"Цветаевские чтения".
методическая разработка
Материал о жизни и творчестве поэта с текстами стихов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Моим стихам…настанет свой черёд».
Слайд №1
Звучит песня «Мне нравится, что вы больны не мной…»
Учитель: Дорогие ребята, уважаемые преподаватели, прозвучала песня из известного всем вам фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром».
Автор слов этой песни замечательный поэт 20 века – Марина Ивановна Цветаева.
9 октября исполнилось 125 лет со дня рождения Марины Цветаевой.
В преддверии этой даты в марте, в этом зале проходил большой литературный праздник.
Наше сегодняшнее мероприятие мы назвали «Цветаевские чтения».
Вы услышите лучшие стихи, написанные поэтом в разные годы жизни.
Среди чтецов участники и победители городских и наших внутренних конкурсов, а также и новички - студенты первых курсов.
Также на нашем празднике присутствуют гости – студенты 1 курса ТСП «Ломоносовское».
Стихи Цветаевой непросты для чтения. От слушателя и читателя её стихи требуют физического напряжения, огромной работы души, а от читателя - исполнителя – виртуозности.
Мы рассчитываем на вашу снисходительность и понимание.
«Вся моя жизнь в моих стихах», - сказала однажды поэт Цветаева.
И это действительно так. Все важные: и счастливые, и горькие моменты жизни поэта от самого рождения и до последнего дня нашли отражение в её лирике.
Атмосфера искусства и высокой культуры царила в доме на Трёхпрудном, где родилась Марина.
Отец – Иван Владимирович Цветаев – профессор-искусствовед, основатель и директор Музея изобразительных искусств, был выходец из бедного сельского священства Владимирской губернии.
От него Марине передались двужильность и необыкновенное трудолюбие.
Мать – Мария Александровна Мейн – сочетала в себе кровь польскую, чешскую и немецкую, талантливая пианистка, ученица композитора Рубинштейна.
От неё Марина унаследовала взрывчатый темперамент и необыкновенную музыкальность.
Счастливая, невозвратимая пора детства…
Она была связана с рождественскими ёлками, с первыми книгами, музыкой, картинами, золотыми летними деньками в Тарусе.
Своё детство М. Цветаева называет раем:
Устинова Т.
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте
Неизменившие друзья
В потёртом красном переплёте.
Чуть лёгкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам бывало.
Уж поздно! Мама, десять строк!
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки.
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет. В воздухе светло…
Том в счастье с Бекки полон веры.
Вот с факелом индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Кладбище. Вещий крик совы…
(Мне страшно). Вот летит чрез кочки
Приёмыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком корона.
Вдруг нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушёл во тьму, кто в ней возник,
Британии печальны судьбы…
-О, почему средь красных книг
Опять за лампой не заснуть бы?
О, золотые времена,
Где взор светлей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
В июле 1906 г. семью Цветаевых постигло большое горе: после длительного лечения умерла мать, Мария Александровна.
Марина тяжело переживает смерть матери, добровольно уходит из осиротевшего дома в частный пансион. Много пишет и понимает, что райское детство закончилось. Первый сборник стихов, вышедший в свет небольшим тиражом, назывался «Вечерний альбом».
Это были стихи талантливого ребёнка, который рассказывал о детстве из детства.
О своём прощании с детством Марина рассказала в стихотворении
«В пятнадцать лет»
Орлова А.
Звенят, поют забвению мешая
В моей душе слова: «пятнадцать лет».
О, для чего я выросла большая?
Спасенья нет!
Ещё вчера в зелёные берёзки
Я убегала, вольная, с утра.
Ещё вчера шалила без причёски,
Ещё вчера!
Весенний звон с далёких колоколен
Мне говорил: «Побегай и приляг!»
И каждый крик шалунье был позволен,
И каждый шаг!
Что впереди? Какая неудача?
Во всём обман и, ах, на всём запрет.
Так с милым детством я прощалась, плача,
В пятнадцать лет.
Одним из лучших стихов этого сборника стало стихотворение
«Молитва»
Копкова Л.
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
«Терпи, ещё не кончен срок».
Ты сам мне подал - слишком много!
Я жажду сразу – всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звёздам в чёрной башне,
Вести детей вперёд, сквозь тень…
Чтоб был легендой - день вчерашний,
Чтоб был безумьем - каждый день!
Люблю и крест, и шёлк, и каски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство – лучше сказки
И дай мне смерть – в семнадцать лет!
Это стихотворение звучит пророчески. В нём есть тема обречённости, боли души, «родившейся крылатой» и предчувствующей свою будущую ненужность в «мире мер…».
Как поэт и как личность Марина Цветаева развивается очень стремительно. Вторая книга «Волшебный фонарь» и третья –
«Юношеские стихи» так и не были изданы.
Но, несмотря на это, она начинает осознавать себе цену, она предвидит, что её звёздный час пробьёт.
Талишян Г.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
-Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Друзья и знакомые Цветаевой отмечали, что у неё был трудный и взрывной характер. Зная свой характер, Марина не сомневалась, что получила его от предков.
Вспоминает своих бабок, гордую польскую панну – по матери – и сельскую попадью – по отцу: «Обеим бабкам я вышла внучка: чернорабочий и белоручка!»
Бабушке по матери она посвятила замечательное стихотворение
Стефанцов Н.
Бабушке
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы...
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли...
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей - сколько? -
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
- Бабушка! - Этот жестокий мятеж
В сердце моем - не от вас ли?..
В1909 году вчерашняя гимназистка совершает свё первое самостоятельное путешествие в Париж. О своих впечатлениях Марина рассказала в стихотворении «В Париже».
«В Париже»
Мхеян Д.
Дома до звезд, а небо ниже,
Земля в чаду ему близка.
В большом и радостном Париже
Все та же тайная тоска.
Шумны вечерние бульвары,
Последний луч зари угас.
Везде, везде всё пары, пары,
Дрожанье губ и дерзость глаз.
Я здесь одна. К стволу каштана
Прильнуть так сладко голове!
И в сердце плачет стих Ростана
Как там, в покинутой Москве.
Париж в ночи мне чужд и жалок,
Дороже сердцу прежний бред!
Иду домой, там грусть фиалок
И чей-то ласковый портрет.
Там чей-то взор печально-братский.
Там нежный профиль на стене.
Rostand и мученик Рейдтский
И Сара — все придут во сне!
В большом и радостном Париже
Мне снятся травы, облака,
И дальше смех, и тени ближе,
И боль как прежде глубока.
Наверное, то, что Марина почувствовала в Париже, очень точно передают слова из известной песни «Не нужно мне солнце чужое, чужая земля не нужна»
В этом же году семнадцатилетняя Марина Цветаева написала стихотворение "Осень вТарусе», о городе на Оке, где прошло её детство.
Ясное утро не жарко,
Лугом бежишь налегке.
Медленно тянется барка
Вниз по Оке.
Несколько слов поневоле
Все повторяешь подряд.
Где-то бубенчики в поле
Слабо звенят.
В поле звенят? На лугу ли?
Едут ли на молотьбу?
Глазки на миг заглянули
В чью-то судьбу.
Синяя даль между сосен,
Говор и гул на гумне…
И улыбается осень
Нашей весне.
Жизнь распахнулась, но все же…
Ах, золотые деньки!
Как далеки они, Боже!
Стихотворение, как будто светлое по звучанию, если бы не последняя строфа: "Жизнь распахнулась, но все же...»
Марина грустит о детстве на Оке, о матери, о том, что осталось в прошлом.
В 1911 году Марина познакомилась с Сергеем Эфроном, студентом Политехнического института, юношей с романтической внешностью.
В январе 1912 года они поженились.
Марина и Сергей родились в один день 26 го сентября, только Сергей годом позже.
Первые три года их совместной жизни были годами полного счастья, самыми счастливыми за все предшествующие и последующие годы жизни Марины.
Своему мужу, Сергею Эфрону, Марина посвящает стихотворение «Генералам двенадцатого года», ставшее песней в кинофильме «О бедном гусаре замолвите слово».
Звучит песня «Генералам двенадцатого года».
Сергею Эфрону Марина посвящала достаточно много стихов, среди которых и произведение «Мы с тобою лишь два отголоска…».
Точная дата его создания неизвестна, но из контекста следует, что оно было написано между 1912 и 1920 годами, т.е. уже после замужества поэтессы.
Именно в этот период чувства Цветаевой к своему избраннику постепенно блекнут, и она все чаще и чаще ловит себя на мысли, что считает супруга своим другом.
«Мы с тобою лишь два отголоска…»
Мы с тобою лишь два отголоска:
Ты затихнул, и я замолчу.
Мы когда-то с покорностью воска
Отдались роковому лучу.
Это чувство сладчайшим недугом
Наши души терзало и жгло.
Оттого тебя чувствовать другом
Мне порою до слез тяжело.
Станет горечь улыбкою скоро,
И усталостью станет печаль.
Жаль не слова, поверь, и не взора,
Только тайны утраченной жаль!
От тебя, утомленный анатом,
Я познала сладчайшее зло.
Оттого тебя чувствовать братом
Мне порою до слез тяжело.
Следующее стихотворение «Безумье и благоразумье» о непростом периоде в жизни Марины и Сергея Эфрона, когда они какое-то время жили порознь.
Демидов А.
Безумье — и благоразумье,
Позор — и честь,
Все, что наводит на раздумье,
Все слишком есть —
Во мне. — Все каторжные страсти
Свились в одну! —
Так в волосах моих — все масти
Ведут войну!
Я знаю весь любовный шепот,
— Ах, наизусть! —
— Мой двадцатидвухлетний опыт -
Сплошная грусть!
Но облик мой — невинно розов,
— Что ни скажи! —
Я виртуоз из виртуозов
В искусстве лжи.
В ней, запускаемой как мячик
— Ловимый вновь! —
Моих прабабушек-полячек
Сказалась кровь.
Лгу оттого, что по кладбищам
Трава растет,
Лгу оттого, что по кладбищам
Метель метет...
От скрипки — от автомобиля —
Шелков, огня...
От пытки, что не все любили
Одну меня!
От боли, что не я — невеста
У жениха...
От жеста и стиха — для жеста
И для стиха!
От нежного боа на шее...
И как могу
Не лгать, — раз голос мой нежнее,
Когда я лгу...
3 января 1915
Однажды Марина Цветаева произнесла такие слова: «Бог дал мне дар поэта и отнял всё».
Миниатюра «Декабрь и январь» звучит пророчески.
Стихи о коротком времени счастья в её жизни и долгих годах разлуки, изгнанья и потерь.
Горохов Д.
«Декабрь и январь» Марина Цветаева
В декабре на заре было счастье,
Длилось — миг.
Настоящее, первое счастье
Не из книг!
В январе на заре было горе,
Длилось — час.
Настоящее, горькое горе
В первый раз!
Муж, белогвардейский офицер, с остатками корниловской армии за границей. Марина бедствует.
В приюте, куда она отдаёт дочек в надежде спасти от голодной смерти, умирает младшая Ирина. К этому горю добавляется тревога за мужа, от которого она не получает известий.
Её одолевают сомнения, которые выливаются в стихотворение
Кулатова М.
«Вчера ещё в глаза глядел»
Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче – всё косится в сторону!
Вчера ещё до птиц сидел,-
Все жаворонки нынче – вороны!
Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времён»
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слёзы ей – вода, и кровь –
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха – Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Вчера ещё – в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал –
Жизнь выпала копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою – немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал – колесовть:
Другую целовать», - ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил – в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе - я сделала?
Всё ведаю – не прекословь!
Вновь зрячая – уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть – садовница.
Само – что дерево трясти! –
В срок яблоко спадает спелое…
-За всё, за всё меня прости,
Мой милый, - что тебе я сделала!
И как клятва в собственной любви и верности звучит стихотворение
Рязанова В.
«Писала я на аспидной доске»,
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблeклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом на стеклах, --
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец -- чтоб было всем известно! --
Что ты любим! любим! любим! -- любим!
Расписывалась -- радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвел
В веках со мной! под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест -- накрест перечеркивала -- имя...
Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты -- уцелеешь на скрижалях.
1920г.
Речь идёт об обручальном кольце с выгравираванном на нём именами Марины и Сергея, которое она не продала в тяжелые для неё годы.
Талант Марины буквально расцвёл. Она ощущает себя русским, национальным поэтом. Но её стихи по- прежнему не печатают.
Марине всего 29 лет, а она уже прощается с молодостью.
Даукинтис С.
«Скоро уж из ласточек в колдуньи»
Скоро уж из ласточек - в колдуньи!
Молодость! Простимся накануне...
Постоим с тобою на ветру!
Смуглая моя! Утешь сестру!
Полыхни малиновою юбкой,
Молодость моя! Моя голубка
Смуглая! Раззор моей души!
Молодость моя! Утешь, спляши!
Полосни лазоревою шалью,
Шалая моя! Пошалевали
Досыта с тобой! - Спляши, ошпарь!
Золотце мое - прощай - янтарь!
Неспроста руки твоей касаюсь,
Как с любовником с тобой прощаюсь.
Вырванная из грудных глубин -
Молодость моя! - Иди к другим!
В 1922 г. Марина получает известие от мужа и, влекомая любовю, едет заграницу.
Жизнь на чужбине была наполнена нуждой и странствиями из страны в страну: Чехия, Германия, Франция. За свои стихи Марина получает жалкие гонорары, тоскует по родине.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё – равно, и всё едино.
Но если по дороге - куст
Встаёт, особенно – рябина
Первой в СССР уехала дочь Ариадна, а скоро и Сергей Эфрон.
12 июня 1939 года Марина Цветаева вернулась в СССР. Семья, наконец, снова воссоединилась. Но эта последняя в её жизни радость длилась недолго.
В августе арестовали дочь, а в октябре мужа Цветаевой.
Снова ей пришлось скитаться по чужим углам. Цветаева больше никогда не увидела своего мужа. Сергей Эфрон был расстрелян в1941 году. Восемь лет провела в лагерях дочь Ариадна.
Марина безумно боялась за судьбу сына.
В августе 1941 года Марина с сыном уезжает в Елабугу. Там найти работу оказалось ещё труднее, чем в Москве.
Новые испытания оказались ей не по силам, её воля к жизни с каждым днём становилась всё слабее.
Захлёбываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки.
26 августа Марина написала заявление с просьбой принять её на работу посудомойкой в столовую Литфонда в Чистополе, а утром , 31 августа, Марина ушла из жини.
Сергеева Д.
Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух - не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!
С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованый крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.
Следующее стихотворение,
«Уж сколько их упало в эту бездну», написано в 1913 году.
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
Поэт не верит в жизнь после смерти в библейском понимании, однако рассчитывает, что сумеет оставить яркий след на земле. Цветаева не подозревала, что своеобразным пропуском в вечность для нее станут стихи, которые раскрывают богатый внутренний мир этой удивительной женщины, наполненный мятежными и весьма противоречивыми чувствами.
Стихотворение Игоря Талькова
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят тем
Мирам, что заблудились в темноте.
Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают высшие миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.
Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь играет туш:
Актёры, музыканты и поэты –
Целители уставших наших душ.
В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них венки цветы совьют,
Они уходят вдаль, но никогда не умирают
И в песнях и в стихах своих живут.
Двадцатилетней романтической девушкой Марина писала:
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Сбылось пророчество. Сегодня Марина Цветаева один и самых читаемых поэтов не только в нашей стране, но и за рубежом. Эта прекрасная поэзия рождена истинным талантом и вдохновением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.
Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...

Повышение интереса чтению у младших школьников на уроках литературного чтения
Способы повышения интереса к чтению литературных произведений у младших школьников на уроках литературы в начальных классах. В статье представлены формы и виды организации работы с детьми. Из опы...

Детское чтение в эпоху цифровых технологий. Чтение без принуждения?
Сегодня учителю начальных классов, одна из главных предметных задач которого научить читать, пополнить ряды юных читателей, приходится специально увлекать ребенка чтением, решать новые педагогические ...
Конспект открытого урока по чтению на тему: "Чтение стихотворения А.Твардовского "Лес осенью".
Конспект урока разработан для обучающихся 8 класса с ТМНР....
Внеаудиторное мероприятие «Цветаевские чтения» (конкурс художественного слова)
Разработка сценария внеаудиторного мероприятия «Цветаевские чтения» (конкурс художественного слова), посвященного памяти Марины Ивановны Цветаевой, может быть использована в работе препода...

Статья "Уголок читателя, дневник читателя, семейное чтение как средства повышения интереса к чтению у младших школьников"
Статья о способах повышения интереса к чтению у младших школьников....
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Цветаевские чтения"
Разработка сценария внеаудиторного мероприятия «Цветаевские чтения» (конкурс художественного слова), посвященного памяти Марины Ивановны Цветаевой, может быть использована в работе препода...