Рекомендации по организации развивающей среды как средства развития речи дошкольников
методическая разработка по теме

  Статья поможет воспитателям и будущим педагогам правильно и грамотно, с пользой для детей, организовать правильную развивающую среду для развития речевой деятельности детей: это книжный уголок, подборка книг, театральная и музыкальная зоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rek.po_organ-i_rech.razv_.sredy_.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации речевой развивающей среды как средства развития речи дошкольников

Автор: Ашейчик Татьяна Александровна, преподаватель Санкт-Петербургского ГБПОУ «Педагогический колледж №8»

2013 г.

     Большое значение в развитии речи детей имеет развивающая среда. Это достаточно ёмкое понятие, которое предполагает наличие в групповой комнате:                                                                                                                                        - книжного уголка;                                                                                                                - специальных дидактических и настольно-печатных игр для речевого развития дошкольников;                                                                                                           - предметов изобразительного искусства (например, дидактических картин, репродукций картин известных художников - для рассматривания и обучения детей рассказыванию);                                                                                            - разных видов театра и оборудования для их показа (напольной и настольной ширмы, экрана для теневого театра, магнитной доски, фланелеграфа);                                                                                                                           - видеотеки (с презентациями материалов для организации НОД по развитию речи, с занимательным словесным и наглядным материалом);                                                                                               - записей классических музыкальных произведений и детских музыкальных композиций;                                                                                                         - материалов для развития мелкой моторики рук;                                             - пособий для развития детского речевого творчества (мнемотаблиц, схем, коллажей и др. подобного наглядного материала; картотек со специальными играми и творческими заданиями, например, сказками-тестами, речевыми задачами).                                                                                                                    

     Всё это должно быть в достаточном количестве, соответствовать требованиям программы речевого развития дошкольников, а также индивидуальным речевым способностям детей данной возрастной группы.                                                                                    

     Важным средством речевого развития являются культурная языковая среда и речь воспитателя. Овладение родным языком происходит у ребёнка в процессе подражания взрослым под влиянием систематически организованной ими речи. В процессе общения со взрослыми  дети перенимают тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, обогащают и активизируют свой словарный запас. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования:                                                                                

- содержательность и одновременно точность, логичность высказываний;                    - доступность, т.е. соответствие возрасту детей;                                                            - лексическое богатство;                                                                                                   - грамматическая правильность;                                                                                       - чёткость произношения;                                                                                                            - интонационная выразительность;                                                                                   - неторопливость и умеренная громкость;                                                                       - соблюдение правил речевого этикета.                                                                        

         Воспитатель обязан знать и употреблять в речи пословицы и поговорки, фразеологизмы, эпитеты, сравнения и другие средства языковой выразительности, которыми так богата художественная литература.

 

     Самостоятельно общаться с книгой особенно в повседневной жизни детям удобнее и целесообразнее в книжном уголке. Он обязательно должен быть в каждой возрастной группе. Помимо книг в зоне свободного речевого развития (книжном уголке) воспитатель помещает детские журналы, тематические альбомы, картотеки пословиц и стихов для старших дошкольников, умеющих читать. Взрослые организуют выставки книг и детских рисунков. В старших группах в книжном уголке имеются детские энциклопедии и научная литература для дошкольников.                                      

     Формы работы с книгой – самые разнообразные. Это:                                                      

- чтение                                                                                                                                  - рассматривание иллюстраций;                                                                                        - беседы детей о прочитанном со сверстниками и воспитателем;                                    - пересказ художественных текстов;                                                                                 - ремонт книг.                                                                                                                        

     В ходе общения с книгой развиваются все стороны речи детей (словарь, логика, звучание, грамматика). Кроме этого идёт процесс ознакомления с языковыми явлениями родного языка (многозначностью, фразеологией), его лексической выразительностью. Дети познают красоту его содержания и звучания.

     

      Усвоение языка стимулирует эмоциональное воздействие произведений искусства, музыка, театр. Поэтому рядом с книжным уголком следует расположить театральную зону и музыкальный уголок.                                                

     Дети будут иметь возможность инсценировать художественные произведения, например, русские народные сказки, показывать их с помощью разных видов театра. При этом хорошо использовать звучание музыки (магнитофона или простейших для детей музыкальных инструментов).                                                                                                                                

     В зоне изобразительной деятельности для театрализованных игр дети могут изготовить с помощью воспитателя элементы костюмов, декорации, афиши для будущих спектаклей и викторин, литературных гостиных и салонов. Музыка, изобразительное искусство вызывают у детей желание делиться впечатлениями, импровизировать, развивают речевое творчество и выразительность детской речи.

     Во всех возрастных группах необходимо иметь разнообразный наглядный материал: демонстрационный (дидактические картины, игрушки, пособия для игр, схемы, модели, мнемотаблицы) и раздаточный (картинки, открытки, рабочие листы с заданиями по мелкой моторике и т.д.).                                                                                                                                        Для старших дошкольников нужны учебная и магнитная доски, в частности для обучения  грамоте, и желательно – компьютер для организации НОД, а также повседневного речевого развития детей.  

     Таким образом, речевая развивающая среда является эффективным средством речевого развития дошкольников, важны все её составляющие.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-презентация для воспитателей "Создание условий в группах для развития речи дошкольников" (с учетом ФГОС ДО)

Консультация предназначена для воспитателй дошкольных образовательных учреждений и раскрывает особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы по речевому развитию дошкольни...

Мастер – класс для воспитателей « Развитие речи дошкольников посредством опытов и экспериментов »

познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место; развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умоза...

Мастер-класс «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников».

На сегодняшний день правильная, внятная, образная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Основная цель речевого развития – доведение его д...

«Театр — как средство развития речи у дошкольников»

laquo;Театр — как средство развития речи у дошкольников»                   Речь ...

Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....

Проектирование предметно-развивающей среды в формировании исследовательских умений дошкольников

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя....