Конспект урока по литературе на тему "О чем может сказать язык поэзии".
план-конспект урока

Ирина Гавриловна Семеренко

Конспект открытого урока

 О чём может сказать язык поэзии… (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. )

Контекстно - компетентностный подход, технология «Обучение действием» с элементами «Кейс»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx54.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»

Конспект открытого урока

 О чём может сказать язык поэзии… (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. )

Контекстно - компетентностный подход, технология «Обучение действием» с элементами «Кейс»

Преподаватели литературы: СемеренкоИ.Г., Могучая И.В.,

Группа 112

Санкт-Петербург

2019

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МОДЕЛИРОВАНИЯ  (проектирования) урока

Предмет

Литература

112 группа

Тема урока

О чём может сказать язык поэзии…(«Тема назначения поэта и поэзии в творчестве А.А.Фета и Н.А.Некрасова»).  

Цель урока

 РАЗРЕШИТЬ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ

 - в чем назначение поэта (решить кейс), привести студентов к выводу, что роль поэта и поэзии велика: пробудить душу человека.

 СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ

 - для саморегулирования и приобретения опыта самостоятельной деятельности студентов.

 

С позиции учителя: 

- развивать способности различать творчество различных авторов на примере творчества Фета и Некрасова,

- развивать способности проводить сравнительный анализ поэтических текстов,

- развивать способности выделять общее (представление о роли поэта влиять словом) и различное,

- способность применять полученные знания и опыт работы в групповой и индивидуальной работе,

- способности формулирования критериев оценки и самооценки.

С позиции ученика:  

-  понимать специфичность языка поэзии для коммуникативных навыков

- определить сценарий поведения, выхода из ситуации, опыт «метапредметной» деятельности по получению, преобразованию  и применению  нового знания, включая коммуникацию, то есть – получить опыт практической деятельности.

Планируемые образовательные результаты

Обучающиеся должны быть СПОСОБНЫ:

     -   различать особенности поэзии Фета и Некрасова

  • проводить сравнительный анализ произведений разных авторов;
  • доказывать   положения, подтверждающие ту или иную особенность творческой манеры поэтов;
  • приводить примеры из произведений разных  авторов;

     -  продумывать, создавать, обосновывать  и представлять результат  групповой и индивидуальной практической деятельности (защита проекта, представление группового или индивидуального решения проблемы) по составлению текста на тему: «Глаголом жги сердца людей!»

Предметные

Метапредметные

Личностные

  

- воспитание интереса к художественному слову;

- развитие умения работы с поэтическим текстом

- развитие аналитического и критического мышления студентов;

 Познавательные УУД – это опыт   и умения продуктивной мыслительной деятельности (внутренние способы)   и опыт  результативной познавательной деятельности в мире информации.
Регулятивные УУД – это опыт и умения организации деятельности для достижения цели
Коммуникативные УУД – это опыт и умения  «работы в команде», способность решать проблемы в группе, общаться, речевая культура

 -  качества личности :

 -   умение самостоятельно ставить цели,

 -    делать выбор в мире ценностей, отвечать за этот выбор,

 -  быть коммуникабельным

           

Решаемые учебные проблемы

Ситуационные задания, проблемное задание, фронтальная целевая установка, создание продукта  по заданию

Ведущие метапредметные линии

 Речевая деятельность, коммуникативная, проектная…..

Основные понятия (метапонятия)  урока

Лирический герой, назначение поэта и поэзии, гражданская позиция, традиционный, актуальный, средства художественной выразительности, интонация, стихотворный размер антипод, тропы и фигуры речи 

Виды индивидуальной деятельности (опыт)

 Ответы на вопросы, чтение наизусть, участие в групповом обсуждении

Групповая деятельность (опыт)

  Решение проблемы, ответы на вопросы,  обоснование и представление результата индивидуальной и групповой практической деятельности

Использование ИКТ-ресурсов

  1. фрагмент песни В.Высоцкого «Разговор у телевизора», песня на слова Некрасова «Коробейники», романс на слова Фета «На заре ты её не буди…»
  2. подбор высказываний о назначении поэта и поэзии,
  3. подбор стихов для заучивания наизусть (стихотворение Фета «Одним толчком согнать ладью живую…» и Некрасова «Тот не поэт»),
  4. портреты Фета А.А., Некрасова Н.А., Пушкина А.С., Лемешева С.Я.,
  5. ход урока (в слайдах)
  6. план анализа стихотворений

Технологии

Контекстно-компетентностный подход, технология «Обучение действием» с элементами «Кейс».

Используемые дидактические материалы и пособия (рабочие тетради, опорные тексты, словари)

  Критерии оценки выступления, тексты произведений разных авторов, план анализа произведений, рабочие тетради.

Средства для фиксации индивидуальных достижений (умений) учащихся

Портфолио

Выбор компетенций в образовательном процессе

Предполагаемый результат, выраженный в форме компетенций

Приоритетная образовательная задача

Форма организации

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения задач, оценивать их эффективность и качество.

  • умение выделять главное,
  •  умение распределять время на выполнение заданий,
  • умение объективно оценивать достижения и недостатки свои и студентов

ИКТ, групповая и индивидуальная работа

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ, оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • умение работать с литературой;
  • умение анализировать видео и аудио ряд;
  • умение оценивать информацию по интонационному рисунку;

Работа в группах

ОК 6. Работать в  коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами.

  • умение распределять обязанности по выполнению задания;
  • умение договариваться;
  • умение взаимодействовать в презентации полученного материала.

Групповая и индивидуальная работа

Внеаудиторная  самостоятельная работа – подбор произведений по теме, заучивание наизусть произведений А.А.Фета и Н.А.Некрасова, исследовательская работа по подбору цитат о назначении поэта и поэзии.

Аудиторная работа  – ответы на вопросы, чтение наизусть стихотворений по теме, анализ поэтических текстов, работа с художественным словом, осмысление материалов урока. Решение проблемы, обоснование и предоставление результата индивидуальной и групповой практической деятельности.

Предполагаемый результат – создание текста на тему: «Глаголом жги сердца людей!» и защита её на ближайшем  уроке риторики

Структура организации урока.

ЭТАП 1.  МОТИВАЦИЯ Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала (см. конспект урока, пункт 1)

ЭТАП 2. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ и ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (см. конспект урока, пункты 2,3)

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Этап 3.  ПРАКТИЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  реализация на практике индивидуальных целевых задач (учебно-познавательных, учебно-практических) и задач групповой деятельности,  КОРРЕКЦИЯ СЦЕНАРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  (см. конспект урока, пункты 4-6,8)

Этап 4. РЕЗУЛЬТАТ  обоснование и представление результата индивидуальной практической деятельности (защита индивидуального проекта, представление группового или индивидуального решения проблемы) (см. конспект урока, пункт 7)

Этап 5. РЕФЛЕКСИЯ и ОЦЕНКА СООБЩЕСТВА  - согласование индивидуальной цели, групповых задач  и достигнутого результата (см. конспект урока, пункт 9,10)

Ход урока

п/п

Часть урока и её целевое назначение.

Примерное

время

Задания для студентов

Методические приёмы

Организация рабочего пространства

Профессиональная позиция педагога

1

Организационный момент. Вступление к уроку. Слово учителя.

5

Объявление темы урока. Объяснение цели и задач урока. Задать вопрос: можно ли жить без поэзии?

Слуховое и эмоциональное восприятие услышанного.

Объяснения задания на уроке

Организатор.

2

Начало урока.

Завязка темы.

5

Ответить на поставленный вопрос (можно-нельзя). Обязательно объяснить: почему или когда? Если «нельзя», то ставим песню В.Высоцкого «Разговор у телевизора» и возвращаемся к вопросу (см. предыдущий пункт)

Индивидуальная работа

Мотивированный ответ на вопрос

Организатор, зритель.

3

Развитие темы урока. Ответ на поставленный вопрос: «Какова роль поэта и поэзии?»

5

Следующий вопрос и возможные ответы.

Вывод-обобщение

Работа в малых группах.

Создание атмосферу небольшой дискуссии.

Консультант.

4

Чтение высказываний о назначении поэта и поэзии

5-7

Вывод: 1) разнообразие точек зрения; 2) тема традиционная (прояснение значения слова).

Индивид. работа

Аргументированный ответ на вопрос

Экпериментатор.

5

Чтение предложенных стихотворений А.Фета и Н.Некрасова

10

Прослушать стихотворения и вникнуть в их смысл (дополнительно оценить чтение стихов с т. зр. риторики)

Индивидуальная работа

Создание соответстующей эмоциональной атмосферы

Организатор, слушатель

6

Анализ 2-ух

стихотворений

10

Анализ стихотворений Некрасова и Фета в двух группах

Работа в группах

Настроить на слаженную работу в группах

Организатор, консультант

7

Слушаем результаты работы в группах, оцениваем, задаём вопросы

10

Представители группы зачитывают результаты своей работы по стихотворениям

Работа в группах

Организовать обсуждение работ студентов

Организатор, слушатель

8

Слушаем песню и романс на слова данных поэтов и отвечаем на вопросы

11,5

Слушают и отвечают на  вопрос: какие чувства вызвали услышанные произведения?

Индивидуальная работа

Создать атмосферу творческой свободы

Организатор, помощник

9

Слушаем стихотворение «Пророк» Пушкина А.С. и делаем вывод по уроку

5

Слушаем стихотворение Пушкина А.С.  «Пророк» до последней строфы, а на последнюю включаем отрывок из одноименного романса Римского-Корсакова

Оценка деятельности студентов

Настроить на восприятие стихотворения

Консультант, слушатель.

10

Рефлексия

5

Выражаем ощущения во время работы

Оценка своей эмоциональной деятельности на уроке

Организация заключит. части урока. Рефлексия.

Организатор

11

Творческая работа

15

Создать на черновике небольшую творческую работу на тему: «Глаголом жги сердца людей!» или «Нам не дано предугадать, /Как слово наше отзовётся…» (Что хотел бы сказать я, используя язык поэзии?..)  

Объяснение принципа написания работы

Расположитьстудентов на выполнение работы

Консультант

12

Домашнее задание

2

Озвучиваниед.з.

Объяснение д.з.

Включение студентов в понимание д.з.

Организатор


О чём может сказать язык поэзии… (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. )

Глаголом жги сердца людей

Пушкин А.С.

Конспект урока

Организационный момент. (Семеренко И.Г.)

Сегодня урок необычный: во-первых, у нас сегодня гости, во-вторых, урок будут вести два преподавателя – такой урок называется интегративный.  А говорить мы будем о том, насколько важен язык поэзии, будем рассуждать о назначении поэта и поэзии вообще, а также в творчестве А.А.Фета и Н.А.Некрасова, в частности, об актуальности традиционной темы. Вы будете учиться анализировать стихотворения названных поэтов, работая в подгруппах, рассуждать о том, нужна ли поэзия, отвечать на вопросы, читать наизусть, слушать стихотворения Фета и Некрасова, положенные на музыку, делать выводы для последующей работы. Вы будете осваивать опыт практической деятельности по теме. Результат нашего общения – небольшая творческая работа. Тема и план нашей работы отражены в презентации.(см. первый слайд презентации)  2 минуты. (Семеренко И.Г.)

Начало урока. (Могучая И.В.)

Итак, начинаем. Л.Н.Толстой писал о творчестве Тютчева так: «Без Тютчева нельзя жить». (см. второй слайд презентации)

А как вы думаете:

«Можно ли жить без Тютчева или, обобщая, без  поэзии?» Докажите свой ответ, используя СПП с союзом потому что… 

Предполагаемый ответ: «Нельзя, потому что»;

             «Можно, потому что…»

Если «нельзя», тогда предлагается подумать, могут ли жить без поэзии герои песни В.Высоцкого «Разговор у телевизора». (Включаем песню). 5 минут.

Предполагаемый ответ: эти герои не нуждаются в поэзии, потому что живут совсем другими, приземлёнными интересами.

А кто же не может без поэзии? (Когда мы хватаемся за томик стихов или за перо?) (см. третий слайд презентации)

Предполагаемый ответ-вывод: без поэзии нельзя, когда, говоря словами А.С.Пушкина, «Духовной жаждою томим…»  То есть когда поднимаемся над бытом. 5 минут.

Вывод: действительно, поэзия позволяет подняться над низкими мыслями, поступками, позволяет воспарить к духовным высотам, помогает понять высокие чувства других людей и т.д.

Вывод: (Семеренко И.Г.) таким образом, велика роль поэта и поэзии в нашей жизни. 5 минут.

Это ваша позиция, а теперь послушаем, что говорят на эту тему известные поэты, писатели. Вы проделали исследовательскую работу, участвуя в конкурсе на лучшее представление высказываний о назначении поэта и поэзии. Прочитайте, пожалуйста, результаты ваших поисков. (Установка, как читать, пользуясь портфолио). (Семеренко И.Г.) Читаем высказывания о назначении поэта и поэзии и комментируем. Обратите внимание на доску: на ней ещё два высказывания на интересующую нас тему. (см. четвёртый слайд презентации)

Вывод: действительно, во всех представленных высказываниях мы видим, что тема поэта и поэзии традиционна (традиционный – то, что передаётся от одного поколения к другому и актуальна (актуальный < лат. actualis деятельный ) – важный, существенный для настоящего времени не только для русской, но и для зарубежной литературы. Авторов волнует вопрос о том, каким должен быть поэт и что должно быть предметом, темой поэтического языка. 5 минут. (Семеренко И.Г.)

Читаем и слушаем 2 стихотворения. (см. пятый слайд презентации)

А теперь будем работать над конкретными произведениями. Послушаем стихотворения двух авторов на интересующую нас тему:  «Одним толчком согнать ладью живую» Фета А.А. и «Тот не поэт» Н.А.Некрасова. Именно данные стихотворения вы будете анализировать в классе по группам, чтобы прояснить позиции названных авторов.

Студенты читают стихи Фета («Одним толчком согнать ладью живую…») и Некрасова («Тот не поэт») 5 минут.

Обсуждение чтения. 5 минут

Итог. (Семеренко И.Г.)

Анализируем стихотворения Фета и Некрасова.

1). Итак, переходим к следующему этапу урока. На предыдущих занятиях мы говорили о творчестве Фета и Некрасова, определили их взгляды, выделили основные особенности творческой манеры обоих авторов. 2). Сегодня вы будете анализировать предложенные вам поэтические миниатюры с точки зрения темы урока по плану.  (см. шестой слайд презентации) 3). Время работы 10-12 минут. 4). Представлять свою тему можно всей группой, распределив между собой тему по плану. 5). Можно добавлять, задавать вопросы, комментировать выступление.

6). Тексты стихов и план анализа стихотворений лежат на столах.

7). Пока студенты работают в группах, звучит музыка П.И.Чайковского из  «Времён года» – «Январь» и «Декабрь». (10 минут). (Могучая И.В.)

План анализа стихотворения.

Анализируя стихотворение по заданному плану, учтите связки, между частями плана в виде союзов, вводных слов и предложений.

  1. Тема стихотворения (о чём?).
  2. Лирический герой стихотворения, его характеристика.
  3. Авторская позиция по отношению к лирическому герою стихотворения.
  4. Художественные средства, которые помогают понять мировосприятие автора (не менее 3-х).
  5. Стихотворный размер и его значение для данного стихотворения.
  6. Интонация стихотворения. Её роль для понимания смысла данного произведения.
  7. Рассмотрев все вышеперечисленные пункты плана, приходим к следующему выводу: идеей, смыслом данного стихотворения является, на наш взгляд, следующее: а) назначение поэта и поэзии для данного автора проявляется в … б) поэт, по мнению, Некрасова (Фета) должен быть…
  8. А каким вы видите назначение поэта и поэзии?

Выступаем в группах. По 5 минут каждой группе. (Могучая И.В.) (см. седьмой слайд презентации)

Напоминаем о возможности добавить, уточнить, задать вопрос выступающим. 5 минут

Вывод по содержанию выступления: итак, мы пришли к выводу, что для Фета быть поэтом – подняться в жизнь иную, учуять ветр, тоскливый сон прервать, упиться неведомым, родным, дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, шепнуть, усилить бой сердец…, то есть подняться над обыденностью. Лирический герой близок автору стихотворения. А с точки зрения Некрасова, поэт – антипод (то, что является противоположностью чего-либо или кого-либо). лирическому герою стихотворения: кто силён духом, кто рассудку страсти подчиняет (Добролюбов, например), кто смотрит на мир с восторгом, кто имеет сострадание к ближнему, кто не продаётся за золото, кто способен любить, кто презирает порок, кто не разменивает вдохновение на мирскую суету, то есть человек с активной жизненной позицией, иначе – Гражданин. Т.о. Поэт, по Фету, взмывает над действительностью, а Поэт Некрасова высоконравственный человек, с гражданской позицией. 2 минуты

Делаем вывод по выступлениям в группах с т.зр. риторики. (Семеренко И.Г.)

Хотелось отметить, как выступали студенты, как сумели преподнести материал, донести его до слушателей. 2 минуты (по критериям, см.8 слайд презентации).

Слушаем стихотворения данных авторов, положенные на музыку. (Могучая И.В.)

Мы подвели итоги работы по двум стихотворениям, но тема звучит шире (посмотрите на доску!), поэтому теперь попробуем рассмотреть её в другом аспекте. Анализ двух стихотворений, с одной стороны, – итог урока: прояснили позицию двух поэтов. А с другой стороны, это помощь вам в выполнении другой работы, о которой поговорим дальше.  

Стихотворения Фета и Некрасова привлекали внимание не только читателей, любителей поэзии, но и композиторов. А, может быть, вы знаете такие произведения?

Послушайте произведения этих двух авторов, положенные на музыку, в исполнении великого русского тенора С.Я.Лемешева, а потом ответите на вопросы по прослушанным произведениям.

«Коробейники» в исполнении С.Я.Лемешева 2,5 минуты

«На заре ты её не буди» в исполнении С.Я.Лемешева 4 минуты

Вопросы на слайде! (до того, как начали слушать) – (см. девятый слайд презентации).

Отвечаем на вопросы по произведениям (вопросы уже на слайде – см. десятый слайд презентации). (Семеренко И.Г.) 5 минут.

  1. Какие чувства вызвали у вас эти 2 произведения?
  2. Кто авторы стихов?

И тогда мы понимаем, что истинная поэзия должна вызывать «добрые», высокие чувства, будить сердца людей, воздействовать на души. И, конечно же, велика ответственность того, кто владеет словом, перед читателями. А помогают нам утвердиться в этой мысли строки А.С.Пушкина. (см. одиннадцатый слайд презентации).

Слушаем стихотворение «Пророк» А.С.Пушкина. 5 минут. (СемеренкоИ.Г.)

Звучит стихотворение «Пророк». Последняя строфа – из романса Римского-Корсакова в исполнении Атлантова Владимира Андреевича.  Последние слова –  на доске. («Глаголом жги сердца людей!»)

 Подводим итоги урока. (Семеренко И.Г.) 5 минут.

  • Давайте сделаем выводы. Чем вы сегодня занимались на уроке? (см. двенадцатый слайд презентации).

Мы рассуждали о том, нужна ли поэзия, говорили о назначении языка поэзии, анализировали 2 стихотворения – А.А.Фета и Н.А.Некрасова, отвечали на вопросы, прослушали стихотворения двух поэтов, положенные на музыку, пришли к выводу о назначении поэта и поэзии...

А теперь ответьте на вопрос:

Что чувствовали при выполнении заданий сегодня на уроке?   ____Оценка. Мы тоже хотим отметить: было с вами приятно работать, чувствовать заинтересованность, старание, отзывчивость. Я – о работе по теме урока, а Ирина Гавриловна – о коммуникативных особенностях.            

Переходим к творческой работе. (Могучая И.В.) (см. тринадцатый слайд презентации).

Вы должны написать на черновике небольшую творческую работу на тему: «Глаголом жги сердца людей!» или «Нам не дано предугадать, /Как слово наше отзовётся…» (Что хотел бы сказать я, используя язык поэзии?..)  и  выучить наизусть стихотворения Фета и Некрасова, над которыми работали на уроке.

Можно основываться на стихотворении одного автора, можно двух. Можно порассуждать о важности этой темы в наше непростое время. Можно работать индивидуально, а можно в малых группах. Можно выбрать любую форму: хрию, эссе, свободную форму… Но работа должна быть грамотно построена.  15 минут

Переходим к объяснению домашней работы. (Могучая И.В.). Дома вы доделываете творческую работу, заучиваете наизусть два стихотворения, над которыми работали на уроке.

Организационный момент (Семеренко И.Г.) А защищать свою работу вы будете на ближайшем уроке риторики. Ещё раз спасибо за работу. Урок закончен.

Приложения:

Презентация к уроку (см. прикреплённый к письму файл)

Критерии оценки выступлений:

  • Время, в которое уложились (5 минут) .
  • Созданный текст (связность частей текста).
  • Грамотность и образность речи.
  • Поведение во время выступления другой группы.
  • Вопросы, комментарии, дополнения.

Тексты стихотворений

Некрасов Н.А. «Тот не поэт»

Кто духом слаб и немощен душою,
Ударов жребия могучею рукою
Бесстрашно отразить в чьем сердце силы нет,
Кто у него пощады вымоляет,
Кто перед ним колена преклоняет,
Тот не поэт!

Кто юных дней губительные страсти
Не подчинил рассудка твердой власти,
Но, волю дав и чувствам и страстям,
Пошел как раб вослед за ними сам,
Кто слезы лил в годину испытанья
И трепетал под игом тяжких бед,
И не сносил безропотно страданья,
Тот не поэт!

На божий мир кто смотрит без восторга,
Кого сей мир в душе не вдохновлял,
Кто пред грозой разгневанного бога
С мольбой в устах во прах не упадал,
Кто у одра страдающего брата
Не пролил слез, в ком состраданья нет,
Кто продает себя толпе за злато,
Тот не поэт!

Любви святой, высокой, благородной
Кто не носил в груди своей огня,
Кто на порок презрительный, холодный
Сменил любовь, святыней не храня;
Кто не горел в горниле вдохновений,
Кто их искал в кругу мирских сует,
С кем не беседовал в часы ночные гений,
Тот не поэт!

Фет А.А. «Одним толчком согнать ладью живую…»

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!

Пушкин А.С. «Пророк»

«Пророк» Александр Пушкин

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.»

План анализа стихотворений

Анализируя стихотворение по заданному плану, учтите связки, между частями плана в виде союзов, вводных слов и предложений.

  1. Тема стихотворения (о чём?).
  2. Тема стихотворения (о чём?).
  3. Лирический герой стихотворения, его характеристика.
  4. Авторская позиция по отношению к лирическому герою стихотворения.
  5. Художественные средства, которые помогают понять мировосприятие автора (не менее 3-х).
  6. Стихотворный размер и его значение для данного стихотворения.
  7. Интонация стихотворения. Её роль для понимания смысла данного произведения.
  8. Рассмотрев все вышеперечисленные пункты плана, приходим к следующему выводу: идеей, смыслом данного стихотворения является, на наш взгляд, следующее: а) назначение поэта и поэзии для данного автора проявляется в … б) поэт, по мнению, Некрасова (Фета) должен быть…
  9. А каким вы видите назначение поэта и поэзии?
  1. Поэты о назначения поэта и поэзии
  • Поэт, вот образ твой!.. ты — царь за облаками;
    Смеясь над радугой, ты буре вызов шлешь! —
    Простертый на земле, освистанный шутами,
    Ты исполинских крыл своих не развернешь!

Ш.Бодлер «Альбатрос», пер. П.Якубович

       Блажен, кто, отряхнув земли унылый прах,

Оставив мир скорбей коснеть в тумане мглистом,

Взмывает гордо ввысь, плывёт в эфире чистом

На мощных, широко раскинутых крылах...

Ш.Бодлер «Воспарение»,  (пер. Владимира Ефимовича Шора.
Кандидат филологических наук (диссертация «Творчество братьев Гонкур», 1943). Преподавал иностранные языки, заведовал кафедрой иностранных языков Ленинградского Горного института. В 19601970 гг. руководил семинаром молодых переводчиков при Ленинградском отделении Союза писателей СССР.)

Сквозь скуку, и тоску, и сумрак горьких бед,
Отягощающих теченье дней туманных,
Блажен, кто силою полетов неустанных
Уносится к полям, где вечный мир и свет                                        Ш.Бодлер «Воспарение»

(пер. Адриана Ламбле русский поэт-переводчик швейцарского происхождения,

автор наиболее полного из всех имеющихся переводов «Цветов зла» Шарля Бодлера.)

  • Писатель, — если только он
    Волна, а океан — Россия,
    Не может быть не возмущён,
    Когда возмущена стихия.
    Писатель, если только он
    Есть нерв великого народа,
    Не может быть не поражён,
    Когда поражена свобода.

Яков Петрович Полонский «Писатель – если только он/Волна…»

На доске

  1. Тема урока
  2. Эпиграф к уроку
  3. Словарь урока  (см. в тематической карте моделирования урока)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по рассказу А.Платонова «Юшка». 7-й класс ТЕМА: «Жить по законам человечности»

Данный урок разработан для выявления нравственной стороны жизни человека. Учитель вместе с учениками составляют характеристику главному герою, выявляют, почему окружающие жестоки....

Методическая разработка. Конспект урока по литературе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Цели  урока: 1) на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования, познакомить с теорией Л.Н. Толстого об истинной ц...

Конспект урока по литературе по теме "Во что веришь" (Анализ образа Луки в драме М. Горького)

Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию....

конспект урока по литературе на тему: "Поучение Владимира Мономаха"

Эпиграф к уроку на доске:«Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь» (В. Мономах) Сценарий учебного занятия по литературе в 6-м «В» классе«Поучение Владимира Мономаха...

конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"

Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....

Презентация к уроку "О чём может сказать язык поэзии". (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. )

Презентация к открытому уроку по литературе О чём может сказать язык поэзии… (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. ) для студентов 1 курса...