План урока по литературе
план-конспект урока
План урока по литературе для студентов 1 курса специальности "Ветеринария"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_po_literature_dlya_veterinarov_1.docx | 53.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова»
ПЛАН УРОКА
Дата: май 2021
ФИО преподавателя: Базаргармаева Нина Дамбижалсановна
Учебная дисциплина: Русская литература
Группа: 312
Курс:1
Специальность: Ветеринария
Тема: Как прекрасна земля, и на ней человек! По роману Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-исследование
Цель урока: активизировать познавательный интерес ученика к художественному произведению и личности автора, дать понимание о необходимости литературы как вида искусства в жизни каждого человека, подготовить учащихся к письменному сочинению по теме.
Задачи урока:
Образовательные: показать предчувствие писателя, предвидевшего экологическую катастрофу, пагубность потребительского отношения человека к природе, обучить ведению дискуссии, развитию умения использования литературоведческих терминов, обучение монологическому аргументированному ответу, развитие критического мышления.
Воспитательные: воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям, экологическое воспитание учащихся и бережное отношение к природе
Развивающие: развивать навыки целостного анализа художественного произведения; умение самостоятельно мыслить, рассуждать, аргументировать свою позицию; развивать коммуникативную культуру, навыки публичного выступления; познавательный интерес к предмету через лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую компетенции различными средствами и способами.
Планируемые результаты:
Предметные: сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания мира;
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
Владениями навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Личностные: сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Толерантное сознание и поведение, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Эстетическое и гуманное отношение к природе;
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к литературе;
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы…)
Метапредметные:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность. Оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, использовать в самостоятельной деятельности.
Форма организации процесса обучения: индивидуальная, групповая
Методы обучения
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: рассказ-вступление, беседа, проблемно-поисковые, метод самостоятельной работы;
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: дискуссия, создание эмоционально-проблемных ситуаций;
3) методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля.
Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, технология проблемного обучения, технология развития «критического мышления».
Межпредметная связь: сформировать у учащихся на основе литературного произведения гуманное отношение к природе, особенно – к животным, развить личностные качества учащихся, сформировать глубокое понимание особенностей своей будущей профессии.
Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись
Структура урока:
1).Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
2) Основной этап.
А)Художественное восприятие романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».
Б)Осмысление художественного текста. Учащиеся работают по группам. У каждой группы индивидуальное задание.
В)Творческая работа. Учащиеся пишут сочинение – миниатюру по группам.
Г)Релаксация: Звучит музыка «Живые звуки природы». Обобщение по теме урока
Домашнее задание: Если бы вам предложили написать письмо потомкам, каким бы было ваше обращение?
3) Заключительный этап. Рефлексия, оценка деятельности учащихся (подведение итогов занятия).
КОНСПЕКТ УРОКА
1.Организационный момент. Учитель:
Добрый день! Сегодня в обществе много говорят о нарушении экологического равновесия в природе. В результате развития промышленности, научно-технической революции наметилась напряженность в отношениях человека и природы, углубившаяся до опасных пределов. Но мне представляется, что «нарушение равновесия» наметилось и в душах людей, и опустошение душ происходит незаметно. Современный человек все больше и больше теряет связь с окружающим миром.
Нельзя быть равнодушным к природе. Хочется, чтобы сегодня разговор взволновал и убедил вас бережно относиться к окружающей природе, помнить, что человек-часть природы, и от него зависит состояние окружающей среды. Чтобы каждый осознал свою личную ответственность за судьбу природы, чтобы не было тех, кто остался бы равнодушным к проблеме нашего общества. И поможет обсудить проблемные вопросы бережного отношения человека к природе роман Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».
Основной этап.
А).Художественное восприятие романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»
Вопросы:
1.Какое впечатление на вас произвел роман «Не стреляйте в белых лебедей?»
2.Кто из героев вас понравился?
3.Над какими вопросами размышляет автор?
(Учащиеся перечисляют темы романа. Роман «Не стреляйте в белых лебедей» посвящен актуальнейшей проблеме - взаимоотношению человека и природы, противостоянию добра (в романе эту мысль выражает Е.Полушкин) и зла
( в романе эту мысль выражает Федор Бурьянов.)
Учитель: Хотелось бы познакомиться поближе с краткой автобиографией Бориса Васильева. Рассказ учащихся о биографии и творчестве писателя. (Индивидуальная работа.
1 студент:
ВАСИЛЬЕВ БОРИС ЛЬВОВИЧ. Родился писатель земли Русской в Смоленске,21 мая в 1924 году. Родители его были дворянами, отец – офицер, служивший в Царской, а затем в Красной Армии. Когда началась война, Борис Васильев пошел добровольцем на фронт после окончания 9 класса, служил в истребительном батальоне, затем в десантных войсках. В 1943, после контузии, направлен был в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Окончил ее в 1948, работал на Урале. Печатается с 1954года.
Мать — из известной семьи народников, участвовавших в организации кружка «чайковцев» и «фурьеристских» коммун в Америке. В 1954 году он понял, что призвание его – литература, уволился из армии и стал писать.
Истинный успех пришел к Васильеву после публикации повести «А зори здесь тихие» в1969 году, а Государственной премией СССР был награжден в 1975 году. Основная тема его творчества – это несовместимость естественного человеческого и милосердного начала и трагизм неизбежной гибели благородных и бескорыстных душ в столкновении с жестокостью и несправедливостью.
2 студент:
История создания романа. Роман «Не стреляйте в белых лебедей» был создан Б. Васильевым в 1973 году, в этом же году был опубликован в журнале « Юность». В 1980 году на киностудии «Мосфильм» создали фильм. Б.Васильев создал цельный и бескорыстный образ Егора Полушкина, который стоит в одном ряду с традиционными образами в русской литературе, героями Ф.М. Достоевского и В.М. Шукшина, «святыми» чудаками, гибнущий в борьбе с браконьерами, покушающимися в корыстных целях на жизнь природы. Б. Васильев выражает мысль о ложности и опасности насильственного вторжения человека в естественный и прекрасный ход бытия.
Учитель: Почему Б.Васильева в 1973 году интересовала тема жестокого обращения человека к природе и материального обогащения за её счёт?
Ответы учащихся:
Б.Васильев пишет с душевной болью о взаимоотношениях человека и природы . Его роман «Не стреляйте в белых лебедей» - произведение о современной жизни. Главные герои противопоставлены друг другу: те, кто понимает и любит природу, и те, кто жестоко и безжалостно к ней относится. Главный герой Егор Полушкин тесно связан с природой, при виде того, как уничтожаются ее богатства, страдает всей душой.
Учитель:
Действие повести сопряжено с жизнью природы, которая не только является фоном и местом действия, но и становится своеобразным героем произведения. И лес, и река, и Чёрное озеро, и деревенские собаки, и даже засохшее дерево, превращённое стараниями
главного героя повести Егора Полушкина в скульптуру, — всё это активно участвует в
движении сюжета и в выявлении человеческих чувств.
Именно отношение к природе разделяет персонажей произведения на два лагеря: на тех, кто понимает, любит, бережет её, кто охраняет и созидает красоту природы, и на тех, кто способен лишь обогащаться за счет природы, убивать животных, бездумно и безжалостно уничтожать всё на своём пути ради эгоистической личной выгоды.
Учитель:
А теперь давайте на анализе прочитанного романа посмотрим, какие образы создал Б. Васильев, чтобы показать читателю и чувство заботы человека и любви к природе, и варварское отношение к ней. В центре повести образ Егора Полушкина. Странным он казался для людей, не понимали его окружающие, часто ругали, даже били друзья – шабашники- за излишнюю, на их взгляд, честность и порядочность. Но он ни на кого не обижался.
Б)Осмысление художественного текста. Учащиеся работают по группам. У каждой группы индивидуальное задание.
- Представьте результаты вашего исследования.
1 группа ребят работает над вопросом: «Егор Полушкин – победитель над злом.» - Каким изображен Егор Полушкин в романе?
- Как он относится к семье, к работе, к людям? - Почему его назвали «бедоносцем»?
(Справку дает ученик, обратившись к словарю Даля: полушка – в старину медная монета в четверть копейки)
-Имя Егор означает – победитель. Егор – победитель над злом. Так ли это? Подтвердите примерами из текста.
Как вы понимаете его слова: «Поступать надо не с прицелом, не для одобрения свыше, а как велит совесть»?
Выступления учащихся. Ответ ученика : Егор Полушкин принадлежит к числу людей, которые обладают даром испытывать радость от труда. Что бы ни делал Егор, где бы он ни работал — плотником в строительной бригаде, на лодочной ли станции или позднее лесником — он всегда трудится «как сердце велело».
Трудится он с сознанием огромной ответственности за дело. Труд, по его убеждению, «на радость людям производится». Мастер — золотые руки, умелец, которыми богата наша земля, Егор Полушкин любое дело хочет сделать так, «чтобы не маялась совесть».
2 группа ребят работает над вопросом: «Бережное отношение Егора Полушкина к природе».
.Вопросы:
-Какие эпизоды романа доказывают, что Егор Полушкин бережно относится к природе и проявляет душевную чуткость к природе? (Учащиеся приводят примеры о прорытой траншее, о сожженном муравейнике, о порядке в лесу, о приобретении лебедей).
-Какие поступки героя доказывают, что он бескорыстно заботится об окружающей его природе?
-О чем была произнесена речь Егора в Москве?
-Какими поступками Егор Полушкин вырабатывает культуру бережного отношения человека к природе у читателя?
Ответы учащихся: «Он поступал не по соображениям ума, а так, как велела совесть», — не раз скажет о нём автор.
Труженик и созидатель, Егор не только влюблён в природу, но сердцем понимает кровную нерасторжимость с нею. Его тревожат всё обостряющиеся противоречия между человеком и природой: «Сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем, и прислониться не к чему», — приводят ученики цитату из текста.
3 группа ребят работает над вопросом: «Федор Бурьянов - лесник, основательный хозяин, разрушитель». Обращение к презентации
-Как Федор Бурьянов исполнял должность лесничего?
-Докажите эпизодами из текста, что он основательный хозяин?
-Какие эпизоды из текста доказывают, что материальные блага для него значат выше нравственных?
-Почему Б.Васильев считает этого героя разрушителем?
Ответы учащихся: Он — лесник, человек основательный, трезвый, хозяин. «И держал себя в соответствии, и рублю, и слову цену знал». Главное в его натуре — хищничество. Пользуясь своей должностью, он ворует заповедный лес, браконьерствует на озере, возами возит для продажи лыко, беспощадно губит лес. Нажива — его страсть, он подчинил ей всю жизнь. Фёдор всегда и во всём — разрушитель.
4 группа ребят работает над вопросом: «Варварское отношение Федора Бурьянова к природе?»
- Какие эпизоды доказывают, что Федор Бурьянов использует природные богатства для личной наживы?
- При каких обстоятельствах Федора Бурьянова увольняют с должности лесничего?
Ответы учащихся: Ф. Бурьянов - хозяин жизни, рублю и слову цену знает. Он
показал туристам рыбное место, перебросил их за 10 километров на берег Черного озера, за это получил деньги. А ведь эта зона была запретная, охранная. Б. Васильев в этом образе показал, что люди не выполняют своих должностных обязанностей, используют служебное положение для материального достатка лишь бы деньги шли. Стремясь к наживе, обогащению, Федор черствеет душой, становится равнодушным к работе, природе, людям. Васильев предупреждают: равнодушные люди опасны, они жестоки. Уничтожая природу, лес, изводя тоннами рыбу, убивая самых прекрасных птиц-лебедей, Бурьянов недалек от того, чтобы поднять руку на человека. Что он и сделал в конце повести. В душе Бурьянова не оказалось места для добра, любви к людям, к природе. Духовая, эмоциональная неразвитость является одной из причин варварского отношения к природе. Человек, губящий природу, губит, прежде всего, себя, калечит жизнь близким.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему автор использует противопоставление в создании героев? Е. Полушкин - Ф. Бурьянов, человек- природа? Как называется такой прием в литературе?
Ответ учащихся: Антитеза - композиционный прием произведения -противопоставление . Б. Васильев высказывает мысль, что личность человека преображается через слово ,искусство. В отношении к природе проявляется для писателя внутренняя духовная сущность человека, его героев. Писатель бережно относился к природе, верил в ее мощь, был убежден, что человек - часть природы, а не ее хозяин и всегда помнил о своем родстве с миром природы.
Учитель: Смысл жизни родителей – это их дети. Б. Васильев показал на примере детей: Егора Полушкина-Кольки и Федора Бурьянова -Вовки, что на формирование характера, воспитание и отношении к жизни большую роль играют родители.
-Какими чертами характера наделён Колька Полушкин, а какими - Вовка Бурьянов? -«Чистоглазиком» звали Кольку, сына Егора Полушкина. Есть ли в нем отцовские
черты? Как они в нем проявляются?
- Как повторится характер Федора Ипатыча в его сыне – Вовке? Что оставят после себя Егор Полушкин и Федор Бурьянов (Ответы учащихся )
5 группа ребят работает над вопросом: «Егор Полушкин- трагический образ» -При каких обстоятельствах погибает Егор Полушкин?
-Почему он не выдал тех, кто посягнул на его жизнь?
-Почему Б. Васильев создал образ Егора Полушкина трагическим? -Как вы думаете, кто из героев продолжит его дело?
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему именно в образе Е.Полушкина запечатлен
призыв Б.Васильева»: Как прекрасна Земля, и на ней человек!»
Ответы учащихся. Учитель читает вступление к роману. Обращение к слайду. Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжелом взмахе еловых лап. И я ищу Егора. Я нахожу его в июньском краснолесье — неутомимого и неунывающего. Я встречаю его в осенней мокряди — серьезного и взъерошенного. Я жду его в морозной тишине — задумчивого и светлого. Я вижу его в весеннем цветении — терпеливого и нетерпеливого одновременно. И всегда поражаюсь, каким же он был разным — разным для людей и разным для себя. И разной была его жизнь — жизнь для себя и жизнь для людей. А может быть, все жизни разные? Разные для себя и разные для людей? Только всегда ли есть сумма в этих разностях? Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своем существе? Егор был единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не умел и не пытался казаться иным — ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для одобрения свыше, а так, как велела совесть.
Учитель: Как вы понимаете заглавие романа «Не стреляйте в белых лебедей» ? Ответы учащихся: Образы лебедей не случайно возникают в произведении и даже вынесены автором в его название. Этот образ имеет богатую традицию поэтических и историко-мифологических интерпретаций. В античной мифологии лебедь выступал символом поэта; эта птица была посвящена Аполлону, покровителю искусств. В русской литературе он присутствует в поэзии Г. Державина («Лебедь»), В. Жуковского («Царскосельский лебедь»), в лицейском цикле Пушкина, в лирике Анненского («Микулич»), Н.Гумилёва («Памяти Анненского») и других поэтов.
Встраивая своё произведение в эту литературную традицию, Васильев подчёркивает поэтическую натуру, нравственную силу главного героя — человека, наделённого тонким чувством прекрасного, хранителя и защитника природы.
Учитель:
- Чем интересен роман для читателя сегодня?
- Изменилось ли отношение человека к природе в нашем обществе?
В)Творческая работа. Учащиеся пишут сочинение – миниатюру по группам.
1 гр - Почему человек должен видеть в природе прекрасное и чувствовать ответственность за нее?
2гр -Почему тема жестокого обращения с природой особенно актуальна в наши дни?
3 гр - Как вы понимаете слова Ф. М. Достоевского :»Кто не любит природу, тот не
любит Родину?
Учитель: Как вы понимаете слова учительницы о Егоре Полушкине? «Он куда более интеллигентнее, чем некто с 3 дипломами»?
Что значит, человек высокой культуры? Достаточно ли для этого быть образованным, много знающим, умным?
Г)Релаксация: Звучит музыка «Живые звуки природы». Обобщение по теме урока. Учитель читает: Если человек хочет сохранить Землю и всех живущих на ней, он
обязан бережно, ответственно относиться к природе. Помнить, что все живое имеет душу. Русская классическая литература создала образ природы, который всегда очеловечен, наделен чувствами и душой. Природа ранима и терпелива, кротка и величественна.
Ученик читает четверостишие Е. Евтушенко: «Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Учитель: К чему призывает Евгений Александрович Евтушенко читателя? Повесть «Не стреляйте белых лебедей»- это удивительная книга о красоте человеческой души, об умении чувствовать красоту природы, понимать ее, отдавать все лучшее, что есть в человеке, природе - матери, ничего не требуя взамен, лишь любуясь и радуясь чудесному облику природы.
Домашнее задание: Если бы вам предложили написать письмо потомкам, каким бы было ваше обращение?
3) Заключительный этап. Рефлексия, оценка деятельности учащихся (подведение итогов занятия).
Список используемой литературы:
1.Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» сайт электронной книги. http://ofap.ru/pisatel/368/book/25273/vasilev_boris_lvovich/ne_strelyayte_v_belyih_lebedey
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Формируемые УУД |
1)Организационный этап. | Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся; Создание условий для формирования у учащихся умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы; Активизировать познавательную деятельность учащихся. | Организационная деятельность:, активизирует деятельность учащихся; Постановка целей для учащихся; Мотивация учебной деятельности учащихся; Создание условий для формирования у учащихся умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы; Активизировать познавательную деятельность учащихся; Планирование результата. | Познавательные УУД:
| |
2)Основной этап | 1.Совершенствование устной монологической и диалогической речи; 2.воспитание культуры речи; воспитание бережного отношения ко всему живому; 3. воспитание интереса к чтению и книге 4.развитие нравственных качеств; | контрольно-оценочная деятельность; учитель организовывает проблемные и поисковые ситуации; направляет работу учащихся в группах; стремится достичь целей урока. | решает коммуникативные задачи; самостоятельно контролирует правильность своего высказывания; речевая деятельность; • исследовательская деятельность; • поисковая деятельность; | Познавательные УУД:
|
2)основной этап | контрольно-оценочная деятельность |
| Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
| |
3) заключительный этап | Научить делать выводы, обобщать. Сформировать понимание того, насколько важна литература для специалистов –ветеринаров. | Научить делать выводы, обобщать. Сформировать понимание того, насколько важна литература для специалистов –ветеринаров |
Личностные
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План открытого урока по литературе «Поверьте мне. Я чист душой» (по творчеству Н. М. Рубцова).
Разработка открытого урока по дисциплине "Литература" по теме "Поверьте мне. Я чист душой" (по творчеству Н.М. Рубцова)....
План-конспект открытого урока по литературе (анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч")
Данный материал можно использовать на уроках литературы в 10 классе....
План открытого урока по литературе на тему "Героини Л.Н. Толстого в романе "Война и мир"
Методическая разработка урока на тему «Героини Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением инновационных технологий обучения (тех...
План проведения недели литературы и истории
План к проведению недели литературы и истории....
конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"
Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....
Календарно-тематический план по дисциплине "Литература"
Календарно-тематический план по дисциплине "Литература" специальности 01.01.10 Ремонтник горного оборудования...
Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"
Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология ...