Основы философии. Курс лекций для СПО
план-конспект занятия

Зуб Александр Иванович

Лекции по философии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лекции по философии416.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЙ

СОСТАВИТЕЛЬ: ЗУБ. А. И.

2024

     

Введение. Предмет философии

Термин философия в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости». Предмет (перечень изучаемых вопросов) философии можно определить двояко.

Во-первых, философия – это учение об умении выжить и обрести душевное спокойствие в мире, где никому ни до кого нет дела. Римский философ и император Марк Аврелий (121-180 гг.) говорил: «Жизнь мирская не что иное, как погоня за почестями и наслаждениями; она – подмостки, по которым проходит суетливая толпа. Она подобна своре собак, грызущихся из-за кости, или рыбам в пруду, хватающим крошки хлеба. Держаться достойно в этой свалке, умея рассмотреть в ней проявления добра, вот – назначение человека. … Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним».

Во-вторых, философия – это учение о наиболее общих законах природы, общества и познания. Она рассматривает следующие проблемы: 1) первооснова существующего мира и источник его развития; 2) причины возникновения и признаки сознания, его отношение к окружающему миру; 3) познание человеком окружающей действительности; 4) место человека в этом мире. Эти проблемы называются основными вопросами философии.

__________________________

Раздел I. Бытие

Учение о бытии называется онтологией; от греческого «онтос» (ΟΝΤΩΣ) - «бытие», «сущее».

Тема № 1. Первооснова мира

Существуют три точки зрения на первооснову (первопричину) мира: материализм, идеализм и дуализм.

1. Материализм

Это – учение, объясняющее все из материи, рассматривающее мир как материальное целое. Таким образом, первоосновой мира считается материя.

1) Признаки материальных объектов

Различные явления окружающего мира существуют независимо от того, что мы о них думаем или знаем о них вообще; они воздействуют на наши органы чувств или на созданные людьми приборы. Таким образом, они существуют независимо от нашего сознания, т.е. объективно.

Науке пока известны два вида материальных объектов: а) Вещество, состоящее из мельчайших частиц (атомов, молекул). Мы знаем четыре агрегатных состояния вещества – твердое, жидкое, газообразное и плазменное (ионизированный газ). б) Поле (излучение), имеющее волновое строение. Известны следующие виды полей – магнитное, электрическое, гравитационное (сила притяжения в физике Ньютона). Существуют материальные объекты, обладающие одновременно признаками вещества и поля, - световое излучение (поток фотонов).

2) Представления о материи

Существуют разные представления о материи.

Гераклит (544-483 гг. до н.э., Древняя Греция) считал первоосновой мира огонь во всех его проявлениях. Основной закон мироздания (Логос) – это вечное и беспрерывное движение, причиной которого является борьба («война»). «Все течет, все изменяется. … Враждующие соединяются. … Все возникает в борьбе». Этот закон лучше всего олицетворяет огонь, находящийся в постоянном движении. «Космос (Вселенная, мировой порядок) – один для всех вещей – не создал никто из богов, никто из людей; но он был всегда, есть и будет вечно живым огнем …, загорающимся и потухающим». Из огня, в результате его угасания, появились воздух, вода и земля; через определенное время они снова превратятся в огонь.

Тит Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э., Древний Рим) считал, что вечный и бескрайний Кос-

мос состоит из пустоты и мельчайших несотворимых и неразрушимых частиц (атомов), которые находятся в непрерывном движении. Соединяясь, атомы образуют все существующее – богов, звезды, людей и другие предметы. Распавшись в одном месте, атомы соединяются в другом, образуя новые предметы и миры. «Вещам невозможно из ничего возникать и, родившись, в ничто обращаться». Боги ведут безмятежную жизнь в промежутках между мирами; они не создавали Космос и не управляют явлениями природы, которая «все создает по собственной воле».

В. И. Ленин (1870-1924 гг., Россия). «Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение; материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении».

«Стандартная космологическая модель» (одна из современных теорий). Во Вселенной 5% составляют атомы, 20% - «темная материя», а 75% - «темная энергия». «Темная материя» и «темная энергия» опытным путем не установлены, их наличие только предполагается.

2. Идеализм

Это – учение, признающее создателем бытия разум или идею. Таким образом, первоосновой (первопричиной) мира считается идея или дух. Наиболее известный представитель идеализма – немецкий философ Георг Гегель (1770-1831 гг.).

Первопричиной бытия является мировой разум (идея, дух), поэтому учение Гегеля называется «абсолютным идеализмом».

1) Этапы развития мирового духа 

Мировой разум познает сам себя, т.е. развивается. В результате этого самопознания возникают природа и общество. В своем развитии мировой разум проходит три этапа.

1) «Логика». Мировой разум развивается в «стихии чистого мышления». Постигается мыслительный процесс, т.е. познаются формы и законы мышления.

2) «Философия природы». Мировой разум познает себя в явлениях природы. Однако, развивается не материальный (физический) мир, а идеи, составляющие духовную сущность природы.

3) «Философия духа». Мировой разум познает себя в проявлениях человеческого духа, т.е. в различных формах сознания людей, видах человеческой деятельности и социальных учреждениях. Так завершается самопознание или саморазвитие мирового разума.

2) Законы диалектики 

Развитие происходит в соответствии с тремя законами, которые называются тремя законами диалектики:

1) Закон перехода количественных изменений в качественные. В результате количественных изменений происходит «скачок», т.е. переход от одного качественного состояния объектов в другое.

2) Закон взаимопроникновения противоположностей. Объекты находятся в состоянии противоречия, т.е. их внутренние противоположности взаимопроникают друг в друга и отрицают друг друга. Противоречие является внутренним источником развития явлений.

3) Закон отрицания отрицания. Отрицание – это замена старого новым, которое осуществляется в три этапа («триада»): а) тезис – утверждение; б) антитезис – отрицание утверждения;       в) синтез – снятие противоположностей при сохранение части старого, т.е. отрицание отрицания.

3. Дуализм

Это – учение, признающее первоосновами мира два начала – материю и идею, в результате взаимодейсвия которых возник и развивается окружающий мир. Наиболее известный дуалист – древнегреческий философ Аристокл или Платон (427-347 гг. до н.э.).

1) Первооснова мира

Первоосновами мира являются материя и «вечные идеи» (эйдосы). Материя пассивна, не имеет формы и не воспринимается органами чувств человека; это – «небытие». «Вечные идеи» не зависят от материи и также не воспринимаются органами чувств. Они активны и неизменны и поэтому называются «подлинным бытием».

2) Космос

Космос (Вселенная) был создан Демиургом (Творцом) в результате соединения активных «вечных идей» с пассивной и бесформенной материей. Возникшие в результате этого взаимодействия предметы, воспринимаются органами чувств человека. Они преходящи: возникают, изменяются и исчезают. Эти предметы – «тени», «отпечатки» или подобия «вечных идей»; поэтому они называются «кажущимся бытием». Космос имеет форму шара, центром которого является Земля. Окружающие Землю планеты и неподвижные звезды – это боги. «Космос есть живое существо, наделенное душой и умом; родился он с помощью божественного провидения» (воли – А. З.).

Душа человека, до помещения ее в телесную оболочку, находилась в мире «вечных идей». Люди узнают об их существовании с помощью памяти, т.е. воспоминаний души о своем пребывании среди «вечных идей».

__________________________

Тема № 2. Детерминация

1. Закон как философское понятие

1) Всеобщая связь явлений

Между явлениями окружающего мира существуют взаимосвязи. Примером может служить следующая ситуация. В недрах Солнца в результате ядерных реакций возникают тепловая и световая энергии. Тепло и свет, проникая в листья растений, способствуют превращению углекислоты в кислород, который необходим для жизнедеятельности животных и людей. В свою очередь для растений нужны влага и пригодная почва, которые появляются либо природным путем, либо в результате целенаправленной деятельности человека (орошение, удобрение).

2) Определение закона

Объективные, всеобщие и устойчивые связи между предметами и явлениями существующего мира называются законами. Например, закон Архимеда – если твердое тело погрузить в жидкость, то объем вытесненной жидкости будет равен объему тела. Вытеснение равного объема будет происходить: 1) независимо от нашего сознания – объективность; 2) при погружении любого тела в любую жидкость – всеобщность; 3) при каждом повторении эксперимента - устойчивость.

3) Виды законов

Законы делятся на два вида. Первый – частные, касающиеся ограниченного круга явлений. Например, законы биологии имеют отношение только к живым материальным объектам (организмам) и не касаются неживых предметов. Второй – общие, относящиеся ко всем явлениям и предметам существующего мира. Например, всеобщие законы движения.

2. Философское понимание причинности

1) Определение причины и следствия

Когда одно явление вызывает к жизни другое, то первое называется причиной, а второе – следствием. Например, изменение агрегатного состояния вещества – следствие, а его нагревание или охлаждение – причина. Причинность имеет всеобщий (универсальный) характер, т.е. не может быть явлений без причин.

2) Взаимосвязи между причиной и следствием

Между причиной и следствием существуют следующие взаимосвязи:

1) Одна и та же причина может вызывать разные следствия в зависимости от конкретных условий. Например, социальный протест народа в одном случае приводит к улучшению положения населения, а в другом – нет.

2) Какое-либо явление (следствие) может быть результатом разных причин. Например, смена власти достигается либо народным движением, либо в результате заговора.

3) Одно и то же явление может выступать и как следствие и как причина. Например, французская революция 1789-1799 гг. была следствием недовольства населения феодализмом и неограниченной монархией; но вместе с тем она явилась причиной победы капитализма во Франции.

3) Причина и повод

От причины нужно отличать повод. Например, поводом к I Мировой войне послужило убийство в г. Сараево (1914 г.) наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда, а причиной – противоречия между великими державами (Англией, Германией, Россией, Францией).

3. Проявление причинно-следственных связей

1) Возможность и действительность

Какое-либо явление или предмет может возникнуть, т.е. стать реальностью, когда для этого существуют определенные условия. Например, из семени должно вырасти растение; но это только возможность. В одном случае семя попадает в бедную почву и не прорастает, т.е. возможность не превратилась в действительность. В другом случае семя попало в плодородную почву и из него выросло растение, т.е. возможность превратилась в действительность.

2) Необходимость и случайность

Понятие необходимость означает обязательное; однако необходимое становится действительным (реальным) благодаря случайным явлениям. Поэтому случайность – это форма проявления необходимости. Фридрих Энгельс (1820-1895 гг., Германия) говорил по этому поводу: «Что Наполеон был тем военным диктатором, который стал необходим Французской республике, истощенной войной (конец XVIII в. – А.З.), - это было случайностью. Но если бы Наполеона не было, то его роль выполнил бы другой».

Таким образом, детерминация – это закономерность и причинная обусловленность существования и развития явлений мира.

__________________________

Темы №№ 3-4. Движение

1. Философское понимание движения

1) Определение движения

Движение с философской точки зрения – это любое изменение, всякое взаимодействие материальных объектов. Движение характерно для всех предметов и явлений мира. Не существует таких предметов, которые были бы абсолютно неподвижны; они могут покоиться лишь по отношению к определенной системе координат. Например, дом находится в состоянии покоя по отношению к поверхности Земли; но планета Земля вращается вокруг Солнца, а вместе с ней и дом. Кроме того, в предметах происходят изменения – соединение и разъединение атомов, а также движение молекул и атомов. Таким образом, покой предметов всегда относителен.

2) Формы движения материи

Движение материальных объектов осуществляется в следующих формах:

1) механическая – перемещение материальных тел, частиц и полей в пространстве;

2) физическая – тепловые, электрические, внутриатомные и внутриядерные процессы;

3) химическая – образование и распад веществ, т.е. соединение и разъединение атомов;

4) биологическая – жизнедеятельность и развитие организмов, т.е. живых материальных объектов;

5) социальная – общественная жизнь, т.е. социальные процессы.

3) Направления движения материи

Существуют следующие направления движения:

1) движение вперед – развитие или прогресс;

2) движение назад – деградация или регресс;

3) движение по кругу – цикличность.

2. Всеобщие законы движения

Для движения характерны ниже указанные всеобщие законы:

1) Закон единства и борьбы противоположностей

В материальных объектах наблюдается борьба противоположностей. Примеры такой борьбы: 1) Неживая природа – притяжение и отталкивание частиц, положительные и отрицательные электрические заряды. 2) Живая природа – обмен веществ (поглощение и выделение), наследственность и изменчивость. 3) Общество – социальные конфликты, т.е. борьба между общественными классами и группами.

Противоположности существуют в единстве и борьбе; такое отношение между ними называется противоречием. Противоречие является источником движения (изменений). Например, конфликты между общественными классами (противоположностями) приводят к социальным переменам, т.е. к изменению способов хозяйствования и управления. Из-за внутренних противоречий материальные объекты не могут находиться в состоянии абсолютного покоя; противоречия приводят их в движение.

Закон единства и борьбы противоположностей показывает причину движения, его источник.

2) Закон перехода количественных изменений в качественные

Любой предмет или явление обладает определенными качественными и количественными характеристиками. Качество – это не поддающиеся измерению признаки (свойства), которые отличают один предмет или его состояние от других. Количество характеризует предмет с точки зрения измерительных (метрических) величин – веса, объема, протяженности, скорости. Например, химический элемент алюминий. Качественные признаки – серебристый цвет, проводимость тепла и электричества, ковкость. Количественные признаки: заряд ядра +13, атомная масса 27, температура плавления 660оС. Каждое явление или предмет и их состояния имеют определенное сочетание количественных и качественных признаков. В философии это сочетание называется «мерой».

Количественные изменения происходят постепенно до определенной «критической точки», не вызывая изменений качества. При переходе этой «критической точки» количественные перемены вызывают качественные изменения. Таким образом, возникает новое состояние предмета или новый предмет. Переход к новому качеству в философии называется «скачком». Например, нагревание или охлаждение вещества приводит к изменению скорости движения молекул в нем, т.е. к количественным переменам. А это в свою очередь вызывает изменение агрегатного состояния вещества, т.е. качественные перемены.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, каким образом происходит движение.

3) Закон отрицания отрицания

В процессе движения постоянно возникает новое; такая смена старого новым в философии называется «отрицанием». В свою очередь это новое в последующем также подвергается изменениям, т.е. новому «отрицанию». Таким образом, происходит «отрицание отрицания». В ходе отрицания часть элементов старого включается в новое, а часть – уничтожается; это явление в философии называется «снятием».

Движение идет по спирали, т.е. повторяются уже пройденные этапы, но на новом уровне. В «Библии» в книге Экклесиаста говорится: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под Солнцем». Примером спирали может служить история германских народов. Древние германцы жили в условиях «военной демократии», которая распространялась только на воинов-мужчин, исключая женщин и рабов. Затем большинство мужчин перестало быть воинами и было отстранено от власти; правление перешло в руки королей и дворян-феодалов    (сеньеров), которые продолжали считаться воинами. В современных государствах, основанных германцами (Англия, Германия, Франция и др.), существует демократия; но она распространяется на всех граждан (женщин и мужчин), а рабство запрещено законом. При переходе от старого к новому может преобладать не только прогрессивное, но и регрессивное движение. Например, возрождение рабства в XVI-XIX вв. в странах, основанных европейцами в Америке.

Закон отрицания отрицания показывает постоянство изменений, т.е. непрерывность движения.

3. Представления о взаимосвязи движения и материи

Существуют несколько точек зрения о взаимосвязи движения и материи:

1) Диалектический материализм

Движение – это способ существования материальных объектов, так как без материи нет движения и без движения нет материи. Диалектика – это учение, признающее: 1) всеобщую связь между предметами и явлениями материального мира; 2) всеобщие законы движения - единство и борьбу противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания, которые называются также законами диалектики. Наиболее известные представители –

Маркс (1818-1883 гг.), Энгельс и Ленин.

2) Энергетизм

Это – учение, утверждающее, что материя при определенных условиях (например, радиоактивность) может превращаться в энергию, т.е. «чистое» движение без всякой материи. Наиболее известный представитель – австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838-1916 гг.).

3) Теория внешнего импульса

Это – учение, предполагающее, что движение не является неотъемлемым свойством материи. Материя пассивна (неподвижна) и приходит в движение в результате внешнего воздействия, т.е. импульса. Таким импульсом могут быть бог или идея. Например, английский ученый Исаак Ньютон (1643-1727 гг.) полагал, что материю нельзя объяснить из нее самой. «Соединение Солнца, планет и комет не могло произойти иначе, как по намерению и власти могущественного и премудрого существа». Бог «управляет всем, как властелин Вселенной»; его вмешательство обеспечивает непрерывное существование и строгий порядок физического мира.

__________________________

Темы № 5. Пространство и время

1. Философское определение пространства и времени

1) Пространство

Все материальные объекты обладают определенной протяженностью (размерами) и расположены по отношению друг к другу на определенном расстоянии. Протяженность и месторасположенность объектов мира составляют содержание философского понятия пространства. Пространство имеет три измерения – длину, ширину и высоту, т.е. координаты предмета (месторасположенность) и его размеры (протяженность) определяются по этим трем параметрам. Наука еще не установила границы материального мира. Примеры: 1) Макромир – современные телескопы позволяют видеть звезды, находящиеся от нас на расстоянии нескольких миллиардов световых лет (1 секунда светового года – 300 тыс. км). 2) Микромир – ускорители элементарных частиц позволяют изучать столь малые расстояния, которые нельзя различить с помощью электронного микроскопа.

2) Время

Все предметы и явления обладают определенными продолжительностью существования и последовательностью этапов развития. Например, в жизни человека выделяются следующие этапы, имеющие определенную продолжительность и сменяющие друг друга в строгой последовательности, - плод (эмбриональное состояние), детство, молодость, зрелость, старость. Длительность и последовательность существования объектов мира и их состояний составляют содержание философского понятия времени. Время имеет одно измерение, т.е. оно необратимо. Например, пока не наблюдается обратный порядок смены жизненных этапов - от старости к эмбриональному состоянию. Наука полагает, что предметы и явления конечны во времени, а материя, претерпевая различные изменения, не исчезает бесследно и не возникает из ничего. Примеры: 1) разложение молекул одного вещества приводит к возникновению другого; 2) радиоактивный распад ядра одного химического элемента приводит к образованию других элементов, частиц и полей.

Пространство и время – это формы существования материи, т.е. материя не может существовать вне времени и пространства. Они объективны, т.е. независимы от сознания человека; их надо отличать от единиц измерения пространства и времени, созданных людьми (час, метр и т.д.).

2. Учения о пространстве и времени

1) Ньютон

Пространство и время абсолютны и не зависят от материи. «Абсолютное пространство всегда остается одинаковым и неподвижным». Оно напоминает гигантскую пустую коробку, в которой перемещается тело. «Процесс течения абсолютного времени не подвержен никаким изменениям», не зависит «от того быстры движения или медленны или их нет вообще». Это время представляется наподобие равномерно раскручивающейся ленты.

2) Кант

Иммануил Кант (1724-1804 гг., Германия). Взаимодействуя с предметами внешнего мира, человек получает через свои органы чувств поток ощущений. Эти ощущения хаотичны, т.е. бессистемны. В сознании человека существуют врожденные (доопытные – априорные) понятия, с помощью которых вносится определенный порядок в поток ощущений, т.е. в восприятие внешнего мира. К числу таких врожденных понятий относятся время, пространство, причинность, необходи-мость, бог.

3) Энгельс

Материя вечна, несотворима и неуничтожима; вне пространства и времени она не существует. Быть в пространстве – это значит существовать «в форме расположения одного подле другого»; быть во времени – значит существовать «в форме последовательности одного после другого».

3. Теория относительности о пространстве и времени

1) Геометрии пространства

Предполагается, что существуют две геометрии пространства.

Первая – евклидова (Евклид – древнегреческий математик). Согласно ей сумма углов любого треугольника равна 180о и не зависит от его размеров. Через одну точку вне прямой можно провести только одну параллельную ей линию. Через две точки можно провести только одну прямую линию. Вторая - неевклидова. Согласно ей сумма углов треугольника зависит от его размеров и может быть меньше 180о. Через одну точку вне прямой можно провести более одной параллельных ей линий. Это – «искривленное» пространство. Неевклидовы геометрии были открыты Лобачевским, Риманом и др.

2) Взаимозависимость материи, пространства и времени

Теория относительности была создана Альбертом Эйнштейном (1879-1955 гг.) в начале  XX в. Он полагал, что между материей, пространством и временем существуют следующие взаимосвязи:

1) При скоростях, приближающихся к скорости света (300 тыс. км в секунду), размеры движущихся тел уменьшаются, их масса возрастает, а время замедляется (увеличивается длительность протекания процессов). Это – так называемые «релятивистские эффекты».

2) Гравитация не является свойством материальных тел; это – свойство пространства вблизи этих тел. Пространство меняет свои свойства рядом с ними, т.е. траектории движения других тел в таком пространстве искривляются. Изменение пространственных свойств воспринимается как действие закона всемирного тяготения.

3) При увеличении напряженности гравитационного поля течение времени замедляется.

Теория относительности ввела понятие единого пространства-времени (пространство Минковского) с размерностью 3+1, где 3 – это трехмерность пространства, а 1 – это одномерность времени.

__________________________

Раздел II. Сознание

Темы № 6. Психика

1. Жизнь как биологическое явление

1) Признаки жизни

Живые материальные объекты называются организмами; к ним относятся микроорганизмы, растения, животные и люди. Для жизни, как способа существования организмов, характерны следующие основные признаки: 1) Раздражимость – изменение физиологического состояния организма, его органов, тканей и клеток под воздействием внешних объектов. 2) Обмен веществами и энергией между организмами и окружающей средой. 3) Самовоспроизводство – размножение или

воспроизводство себе подобных (репродукция). 4) Саморегуляция – приспособление организма к условиям окружающей среды с целью выживания.

2) Возникновение жизни

Существуют две точки зрения.

Первая – божественное творение (креационизм). Например, в «Библии» говорится, что бог создал растения, животных и людей.

Вторая – самозарождение. Например, биохимик Александр Опарин (1894-1980 гг., СССР) полагал, что в процессе возникновения жизни выделяются три этапа: 1) образование на Земле органических веществ из неорганических; 2) возникновение из органических соединений белковых веществ под воздействием природного электричества, ультрафиолетового излучения и т.д.; 3) образование на основе белковых веществ простейших организмов (белковых тел).

3) Развитие жизни

Существуют две точки зрения.

Первая – неизменность биологических видов. Например, французский биолог Жорж Кювье (1769-1832 гг.) считал, что созданные богом организмы не подвергались биологическим переменам и оставались неизменными.

Вторая – биологическая эволюция. Это – возникновение новых биологических видов в процессе приспособления организмов к условиям окружающей среды. Существуют три направления эволюции: 1) Ароморфоз – усложнение строения организма. Первыми организмами были одноклеточные, а затем совершился переход к многоклеточным. Происходит усложнение организации (строения) живых объектов, т.е. появляются растения, животные и люди. 2) Идиоадаптация – частное приспособление при сохранении прежней организации. Например, происхождение скатов от акул. 3) Общая дегенерация – упрощение строения организма. Например, рачок саккулина, паразитирующий на теле краба.

Главными причинами (движущими силами) эволюции являются наследственность, изменчивость и естественный отбор. Наследственность – это сохранение свойств организма, передаваемых потомкам. Изменчивость – это появление у организмов новых свойств. Она проявляется в изменении генотипа, т.е. набора генов. Существуют три формы изменения генотипа: 1) полиплоидия – кратное (в разы) увеличение количества хромосом в клетке; 2) мутация – изменение химического состава генов; 3) комбинативная изменчивость – возникновение новой комбинации генов без их химического изменения и при сохранении прежнего количества хромосом. Если изменения оказались полезными для организма (т.е. способствовали лучшему приспособлению его к окружающей среде) и передавались по наследству, то потомкам этого организма было легче выжить в борьбе за существование. Так происходит естественный отбор; в результате изменения генотипа возникают новые биологические виды.

Теория эволюции была разработана английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвином (1809-1882 гг.).

2. Психика как форма отражения

1) Философское понимание отражения

Отражение – это свойство материальных объектов реагировать при воздействии на них других материальных объектов. Существуют два вида отражения: а) Физическое, возникающее в результате физического воздействия на материальные объекты (перемещение, обратимое изменение, разрушение). б) Информационное, возникающее при воздействии сигналов, т.е. информации. Оно существует у объектов, имеющих сигнальную систему, которая позволяет принимать сигналы, обрабатывать информацию и совершать ответные действия.

2) Нервная система

Нервная система – это совокупность тех клеток организма, которые специализируются на отражении. Ее имеют животные и люди. У высших животных и человека нервная система состоит из: 1) ткани мозга; 2) рецепторов – нервных окончаний, преобразующих внешние и внутренние воздействия в нервные импульсы; 3) нервных волокон, передающих импульсы от рецепторов в мозг и из мозга в другие части тела. Нервная система подразделяется на: а) Центральную – клетки головного и спинного мозга. б) Периферическую – рецепторы органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) и волокна, соединяющие их с мозгом и мозг со скелетными мышцами. в) Вегетативную – внутренние рецепторы и волокна, соединяющие их с мозгом и мозг с тканями внутренних органов и железами.

3) Признаки психики

Термин психика происходит от греческого слова «психэ» (ΨΥΧΗ) – «душа». Психика – это информационное отражение животными и людьми существующей действительности. Материаль-ной основой психики является нервная система. Основные признаки психики:

а) Восприятие информации. Существующий мир воздействует на рецепторы живого объекта, и через них поступает информация об этом мире. На основе этой информации формируется образ существующего мира.

б) Оценка существующего мира. Полученная информация вызывает у живого объекта определенное отношение к действительности – положительное, нейтральное, отрицательное.

в) Ответные действия. Для удовлетворения своих потребностей живой объект выбирает «цели и методы» их достижения, т.е. предпринимает ответные действия на раздражители существующего мира.

г) Хранение и передача информации. Живые объекты способны хранить информацию и передавать ее другим организмам, обладающим сигнальной системой.

__________________________

Темы №№ 7-8. Логика как наука о мышлении

Логика – это раздел философии, изучающий формы и законы мышления. Формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. Выделяются четыре основных закона мышления.

1. Понятие

1) Определение понятия

Понятие – это мыслительная (логическая) операция, в результате которой отдельные предметы объединяются в одну группу на основе их общих признаков. Понятие можно также определить как обобщение или собирательный образ. Каждое понятие имеет: 1) содержание - существенные признаки предметов, мыслимые в данном понятии; 2) объем – совокупность предметов, мыслимых в данном понятии. Например, понятие дерево: содержание (основные признаки) – корни, ствол и листья; объем (различные породы) – береза, клен, липа и т.д.

2) Логические приемы образования понятия

Понятие образуется с помощью следующих логических приемов:

а) Анализ – мысленное разделение отдельного предмета на составные части (признаки) и изучение каждой из них.

б) Синтез – мысленное соединение частей (признаков) предмета, разделенного анализом, в единое целое и изучение связей между ними. Предмет представляется как целостная система взаимосвязанных признаков.

в) Сопоставление – мысленное выделение у разных предметов общих и несовпадающих признаков.

г) Обобщение – мысленное объединение разных предметов, имеющих общие существенные признаки, в одну группу, т.е. понятие. Мысленное выделение общих существенных признаков и отвлечение от несовпадающих второстепенных называется абстрагированием. Определение содержания и объема понятия.

2. Суждение

1) Определение суждения

Суждение – это мыслительная (логическая) операция, в результате которой утверждается или отрицается связь либо между предметом и признаком (свойством), либо между предметами. Примеры: 1) Сахар является сладким – утверждение связи между предметом и признаком (свойством). 2) Солнце не является планетой – отрицание связи между предметами.

Суждение состоит их трех элементов. Первый – субъект (S), т.е. предмет, который мы оп-ределяем. Второй – предикат (Р), т.е. признаки или предметы, с помощью которых определяется субъект. Третий – связка (-), т.е. либо утверждение, либо отрицание связи между субъектом и предикатом. Например, в суждении «Земля является планетой» субъект – Земля, предикат – планета, связка – является. Формула суждения: S – Р.

2) Виды суждений

Суждения бывают различных видов:

1) По качеству суждения делятся на утвердительные и отрицательные. Качество – это ха-рактер связки, т.е. либо утверждение, либо отрицание связи.

2) По количеству суждения делятся на единичные (когда речь идет об одном предмете по-нятия), частные (когда речь идет о части предметов понятия) и общие (когда речь идет о всех предметах понятия).

3) По истинности суждения делятся на истинные и ложные. Примеры: а) Солнце является звездой – истинное суждение. б) Солнце является планетой – ложное суждение.

3. Умозаключение

1) Определение умозаключения

Умозаключение - это мыслительная (логическая) операция, в результате которой из нескольких суждений выводится новое суждение. В состав умозаключения входят: а) Посылки - исходные, уже известные суждения, из которых выводится новое суждение. б) Заключение - полученное (выведенное) новое суждение. в) Вывод – метод выведения нового суждения, т.е. логический переход от посылок к заключению.

2) Виды умозаключений

По выводу (методу выведения нового суждения) умозаключения делятся на три вида.

Первый – дедуктивное, когда из общего суждения - посылки выводится частное или единичное суждение – заключение. Пример. Посылки: а) Все деревья имеют корни, ствол и листья (общее суждение). б) Береза имеет корни, ствол и листья (единичное суждение). Заключение - Береза является деревом (единичное суждение).

Второй – индуктивное, когда из единичного или частного суждения - посылки выводится общее суждение - заключение. Пример. Посылки: а) Береза, клен и липа имеют корни, ствол и листья (частное суждение). б) Береза, клен и липа являются деревьями (частное суждение). Заключение – Деревья имеют корни, ствол и листья (общее суждение).

Третий – аналогичное (подобное), когда из единичного или частного суждения – посылки выводится единичное или частное суждение – заключение. Пример. Посылки: а) Береза является деревом (единичное суждение). б) Береза и липа имеют корни, ствол и листья (частное суждение). Заключение – Липа является деревом (единичное суждение).

Умозаключение, в котором из двух посылок выводится заключение, называется простым силлогизмом. Сложный силлогизм состоит из простых, когда заключение первого простого силлогизма является посылкой второго, заключение второго простого силлогизма – посылкой третьего и т.д.

4. Теория доказательств

1) Определение доказательства

Доказательство - это мыслительная (логическая) операция, в результате которой обосновывается (доказывается) истинность какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых была установлена раньше. Доказательство включает три элемента: а) Тезис – суждение, истинность которого надо доказать. б) Аргументы (основания) – суждения, с помощью которых обосновывается (доказывается) тезис. в) Демонстрация – способ доказательства, когда сначала указывается тезис, а затем приводятся аргументы. Таким образом, в доказательстве существует обратный порядок рассуждения по сравнению с силлогизмом. Классическим примером доказательства являются теоремы в геометрии.

2) Виды доказательств

Доказательства делятся на два вида:

а) Собственно доказательство, когда обосновывается истинность утвердительного сужде-

ния. Пример. Тезис - Береза является деревом. Аргументы: 1) Все деревья имеют корни, ствол и листья. 2) Береза имеет корни, ствол и листья.

б) Опровержение, когда обосновывается истинность отрицательного суждения. Пример. Тезис - Береза не является животным. Аргументы: 1) Все животные имеют нервную систему.       2) Береза не имеет нервной системы.

5. Основные законы мышления

1) Закон тождества

Каждые понятие и мысль (суждение) не должны менять своего содержания в процессе рассуждения, т.е. должны оставаться тождественными себе самим. Перед началом спора противникам необходимо «договориться о терминах», т.е. установить, как они определяют содержание и объем используемых понятий. Перед началом спора противникам необходимо «договориться о терминах», т.е. установить, как они определяют содержание и объем используемых понятий.

2) Закон противоречия

Суждения, содержание которых противоречит друг другу, называются несовместимыми. Два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными; они либо оба ложные, либо одно из них истинное, а другое ложное. Примеры. Первый вариант: 1) Волга впадает в Белое море (ложное суждение). 2) Волга впадает в Черное море (ложное суждение). Второй вариант:     1) Волга впадает в Каспийское море (истинное суждение). 2) Волга впадает в Аральское море (ложное суждение).

3) Закон исключенного третьего

Два несовместимых суждения, в одном из которых утверждается то, что отрицается в другом, не могут быть одновременно ложными; одно из них непременно истинное. Пример: 1) Солнце является звездой (истинное суждение). 2) Солнце не является звездой (ложное суждение).

4) Закон достаточного основания

Всякое суждение признается истинным, когда имеет достаточное основание; таким основанием служат другие суждения, истинность которых уже установлена (доказана).

Эти законы называются также законами формальной логики. Первые три закона были сформулированы Аристотелем (384-322 гг. до н.э., Древняя Греция), а четвертый – Готфридом Лейбницем (1646-1716 гг., Германия).

6. Особенности философских понятий

Определить какой-либо предмет в науке – это значит подвести под него более общее или родовое понятие, а затем указать видовое отличие. Например, определяя термометр, мы указываем сначала на родовое понятие – прибор, а затем на видовое отличие – для измерения температуры. Философские категории подобным образом определить нельзя, т.к. это наиболее общие понятия и для них не существует родовых понятий. Поэтому философские понятия определяются иначе, чем понятия конкретных наук, т.е. через их отношение к другим философским понятиям. Например, категория «материя» определяется через отношение ее к категории «сознание», т.е. все то, что существует независимо от сознания. Философское понимание материи отличается от конкретных естественно-научных представлений о ней, которые изменяются с развитием естествознания. Например, открытие на рубеже XIX-XX вв. нового вида материи – поля. Философское понимание отмечает то, что остается неизменным, как бы ни расширялись наши естественно-научные знания. Таким неизменным остается объективность, т.е. независимость от сознания людей.

__________________________

Тема № 9. Сознание как философское понятие

1. Первая сигнальная система (I СС)

1) Ощущение

I СС основана на деятельности органов чувств – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Предметы существующего мира воздействуют на рецепторы органов чувств живых существ и в них возникает нервное возбуждение (биоэлектрический импульс). Это возбуждение по нервным

волокнам передается в мозг, где возникают чувственные образы – ощущения. На основе ощуще-ний формируется картина существующего мира.

2) Рефлексы

Мозг реагирует на ощущения-раздражители и посылает ответные импульсы в соответствующие органы тела, вызывая ответные действия (реакции). Эти ответные импульсы и действия называются рефлексами. Они бывают двух видов: 1) безусловные или врожденные рефлексы, на основе которых формируются инстинкты – голод, страх, продолжение рода (репродукция);           2) условные, которые приобретаются живым объектом в течение его жизни. Главная задача рефлексов – обеспечение выживания отдельной особи и биологического вида.

Таким образом, в I СС раздражителем или сигналом является ощущение; эта система существует у животных и людей.

2. Вторая сигнальная система (II СС)

1) Признаки II СС

Во II СС сигналом является слово-понятие, которое возникает в результате мыслительных (логических) операций мозга человека. Таким образом, для II СС характерно логическое или абстрактное мышление, т.е. способность выделять главное (общее) и отвлекаться от второстепенного (несовпадающего). Абстрактное мышление связано с языком. Язык – это способ выражения мысли (суждения) с помощью членораздельной речи, где слова выступают в качестве понятий. Французская поговорка гласит: «Тот, кто ясно мыслит, ясно излагает». Язык является средством накопления и передачи информации. II СС (логическое мышление и язык) характерна только для человека; ее наличие у животных пока не установлено. Русский физиолог Иван Павлов (1849-1936 гг.) говорил: «Слово сделало нас людьми».

2) Условия возникновения II СС

Человек не рождается говорящим и мыслящим логически (абстрактно), а приобретает эти навыки в общении с другими людьми. Люди, оторванные от человеческого общества с раннего детства, не могут мыслить абстрактно и выражать мысли с помощью слов, т.е. остаются на уровне животных. Например, в Индии был найден ребенок, которого в раннем детстве унесла волчица. Определенное время этот ребенок жил в волчьей стае; он не мог говорить и мыслить как человек.

3. Признаки сознания

Сознание существует на основе II СС; для него характерны следующие основные признаки:

1) Логическое (абстрактное) мышление

Животные имеют предметное мышление, но абстрактным обладают только люди. Только для человеческой психики характерны такие логические операции, как понятие, суждение, умозаключение.

2) Язык

Некоторые животные (попугаи) способны воспроизводить членораздельную речь, т.е. произносить слова и предложения. Но они только повторяют услышанное и не передают информацию целенаправленно. Язык как система сигналов – слов (понятий), характерен только для человека.

3) Самосознание

Это – осознание самого себя, собственного «Я». Оно имеет следующие проявления: 1) выделение себя в качестве отдельного объекта из окружающего мира; 2) самонаблюдение (рефлексия) – наблюдение за самим собой («посмотреть на себя со стороны»), т.е. познание своих чувств и мыслей; 3) самоконтроль – управление своим внутренним состоянием и поведением. Самосознание характерно только для людей; наука полагает, что животные его не имеют, как человек в младенческом состоянии.

Таким образом, сознание – это свойство человеческого мозга; считается, что животные им не обладают.

4. Происхождение человека (сознания)

Существуют две точки зрения на происхождение человека (сознания), которые являются гипотезами.

1) Религиозная

Это – креационизм, т.е. учение о сотворении человека высшей силой, богом. Например, в

«Библии» говорится: «И сотворил бог человека по образу своему, мужчину и женщину сотворил их. … И сказал им бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею. … И создал бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. … И навел бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его… И создал бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку».

2) Естественно-научная

Это – антропогенез, т.е. учение о возникновении и развитии человека в процессе биологической эволюции. Предполагается, что человек произошел от вымерших человекообразных обезьян – австралопитеков, живших 5-2 млн. лет назад. Они жили стадами, передвигались на двух нижних конечностях и использовали природные предметы в качестве орудий. К движущим силам  (причинам) антропогенеза относятся: 1) биологические – изменение генотипа и естественный отбор; 2) социальные – общение с себе подобными и трудовая деятельность. Под воздействием внешних условий (оледенение, радиация) естественный отбор и труд привели к возникновению человека современного типа, т.е. «человека разумного» (homo sapiens). Он обладает сознанием (логическим мышлением, языком, самосознанием) и создает орудия труда, с помощью которых преобразует окружающий мир. Действие биологических причин антропогенеза было обосновано Дарвином в работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.), а социальных - Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 г.).

Помимо археологических находок (останки, орудия труда) антропогенез обосновывается с помощью биогенетического закона Геккеля – Мюллера: индивидуальное развитие всякой особи в эмбриональном (зародышевом) состоянии есть краткое и быстрое повторение исторического развития вида, к которому эта особь принадлежит. Русский биолог А.Н. Северцов уточнил, что в индивидуальном развитии повторяются признаки не взрослых предков, а их зародышей. Таким образом, развитие человека в эмбриональном состоянии напоминает «сжатую эволюцию», т.е. повторяет его «предковые формы» - одноклеточную (зигота), рыбообразную (у зародыша временно существуют жаберные щели, а не легкие), обезьяноподобную (поверхность тела на пятом месяце покрыта волосами).

__________________________

Тема № 10. Представления о сознании

1. Аристотель. «Разумная душа»

«Душа – причина и начало живого тела». Душа человека состоит из двух частей - «неразумной души» и «разумной души».

1) «Неразумная душа»

Она неотделима от тела и в свою очередь делится на: а) Вегетативную, для которой характерны питание и воспроизведение. Она взаимодействует с окружающей средой физически (материально). б) Страстную, для которой характерна способность иметь ощущения. Ощущения – это переживания удовольствия и печали, приятного и тягостного. Они вызывают желания – голод, жажду и др. Ощущения возникают с помощью органов чувств тела – «способность ощущения невозможна без тела». «Неразумную душу» имеют животные.

2) «Разумная душа»

Это – ум, для которого характерно мышление. Ум не связан с телом (существует самостоятельно), т.к. не обладает физическими качествами и не имеет своего органа. «Разумная душа» подобна богу, т.к. бог не имеет тела, а обладает только разумом; «деятельность разума есть жизнь».

«Разумная душа» в свою очередь делится на: а) «Ум, размышляющий о цели, т.е. направленный на деятельность». Он должен властвовать над страстной частью души. б) «Созерцающий ум, который не мыслит ничего относящегося к деятельности».

2. «Вульгарный» материализм

Это учение было распространено в Германии в XIX в.; наиболее известные представители – Бюхнер, Молешотт и др.

Сознание и материя тождественны, т.к. сознание является одним из видов материи. Созна-

ние представляет собой результат физиологических процессов, происходящих в мозговой ткани человека. Как печень выделяет желчь, так и мозг вырабатывает мысль. В силу этого сознание зависит от состава пищи, климата и др. факторов.

3. Фрейд. Психика личности

Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг., Австрия); «Я и Оно» (1923 г.), «Недовольство культурой» (1929 г.).

1) Строение личности

В строении личности выделяются три элемента.

Первый – «Оно», т.е. инстинкты, стремящиеся к удовлетворению. К ним относятся:

а) «Инстинкт смерти» - Танатос или Мортидо, который проявляется в агрессивности человеческой натуры. В человеке скрывается «дикий зверь, которому чужда пощада к представителям собственного рода». б) «Инстинкт жизни» - Эрос или Либидо, который проявляется в любви к ближнему, между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, в дружбе. «Оно» - это проявление бессознательного в личности.

Второй – «Сверх-Я», который проявляется в виде совести и вызывает чувства вины и страха. Это – представитель культуры (общества) в психике, т.е. моральные нормы (запреты и поощрения), усвоенные человеком в процессе воспитания, большей частью в детстве, бессознательно.

Третий – «Я», т.е. самосознание, которое приспосабливает человека к самому себе и к внешней реальности в целях его самосохранения.

2) Принцип работы психики

Источником энергии психических процессов является «Оно», т.е. агрессивный и сексуальный инстинкты. В психике человека идет борьба между Эросом и Танатосом, сознательным и бессознательным, инстинктами и культурой. В силу этого человек пребывает в состоянии душевного конфликта или напряжения, которое снимается с помощью психологической защиты. Механизмами психологической защиты являются:

а) «Вытеснение». Неприятные для человека мысли вытесняются из сознательной сферы в бессознательную («цензура»). Но они продолжают влиять на его поведение (проявляясь во сне, оговорках) и вызывают тревогу и страх.

б) «Регрессия». Человек не справляется с ситуацией и пытается вернуться к тому психическому состоянию и тем формам поведения, когда он испытывал чувство удовольствия.

в) «Сублимация». Превращение инстинктивных проявлений психики в социально допустимые. «Либидо» переключается на процесс художественного творчества, «Мортидо» - на спорт и другие действия, вызывающие мгновенную разрядку психологического напряжения.

 г) «Рационализация». Сокрытие от самого себя истинных мотивов своих чувств, мыслей и действий для обеспечения душевного спокойствия. Человек приписывает своим поступкам мотивы поведения, не травмирующие психику.

д) «Замещение». Имеет два проявления: 1) изменение отношения к объекту (к кому-либо или к чему-либо); 2) отношение остается прежним, но переносится на другой объект.  

Таким образом, главный принцип работы психики – достижение удовольствия, т.е. стремление избежать страданий и поиск наслаждений.

__________________________

Раздел III. Познание

Темы № 11-12. Познание окружающего мира

1. Определение познания

Познание – это сложный процесс накопления и систематизации информации об окружающем мире. Целью познания является достижение истины, т. е. достоверного знания. Существуют два варианта определения достоверности знания – религиозный и научный.

1) Истина

Целью познания является достижение истины, т. е. достоверного знания. Истины бывают: а) Относительными, содержание которых меняется по мере накопления знаний. Например, сначала ученые полагали, что материя – это вещество, но на рубеже XIX-XX вв. был открыт новый вид материальных объектов – поле. б) Абсолютными, содержание которых не меняется по мере накопления знаний. Например, факт II Мировой войны, материя – это объективная (не зависящая от сознания) реальность.

В понимании истины существуют две крайние точки зрения: а) Релятивизм, сторонники которого считают, что в наших знаниях о мире нет ничего устойчивого; что вчера казалось истинным, сегодня оказывается ложным. б) Догматизм, сторонники которого утверждают, что наши знания неизменны и не подлежат уточнению и обновлению.

2) Источники знания

В определении источников знания существуют два подхода.

Первый – наши первичные знания являются только приобретенными, основанными на опыте. Это - подход Джона Локка (1632-1704 гг., Англия). Он говорил: «Нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях». Таким образом, первичным источником знания являются только наши ощущения, возникающие в результате воздействия окружающего мира на наши органы чувств. На основе ощущений совершается дальнейшее познание.

Второй - наши первичные знания являются не только приобретенными, но и врожденными. Это - подход Готфрида Лейбница (1646-1716 гг., Германия). Полемизируя с Локком, он заявлял: «Нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях, кроме самого интеллекта». Таким образом, первичными источниками знания являются не только наши ощущения, но и врожденные понятия-идеи, изначально (до опыта) присутствующие в нашем сознании.

3) Познаваемость мира

Существуют две точки зрения.

Первая – мир познать нельзя (агностицизм). Человек не может познать окружающий мир по следующим причинам: 1) мы познаем не сами предметы мира, а свои ощущения, возникающие при взаимодействии этих предметов с нашими органами чувств; 2) наши знания относительны, т.к. люди имеют дело только с относительными истинами. Таким образом, человек познает мир таким, каким он ему представляется (с помощью органов чувств и размышления), а не таким, каков мир на самом деле. Представители – Анаксагор (V в. до н. э., Древняя Греция), Дэвид Юм (1711-1776 гг., Англия), Иммануил Кант и др.

Вторая – мир познать можно. Это объясняется следующими причинами: 1) наши органы чувств дают нам относительно правдивую информацию о мире, которая позволяет человеку выживать и быть преобладающим элементом природы; 2) познавая мир, человек открывает не только относительные, но и абсолютные истины. В процессе познания наши представления об окружающем мире становятся все более точными.

Существуют два варианта определения достоверности знания – религиозный и научный.

2. Научный взгляд на познание

Наука о познании называется гносеологией.

1) Этапы познания

Существуют три этапа познания окружающего мира.

Первый – чувственное восприятие. Мы познаем мир с помощью органов чувств, через которые поступает информация об окружающей действительности. В мозгу человека возникают ощущения, характеризующие предмет с какой-либо одной стороны. На их основе, с участием памяти, формируется чувственное восприятие, т. е. целостные образы (комплексы ощущений) предметов окружающего мира.

Второй – логическое (абстрактное) мышление. Оно позволяет систематизировать информацию, полученную через органы чувств, с помощью форм мышления (понятие, суждение, умозаключение и доказательство) и законов мышления (тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания).

Третий – практика. В практической деятельности проверяется правильность наших пред-

ставлений об окружающем мире. Таким образом, практика является мерилом оценки (критерием) истины. В то же время практика – это исходный пункт познания.

2) Уровни научного познания

Существуют два уровня.

Первый – эмпирический. На этом уровне происходит непосредственное исследование объектов. Познание осуществляется с помощью наблюдения. Методы наблюдения: а) Созерцание, когда наблюдение происходит без активного вмешательства в изучаемые процессы. б) Эксперимент, когда исследователь активно вмешивается в изучаемые процессы. Виды экспериментов: 1) поисковые – поиск новых явлений и веществ; 2) проверочные – проверка теоретических положений на практике (верификация); 3) контрольные – проверка и наладка инструментов и приборов; 4) конструктивные – создание новых устройств и веществ.

В результате перепроверки и сопоставления данных разных источников устанавливается эмпирический факт.

Второй – теоретический. На этом уровне исследование объектов происходит опосредованно, т.е. мысленно (логически). Познание осуществляется с помощью теории - системы взглядов, которая устанавливает взаимосвязи между эмпирическими фактами. Методы создания теории: а) Гипотеза – когда данных не хватает; поэтому используются допущения, проверить которые пока нет возможности. б) Закон – когда данных достаточно; поэтому взаимосвязи между фактами можно проверить на практике.

3) Общелогические методы познания

а) Анализ, синтез, абстрагирование. Анализ – мысленное разделение отдельного предмета на составные части (признаки) и изучение каждой из них. Синтез – мысленное соединение частей (признаков) предмета, разделенного анализом, в единое целое и изучение связей между ними; предмет представляется как целостная система взаимосвязанных признаков. Абстрагирование – мысленное выделение общих существенных признаков у разных предметов и отвлечение от несовпадающих второстепенных.

б) Дедукция, индукция, аналогия. Дедукция – это движение мысли от общего к частному. Индукция – это движение мысли от частного к общему. Аналогия – это движение мысли от частного к частному по признаку сходства.

в) Диалектический. Изучая явление, необходимо рассматривать его в развитии (изменении) и во взаимосвязи с другими явлениями.

г) Исторический и логический. Исторический метод используется, когда фактов достаточно. Вывод делается на основе исследования всех данных, относящихся к изучаемому явлению. Логический метод используется, когда фактов не хватает. Вывод делается на основе исследования данных, относящихся к высшей стадии развития явления. Считается, что высшая стадия повторяет в «сжатом» виде предыдущие этапы развития. Например, люди в эмбриональном состоянии и младенчестве повторяют основные этапы эволюции жизни.

Главный принцип научного взгляда на познание определил французский философ Дени Дидро (1713-1784 гг.): «Самая большая услуга, которую можно оказать людям, заключается в том, чтобы научить их пользоваться своим разумом и считать истинным то, что они могут проверить и констатировать».

3. Специфика философского познания

Для философии как направления мысли характерна следующая противоречивость: 1) философские вопросы рассматриваются с применением рациональных (теоретических или логических) методов науки; 2) однако, философские положения, в противоположность научным, не предполагают проверки опытом и соответствия реальной жизни.

Существуют два способа философствования:

1) рассмотрение различных философских вопросов в рамках одной философской системы;

2) определенный философский вопрос рассматривается с точки зрения разных философских систем.

Для философского творчества характерны этапы:

1) Постановка философской проблемы. Поиск ответов на возникший вопрос с использова-

нием информации уже существующих философских систем.

2) Если эта информация не дает ответа на вопрос, то начинается философствование – поиск своего ответа на философский вопрос. В процессе рассуждения появляются догадки и предпринимаются попытки их рационального обоснования.

3) Выработка положений своей философской системы на основе догадок, которые удалось рационально обосновать.

__________________________

§ 13. Религиозные представления

1. Важнейшие признаки религии

Важнейшими  признаками религии являются вера в «высшие силы» и обряды (культ).

1) Вера в «высшие силы»

Религиозные люди считают, что реальными являются существа не только естественные, воспринимаемые нашими органами чувств (очевидные), но и сверхъестественные, т.е. не обладающие очевидностью. К таким сверхъестественным существам или «высшим силам» относятся боги и духи (предков, героев, святых); они способны оказывать влияние на жизнь человека (помогать или вредить). Причем реальность «высших сил» принимается религиозными людьми на веру, т.е. признается без доказательств.

2) Обряды (культ)

Обряды или ритуалы (слова и действия) выполняют две функции:

Первая - мифологическая. Мифология – это сказания, в которых причинам явлений природы и социальной жизни дается не рациональное (научное), а фантастическое объяснение. Часть мифов имеет религиозное содержание – предания о жизни «высших сил» (в христианстве – евангелия и «житии»). Обряды напоминают верующим о деяниях этих «высших сил». Это – религиозные (церковные) праздники, посвященные богам (например, в христианстве – Рождество, Троица, Пасха и т.д.), героям (в Древней Греции - Гераклу, Тесею и др.), святым (в христианстве – Николаю, Якову и т.д.).

Вторая - магическая. Магия - это вера в возможность установления связи со сверхъестественными силами и получения от них помощи. Религиозные люди полагают, что все стороны их жизни, успех или неудача в деятельности зависят от покровительства или нерасположения этих высших сил. Например, православные говорят – «На все воля божья», «Богородица - заступница», а мусульмане – «Даже волос с головы человека не упадет без воли Аллаха». Считается, что добиться покровительства «высших сил» можно было при совершении обрядов. Поэтому все в жизни верующих имеет религиозную основу. Магия бывает: 1) белой – безвредной для других людей; 2) черной - вредоносной для других. Важным обрядом является фетишизм – вера в способность некоторых предметов приносить пользу при соприкосновении с ними. Эти предметы называются фетишами.

Обряды могут совершаться как в храме, так и за его пределами.

2. Виды религиозных представлений

1) Тотемизм

Это – вера в кровно-родственную связь между людьми и другими явлениями окружающего мира. Человек приписывал этим явлениям свои физические и психические качества, представлял их по своему подобию. Считалось, что люди и эти явления имеют общего предка, которого называют тотемом. В роли тотема выступают растения и животные. Например, у индейцев-ирокезов (США, штат Нью-Йорк) тотемами были волк, медведь и др.

2) Анимизм

Это – вера в души и духов; происходит от латинского слова «анима» – душа. Душа дает телу жизнь; когда она покидает его навсегда, то наступает смерть. Если душа покидает тело на время, то наступают сон и обморок. С верой в духов связаны культ предков и шаманизм. Культ (почитание) предков – это вера в способность духов умерших предков помогать или вредить своим живым потомкам. Если потомки заботились о предках, т. е. «кормили» их (приносили жертвы), то предки помогали своим потомкам. Если потомки забывали предков, то они причиняли вред потомкам. Шаманизм – это вера в способность особых людей (шаманов) выступать в роли посредников между духами (предков, явлений природы) и остальными людьми. Считалось, что шаманы могли общаться с духами (в состоянии «отключения» от реальности - экстаза), предсказывать будущее, видеть происходящее в других местах, провожать души умерших в царство мертвых.

3) Представления о боге

Существуют различные представления о боге; их можно разделить по следующим признакам:

а) Отношение богов к земному миру. Выделяются: 1) Теизм (от греческого «теос» - бог).

Теисты считают, что бог создал земной мир, но находится за его пределами. Он постоянно вмешивается в жизнь людей, вознаграждая и наказывая их в этой жизни. Все на Земле происходит по воле (провидению) бога. Например, иудаизм, ислам, христианство. 2) Деизм (от латинского «деус» - бог). Деисты полагают, что бог является первопричиной мира, находится вне его пределов и не вмешивается в земную жизнь. Люди предоставлены сами себе и поступают по своему усмотрению, а бог не наказывает и не вознаграждает их в этой жизни. Таким образом, земная жизнь – это испытание людей, проверка их нравственных качеств. Однако, каждому человеку воздастся по его земным делам после смерти. Наиболее известный представитель – Франсуа Вольтер (1694-1778 гг., Франция). 3) Пантеизм. Пантеисты рассматривают бога как деятельную силу природы. Они полагают, что бог как бы «растворен» в природе. Например, Джордано Бруно (1548-1600 гг., Италия) говорил, что природа – это «бог в вещах».

б) Количество почитаемых богов. Выделяются: 1) Многобожие (политеизм) – вера во многих богов. Совокупность богов какого-либо народа называется пантеоном. Например, Олимпийский пантеон древних греков (Зевс, Аполлон, Афина и др.). 2) Единобожие (монотеизм) – вера в одного бога. Например, иудейская, мусульманская (ислам) и христианская (?) религии.

в) Образ (облик) почитаемых божеств. Выделяются: 1) Вера в богов, имеющих образ животных (зооморфизм). 2) Вера в богов, имеющих человеческий облик (антропоморфизм). Например, боги древних греков. 3) Вера в богов, не имеющих конкретно-материального облика. Например, иудаизм, ислам.

4) Религии «откровения»

«Откровение» - истина, которую бог сообщает («открывает») людям либо сам непосредственно, либо через своих вестников-ангелов. Таким образом, «откровение» - это «слово божье». Оно, как правило, содержит в себе информацию о начале мира, правилах поведения людей («божьих заповедях») и будущих событиях. Однако, бог (или боги) открывает истину не всем людям, а только избранным, которых называют пророками. Пророки – это посредники между богами и остальными людьми; их задача – сообщить людям волю богов. Религиозные учения, созданные людьми, которые считали, что они получили «откровение» от бога, называются религиями «откровения». Важнейшие из них – иудаизм, зороастризм, буддизм, христианство и ислам (мусульманство).

3. «Теория двух истин»

Разницу между религиозным и научным познанием указал христианский (католический) богослов Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.): «Я верю, чтобы понимать, а не стараюсь понять, чтобы потом уверовать». Компромисс между религией и наукой представляет «теория двух истин». Примером могут служить учения Ибн-Рушда и Уильяма Оккама.

1) Ибн-Рушд или Аверроэс (1126-1198 гг., Аль-Андалуз, мусульманская Испания) полагал, что мир существует извечно, бог – это природа вещей, нет чудес и персонального бессмертия. Он разработал «теорию двух истин», которая допускала равноправное сосуществование религиозных и научных взглядов. Ибн-Рушд считал, что истину могут постичь только философы, опирающиеся на доказательства, а не богословы (теологи-улемы), использующие предполагаемые положения. Коран можно объяснить на основе научных истин с помощью истолкования. Поскольку большая часть населения нуждается в религии, то философы не должны распространять свои истины среди рядовых верующих. Нужно запретить деятельность теологов по религиозному расколу общества.

2) Уильям Оккам (1285-1349 гг., Англия). Людям даны две реальности. Первая – всемогу-

щий бог. С помощью органов чувств и разума бога постичь невозможно. Человек узнает о его существовании только через веру в «откровение» - «слово божье» («Библию»). Вторая - созданный богом мир. Человек посредством чувственного опыта изучает отдельные предметы, а затем с помощью разума делает логические обобщения. Таким образом, существуют и не противоречат друг другу две истины:1) религиозная или богословская (теологическая), основанная на вере; 2) научная или философская, основанная на опыте и логике. Однако, приоритет принадлежит вере.

______________________

Раздел IV. Человек в окружающем мире

Тема № 14. Человек и природа

1. Сферы бытия

На Земле выделяются следующие сферы бытия:

а) Геосфера – поверхность планеты и ее недра.

б) Биосфера – все проявления жизни, т.е. все совокупности живых существ (микроорганизмов, растений, животных и людей).

в) Ноосфера – все проявления разумной деятельности, т.е. материальная и духовная культура человека.

2. Среда обитания человека

Среда, в которой обитает человек, состоит из двух групп явлений.

1) Естественная среда обитания (ЕСО) 

Она включает в себя: 1) поверхность Земли – рельеф суши, почвы, воды; 2) климатические зоны – температура, осадки, воздушные потоки; 3) различные совокупности микроорганизмов, растений и животных, которые возникли независимо от человека. ЕСО называют также географической средой или «первой природой». Географическая среда оказывает огромное влияние на жизнь человека – хозяйство, быт, представления.

2) Искусственная среда обитания (ИСО) 

Человек осваивает географическую среду и создает искусственную среду обитания, которая включает в себя вещественную и социальную стороны.

Вещественная сторона: 1) неживые предметы, не существовавшие в природе в готовом виде и созданные людьми (орудия труда, строения и т.д.); 2) живые объекты (организмы), выведенные человеком в результате искусственного отбора (селекции), т.е. культурные растения и домашние животные. Вещественную сторону ИСО называют также «второй природой».

Социальная сторона – это многообразные общественные отношения (хозяйственные, политические, этнические и семейные), т.е. социальная среда. Искусственная среда обитания - это культура, т.е. созданные человеком материальные и духовные ценности.

3) Экологическая проблема

Освоение человеком природной среды позволяет ему удовлетворять свои потребности. Однако, воздействие человека на природу имеет и отрицательные последствия: 1) истощение природных ресурсов – минеральных (полезные ископаемые) и биологических (растения, животные); 2) загрязнение окружающей среды, в первую очередь в результате хозяйственной деятельности. Эти явления получили название экологического кризиса.

Главный принцип отношения человека к природе – люди не в состоянии отменить законы природы, но они могут их использовать для удовлетворения своих потребностей, нанося при этом минимальный ущерб окружающей среде. В противном случае экологическая катастрофа приведет к уничтожению условий обитания людей и вымиранию человечества.

3. Социальная среда

1) Виды социальной среды

Существуют два вида социальной среды:

а) Авторитарная, основанная на господстве представлений (правил поведения), предпи-

санных человеку либо традицией, либо государственной властью. Эти представления считаются единственно верными; что не соответствует им, рассматривается как чуждое, ошибочное, отрицательное. Человек лишен права выбора представлений: он обязан подчиняться существующим правилам. Любое отступление от них и их рациональная оценка осуждаются, а в некоторых странах наказываются (Иран после победы «исламской революции»).

б) Либеральная, которая основана на свободе выбора человеком представлений, т.е. взглядов, не ущемляющих естественные права других людей. Свои взгляды не считаются единственно верными и право на истину признается за другими представлениями. Каждый член общества может выбирать те взгляды, которые его устраивают (но в рамках прав человека), не испытывая преследований со стороны властей и окружающих.

2) Поппер о видах обществ

Карл Раймунд Поппер (1902-1994 гг., Англия) выделял два вида обществ:

а) Закрытое, признаками которого являются – авторитарность, магическое (нерациональное) мышление, догматизм (неизменность представлений, не подлежащих критике), коллективизм, остановка на достигнутой ступени развития. Примеры – древняя Спарта, Пруссия, царская Россия, СССР, нацистская Германия.

б) Открытое, для которого характерны – демократия, рациональное познание мира, критический подход к действительности, индивидуализм, изменяемость и приспособляемость к обстоятельствам внешней среды. К нему относятся древние Афины и западные демократии. Развитие цивилизации идет от закрытых к открытым обществам. 

_________________________

Тема № 15. Смысл жизни

Проблема смысла жизни имеет две стороны.

1. Глобальная сторона

Она рассматривает вопрос – имеет ли человечество какое-либо предназначение, т.е. цель существования? Существуют две точки зрения.

1) Человек имеет предназначение

Люди должны посвятить свою жизнь служению «высшим» целям. Религиозные верующие должны служить богу. Например, христианский богослов Августин Аврелий (354-430 гг., Римская империя) утверждал, что жизнь истинно верующих людей основана «на любви к богу, доведенной до презрения к себе». Согласно большевистскому учению, человек должен посвятить свою жизнь служению партии, «мировой революции», построению «светлого будущего» (коммунизма), не заботясь о собственном благополучии. Большевистский призыв - «Раньше думай о Родине, а потом – о себе!» В этих учениях личность (отдельный человек) не является главной ценностью; она лишь средство для достижения «высшей цели».

2) Человек не имеет предназначения 

Например, персидский поэт Омар Хайям (1040-1123 гг.) писал:

«Нам жизнь навязана; ее водоворот

Ошеломляет нас, но миг один – и вот

Уже пора уйти, не зная цели жизни.

Приход бессмысленный, бессмысленный уход».

_____________

«Если жизнь все равно неизбежно пройдет –

Так пускай хоть она безмятежно пройдет!

Жизнь тебя, если будешь веселым, утешит,

Если будешь рыдать – безутешно пройдет».

______________

Экзистенциалисты нерелигиозного направления считают, что мы «заброшены» в этот мир, который является абсурдным – раз нет бога, то нет и цели его развития. Человек предоставлен сам себе: остается один на один с тяготами жизни и смертью – каждый живет за себя и умирает сам. В этих абсурдных условиях мы должны «выбрать сами себя», создать свою «экзистенцию» («существование») путем познания самих себя в пограничных ситуациях (угроза смерти, болезни и др.) и отказа от «небытия» (навязываемых обществом стандартов).

Таким образом, смыслом жизни является сама жизнь. Человек не по своей воле появляется на свет и, как правило (исключая самоубийство), не по своей воле его покидает (умирает). Он вынужден жить и поэтому стремится сделать свое существование менее тягостным для себя. В силу этого жизнь человека подчиняется тем же законам, что и жизнь животных, т.е. сохранению индивида (отдельной особи) и биологического вида. Человек является лишь «разумным животным» - animal sapiens («анималь сапиенс»).

2. Персональная сторона

На уровне отдельно взятого человека проблема смысла жизни имеет два проявления, определяемые мотивами поведения людей. Существуют два варианта мотивации.

1) Эгоцентризм 

Человек стремится к достижению своих целей любой ценой, не принимая в расчет интересы других людей. Он действует по принципу - «Цель оправдывает средство». Такие люди являются эгоцентристами, т.к. центром жизни является их собственное «Я» (по латыни – «эго»).

2) «Разумный эгоизм»

Человек стремится к достижению своих целей, стараясь при этом не навредить другим людям. Он действует по принципу – не пожелай (не делай) другим того, чего не желаешь себе. Примером может служить учение древнегреческого философа Эпикура (341-270 гг. до н.э.) о «разумном удовольствии». Естественным стремлением человека является достижение удовольствия, т.е. избегание неприятных и достижение приятных психических состояний. Удовольствие – это счастье, т.е. душевный покой, свобода от всякого страха (перед богами, смертью и т.д.). Это достигается справедливыми средствами, т.е. путем воздействия разума на чувства и воздержания от излишеств. Достижение счастья – это цель философии. Эпикуру приписывают слова: «Живи незаметно».

3. Источники морали

Этика (греч. еthоs — «привычка», «обычай»)  – это раздел философии, изучающий моральные установки людей. Мораль определяет, что является для человека добром, а что – злом, что можно делать, а что – нельзя. Существуют два вида этики.

1) Аппробативная этика 

Человек добровольно признает авторитет общества в определении добра и зла. Добром считается то, что получило одобрение (аппробацию) со стороны: 1) церкви, утверждающей, что источник морали – бог; 2) государства, издающего нормативные акты; 3) социальных групп (профессиональных, этнических), выступающих за сохранение обычаев.

2) Утилитарная этика

Примером служит учение Иеремии Бентама (1748-1832 гг., Англия). «Природа подчинила человека власти удовольствия и страдания. Им мы обязаны всеми нашими идеями, ими обусловлены все наши суждения, все наши решения в жизни. Единственная цель человека – искать удовольствие и избегать страданий. Принцип пользы все подчиняет этим двум побуждениям. Понятие пользы выражает свойство или способность какого-нибудь предмета предохранять от зла или доставлять благо». Каждый человек заботится, прежде всего, о себе и сам определяет свою пользу. «Индивид не только лучший, но и единственный судья того, что для него удовольствие или страдание». Полезность определяется опытом – единственным источником познания (истины). Таким образом, польза – это двигатель, цель, и мера оценки поведения людей.

__________________________

Литература

Основная.

  1. «Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений», ч. I-II. М. ИПЛ.

1988 – 1989.

  1. Губин В.Д. Основы философии. М.Форум-Инфра-М.2003.
  2. История философии в кратком изложении. М. «Мысль».1991.
  3. Курбатов В.И. «История философии». Конспект. Ростов–на-Дону. «Феникс». 1997.
  4. Мир философии. Книга для чтения, ч.I-II. М. ИПЛ.1991.
  5. Основы философских знаний. Курс лекций для преподавателей и студентов средних специальных учебных заведений, ч.I-II. М.,1994.
  6. Основы философских знаний. Хрестоматия. М,.1993.
  7. Современная западная философия. Словарь. М. ИПЛ.1991.
  8. Философский словарь. М. ИПЛ.1975.

Дополнительная.

  1. Атеистический словарь. М. ИПЛ.1985.
  2. «Библия» М.,1991.
  3. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. «Индия в древности». М. «Наука». 1985
  4. Ислам. Словарь атеиста. М. ИПЛ.1988.
  5. Католицизм. Словарь атеиста. М. ИПЛ.1991.
  6. Майоров Г.Г. «Формирование средневековой философии». М. «Мысль».1979.
  7. Мифологический словарь. М. СЭ.1991.
  8. Настольная книга атеиста. М.ИПЛ. 1975.
  9. Норт Дж. «История церкви». М.«Протестант».1993.
  10. Полибий. «Всеобщая история». М. «Олма-Пресс Инвест». 2004.
  11. Православие. Словарь атеиста. М. ИПЛ.1988.
  12. Протестантизм. Словарь атеиста. М. ИПЛ.1990.
  13. Ранович А.Б. «Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики

Христианства». М. ИПЛ. 1990.

  1. Радугин А.А. «Введение в религиоведение: теория, история современные религии. Курс лекций». М. Издательство «Центр».1997.
  2. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М.: «Высшая школа» 1982.
  3. «Сумерки богов». М. ИПЛ.1990.
  4. Тарнас Р. «История западного мышления». М.«Крон-Пресс».1995.
  5. Токарев С.А. «Религия в истории народов мира». М. ИПЛ.1986.
  6. Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть вторая. М. «Высшая школа». 1980.
  7. Энгельс Ф. «Бруно Бауэр и первоначальное христианство». - К. Маркс, Ф. Энгельс.

Соч., т. 19.

  1. Энгельс Ф. «К истории первоначального христианства». - К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лекций по дисциплине "Основы философии" на тему: Античная философия "

Методическая разработка направлена на практическое применение при проведении занятия. К данной методической разработке имеется презентация и фильмы...

Лекция "Философия ХХ в." для специальности "Гостиничное дело" по дисциплине "Основы философии"

Лекция "Философия ХХ в." для специальности "Гостиничное дело" по дисциплине "Основы философии"...

Лекция "Особенности русской философии" для специальности "Гостиничное дело" для дисциплины "Основы философии"

Лекция "Особенности русской философии" для специальности "Гостиничное дело" для дисциплины "Основы философии"...

Лекция "Философия ХХI в." для специальности "Гостиничное дело" по дисциплине "Основы философии"

Лекция "Философия ХХI в." для специальности "Гостиничное дело" по дисциплине "Основы философии"...

Лекция «Философия Древней Индии и Древнего Китая» для специальности "Гостиничное дело" для дисциплины "Основы философии"

Лекция «Философия Древней Индии и Древнего Китая» для специальности "Гостиничное дело" для дисциплины "Основы философии"...

Основы гидростатики курс лекции и практической работы

В материале рассматривается лекционный материал "Основы гидростатики. Основное уравнение гидростатики. Гидростатическое давление, и курс практической работы примеры решения задач...