Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока

Правописение -Е,И в окончаниях существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rodina.docx66.04 КБ
Файл urok_rodina.docx66.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

(МАОУ ДПО ИПК)

Проект урока по русскому языку в 5 классе

«Правописание –Е, -И в окончаниях существительных»

Выполнил: Родина Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №60

Проверил: Примм Ирина Рудольфовна, кандидат педагогических наук, доцент

кафедры общего образования

и психологии

Новокузнецк 2022

Урок русского языка в 5–ом классе

Правописание –Е, -И в существительных

Раздел программы

Вспоминаем, повторяем, изучаем

Тема

Правописание –Е и –И в окончаниях существительных

Класс

5

Тип урока:

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Цель учителя: формировать у учащихся орфографические умения по написанию –Е и -И в окончаниях существительных

Цель ученика: научиться применять способы разграничения –Е и -И в окончаниях существительных.

Задачи

- формировать у учащихся умение различать склонения существительных;

- развивать орфографическую зоркость;

- формировать у учащихся отношение к языку как многоуровневой системе;

- воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Основные термины

Склонение, начальная форма существительного, орфограмма

Межпредметные связи

Русский язык – литература – иинформатика

Оборудование

- ноутбук;

- проектор;

- доска;

- учебники русского языка (УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова);

- карточки с заданиями.

Планируемые результаты

Предметные

- различать случаи написания –Е и –И в окончаниях существительных;

- правильно писать существительные –Е и -И;

- различать склонения существительных;

- давать грамматическую характеристику формы существительного.

Метапредметные

Универсальные учебные действия:

1) регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления;

- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

- соотносить  результат своей деятельности с целью и оценивать его.

2) познавательные:

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов;

- выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений;

- составлять таблицу на основе вербальной информации;

3) коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;

- учиться подтверждать аргументы фактами;

- учиться критично относиться к собственному мнению;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;  

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные

- осознание важности учёбы и познания нового;

- осознание русского языка (его сложности, многозначности, выразительности) как культурной ценности;

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению   планируемых результатов

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

Предметные

УУД

1.Организационный момент.

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

1. Организация работы со словами, «конструирование» предложения

- Посмотрите внимательно на россыпь слов   (время, потехе, делу, час), составьте из них предложение. Получившаяся пословица станет эпиграфом к нашему уроку.

2. Беседа

- Как Вы понимаете эти слова?

- Что необходимо делать человеку для получения результата?

- Какое значение имеет слово «потехе» в этой пословице?

- Какое отношение имеет данная пословица к урокам русского языка?

1. Работа со словами, синтаксическое «конструирование».

2. Анализ пословицы.

Конструировать предложение и предложенного словарного материала.

Определять лексическое значение слова.

Личностные результаты:

- осознание важности учёбы и познания нового;

- осознание русского языка (его сложности, многозначности, выразительности) как культурной ценности

УУД:

1) регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

2) коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.  

2.Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися

1. Создание проблемной ситуации, беседа по ранее изученному материалу, задание «с затруднением»

(на слайде появляется «собранная» учащимися пословица)

- В нашей пословице есть слово «потехе».В каком падеже оно находится? Давайте поставим это слово в форму Р.П. (потехи)

- Как вы думаете, почему в одном случае пишется -Е, а в другом через -И? (учащиеся высказывают свои предположения)

2. Подведение учащихся к формулированию проблемного вопроса и определению цели урока

- Почему у Вас возникают затруднения при ответе на данный вопрос? (мы еще не знаем правила «Правописание  -Е и –И в окончаниях существительных

- Какова цель нашего урока?

3. Организация планирования учебной деятельности

- Что нам нужно сделать, чтобы решить проблему? Что узнать, чему научиться?

1. Наблюдение, анализ словарного материала, ответы на вопросы по ранее изученному материалу.

У учащихся возникает затруднение, они осознают недостаточность имеющихся у них знаний.

2. Формулирование проблемной темы урока, осознание цели своей дальнейшей учебной деятельности.

Тема: «Правописание –Е и -И в окончаниях существительных»

Цель: научиться писать –Е и –И в окочаниях существительных.

3. Планирование учебной деятельности под руководством учителя

- Изучить правило «Правописание приставки –Е, -И в окончаниях существительных» (используя для этого учебник);

- составить схему или таблицу «Правописание –Е, -И в окончаниях существительных» (в зависимости от характера информации), которая поможет облегчить восприятие учебного материала;

- закрепить изученный материал на практике.

Различать случаи написания –Е и –И в окончаниях прилагательных.

Универсальные учебные действия:

1) регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления;

- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

2) познавательные:

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов;

- выполнять универсальные логические действия (анализ, и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений.

3) коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;

- учиться критично относиться к собственному мнению;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

.

3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.)

1. Организация наблюдения над словарным материалом

- Внимательно посмотрите на два слова, записанные на доске.

1. потехе

2. потехи

- Обратите на эти слова внимание. В чем их различия, дайте характеристику данным формам существительных?

2. Подводящий диалог + составление таблицы в справочниках

- Как Вам удалось разграничить данные формы? (по вопросам и склонению)

- Сделайте вывод, чем следует руководствоваться при написании -Е и –И в существительных

- Без знания какого лингвистического раздела Вы не смогли бы справиться с данной орфограммой?

- Как удобнее и нагляднее изложить сформулированное нами правило: в виде схемы, таблицы?

3. Организация работы с учебником

- Представлено ли правило «Правописание -Е и –И в окончаниях существительных» в учебнике? (правило в учебнике представлено).

- Сравните заполненную нами таблицу и информацию, представленную в учебнике? Верны ли наши выводы. – - --- Какая важная информация в учебнике отсутствует?

1. Наблюдение

2. Анализ словарного материала, выявление закономерностей в написании –Е и –Ив существительных. заполнение таблицы

«-Е и –И в существительных» по мере выявления новых закономерностей. (см. Приложение №1)

3. Работа с информацией в учебнике, сравнительный анализ таблицы и информации, представленной в учебнике.

Различать случаи написания –Е и –-И в существительных.

Правильно писать существительные с –Е и -И

Различать склонения и падежные формы существительных

Задавать верные вопросы к существительным.

Давать грамматическую характеристику формы и склонению существительных

Универсальные учебные действия:

1) регулятивные:

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

2) познавательные:

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов;

- выполнять универсальные логические действия (анализ и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений;

- составлять таблицу на основе вербальной информации;

3) коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;

- учиться подтверждать аргументы фактами;

- учиться критично относиться к собственному мнению.

4. Воспроизведение нового знания. (Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме). Цель: организация совместной деятельности

1. Беседа

- Как звучит  правило «Правописание –Е и -И существительных»? Дайте развернутый устный ответ с примерами.

- Решили ли мы проблему, выявленную нами в начале урока?

- Каким образом нам удалось её решить?

- Все ли, что запланировано нами выполнено? (необходимо закрепить «открытое» знание на практике)

2. Организация работы по составлению алгоритма

- Для того, чтобы лучше закрепить изученное, составим алгоритм «Правописание -Е и –И в существительных», который поможет нам распланировать свою работу при нахождении данной орфограммы.

1. Ответы на вопросы учителя, воспроизведение нового знания в виде развернутого устного ответа, самоанализ проделанной работы

2. Совместное построение алгоритма «Правописание –Е, -И в существительных» (см. Приложение №2,№3)

Различать случаи написания –Е и –И в существительных.

Правильно писать существительные  с –Е и –И.

Различать начальную и падежные формы

Задавать верные вопросы к падежной форме.

Давать грамматическую характеристику существительных

Универсальные учебные действия:

1) регулятивные:

- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

2) познавательные:

- выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений.

3) коммуникативные:

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

5. Первичное закрепление.

Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи

1. Выполнение лингвистического задания 

характеристики. Сверху над существительными напишите род, склонение падеж.

Текст упражнения:

Орфо-прибаутки. Вставьте пропущен¬ные буквы.

1. В каждом дел_ у Емел_

Столько лишней канител_,

Что не хватит и недел_,

Чтоб управиться Емел_.

2. На рубашк_ у Аркашк_

Паучок сидит в кармашк_,

И на нос к Алешк_, Машк_ _

Тоже село по букашк_.

3. В телег_ на сен_

Мы ехали к Сен_.

У Сен_ в артел_

Все лошади в тел_,

Живут как в отел .

1. Закрепление правила в практической деятельности (совместное выполнение упражнения с текущим пояснение орфограммы у доски).

Различать случаи написания –Е и –И в существительных.

Правильно писать существительные с –Е и –И.

Различать начальную форму и падежные.

Задавать верные вопросы при определениии падежа.

Давать грамматическую характеристику существительных.

Универсальные учебные действия:

1) регулятивные:

- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

2) познавательные:

- выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений.

3) коммуникативные:

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- создавать развёрнутое устное высказывание.

6. Контроль Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма

1. Организация работы по выполнению творческого задания: создание прибаутки.

- Придумайте  или вспомните 3 прибаутки в составе творческой группы. В каждой пословице используйте не менее 1 слова по изученной орфограмме. Пословицы запишите на специальной карточке, выделив орфограмму.

2. Организация взаимопроверки творческого задания в группах

Проверьте сочинение своих одноклассников на соответствие следующим критериям:

- созданные высказывания соответствуют жанру прибаутки;

- в тексте отсутствуют какие-либо типы ошибок и недочетов;

- в каждой прибаутке использовано не менее 1 слова на изученную орфограмму;

- орфограмма и условия её выбора выделены верно.

За каждый критерий выставляется от 0 до 2 баллов. Максимум – 6 баллов.

0 баллов ставится в случае, если по критерию допущено более 1 нарушения или ошибки.

1 балл ставится в случае, если по критерию допущено 1 нарушение или ошибка.

2 балла ставится в случае, если по критерию не допущено ни одного нарушения или ошибки.

1. Создание 3 прибауток в составе творческой группы

2. Взаимопроверка творческого задания.

Различать случаи написания –Е и –И в существительных..

Правильно писать существительных с –Е, -И.

Различать начальную и падежную формы.

Задавать верные вопросы к падежной форме.

Давать грамматическую характеристику существительных.

Универсальные учебные действия:

1) регулятивные:

- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

- соотносить  результат своей деятельности с целью и оценивать его.

2) познавательные:

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов.

3) коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;  

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

7.Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности

1. Организация рефлексии, повторный анализ эпиграфа

-Какая цель была поставлена перед уроком и достигнута ли она?

- Почему эту цель можно считать личностно значимой для каждого из нас?

- Какие шаги мы предприняли для того, чтобы достичь цели?

- Что нового Вы узнали? Какие методы работы для этого использовали?

- Когда следует писать –Е а когда –И? Как данная орфограмма связана с грамматическими характеристиками глагольной формы?

- Какие трудности у Вас возникли? Как их можно избежать в дальнейшем?

2. Разноуровневое домашнее задание (каждый ученик самостоятельно выбирает для себя карточку с заданием в зависимости от своего уровня овладения темой).

За стенами крепост_, увидеть на экскурси_, скрываться в подземель_, остановиться в гостиниц_, съезжать к пропаст_, в ожидан_ отъезда, находиться в безопасност_, бежать по тропинк_, вернуться из арми_, пребывать в весель_, не получать пищ_, сережки на топол_, жить в поместь_, позвонить Ксени_,

1. В травяном насто_. 2. Быть в уныни_. 3. Находиться в раздумь_. 4. Сушить на батаре_. 5. Идти по опушк_. 6. Спасаться от погон_. 7. При пограничном инцидент_. 8. Средство для мебел_- 9. Подойти к колыбел_. 10. Кататься на карусел_. 11. Поселок на взгорь_. 12. Выйти из организаци_, 13. Работать по инструкци_. 14. Присутствовать на лекци_. 15. Присоединиться к дискусси^. 16. В ветках магноли_.

1. Рефлексия, ответы на вопросы учителя

2. Выбор карточки с Д/з

Различать случаи написания –Е и –И в существительных.

Правильно писать существительные с _е, -И.

Различать начальную и падежную формы.

Давать грамматическую характеристику существительных.

Универсальные учебные действия:

1) регулятивные:

- учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

- соотносить  результат своей деятельности с целью и оценивать его.

2) познавательные:

- выполнять универсальные логические действия (анализ и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений;

3) коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций.

Приложение №1

Приложение №2

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р. п.

И

И

И

Д. п.

Е

Е

И

П. п.

Е

Е

И

Приложение №3

Список литературы

  1. Учебник Шмелев А.Д. «Русский язык 5 класс.
  2. Шмелев А. Д.. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс
  3. http://collegy.ucoz.ru/publ/21-1-0-23604 ( интернет- ресурс).

Схема анализа урока

Аспекты анализа

Реализация (выбор «+»)

Анализ деятельности учащихся

полностью

частично

отсутствует

1.

Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла  урока

+

2.

Наличие рефлексии обучающимися границ своего знания – незнания

+

3.

Обучающиеся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей

+

4.

Проявление осознанности решения учебных задач обучающимися

+

5.

Демонстрация рациональных приемов и способов деятельности

+

6.

Средства выбираются обучающимися самостоятельно на основе анализа ситуации задачи

+

7.

Наличие контроля своей деятельности (пошаговый, итоговый, продукта, способа, средств)

+

8.

Наличие рефлексии обучающимися способа действия

+

Анализ деятельности учителя

Реализация (выбор «+»)

полностью

частично

отсутствует

1.

Выделение учителем предмета деятельности, требующего исследования

+

2.

Формулирует как содержательную, так и деятельностную  цель урока

+

3.

Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта обучающихся, отражают формирование УУД

+

4.

Создает на уроке ситуацию сотрудничества и

«ситуацию успеха» для каждого ученика

+

5.

Стимулирование учеников к применению  разнообразных способов учебной деятельности

+

6.

Организация работы по отработке нового способа действия

+

7.

Использование различных способов оценки и самооценки, рефлексии процесса и результата

+

Формирование УУД

Присутствует

отсутствует

1.

Личностные

+

2.

Познавательные

+

3.

Регулятивные

+

4.

Коммуникативные

+

Заместитель директора по УВР   МБОУ СОШ №60                                         Борисова Е.Н.

 06. 12. 2022 года



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

(МАОУ ДПО ИПК)

Проект урока по русскому языку в 5 классе

«Правописание –Е, -И в окончаниях существительных»

Выполнил: Родина Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №60

Проверил: Примм Ирина Рудольфовна, кандидат педагогических наук, доцент

кафедры общего образования

и психологии

Новокузнецк 2022

Урок русского языка в 5–ом классе

Правописание –Е, -И в существительных

Раздел программы

Вспоминаем, повторяем, изучаем

Тема

Правописание –Е и –И в окончаниях существительных

Класс

5

Тип урока:

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Цель учителя: формировать у учащихся орфографические умения по написанию –Е и -И в окончаниях существительных

Цель ученика: научиться применять способы разграничения –Е и -И в окончаниях существительных.

Задачи

- формировать у учащихся умение различать склонения существительных;

- развивать орфографическую зоркость;

- формировать у учащихся отношение к языку как многоуровневой системе;

- воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Основные термины

Склонение, начальная форма существительного, орфограмма

Межпредметные связи

Русский язык – литература – иинформатика

Оборудование

- ноутбук;

- проектор;

- доска;

- учебники русского языка (УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова);

- карточки с заданиями.

Планируемые результаты

Предметные

- различать случаи написания –Е и –И в окончаниях существительных;

- правильно писать существительные –Е и -И;

- различать склонения существительных;

- давать грамматическую характеристику формы существительного.

Метапредметные

Универсальные учебные действия:

1) регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления;

- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

- соотносить  результат своей деятельности с целью и оценивать его.

2) познавательные:

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов;

- выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений;

- составлять таблицу на основе вербальной информации;

3) коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;

- учиться подтверждать аргументы фактами;

- учиться критично относиться к собственному мнению;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;  

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные

- осознание важности учёбы и познания нового;

- осознание русского языка (его сложности, многозначности, выразительности) как культурной ценности;

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению   планируемых результатов

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

Предметные

УУД

1.Организационный момент.

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

1. Организация работы со словами, «конструирование» предложения

- Посмотрите внимательно на россыпь слов   (время, потехе, делу, час), составьте из них предложение. Получившаяся пословица станет эпиграфом к нашему уроку.

2. Беседа

- Как Вы понимаете эти слова?

- Что необходимо делать человеку для получения результата?

- Какое значение имеет слово «потехе» в этой пословице?

- Какое отношение имеет данная пословица к урокам русского языка?

1. Работа со словами, синтаксическое «конструирование».

2. Анализ пословицы.

Конструировать предложение и предложенного словарного материала.

Определять лексическое значение слова.

Личностные результаты:

- осознание важности учёбы и познания нового;

- осознание русского языка (его сложности, многозначности, выразительности) как культурной ценности

УУД:

1) регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

2) коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.  

2.Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися

1. Создание проблемной ситуации, беседа по ранее изученному материалу, задание «с затруднением»

(на слайде появляется «собранная» учащимися пословица)

- В нашей пословице есть слово «потехе».В каком падеже оно находится? Давайте поставим это слово в форму Р.П. (потехи)

- Как вы думаете, почему в одном случае пишется -Е, а в другом через -И? (учащиеся высказывают свои предположения)

2. Подведение учащихся к формулированию проблемного вопроса и определению цели урока

- Почему у Вас возникают затруднения при ответе на данный вопрос? (мы еще не знаем правила «Правописание  -Е и –И в окончаниях существительных

- Какова цель нашего урока?

3. Организация планирования учебной деятельности

- Что нам нужно сделать, чтобы решить проблему? Что узнать, чему научиться?

1. Наблюдение, анализ словарного материала, ответы на вопросы по ранее изученному материалу.

У учащихся возникает затруднение, они осознают недостаточность имеющихся у них знаний.

2. Формулирование проблемной темы урока, осознание цели своей дальнейшей учебной деятельности.

Тема: «Правописание –Е и -И в окончаниях существительных»

Цель: научиться писать –Е и –И в окочаниях существительных.

3. Планирование учебной деятельности под руководством учителя

- Изучить правило «Правописание приставки –Е, -И в окончаниях существительных» (используя для этого учебник);

- составить схему или таблицу «Правописание –Е, -И в окончаниях существительных» (в зависимости от характера информации), которая поможет облегчить восприятие учебного материала;

- закрепить изученный материал на практике.

Различать случаи написания –Е и –И в окончаниях прилагательных.

Универсальные учебные действия:

1) регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления;

- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

2) познавательные:

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов;

- выполнять универсальные логические действия (анализ, и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений.

3) коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;

- учиться критично относиться к собственному мнению;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

.

3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.)

1. Организация наблюдения над словарным материалом

- Внимательно посмотрите на два слова, записанные на доске.

1. потехе

2. потехи

- Обратите на эти слова внимание. В чем их различия, дайте характеристику данным формам существительных?

2. Подводящий диалог + составление таблицы в справочниках

- Как Вам удалось разграничить данные формы? (по вопросам и склонению)

- Сделайте вывод, чем следует руководствоваться при написании -Е и –И в существительных

- Без знания какого лингвистического раздела Вы не смогли бы справиться с данной орфограммой?

- Как удобнее и нагляднее изложить сформулированное нами правило: в виде схемы, таблицы?

3. Организация работы с учебником

- Представлено ли правило «Правописание -Е и –И в окончаниях существительных» в учебнике? (правило в учебнике представлено).

- Сравните заполненную нами таблицу и информацию, представленную в учебнике? Верны ли наши выводы. – - --- Какая важная информация в учебнике отсутствует?

1. Наблюдение

2. Анализ словарного материала, выявление закономерностей в написании –Е и –Ив существительных. заполнение таблицы

«-Е и –И в существительных» по мере выявления новых закономерностей. (см. Приложение №1)

3. Работа с информацией в учебнике, сравнительный анализ таблицы и информации, представленной в учебнике.

Различать случаи написания –Е и –-И в существительных.

Правильно писать существительные с –Е и -И

Различать склонения и падежные формы существительных

Задавать верные вопросы к существительным.

Давать грамматическую характеристику формы и склонению существительных

Универсальные учебные действия:

1) регулятивные:

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

2) познавательные:

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов;

- выполнять универсальные логические действия (анализ и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений;

- составлять таблицу на основе вербальной информации;

3) коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;

- учиться подтверждать аргументы фактами;

- учиться критично относиться к собственному мнению.

4. Воспроизведение нового знания. (Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме). Цель: организация совместной деятельности

1. Беседа

- Как звучит  правило «Правописание –Е и -И существительных»? Дайте развернутый устный ответ с примерами.

- Решили ли мы проблему, выявленную нами в начале урока?

- Каким образом нам удалось её решить?

- Все ли, что запланировано нами выполнено? (необходимо закрепить «открытое» знание на практике)

2. Организация работы по составлению алгоритма

- Для того, чтобы лучше закрепить изученное, составим алгоритм «Правописание -Е и –И в существительных», который поможет нам распланировать свою работу при нахождении данной орфограммы.

1. Ответы на вопросы учителя, воспроизведение нового знания в виде развернутого устного ответа, самоанализ проделанной работы

2. Совместное построение алгоритма «Правописание –Е, -И в существительных» (см. Приложение №2,№3)

Различать случаи написания –Е и –И в существительных.

Правильно писать существительные  с –Е и –И.

Различать начальную и падежные формы

Задавать верные вопросы к падежной форме.

Давать грамматическую характеристику существительных

Универсальные учебные действия:

1) регулятивные:

- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

2) познавательные:

- выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений.

3) коммуникативные:

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

5. Первичное закрепление.

Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи

1. Выполнение лингвистического задания 

характеристики. Сверху над существительными напишите род, склонение падеж.

Текст упражнения:

Орфо-прибаутки. Вставьте пропущен¬ные буквы.

1. В каждом дел_ у Емел_

Столько лишней канител_,

Что не хватит и недел_,

Чтоб управиться Емел_.

2. На рубашк_ у Аркашк_

Паучок сидит в кармашк_,

И на нос к Алешк_, Машк_ _

Тоже село по букашк_.

3. В телег_ на сен_

Мы ехали к Сен_.

У Сен_ в артел_

Все лошади в тел_,

Живут как в отел .

1. Закрепление правила в практической деятельности (совместное выполнение упражнения с текущим пояснение орфограммы у доски).

Различать случаи написания –Е и –И в существительных.

Правильно писать существительные с –Е и –И.

Различать начальную форму и падежные.

Задавать верные вопросы при определениии падежа.

Давать грамматическую характеристику существительных.

Универсальные учебные действия:

1) регулятивные:

- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

2) познавательные:

- выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений.

3) коммуникативные:

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- создавать развёрнутое устное высказывание.

6. Контроль Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма

1. Организация работы по выполнению творческого задания: создание прибаутки.

- Придумайте  или вспомните 3 прибаутки в составе творческой группы. В каждой пословице используйте не менее 1 слова по изученной орфограмме. Пословицы запишите на специальной карточке, выделив орфограмму.

2. Организация взаимопроверки творческого задания в группах

Проверьте сочинение своих одноклассников на соответствие следующим критериям:

- созданные высказывания соответствуют жанру прибаутки;

- в тексте отсутствуют какие-либо типы ошибок и недочетов;

- в каждой прибаутке использовано не менее 1 слова на изученную орфограмму;

- орфограмма и условия её выбора выделены верно.

За каждый критерий выставляется от 0 до 2 баллов. Максимум – 6 баллов.

0 баллов ставится в случае, если по критерию допущено более 1 нарушения или ошибки.

1 балл ставится в случае, если по критерию допущено 1 нарушение или ошибка.

2 балла ставится в случае, если по критерию не допущено ни одного нарушения или ошибки.

1. Создание 3 прибауток в составе творческой группы

2. Взаимопроверка творческого задания.

Различать случаи написания –Е и –И в существительных..

Правильно писать существительных с –Е, -И.

Различать начальную и падежную формы.

Задавать верные вопросы к падежной форме.

Давать грамматическую характеристику существительных.

Универсальные учебные действия:

1) регулятивные:

- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

- соотносить  результат своей деятельности с целью и оценивать его.

2) познавательные:

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов.

3) коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;  

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

7.Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности

1. Организация рефлексии, повторный анализ эпиграфа

-Какая цель была поставлена перед уроком и достигнута ли она?

- Почему эту цель можно считать личностно значимой для каждого из нас?

- Какие шаги мы предприняли для того, чтобы достичь цели?

- Что нового Вы узнали? Какие методы работы для этого использовали?

- Когда следует писать –Е а когда –И? Как данная орфограмма связана с грамматическими характеристиками глагольной формы?

- Какие трудности у Вас возникли? Как их можно избежать в дальнейшем?

2. Разноуровневое домашнее задание (каждый ученик самостоятельно выбирает для себя карточку с заданием в зависимости от своего уровня овладения темой).

За стенами крепост_, увидеть на экскурси_, скрываться в подземель_, остановиться в гостиниц_, съезжать к пропаст_, в ожидан_ отъезда, находиться в безопасност_, бежать по тропинк_, вернуться из арми_, пребывать в весель_, не получать пищ_, сережки на топол_, жить в поместь_, позвонить Ксени_,

1. В травяном насто_. 2. Быть в уныни_. 3. Находиться в раздумь_. 4. Сушить на батаре_. 5. Идти по опушк_. 6. Спасаться от погон_. 7. При пограничном инцидент_. 8. Средство для мебел_- 9. Подойти к колыбел_. 10. Кататься на карусел_. 11. Поселок на взгорь_. 12. Выйти из организаци_, 13. Работать по инструкци_. 14. Присутствовать на лекци_. 15. Присоединиться к дискусси^. 16. В ветках магноли_.

1. Рефлексия, ответы на вопросы учителя

2. Выбор карточки с Д/з

Различать случаи написания –Е и –И в существительных.

Правильно писать существительные с _е, -И.

Различать начальную и падежную формы.

Давать грамматическую характеристику существительных.

Универсальные учебные действия:

1) регулятивные:

- учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

- соотносить  результат своей деятельности с целью и оценивать его.

2) познавательные:

- выполнять универсальные логические действия (анализ и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений;

3) коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций.

Приложение №1

Приложение №2

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р. п.

И

И

И

Д. п.

Е

Е

И

П. п.

Е

Е

И

Приложение №3

Список литературы

  1. Учебник Шмелев А.Д. «Русский язык 5 класс.
  2. Шмелев А. Д.. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс
  3. http://collegy.ucoz.ru/publ/21-1-0-23604 ( интернет- ресурс).

Схема анализа урока

Аспекты анализа

Реализация (выбор «+»)

Анализ деятельности учащихся

полностью

частично

отсутствует

1.

Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла  урока

+

2.

Наличие рефлексии обучающимися границ своего знания – незнания

+

3.

Обучающиеся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей

+

4.

Проявление осознанности решения учебных задач обучающимися

+

5.

Демонстрация рациональных приемов и способов деятельности

+

6.

Средства выбираются обучающимися самостоятельно на основе анализа ситуации задачи

+

7.

Наличие контроля своей деятельности (пошаговый, итоговый, продукта, способа, средств)

+

8.

Наличие рефлексии обучающимися способа действия

+

Анализ деятельности учителя

Реализация (выбор «+»)

полностью

частично

отсутствует

1.

Выделение учителем предмета деятельности, требующего исследования

+

2.

Формулирует как содержательную, так и деятельностную  цель урока

+

3.

Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта обучающихся, отражают формирование УУД

+

4.

Создает на уроке ситуацию сотрудничества и

«ситуацию успеха» для каждого ученика

+

5.

Стимулирование учеников к применению  разнообразных способов учебной деятельности

+

6.

Организация работы по отработке нового способа действия

+

7.

Использование различных способов оценки и самооценки, рефлексии процесса и результата

+

Формирование УУД

Присутствует

отсутствует

1.

Личностные

+

2.

Познавательные

+

3.

Регулятивные

+

4.

Коммуникативные

+

Заместитель директора по УВР   МБОУ СОШ №60                                         Борисова Е.Н.

 06. 12. 2022 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.

На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...

Причастие. Причастный оборот.Презентация к уроку русского языка 7 классе

Презентация позволит в интересной форме повторить определение причастия, признаки прилагательного и глагола у причастия, синтаксическую роль причастий. Семикласники смогут вспомнят правила  поста...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Спряжение глагола (Система РО Л.В. Занкова)

Цель:- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».Задачи:Обучающие:- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; - закрепить знания о глаголе.Развив...

Урок русского языка 2 класс по теме:" Перенос слов".

Урок русского языка 2 класс по теме : "Перенос слов"...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе....

Урок русского языка. 2 класс. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Этапы урока:- мотивация (с помощью видеоролика);- актуализация знаний (обобщение признаков текста на основе);- работа с текстом (составление плана, подбор заголовка, ответы на вопросы по тексту,);- в ...

технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного

технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного...