Методическая разработка урока по СПБ (ОДНКНР 5 кл) Тема: Во славу и пользу Отечества: традиция созидательного труда
методическая разработка

Методическая разработка урока по курсу ОДНКНР (Петербург-хранитель духовных и нравственных традиций народов России) Тема урока:   Во славу и пользу Отечества: традиция созидательного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka._milchakova_94_shk.docx488.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  истории и культуры Санкт-Петербурга, ОДНКР (региональная программа для 5 класса) и занятий по краеведению.

                https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0c8a/0002a499-0f14a80f/img15.jpg          Список источников информации:

  1. Виноградова, Н.Ф. основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс. - М.: Вентана-Граф, 2019
  2. http://cs421517.userapi.com/v421517405/219d/9aVN8ZUPIWc.jpg
  3. https://wikiway.com/upload/iblock/06c/pamyatnik-fonarshchiku-v-sankt_peterburge.jpg 
  4. https://i.pinimg.com/originals/6c/0e/05/6c0e0516fedbeab9a1c232a084e14da5.jpg
  5. http://letsgo-blog.ru/spb/unusual-monuments-2/#p3
  6. http://letsgo-blog.ru/spb/unusual-monuments-2/#p5
  7. http://letsgo-blog.ru/spb/unusual-monuments-2/#p4 

Тема урока:   Во славу и пользу Отечества: традиция созидательного труда

Программа: Санкт-Петербург хранитель духовных и нравственных традиций народов России

Класс: 5 класс

Цель урока: формирования у обучающихся представлений о том, что создание Петербурга это результат труда и творчества многих поколений горожан

Задачи урока:

  • расширять представление детей о значении созидательного труда в жизни;
  • развивать у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству;
  • воспитывать бережное отношение к результатам созидательного труда;
  • воспитание ценностного отношения к культурному наследию города, уважения к землякам – представителям разных культур;
  • формирование представления об объектах культурного наследия города (памятниках, традициях) как источниках наших знаний о Петербурге и России; развитие визуальной и исследовательской культуры школьников.

Планируемые результаты:

Предметные: Формирование знаний о уважительном отношении к труду других людей, как черте воспитанного петербуржца.

Метапредметные: Развитие умений анализировать информацию и излагать ее в сжатой форме.

Личностные: Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой и исследовательской деятельности.

Этапы урока

Организационный этап

Задача: Создание  4 групп – детям предлагается выбрать листочек на котором написана буква (В, Д, Т, Ф) листочки перевернуты буквами вниз. Создание эмоционального настроя, проверка готовности к уроку и работы в группах.

Мотивационно- целевой этап.

Иллюстрации с профессиями (слайд)

             https://i7.lbrd.ru/fileentry/get/origin/7f/6e/e7001d0093bd12277bb8931ac34d.jpeg          

Подумайте, что объединяет эти иллюстрации?

Ответы детей: Профессии, люди, которые работают в этих профессиях. Они трудятся.

Назовите профессию человека первой иллюстрации

Ответы детей: Строитель

 В чем заключается труд строителя?

Строит здания : больницы, школы, жилые дома.

Разбираем с детьми другие профессии.

Ответы детей: Врач- лечит людей, учитель дает знания и пр.

Можем ли мы сказать, что люди трудятся на благо других людей?

Ответы детей: Да.

Давайте с вами подумаем и ответим на вопросы:

Что такое труд? Для этого прочитайте статью учебника стр 36.         (Виноградова, Н.Ф. основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс. - М.: Вентана-Граф, 2019)

Варианты ответов детей.

Учитель подводит итог: Труд – это действие, направленное на конечный результат, на достижение пользы. Труд обязательно даёт какой-то результат, положительный либо отрицательный (записывают в тетради)

Вопрос урока: Можно ли сказать, что город создается трудом людей?

Создание города это результат труда многих людей на протяжении всего существования города.

Проектировочный этап

Для того чтобы создать город, например, такой как Петербург надо было трудится многим людям.

 Как вы думаете, кто создавал город? Для кого его создавали? Как долго создается город? Люди каких профессий его создают?

Я предлагаю вам доказать, что создание города это труд многих людей и большого количества времени. Для этого, каждая группа готовит сообщение на тему «О чем рассказал памятник». Для этого вам надо из конвертов (файлы) лежащих у вас на столе взять тексты и иллюстрацию памятника, прочитать текст, рассмотреть внимательно памятник, ответить на предложенные вопросы и рассказать:  название памятника и профессии увековеченной в памятнике, где находится, почему создали, кто создатель, о каких еще профессиях вы узнали, изучая историю данного памятника.

План работы на уроке: 

  • выяснить для чего человек трудится;
  • трудолюбие – важное нравственное качество человека
  • выяснить, что Петербург, как и другие города, является созданием труда многих поколений

Деятельностный этап

 Работа в группах с текстом и иллюстрацией. Группа Ф- фонарщик; группа Д – дворник; Группа Т – трубочист; Группа В - водовоз

Тексты и иллюстрации:

Дворник

Скульптура установлена на площади Островского, в 2007 году

Идея проекта принадлежит скульптору Яну Нейман, а выполнил ее. архитектор Станислав Одновалов. Памятник установлен на постаменте и имеет высоту 210 см. Фигура дворника изготовлена из белого мелкозернистого гранита, который был добыт в Финляндии и привезен оттуда в Петербург специально для этого проекта. Памятник высотой 210 м представляет собой бородатого мужчину в одежде времен XIX века, опирающегося на большую деревянную лопату. Лицо и мощная фигура дворника передают внутреннюю силу и спокойствие. Этот памятник является собирательным образом простого русского мужика. На голове у дворника барашковая шапка — это непременный атрибут профессии, ее носили дворники и городовые.

Дело в том, что в XIX веке профессия дворника пользовалась большим уважением. Они подчинялись министерству внутренних дел, следили за порядком и охраняли территорию. В их функцию входило даже оформление документов жильцам. До революции этих представителей власти особенно опасались революционеры. После революции профессия перестала быть почетной, хотя в советском Союзе ее часто занимали творческие люди, чтобы не быть обвиненными в тунеядстве.

Этот памятник олицетворяет тех, дореволюционных дворников, которые охраняли чистоту, покой и крепкий сон горожан.

Водовоз

Памятник создан скульптором С. Дмитриевым и архитектором В. Васильевым, открыт 19 мая 2003 года. Композиция имеет высоту 170 см, длину 350 см и изображает труд петербургских водовозов начала XIX века. Памятник Петербургскому водовозу расположен  на Шпалерной улице,  около первой в Санкт-Петербурге водонапорной башни от которой и шел первый водопровод, здесь теперь размещается музей “Мир воды”. С восемнадцатого по начало двадцатого века жители Санкт-Петербурга пользовались услугами водовозов. Было их в городе около тысячи человек. К концу 18 века вода в петербургских реках была загрязнена, и использовать ее было опасно для жизни. Поэтому чистую воду, которая шла в пищу брали из Невы, но за пределами города, а воду для технических нужд, стирать, мыть – брали уже из городских рек Фонтанки и Мойки. Соответственно та вода, что получше, и стоила подороже, а некоторым торговцам иногда не очень хотелось за хорошей водой далеко ехать, а зарабатывать хотелось не хуже других, вот они и хитрили – воду из ближайшего канала вместо невской продавали! Но уж за это их по головке не гладили: лошадку отбирали и «обижали» - заставляли на себе водичку возить. Отсюда и поговорка старая пошла: «На обиженных воду возят»! И приходилось бедолаге самому впрягаться, тут уж не до веселья. Труд и без того тяжелый - в любую погоду, зимой и летом в каждом уголке города людям нужна вода.

А закончился водовозный промысел в городе на Неве только во второй половине девятнадцатого века, когда в октябре 1858 года государь Александр II подписал указ об образовании “Акционерного общества Санкт-Петербургских водопроводов”.  В 1863 году на Шпалерной улице была построена первая водонапорная башня, а в 1866 году уже в полную силу работал первый водопровод, но обслуживал он только центр города, и, более того, частенько сильные питерские морозы приводили водопроводную систему в негодность. Бедное население столицы не могло позволить себе водопровод и брало воду либо из колодцев, либо у водовоза. Поэтому профессия оставалась востребованной еще долгие годы.

Фонарщик

Гуляя по улице Одесской, нельзя не заметить шесть старинных фонарей, развешанных на столбах причудливой формы, фигуру уставшего фонарщика, решившего немного отдохнуть на тротуарном заграждении. Это типичный образ фонарщика XIX столетия: длинный плащ, высокие сапоги, борода, фуражка, лестница и бидон из-под масла для заправки фонарей. Он отдыхает на скамейке, облокотившись на лестницу. Недалеко находятся мемориальные доски с сообщением об открытии электричества, вошедшего в быт жителей города. Это общая композиция Музея фонарей под открытым небом Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург первый город, на улицах которого установили фонари. Знаменитые архитекторы ПетруI в 1706 году предложили конструкции фонарей для освещения центральных улиц. Зажглись они в честь празднования победы в сражении со шведами. Город рос и количество фонарей в городе увеличивалось. Возникла потребность в создании специальной службы фонарщиков. Эти люди зажигали фонари по вечерам, выключали их утром, чистили, заправляли маслом.

Первые модели фонарей были масляными. Газовые уличные светильники появились гораздо позже. И совсем скоро знаменитый Александр Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания, с помощью которой окрестности района засверкали другими огнями. Сделал он это в мастерской на улице Одесской, заслужив Ломоносовскую премию. На месте первого электрического фонаря через много лет возвели памятник фонарщику, профессии, ставшей ненужной благодаря изобретению. Масляные фонари полностью заменили электрическими в тридцатые годы XX столетия.

Трубочист

Памятник трубочисту появился в октябре 2006 года по инициативе администрации Центрального района. Его авторы - художники А.Шевардин, С.Симина и скульптор А.Васильев. Для того, чтобы его увидеть, нужно пройти от станции метро Владимирская по Большой Московской улице и заглянуть во двор дома №5. Там, на стене под самой крышей, установлена лестница, по которой взбирается трубочист - чумазый улыбающийся человек в цилиндре. Если приглядеться, то можно рассмотреть фирменный знак на бляхе его ремня.

В Петербурге первый трубочист появился 21 апреля 1721 года, когда появился указ «в каждом квартале иметь трубочистного мастера», который для предотвращения пожаров должен был ежемесячно чистить дымовые трубы от сажи и разъяснять обывателям особенности эксплуатации печей. Интересно, что первоначально трубочисты никак не подчинялись пожарному ведомству, а закреплялись за полицейскими участками, хотя их работа всегда была связана непосредственно с пожарной безопасностью. Главным инструментом трубочиста была и остается так называемая «тройка»: веревка, ерш и груз («пуля» или «бомба»). Грузом пробивают засоры, ершом сбивают сажу с внутренней стены дымохода. Термин "трубочист" закрепился за представителями этой профессии позднее, а теперь их официально называют "трубочистный мастер".

Да-да, эта профессия существует и в наше время.  У современных трубочистов заказы на прочистку печных и каминных труб встречаются нечасто, в основном они занимаются прочисткой вентиляционных каналов.

Кстати...

Во всем мире профессия трубочиста считается почетной, а уж если посчастливилось встретить его на улице и потереть пуговицу - то это точно к удаче. Вот только с питерским трубочистом это вряд ли получится - висит он высоковато.

Рефлексивно-оценочный этап:

Послушайте отрывок из стихотворения В.Брюсова «Труд»

Труд

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут,—

Золотых, стальных, алмазных,—

Нет священней слова: «труд»!

Все, что пьем мы полной чашей,

В прошлом создано трудом:

Все довольство жизни нашей,

Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,

Бег моторов, поездов,

Монопланов лет бесследный,—

Все — наследие трудов!

Все искусства, знанья, книги —

Воплощенные труды!

В каждом шаге, в каждом миге

Явно видны их следы.

И на место в жизни право

Только тем, чьи дни — в трудах:

Только труженикам — слава,

Только им — венок в веках!

И, окончив день, усталый,

Каждый щедро награжден,

Если труд, хоть скромный, малый,

Был с успехом завершен!

(В.Брюсов)

Был ли ваш труд завершен успехом?  Оцените свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по дисциплине ИНФОРМАТИКА, по теме: "Назначение и классификация программного обеспечения"

Сегодня преподаватели профессиональной школы отмечают падение интереса у студентов к изучаемым дисциплинам. Это касается и такой, казалось бы востребованной дисциплины, как «Информатика». И если практ...

Методическая разработка урока по дисциплине Экономика на тему Спрос и предложение

Открытый урок по дисциплине: «Экономика» Тема урока: «Спрос и предложение» Цели урока:обучающая - сформировать представление студентов о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и...

Методическая разработка урока по предмету "Экономика предприятия". Тема "Факторы прибыли"

В ходе урока учащиеся закрепляют материал о процессе формирования прибыли и в процессе решения практических задач изучают как и под действием каких факторов изменяется прибыль предприятия....

Методическая разработка урока по предмету "Микробиология" на тему: "Понятие о микроорганизмах"

В ходе урока учащиеся изучают разновидности микроорганизмов, их роль в жизни человека....

Методическая разработка урока по "Безопасности жизнедеятельности" по теме "Контроль здоровья. Экспресс-диагностические методы оценки здоровья"

В представленном материале по проведению урока по теме даются общедоступные диагностические методы оценки своего здоровья и практика их применения, которые дадут возможность учащимся оценивать и контр...

Методическая разработка урока по английскому языку по теме «Обычаи, традиции, поверья народов России и англоговорящих стран. Изучение лексических единиц и устойчивых выражений»

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку для 1 курса  по программа  подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по теме "Обычаи, традиции, поверья народов России...