«Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусстве. Смысловая схема речи»
презентация к уроку

Панина Алла Борисовна

Речь. Она звучит повсюду. Именно владение речью отличает нас от остальных млекопитающихся. Почему же в нашей жизни часто случаются недопонимания, почему свою мысль, идею, мы не можем донести до окружающих? Почему мы сталкиваемся с проблемой написания сочинений, подготовки устных выступлений? А про спонтанную речь на какую-либо тему и говорить нечего. Ответ один - мы не знаем, как это правильно делать.

Смысловая схема речи -  один из приемов создания текста, который поможет вам при всех вышеназванных ситуациях, при условии, что вы сами приложите все усилия для овладения этой методикой.

Смысловая схема речи -  один из приемов создания текста профессиональной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku_rrya.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусстве. Смысловая схема речи» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « АЛЕКСЕЕВСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ » Учебное занятие ОУД.14 РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК к ОПОП по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Автор: Панина Алла Борисовна, преподаватель русского языка и литературы

Слайд 2

Топы текста Т Е К С Т

Слайд 3

Топами (с греческого “место”) они были названы потому, что в сознании ритора речь представала как “карта местности”, на которой каждая идея имела свое положение, место.

Слайд 4

топика Совокупность общих мест и способы их применения называются топикой. Топика отражает общие законы человеческого мышления. Топика как система общих мест позволяет без напряжения и неоправданных усилий разработать идею, развить мысль, быстро подобрать аргументы для данного тезиса, тем самым дает надежную основу для создания любой речи.

Слайд 5

М.В. Ломоносов предлагал 16 общих мест , призванных «расплодить " простые идеи: 1 ) род и вид; 2) целое и части; 3) свойства материальные; 4) свойства жизненные; 5) имя; 6) действия и страдания; 7) место; 8) время; 9) происхождение; 10) причина; 11) предыдущее и последующее; 12) признаки; 13) обстоятельства; 14) подобия; 15) противные и несходные вещи; 16) уравнения

Слайд 6

Современная риторика пришла к выводу, что для создания любого речевого произведения достаточно девяти смысловых моделей: "род – вид", "определение", "целое – части", "свойства", "сопоставление", "причина и следствие", "обстоятельства", "примеры и свидетельства", "имя".

Слайд 7

Топы (общие места)текста имя целое ,части сравнение, сопоставление определение род, вид обстоятельства свойства , признаки причина следствие примеры, свидетельства

Слайд 8

имя род определение признаки Вид, разновидности Аргументы, цитаты, примеры следствие причины обстоятельства Сопоставление свойства целое части

Слайд 9

Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и мы, и вы Если все сорвут цветы, Не останется цветов И не будет красоты

Слайд 11

ССОРА Состояние взаимной вражды; размолвка Душевная боль, обида, крик Мир, чувство, любовь, эмоции Решение проблем, сила воли Компромисс, переговоры, уступки С близкими, с любимым человеком, с друзьями и т.д Сплочение, улучшение прежних отношений, взаимопонимание

Слайд 13

Э та смысловая модель позволяет человеку , «охватив все общим взглядом, возводить к единой идее разрозненные явления ». Сократ

Слайд 14

ФЛАМИНГО ЧАЙКА ЛАСТОЧКА мечта ----- ПТИЦА ДЯТЕЛ КУРИЦА СОРОКА СТРАУС

Слайд 16

имя род определение признаки Вид, разновидности Аргументы, цитаты, примеры следствие Причины, предпосылки обстоятельства Сопоставление свойства целое части

Слайд 17

Домашнее задание подготовиться к защите проекта по выбранному слову, относящемуся к профессиональной направленности; по единой схеме каждый обучающийся готовит собственное высказывание – письменно. Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы для развития устной речи

Схемы для развития устной речи...

ВКР: Использование алгоритмических схем рисования животных как средство развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи седьмого года жизни

Дорогие друзья!        В выпускной квалификационной работе (ВКР) «Использование алгоритмических схем рисования животных как средство развития мелкой моторики рук у детей...

Конспект логопедического занятияс детьми средней группы (тяжелые нарушения речи) «Сравнение медведя и зайца с помощью схемы»

Задачи:1.    Учить сравнивать медведя и зайца, с опорой на схему.2.    Развивать мышление, память.3.    Активизировать словарь по теме.4.   ...

«Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусстве. Смысловая схема речи»

Речь. Она звучит повсюду. Именно владение речью отличает нас от остальных млекопитающихся. Почему же в нашей жизни часто случаются недопонимания, почему свою мысль, идею, мы не можем донести до окружа...

Презентация к занятию по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"

Презентация предназначена для проведения учебных занятий по дисциплине "Родной язык" на тему: "Риторика как наука.Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"...

Презентация на тему "Риторика как наука Риторика в Древней Греции и Древнем Риме"

Презентация на тему "Риторика как наукаРиторика в Древней Греции и Древнем Риме"...