технологическая карта "Мир под водой"
рабочая программа
Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тема занятия: «Подводный мир»
Возрастная группа: подготовительная группа 6-7 лет
Цель занятия: расширение и обогащение знаний о многообразии обитателей подводного мира и их особенностях, формирование элементарных представлений о морской среде обитания через интеграцию образовательных областей: познавательного, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития.
Задачи занятия (образовательная, развивающая и воспитательная):
Образовательная: уточнить и расширить знания детей о различных обитателях подводного мира, их внешнем виде, повадках, среде обитания и адаптации к жизни в воде
Развивающая: развивать связную речь, логическое мышление, воображение, умение сравнивать, классифицировать, анализировать информацию и делать простые выводы
Воспитательная: формировать бережное отношение к природе водоёмов, интерес к миру подводных обитателей; воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия в группе и доброжелательного отношения друг к другу.
Дополнительные задачи (игровая и дидактическая задачи; задача по экспериментальной деятельности):
Игровая: с помощью дидактической игры «Кто где живёт?» распределить обитателей моря и реки в соответствующую им среду обитания
Дидактическая: научить детей классифицировать животных на обитателей моря и пресной воды, объясняя особенности их жизни в определённой среде
Задача по экспериментальной деятельности: провести простой опыт по фильтрации загрязнённой воды, соблюдать правила безопасного поведения при проведении эксперимента, наблюдать за происходящими изменениями, делать выводы и фиксировать результаты с помощью рисунка.
Словарная работа: подводный мир, морские и речные обитатели, загрязненная вода, фильтр, гипотеза (предположение), эксперимент, результат, аквариум, водоросли, экосистема.
Планируемый результат занятия: дети научатся выдвигать и проверять гипотезы, классифицировать морских и речных обитателей в зависимости от среды обитания, проводить простой эксперимент по фильтрации загрязнённой воды, использовать ИКТ для расширения представлений о подводном мире, работать в команде, а также соблюдать правила техники безопасности во время исследовательской и практической деятельности.
Подготовительная работа:
- Подготовка и создание интерактивной игры с использованием средств ИКТ (презентация с изображениями морских и речных обитателей, видео с подводными пейзажами, задания на классификацию животных).
- Оформление уголка природы и развивающей предметно-пространственной среды в группе в рамках темы "Подводный мир"
- Проведение предварительных занятий и бесед по познавательному развитию, рисованию и ознакомлению с окружающим миром.
- Подбор и подготовка демонстрационного и раздаточного материала:
- Изображения морских и речных обитателей (рыбы, осьминоги, медузы, ракушки, водоросли и др.).
- Модели или картинки с изображением загрязнённой и чистой воды.
- Оборудование для эксперимента: прозрачные стаканчики, песок, глина, вода, активированный уголь, марля, воронка, бумажный фильтр.
- Лупы, увеличительные стекла для рассматривания морских обитателей.
- Дидактические карточки для классификации животных (морские/речные).
- Краски, кисточки, альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры для художественной деятельности.
- Наглядные материалы: плакаты с изображением экосистемы моря и реки, схема фильтрации воды.
- Подготовка музыкального сопровождения – фоновая музыка с подводными звуками, шумом волн, голосами китов.
- Разработка и использование картотеки загадок, стихов, поговорок о море, воде и морских животных.
- Беседы с детьми на темы: «Почему важно сохранять чистоту водоёмов?», «Как люди исследуют подводный мир?», «Чем отличается морская вода от речной?»
- Проведение игровых упражнений и дидактических игр по теме: «Кто где живёт?», «Угадай по описанию», «Найди морское животное»
№ | Этапы интегрированного занятия |
Задачи этапа | Содержание деятельности педагога | Методы, формы, приемы
| Предполагаемая деятельность детей | Материалы и оборудование | Планируемые результаты |
1 | Организационно– мотивационный этап | Создать положительный эмоциональный настрой, заинтересовать детей темой занятия, активизировать внимание и любознательность через использование загадки, игрового элемента и сюрпризного момента (персонаж: рыбка Немо) | Приветствие детей: – «Ребята, сегодня я приглашаю вас в увлекательное и необычное путешествие! Чтобы узнать, куда мы отправимся, нужно разгадать одну загадку».
Загадывает загадку:
«Кто скользит среди камней, Словно тень в воде морской? Нет ни ног, ни рук у ней, Хвост лишь плавный и живой.»
После ответов детей (рыба), педагог продолжает:
– Правильно, это рыба! А вы хотите узнать, кто ещё живёт под водой?
Читает стихотворение:
«Под водой живёт народ — Без домов и без забот. Хвост и плавники у них, В пузырьках разносит стих!»
Задаёт вопросы: – Кто живёт в воде? – Как вы думаете, что нужно рыбкам и другим обитателям моря для жизни? – Где они живут — только в морях или ещё где-то?
(Дети высказывают свои предположения)
Педагог говорит: – Сегодня к нам в гости приплыл один необычный гость из самого океана — маленький озорник и исследователь подводного мира – рыбка Немо! Он принёс с собой интересные задания и хочет познакомить вас со своими друзьями из глубин моря!
(Педагог достаёт игрушку или картинку с изображением рыбки Немо, либо показывает анимацию на экране.)
– Ну что, готовы отправиться в путешествие по подводному миру? | Методы: словесный (загадывание загадки, чтение стихотворения), наглядный (демонстрация игрушки Немо, использование картинок с изображением подводного мира), игровой (введение персонажа: Немо, создание игровой ситуации (путешествие в подводный мир), практический (обсуждение предположений с детьми) Форма организации: фронтальная
| Слушают воспитателя, проявляют внимание и интерес к словам педагога. Отгадывают загадку, анализируют её содержание, высказывают свои предположения. Воспринимают стихотворение на слух, эмоционально реагируют на него. Участвуют в фронтальной беседе, отвечают на вопросы воспитателя, делятся своими знаниями о подводном мире. Проявляют удивление и радость при появлении игрового персонажа — рыбки Немо. Высказывают предположения, что их ждёт в путешествии по подводному миру. Включаются в игровую ситуацию, принимают образ исследователей или путешественников. Эмоционально взаимодействуют со сверстниками и педагогом, поддерживают общий положительный настрой. | Изображение подводного мира, игрушка Немо, фоновая музыка: звуки океана/шум волн/голоса китов, карточки с загадкой и стихотворением | Дети проявляют интерес к теме занятия, включаются в игровую ситуацию, отгадывают загадку, слушают стихотворение и активно участвуют в беседе. Эмоционально реагируют на появление персонажа (рыбки Немо), готовятся к дальнейшей исследовательской и познавательной деятельности. |
2 | Основной этап |
| |||||
2.1 | Этап постановки проблемы
| Обсудить значение чистой воды для жизни морских и речных обитателей, выявить проблемы загрязнения водоёмов и сформулировать проблемный вопрос: «Как сохранить воду чистой для всех, кто в ней живёт?» | Обращает внимание детей на Немо: -Ребята, Немо пришел к нам не просто так! Он рассказал, что вода в его океане стала грязной. Предлагает подумать: -Как вы думаете, если дома грязно, сможем ли мы жить безопасно и хорошо? Слушает предположения детей и подводит к проблемному вопросу: – Как вы думаете, что может произойти с Немо и другими рыбками, ракушками, водорослями, если вода будет грязной?
Предлагает детям выдвинуть свои предположения (гипотезы): – «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вода оставалась чистой и безопасной для всех морских друзей?»
Подводит детей к формулировке основного вопроса занятия: – «А как мы можем помочь сохранить чистоту воды?» | Методы: словесный (беседа, постановка проблемного вопроса, обсуждение гипотез), наглядный (демонстрация изображений чистой и загрязненной воды), игровой (Персонаж Немо), создание проблемной ситуации Форма организации: фронтальная | Дети слушают воспитателя, рассматривают игрушку Немо, обсуждают его проблему. Рассуждают о последствиях грязной воды для морских обитателей, делятся своими мыслями и переживаниями. Выдвигают простые гипотезы, почему вода может загрязниться и как её можно защитить. Проявляют сочувствие к Немо и проявляют интерес к решению проблемы. | Изображения загрязненной воды, морских обитателей, игрушка Немо | Дети включаются в обсуждение проблемы, высказывают свои предположения, формулируют простые гипотезы, развивают умение аргументировать свои ответы и проявлять сочувствие к морским обитателям. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом
| Познакомить детей с доступными средствами и способами очистки воды, предоставить возможность исследовать свойства воды и материалов-фильтров, развивать познавательную активность и умение делать простые выводы. | Предлагает детям рассмотреть два стакана с водой — один с чистой водой, другой — с загрязнённой (с добавлением песка, земли и мелкого мусора): – «Ребята, давайте посмотрим что нам принес Немо в помощь: как выглядит чистая вода и чем она отличается от грязной. Немо не знает как вернуть порядок в его доме. Как вы думаете, можно ли сделать эту воду снова чистой?»
Объясняет, что сегодня мы попробуем себя в роли учёных и очистим воду с помощью простых материалов.
Демонстрирует оборудование для опыта: марля, воронка, активированный уголь, песок, фильтровальная бумага, прозрачные стаканы: – «Это наши фильтры — они помогают очищать воду так же, как это делают природные процессы в реках и морях».
Объясняет правила безопасного поведения при проведении опыта: – «Будьте внимательны, не разливайте воду, аккуратно, слушайте внимательно указания, помните: мы помогаем не только Немо, но и друг другу». | Методы: словесный (постановка вопросов для обсуждения, продолжение беседы, поиск возможных решений – выдвижение гипотез, обсуждение мер предосторожности), наглядный (демонстрация изображений, показ оборудования для эксперимента), игровой (персонаж Немо) Форма организации: фронтальная | Дети рассматривают чистую и загрязнённую воду, сравнивают их внешний вид. Слушают объяснение воспитателя о фильтрах и правилах безопасности. Участвуют в обсуждении: высказывают предположения, можно ли очистить воду и как это сделать. Наблюдают за демонстрацией оборудования для опыта. Проявляют интерес к исследовательской деятельности, готовятся к проведению эксперимента. | Игрушка Немо, оборудование для эксперимента: Воронка. Фильтровальная бумага или марля. Активированный уголь (можно заменить на кофейный фильтр или вату). Мелкий песок. Ложка или палочка для перемешивания. Емкость для отработанной воды. | Дети познакомятся с понятием «фильтр», научатся различать чистую и загрязнённую воду, проявят интерес к процессу очистки воды и подготовятся к проведению эксперимента. |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Провести совместный эксперимент по очистке загрязнённой воды с использованием простых фильтрующих материалов, закрепить понятие «фильтр», научить детей наблюдать за изменениями и делать простые выводы. | Предлагает детям вместе провести эксперимент и помочь Немо очистить воду: – «Сейчас мы с вами будем настоящими учёными и попробуем превратить грязную воду в чистую. Готовы?»
Пошагово демонстрирует процесс фильтрации воды:
Воронку устанавливает в пустой стакан. В неё кладёт слоями фильтрующие материалы: марлю, вату (или активированный уголь), песок. Аккуратно наливает загрязнённую воду в воронку. Предлагает детям понаблюдать за тем, как вода проходит через фильтр: – «Что вы видите? Как изменилась вода? Почему она стала чище?»
Объясняет простым языком принцип работы фильтра: – «Фильтр задерживает мусор и грязь, поэтому вода становится чище. Именно так очищают воду в природе и на станциях водоподготовки».
После завершения опыта подводит детей к выводу: – «Теперь Немо сможет жить в чистом доме! Мы помогли ему своими руками. А что ещё можно сделать, чтобы вода в океанах и реках оставалась чистой?»
Напоминает детям о бережном отношении к воде в повседневной жизни. Педагог предлагает размяться после эксперимента (физкультминутка): Море волнуется Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.) Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.) Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.) Морская фигура, на месте замри! (Присели.) | Методы: словесный (пояснения и помощь в ходе эксперимента, одобрение и поощрение), наглядный (наблюдение и сравнении фильтрации воды), практический (эксперимент), игровой (Немо) Формам организации: групповая | Дети наблюдают за проведением опыта, участвуют в обсуждении, задают вопросы и высказывают свои предположения. Следят за изменениями воды при фильтрации, делают простые выводы о том, как можно очистить воду. Проявляют интерес к исследовательской деятельности и выражают желание помочь Немо сохранить его подводный дом чистым. | Игрушка Немо, оборудование для эксперимента: Воронка. Фильтровальная бумага или марля. Активированный уголь (можно заменить на кофейный фильтр или вату). Мелкий песок. Ложка или палочка для перемешивания. Емкость для отработанной воды. | Дети наблюдают за процессом очистки воды, понимают роль фильтра, делают простые выводы, развивают исследовательский интерес и осознают важность сохранения чистоты воды. |
2.4 | Этап проведения дидактической игры на ИКТ | Закрепить представления детей о морских и речных обитателях, развить умение классифицировать животных по среде обитания с помощью интерактивных заданий. | Педагог предлагает детям немного отдохнуть и одновременно поиграть в увлекательную игру: – Немо безумно рад, что у нас получилось очистить воду и предлагает нам поиграть! В игре «Найди морское животное» мы будем помогать Немо находить его друзей, которые живут под водой.
Организует работу с интерактивной доской или планшетами, загружает игру «Найди морское животное», объясняет правила: – «На экране вы увидите разные картинки. Ваша задача – найти тех животных, которые живут в море. Внимательно посмотрите и выберите правильные изображения».
Педагог демонстрирует один пример: как выбрать изображение медузы или рыбы и отметить его как морского обитателя.
Во время игры наблюдает за выполнением задания, помогает тем детям, кто затрудняется, хвалит и поддерживает активность ребят.
После завершения игры обсуждает с детьми результаты: – «Каких морских животных мы нашли? Как они передвигаются? Чем питаются? Почему они живут именно в море?» – «Зачем нам знать, какие животные живут в воде?»
Проводит гимнастику для глаз, проговаривая текст вместе с детьми:
Глазки влево, глазки вправо, Вверх и вниз, и всё сначала. Быстро, быстро поморгай – Отдых глазкам своим дай! Чтобы зоркими нам быть — Нужно глазками крутить. (Дети вращают глазами по кругу.) Зорче глазки чтоб глядели, Разотрём их еле-еле. (Массаж век ладошками, не открывая глаз.) | Методы: словесный (объяснение правил игры, вопросы, помощь, поддержка, похвала, обсуждение результатов), наглядный (демонстрация игры на ИКТ, показ примера выполнения задания), практический (работа с ИКТ: выбор изображений, взаимодействие с экраном), игровой (Д/И, немо) Форма организации: фронтальная | Дети слушают объяснение воспитателя, рассматривают изображения на экране, участвуют в игре, выбирают морских обитателей, обсуждают результаты, выполняют гимнастику для глаз. Проявляют интерес к заданию, развивают внимание, память и умение классифицировать животных. | ИКТ с игрой, изображения подводного мира и его обитателей, музыкальное сопровождение | Дети закрепляют знания о морских обитателях, учатся их узнавать и отличать от наземных животных, развивают внимание, мышление и навыки работы с ИКТ, участвуют в обсуждении, выполняют гимнастику для глаз. |
3 | Заключительный этап | Закрепить полученные знания о подводном мире через творческое выражение; развивать воображение, эстетическое восприятие и мелкую моторику; создать условий для самовыражения детей в процессе изобразительной деятельности. | Педагог подводит итоги игры и эксперимента, обращаясь к детям: – «Ребята, сегодня вы помогли Немо очистить воду и узнали много интересного о его друзьях из подводного мира. А теперь давайте нарисуем тех обитателей моря, о которых мы сегодня говорили, чтобы у Немо остались добрые воспоминания о нашем путешествии! Ему пора отправляться домой, мы научили его очищать воду и теперь он сможет сделать это сам!»
Предлагает детям выбрать любимое морское животное для рисования: – «Кто хочет нарисовать рыбу, медузу, осьминога или может быть — весёлого дельфина?»
Объясняет задачу: – «Сейчас вы создадите свой подводный мир на листе бумаги. Можете использовать карандаши, фломастеры или краски — рисуйте так, как вам нравится».
Раздаёт альбомные листы и материалы для рисования.
При необходимости предлагает образцы или демонстрирует простые схемы рисования морских обитателей.
Наблюдает за работой детей, оказывает индивидуальную помощь, одобряет творческие находки: – «Какой яркий окунь у тебя получается!», «Твои водоросли такие живые!»
По завершении рисования организует мини-выставку детских работ: – «Посмотрите, какой удивительный подводный мир у нас получился! Каждый из вас нарисовал своих друзей Немо! Он благодарит Вас за работу и обязательно поделиться воспоминаниями с другими морскими обитателями!»
Благодарит детей за работу и напоминает о важности сохранения чистоты воды и природы. | Методы: словесный (подведение итога, поощрение), наглядный (демонстрация изображений жителей подводного мира), практический (самостоятельная изобразительная деятельность детей), игровой (рисование друзей для персонажа) Форма организации: фронтальная, индивидуальная (при самостоятельном рисовании детей) | Дети слушают задание воспитателя, выбирают понравившееся морское животное, самостоятельно рисуют его на листе бумаги. Используют цветные карандаши, фломастеры или краски. Обсуждают свои работы, участвуют в мини-выставке, рассказывают о своих рисунках. Проявляют творчество, внимание и интерес к подводному миру. | Листы для рисования, цветные карандаши, иллюстрации морских обитателей, музыкальное сопровождение, игрушка немо | Дети создают индивидуальные рисунки морских обитателей, закрепляют знания о подводном мире через художественное творчество, развивают воображение, мелкую моторику и эстетическое восприятие, учатся рассказывать о своём рисунке и оценивать работы сверстников. |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тема занятия: «Подводный мир»
Возрастная группа: подготовительная группа 6-7 лет
Цель занятия: расширение и обогащение знаний о многообразии обитателей подводного мира и их особенностях, формирование элементарных представлений о морской среде обитания через интеграцию образовательных областей: познавательного, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития.
Задачи занятия (образовательная, развивающая и воспитательная):
Образовательная: уточнить и расширить знания детей о различных обитателях подводного мира, их внешнем виде, повадках, среде обитания и адаптации к жизни в воде
Развивающая: развивать связную речь, логическое мышление, воображение, умение сравнивать, классифицировать, анализировать информацию и делать простые выводы
Воспитательная: формировать бережное отношение к природе водоёмов, интерес к миру подводных обитателей; воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия в группе и доброжелательного отношения друг к другу.
Дополнительные задачи (игровая и дидактическая задачи; задача по экспериментальной деятельности):
Игровая: с помощью дидактической игры «Кто где живёт?» распределить обитателей моря и реки в соответствующую им среду обитания
Дидактическая: научить детей классифицировать животных на обитателей моря и пресной воды, объясняя особенности их жизни в определённой среде
Задача по экспериментальной деятельности: провести простой опыт по фильтрации загрязнённой воды, соблюдать правила безопасного поведения при проведении эксперимента, наблюдать за происходящими изменениями, делать выводы и фиксировать результаты с помощью рисунка.
Словарная работа: подводный мир, морские и речные обитатели, загрязненная вода, фильтр, гипотеза (предположение), эксперимент, результат, аквариум, водоросли, экосистема.
Планируемый результат занятия: дети научатся выдвигать и проверять гипотезы, классифицировать морских и речных обитателей в зависимости от среды обитания, проводить простой эксперимент по фильтрации загрязнённой воды, использовать ИКТ для расширения представлений о подводном мире, работать в команде, а также соблюдать правила техники безопасности во время исследовательской и практической деятельности.
Подготовительная работа:
- Подготовка и создание интерактивной игры с использованием средств ИКТ (презентация с изображениями морских и речных обитателей, видео с подводными пейзажами, задания на классификацию животных).
- Оформление уголка природы и развивающей предметно-пространственной среды в группе в рамках темы "Подводный мир"
- Проведение предварительных занятий и бесед по познавательному развитию, рисованию и ознакомлению с окружающим миром.
- Подбор и подготовка демонстрационного и раздаточного материала:
- Изображения морских и речных обитателей (рыбы, осьминоги, медузы, ракушки, водоросли и др.).
- Модели или картинки с изображением загрязнённой и чистой воды.
- Оборудование для эксперимента: прозрачные стаканчики, песок, глина, вода, активированный уголь, марля, воронка, бумажный фильтр.
- Лупы, увеличительные стекла для рассматривания морских обитателей.
- Дидактические карточки для классификации животных (морские/речные).
- Краски, кисточки, альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры для художественной деятельности.
- Наглядные материалы: плакаты с изображением экосистемы моря и реки, схема фильтрации воды.
- Подготовка музыкального сопровождения – фоновая музыка с подводными звуками, шумом волн, голосами китов.
- Разработка и использование картотеки загадок, стихов, поговорок о море, воде и морских животных.
- Беседы с детьми на темы: «Почему важно сохранять чистоту водоёмов?», «Как люди исследуют подводный мир?», «Чем отличается морская вода от речной?»
- Проведение игровых упражнений и дидактических игр по теме: «Кто где живёт?», «Угадай по описанию», «Найди морское животное»
№ | Этапы интегрированного занятия | Задачи этапа | Содержание деятельности педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Материалы и оборудование | Планируемые результаты |
1 | Организационно– мотивационный этап | Создать положительный эмоциональный настрой, заинтересовать детей темой занятия, активизировать внимание и любознательность через использование загадки, игрового элемента и сюрпризного момента (персонаж: рыбка Немо) | Приветствие детей: – «Ребята, сегодня я приглашаю вас в увлекательное и необычное путешествие! Чтобы узнать, куда мы отправимся, нужно разгадать одну загадку». Загадывает загадку: «Кто скользит среди камней, Словно тень в воде морской? Нет ни ног, ни рук у ней, Хвост лишь плавный и живой.» После ответов детей (рыба), педагог продолжает: – Правильно, это рыба! А вы хотите узнать, кто ещё живёт под водой? Читает стихотворение: «Под водой живёт народ — Без домов и без забот. Хвост и плавники у них, В пузырьках разносит стих!» Задаёт вопросы: – Кто живёт в воде? – Как вы думаете, что нужно рыбкам и другим обитателям моря для жизни? – Где они живут — только в морях или ещё где-то? (Дети высказывают свои предположения) Педагог говорит: – Сегодня к нам в гости приплыл один необычный гость из самого океана — маленький озорник и исследователь подводного мира – рыбка Немо! Он принёс с собой интересные задания и хочет познакомить вас со своими друзьями из глубин моря! (Педагог достаёт игрушку или картинку с изображением рыбки Немо, либо показывает анимацию на экране.) – Ну что, готовы отправиться в путешествие по подводному миру? | Методы: словесный (загадывание загадки, чтение стихотворения), наглядный (демонстрация игрушки Немо, использование картинок с изображением подводного мира), игровой (введение персонажа: Немо, создание игровой ситуации (путешествие в подводный мир), практический (обсуждение предположений с детьми) Форма организации: фронтальная | Слушают воспитателя, проявляют внимание и интерес к словам педагога. Отгадывают загадку, анализируют её содержание, высказывают свои предположения. Воспринимают стихотворение на слух, эмоционально реагируют на него. Участвуют в фронтальной беседе, отвечают на вопросы воспитателя, делятся своими знаниями о подводном мире. Проявляют удивление и радость при появлении игрового персонажа — рыбки Немо. Высказывают предположения, что их ждёт в путешествии по подводному миру. Включаются в игровую ситуацию, принимают образ исследователей или путешественников. Эмоционально взаимодействуют со сверстниками и педагогом, поддерживают общий положительный настрой. | Изображение подводного мира, игрушка Немо, фоновая музыка: звуки океана/шум волн/голоса китов, карточки с загадкой и стихотворением | Дети проявляют интерес к теме занятия, включаются в игровую ситуацию, отгадывают загадку, слушают стихотворение и активно участвуют в беседе. Эмоционально реагируют на появление персонажа (рыбки Немо), готовятся к дальнейшей исследовательской и познавательной деятельности. |
2 | Основной этап | ||||||
Этап постановки проблемы | Обсудить значение чистой воды для жизни морских и речных обитателей, выявить проблемы загрязнения водоёмов и сформулировать проблемный вопрос: «Как сохранить воду чистой для всех, кто в ней живёт?» | Обращает внимание детей на Немо: -Ребята, Немо пришел к нам не просто так! Он рассказал, что вода в его океане стала грязной. Предлагает подумать: -Как вы думаете, если дома грязно, сможем ли мы жить безопасно и хорошо? Слушает предположения детей и подводит к проблемному вопросу: – Как вы думаете, что может произойти с Немо и другими рыбками, ракушками, водорослями, если вода будет грязной? Предлагает детям выдвинуть свои предположения (гипотезы): – «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вода оставалась чистой и безопасной для всех морских друзей?» Подводит детей к формулировке основного вопроса занятия: – «А как мы можем помочь сохранить чистоту воды?» | Методы: словесный (беседа, постановка проблемного вопроса, обсуждение гипотез), наглядный (демонстрация изображений чистой и загрязненной воды), игровой (Персонаж Немо), создание проблемной ситуации Форма организации: фронтальная | Дети слушают воспитателя, рассматривают игрушку Немо, обсуждают его проблему. Рассуждают о последствиях грязной воды для морских обитателей, делятся своими мыслями и переживаниями. Выдвигают простые гипотезы, почему вода может загрязниться и как её можно защитить. Проявляют сочувствие к Немо и проявляют интерес к решению проблемы. | Изображения загрязненной воды, морских обитателей, игрушка Немо | Дети включаются в обсуждение проблемы, высказывают свои предположения, формулируют простые гипотезы, развивают умение аргументировать свои ответы и проявлять сочувствие к морским обитателям. | |
Этап ознакомления с материалом | Познакомить детей с доступными средствами и способами очистки воды, предоставить возможность исследовать свойства воды и материалов-фильтров, развивать познавательную активность и умение делать простые выводы. | Предлагает детям рассмотреть два стакана с водой — один с чистой водой, другой — с загрязнённой (с добавлением песка, земли и мелкого мусора): – «Ребята, давайте посмотрим что нам принес Немо в помощь: как выглядит чистая вода и чем она отличается от грязной. Немо не знает как вернуть порядок в его доме. Как вы думаете, можно ли сделать эту воду снова чистой?» Объясняет, что сегодня мы попробуем себя в роли учёных и очистим воду с помощью простых материалов. Демонстрирует оборудование для опыта: марля, воронка, активированный уголь, песок, фильтровальная бумага, прозрачные стаканы: – «Это наши фильтры — они помогают очищать воду так же, как это делают природные процессы в реках и морях». Объясняет правила безопасного поведения при проведении опыта: – «Будьте внимательны, не разливайте воду, аккуратно, слушайте внимательно указания, помните: мы помогаем не только Немо, но и друг другу». | Методы: словесный (постановка вопросов для обсуждения, продолжение беседы, поиск возможных решений – выдвижение гипотез, обсуждение мер предосторожности), наглядный (демонстрация изображений, показ оборудования для эксперимента), игровой (персонаж Немо) Форма организации: фронтальная | Дети рассматривают чистую и загрязнённую воду, сравнивают их внешний вид. Слушают объяснение воспитателя о фильтрах и правилах безопасности. Участвуют в обсуждении: высказывают предположения, можно ли очистить воду и как это сделать. Наблюдают за демонстрацией оборудования для опыта. Проявляют интерес к исследовательской деятельности, готовятся к проведению эксперимента. | Игрушка Немо, оборудование для эксперимента: Воронка. Фильтровальная бумага или марля. Активированный уголь (можно заменить на кофейный фильтр или вату). Мелкий песок. Ложка или палочка для перемешивания. Емкость для отработанной воды. | Дети познакомятся с понятием «фильтр», научатся различать чистую и загрязнённую воду, проявят интерес к процессу очистки воды и подготовятся к проведению эксперимента. | |
Этап практического решения проблемы | Провести совместный эксперимент по очистке загрязнённой воды с использованием простых фильтрующих материалов, закрепить понятие «фильтр», научить детей наблюдать за изменениями и делать простые выводы. | Предлагает детям вместе провести эксперимент и помочь Немо очистить воду: – «Сейчас мы с вами будем настоящими учёными и попробуем превратить грязную воду в чистую. Готовы?» Пошагово демонстрирует процесс фильтрации воды: Воронку устанавливает в пустой стакан. В неё кладёт слоями фильтрующие материалы: марлю, вату (или активированный уголь), песок. Аккуратно наливает загрязнённую воду в воронку. Предлагает детям понаблюдать за тем, как вода проходит через фильтр: – «Что вы видите? Как изменилась вода? Почему она стала чище?» Объясняет простым языком принцип работы фильтра: – «Фильтр задерживает мусор и грязь, поэтому вода становится чище. Именно так очищают воду в природе и на станциях водоподготовки». После завершения опыта подводит детей к выводу: – «Теперь Немо сможет жить в чистом доме! Мы помогли ему своими руками. А что ещё можно сделать, чтобы вода в океанах и реках оставалась чистой?» Напоминает детям о бережном отношении к воде в повседневной жизни. Педагог предлагает размяться после эксперимента (физкультминутка): Море волнуется Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.) Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.) Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.) Морская фигура, на месте замри! (Присели.) | Методы: словесный (пояснения и помощь в ходе эксперимента, одобрение и поощрение), наглядный (наблюдение и сравнении фильтрации воды), практический (эксперимент), игровой (Немо) Формам организации: групповая | Дети наблюдают за проведением опыта, участвуют в обсуждении, задают вопросы и высказывают свои предположения. Следят за изменениями воды при фильтрации, делают простые выводы о том, как можно очистить воду. Проявляют интерес к исследовательской деятельности и выражают желание помочь Немо сохранить его подводный дом чистым. | Игрушка Немо, оборудование для эксперимента: Воронка. Фильтровальная бумага или марля. Активированный уголь (можно заменить на кофейный фильтр или вату). Мелкий песок. Ложка или палочка для перемешивания. Емкость для отработанной воды. | Дети наблюдают за процессом очистки воды, понимают роль фильтра, делают простые выводы, развивают исследовательский интерес и осознают важность сохранения чистоты воды. | |
Этап проведения дидактической игры на ИКТ | Закрепить представления детей о морских и речных обитателях, развить умение классифицировать животных по среде обитания с помощью интерактивных заданий. | Педагог предлагает детям немного отдохнуть и одновременно поиграть в увлекательную игру: – Немо безумно рад, что у нас получилось очистить воду и предлагает нам поиграть! В игре «Найди морское животное» мы будем помогать Немо находить его друзей, которые живут под водой. Организует работу с интерактивной доской или планшетами, загружает игру «Найди морское животное», объясняет правила: – «На экране вы увидите разные картинки. Ваша задача – найти тех животных, которые живут в море. Внимательно посмотрите и выберите правильные изображения». Педагог демонстрирует один пример: как выбрать изображение медузы или рыбы и отметить его как морского обитателя. Во время игры наблюдает за выполнением задания, помогает тем детям, кто затрудняется, хвалит и поддерживает активность ребят. После завершения игры обсуждает с детьми результаты: – «Каких морских животных мы нашли? Как они передвигаются? Чем питаются? Почему они живут именно в море?» – «Зачем нам знать, какие животные живут в воде?» Проводит гимнастику для глаз, проговаривая текст вместе с детьми: Глазки влево, глазки вправо, Вверх и вниз, и всё сначала. Быстро, быстро поморгай – Отдых глазкам своим дай! Чтобы зоркими нам быть — Нужно глазками крутить. (Дети вращают глазами по кругу.) Зорче глазки чтоб глядели, Разотрём их еле-еле. (Массаж век ладошками, не открывая глаз.) | Методы: словесный (объяснение правил игры, вопросы, помощь, поддержка, похвала, обсуждение результатов), наглядный (демонстрация игры на ИКТ, показ примера выполнения задания), практический (работа с ИКТ: выбор изображений, взаимодействие с экраном), игровой (Д/И, немо) Форма организации: фронтальная | Дети слушают объяснение воспитателя, рассматривают изображения на экране, участвуют в игре, выбирают морских обитателей, обсуждают результаты, выполняют гимнастику для глаз. Проявляют интерес к заданию, развивают внимание, память и умение классифицировать животных. | ИКТ с игрой, изображения подводного мира и его обитателей, музыкальное сопровождение | Дети закрепляют знания о морских обитателях, учатся их узнавать и отличать от наземных животных, развивают внимание, мышление и навыки работы с ИКТ, участвуют в обсуждении, выполняют гимнастику для глаз. | |
3 | Заключительный этап | Закрепить полученные знания о подводном мире через творческое выражение; развивать воображение, эстетическое восприятие и мелкую моторику; создать условий для самовыражения детей в процессе изобразительной деятельности. | Педагог подводит итоги игры и эксперимента, обращаясь к детям: – «Ребята, сегодня вы помогли Немо очистить воду и узнали много интересного о его друзьях из подводного мира. А теперь давайте нарисуем тех обитателей моря, о которых мы сегодня говорили, чтобы у Немо остались добрые воспоминания о нашем путешествии! Ему пора отправляться домой, мы научили его очищать воду и теперь он сможет сделать это сам!» Предлагает детям выбрать любимое морское животное для рисования: – «Кто хочет нарисовать рыбу, медузу, осьминога или может быть — весёлого дельфина?» Объясняет задачу: – «Сейчас вы создадите свой подводный мир на листе бумаги. Можете использовать карандаши, фломастеры или краски — рисуйте так, как вам нравится». Раздаёт альбомные листы и материалы для рисования. При необходимости предлагает образцы или демонстрирует простые схемы рисования морских обитателей. Наблюдает за работой детей, оказывает индивидуальную помощь, одобряет творческие находки: – «Какой яркий окунь у тебя получается!», «Твои водоросли такие живые!» По завершении рисования организует мини-выставку детских работ: – «Посмотрите, какой удивительный подводный мир у нас получился! Каждый из вас нарисовал своих друзей Немо! Он благодарит Вас за работу и обязательно поделиться воспоминаниями с другими морскими обитателями!» Благодарит детей за работу и напоминает о важности сохранения чистоты воды и природы. | Методы: словесный (подведение итога, поощрение), наглядный (демонстрация изображений жителей подводного мира), практический (самостоятельная изобразительная деятельность детей), игровой (рисование друзей для персонажа) Форма организации: фронтальная, индивидуальная (при самостоятельном рисовании детей) | Дети слушают задание воспитателя, выбирают понравившееся морское животное, самостоятельно рисуют его на листе бумаги. Используют цветные карандаши, фломастеры или краски. Обсуждают свои работы, участвуют в мини-выставке, рассказывают о своих рисунках. Проявляют творчество, внимание и интерес к подводному миру. | Листы для рисования, цветные карандаши, иллюстрации морских обитателей, музыкальное сопровождение, игрушка немо | Дети создают индивидуальные рисунки морских обитателей, закрепляют знания о подводном мире через художественное творчество, развивают воображение, мелкую моторику и эстетическое восприятие, учатся рассказывать о своём рисунке и оценивать работы сверстников. |

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Вода. Свойства воды"
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»города Валуйки Исследовательская работа Вода. Свойства воды....
Методическая разработка УЗ на тему: Вода. Свойства воды.
Настоящая методическая разработка предназначена для подготовки и проведения учебного занятия по учебной дисциплине «Естествознание». В группах 1 курса....

Тест по методам очистки воды для специальности "Технология воды, топлива и смазочных материалов на электрических станциях"
В документе представлен тест-опрос в двух вариантах по разделу "Водоподготовка на электростанциях" для специальности "Технология воды, топлива и смазочных материалов на электрических ст...

Технологическая карта занятия по ПМ.01 «Теоретические основы производства электроэнергии, подготовки воды, топлива и смазочных материалов на тепловых электростанциях»
Технологическая карта занятия по ПМ.01 «Теоретические основы производства электроэнергии, подготовки воды, топлива и смазочных материалов на тепловых электростанциях» по специальности...

Конспект внеклассного занятия на тему «Замечательное вещество – вода. Свойства воды».
Формировать знания о важности воды для всего живого на Земле....

Урок "Жизнь - это вода, в воды - это жизнь"
Урок предлагается для 6-7 классов. Целью урока является развить у обучающихся интерес к химии, биологии, географии; расширить их знания о свойствах, пприменении воды; формировать у школьников чувство ...

Технологическая карта контроля на гидравлическое испытание трубопровода, проведение профилеметрии и вытеснение воды
Инструкционно-технологические карты занятий по учебной практике в рамках ПМ05Газовая сварка (наплавка) по профессии:15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)...
