ВКР: Использование алгоритмических схем рисования животных как средство развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи седьмого года жизни
творческая работа учащихся

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Дорогие друзья!

       В выпускной квалификационной работе (ВКР) «Использование алгоритмических схем рисования животных как средство развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи седьмого года жизни» студенткой Филиповой Екатериной Анатольевной доказана актуальность проблемы на современном этапе. Исследуя педагогическую литературу, Екатерина Анатольевна раскрывает средства и условия развития мелкой моторики рук у детей с ОНР через рисование животных по алгоритмическим схемам.

       Филипповой Е.А была четко обозначена проблема исследования, корректно сформулированы цели и задачи.

       В теоретической части выпускной квалификационной работы приводиться ряд примеров, доказывающих правильность вывода о том, что систематическая работа поможет развивать мелкую моторику рук детей.

       Вся практическая работа состоит из трех этапов, что позволило автору подтвердить гипотезу.

       Результаты проведенного исследования были подвержены качественному анализу, данные которых представлены в виде таблиц и диаграмм. Замечания по работе не выявлены.

       Дипломная работа Филипповой Е.А. выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию студенческих научных работ и может быть заслушана на заседании Государственной Аттестационной комиссии.

 

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

 

P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД

           Если вы скопировали текст или фотографии и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).

       Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:

         Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:

        «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."

          ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.

ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.


 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование алгоритмических схем рисования животных как средство развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи седьмого года жизни Выполнила: Филиппова Екатерина Анатольевна Специальность: 44.02.04 Специальное дошкольное образование Курс IV , группа 145 Научный руководитель: Гольская Оксана Геннадьевна Благовещенск, 2019

Слайд 2

Цель исследования - выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи и апробировать систему работы по использованию алгоритмических схем рисования животных (Н.В Шайдурова ) для развития мелкой моторики

Слайд 3

Объект исследования – развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Предмет исследования – развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством рисования животных по алгоритмическим схемам

Слайд 4

Задачи исследования : изучить современные исследования по проблеме развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей седьмого года жизни апробировать систему (Н. В. Шайдурова ) рисования животных по алгоритмическим схемам

Слайд 5

Гипотеза Развитие мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитие речи будет проходить более эффективно, если алгоритмические схемы рисования животных использовать систематически и в комплексе с играми по развитию мелкой моторики.

Слайд 6

Методы исследования : анализ психолого – педагогической и методической литературы по проблеме исследования педагогический эксперимент количественный и качественный анализ полученных результатов База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Надежда» (корпус 4) г.Благовещенска. Подготовительная к школе группа №34.

Слайд 7

Констатирующий этап Цель: выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста.

Слайд 8

Содержание констатирующего этапа № п / п Содержание работы Цель 1 Анкетирование воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Проанализировать отношение воспитателей к проблеме развития мелкой моторики рук. 2 Анкетирование родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка» Выяснить заинтересованность и информированность родителей по вопросу развития мелкой моторики детей 3 Проведение диагностики М.А. Поваляевой «Обследование тонких движений пальцев рук и обследование действий с предметами» Исследование уровня развития мелкой моторики у детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста

Слайд 9

Критерии развития мелкой моторики 3 балла – четкое выполнение всех заданий; 2 балла – выполнение не более пяти заданий из предложенных; 1 балл – выполнение одного – трех заданий. Критерии оценки результатов 3 балла – высокий уровень развития моторных навыков; 2 балла – средний уровень развития моторных навыков; 1 бал – низкий уровень развития моторных навыков.

Слайд 10

Рисунок 1 - Результаты диагностики « Определение уровня развития мелкой моторики на констатирующем этапе»

Слайд 11

Формирующий этап Цель: развитие мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи в процессе рисования животных по алгоритмическим схемам

Слайд 12

Содержание формирующего этапа № п / п Содержание кружковой работы Цель НИЗКИЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ 1 « Вышла курочка гулять своих деток посчитать» Развитие силы движений 2 « Ежик на полянке» Развитие силы движений 3 « Кошка на окошке» Развитие силы движений Алгоритм рисования ежика Пальчиковая гимнастика «Ежик выбился из сил»

Слайд 13

Содержание формирующего этапа № п / п Содержание кружковой работы Цель СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ 4 «Домашние животное – корова» Развитие динамической координации; развитие скорости движений; развитие силы движений 5 « Лиса – лиса , чудо краса» Развитие динамической координации; развитие скорости движений; развитие силы движений 6 « Бельчонок» Развитие динамической координации; развитие скорости движений; развитие силы движений Алгоритм рисовании коровы Пальчиковая гимнастика «К нам пришла корова»

Слайд 14

Содержание формирующего этапа № п / п Содержание кружковой работы Цель ВЫСОЙКИЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ 7 « Африканский слон» Развитие статической координации; развитие динамической координации; развитие скорости движений; развитие силы движений 8 «Носорог» Развитие статической координации; развитие динамической координации; развитие скорости движений; развитие силы движений Алгоритм рисования слона Пальчиковая гимнастика «Слон»

Слайд 15

Контрольный этап Цель: сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов, проверить эффективность используемых методов и приемов формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 16

Рисунок 10 - Уровень развития мелкой моторики на контрольном этапе

Слайд 17

Рисунок 11 – Сравнительная диаграмма развития мелкой моторики рук на констатирующем и контрольном эксперименте

Слайд 18

Спасибо за внимание!!!

Слайд 19

Использование алгоритмических схем рисования животных как средство развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи седьмого года жизни Выполнила: Филиппова Екатерина Анатольевна Специальность: 44.02.04 Специальное дошкольное образование Курс IV , группа 145 Научный руководитель: Гольская Оксана Геннадьевна Благовещенск, 2019



Предварительный просмотр:

Автореферат

1 слайд

Добрый день, уважаемая комиссия. Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему: «Использование алгоритмических схем рисования животных как средство развития мелкой моторики рук у детей с ОНР седьмого года жизни».

Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам. Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга.

Овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве.

Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению.

Упражнения для подготовки руки к письму. Существует много современных систем подготовки руки детей к письму: обведение с помощью трафаретов контуров геометрических фигур, штриховка различными линиями, раскрашивание, рисование узоров.

Так же эффективное развитее мелкой моторики может происходить при рисовании животных по алгоритмическим схемам. В процессе рисования будет формироваться правильный захват, графомоторные навыки и т.д.

Главной причиной актуальности проблемы развития моторики рук у дошкольников с ОНР является то обстоятельство, что во всех странах число новорожденных детей с недостатками развития неуклонно растет. Ранняя адекватная помощь ребенку позволяет компенсировать нарушения в психофизическом развитии и смягчить или предупредить вторичные отклонения

2 слайд

Цель исследования: выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей седьмого года жизни с ОНР и апробировать систему работы по использованию алгоритмических схем рисования животных (Н.В Шайдурова) для развития мелкой моторики.

3 слайд

Объект исследования: развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством рисования животных по алгоритмическим схемам.

4 слайд

Задачи исследования:

- изучить современные исследования по проблеме развития мелкой моторики у детей с ОНР;

-  выявить уровень развития мелкой моторики у детей седьмого года жизни;

-  апробировать систему (Н. В. Шайдурова) рисования животных по алгоритмическим схемам.

5 слайд

Гипотеза: Развитие мелкой моторики рук у детей с ОНР  будет проходить более эффективно, если алгоритмические схемы рисования животных использовать систематически и в комплексе с играми по развитию мелкой моторики. 

6 слайд

Методы исследования:

- анализ психолого – педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- педагогический эксперимент;

- количественный и качественный анализ полученных результатов

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Надежда» (корпус 4) г.Благовещенска. Подготовительная к школе группа №34.

7 слайд

Цель констатирующего этапа:         выявление уровня развития мелкой моторики у детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста.

8 слайд

Обратите внимание на слайды, на них представлено содержание  констатирующего этапа.

№ п/п

Содержание работы

Цель

1

Анкетирование воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

2

Анкетирование родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка»

Выяснить заинтересованность и информированность родителей по вопросу развития мелкой моторики детей

3

Проведение диагностики М.А. Поваляевой «Обследование тонких движений пальцев рук и обследование действий с предметами»

Исследование уровня развития мелкой моторики у детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста

Для выявления уровня сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи использовалась методика Марии Афанасьевны Поваляевой, которая предполагает обследование тонких движений пальцев рук и обследование действий с предметами

10 слайд

Критерии развития мелкой моторики:

3 балла – четкое выполнение всех заданий;

2 балла – выполнение не более пяти заданий из предложенных;

1 балл – выполнение одного – трех заданий.

Критерии оценки:

3 балла – высокий уровень развития моторных навыков;

2 балла – средний уровень развития моторных навыков;

1 бал – низкий уровень развития моторных навыков.

11 слайд

Результаты уровня развития мелкой моторики рук.

В педагогическом эксперименте принимали участие 16 дошкольников подготовительной к школе группы.

Из 16 обследованных детей , 9 имеют высокий уровень развития мелкой моторики – 56,25%, дети справились со всеми заданиями, задания выполняли с первой попытки. Пятеро детей имеют средний уровень развития – 31,25%, допускают незначительные ошибки, затруднения возникли в упражнениях . Двое детей имеют низкий уровень развития – 12,50%. Нарушена точность выполнения, наблюдалась скованность, неполный объем движений, неловкость, требовалась помощь.

По результатам констатирующего эксперимента мы подобрали алгоритмы рисования животных разных уровней сложности.

12 слайд

Цель формирующего этапа: развитие мелкой моторики рук у детей с ОНР в процессе рисования животных по алгоритмическим схемам

13 – 14 слайд

Обратите внимание на слайды, на них указано содержание формирующего этапа.

Форма работы по развитию мелкой моторики рук была определена нами как кружковая работа.

В ходе кружковой работы мы придерживались принципа от простого к сложному. Для этого были подобраны задания разного уровня сложности. Низкий, средний и высокий уровень.

15 слайд

Контрольный этап

Цель: сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов, проверить эффективность используемых методов и приемов формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

16 слайд

В ходе контрольного эксперимента была использована та же методика, что и на этапе констатирующего эксперимента М.А. Поваляевой.

На диаграмме представлены результаты развития мелкой моторики на контрольном этапе.

17 слайд

При сравнении результатов диагностики было выявлено, что  к концу работы 12 детей имеют высокий уровень развития мелкой моторики рук что составляет - 75%. Дети справились со всеми заданиями, задания выполняли с первой попытки. На выполнение задания затрачивали  малое количество времени. Не наблюдалась скованность движений, захват предметов произведен правильно. Прослеживалась согласованность движений между левой и правой рукой, скорость и сила движений соответствуют заданию.

 Четверо детей  имеют средний уровень развития мелкой моторики рук что составляет – 25%. Из них у двоих детей  результаты остались неизменными, потому что не постоянно посещали ДОУ. Дети допускают незначительные ошибки, затруднения возникли в упражнениях «Нанизывать на нитку бусинки», «Поочередное поднятие каждого пальца, остальные прижаты к поверхности стола»,. Сложности возникали в укладывании в коробку спичек левой рукой, так как не сформирован правильный захват и дети не могут удержать одну позу руки большое количество времени. Были замечены затруднения при  нанизывании бусин среднего и маленького размера, дети не могли регулировать движения рук для захвата предмета. Бусины мелкого размера часто выпадали из рук, что свидетельствует о недостаточной силе захвата.

Детей имеющих низкий уровень не выявлено.

Таким образом, в ходе экспериментальной работы были реализованы цели и задачи, гипотеза доказана: коррекционная работа по формированию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ была эффективной, так как:

- проведена диагностика и выявлен уровень развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитие речи седьмого года жизни;

- систематически проводилось рисование по алгоритмическим схемам в комплексе с пальчиковыми играми, и играми по развитию мелкой моторики в соответствии с учетом возрастных особенностей детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи;

-  установлена взаимосвязь между педагогом и семьей.

18 слайд

Спасибо за внимание!

29 слайд

Титульник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики кисти руки детей младшего школьного возраста с ЗПР во внеурочной деятельности средствами искусства

Данная статья посвящена проблемам развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР и способам их решения во время внеурочной деятельности....

Консультации для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей 2-3 лет

Очень важно, чтобы родители понимали всю важность развития мелкой моторики рук у детей....

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет"

Статья о формировании слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет....

ВКР: Рисование руками как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Дорогие друзья!        Вашему вниманию представлена выпускная квалификационная работа (ВКР) на тему «Рисование руками как средство развития...

ВКР: Пересказ литературных произведений как средство формирования связной речи у дошкольников 7 года жизни с общим недоразвитием речи

     В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого – педагогических условий развития связной речи детей дошкольного во...

Памятка для родителей "Игры на развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста". 06.05.2023 г.

Чтобы стимулировать развитие речи у ребёнка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук....