Рабочая программа учебной дисциплины "Основы философии" для СПО
методическая разработка

Хижая Дарья Максимовна

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы философии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

logo-ICE

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург»

ОГСЭ 01. «Основы философии»

 C:\Users\User\Desktop\скан 3.10\ОГСЭ 01.jpeg

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 01. «Основы философии» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по программе подготовке специалистов среднего звена (далее – СПО) 49.02.03 Спорт и на основании примерной основной образовательной программы, входящей в состав укрупненной группы профессий 49.00.00 Физическая культура и спорт.

Организация-разработчик: СПб ГБ ПОУ «Академия ледовых видов спорта «Динамо Санкт-Петербург»

Разработчик(и):

Преподаватель: Хижая Д.М. – преподаватель философии

                               

Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии

Протокол № 1 от 17.05.2023 г.    

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        1.1. Область применения программы

        Программа учебной дисциплины ОГСЭ 01. «Основы философии», рекомендуемая для освоения обучающимися в рамках программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 49.02.03 Спорт в соответствии с ФГОС СПО по указанной специальности, квалификация «Тренер по виду спорта».

        1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина ОГСЭ 01. «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу программы подготовки специалистов среднего звена.

        1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель дисциплины – сформировать у обучающихся представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества и цивилизации.

Задача – обучающийся должен осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Дисциплина способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций, а также личностных результатов:

Код

Наименование общих компетенций

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;

ОК 02.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 04.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 06.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;

Код

Наименование профессиональных компетенций

ПК 1.2.

Проводить тренировочные занятия с занимающимися по основным разделам спортивной подготовки в избранном виде спорта;

ПК 1.5.

Организовывать соревновательную деятельность занимающихся по избранному виду спорта;

ПК 1.8.

Проводить мероприятия по антидопинговой подготовке спортсменов;

ПК 1.9.

Осуществлять профессионально-спортивное совершенствование в избранном виде спорта;

ПК 2.2.

Проводить и анализировать учебные занятия по дополнительным общеобразовательным программам

ПК 2.3.

Организовывать досуговую деятельность обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы;

Код

Личностные результаты

ЛР 7

Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения.

Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных интересов других людей

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузки студента - 51 час, в том числе:

- обязательная аудиторной учебная нагрузка - 51 час;

Вариативная часть – 3 часа на изучение русской философии;

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины в виде учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

51

в т.ч. в форме практической подготовки

10

в том числе:

Теоретическое обучение

41

Практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

-

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета (2 семестр)


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч /в том числе в форме практической подготовки,
акад. ч

Коды ОК, ПК, ЛР, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Основные этапы развития философии.

37/6

Тема 1.1.

Что такое философия?

Содержание учебного материала

4

Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности. Философия как выражение мудрости в рациональных формах

1

ОК 01,02,04,06

ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9

ПК 2.2, 2.3

ЛР 7

Категории как предмет философского знания и как результат его развития. Мировоззрение и его структура.

1

Мифология, религия и философия - исторические формы мировоззрения. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Философия и ее человеческое измерение.

1

Практические занятия

1

Семинарское занятие № 1. Что такое философия?

Тема 1.2.

Развитие античной философии

Содержание учебного материала

4

Периоды развития античной философии:

- до сократовский, классический, эллинистический, римский.

Космоцентризм ранней античной философии.

1

ОК 01,02,04,06

ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9

ПК 2.2, 2.3

ЛР 7

Софисты. Сократ. Философская система Платона. Теория идей.

1

Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Римское государство и развитие философии

1

Практические занятия

1

Семинарское занятие № 2. Развитие античной философии

Тема 1.3. Философия эпохи Средневековья

Содержание учебного материала

4

Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии. Патристика.

1

ОК 01,02,04,06

ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9

ПК 2.2, 2.3

ЛР 7

Блаженный Августин. Схоластическая философия.

1

Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики.

1

Практические занятия

1

Семинарское занятие № 3. Философия эпохи Средневековья

Тема 1.4.

Философия эпохи возрождения, нового времени.

Содержание учебного материала

11

Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии. Патристика. Блаженный Августин. Схоластическая философия. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского - вершина схоластики.

2

ОК 01,02,04,06

ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9

ПК 2.2, 2.3

ЛР 7

Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Достижения возрожденческой науки и искусства. Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно. Николай Коперник, Галилео Галилей.

2

Эпоха научной революции. Проблемы методологии научного познания. Френсис Бэкон. Эмпиризм и индукция. Рационализм Рене Декарта. Дедуктивный метод.

Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи.

2

Критическая философия И. Канта. Обоснование активности субъекта. Априорные формы знания. Кант о возможностях и границах разума. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Категорический императив как априорный принцип практического разума.

2

Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Фейербах о гносеологических и психологических корнях религии.

2

Практические занятия

1

Семинарское занятие № 4. Философия эпохи Возрождения, Нового времени.

Тема 1.5.

Русская философия

Содержание учебного материала

14

Специфические особенности русской философии: исторические и социальные условия ее формирования. Периодизация развития философской мысли в России.

«Русская идея».

2

ОК 01,02,04,06

ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9

ПК 2.2, 2.3

ЛР 7

М.В. Ломоносов - первый русский ученый, мыслитель, просветитель. Н.А. Радищев и постановка проблемы свободы.

2

Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). Философия всеединства. Идея богочеловечества. Философия свободы.

2

П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы в русской философии.

2

Становление и развитие отечественной диалектической мысли. Революционеры демократы.

2

Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Судьба русской философии в XX веке.

2

Практические занятия

2

Семинарское занятие № 5. Русская философия

Раздел 2. Основные направления современной Западной философии.

14/4

Тема 2.1. Аналитическая философская традиция

Содержание учебного материала

5

Материалистическая картина мира и научные концепции Вселенной, основанные на принципе материального единства мира. Религиозная картина мира. Принципиальная особенность религиозного миропонимания.

2

ОК 01,02,04,06

ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9

ПК 2.2, 2.3

ЛР 7

Философская картина мира и ее связь с различными концепциями бытия. Аксиология как философское учение о ценностях. Нравственные ценности добра, зла, справедливости, свободы, их анализ.

1

Практические занятия

2

Семинарское занятие № 6. Аналитическая философская традиция

Тема 2.2. Постмодернист-кая философская альтернатива

Содержание учебного материала

3

Постмодернизм как направление современной философии. Известные философы постмодернисты.

1

ОК 01,02,04,06

ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9

ПК 2.2, 2.3

ЛР 7

Изучение работ философов постмодернистов.

1

Практические занятия

1

Семинарское занятие № 7. Постмодернистская философская альтернатива

Тема 2.3

Понятие познания.

Чувственное и рациональное

Содержание учебного материала

3

Познание как предмет философского анализа. Человек как субъект познания. Проблема субъективности и объективности в познании.

Понятие «знания». Знание, познание и язык. Роль знаковых систем и символических форм культуры в познании. Абсолютности и относительности в познании. Сенсуализм и рационализм. Интуитивное познание

1

ОК 01,02,04,06

ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9

ПК 2.2, 2.3

ЛР 7

Этапы познания. Субъект и объект познания. Истина как цель познания. Теория истины. Диалектика истины. Практика как критерий истины. Анализ форм и методов научного познания.

1

Практические занятия

1

Семинарское занятие № 8. Понятие познания. Чувственное и рациональное

Тема 2.4. Познание и истина.

Познание и наука

Содержание учебного материала

3

Познание как предмет философского анализа.

Структура познания, анализ его важнейших видов и форм.

1

ОК 01,02,04,06

ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9

ПК 2.2, 2.3

ЛР 7

Философское понятие истины.

1

Дифференцированный зачет

1

Итого

51/10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет Гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Оснащенный оборудованием:

1. Посадочные места по количеству обучающихся

2. Рабочее место преподавателя

3. Учебно-методическое обеспечение:

УМК по дисциплине «Основы философии»;

Технические средства обучения:

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор, экран

Характеристика аудиторного оборудования, в том числе неспециализированного компьютерного оборудования и программного обеспечения общего пользования:

- стандартное оборудованием используемое для обучения в «АЛВС Динамо СПб» компьютер с лицензионным программным обеспечением MS Windows, MS Office, Mozilla FireFox, Google Chrome, Acrobat Reader DC, WinZip, Антивирус Касперского.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Дмитриев, В. В. Основы философии: учебник для среднего профессионального образования / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 281 с. — (Профессиональное образование).
  2. Кочеров, С. Н. Основы философии: учебное пособие для среднего профессионального образования/С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 177 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09669-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491445
  3. Стрельник, О. Н. Основы философии: учебник для среднего профессионального образования/О. Н. Стрельник — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 312 с. — (Профессиональное образование)

Дополнительные источники:

  1. Гуревич, П. С. Философия: учебник для среднего профессионального образования / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 457 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534- 10200-0. — Текст: электронный
  2. Лавриненко, В. Н. Философия в 2 т. Том 1. История философии: учебник и практикум для среднего профессионального образования/В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова; под редакцией В. Н. Лавриненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 240 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14741-4. — Текст: электронный
  3. Лавриненко, В. Н. Философия в 2 т. Том 2. Основы философии. Социальная философия. Философская антропология: учебник и практикум для среднего профессионального образования/В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан; под редакцией В. Н. Лавриненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14740-7.
  4. Передельский, А. А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: учебник / А. А. Передельский. — Москва: Спорт-Человек, 2016. — 416 с. — ISBN 978-5-906839-04-6. — Текст: электронный
  5. Хомяков, А. С. Избранные философские сочинения в 2 т. Том 1 / А. С. Хомяков. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 372 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08947-9. — Текст: электронный
  6. Хомяков, А. С. Избранные философские сочинения в 2 т. Том 2 / А. С. Хомяков. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 375 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08949-3. — Текст: электронный
  7. Хрестоматия по философии в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Н. Чумаков [и др.]; под редакцией А. Н. Чумакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 366 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11663-2. — Текст: электронный
  8. Хрестоматия по философии в 2 ч. Часть 2: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Н. Чумаков [и др.]; под редакцией А. Н. Чумакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 236 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11667-0. — Текст: электронный
  9. Юркевич, П. Д. Философские произведения. Избранное / П. Д. Юркевич. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 281 с. — (Антология мысли). — ISBN 978- 5-534-12132-2. — Текст: электронный

Интернет–ресурсы: 

 https://biblio-online.ru/catalog/legendary/gumanitarnye-i-obschestvennye-nauki (Легендарные книги. Гуманитарные и общественные науки.)

 http://www.internet-biblioteka.ru/philosophy (Интернет-библиотека.ру)

 www.window.edu.ru/window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

- ЭБС «Юрайт» [Электронный ресурс] URL: https://urait.ru/ (дата обращения: 22.05.2022)

  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий аудиторного и внеаудиторного характера.

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения, усвоенные знания

Коды формируемых компетенций и ЛР

уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: 

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

ОК 01,02,04,06

ПК 1.2, 1.5, 1.8, 1.9

ПК 2.2, 2.3

ЛР 7

Формы контроля обучения:

- устный индивидуальный и фронтальный опрос;

- тестовые задания по темам;

- реферат, сообщение

- письменная проверочная работа;

- эссе;

- участие в семинаре

- выполнение практических работ

Методы оценки результатов обучения:

- накопительная оценка;

- дифференцированный зачет.

49.02.03 Спорт, 3.10

Страница  из

Запрещается несанкционированное копирование документа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки

Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в  соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...