Рабочая программа учебной дисциплины "Основы философии" для СПО
методическая разработка
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы философии"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 488.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург» ОГСЭ 01. «Основы философии» |
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 01. «Основы философии» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по программе подготовке специалистов среднего звена (далее – СПО) 49.02.03 Спорт и на основании примерной основной образовательной программы, входящей в состав укрупненной группы профессий 49.00.00 Физическая культура и спорт.
Организация-разработчик: СПб ГБ ПОУ «Академия ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург»
Разработчик(и):
Преподаватель: Хижая Д.М. – преподаватель философии
Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии Протокол № 1 от 17.05.2023 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |||
| 4 | ||
| 5 | ||
| 10 | ||
| 12 | ||
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОГСЭ 01. «Основы философии», рекомендуемая для освоения обучающимися в рамках программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 49.02.03 Спорт в соответствии с ФГОС СПО по указанной специальности, квалификация «Тренер по виду спорта».
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина ОГСЭ 01. «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины – сформировать у обучающихся представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества и цивилизации.
Задача – обучающийся должен осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Дисциплина способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций, а также личностных результатов:
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам; |
ОК 02. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; |
ОК 04. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; |
ОК 06. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения; |
Код | Наименование профессиональных компетенций |
ПК 1.2. | Проводить тренировочные занятия с занимающимися по основным разделам спортивной подготовки в избранном виде спорта; |
ПК 1.5. | Организовывать соревновательную деятельность занимающихся по избранному виду спорта; |
ПК 1.8. | Проводить мероприятия по антидопинговой подготовке спортсменов; |
ПК 1.9. | Осуществлять профессионально-спортивное совершенствование в избранном виде спорта; |
ПК 2.2. | Проводить и анализировать учебные занятия по дополнительным общеобразовательным программам |
ПК 2.3. | Организовывать досуговую деятельность обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы; |
Код | Личностные результаты |
ЛР 7 | Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения. Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных интересов других людей |
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузки студента - 51 час, в том числе:
- обязательная аудиторной учебная нагрузка - 51 час;
Вариативная часть – 3 часа на изучение русской философии;
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 51 |
в т.ч. в форме практической подготовки | 10 |
в том числе: | |
Теоретическое обучение | 41 |
Практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | - |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета (2 семестр) | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, акад. ч /в том числе в форме практической подготовки, | Коды ОК, ПК, ЛР, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основные этапы развития философии. | 37/6 | ||
Тема 1.1. Что такое философия? | Содержание учебного материала | 4 | |
Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности. Философия как выражение мудрости в рациональных формах | 1 | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | |
Категории как предмет философского знания и как результат его развития. Мировоззрение и его структура. | 1 | ||
Мифология, религия и философия - исторические формы мировоззрения. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Философия и ее человеческое измерение. | 1 | ||
Практические занятия | 1 | ||
Семинарское занятие № 1. Что такое философия? | |||
Тема 1.2. Развитие античной философии | Содержание учебного материала | 4 | |
Периоды развития античной философии: - до сократовский, классический, эллинистический, римский. Космоцентризм ранней античной философии. | 1 | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | |
Софисты. Сократ. Философская система Платона. Теория идей. | 1 | ||
Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Римское государство и развитие философии | 1 | ||
Практические занятия | 1 | ||
Семинарское занятие № 2. Развитие античной философии | |||
Тема 1.3. Философия эпохи Средневековья | Содержание учебного материала | 4 | |
Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии. Патристика. | 1 | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | |
Блаженный Августин. Схоластическая философия. | 1 | ||
Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики. | 1 | ||
Практические занятия | 1 | ||
Семинарское занятие № 3. Философия эпохи Средневековья | |||
Тема 1.4. Философия эпохи возрождения, нового времени. | Содержание учебного материала | 11 | |
Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии. Патристика. Блаженный Августин. Схоластическая философия. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского - вершина схоластики. | 2 | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | |
Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Достижения возрожденческой науки и искусства. Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно. Николай Коперник, Галилео Галилей. | 2 | ||
Эпоха научной революции. Проблемы методологии научного познания. Френсис Бэкон. Эмпиризм и индукция. Рационализм Рене Декарта. Дедуктивный метод. Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи. | 2 | ||
Критическая философия И. Канта. Обоснование активности субъекта. Априорные формы знания. Кант о возможностях и границах разума. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Категорический императив как априорный принцип практического разума. | 2 | ||
Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Фейербах о гносеологических и психологических корнях религии. | 2 | ||
Практические занятия | 1 | ||
Семинарское занятие № 4. Философия эпохи Возрождения, Нового времени. | |||
Тема 1.5. Русская философия | Содержание учебного материала | 14 | |
Специфические особенности русской философии: исторические и социальные условия ее формирования. Периодизация развития философской мысли в России. «Русская идея». | 2 | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | |
М.В. Ломоносов - первый русский ученый, мыслитель, просветитель. Н.А. Радищев и постановка проблемы свободы. | 2 | ||
Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). Философия всеединства. Идея богочеловечества. Философия свободы. | 2 | ||
П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы в русской философии. | 2 | ||
Становление и развитие отечественной диалектической мысли. Революционеры демократы. | 2 | ||
Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Судьба русской философии в XX веке. | 2 | ||
Практические занятия | 2 | ||
Семинарское занятие № 5. Русская философия | |||
Раздел 2. Основные направления современной Западной философии. | 14/4 | ||
Тема 2.1. Аналитическая философская традиция | Содержание учебного материала | 5 | |
Материалистическая картина мира и научные концепции Вселенной, основанные на принципе материального единства мира. Религиозная картина мира. Принципиальная особенность религиозного миропонимания. | 2 | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | |
Философская картина мира и ее связь с различными концепциями бытия. Аксиология как философское учение о ценностях. Нравственные ценности добра, зла, справедливости, свободы, их анализ. | 1 | ||
Практические занятия | 2 | ||
Семинарское занятие № 6. Аналитическая философская традиция | |||
Тема 2.2. Постмодернист-кая философская альтернатива | Содержание учебного материала | 3 | |
Постмодернизм как направление современной философии. Известные философы постмодернисты. | 1 | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | |
Изучение работ философов постмодернистов. | 1 | ||
Практические занятия | 1 | ||
Семинарское занятие № 7. Постмодернистская философская альтернатива | |||
Тема 2.3 Понятие познания. Чувственное и рациональное | Содержание учебного материала | 3 | |
Познание как предмет философского анализа. Человек как субъект познания. Проблема субъективности и объективности в познании. Понятие «знания». Знание, познание и язык. Роль знаковых систем и символических форм культуры в познании. Абсолютности и относительности в познании. Сенсуализм и рационализм. Интуитивное познание | 1 | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | |
Этапы познания. Субъект и объект познания. Истина как цель познания. Теория истины. Диалектика истины. Практика как критерий истины. Анализ форм и методов научного познания. | 1 | ||
Практические занятия | 1 | ||
Семинарское занятие № 8. Понятие познания. Чувственное и рациональное | |||
Тема 2.4. Познание и истина. Познание и наука | Содержание учебного материала | 3 | |
Познание как предмет философского анализа. Структура познания, анализ его важнейших видов и форм. | 1 | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | |
Философское понятие истины. | 1 | ||
Дифференцированный зачет | 1 | ||
Итого | 51/10 | ||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет Гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Оснащенный оборудованием:
1. Посадочные места по количеству обучающихся
2. Рабочее место преподавателя
3. Учебно-методическое обеспечение:
УМК по дисциплине «Основы философии»;
Технические средства обучения:
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор, экран
Характеристика аудиторного оборудования, в том числе неспециализированного компьютерного оборудования и программного обеспечения общего пользования:
- стандартное оборудованием используемое для обучения в «АЛВС Динамо СПб» компьютер с лицензионным программным обеспечением MS Windows, MS Office, Mozilla FireFox, Google Chrome, Acrobat Reader DC, WinZip, Антивирус Касперского.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Дмитриев, В. В. Основы философии: учебник для среднего профессионального образования / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 281 с. — (Профессиональное образование).
- Кочеров, С. Н. Основы философии: учебное пособие для среднего профессионального образования/С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 177 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09669-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491445
- Стрельник, О. Н. Основы философии: учебник для среднего профессионального образования/О. Н. Стрельник — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 312 с. — (Профессиональное образование)
Дополнительные источники:
- Гуревич, П. С. Философия: учебник для среднего профессионального образования / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 457 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534- 10200-0. — Текст: электронный
- Лавриненко, В. Н. Философия в 2 т. Том 1. История философии: учебник и практикум для среднего профессионального образования/В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова; под редакцией В. Н. Лавриненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 240 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14741-4. — Текст: электронный
- Лавриненко, В. Н. Философия в 2 т. Том 2. Основы философии. Социальная философия. Философская антропология: учебник и практикум для среднего профессионального образования/В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан; под редакцией В. Н. Лавриненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14740-7.
- Передельский, А. А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: учебник / А. А. Передельский. — Москва: Спорт-Человек, 2016. — 416 с. — ISBN 978-5-906839-04-6. — Текст: электронный
- Хомяков, А. С. Избранные философские сочинения в 2 т. Том 1 / А. С. Хомяков. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 372 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08947-9. — Текст: электронный
- Хомяков, А. С. Избранные философские сочинения в 2 т. Том 2 / А. С. Хомяков. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 375 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08949-3. — Текст: электронный
- Хрестоматия по философии в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Н. Чумаков [и др.]; под редакцией А. Н. Чумакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 366 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11663-2. — Текст: электронный
- Хрестоматия по философии в 2 ч. Часть 2: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Н. Чумаков [и др.]; под редакцией А. Н. Чумакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 236 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11667-0. — Текст: электронный
- Юркевич, П. Д. Философские произведения. Избранное / П. Д. Юркевич. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 281 с. — (Антология мысли). — ISBN 978- 5-534-12132-2. — Текст: электронный
Интернет–ресурсы:
− https://biblio-online.ru/catalog/legendary/gumanitarnye-i-obschestvennye-nauki (Легендарные книги. Гуманитарные и общественные науки.)
− http://www.internet-biblioteka.ru/philosophy (Интернет-библиотека.ру)
− www.window.edu.ru/window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
- ЭБС «Юрайт» [Электронный ресурс] URL: https://urait.ru/ (дата обращения: 22.05.2022)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий аудиторного и внеаудиторного характера.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
Освоенные умения, усвоенные знания | Коды формируемых компетенций и ЛР | |
уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | ОК 01,02,04,06 ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9 ПК 2.2, 2.3 ЛР 7 | Формы контроля обучения: - устный индивидуальный и фронтальный опрос; - тестовые задания по темам; - реферат, сообщение - письменная проверочная работа; - эссе; - участие в семинаре - выполнение практических работ Методы оценки результатов обучения: - накопительная оценка; - дифференцированный зачет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП. 04. Учебная практика ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Рабочая программа учебной практики УП.04. по профессиональному модулю ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, разработана на основе Федерального государ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...


