Обществознания для групп СПО для специальности Дошкольное образование 1 курс
рабочая программа

Хоменко Татьяна Викторовна

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований:

-  федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая  2012 года № 413  (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 года, регистрационный № 24480)

- федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) с учетом получаемой специальности  44.02.01 Дошкольное образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 года № 1351 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 года, регистрационный № 24480)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа обществознание 149.67 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ «ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МЦ

________/____________________

«___» _____________ 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

________/____________________

«___» _____________2022 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУПП.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Базового  

Специальность  44.02.01  Дошкольное образование

Квалификация:  

Курс: 1

пгт.Селенгинск, 2022г.

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований:

-  федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая  2012 года № 413  (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 года, регистрационный № 24480)

- федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) с учетом получаемой специальности  44.02.01 Дошкольное образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 года № 1351 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 года, регистрационный № 24480)

с учетом:

-  примерной основной образовательной программы среднего общего образования  (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)),

-  рабочей программы воспитания по специальности 44.02.01 Дошкольное образование утвержденной приказом по техникуму № 541  от 24  августа 2021 года

Организация-разработчик: Государственное  автономное  профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Политехнический техникум»

       Разработчик: Разработчик: Сучкова Татьяна Викторовна – преподаватель специальных дисциплин    первой  квалификационной   категории

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5

2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8

3.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В Т.Ч. С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

11


Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы среднего профессионального образования

Предмет входит в состав углубленного уровня, реализуется на 1 году обучения (2 семестр) с общей трудоемкостью освоения – 128 часа общеобразовательного цикла предметной области.

Теоретической базой для освоения предмета с учетом принципа преемственности, основного общего, среднего общего, профессионального образования являются экономика, литература,  история.

Результаты освоения предмета необходимы при изучении географии, истории.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

В т.ч. практическая подготовка2

Объем учебной дисциплины

        128

в том числе:

 теоретическое обучение (урок, лекция)

    90

 лабораторные  занятия

 практические занятия

38

 консультации

    12

Промежуточная аттестация в форме ________

экзамена

  1.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  

ОУПП.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

1.1 Планируемые личностные результаты по предмету

1.1.1 Планируемые личностные результаты по предмету в соответствии с  ФГОС СОО[1]:

ЛР1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

ЛР2. российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

ЛР3. гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

ЛР4. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

 ЛР5. готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

ЛР6. осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

ЛР7. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

1.2 Планируемые метапредметные результаты по предмету

1.2.1 Планируемые метапредметные результаты по предмету в соответствии с  ФГОС СОО[2]:

МПР1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения

поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

МПР2. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

 МПР3. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

 МПР4. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

 МПР5. умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

МПР6. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

МПР7. владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

Приложение 1. Развитие универсальных учебных действий (УУД)

1.3.  Планируемые предметные результаты

Планируемые предметные результаты по предмету в соответствии с  ФГОС СОО[3]

ПР1. сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

ПР2. владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

 ПР3. владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

ПР4. сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

ПР5. сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

ПР6. владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

ПР7. сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

1.4.  Планируемые  личностные результаты реализации программы воспитания5

Личностные результаты

реализации программы воспитания

(дескрипторы)

Код личностных результатов
реализации
программы
воспитания

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР 1

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций

ЛР 2

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих

ЛР 3

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»

ЛР 4

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

ЛР 5

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях

ЛР 6

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 7

Личностные результаты

реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями
к деловым качествам личности

Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности

ЛР 13

Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

ЛР 14

Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем

ЛР 15

  1.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Раздел 1 Общество (16 час)

Понятие общества.

    Представление об обществе как сложной динамичной системе. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду Сферы общества. Подсистемы и элементы общества. Сферы общества Деятельность - способ существования людей. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной деятельности Развитие общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения.. Культура и цивилизация. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация Культура и цивилизация Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Глобализация человеческого общества.

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Раздел  2 Человек  (16 час)

Человек как продукт эволюции.

  Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.  Бытие человека. Соотношение бытия и сознания.

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.  Цель и смысл жизни человека.

Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.  Труд и игра.

Человек в трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. Общение.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи Человек, индивид, личность.

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность Духовный мир человека.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Проблема смерти в духовном опыте человечества.

 Раздел 3 Духовная жизнь общества (12   час.)

Культура.

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.

Мораль как регулятор социального поведения Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки Религия.Религия как феномен культуры. Мировые религии Искусство

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств Образование

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные.

 

Раздел  4 Экономика (34 час)

       Понятие экономики. Экономика и ее роль в жизни современного общества.

Типы экономических систем Собственность. Формы собственности современной России.

Способы приобретения права Производство. Предпринимательская деятельность

Субъекты предпринимательской деятельности Рынок. Деньги. Конкуренция. 

Рынок труда и безработицы.  Государство и экономика Основные проблемы экономики России Экономика потребителя Мировая экономика

 Раздел 5 Социальные отношения ( 12 час)

Социальная стратификация Социальные отношения. Социальная стратификация. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальная мобильность.  

Социальное поведение. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Этнические общности. Межнациональные отношения Этнические общности. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Межнациональные отношения

Семья. Семья как малая социальная группа. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Права и обязанности супругов. Брачный договор.  

Молодежь. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации

Раздел 6 Политика (12 час)

Власть Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление.

Государство. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет

Политическая система общества Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты

Форма государственного устройства Унитарное государство, федеративное государство, конфедерация.

Форма политического режима Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.

 

Раздел 7 Право (26 час)

Понятие права Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Право в системе социальных норм.

Норма права. Система права. Правовые и моральные нормы

Формы (источники) права. Основные формы права

Правосознание. Правовые отношения и их структура

Правонарушение и юридическая ответственность Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков

Права и свободы человека и гражданина. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду.

Государственное право Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Административное право Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

 Гражданское право.  Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Трудовое право Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Уголовное право. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Профессиональная направленность изучения  учебного предмета  в Приложении 2.

 

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3.1. Тематический план учебного предмета  Обществознание

п.п.

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Коды личностных результатов реализации программы воспитания

Кол-во часов

Урок (У),

лекция (Л),

семинар (С)

Консультация (К)

Лабораторное занятие (ЛЗ), практическое занятие (ПЗ)

В т.ч.

в форме

практической подготовки (ПрП)

Раздел 1 Общество

16

1

Понятие общества. Общество и природа

2

Л

Л7Л13

2

Сферы общества

2

Л

Л7Л13

3

 Деятельность -способ существования людей

2

Л

Л7Л13

4

Развитие общества

2

Л

Л7Л13

5

Культура и цивилизация

2

С

Л7Л13

6

Общественный прогресс.  

2

С

Л7Л13

7

 Глобализация человеческого общества.  

2

С

Л7Л13

8

Типология обществ. Практическое занятие №1

2

ПрП

Л7Л13

Раздел 2 Человек

16

Л5Л13

9

Человек как продукт эволюции.

2

Л

Л6Л13

10

Бытие человека. Соотношение бытия и сознания.

2

Л

Л5Л13

11

Цель и смысл жизни человека.

2

Л

Л6Л13

12

Труд и игра  

2

Л

Л5Л13

13

 Общение    

2

Л

Л6Л13

14

 Человек, индивид, личность. Практическое занятие №2

2

ПрП

Л5Л13

15

Духовный мир человека. Практическое занятие №3

2

ПрП

Л6Л13

16

Проблема смерти в духовном опыте человечества.

2

Л5Л13

Раздел 3  Духовная жизнь общества

12

17

Культура.

2

Л

Л7Л13

18

Мораль как регулятор социального поведения.

2

Л

Л7Л13

19

Наука

2

С

Л7Л13

20

 Религия

2

С

Л7Л13

21

Искусство. Практическое занятие №4

2

ПрП

Л7Л13

22

 Образование. Практическое занятие №5

2

ПрП

Л7Л13

Раздел  4 Экономика

34

23

Понятие экономики. Экономика и ее роль в жизни современного общества

2

Л

Л3Л15

24

Типы экономических систем

2

Л

Л3Л15

25

Собственность. Практическое занятие №6

2

ПрП

Л3Л15

26

Формы собственности современной России

2

Л

Л3Л15

27

 Способы приобретения права собственности

2

С

Л3Л15

28

Производство. Практическое занятие №7

2

ПрП

Л3Л15

29

 Предпринимательская деятельность

2

С

Л3Л15

30

Субъекты предпринимательской деятельности. Практическое занятие №8

2

ПрП

Л3Л15

31

 Рынок.  Практическое занятие №9

2

ПрП

Л3Л15

32-33

Деньги. Практическое занятие №10

2

ПрП

Л3Л15

34

 Конкуренция. Практическое занятие №11

2

ПрП

Л3Л15

35

 Рынок труда и безработицы.  Практическое занятие №12

2

ПрП

Л3Л15

36

Государство и экономика

2

С

Л3Л15

37

Основные проблемы экономики России. Практическое занятие №13

2

ПрП

Л3Л15

38

Экономика потребителя. Практическое занятие №14

2

ПрП

Л3Л15

39

Мировая экономика. Практическое занятие №15

2

ПрП

Л3Л15

Раздел  5 Социальные отношения

12

 40

Социальная стратификация.

Социальные отношения. Социальная стратификация. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

2

Л

Л3Л15

 41

Социальный статус и социальная роль

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

2

Л

Л3Л15

42

Социальная мобильность

2

С

Л3Л15

43

      Практическое занятие №16 Социальное поведение.

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

2

ПрП

Л3Л15

44

Этнические общности. Межнациональные отношения

Этнические общности. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

2

Л

Л3Л15

45

Семья,  Молодежь  

Семья как малая социальная группа. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

2

С

Л3Л15

Раздел 6 Политика

12

46

Власть

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление

2

Л

Л2Л14

47

Государство

Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

2

Л

Л2Л14

48

Политическая система общества.

Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты.

2

Л

Л2Л14

49

Форма государственного устройства

Унитарное государство, федеративное государство, конфедерация.

2

С

Л2Л14

50

Форма политического режима

Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.

2

С

Л2Л14

51

Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Правовое государство, понятие и признаки.

2

С

Л2Л14

Раздел 7 Право

26

52

Понятие права.

Юриспруденция как общественная наука

2

Л

Л5 Л13

53

Право в системе социальных норм. 

2

Л

Л5 Л13

54

Норма права.  Система права.

Правовые и моральные нормы.

2

Л

Л5 Л13

55

Формы (источники) права.

Основные формы права.

2

Л

Л5 Л13

56

Правосознание.  Правоотношение.

Правовые отношения и их структура.

2

Л

Л5 Л13

57

Правонарушение. Юридическая ответственность

Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.

2

Л

Л5 Л13

58

Права и свободы человека и гражданина.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.

Право на благоприятную окружающую среду.

2

Л

Л5 Л13

59

Практическое занятие №17

Государственное право

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ

2

ПрП

Л5 Л13

60

Административное право.

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

2

Л

Л5 Л13

61

Гражданское право.

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

2

Л

Л5 Л13

62-63

Практическое занятие №18-19

Трудовое право. Трудовой договор.

Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

4

ПрП

Л5 Л13

64

 Уголовное право.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

2

Л

 

Л5 Л13

Всего

128

90

38

                                                                             

Приложение 1

к рабочей программе

Развитие универсальных учебных действий (УУД)

Вид универсальных учебных действий

(УУД)

Планируемые результаты

Типовые задачи

и / или технологии, формы  организации деятельности для развития УУД  

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные УУД (ЛУУД)

Самопознание и самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

ЛР.1 Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

ЛР.2 Гражданская позиция  как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

ЛР.3 Готовность к служению Отечеству, его защите;

ЛР.4 Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

ЛР.5 Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

 

Постановка и решение учебных задач:

  • на мотивацию;

  • на нравственно-этическое оценивание;

Анкетирование

Сообщение

Творческие задания

Практические задания

Подведение итогов учебного занятия

Смыслобразование (установление обучающимися связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом)

ЛР.7 Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

Действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

ЛР.6 Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Регулятивные УУД (РУУД)

Построение и реализация жизненных планов во временной перспективе:

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;  
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка

МПР.1 Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

Постановка и решение учебных задач:

Подведение итогов учебного занятия

Самостоятельное формирование элементов индивидуальной образовательной траектории:

  1. Самостоятельное освоение тем учебного  предмета.
  2. Презентация результатов учебного исследования.

Примеры задач:

• «Преднамеренные ошибки»
• Поиск информации в предложенных источниках
• Контрольный опрос на определенную проблему

Осознанная саморегуляция на основе интеграции целеполагания, планирования, контроля, коррекции и оценки

МПР.7 Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

2. Познавательные УУД (ПУУД)

Общеучебные универсальные учебные действия:

  • Познавательные компетенции, включающие навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • Информационный поиск;
  •  Смысловое чтение текстов;
  • Структурирование знаний. Знаково-символические действия. Моделирование;
  • Построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • Выбор способов решения задач;
  • Рефлексия способов  и условий действия, их контроль и оценка, критичность.

Логические универсальные учебные действия

Постановка и решение проблемы

МПР.3 Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

МПР.4 Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

 

Постановка и решение учебных задач:

  •  на смысловое чтение.

Смысловое чтение текста

Извлечение необходимой информации из                            прослушанных текстов

Постановка вопросов.

Составление плана

Поиск и выделение  необходимой информации

Структурирование     знания:

  • составление таблиц

Примеры задач:
• Работа с разными видами таблиц
• Работа со словарями

Высказывание в устной,  письменной форме

Задачи на рефлексию:

  • самостоятельный поиск недостающей информации в любом «хранилище» (учебнике, справочнике, периодическом издании);

ИКТ-компетентность

3. Коммуникативные УУД (КУУД)

Коммуникация как способ получения информации, произвольность и рефлексивность общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

МПР.6 Умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

МПР.8 Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

Постановка и решение учебных задач:

  • на передачу информации и отображению предметного содержания;
  • на учет позиции партнера;

Коммуникация  как условие сотрудничества

МПР.2 Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

Приложение 2

к рабочей программе

Профессиональная направленность изучения предмета ________________________

№п/п

Тема

Лекционный материал и / или типы заданий с учетом специфики приобретаемой специальности

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

 Приложение 1

Предметные области основной образовательной программы

среднего общего образования

Предметная область

Учебный предмет

Русский язык и литература

Русский язык

Литература

Родной язык и родная литература

Родной язык

Родная литература

Иностранные языки

Иностранный язык

Второй иностранный язык

Общественные науки

История

Россия в мире

Экономика

Право

Обществознание

География

Математика и информатика

Математика

Информатика

Естественные науки

Физика

Химия

Биология

Естествознание

Астрономия

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

Экология

Основы безопасности жизнедеятельности

Индивидуальный проект

Приложение 2

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия в соответствии с системно-деятельностным подходом  - это  универсальные способы познания и освоения мира. Именно УУД обеспечивают овладение «универсальной культурой, то есть такими способами познания действительности, которые могли бы работать в любых условиях, в любых обстоятельствах.

Универсальные учебные действия (УУД) – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают обучающимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Рассматривая единый процесс познания с разных сторон, в нем выделяют основополагающую личностную готовность к овладению универсальными способами действий (личностные УУД) и метапредметные блоки универсальных учебных действий, классифицируемые с точки зрения  определенных сторон познания.

Выделяют следующие блоки УУД:

Личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях).

Регулятивные (обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности).

Познавательные (обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией).

Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).

Таблица 1 - Универсальные учебные действия (УУД)

Блок

УУД

Составляющие УУД

Умения, которые формируются у обучающихся

Личностные

Самопознание и

самоопределение

Построение образа «Я» («Я-концепции»), включая самоотношение и самооценку

Формирование идентичности личности

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и  построение жизненных планов во временной перспективе

Смыслообразование и

смыслопорождение

Установление обучающимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Нравственно- этическое оценивание

Выделение морально-этического содержания событий и действий

Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора

Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм

Ориентировка в моральной дилемме и осуществление

личностного морального выбора

Действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные

Целеполагание

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно

Планирование

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Составление плана и последовательности действий

Прогнозирование

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

Контроль

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коррекция

Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения: эталона, реального действия и его продукта

Оценка

Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Осознание качества и уровня усвоения

Руководство своей деятельностью. Волевая

саморегуляция 

Способность к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта  мотивов

Способность к преодолению препятствий

Способность к мобилизации сил и энергии

Эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации

Эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями

Общеучебные

универсальные

учебные действия

Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели

Информационный поиск

Знаково-символические действия

Структурирование знаний

Произвольное и осознанное построение речевого высказывания критичность (устно и письменно)

Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения

Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий

Логические

универсальные учебные действия

Анализ объекта с выделением существенных и несущественных   признаков

Синтез как составление целого из частей, в том числе с

восполнением недостающих компонентов

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов

Подведение под понятия, выведение следствий

Установление причинно-следственных связей

Построение логической цепи рассуждения

Выдвижение гипотез, их обоснование

Доказательство

Постановка и

решение проблемы

Формулирование проблемы

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные

Коммуникация как способ получения информации, произвольность и рефлексивность общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

Умение задавать вопросы

Умение использовать речь для регуляции своего действия

Адекватно использовать речевые средства для решения

различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Умение строить понятные для партнера высказывания

Умение контролировать действия партнера

Коммуникация  как условие сотрудничества

Учет разных мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

Учет возможности существования у людей различных точек зрения, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии

Формулирование собственного мнения и позиции

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Развитие УУД в образовательном процессе осуществляется комплексно:

  • в урочной деятельности средствами продуктивных заданий и учебных ситуаций в ходе преподавания учебных предметов;
  • с помощью специально разработанных жизненных (компетентностных) задач;
  • через использование технологий деятельностного типа;
  • с помощью проектной технологии и учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
  • с помощью проведения специально организованных диагностических и развивающих занятий;
  • с помощью внеурочной деятельности.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для развития УУД, вносит свой вклад в развитие УУД.

Предмет «Русский язык» наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие обучающегося, так как дает формирование «основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним», нацеливает на «формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность». Но этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных УУД, так как обеспечивает «овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета и приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний».

Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у обучающихся формируются познавательные УУД. 

Предмет «Литература» прежде всего способствует личностному развитию обучающегося, поскольку обеспечивает «культурную самоидентификацию студента», способствует «пониманию литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.

Формирование коммуникативных УУД обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения. «Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления» способствует формированию познавательных УУД.

Предмет «Иностранный язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие обучающегося, обеспечивает «формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания». Но этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных УУД, так как обеспечивает «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции».

Также на уроках иностранного языка в процессе освоения системы понятий и правил у обучающихся формируются познавательные УУД.

Предметы «История», «Россия в мире» обеспечивают формирование личностных и метапредметных результатов.

  • одной стороны, эти предметы обеспечивают знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир с исторической точки зрения), развивая познавательные УУД. Именно это обеспечивает «приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов»; «развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего».
  • другой стороны, эти предметы участвуют в формировании оценочного, эмоционального отношения к миру, способствуя личностному развитию обучающегося: это «формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур».

Аналогично, и в предмете «Обществознание», который наряду с достижением предметных результатов, нацелен на познавательные УУД. Этому способствует освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам» и многое другое.

Не менее важна нацеленность предмета и на личностное развитие обучающихся, чему способствует «формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации».

Предмет «География», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на познавательные УУД. Этому способствует «формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов». Коммуникативные УУД формируются в процессе «овладения основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения».

Наконец, «формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем» способствует личностному развитию.

Предмет «Математика» направлен прежде всего на развитие познавательных УУД. Именно на это нацелено «формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления».

Предмет «Информатика» направлен на развитие познавательных УУД. Этому оказывает содействие «формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях», «умений формализации и структурирования информации», ИКТ-компетентности.

Предметы «Физика» и «Астрономия», кроме предметных результатов обеспечивают формирование познавательных УУД. Этому способствует «приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований» Однако не менее важно «осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования», что оказывает содействие развитию личностных результатов.

Предмет «Биология» через две главные группы линий развития обеспечивает формирование личностных и метапредметных результатов. Первая группа линий - знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир с биологической точки зрения) - обеспечивает развитие познавательных УУД. Именно благодаря ей происходит «формирование системы научных знаний о живой природе», «первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях». Вторая группа линий - формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - способствует личностному развитию ученика. С ней связаны такие задачи предмета, как формирование основ экологической грамотности, «защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды».

Предмет        «Химия»        наряду         с        предметными         результатами, нацелен на формирование познавательных УУД. Этому способствует решение таких задач, как «формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах», «формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств». Однако химия играет важную роль и в достижении личностных результатов, позволяя учиться оценивать роль этого предмета в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Предметы «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности» способствуют формированию регулятивных УУД через «развитие двигательной активности обучающихся, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях», а также «знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; предвидеть возникновение опасных ситуаций». Таким образом, «физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности», а также «формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни» оказывают весьма заметное влияние на личностное развитие обучающихся.

Приложение 3

Типовые задачи для формирования универсальных учебных действий

Типовые задачи – это индивидуальные или групповые учебные задания, которые наделяют обучающихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы при минимизации пошагового контроля со стороны педагога.

Примерами такого рода заданий могут служить: подготовка спортивного праздника (концерта, выставки и т. п.); подготовка материалов для сайта колледжа (стенгазеты, выставки и т. д.); ведение протоколов выполнения учебного задания; выполнение различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку информации, подготовку предварительного наброска, черновой и окончательной версий, обсуждение и презентацию.

Распределение материала и типовых задач по различным предметам не является жестким. Распределение типовых задач внутри предмета должно быть направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих действий. При этом особенно важно учитывать, что достижение цели развития УУД в колледже не является уделом отдельных предметов, а становится обязательным для всех без исключения учебных курсов как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Ориентируясь на основные требования ко всем форматам урочной и внеурочной работы, направленной на формирование УУД на уровне СОО, можно выделить специфические требования, предъявляемые к типовым задачам по формированию разных видов УУД:

Требования к типовым задачам

п/п

Вид УУД

Задача

Требования к типовым задачам

Тип задач

Познавате-льные

УУД

Создание условий

для восстановления

полидисципли-нарных связей,

формирования

рефлексии обучающегося и

формирования

метапредметных

понятий и представлений.

Задачи         должны быть сконструированы таким образом, чтобы формировать у обучающихся умения:

а) объяснять явления с научной точки зрения;

б) разрабатывать  дизайн научного исследования;

в) интерпретировать полученные данные и доказательства с разных позиций и формулировать соответствующие выводы.

Организация образовательных событий, выводящих обучающихся на восстановление межпредметных связей, целостной картины мира:

- полидисциплинарные и метапредметные погружения и интенсивы;

 - методологические и философские семинары;

- образовательные экскурсии;

- учебно-исследовательская работа обучающихся, которая предполагает:

- выбор тематики исследования, связанной с новейшими достижениями в области науки и технологий;

- выбор  тематики исследований, направленных  на изучение проблем местного сообщества, региона, мира в целом

Коммуни-кативные

УУД

Организация        и обеспечение ситуаций, в которых обучающийся сможет самостоятельно ставить цель продуктивного взаимодействия с другими людьми, сообществами и организациями и достигать ее.

Формирование у обучающихся умения самостоятельно ставить цели коммуникации, выбирать партнеров  и способ поведения во время коммуникации, освоение

культурных и социальных норм общения с представителями различных сообществ:

- с обучающимися других образовательных организаций региона, как с ровесниками, так и с детьми иных возрастов;

- представителями местного сообщества, бизнес-структур, культурной и научной общественности для выполнения учебно-исследовательских работ  и реализации проектов;

- представителями власти, местного

самоуправления, фондов, спонсорами и др.

Типовые задачи и события, позволяющим  обеспечивать использование всех возможностей коммуникации:

- комплексные задачи, направленные на решение актуальных проблем,  лежащих в ближайшем будущем обучающихся: выбор дальнейшей образовательной или рабочей траектории, определение жизненных стратегий и т.п.;

- комплексные задачи, направленные на решение проблем местного сообщества;

- комплексные задачи, направленные на изменение и улучшение реально существующих бизнес-практик;

- социальные  проекты, направленные на улучшение жизни местного сообщества. К таким проектам относятся:

а) участие в волонтерских акциях и движениях, самостоятельная организация волонтерских акций;

б) участие в благотворительных  акциях  и  движениях, самостоятельная организация благотворительных акций;

в) создание и реализация социальных проектов разного масштаба  и  направленности, выходящих  за рамки образовательной организации;

- получение предметных знаний в структурах, альтернативных образовательной организации:

а) участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах;

в) самостоятельное освоение отдельных предметов

Регулятив-ные

УУД

Обеспечение и создание условий для самостоятельно-го целенаправлен0ного действия обучающегося

Использование возможности самостоятельного формирования элементов индивидуальной образовательной траектории

а) самостоятельное освоение глав, разделов  и  тем учебных предметов;

б) самостоятельное определение темы проекта, методов и способов его реализации, источников ресурсов, необходимых

для реализации проекта;

в) самостоятельное взаимодействие с источниками ресурсов:

информационными источниками, фондами, представителями власти и т. п.;

г) самостоятельное управление ресурсами,  в том  числе нематериальными;

д) презентация результатов проектной работы на различных этапах ее реализации.

Типология учебных ситуаций

  • Ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
  • Ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
  • Ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
  • Ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

  • практике  работы  на  уровне  СОО  необходимо  различать  проектную  и  учебно-исследовательскую деятельность:

1. Учебно-исследовательская деятельность  деятельность обучающихся, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

2. Проектная деятельность обучающихся  это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Приложение 4

Формирование универсальных учебных действий через учебные предметы

Учебный предмет

Характер заданий

Формы организации деятельности

Литература

  • Прослеживание «судьбы героя»
  • Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации
  • Представление текстов в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различного жанра
  • Представление о изобразительно-выразительных возможностях русского языка.

Ориентация  в  системе личностных смыслов

  • Эмоционально-действенная идентификация
  • Эмоциональная        сопричастность действиям героя
  • Умение учитывать исторический и историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения
  • Культура чтения
  • Способность выражать свое отношения к проблемам, представленным в тексте в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях
  • Повышение речевой культуры
  • Работа с понятийным материалом
  • Поиск и определение        особенностей литературных жанров
  • Простой, сложный,        цитатный план текста
  • Представление о системе стилей языка художественной литературы
  • Диалог
  • Дискуссия
  • Круглый стол
  • Олимпиада
  • Проекты
  • Мастерские
  • Творческие задания: рисунки, газеты, иллюстрации, стихи
  • Работа в группах
  • Инсценировки,

театральные зарисовки

  • Художественный монтаж
  • Концертное исполнение поэтических

произведений

  • Исследовательские работы
  • Сообщения, доклады
  • Презентации
  • Поиск информации в системе Интернет
  • Реферат
  • Конференция

Русский язык

  • Творческие задания
  • Поиск информации в предложенных источниках
  • Работа со словарями
  • Работа с таблицами
  • Работа с текстами
  • Поиск ответов на заданные вопросы в тексте
  • Навыки грамотного письма
  • Умение составлять        письменные документы
  • Создание письменных текстов
  • Нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
  • Умение анализировать различные языковые явления и факты, допускающие        неоднозначную интерпретацию
  • Владение различными приёмами редактирования текстов
  • Круглый стол
  • Олимпиада
  • Проекты
  • Творческие работы: сочинения, эссе.
  • Работа в группах
  • Исследовательская работа
  • Реферат, сообщение

Математика

  • Составление схем-опор
  • Основы логического, алгоритмического и математического мышления
  • Владение методом доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения
  • Владение стандартными приемами решения        рациональных и иррациональных,        показательных,степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем
  • Составление и распознавание диаграмм
  • Круглый стол
  • Олимпиада
  • Проекты,

исследовательские работы

  • Презентации
  • Доклады, сообщения
  • Работа в группах

Иностран-ный язык

  • Иноязычная коммуникативная компетенция
  • Использование иностранного языка как средства получения информации
  • Умения, способствующие самостоятельному        изучению иностранного языка
  • Нахождение ключевых слов при работе с текстом
  • Словообразовательный анализ
  • Пересказ текста
  • Создание плана текста
  • Перевод
  • Умение пользоваться        двуязычными словарями
  • Олимпиада
  • Работа в группах
  • Творческие задания: рисунки, газеты, плакаты
  • Проекты

межпредметного характера

  • Концерт(песни, стихи на ин. языке)
  • Театральные постановки
  • Презентации
  • Поиск информации в системе Интернет
  • Чтение иностранной литературы на языке оригинала

История России Всеобщая история

Обществозна ние

  • Поиск информации в тексте
  • Навыки критического мышления, анализа, синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследований, характерные для общественных наук
  • Целостное восприятие всего спектра природных, экономических и социальных реалий
  • Формулировка своей позиции
  • Умение задавать вопросы
  • Составление простого, цитатного, сложного плана
  • Реферат, исследовательская работа
  • Использование социального опыта
  • Работа с документом
  • Поиск информации в системе
  • Умение обобщать, анализировать и оценивать информацию
  • Владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции
  • Умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения
  • Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук
  • Умение применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений
  • Навыки оценивания социальной информации,        умение        поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью  объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития
  • Диалог
  • Групповая работа по составлению кроссворда
  • Семинар
  • Дискуссия
  • Круглый стол
  • Олимпиада
  • Проекты
  • Конференции
  • Творческие задания: рисунки, газеты, плакаты
  • Конкурс

исследовательских работ

  • Историческая реконструкция
  • Кейс

География

  • Составление схем
  • Работа с географической картой
  • Поиск информации в тексте
  •         Умение использовать карты разного содержания        для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания
  • Владение географическим анализом различной информации
  • Умение применять географические знания
  • Владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально- экономических и экологических процессов и проблем
  • Проведение наблюдений за отдельными географическими        объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и

антропогенных воздействий

  • Диалог
  • Дискуссия
  • Круглый стол
  • Олимпиада
  • Проекты
  • Конференции
  • Творческие задания: рисунки, газеты, плакаты
  • Изготовление макетов
  • Семинар
  • Презентации, сообщения
  • Реферат

Физика

  • Наблюдение природных явлений
  • Работа с таблицами и графиками
  • Использование        информационных технологий
  • Решение практических задач в повседневной жизни
  • Владение        основополагающими физическими                понятиями, закономерностями, законами и теориями
  • Уверенное пользование физической терминологией и символикой
  • Владение     основными        методами научного познания: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
  • Умение решать физические задачи
  • Умение применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе
  • Лабораторные работы
  • Практические работы
  • Исследовательская работа
  • Реферат
  • Сообщение, доклад
  • Проекты
  • Презентации
  • Поиск        информации        в Интернете

Биология

  • Работа с приборами
  • Работа со справочниками
  • Конспект
  • Наблюдение за живыми организмами
  • Умение        объяснять        результаты биологического эксперимента, решать

элементарные биологические задачи

  • Работа        с        различными        источниками информации
  • Культура поведения в природе
  • Аргументированная оценка полученной информации
  • Владение        основными        методами научного познания
  • Лабораторные работы
  • Урок  выполнения работ поискового характера
  • Творческие задания: рисунки, газеты, плакаты
  • Проекты
  • Конференции
  • Изготовление макетов
  • Презентации

Химия

  • Владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями
  • Уверенное пользование химической терминологией и символикой
  • Работа со справочниками
  • Конспект
  • Работа с различными источниками информации
  • Аргументированная оценка полученной информации
  • Умение давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
  • Владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ
  • Владение методами научного познания
  • Лабораторные работы
  • Урок выполнения работ поискового характера
  • Сообщения, доклады
  • Презентации

Физическая культура

  • физическая культура личности
  • владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания        работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний
  • владение физическими упражнениями различной        функциональной направленности
  • владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в  игровой и соревновательной

деятельности

ОБЖ

  • Сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий

противоправного характера, а также асоциального поведения

  • Знание опасных и чрезвычайных ситуаций природного

Приложение 5

Образец № 1

заполнения таблицы п.1.2.3  Планируемые предметные результаты

по базовой дисциплине «Информатика»

1.4.2 Планируемые предметные результаты

Код ПР

Выпускник на базовом уровне научится

ПР.1

ПР.1.1 определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;

ПР.1.2 строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;

ПР.1.3 находить оптимальный путь во взвешенном графе;

ПР.1.4 определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;

ПР.1.5 выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;

 ПР.1.6 создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;

ПР.1.7 использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;

ПР.1.8 понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);

ПР.1.9 использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;

ПР.1.9 аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;

ПР.1.10 использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;

ПР.1.11 использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;

ПР.1.12 создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;

ПР.1.13 применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;

ПР.1.14 соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.

Код ПР

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться

ПР.2

ПР.2.1 выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;

ПР.2.2 переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

ПР.2.3 использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;

ПР.2.4 строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;

ПР.2.5 понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;

ПР.2.6 использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;

ПР.2.7 разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;

ПР.2.8 применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;

ПР.2.9 классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;

ПР.2.10 понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;

ПР.2.11 понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.

Приложение 6

Образец № 2

заполнения таблицы п.1.2.3  Планируемые предметные результаты

по профильной дисциплине «Информатика»

1.4.2. Планируемые предметные результаты

Код ПР

Выпускник на углубленном уровне научится

ПР.1

ПР.1.1  кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; понимать задачи построения кода, обеспечивающего по возможности меньшую среднюю длину сообщения при известной частоте символов, и кода, допускающего диагностику ошибок;

ПР.1.2 строить логические выражения с помощью операций дизъюнкции, конъюнкции, отрицания, импликации, эквиваленции; выполнять эквивалентные преобразования этих выражений, используя законы алгебры логики (в частности, свойства дизъюнкции, конъюнкции, правила де Моргана, связь импликации с дизъюнкцией);

ПР.1.3 строить таблицу истинности заданного логического выражения; строить логическое выражение в дизъюнктивной нормальной форме по заданной таблице истинности; определять истинность высказывания, составленного из элементарных высказываний с помощью логических операций, если известна истинность входящих в него элементарных высказываний; исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные; решать логические уравнения;

ПР.1.4 строить дерево игры по заданному алгоритму; строить и обосновывать выигрышную стратегию игры;

ПР.1.5 записывать натуральные числа в системе счисления с данным основанием; использовать при решении задач свойства позиционной записи числа, в частности признак делимости числа на основание системы счисления;

ПР.1.6 записывать действительные числа в  экспоненциальной форме; применять знания о представлении чисел в памяти компьютера;

ПР.1.7 описывать графы с помощью матриц смежности с указанием длин ребер (весовых матриц); решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов, в частности задачу построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа и определения количества различных путей между вершинами;

ПР.1.8 формализовать понятие «алгоритм» с помощью одной из универсальных моделей вычислений (машина Тьюринга, машина Поста и др.); понимать содержание тезиса Черча–Тьюринга;

ПР.1.9 понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы и размер используемой памяти при заданных исходных данных; асимптотическая сложность алгоритма в зависимости от размера исходных данных); определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов;

ПР.1.10 анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений и при каких исходных значениях возможно получение указанных результатов;

ПР.1.11 создавать, анализировать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы, связанные с анализом элементарных функций (в том числе приближенных вычислений), записью чисел в позиционной системе счисления, делимостью целых чисел; линейной обработкой последовательностей и массивов чисел (в том числе алгоритмы сортировки), анализом строк, а также рекурсивные алгоритмы;

ПР.1.12 применять метод сохранения промежуточных результатов (метод динамического программирования) для создания полиномиальных (не переборных) алгоритмов решения различных задач; примеры: поиск минимального пути в ориентированном ациклическом графе, подсчет количества путей;

ПР.1.13 создавать собственные алгоритмы для решения прикладных задач на основе изученных алгоритмов и методов;

ПР.1.14 применять при решении задач структуры данных: списки, словари, деревья, очереди; применять при составлении алгоритмов базовые операции со структурами данных;

ПР.1.15 использовать основные понятия, конструкции и структуры данных последовательного программирования, а также правила записи этих конструкций и структур в выбранном для изучения языке программирования;

ПР.1.16 использовать в программах данные различных типов; применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки символьных строк; выполнять обработку данных, хранящихся в виде массивов различной размерности; выбирать тип цикла в зависимости от решаемой подзадачи; составлять циклы с использованием заранее определенного инварианта цикла; выполнять базовые операции с текстовыми и двоичными файлами; выделять подзадачи, решение которых необходимо для решения поставленной задачи в полном объеме; реализовывать решения подзадач в виде подпрограмм, связывать подпрограммы в единую программу; использовать модульный принцип построения программ; использовать библиотеки стандартных подпрограмм;

ПР.1.17 применять алгоритмы поиска и сортировки при решении типовых задач;

ПР.1.18 выполнять объектно-ориентированный анализ задачи: выделять объекты, описывать на формальном языке их свойства и методы; реализовывать объектно-ориентированный подход для решения задач средней сложности на выбранном языке программирования;

ПР.1.19 выполнять отладку и тестирование программ в выбранной среде программирования; использовать при разработке программ стандартные библиотеки языка программирования и внешние библиотеки программ; создавать многокомпонентные программные продукты в среде программирования;

ПР.1.20 инсталлировать и деинсталлировать программные средства, необходимые для решения учебных задач по выбранной специализации;

 ПР.1.21 пользоваться навыками формализации задачи; создавать описания программ, инструкции по их использованию и отчеты по выполненным проектным работам;

 ПР.1.22 разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; анализировать соответствие модели реальному объекту или процессу; проводить эксперименты и статистическую обработку данных с помощью компьютера; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;

ПР.1.23 понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; выбирать конфигурацию компьютера в соответствии с решаемыми задачами;

ПР.1.24 понимать назначение, а также основные принципы устройства и работы современных операционных систем; знать виды и назначение системного программного обеспечения;

ПР.1.25 владеть принципами организации иерархических файловых систем и именования файлов; использовать шаблоны для описания группы файлов;

ПР.1.26 использовать на практике общие правила проведения исследовательского проекта (постановка задачи, выбор методов исследования, подготовка исходных данных, проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета); планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты;

ПР.1.27 использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение графиков и диаграмм;

ПР.1.28 владеть основными сведениями о табличных (реляционных) базах данных, их структуре, средствах создания и работы, в том числе выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;

ПР.1.29 использовать компьютерные сети для обмена данными при решении прикладных задач;

ПР.1.30 организовывать на базовом уровне сетевое взаимодействие (настраивать работу протоколов сети TCP/IP и определять маску сети);

ПР.1.31 понимать структуру доменных имен; принципы IP-адресации узлов сети;

ПР.1.32 представлять общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений (сайты, блоги и др.);

ПР.1.33 применять на практике принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; соблюдать при работе в сети нормы информационной этики и права (в том числе авторские права);

ПР.1.34 проектировать собственное автоматизированное место; следовать основам безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН

Код ПР

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться

ПР.2.

ПР.2.1 применять коды, исправляющие ошибки, возникшие при передаче информации; определять пропускную способность и помехозащищенность канала связи, искажение информации при передаче по каналам связи, а также использовать алгоритмы сжатия данных (алгоритм LZW и др.);

ПР.2.2 использовать графы, деревья, списки при описании объектов и процессов окружающего мира; использовать префиксные деревья и другие виды деревьев при решении алгоритмических задач, в том числе при анализе кодов;

ПР.2.3 использовать знания о методе «разделяй и властвуй»;

ПР.2.4 приводить примеры различных алгоритмов решения одной задачи, которые имеют различную сложность; использовать понятие переборного алгоритма;

ПР.2.5 использовать понятие универсального алгоритма и приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;

ПР.2.6 использовать второй язык программирования; сравнивать преимущества и недостатки двух языков программирования;

ПР.2.7 создавать программы для учебных или проектных задач средней сложности;

ПР.2.8 использовать информационно-коммуникационные технологии при моделировании и анализе процессов и явлений в соответствии с выбранным профилем;

ПР.2.9 осознанно подходить к выбору ИКТ-средств и программного обеспечения для решения задач, возникающих в ходе учебы и вне ее, для своих учебных и иных целей;

ПР.2.10 проводить (в несложных случаях) верификацию (проверку надежности и согласованности) исходных данных и валидацию (проверку достоверности) результатов натурных и компьютерных экспериментов;

ПР.2.11 использовать пакеты программ и сервисы обработки и представления данных, в том числе – статистической обработки;

ПР.2.12 использовать методы машинного обучения при анализе данных; использовать представление о проблеме хранения и обработки больших данных;

ПР.2.13 создавать многотабличные базы данных; работе с базами данных и справочными системами с помощью веб-интерфейса.

Приложение 7

Профессиональная направленность изучения предмета ___Математика

                                                                                           код

№п/п

Тема

Лекционный материал и или типы заданий с учетом специфики приобретаемой специальности

1.

Параллельные прямые в пространстве

Применение параллельных прямых в строительстве

2.

Параллельные плоскости

Применение параллельных прямых в строительстве

3.

Расстояние от точки до плоскости

Задачи практической направленности в строительстве

4.

Перпендикулярность прямых и плоскостей.

Задачи практической направленности в строительстве

5.

Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости

Задачи практической направленности в строительстве

6.

Решение задач на перпендикулярность

плоскостей

Задачи практической направленности в строительстве

7.

Прямоугольный параллелепипед

Многогранники в архитектуре

8.

Понятие многогранника. Призма.

Многогранники в архитектуре

9.

Пирамида. Элементы пирамиды

Многогранники в архитектуре

10.

Площадь поверхности многогранника

Решение практических задач на стройках региона

11.

Элементы симметрии правильных многогранников

Симметрия в искусстве, архитектуре, технике, быту.

12.

Вычисление пределов последовательностей

Решение задач с банковскими операциями

13.

Сумма бесконечной геометрической прогрессии.

Решение задач с банковскими операциями

14.

Точки экстремума функции и их отыскание.

Применение математических знаний для решения практических

задач экономики региона

15.

Исследование функций на монотонность

Применение математических знаний для решения практических

задач экономики региона

16.

Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин

Применение математических знаний для решения практических

задач промышленности региона

17

Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин

Применение математических знаний для решения практических

задач промышленности


[3] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по дисциплине «Ритмика» ( студентов педагогического колледжа специальности «Дошкольное образование» - 2 курс)

«Творчеству можно учить, но это учение особое, оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям» -  И. Я. Лернер . Профессия педагога даёт широкий спектр возможностей для творчества, сл...

План-конспект открытого урока по учебной дисциплине "Иностранный язык (английский) для студентов 2 курса специальности "Дошкольное образование" "Образование в Великобритании"

План-конспект открытого урока по учебной дисциплине "Иностранный язык (английский) для студентов 2 курса специальности "Дошкольное образование" "Образование в Великобритании"....

Рабочая тетрадь МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста для студентов специальности "Дошкольное образование"

Рабочая тетрадь предназначена для организации аудиторной и самостоятельной практической работы студентов по темам МДК 05.01. «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ.03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования 44.02.01 Специальность: Дошкольное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИспециалистов среднего звенапм.03Организация занятий по основным   общеобразовательным программам дошкольного образов...