литература 08.11.2021 5 ГРУППА
план-конспект урока

Шевченко Вера Александровна

урок литературы для конспектирования . Биография И.Гончарова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5_gruppa_08.11.2021.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Жизнь и творчество И.А. Гончарова»

ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!

Иван Александрович Гончаров – один из крупнейших мастеров русской реалистической прозы XIX века.
        Родился в приволжском губернском городе Симбирске (ныне Ульяновске) 6 (18) июня 1812 г., за шесть дней до вторжения Наполеона в Россию.

        Происходил Гончаров из зажиточного купеческого рода. Дед Гончарова был армейским офицером и дослужился до чина капитана, отец предпочел военной службе торговлю хлебом. Не раз симбирское купечество избирало Александра Ивановича городким головой. Из купеческого рода и мать писателя, Авдотья Матвеевна Шахторина. Иван Гончаров рос в обстановке приволья и материального довольства.  Дети Гончаровой учились в частных пансионах, каких было много в дворянском Симбирске. Положительному и деловому Трегубову эти частные учебные заведения не нравились, и, по его совету, Ванюша был отдан учиться за Волгу, в пансион одного священника, Федора Антоновича Троицкого. Там он пробыл 2 года.

Летом 1822 г. его взяли оттуда, и он был отправлен в Москву и определен в Коммерческое училище.  В 1831 году осенью Гончаров без особого труда выдержал вступительные экзамены и был зачислен на филологический (или как его тогда называли «словесный») факультет Московского университета. Учеба в университете сыграла огромную роль в жизни Гончарова.

В июне 1834 г. Гончаров закончил университет, который заложил прочную основу для дальнейших занятий искусством и литературой, завершил умственную подготовку Гончарова.

После окончания университета Иван Александрович ненадолго возвращается на родину, где служит секретарем у симбирского губернатора Александра Михайловича Загряжского.  Он едет в Петербург, знакомится с семьей Майковых (Николаем Апполоновичем и Евгенией Петровной). Они предложили ему обучать своего сына. Их дом был местом сборов литературных вечеров. Дружба с Майковыми прошла через всю жизнь Гончарова.

18 мая 1835 года Гончаров был определен в число канцелярских чиновников министерства финансов, по департаменту внешней торговли, переводчиком. Здесь ему открылся мир коммерческий и бюрократический. Здесь подготовлялось понимание типа Адуева-старшего, понимание всемирной торговли, сказавшиеся потом во «Фрегате Паллада», созревали у Гончарова мысли об Андрее Штольце.

В 1847 г. выходит «Обыкновенная история», но этот роман не первый литературный опыт писателя. В 1838 г. выходит повесть «Лихая болесть», в 1839 г. – повесть «Счастливая ошибка». Можно сказать, что 1830-е гг. были для Гончарова временем учения на литературном поприще. Первое упоминание «Обыкновенной истории» относится к 1844 году

Так родился новый русский писатель – И.А. Гончаров. Писатель, который на склоне лет сказал о себе так: «Я откровенно люблю литературу, и если бывал счастлив в жизни, так это своим призванием…»

В октябре 1848 года был написан, а в марте 1849 года опубликован в «Литературном сборнике с иллюстрациями» (издание «Современника») «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа». Закончен он будет только через десять лет, и все это время будет происходить постоянная работа над ним. На какое-то время писатель отвлекается на другой роман – «Обрыв» («В 1849 году, на Волге, когда я, после 14-летнего отсутствия, в первый раз посетил Симбирск, свою родину, родился план романа «Обрыв»… когда в то же время оканчивался обработкой у меня в голове роман «Обломов».

В 1852 году отправился в кругосветное путешествие, которое изначально предлагалось А.Н.Майкову, но который отказался. На фрегате «Паллада» секретарем при начальнике экспедиции адмирале Ефиме Васильевиче Путянине. Морское путешествие длилось два года, началось с Англии, завершилось на Дальнем Востоке – на Аяне, откуда до Питера еще 10 тысяч верст.

По возвращении Гончаров быстро завершает очерки, которые печатаются во многих изданиях: в «Отечественных записках», «Современнике», «Морском сборнике». Читатели встречают их с неизменным интересом, хвалит и критика.

Он приезжает в министерство финансов, но вскоре уходит оттуда и определяется в Петербургский цензурный комитет на должность цензора.

После этого в его жизни личная драма. Он испытывает безответное чувство к Елизавете Васильевне Толстой, приятельнице семейства Майковых. «Я болен ею…» - признавался Гончаров. История тоже обыкновенная… он мечется, страдает, пишет ей удивительные письма. На душе тяжко, рука не держит перо.

В 1857 году Толстая вышла замуж, и Гончаров взял четырехмесячный отпуск по службе, уехал в Мариенбад подлечиться. Но там начинается работа над «Обломовым» взахлеб. «…я приехал сюда 21 июня нашего стиля, а сегодня 29 июля, у меня закончена первая часть «Обломова», написана вся вторая часть и довольно много третьей, так что уже лес редеет, и я вижу вдали… конец».

Это произведение называют «мариенбадским чудом».

В январе 1859 года вышел из печати первый номер «Отечественных записок» с началом романа. В апреле публикация была завершена. Все бросились читать новый роман Гончарова. «обломов» победоносно овладел общим вниманием.

Первый серьезный критический отклик на роман – статья Добролюбова Николая Александровича «Что такое обломовщина?»

Умер в ночь на 15 сентября 1891 года от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Похоронен изначально в Александро-Невской лавре.

Иван Александрович Гончаров пришел в литературу зрелым человеком и сразу же предстал перед читателями тоже вполне сложившимся зрелым мастером. Белинский называл его талант «сильным, замечательным», указывал на «необыкновенное мастерство» Гончарова в обрисовке характеров, на его «чистый, правильный, легкий, свободный, льющийся» язык.

Домашнее задание; знать биографию Гончарова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект социализации обучающихся коррекционных групп (из группы международных проектов)

Главная цель реализации международных проектов в образовательном учреждении: воспитание обучающихся как достойных представителей своей страны, готовых к участию в межкультурном диалоге. Международны...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02. История Специальность 060101 «Лечебное дело» курс 1, группы 111, семестр 1. Специальность 060301 «Фармация» курс 2, группы 251, семестр 3

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной  основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 060301  Фармация, 060101 Леч...

Календарно-тематический план Дисциплина ОГСЭ.02 История Специальность 060101 «Лечебное дело» курс 1, группы 111, семестр 1. Специальность 060301 «Фармация» курс 2, группы 251, семестр 3

Календарно-тематический план Дисциплина ОГСЭ.02 ИсторияСпециальность 060101 «Лечебное дело» курс 1, группы 111, семестр 1.Специальность 060301 «Фармация» курс 2, группы 251, семестр 3...

Дети " группы риска". Работа с детьми "группы риска" и их семьями.

Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными ...

КОС по ПМ 03 МДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, МДК. 03.03. Социальный патронат лиц из групп риска

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖСМДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в т...

Работа куратора учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в группе

В данной статье описывается методика работы куратора (классного руководителя) учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в учебной группе....

« D - ЭЛЕМЕНТЫ. ПОБОЧНАЯ ПОДГРУППА VII ГРУППЫ. СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА». «D-ЭЛЕМЕНТЫ. ПОБОЧНАЯ ПОДГРУППА VIII ГРУППЫ. СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗА»

Лекция по учебной дисципдине "Общая и неорганическая химия" для студентов фармацевтических колледжей...