РУССКИЙ ЯЗЫК 08.11.2021 1 ГРУППА
план-конспект урока

Шевченко Вера Александровна

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_08.11.2021_1_gruppa.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.  (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!)

                                                                      Ход  урока.

1.Организационная  часть.

II.  Формулирование темы и цели урока.

– Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!)

[быт’  ч’илав’экам  ф  ч’илав’эч’искам  опщ’иств’э вофс’и  н’и т’ашкай’а   аб’азанаст’ /  а   прастой’э разв’ит’ий’э   внутр’эн’эй’    патр’эбнаст’и /      н’икто н’и   гавар’ит /     што    на  пч’ил’э    л’эжыт св’ищ’эный’     долк     д’элат’      м’от /    ана  й'эво  дэлайэт  \  патаму  што     ана      пч’ила //]   (А. И. Герцен).

Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела.

ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ!

- Как вы понимаете смысл высказывания?

- Что такое транскрипция?

- О чём мы сегодня будем говорить?

- Сформулируйте цель урока?

- Что необходимо знать, чтобы успешно выполнить задания ЕГЭ поданной теме?

          - Что изучает фонетика?    (Звуки речи.)

           -  Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками? (Графика.)

     - Чем различаются буква и звук?   (Букву видим и  пишем, звук произносим и слышим.)

     -  На какие две  большие  группы  делятся  звуки  речи?  (гласные и согласные)

     -  В чём состоит  принципиальное  различие между гласными и согласными звуками ( При образовании гласных воздух проходит через рот свободно,  при образовании согласных  встречает какие-либо преграды. Гласные состоят из голоса, звонкие  согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.)

      - Что изучает орфоэпия? (Правила произношения звуков и ударения в словах.) 

         2)  Проверим  свои  знания  на  примерах

            - Поставьте ударение в словах. (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!)

    Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, копировать, звонят, , банты, столяр, торты, черпать, творог, эксперт.

(Премирова́ть, катало́г, краси́вее, заку́порить, сре́дствами, добы́ча, балова́ть, , копи́ровать, звоня́т,  ба́нты, столя́р, то́рты, , че́рпать, творог, экспе́рт.)

              - По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?

Выпишите  в  два  столбика,  объясните. (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!)

(Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня,  люди, шьют.)

 В словах  льёт,  поем, июнь, яркий,  шьют буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, в словах ветер, мера, вяжет,  песня,  люди  - гласный звук и мягкость предшествующего согласного.)

 - Какие  фонетические  процессы  вам   известны? (оглушение,  озвончение)

  Эти  процессы  влияют  на  русскую  орфографию.

        - Назовите слова, в которых происходит:

а) оглушение согласных звуков;

б) озвончение  согласных звуков. (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!)

Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

( а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка;

б)озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.)

    Также,  вам  знакомы  такие  фонетические  процессы  как  ослабление  произношения  гласного  звука  в  безударном  положении,  этот  процесс  называется  - редукцией,  запишите.

  3) Вспомним  фонетический  разбор  слова  

 Фонетический  разбор  слова

(ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!)

Всеросси́йская, все-рос-сий-ска-я (5 слогов).

в [ф] – согласный, твердый, глухой.

с [с’] – согласный, мягкий, глухой.

е [и] – гласный, безударный.

р [р] – согласный, твердый, звонкий.

о [а] – гласный, безударный.

с [с’] – согласный, мягкий, глухой.

с –

и [и́] – гласный, ударный.

й [й’] – согласный, мягкий, звонкий.

с [с] – согласный, твердый, глухой.

к [к] – согласный, твердый, глухой.

а [а] – гласный, безударный.

я [й’] – согласный, мягкий, звонкий.

    [а] – гласный, безударный.

13 букв, 13 звуков

-  Сделаем  фонетический  разбор  слов  по  вариантам.

Скамья - [cкам’й’а] -2 слога

с-[с]-согласный, глухой, твердый, парный;

к-[к]-согласный, глухой, твердый, парный;

а-[а]-гласный, безударный;

м-[м’]-согласный, звонкий, мягкий, сонорный;

ь-[- ]

я-[й’]-согласный, звонкий, мягкий;

   [а]-гласный, ударный;

 6 букв, 6 звуков.

Съезд - [cй’эст] – 1 слог

с-[с]-согласный, глухой, твердый;

ъ-[-]

   [ й’]-согласный, звонкий, мягкий;

е

    [э]-гласный, безударный;

с-[с]-согласный, глухой, твердый;

т-[т]- согласный, глухой, твердый;

 5 букв, 5 звуков.

– В слове съезд происходит оглушение звонких согласных конце слова.

В сильной позиции съезды (для проверки написания)

     4) Прочитайте транскрипцию и запишите предложение

(ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!)

[Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у

то св’этлуй’у то груснуй’у]

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную              

(А. Прокофьев)

-Какой гласный звук повторяется и усиливает настроение легкой грусти и нежности? Звук[У]

(ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!)

Ассонанс – это художественный прием созвучия гласных звуков.

-Спишите, подчеркните согласные звуки, которые повторяются и усиливают выразительность? Шипящие: [ч],  [ш]  

«Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.»                                            (К. Бальмонт)

- Что удается достичь поэту благодаря повтору шипящих согласных? -Слышится шуршание камышей.  

Аллитерация- это древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи повторами согласных.

IV.Закрепление . ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ!

1.В  каком  слове  допущена  ошибка:  неверно  выделена  буква,  обозначающий  ударный  гласный  звук?

               1)включИт      2) квАртал   3) дОнизу   4)  послАла

2.В  каком  слове  допущена  ошибка:  неверно  выделена  буква,  обозначающий  ударный  гласный  звук?

                 1)навЕрх      2) баловАть   3) красИвее   4)  тортЫ.

Ответы:А14-3; 4.  А1- 2; 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Индивидуальная подготовка к ЕГЭ по русскому языку обучающихся 11 класса («группа риска)».

Главная особенность единого государственного экзамена состоит в охвате курса русского языка: выполнение заданий по всем основным разделам школьного курса. Успешность сдачи экзамена во многом зависит о...

КОСЫ по русскому языку и литературе для групп СПО(Тестовые задания)

КОСЫ представлены тестовыми заданиями по русскому языку и литературе, составленными в соответствии с  учебными Программами и могут быть использованы для промежуточного контроля знаний учащихся. З...

Календарно -тематическое планирование по русскому языку и литературе для групп СПО.Специальность 151.030. "Специальные машины и устройства"

КТП по русскому языку и литературе для групп СПО по специальности 151.030. "Специальные машины и устройства"....

Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"

Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...

РУССКИЙ ЯЗЫК 08.11.2021 9 ГРУППА

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии....

русский язык 08.11.2021

5 группа 08.11.2021 русский языкПублицистический стиль речи...

РУССКИЙ ЯЗЫК 08.11.2021 13 ГРУППА

конспект урока для самостоятельной работы обучающихся по теме: "Правописание имен прилагательных"...