ИКТ-компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта
статья

Насибуллина Фанзиля Габбазовна

ИКТ-компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ-компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта

Свое выступление хочу начать словами основоположника научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского:

«В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ образования согласно профессиональному стандарту является владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.

ИКТ-компетентность или по-другому ИКТ-грамотность педагогов представлена четырьмя уровнями развития этой компетентности:

Базовая ИКТ-компетентность (пользователь) – педагог с данной компетентностью лично заинтересован в обучении ИКТ и использовании их в учебном процессе. Он имеет представление о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ, владеет технологическими и методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Майкрософт Офис (MicrosoftOffice), использует сеть Интернет и цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности.

Предметно-углубленная ИКТ-компетентность (консультант) –педагог проявляет устойчивый интерес к применению ИКТ в учебном процессе, занимается поиском педагогических технологий, адекватных современным ИКТ. Такой педагог владеет способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных учебных материалов, владеет основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, обобщает и распространяет положительный опыт использования ИКТ в изучении предмета, владеет разнообразными приемами сетевого взаимодействия. Также он умеет давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ.

Организационно-педагогическая ИКТ-компетентность (тьютор-наставник) –такой педагог желает передавать свои знания и опыт в сфере ИКТ коллегам и учащимся. Он умеет самостоятельно осваивать необходимые программные ресурсы, владеет разнообразными методическими приемами использования ИКТ в учебном процессе, владеет способами организации курсовой подготовки, дистанционного повышения квалификации.

Корпоративная ИКТ-компетентность (консультант-исследователь) –педагог твердо убежден в целесообразности использования ИКТ в современном образовательном процессе, желает быть активным участником сетевых педагогических сообществ. Создает информационное и научно-методическое сопровождение всех ступеней информатизации образовательного процесса, владеет приемами организации сетевого взаимодействия, которые способствуют формированию сетевых педагогических сообществ. А также умеет анализировать проблемы, связанные с информатизацией образовательного процесса образовательного учреждения, и ищет пути их решения.

Требования профессионального стандарта педагога предполагают наличие как минимум базовой ИКТ-компетентности:

  • Умение использовать в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии  (электронные, образовательные и информационные ресурсы);
  • Умение находить, анализировать возможности использования и использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы);
  • Умение вести учебную, планирующую документацию на электронных носителях;
  • Умение заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами.
  • Знание методики применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов;
  • Знание основных принципов и технических приемов создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов);
  • Знание основных технических средств обучения, включая ИКТ, возможности их использования на занятиях и условия выбора в соответствии с целью и направленностью программы в целом или определенного занятия.

Задача педагога в новых условиях: научить правильно пользоваться общедоступными инструментами коммуникации, объяснить ребенку, как использование тех или иных сервисов может повлиять на жизнь, познакомить с лучшим, что предлагает формат гипермедиа. Для этого педагогу, разумеется, необходимо самому разобраться в сервисах и сделать правильные шаги. Также профессиональный стандарт педагога ориентирует на применение ресурсов дистанционного обучения, организацию публичных выступлений детей на интернет-форумах и интернет-конференциях, профессиональное использование элементов информационной образовательной среды .

Профессиональный стандарт педагога содержит значительное число позиций, связанных с ИКТ-компетенциями. При этом можно выделить два уровня требований к ИКТ-компетенциям педагога - технологический (владение информационными технологиями) и методический (владение методами применения ИК-технологий в образовательном процессе). Наиболее обоснованным, исчерпывающим и комплексным подходом к определению содержания ИКТ-компетенций педагога можно считать подход ЮНЕСКО. В нем выделяются шесть аспектов работы педагога:

- понимание роли ИКТ в образовании,

- учебная программа и оценивание,

- педагогические практики,

- технические и программные средства ИКТ,

- организация и управление образовательным процессом,

- профессиональное развитие.

С каждым из выделенных аспектов связывается три подхода к информатизации образовательного учреждения, которые обусловлены с соответствующими стадиями профессионального развития педагогов, осваивающих работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде:

1. «Применение ИКТ» – требует от педагога способности помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы.

2. «Освоение знаний» – требует от педагога способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире.

3. «Производство знаний» – требует от педагога способности помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, производить новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества.

Мировое педагогического сообщество,  в качестве приоритетного направления,  рассматривает компетентностный подход к профессиональной подготовке. Под компетентностью в данном случае понимается совокупность качеств педагога, которые дают понятие о его опыте, уровне профессиональной подготовки и общей культуре, достижениях в творчестве. В мировой педагогической среде компетентность личности является центральным понятием, так как она:

- является совокупностью практической и интеллектуальной составляющей образования;

- включает идеологическое объяснение образования и его результат на выходе;

- позволяет включить в себя близкие знания, которые относятся к различным сферам культуры и деятельности человека.

Повышенное внимание уделяется информационной компетенции личности, ведь она является базовой для получения других ключевых компетенций. Соответственно, если человеку удалось в совершенстве овладеть информационной компетенцией, то он сможет стать успешным в любой профессиональной области.

Для формирования информационной компетентности важен личностно-деятельностный подход, который имеет прямую зависимость от качества и степени применения технологических средств в образовательном процессе, от отслеживания учебных достижений учащихся, а также от наличия разработок новых методик и технологий обучения. Результатом этой деятельности должны стать уникальные информационные продукты, например, методики и диагностические программы, которые позволяют оценивать качество и состояние образовательного процесса. А подготовить на высоком уровне такие материалы без достижения высокой информационной компетентности просто невозможно.

С информационной компетентностью напрямую связан и культурологический подход, направленный на формирование личности педагога. Учитель, который обладает высокой педагогической культурой, способен как сохранить культурные образцы деятельности, так и воспроизвести их, а также самостоятельно их создавать, что проявляется в разработке авторских методик, технологий и систем.

В этой связи при рассмотрении информационной компетентности в тесной взаимосвязи с личностно-деятельностным и культурологическим подходом ее следует признать неотъемлемой частью информационной культуры педагога, которая является более широким понятием.

С учетом развития современного информационного общества и ориентируясь на социальный заказ можно считать, что педагог обладает нужным уровнем информационной культуры, если он соответствует следующим требованиям:

- способен самостоятельно осуществлять поиск новой информации (в том числе в сети Интернет) по своему предмету;

- эффективно и грамотно проводит структурирование, систематизацию и обобщение информации и представляет ее учащимся в удобном и понятном виде;

- разбирается в обучающих пакетах программ, электронных учебников и пособий, которые рекомендованы Министерством образования Российской Федерации, а также знает, как применить их в учебном процессе;

- умеет и знает, как пользоваться интернет-ресурсами и информационными технологиями при обучении другим дисциплинам;

- самостоятельно может разработать небольшие, но важные программные средства, необходимые в учебном процессе;

- может подобрать наиболее удачную и полезную программную среду при выполнении разнообразных задач.

В состав информационной компетентности также можно включить следующие элементы:

- постоянный интерес и личную потребность в приобретении новых знаний и умений, касающихся информационных и технических средств;

- совокупность знаний, которые способны отразить систему информационного общества;

- постоянную поисковую познавательную деятельность, в том числе накопление опыта поисковой деятельности в области компьютерных технологий и технических ресурсов;

- наличие опыта по линии «человек-компьютер».

Под информационной компетентностью педагога следует понимать тип организации своих предметно-специальных знаний, благодаря которым удается принимать взвешенные и правильные решения в ходе выполнения профессионально-педагогической деятельности.

Информационная компетентность является частью его профессиональной компетентности и включает такие слагаемые, как:

- четкое представление об основных методах и понятиях, используемых в информатике, а также наличие теоретических знаний об этой научной дисциплине;

- владение различными способами представления информации, ее безопасное хранение, обработки и передачи при помощи компьютерных технологий;

- наличие навыков работы на компьютере и базовое представление об операционных системах, операционных оболочках и доступных программах;

- знание о том, как можно представить информацию в глобальной сети;

- умение организовать индивидуальную работу учащихся в интернете и посредством доступных интернет-технологий;

- применение ИКТ в организации учебных занятий, учитывая специфику преподаваемого предмета и возрастные особенности обучающихся.

Современной системе образования также необходимо уделять внимание необходимости развития информационной среды, разработке методик, которые смогут ее гармонично интегрировать в культурное наследие человечества, а также будут способствовать творческому развитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология корректировки ОПОП в соответствии с требованиями профессионального стандарта и технического описания профессиональной компетенции «WorldSkills»

Для получения специалистов, соответствующих всем современным требованиям необходимо обучаться, повышать квалификацию, стажироваться с учетом этих требований. Для улучшения взаимодействия между работод...

карта оценки соответствия квалификации воспитателя требованиям Профессионального стандарта "Педагог"

В каждом дошкольном учреждении сегодня проискодит переход на  Профессиональный стандарт. Он определяет квалификационные требования к воспитателям, необходимые для осуществления их профессионально...

Требования современных стандартов к профессиональной компетентности педагогов

Статья содержит анализ требований к профессиональной компетентности пелагогов существующих на сегодняшний день стандартов (ФГОС СПО, Профессионального стандарта Педагог, стандарта WSR)....

Учет особенностей требования профессионального стандарта при разработке содержательной части при подготовке ОПОП по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

1. Требования ФГОС СПО (требования к структуре,  результатам освоения и условиям реализации образовательной  программы).p2. Содержание ПООП.p3. Требование работодателей и региональногорынка...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

В статье говорится о роли педагога-организатора в современном учебном заведении. Значение работы педагога-организатора сегодня неоценимо, поскольку насыщенная событиями жизнь образовательной организац...

Презентация "Разработка образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов"

В презентации представлена нормативная база разработки профессиональных образовательных программ, сопоставление ФГОС и ПС на уровне терминологии, основные жтапы разработки программ с учетом требований...