Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»
консультация

Сильверстова Инна Анатольевна

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx710.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность как средство

развития речи дошкольников»

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, что отрицательно отражается на последующем развитии   ребенка. Имеет место негативная тенденция, связанная с недостаточностью общения ребенка в семье. Современные дети часто предпочитают заменять игры и живое общение со сверстниками компьютерными играми посредством сети Интернет. А ведь игра в жизни дошкольника занимает особое место, именно игра является самым интересным и доступным видом деятельности. В игре нет никаких рамок и запретов для воображения. Полет фантазии может переместить ребенка куда угодно, стоит только хорошо себе все представить. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.Виды детских театров для детей

Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей сенсорики, эмоций, чувств, мышления, фантазии,  воображения, памяти, внимания, воли, а также многих умений и навыков в развитии коммуникации. Театрализованные игры оказывают положительное влияние на речевое развитие детей. Стимулируется активная речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикуляционный аппарат. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, сила голоса). Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, дети стараются говорить четко, чтобы все их поняли.

В игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. В игре дети лучше усваивают содержание произведений, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают интерес к художественной литературе, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию.

Заинтересовать детей театром не сложно. Главное создать для детей атмосферу волшебства, веселья, праздничности и приподнятого настроения.

Существует несколько классификаций игр в театр для детей дошкольного возраста: 

настольный кукольный  театр – объемные или плоскостные фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры, плотной ткани, кожи, поролона, вязаные; Виды детских театров для детей

стендовый театр - фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка;

• пальчиковый театр -  картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней;

• театр марионеток из папье-маше-  поролона, пенопласта, из ткани, меха движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла

• театр кукол с «живой рукой» -  куклы с яркими возможностями, выполняют действия несвойственные куклам других тетаров. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.

куклы на тростях - основа такой куклы–гапит (деревянный стержень, на котором крепится кукла). Руки куклы приводятся в движение с помощью тростей, прикрепленных к кистям куклы.

Для организации театрализованной деятельности чаще используют игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительно-художественные навыки, ручные умения, творческие способности.

Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста. Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки. Стимулирование кончиков пальцев ведет к ускорению процесса речевого и умственного развития ребенка, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослыми к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки, театр плоскостных фигур.

Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия в детские игры. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми ранее, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш, пригласительных билетов и других атрибутов.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство родного русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно, громко и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, качественно и количественно обогащается активный словарный запас.

С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами. Вот некоторые примеры.

Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.C:\Users\Инна\Desktop\22.jpg

Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр – топатушки – помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке - перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Дети увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития детей, психологическая основа для правильного развития речи, обогащения активного словаря, мышления, воображения, фантазии, внимания и памяти. Дети, участвующие в театрализованных играх наполняют свою жизнь яркими впечатлениями и радостью творчества, эмоционально раскрепощаются. Полученный детьми полезный опыт театрализованных игр в дошкольном возрасте, сформирует неоспоримый фундамент в зарождении творческого потенциала будущего ребенка.

C:\Users\Инна\Downloads\20221023_151349.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации развивающей среды как средства развития речи дошкольников

Статья поможет воспитателям и будущим педагогам правильно и грамотно, с пользой для детей, организовать правильную развивающую среду для развития речевой деятельности детей: это книжный уголок,...

Консультация-презентация для воспитателей "Создание условий в группах для развития речи дошкольников" (с учетом ФГОС ДО)

Консультация предназначена для воспитателй дошкольных образовательных учреждений и раскрывает особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы по речевому развитию дошкольни...

Формирование звуковой культуры речи дошкольников

Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и увер...

Мастер – класс для воспитателей « Развитие речи дошкольников посредством опытов и экспериментов »

познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место; развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умоза...

Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....

Консультация для педагогов "Игровая деятельность как средство формирования доброжелательных взаимоотношений между дошкольниками" 16.02.2024 г.

Воспитание у детей дошкольного возраста гуманного  и доброжелательного отношения к сверстникам является на современном этапе одной из главных задач нравственного воспитания....