что означает переход от парадигмы обучения к парадигме образования.

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 30.12.2015)

"Об образовании в Российской Федерации". Статья 68. Среднее профессиональное образование.

  1. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. – М.; Логос,

2004- -        .

  1. Росина Н. Организация СРС в контексте инновационного образования И Высшее образование в России. 2006. №7. С.109-114


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа междисциплинарного курса МДК 02.01 Технология бетонных работ основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270802.09 «Мастер общестроительных работ»

1.1. Область применения программы           Программа междисциплинарного курса  является частью основной профессиональной образовательной програм...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для обучающихся по выполнению внеаудиторных самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП 01. «Экономика организации» для ОПОП подготовки специалистов среднего звена 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

Методические указания подготовлены в соответствии с Федеральными Государственными  образовательными  стандартами  среднего   профессионального образования, в  соответстви...

Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов среднего звена через использование активных форм проведения учебных занятий

Цель работы: обобщение и распространение педагогического опыта по применению в образовательном процессе интерактивных образовательных технологий.В материалах представлен опыт работы проведения учебных...

Рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускных квалификационных работ студентов студентами, осваивающими программу подготовки специалистов среднего звена

Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускных квалификационных работ студентами укрупненной группы специальностей "Образование, педагогические и гуманитарные науки"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей технического профиля

Методические рекомендации и задания разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности09.02.05. Прикладная информатика (по отраслям);Приказ Министер...