Урок русского языка в 5 классе «Путешествие в страну существительных»
план-конспект урока

Бахмутова Елена Геннадьевна

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Форма урока: урок-путешествие

Цели урока:

1) обобщить и систематизировать знаний учащихся по теме «Имя существительное»; 2) закрепить умения находить имя существительное в тексте; 3) совершенствовать речевые и орфографические навыки; 4) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 5) способствовать развитию творческих способностей учащихся; 6) воспитывать чувство любови к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока на районный методический фестиваль

учителей русского языка и литературы "Открытый урок"

Номинация «Лучший урок»

Урок русского языка в 5 классе «Путешествие в страну существительных»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Форма урока: урок-путешествие

Цели урока:

1) обобщить и систематизировать знаний учащихся по теме «Имя существительное»; 2) закрепить умения находить имя существительное в тексте; 3) совершенствовать речевые и орфографические навыки; 4) формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции; 5) способствовать развитию творческих способностей учащихся; 6) воспитывать чувство любови к русскому языку.

Оборудование: компьютер, презентация, медиапроектор, карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слово учителя

- Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись от души.

До чего ж мы хороши!

-Я рада встрече с вами, дорогие мои ученики. Позвольте начать занятие с хорошего настроения, как у нашего солнышка. ( Слайд 1)

2. Введение в тему.

На предыдущих уроках мы начали повторять части речи, а сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока:

 «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам».(1слайд)

- О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете?

- Правильно, это имя существительное.

- Прочитайте эпиграф урока:

Имя существительное – хлеб языка.

Л.В.Успенский (Слайд 2)

-Докажите это высказывание.

- Объясните значение слова "хлеб". Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей. Объясните значение слова "язык".

 (О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных). (Слайд 3)

3. Постановка целей урока

С именем существительным вы знакомы с начальных классов.

-Чем мы с вами будем заниматься на уроке?

-Какие цели поставим?

Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки. (слайд 5)

  Я предлагаю вам отправиться в путешествие по огромной стране «Имя существительное». С чего оно начинается?

Составление маршрута.. Перед нами карта-путеводитель (5 слайд)), на ней указан наш маршрут. Но прежде чем вы займете места в наших воображаемых автобусах, я познакомлю вас с некоторыми правилами, которые надо выполнять. Вы должны быть дружными, сообразительными, наблюдательными и быстро выполнять все задания. Итак, поехали!(6 слайд)

4. Систематизация и обобщение материала

Посмотрите внимательно, как называется деревня, в которую мы приехали? (7слайд). Правильно, перед нами деревня Собственников.

- Как вы думаете, какие существительные здесь живут? (Собственные и нарицательные)

- Верно. Какие слова будем относить к собственным?

- У собственных существительных кто по соседству живет?

- Что они обозначают?

- Ребята, жители деревни Собственников просят вас выполнить тренировочное упражнение: распределить данные слова в два столбика (8слайд):

Нарицательные имена существительные

Собственные имена

существительные

Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В,в)олк, (И,и)лья, (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген.

Взаимопроверка.

- Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?

- Кто был внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором – с маленькой. Почему? Выполним небольшое задание по вариантам: I вариант записывают имена собственные и через тире их лексическое значение, II вариант записывают нарицательные   и через тире их лексическое значение: Рентген (немецкий ученый), рентген (просвечивание рентгеновскими лучами); орёл (птица), Орёл (город); земля (суша), Земля (планета Солнечной системы).

- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданиями. Теперь мы продолжим свой путь. Посмотрите, какая красота – река ОлицетворяемаяЕсли искупаться в этой речке, то, как вы думаете, какое чудо может произойти? (неживой предмет может стать живым...)

- Верно. О каком постоянном признаке имени существительного мы здесь должны вспомнить? (признак одушевленности и неодушевленности)

- Что нам будет помогать определять, какое перед нами существительное? (вопросы Кто? Что?, смысл, форма множественно числа винительного падежа…).

Прежде чем отправится дальше, необходимо выполнить упражнение: Найдите «пятое лишнее» в следующих рядах слов (8 слайд):

Мастер, лошадь, бабочка, толпа, сверстница.

Реклама кукла, рябина, пейзаж, земляника.

Объясните, почему такое «несовпадение»?

- Отправляемся дальше! Давным-давно все существительные были очень похожи. Да так похожи, что сама королева Грамматика их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет вознагражден». Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? По какому признаку можно отличать друг от друга существительные? Название села вам служит подсказкой.

- Молодцы! Но в селе живут некоторые слова, которые не могут определиться с родом. Поможем им (10 слайд).

Упражнение: Неряха, адвокат, визажист, злюка, молодчина, работяга, директор.

- Здесь есть слова общего рода. Но и есть существительные, называющие профессия, род занятий, общественное положение, употребляемые для обозначения лиц как мужского, так и женского родов. Придумайте предложения с такими словами, из которых было бы ясно, о мужчине или о женщине идет речь.

- Молодцы! Следуем дальше по стране «Имя существительное». Ребята, мы приехали на хутор Численный (11 слайд). Кто по названию хутора догадался, о каком непостоянном признаке жителей идет речь? Они непостоянны: то о них можно сказать один, то несколько, много. Это единственное и множественное число. Но мы не должны забывать и об особой группе имен существительных. Давайте наведем порядок в следующей неразберихе     (11слайд):

Существительные, которые имеют форму только единственного числа

Существительные, которые имеют форму только множественного числа

- молодежь, студенчество, человечество

- часы, грабли, брюки

- шахматы, будни, каникулы

- молотьба, удивление, косьба

- Карпаты, Афины, Сокольники

- Какой фонетический закон наблюдается в четвертой группе? (озвончение).

5. Физкультурная минутка 

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Систематизация и обобщение материала (продолжение)

- Наш автобус двигается дальше. На нашем пути усадьба Мастеров      (12 слайд). У здешних мастеров материалом для строительства служат приставки, суффиксы, основы. Давайте на 2 минуты тоже станем мастерами и «построим» новые имена существительные. В скобках указан способ образования. Кто быстрее? (12 слайд).

  • Футбол (суффиксальный) -
  • Храбрый (суффиксальный) -
  • Погода (приставочный) -
  • Город (приставочный) -
  • Стакан (прис.-суф.) -
  • Служить (прис.-суф.) -
  • Луна, ходить (сложение основ) -
  • Железо, бетон (сложение основ) -

-  А какой способ словообразования вы знаете еще? (сложение сложносокращенных слов).

- Очень хорошо! Ребята, наш автобус въезжает в поселок Склоняемый (13 слайд). А что такое склонение?

- На сколько групп поделены жители данного поселка? (на три).

В поселке Склоняемый вам предстоит выполнить следующее задание: распределите слова по склонениям, выделите окончание (13 слайд). (Один человек, комментируя, работает у интерактивной доски, остальные в тетрадях).

1 склонения

2 склонение

3 склонение

Страна, инженер, собрание, лекция, площадь, земля, завод, печ…, дело, конь, ноч…, село, площадь.

- Молодцы! Двигаемся дальше! Перед нами город Орфографический!      (14 слайд).

- Как вы думаете, кто правит в этом городе? (орфограммы). Жители города – орфограммы предлагают проверить ваши знания, выполнив упражнение.

Задание: спишите, вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте условия выбора правильного написания (14 слайд).

Посадить р..стение, написать изл..жение, повесить об..явление, сидеть на лекц.., кричать от бол.., работать стор..ж..м, салат с огурц..м, составить ра..писание, низкое со..нце, опасный хищ(?)ник, вкусный крыж..вник, сложный м..ршрут, тяжелый рю..зак.

Все учащиеся по очереди выходят к интерактивной доске, разбирая вслух по два словосочетания.

Наше путешествие завершается, и мы возвращаемся в село «Родное». Ребята, какие знаменательные события мы отмечаем в этом году? (15-19 слайды)

Работа с текстом.

Письмо на фронт

Женя, тринадцатилетний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал ее с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.

Сегодня во время работы мальчик упал и больно ударился головой. На какое-то мгновение силы оставили мальчика. Он почти ничего не ел, совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжелая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.

Все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А еще у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.

Мальчик пришел домой, сел на свою табуретку и начал выводить карандашом:

Дорогой папа! Я очень хочу попросить тебя, чтобы ты громил фашистов что есть мочи и поскорее возвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю о тебе. Я горжусь, что ты – солдат, и что у тебя есть орден и медали, и что ты защищаешь всех нас от проклятых фашистов! Твой сын Женя.

Вопросы к тексту:

  1. В какой ситуации происходит встреча с Женькой?
  2. Почему Женя решил работать на заводе?
  3. О чем мечтал Женя?
  4. Почему оказалась возможной победа над фашизмом (а это мы знаем из истории)?
  5. Мог бы ты написать письмо Женьке с рассказом о себе?

Задание: вставить в текст пропущенные слова.

Примерное письмо Женьке.

Дорогой Женя! Я узнал о твоей жизни из рассказа «Письмо на фронт». Ты - мой …, но ведешь себя очень ….Ты очень любишь своих …, …, свою ….Ты принял … работать на …, потому что очень хочешь … своей … в этой страшной ….

Я тоже очень … свою Родину, свою …, и если бы была война, я бы тоже сделал бы все, чтобы помочь своей ….

Я учусь в … классе. Учусь …. Занимаюсь в …. У меня - дружная семья. Я думаю, что наша страна смогла победить фашистов, потому что все встали на защиту …: и взрослые, и дети.

Я горжусь тобой и хотел бы быть на тебя …. Твой ровесник из 21 века (имя)

Слова для вставки: ровесник, ответственно, маму, папу, семью, решение, заводе, помочь, стране, войне, люблю, семью, стране, 5, хорошо, не очень хорошо, кружке, секции, Родины, похожим.

Подведение итогов урока

Вот и закончилось наше занятие. Сегодня все молодцы! Но путешествие в страну «Имени существительного» еще не завершено. Впереди еще много интересного. До новых встреч.

Приложения

1. Жители деревни Собственников просят вас выполнить тренировочное упражнение: распределить данные слова в два столбика 

Нарицательные имена существительные

Собственные имена существительные

Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В,в)олк, (И,и)лья, (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», человек, Александр, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген.

2.

Существительные, которые имеют форму только единственного числа

Существительные, которые имеют форму только множественного числа

- молодежь, студенчество, человечество

- часы, грабли, брюки

- шахматы, будни, каникулы

- молотьба, удивление, косьба

- Карпаты, Афины, Сокольники

3. Усадьба «Мастеров» Представим себя мастерами и «построим» новые имена существительные. В скобках указан способ образования. Кто быстрее? 

  • Футбол (суффиксальный) -
  • Храбрый (суффиксальный) -
  • Погода (приставочный) -
  • Город (приставочный) -
  • Луна, ходить (сложение основ) -
  • Железо, бетон (сложение основ) –

4. В поселке Склоняемый вам предстоит выполнить следующее задание: распределите слова по склонениям, выделите окончание..

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Страна, инженер, собрание, лекция, площадь, земля, завод, печ…, дело, конь, ноч…, село, весна,  помощь.

5. Город Орфографический. Задание: вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте условия выбора правильного написания.

Посадить р..стение, написать изл..жение, повесить об..явление, сидеть на лекц.., кричать от бол.., работать стор..ж..м, салат с огурц..м, составить ра..писание, низкое со..нце, опасный хищ(?)ник, вкусный крыж..вник, сложный м..ршрут, тяжелый рю..зак.

6. Письмо на фронт

Женя, тринадцатилетний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал ее с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.

Сегодня во время работы мальчик упал и больно ударился головой. На какое-то мгновение силы оставили мальчика. Он почти ничего не ел, совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжелая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.

Все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А еще у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.

Мальчик пришел домой, сел на свою табуретку и начал выводить карандашом:

Дорогой папа! Я очень хочу попросить тебя, чтобы ты громил фашистов что есть мочи и поскорее возвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю о тебе. Я горжусь, что ты – солдат, и что у тебя есть орден и медали, и что ты защищаешь всех нас от проклятых фашистов! Твой сын Женя.

Вопросы к тексту:

  1. В какой ситуации происходит встреча с Женькой?
  2. Почему Женя решил работать на заводе?
  3. О чем мечтал Женя?
  4. Почему оказалась возможной победа над фашизмом (а это мы знаем из истории)?
  5. Мог бы ты написать письмо Женьке с рассказом о себе?

7. Задание: вставить в текст пропущенные слова.

Примерное письмо Женьке.

Дорогой Женя! Я узнал о твоей жизни из рассказа «Письмо на фронт». Ты - мой …, но ведешь себя очень ….Ты очень любишь своих …, …, свою ….Ты принял … работать на …, потому что очень хочешь … своей … в этой страшной ….

Я тоже очень … свою Родину, свою …, и если бы была война, я бы тоже сделал бы все, чтобы помочь своей ….

Я учусь в … классе. Учусь …. Занимаюсь в …. У меня - дружная семья. Я думаю, что наша страна смогла победить фашистов, потому что все встали на защиту …: и взрослые, и дети.

Я горжусь тобой и хотел бы быть на тебя …. Твой ровесник из 21 века (имя)

Слова для вставки: ровесник, ответственно, маму, папу, семью, решение, заводе, помочь, стране, войне, люблю, семью, стране, 5, хорошо, не очень хорошо, кружке, секции, Родины, похожим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.

На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...

Причастие. Причастный оборот.Презентация к уроку русского языка 7 классе

Презентация позволит в интересной форме повторить определение причастия, признаки прилагательного и глагола у причастия, синтаксическую роль причастий. Семикласники смогут вспомнят правила  поста...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Спряжение глагола (Система РО Л.В. Занкова)

Цель:- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».Задачи:Обучающие:- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; - закрепить знания о глаголе.Развив...

Урок русского языка 2 класс по теме:" Перенос слов".

Урок русского языка 2 класс по теме : "Перенос слов"...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе....

Урок русского языка. 2 класс. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Этапы урока:- мотивация (с помощью видеоролика);- актуализация знаний (обобщение признаков текста на основе);- работа с текстом (составление плана, подбор заголовка, ответы на вопросы по тексту,);- в ...

технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного

технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного...