«ПСИХОЛОГИЯ ЛЮБВИ В ЦВЕТЕ ЗЕЛЕНОГО ГРАНАТА» (Конспект интегрированного занятия по литературе и психологии по мотивам произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
методическая разработка

Бреславская Ольга Геннадьевна

Интегрированный  урок: литература и психология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc159.06 КБ
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc46.61 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Камчатского края

Краевое государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

«Камчатский промышленныйтехникум»

Конспект интегрированного занятия по литературе и психологии по мотивам произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

«ПСИХОЛОГИЯ ЛЮБВИ В ЦВЕТЕ ЗЕЛЕНОГО ГРАНАТА»

г. Елизово

2021 г.

Пояснительная записка

Данное занятие разработано для реализации в рамках среднего профессионального образования и проводится со студентами 1 года обучения. Представленная разработка интегрирует в себе две дисциплины: литературу и психологию.

Благодаря такой интеграции студенты не только получают базовые литературные знания в новом формате, но и изучают актуальную для себя тему – тему любви и тему суицидального поведения, что в свою очередь способствует благоприятному психологическому развитию в подростковом возрасте.

Общая цель: в процессе интеграции знаний из области психологии и литературы составить целостное представление о концепции любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Познавательная цель: знакомство обучающихся с повестью А.И.Куприна «Гранатовый браслет», с мастерством А.И. Куприна в изображении мира человеческих чувств, влияние любви на человека, определить роль и значение данной темы в литературе и в жизни.

Развивающая цель: формирование навыков литературного анализа, развитие умения вести диалог, аргументировать своё мнение, обращаясь к тексту произведения и к жизненным ситуациям.

Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, культуры речи, уважения к чувствам другого человека, бережного отношения к любви как к сложному и прекрасному чувству, высокой нравственной ценности, профилактика суицидального поведения.

Задачи:

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими в процессе учебно-исследовательской деятельности; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные: совершенствование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные: практическое освоение обучающимися основ учебно-исследовательской деятельности; развитие стратегий смыслового чтения в работе с информацией; умение анализировать литературное произведение.

Тип занятия: усвоение нового знания.

Оборудование: презентация, индивидуальные стикеры, карточки с типами любви, эпизод из спектакля со сценой разговора с князем, 2 симфония Бетховена, аудио письмо Желткова, бумажки с персонажами, открытки со стихотворениями.

Методы:

- наглядно-иллюстративный (лекция, демонстрация);

- исследовательский (анализ текста, использование элементов проблемного обучения);

- репродуктивный (аналитическая беседа).

Формы: коллективная, частично групповая, индивидуальная, интегрированная (литература и психология).

Технологии: сотрудничества, личностно-ориентированного подхода, информационная.

Способы измерения достижения результатов обучения:

Вопросы беседы, проблемные вопросы

По завершении изучения темы студент должен знать:

- содержание повести;

- литературоведческие понятия: тема, идея, эпитет, символ.

уметь:

- пересказывать эпизоды;

- выдвигать гипотезы,

- аргументировать своё мнение, обращаясь к тексту произведения;

- работать в группе;

- соблюдать нормы литературного языка.

понимать:

- авторскую позицию;

- любовь – сложное и прекрасное чувство;

- настоящая любовь существует;

- важно уважать чувства другого человека.


План занятия

Этап

Краткая характеристика

Время

Средства

Примечание

1

Организационный

Целеполагание

Вступительное слово, озвучивание темы, цели урока.

Эпиграф

3 мин

-

2

Вводная часть

1. Что такое любовь?

- работа со словарными статьями;

-  собственные высказывания студентов (пример).

2. Групповая работа: попробовать самостоятельно объяснить виды любви в психологии.

Педагог-психолог: виды любви в психологии.

Студенты вытягивают карточки с персонажами произведения, им необходимо  соотнести их с типами любви.

20 мин

Карточки с определениями слова «любовь» из разных словарей.

Презентация с темой занятия. Карточки с героями, карточки с названиями типов любви

Педагоги помогают с примерами из жизни и литературы

3

Разговор с князем

Просмотр эпизода худ. фильма «Гранатовый браслет».

Выявление соответствия образа Желткова после прочтения и просмотра

25 мин

Игра и речь героев

4

Письмо Желткова

Включение аудио письма на фоне сонаты Бетховена №2

10 мин

Аудио письмо, соната №2 Бетховена

Письмо воспроизведено аудио файлом. Этот этап не предполагает дискуссии, а сразу же переходит в следующий этап

5

Эмоции

Студенты пишут на стикерах эмоции, которые они ощутили после прослушивания письма.

Педагог-психолог группирует стикеры студентов.

Преподаватель организовывает обсуждение – отношение к поступку Желткова.

15 мин

Индивидуальные стикеры

Педагоги помогают сгруппировать эмоции, важно привести студентов к мысли, что они не одни и в их эмоциональном состоянии у них есть поддержка

6

Рефлексия

Обсуждение занятия, подведение итогов

7 мин

Конспект интегрированного занятия по литературе и психологии по мотивам произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

«Психология любви в цвете зеленого граната»

  1. Организационный этап

Здравствуйте, уважаемые студенты. На прошлых занятиях мы с вами погрузились в мир, который создал Александр Иванович Куприн, мир произведения «Гранатовый браслет».

Сегодня мы продолжим изучение повести, но наше занятие будет синтезировать в себе не только литературные, но и психологические знания. Для вас проводят урок преподаватель русского языка и литературы   и педагог-психолог .

Анализируя творчество А.И. Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, писатель Константин Паустовский сказал так (обращаемся к эпиграфу, заранее написанному на доске): «Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это – тема любви». И мы с не меньшим основанием можем присоединиться к этому мнению и назвать А.И.Куприна певцом возвышенной любви, подарившим читателям три повести: «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь»,- объединенных этой прекрасной темой – темой любви.

  1. Вводная часть

1. Что такое любовь? Сколько существует человечество, столько времени ответ на этот вопрос искали и не перестают искать сегодня философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди.

Думаю, что и вы не раз задумывались об этом. Существует множество определений любви, вот некоторые из них:

В словаре Ожегова

Любовь - глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

В словаре Ефремовой

  1. Чувство глубокой привязанности, преданности кому-либо, чему-либо, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-либо, чего-либо.
  2. Чувство, основанное на инстинкте.
  3. Чувство, основанное на взаимной симпатии.

В словаре Д.Н. Ушакова

Любовь -  чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу.

Энциклопедический словарь

Любовь – интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность. 

Задание: прочитать определения, какое из них вам наиболее близко, попробуйте дать свое определение этому чувству.

2. В психологической науке существует множество типологий любви, основанием которых являются различные факторы. Давайте рассмотрим некоторые из них подробнее.

Задание: Вам предлагается поделиться на группы, вытащить одну карточку с названием типа любви и попытаться его описать. (После выступления каждой группы зачитывается описание их типа любви и демонстрируется слайды презентации, студенты все вместе пытаются привести примеры из жизни и литературы, а педагоги в этом помогают).

Любовь как дружба

Один из классиков «психологии любви» Элейн Хатфильд с коллегами выделила два типа любви: сострадательную и страстную.

  1. Страстная любовь связана с сильными и неуправляемыми эмоциями. Согласно Хатфильд, она зависит от нашего воспитания и случайных обстоятельств — обстановка или какие-то личностные характеристики человека сигнализируют нам, что это «романтично» — и мозг получает сигнал влюбиться.
  2. Сострадательная любовь качественно иная, в идеале страстная любовь должна переходить в сострадательную. Такая любовь основана на общих ценностях, и ее можно назвать любовью-дружбой, когда людям нравится просто общаться, проводить вместе время.

Любовь как треугольник

Психолог Зик Рубин предложил рассматривать романтическую любовь как набор трех элементов — привязанности, заботы и интимности:

  1. Привязанность — потребность в заботе, одобрении и физическом контакте с другим человеком. Например, на привязанность указывает желание срочно пожаловаться любимому человеку, если вам плохо или одиноко.
  2. Забота — обеспокоенность чужими потребностями и счастьем больше, чем своими собственными. Чувство заботы заставляет нас ставить на первое место интересы другого человека, переживать за него, стремиться помочь и утешить.
  3. Интимность означает общие мысли, желания и чувства, которые объединяют двух людей. Чем больше интимность, тем больше доверие между людьми, тем больше желание делиться идеями и эмоциями.

На основе этих трех составляющих Рубин даже разработал шкалы, по которым в буквальном смысле можно оценить «силу любви».

Любовь как палитра

В своей книге «Цвета любви» психолог Джон Алан Ли рассматривал не сущность романтической любви, а ее разновидности. Он сравнивает любовь с цветовым кругом. На нем есть три основных цвета, и Ли считал, что есть три основных стиля любви. Назвал он их красиво и по-гречески — Эрос, Лудос и Сторге:

  1. Эрос — любовь к идеальному человеку.
  2. Лудос — любовь как игра.
  3. Сторге — любовь как дружба.

Продолжая аналогию с палитрой, Ли предложил, что три основных цвета можно комбинировать и создать дополнительные цвета. В результате получится девять разновидностей любви. Например, если на палитре любви смешать Эрос и Лудос, то получится Мания — навязчивая любовь. Точно также, если смешать Лудос и Сторге, то получится Прагма — реалистичная и практичная любовь. Если же смешать Эрос и Сторге, то получится Агапе — сострадательная и бескорыстная любовь.

Любовь как болезнь

Американский психолог Дороти Теннов в своей книге «Любовь и влюбленность» описала страстную романтическую любовь как слепой биологический механизм, обеспечивший наших предков способностью не только размножаться, но и какое-то время воспитывать общих детей.
Теннов не считает влюбленность настоящей любовью, а описывает ее скорее как болезненное состояние, имеющее следующие симптомы.

  1. Постоянные навязчивые мысли об объекте влюбленности.
  2. Острая, болезненная потребность в ответных чувствах объекта.
  3. Ощущение эйфории в случае взаимности.
  4. Сосредоточенность на объекте влюбленности до такой степени, что человек может игнорировать важные обязанности и не решать насущные проблемы.
  5. Искаженное восприятие объекта любви, часто граничащее с бредом. При этом положительные качества объекта преувеличиваются, а негативные или игнорируются, или считаются притягательными.
  6. Сильное страстное влечение к объекту влюбленности.

Вот такой разной бывает любовь.

Задание: предлагаем вам определить, к какому типу любви можно отнести персонажей повести «Гранатовый браслет».

Каждый из вас получил карточку с персонажем. Попробуйте описать, какая это любовь из рассмотренных ранее видов и аргументировать свое мнение. У кого персонажи совпадают – помогают друг другу.

3. Встреча с князем

В ходе повествования Александр Иванович предлагает нам описание встречи князя и Г. Желткова. Давайте посмотрим на эту сцену (эпизод из фильма).

Зрители развернувшейся перед вами картины, расскажите, что вы почувствовали? На чьей вы стороне и почему?

4. Письмо Желткова.

(аудио)

Княгиня Вера Николаевна никогда не читала газет, потому что, во-первых, они ей пачкали руки, а во-вторых, она никогда не могла разобраться в том языке, которым нынче пишут.

Но судьба заставила ее развернуть как раз тот лист и натолкнуться на тот столбец, где было напечатано:

«Загадочная смерть. Вчера вечером, около семи часов, покончил жизнь самоубийством чиновник контрольной палаты Г.С. Желтков. Судя по данным следствия, смерть покойного произошла по причине растраты казенных денег. Так, по крайней мере, самоубийца упоминает в своем письме. Ввиду того, что показаниями свидетелей установлена в этом акте его личная воля, решено не отправлять труп в анатомический театр».

Вера думала про себя:

«Почему я это предчувствовала? Именно этот трагический исход? И что это было: любовь или сумасшествие?»

Целый день она ходила по цветнику и по фруктовому саду. Беспокойство, которое росло в ней с минуты на минуту, как будто не давало ей сидеть на месте. И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли когда-нибудь увидит, к этому смешному Пе Пе Же.

«Почем знать, может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь», — вспомнились ей слова Аносова.

Предлагаем вам прослушать письмо (аудио версия на фоне включается соната Бетховена №2).

.

5. Эмоции

Вы услышали предсмертное письмо Желткова. Каждый испытал свой спектр эмоций.

Задание: Перед вами лежат стикеры, мы просим вас самостоятельно на стикерах записать то, что вы испытали (одна эмоция – один стикер).

Студенты сдают стикеры педагогу-психологу для группировки.

Каждый писатель исходя из опыта построения личных отношений выстраивает собственную концепцию любви. Сформулируйте концепцию Любви у Куприна.

Тема для дискуссии

Мнения учащихся

Мнения учащихся

Желтков слабый, безвольный человек, поэтому покончил жизнь самоубийством, не смог пережить безответную любовь

Желтков – великий человек, он имел талант любить, но по воле судьбы любовь не нашла взаимности. Его чувство вызывает гордость. Он ушел из жизни, чтобы не мешать жить любимой женщине, не быть преградой.

Педагог-психолог выкладывает сформированные группы стикеров перед студентами.

Давайте попробуем подобрать слово к  каждой группе.

Посмотрите, практически все ваши эмоции имеют отклик у других людей. Это доказывает то, что какими бы сильными не были ваши переживания, вы всегда найдете поддержку среди единомышленников. Стоит только не держать переживания в себе, а поделиться с близкими.

Возможно, если бы так сделал Г. Желтков, то трагедии удалось бы избежать.

6. Рефлексия

Сегодня мы рассмотрели произведение Куприна «Гранатовый браслет». Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется только раз в тысячу лет. Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.

Сегодня у нас была прекрасная встреча, и мы хотим поблагодарить вас всех небольшими тематическими подарками (раздаются открытки со стихотворением).

                   В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

                   Когда бы на земле изгнали мы любовь.

                   Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,

                   А кто не знал любви, тот все равно,

                   Что не жил…. (Мольер)

Список использованных источников:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 11 классе.- М., 2004.
  2.  Вахненко Е.Н. «Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой» //Литература в школе. – 1995.– № 1.– с .37.
  3. Егорова Н.В., Золотарёва И.В «Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина 20 века ».М.: «ВАКО».2003 г.
  4. Куприн А. И. Повести. Рассказы. - В 2 т. Т. 1. - М., 2002.
  5. Макарова С.А. Изучение рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. – 2007. – № 7.– с. 22–27.
  6. Марценюк С.Ф. «Да святится имя Твое». // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. –  № 9 – с. 56–57.
  7. Петрова Т.А. Рождение урока. //Литература в школе. – 1998.– № 3. – с.135.
  8. Полякова И., Крицкая Н. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды:// Литература. Приложение к журналу "Первое сентября". - 2006. -№18. с. 32-35.
  9. Рассказова Л.В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» //Литература в школе. – 2007. – № 7.– с. 8–11.
  10.  Шеханова Т. «Гранатовый браслет» в вопросах и ответах. //Литература. – 2007. – № 5. – с. 22–23.


Предварительный просмотр:

интегрированного занятия по литературе и психологии по мотивам произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

«ПСИХОЛОГИЯ ЛЮБВИ В ЦВЕТЕ ЗЕЛЕНОГО ГРАНАТА»

Занятие подготовили:

преподаватель русского языка

и литературы Бреславская О.Г.

  педагог-психолог Шебаршова В.О.

Общая цель: в процессе интеграции знаний из области психологии и литературы составить целостное представление о концепции любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Познавательная цель: знакомство обучающихся с повестью А.И.Куприна «Гранатовый браслет», с мастерством А.И. Куприна в изображении мира человеческих чувств, влияние любви на человека, определить роль и значение данной темы в литературе и в жизни.

Развивающая цель: формирование навыков литературного анализа, развитие умения вести диалог, аргументировать своё мнение, обращаясь к тексту произведения и к жизненным ситуациям.

Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, культуры речи, уважения к чувствам другого человека, бережного отношения к любви как к сложному и прекрасному чувству, высокой нравственной ценности, профилактика суицидального поведения.

Задачи:

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими в процессе учебно-исследовательской деятельности; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные: совершенствование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные: практическое освоение обучающимися основ учебно-исследовательской деятельности; развитие стратегий смыслового чтения в работе с информацией; умение анализировать литературное произведение.

Тип занятия: усвоение нового знания.

Оборудование: презентация, индивидуальные стикеры, карточки с типами любви, эпизод из спектакля со сценой разговора с князем, 2 симфония Бетховена, аудио письмо Желткова, бумажки с персонажами, открытки со стихотворениями.

Методы:

- наглядно-иллюстративный (лекция, демонстрация);

- исследовательский (анализ текста, использование элементов проблемного обучения);

- репродуктивный (аналитическая беседа).

Формы: коллективная, частично групповая, индивидуальная, интегрированная (литература и психология).

Технологии: сотрудничества, личностно-ориентированного подхода, информационная.

План занятия

Этап

Краткая характеристика

Время

Средства

Примечание

1

Организационный

Целеполагание

Вступительное слово, озвучивание темы, цели урока.

Эпиграф

3 мин

-

2

Вводная часть

1. Что такое любовь?

- работа со словарными статьями;

-  собственные высказывания студентов (пример).

2. Групповая работа: попробовать самостоятельно объяснить виды любви в психологии.

Педагог-психолог: виды любви в психологии.

Студенты вытягивают карточки с персонажами произведения, им необходимо  соотнести их с типами любви.

20 мин

Карточки с определениями слова «любовь» из разных словарей.

Презентация с темой занятия. Карточки с героями, карточки с названиями типов любви

Педагоги помогают с примерами из жизни и литературы

3

Встреча с князем

Просмотр эпизода худ. фильма «Гранатовый браслет».

Выявление соответствия образа Желткова после прочтения и просмотра

20 мин

Игра и речь героев

4

Письмо Желткова

Включение аудио письма на фоне сонаты Бетховена №2

10 мин

Аудио письмо, соната №2 Бетховена

Письмо воспроизведено аудио файлом. Этот этап не предполагает дискуссии, а сразу же переходит в следующий этап

5

Эмоции

Студенты пишут на стикерах эмоции, которые они ощутили после прослушивания письма.

Педагог-психолог группирует стикеры студентов.

Преподаватель организовывает обсуждение – отношение к поступку Желткова.

10 мин

Индивидуальные стикеры

Педагоги помогают сгруппировать эмоции, важно привести студентов к мысли, что они не одни и в их эмоциональном состоянии у них есть поддержка

6

Рефлексия

Обсуждение занятия, подведение итогов

7 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы «Великая сила любви» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Сейчас страницы массовых изданий, телеэкраны заполонили статьи и ролики, откровенно работающие на возбуждение низших физиологических потребностей. Все чаще мы слышим про самые дикие насилия и преступл...

Урок литературы «Великая сила любви» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Сейчас страницы массовых изданий, телеэкраны заполонили статьи и ролики, откровенно работающие на возбуждение низших физиологических потребностей. Все чаще мы слышим про самые дикие насилия и преступл...

Конспект интегрированного занятия в 1 младшей группе по произведению " Кошкин дом"

Цель- развивать у детей заботливое и бережное отношение к героям сказки " Кошкин дом".И развивать интерес к изобразительному искусству..Развивать у детей фантазию и умение отображать свои задумки на б...

А.И.Куприн "Гранатовый браслет" урок литературы

А.И.Куприн "Гранатовый браслет" - урок литературы в старших классах, расчитанный на 2 часа. Учащиеся знакомятся с краткой биографией писателя, получают  представление  о художестве...

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста (по мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят»)

Конспект  интегрированного занятия по формированию элементарных математических  представлений  детей младшего дошкольного возраста  (по мотивам русской народной сказки «Волк ...