технологическая карта "Мир под водой"
рабочая программа

Алина С.

Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Тема занятия: «Подводный мир»

Возрастная группа: подготовительная группа 6-7 лет

Цель занятия: расширение и обогащение знаний о многообразии обитателей подводного мира и их особенностях, формирование элементарных представлений о морской среде обитания через интеграцию образовательных областей: познавательного, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития.

Задачи занятия (образовательная, развивающая и воспитательная):

Образовательная: уточнить и расширить знания детей о различных обитателях подводного мира, их внешнем виде, повадках, среде обитания и адаптации к жизни в воде

Развивающая: развивать связную речь, логическое мышление, воображение, умение сравнивать, классифицировать, анализировать информацию и делать простые выводы

Воспитательная: формировать бережное отношение к природе водоёмов, интерес к миру подводных обитателей; воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия в группе и доброжелательного отношения друг к другу.

Дополнительные задачи  (игровая  и   дидактическая задачи;  задача  по экспериментальной деятельности):

Игровая: с помощью дидактической игры «Кто где живёт?» распределить обитателей моря и реки в соответствующую им среду обитания

Дидактическая: научить детей классифицировать животных на обитателей моря и пресной воды, объясняя особенности их жизни в определённой среде

Задача по экспериментальной деятельности: провести простой опыт по фильтрации загрязнённой воды, соблюдать правила безопасного поведения при проведении эксперимента, наблюдать за происходящими изменениями, делать выводы и фиксировать результаты с помощью рисунка.

Словарная работа: подводный мир, морские и речные обитатели, загрязненная вода, фильтр, гипотеза (предположение), эксперимент, результат, аквариум, водоросли, экосистема.

Планируемый результат занятия: дети научатся выдвигать и проверять гипотезы, классифицировать морских и речных обитателей в зависимости от среды обитания, проводить простой эксперимент по фильтрации загрязнённой воды, использовать ИКТ для расширения представлений о подводном мире, работать в команде, а также соблюдать правила техники безопасности во время исследовательской и практической деятельности.

Подготовительная работа:

  • Подготовка и создание интерактивной игры с использованием средств ИКТ (презентация с изображениями морских и речных обитателей, видео с подводными пейзажами, задания на классификацию животных).
  • Оформление уголка природы и развивающей предметно-пространственной среды в группе в рамках темы "Подводный мир"
  • Проведение предварительных занятий и бесед по познавательному развитию, рисованию и ознакомлению с окружающим миром.
  • Подбор и подготовка демонстрационного и раздаточного материала:
  • Изображения морских и речных обитателей (рыбы, осьминоги, медузы, ракушки, водоросли и др.).
  • Модели или картинки с изображением загрязнённой и чистой воды.
  • Оборудование для эксперимента: прозрачные стаканчики, песок, глина, вода, активированный уголь, марля, воронка, бумажный фильтр.
  • Лупы, увеличительные стекла для рассматривания морских обитателей.
  • Дидактические карточки для классификации животных (морские/речные).
  • Краски, кисточки, альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры для художественной деятельности.
  • Наглядные материалы: плакаты с изображением экосистемы моря и реки, схема фильтрации воды.
  • Подготовка музыкального сопровождения – фоновая музыка с подводными звуками, шумом волн, голосами китов.
  • Разработка и использование картотеки загадок, стихов, поговорок о море, воде и морских животных.
  • Беседы с детьми на темы: «Почему важно сохранять чистоту водоёмов?», «Как люди исследуют подводный мир?», «Чем отличается морская вода от речной?»
  • Проведение игровых упражнений и дидактических игр по теме: «Кто где живёт?», «Угадай по описанию», «Найди морское животное»

 

Этапы интегрированного занятия

 

Задачи этапа

Содержание деятельности

педагога

Методы, формы, приемы

 

Предполагаемая деятельность детей

Материалы и

оборудование

Планируемые результаты

1

Организационно–

мотивационный этап

Создать положительный эмоциональный настрой, заинтересовать детей темой занятия, активизировать внимание и любознательность через использование загадки, игрового элемента и сюрпризного момента (персонаж: рыбка Немо)

Приветствие детей:

– «Ребята, сегодня я приглашаю вас в увлекательное и необычное путешествие! Чтобы узнать, куда мы отправимся, нужно разгадать одну загадку».

 

Загадывает загадку:

 

«Кто скользит среди камней,

Словно тень в воде морской?

Нет ни ног, ни рук у ней,

Хвост лишь плавный и живой.»

 

После ответов детей (рыба), педагог продолжает:

 

– Правильно, это рыба! А вы хотите узнать, кто ещё живёт под водой?

 

Читает стихотворение:

 

«Под водой живёт народ —

Без домов и без забот.

Хвост и плавники у них,

В пузырьках разносит стих!»

 

Задаёт вопросы:

– Кто живёт в воде?

– Как вы думаете, что нужно рыбкам и другим обитателям моря для жизни?

– Где они живут — только в морях или ещё где-то?

 

(Дети высказывают свои предположения)

 

Педагог говорит:

– Сегодня к нам в гости приплыл один необычный гость из самого океана — маленький озорник и исследователь подводного мира – рыбка Немо! Он принёс с собой интересные задания и хочет познакомить вас со своими друзьями из глубин моря!

 

(Педагог достаёт игрушку или картинку с изображением рыбки Немо, либо показывает анимацию на экране.)

 

– Ну что, готовы отправиться в путешествие по подводному миру?

Методы: словесный (загадывание загадки, чтение стихотворения), наглядный (демонстрация игрушки Немо, использование картинок с изображением подводного мира), игровой (введение персонажа: Немо, создание игровой ситуации (путешествие в подводный мир), практический (обсуждение предположений с детьми)

Форма организации: фронтальная

 

Слушают воспитателя, проявляют внимание и интерес к словам педагога.

Отгадывают загадку, анализируют её содержание, высказывают свои предположения.

Воспринимают стихотворение на слух, эмоционально реагируют на него.

Участвуют в фронтальной беседе, отвечают на вопросы воспитателя, делятся своими знаниями о подводном мире.

Проявляют удивление и радость при появлении игрового персонажа — рыбки Немо.

Высказывают предположения, что их ждёт в путешествии по подводному миру.

Включаются в игровую ситуацию, принимают образ исследователей или путешественников.

Эмоционально взаимодействуют со сверстниками и педагогом, поддерживают общий положительный настрой.

Изображение подводного мира, игрушка Немо, фоновая музыка: звуки океана/шум волн/голоса китов, карточки с загадкой и стихотворением

Дети проявляют интерес к теме занятия, включаются в игровую ситуацию, отгадывают загадку, слушают стихотворение и активно участвуют в беседе. Эмоционально реагируют на появление персонажа (рыбки Немо), готовятся к дальнейшей исследовательской и познавательной деятельности.

2

Основной этап

 

2.1

Этап постановки проблемы

 

Обсудить значение чистой воды для жизни морских и речных обитателей, выявить проблемы загрязнения водоёмов и сформулировать проблемный вопрос: «Как сохранить воду чистой для всех, кто в ней живёт?»

Обращает внимание детей на Немо:

-Ребята, Немо пришел к нам не просто так! Он рассказал, что вода в его океане стала грязной.

Предлагает подумать:

-Как вы думаете, если дома грязно, сможем ли мы жить безопасно и хорошо?

Слушает предположения детей и подводит к проблемному вопросу:

– Как вы думаете, что может произойти с Немо и другими рыбками, ракушками, водорослями, если вода будет грязной?

 

Предлагает детям выдвинуть свои предположения (гипотезы):

– «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вода оставалась чистой и безопасной для всех морских друзей?»

 

Подводит детей к формулировке основного вопроса занятия:

– «А как мы можем помочь сохранить чистоту воды?»

Методы: словесный (беседа, постановка проблемного вопроса, обсуждение гипотез), наглядный (демонстрация изображений чистой и загрязненной воды), игровой (Персонаж Немо), создание проблемной ситуации

Форма организации: фронтальная

Дети слушают воспитателя, рассматривают игрушку Немо, обсуждают его проблему. Рассуждают о последствиях грязной воды для морских обитателей, делятся своими мыслями и переживаниями. Выдвигают простые гипотезы, почему вода может загрязниться и как её можно защитить. Проявляют сочувствие к Немо и проявляют интерес к решению проблемы.

Изображения загрязненной воды, морских обитателей, игрушка Немо

Дети включаются в обсуждение проблемы, высказывают свои предположения, формулируют простые гипотезы, развивают умение аргументировать свои ответы и проявлять сочувствие к морским обитателям.

2.2

Этап ознакомления с материалом

 

Познакомить детей с доступными средствами и способами очистки воды, предоставить возможность исследовать свойства воды и материалов-фильтров, развивать познавательную активность и умение делать простые выводы.

Предлагает детям рассмотреть два стакана с водой — один с чистой водой, другой — с загрязнённой (с добавлением песка, земли и мелкого мусора):

– «Ребята, давайте посмотрим что нам принес Немо в помощь: как выглядит чистая вода и чем она отличается от грязной. Немо не знает как вернуть порядок в его доме. Как вы думаете, можно ли сделать эту воду снова чистой?»

 

Объясняет, что сегодня мы попробуем себя в роли учёных и очистим воду с помощью простых материалов.

 

Демонстрирует оборудование для опыта: марля, воронка, активированный уголь, песок, фильтровальная бумага, прозрачные стаканы:

– «Это наши фильтры — они помогают очищать воду так же, как это делают природные процессы в реках и морях».

 

Объясняет правила безопасного поведения при проведении опыта:

– «Будьте внимательны, не разливайте воду, аккуратно, слушайте внимательно указания, помните: мы помогаем не только Немо, но и друг другу».

Методы: словесный (постановка вопросов для обсуждения, продолжение беседы, поиск возможных решений – выдвижение гипотез, обсуждение мер предосторожности), наглядный (демонстрация изображений, показ оборудования для эксперимента), игровой (персонаж Немо)

Форма организации: фронтальная

Дети рассматривают чистую и загрязнённую воду, сравнивают их внешний вид.

Слушают объяснение воспитателя о фильтрах и правилах безопасности.

Участвуют в обсуждении: высказывают предположения, можно ли очистить воду и как это сделать.

Наблюдают за демонстрацией оборудования для опыта.

Проявляют интерес к исследовательской деятельности, готовятся к проведению эксперимента.

Игрушка Немо, оборудование для эксперимента: Воронка.

Фильтровальная бумага или марля.

Активированный уголь (можно заменить на кофейный фильтр или вату).

Мелкий песок.

Ложка или палочка для перемешивания.

Емкость для отработанной воды.

Дети познакомятся с понятием «фильтр», научатся различать чистую и загрязнённую воду, проявят интерес к процессу очистки воды и подготовятся к проведению эксперимента.

2.3

Этап практического решения проблемы

Провести совместный эксперимент по очистке загрязнённой воды с использованием простых фильтрующих материалов, закрепить понятие «фильтр», научить детей наблюдать за изменениями и делать простые выводы.

Предлагает детям вместе провести эксперимент и помочь Немо очистить воду:

– «Сейчас мы с вами будем настоящими учёными и попробуем превратить грязную воду в чистую. Готовы?»

 

Пошагово демонстрирует процесс фильтрации воды:

 

Воронку устанавливает в пустой стакан.

В неё кладёт слоями фильтрующие материалы: марлю, вату (или активированный уголь), песок.

Аккуратно наливает загрязнённую воду в воронку.

Предлагает детям понаблюдать за тем, как вода проходит через фильтр:

– «Что вы видите? Как изменилась вода? Почему она стала чище?»

 

Объясняет простым языком принцип работы фильтра:

– «Фильтр задерживает мусор и грязь, поэтому вода становится чище. Именно так очищают воду в природе и на станциях водоподготовки».

 

После завершения опыта подводит детей к выводу:

– «Теперь Немо сможет жить в чистом доме! Мы помогли ему своими руками. А что ещё можно сделать, чтобы вода в океанах и реках оставалась чистой?»

 

Напоминает детям о бережном отношении к воде в повседневной жизни.

Педагог предлагает размяться после эксперимента (физкультминутка):

Море волнуется

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)

Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)

Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)

Морская фигура, на месте замри! (Присели.)

Методы: словесный (пояснения и помощь в ходе эксперимента, одобрение и поощрение), наглядный (наблюдение и сравнении фильтрации воды), практический (эксперимент), игровой (Немо)

Формам организации: групповая

Дети наблюдают за проведением опыта, участвуют в обсуждении, задают вопросы и высказывают свои предположения. Следят за изменениями воды при фильтрации, делают простые выводы о том, как можно очистить воду. Проявляют интерес к исследовательской деятельности и выражают желание помочь Немо сохранить его подводный дом чистым.

Игрушка Немо, оборудование для эксперимента: Воронка.

Фильтровальная бумага или марля.

Активированный уголь (можно заменить на кофейный фильтр или вату).

Мелкий песок.

Ложка или палочка для перемешивания.

Емкость для отработанной воды.

Дети наблюдают за процессом очистки воды, понимают роль фильтра, делают простые выводы, развивают исследовательский интерес и осознают важность сохранения чистоты воды.

2.4

Этап проведения дидактической игры на ИКТ

Закрепить представления детей о морских и речных обитателях, развить умение классифицировать животных по среде обитания с помощью интерактивных заданий.

Педагог предлагает детям немного отдохнуть и одновременно поиграть в увлекательную игру:

– Немо безумно рад, что у нас получилось очистить воду и предлагает нам поиграть! В игре «Найди морское животное» мы будем помогать Немо находить его друзей, которые живут под водой.

 

Организует работу с интерактивной доской или планшетами, загружает игру «Найди морское животное», объясняет правила:

– «На экране вы увидите разные картинки. Ваша задача – найти тех животных, которые живут в море. Внимательно посмотрите и выберите правильные изображения».

 

Педагог демонстрирует один пример: как выбрать изображение медузы или рыбы и отметить его как морского обитателя.

 

Во время игры наблюдает за выполнением задания, помогает тем детям, кто затрудняется, хвалит и поддерживает активность ребят.

 

После завершения игры обсуждает с детьми результаты:

– «Каких морских животных мы нашли? Как они передвигаются? Чем питаются? Почему они живут именно в море?»

– «Зачем нам знать, какие животные живут в воде?»

 

Проводит гимнастику для глаз, проговаривая текст вместе с детьми:

 

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала.

Быстро, быстро поморгай –

Отдых глазкам своим дай!

Чтобы зоркими нам быть —

Нужно глазками крутить.

(Дети вращают глазами по кругу.)

Зорче глазки чтоб глядели,

Разотрём их еле-еле.

(Массаж век ладошками, не открывая глаз.)

Методы: словесный (объяснение правил игры, вопросы, помощь, поддержка, похвала, обсуждение результатов), наглядный (демонстрация игры на ИКТ, показ примера выполнения задания), практический (работа с ИКТ: выбор изображений, взаимодействие с экраном), игровой (Д/И, немо)

Форма организации: фронтальная

Дети слушают объяснение воспитателя, рассматривают изображения на экране, участвуют в игре, выбирают морских обитателей, обсуждают результаты, выполняют гимнастику для глаз. Проявляют интерес к заданию, развивают внимание, память и умение классифицировать животных.

ИКТ с игрой, изображения подводного мира и его обитателей, музыкальное сопровождение

Дети закрепляют знания о морских обитателях, учатся их узнавать и отличать от наземных животных, развивают внимание, мышление и навыки работы с ИКТ, участвуют в обсуждении, выполняют гимнастику для глаз.

3

Заключительный этап

Закрепить полученные знания о подводном мире через творческое выражение; развивать воображение, эстетическое восприятие и мелкую моторику; создать условий для самовыражения детей в процессе изобразительной деятельности.

Педагог подводит итоги игры и эксперимента, обращаясь к детям:

– «Ребята, сегодня вы помогли Немо очистить воду и узнали много интересного о его друзьях из подводного мира. А теперь давайте нарисуем тех обитателей моря, о которых мы сегодня говорили, чтобы у Немо остались добрые воспоминания о нашем путешествии! Ему пора отправляться домой, мы научили его очищать воду и теперь он сможет сделать это сам!»

 

Предлагает детям выбрать любимое морское животное для рисования:

– «Кто хочет нарисовать рыбу, медузу, осьминога или может быть — весёлого дельфина?»

 

Объясняет задачу:

– «Сейчас вы создадите свой подводный мир на листе бумаги. Можете использовать карандаши, фломастеры или краски — рисуйте так, как вам нравится».

 

Раздаёт альбомные листы и материалы для рисования.

 

При необходимости предлагает образцы или демонстрирует простые схемы рисования морских обитателей.

 

Наблюдает за работой детей, оказывает индивидуальную помощь, одобряет творческие находки:

– «Какой яркий окунь у тебя получается!», «Твои водоросли такие живые!»

 

По завершении рисования организует мини-выставку детских работ:

– «Посмотрите, какой удивительный подводный мир у нас получился! Каждый из вас нарисовал своих друзей Немо! Он благодарит Вас за работу и обязательно поделиться воспоминаниями с другими морскими обитателями!»

 

Благодарит детей за работу и напоминает о важности сохранения чистоты воды и природы.

Методы: словесный (подведение итога, поощрение), наглядный (демонстрация изображений жителей подводного мира), практический (самостоятельная изобразительная деятельность детей), игровой (рисование друзей для персонажа)

Форма организации: фронтальная, индивидуальная (при самостоятельном рисовании детей)

Дети слушают задание воспитателя, выбирают понравившееся морское животное, самостоятельно рисуют его на листе бумаги. Используют цветные карандаши, фломастеры или краски. Обсуждают свои работы, участвуют в мини-выставке, рассказывают о своих рисунках. Проявляют творчество, внимание и интерес к подводному миру.

Листы для рисования, цветные карандаши, иллюстрации морских обитателей, музыкальное сопровождение, игрушка немо

Дети создают индивидуальные рисунки морских обитателей, закрепляют знания о подводном мире через художественное творчество, развивают воображение, мелкую моторику и эстетическое восприятие, учатся рассказывать о своём рисунке и оценивать работы сверстников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_podvodnyy_mir_igra.docx36.18 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Тема занятия: «Подводный мир»

Возрастная группа: подготовительная группа 6-7 лет

Цель занятия: расширение и обогащение знаний о многообразии обитателей подводного мира и их особенностях, формирование элементарных представлений о морской среде обитания через интеграцию образовательных областей: познавательного, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития.

Задачи занятия (образовательная, развивающая и воспитательная):

Образовательная: уточнить и расширить знания детей о различных обитателях подводного мира, их внешнем виде, повадках, среде обитания и адаптации к жизни в воде

Развивающая: развивать связную речь, логическое мышление, воображение, умение сравнивать, классифицировать, анализировать информацию и делать простые выводы

Воспитательная: формировать бережное отношение к природе водоёмов, интерес к миру подводных обитателей; воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия в группе и доброжелательного отношения друг к другу.

Дополнительные задачи (игровая и дидактическая задачи; задача по экспериментальной деятельности):

Игровая: с помощью дидактической игры «Кто где живёт?» распределить обитателей моря и реки в соответствующую им среду обитания

Дидактическая: научить детей классифицировать животных на обитателей моря и пресной воды, объясняя особенности их жизни в определённой среде

Задача по экспериментальной деятельности: провести простой опыт по фильтрации загрязнённой воды, соблюдать правила безопасного поведения при проведении эксперимента, наблюдать за происходящими изменениями, делать выводы и фиксировать результаты с помощью рисунка.

Словарная работа: подводный мир, морские и речные обитатели, загрязненная вода, фильтр, гипотеза (предположение), эксперимент, результат, аквариум, водоросли, экосистема.

Планируемый результат занятия: дети научатся выдвигать и проверять гипотезы, классифицировать морских и речных обитателей в зависимости от среды обитания, проводить простой эксперимент по фильтрации загрязнённой воды, использовать ИКТ для расширения представлений о подводном мире, работать в команде, а также соблюдать правила техники безопасности во время исследовательской и практической деятельности.

Подготовительная работа:

  • Подготовка и создание интерактивной игры с использованием средств ИКТ (презентация с изображениями морских и речных обитателей, видео с подводными пейзажами, задания на классификацию животных).
  • Оформление уголка природы и развивающей предметно-пространственной среды в группе в рамках темы "Подводный мир"
  • Проведение предварительных занятий и бесед по познавательному развитию, рисованию и ознакомлению с окружающим миром.
  • Подбор и подготовка демонстрационного и раздаточного материала:
  • Изображения морских и речных обитателей (рыбы, осьминоги, медузы, ракушки, водоросли и др.).
  • Модели или картинки с изображением загрязнённой и чистой воды.
  • Оборудование для эксперимента: прозрачные стаканчики, песок, глина, вода, активированный уголь, марля, воронка, бумажный фильтр.
  • Лупы, увеличительные стекла для рассматривания морских обитателей.
  • Дидактические карточки для классификации животных (морские/речные).
  • Краски, кисточки, альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры для художественной деятельности.
  • Наглядные материалы: плакаты с изображением экосистемы моря и реки, схема фильтрации воды.
  • Подготовка музыкального сопровождения – фоновая музыка с подводными звуками, шумом волн, голосами китов.
  • Разработка и использование картотеки загадок, стихов, поговорок о море, воде и морских животных.
  • Беседы с детьми на темы: «Почему важно сохранять чистоту водоёмов?», «Как люди исследуют подводный мир?», «Чем отличается морская вода от речной?»
  • Проведение игровых упражнений и дидактических игр по теме: «Кто где живёт?», «Угадай по описанию», «Найди морское животное»

Этапы интегрированного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Материалы и

оборудование

Планируемые результаты

1

Организационно–

мотивационный этап

Создать положительный эмоциональный настрой, заинтересовать детей темой занятия, активизировать внимание и любознательность через использование загадки, игрового элемента и сюрпризного момента (персонаж: рыбка Немо)

Приветствие детей:

– «Ребята, сегодня я приглашаю вас в увлекательное и необычное путешествие! Чтобы узнать, куда мы отправимся, нужно разгадать одну загадку».

Загадывает загадку:

«Кто скользит среди камней,

Словно тень в воде морской?

Нет ни ног, ни рук у ней,

Хвост лишь плавный и живой.»

После ответов детей (рыба), педагог продолжает:

– Правильно, это рыба! А вы хотите узнать, кто ещё живёт под водой?

Читает стихотворение:

«Под водой живёт народ —

Без домов и без забот.

Хвост и плавники у них,

В пузырьках разносит стих!»

Задаёт вопросы:

– Кто живёт в воде?

– Как вы думаете, что нужно рыбкам и другим обитателям моря для жизни?

– Где они живут — только в морях или ещё где-то?

(Дети высказывают свои предположения)

Педагог говорит:

– Сегодня к нам в гости приплыл один необычный гость из самого океана — маленький озорник и исследователь подводного мира – рыбка Немо! Он принёс с собой интересные задания и хочет познакомить вас со своими друзьями из глубин моря!

(Педагог достаёт игрушку или картинку с изображением рыбки Немо, либо показывает анимацию на экране.)

– Ну что, готовы отправиться в путешествие по подводному миру?

Методы: словесный (загадывание загадки, чтение стихотворения), наглядный (демонстрация игрушки Немо, использование картинок с изображением подводного мира), игровой (введение персонажа: Немо, создание игровой ситуации (путешествие в подводный мир), практический (обсуждение предположений с детьми)

Форма организации: фронтальная

Слушают воспитателя, проявляют внимание и интерес к словам педагога.

Отгадывают загадку, анализируют её содержание, высказывают свои предположения.

Воспринимают стихотворение на слух, эмоционально реагируют на него.

Участвуют в фронтальной беседе, отвечают на вопросы воспитателя, делятся своими знаниями о подводном мире.

Проявляют удивление и радость при появлении игрового персонажа — рыбки Немо.

Высказывают предположения, что их ждёт в путешествии по подводному миру.

Включаются в игровую ситуацию, принимают образ исследователей или путешественников.

Эмоционально взаимодействуют со сверстниками и педагогом, поддерживают общий положительный настрой.

Изображение подводного мира, игрушка Немо, фоновая музыка: звуки океана/шум волн/голоса китов, карточки с загадкой и стихотворением

Дети проявляют интерес к теме занятия, включаются в игровую ситуацию, отгадывают загадку, слушают стихотворение и активно участвуют в беседе. Эмоционально реагируют на появление персонажа (рыбки Немо), готовятся к дальнейшей исследовательской и познавательной деятельности.

2

Основной этап

Этап постановки проблемы

Обсудить значение чистой воды для жизни морских и речных обитателей, выявить проблемы загрязнения водоёмов и сформулировать проблемный вопрос: «Как сохранить воду чистой для всех, кто в ней живёт?»

Обращает внимание детей на Немо:

-Ребята, Немо пришел к нам не просто так! Он рассказал, что вода в его океане стала грязной.

Предлагает подумать:

-Как вы думаете, если дома грязно, сможем ли мы жить безопасно и хорошо?

Слушает предположения детей и подводит к проблемному вопросу:

– Как вы думаете, что может произойти с Немо и другими рыбками, ракушками, водорослями, если вода будет грязной?

Предлагает детям выдвинуть свои предположения (гипотезы):

– «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вода оставалась чистой и безопасной для всех морских друзей?»

Подводит детей к формулировке основного вопроса занятия:

– «А как мы можем помочь сохранить чистоту воды?»

Методы: словесный (беседа, постановка проблемного вопроса, обсуждение гипотез), наглядный (демонстрация изображений чистой и загрязненной воды), игровой (Персонаж Немо), создание проблемной ситуации

Форма организации: фронтальная

Дети слушают воспитателя, рассматривают игрушку Немо, обсуждают его проблему. Рассуждают о последствиях грязной воды для морских обитателей, делятся своими мыслями и переживаниями. Выдвигают простые гипотезы, почему вода может загрязниться и как её можно защитить. Проявляют сочувствие к Немо и проявляют интерес к решению проблемы.

Изображения загрязненной воды, морских обитателей, игрушка Немо

Дети включаются в обсуждение проблемы, высказывают свои предположения, формулируют простые гипотезы, развивают умение аргументировать свои ответы и проявлять сочувствие к морским обитателям.

Этап ознакомления с материалом

Познакомить детей с доступными средствами и способами очистки воды, предоставить возможность исследовать свойства воды и материалов-фильтров, развивать познавательную активность и умение делать простые выводы.

Предлагает детям рассмотреть два стакана с водой — один с чистой водой, другой — с загрязнённой (с добавлением песка, земли и мелкого мусора):

– «Ребята, давайте посмотрим что нам принес Немо в помощь: как выглядит чистая вода и чем она отличается от грязной. Немо не знает как вернуть порядок в его доме. Как вы думаете, можно ли сделать эту воду снова чистой?»

Объясняет, что сегодня мы попробуем себя в роли учёных и очистим воду с помощью простых материалов.

Демонстрирует оборудование для опыта: марля, воронка, активированный уголь, песок, фильтровальная бумага, прозрачные стаканы:

– «Это наши фильтры — они помогают очищать воду так же, как это делают природные процессы в реках и морях».

Объясняет правила безопасного поведения при проведении опыта:

– «Будьте внимательны, не разливайте воду, аккуратно, слушайте внимательно указания, помните: мы помогаем не только Немо, но и друг другу».

Методы: словесный (постановка вопросов для обсуждения, продолжение беседы, поиск возможных решений – выдвижение гипотез, обсуждение мер предосторожности), наглядный (демонстрация изображений, показ оборудования для эксперимента), игровой (персонаж Немо)

Форма организации: фронтальная

Дети рассматривают чистую и загрязнённую воду, сравнивают их внешний вид.

Слушают объяснение воспитателя о фильтрах и правилах безопасности.

Участвуют в обсуждении: высказывают предположения, можно ли очистить воду и как это сделать.

Наблюдают за демонстрацией оборудования для опыта.

Проявляют интерес к исследовательской деятельности, готовятся к проведению эксперимента.

Игрушка Немо, оборудование для эксперимента: Воронка.

Фильтровальная бумага или марля.

Активированный уголь (можно заменить на кофейный фильтр или вату).

Мелкий песок.

Ложка или палочка для перемешивания.

Емкость для отработанной воды.

Дети познакомятся с понятием «фильтр», научатся различать чистую и загрязнённую воду, проявят интерес к процессу очистки воды и подготовятся к проведению эксперимента.

Этап практического решения проблемы

Провести совместный эксперимент по очистке загрязнённой воды с использованием простых фильтрующих материалов, закрепить понятие «фильтр», научить детей наблюдать за изменениями и делать простые выводы.

Предлагает детям вместе провести эксперимент и помочь Немо очистить воду:

– «Сейчас мы с вами будем настоящими учёными и попробуем превратить грязную воду в чистую. Готовы?»

Пошагово демонстрирует процесс фильтрации воды:

Воронку устанавливает в пустой стакан.

В неё кладёт слоями фильтрующие материалы: марлю, вату (или активированный уголь), песок.

Аккуратно наливает загрязнённую воду в воронку.

Предлагает детям понаблюдать за тем, как вода проходит через фильтр:

– «Что вы видите? Как изменилась вода? Почему она стала чище?»

Объясняет простым языком принцип работы фильтра:

– «Фильтр задерживает мусор и грязь, поэтому вода становится чище. Именно так очищают воду в природе и на станциях водоподготовки».

После завершения опыта подводит детей к выводу:

– «Теперь Немо сможет жить в чистом доме! Мы помогли ему своими руками. А что ещё можно сделать, чтобы вода в океанах и реках оставалась чистой?»

Напоминает детям о бережном отношении к воде в повседневной жизни.

Педагог предлагает размяться после эксперимента (физкультминутка):

Море волнуется

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)

Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)

Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)

Морская фигура, на месте замри! (Присели.)

Методы: словесный (пояснения и помощь в ходе эксперимента, одобрение и поощрение), наглядный (наблюдение и сравнении фильтрации воды), практический (эксперимент), игровой (Немо)

Формам организации: групповая

Дети наблюдают за проведением опыта, участвуют в обсуждении, задают вопросы и высказывают свои предположения. Следят за изменениями воды при фильтрации, делают простые выводы о том, как можно очистить воду. Проявляют интерес к исследовательской деятельности и выражают желание помочь Немо сохранить его подводный дом чистым.

Игрушка Немо, оборудование для эксперимента: Воронка.

Фильтровальная бумага или марля.

Активированный уголь (можно заменить на кофейный фильтр или вату).

Мелкий песок.

Ложка или палочка для перемешивания.

Емкость для отработанной воды.

Дети наблюдают за процессом очистки воды, понимают роль фильтра, делают простые выводы, развивают исследовательский интерес и осознают важность сохранения чистоты воды.

Этап проведения дидактической игры на ИКТ

Закрепить представления детей о морских и речных обитателях, развить умение классифицировать животных по среде обитания с помощью интерактивных заданий.

Педагог предлагает детям немного отдохнуть и одновременно поиграть в увлекательную игру:

– Немо безумно рад, что у нас получилось очистить воду и предлагает нам поиграть! В игре «Найди морское животное» мы будем помогать Немо находить его друзей, которые живут под водой.

Организует работу с интерактивной доской или планшетами, загружает игру «Найди морское животное», объясняет правила:

– «На экране вы увидите разные картинки. Ваша задача – найти тех животных, которые живут в море. Внимательно посмотрите и выберите правильные изображения».

Педагог демонстрирует один пример: как выбрать изображение медузы или рыбы и отметить его как морского обитателя.

Во время игры наблюдает за выполнением задания, помогает тем детям, кто затрудняется, хвалит и поддерживает активность ребят.

После завершения игры обсуждает с детьми результаты:

– «Каких морских животных мы нашли? Как они передвигаются? Чем питаются? Почему они живут именно в море?»

– «Зачем нам знать, какие животные живут в воде?»

Проводит гимнастику для глаз, проговаривая текст вместе с детьми:

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала.

Быстро, быстро поморгай –

Отдых глазкам своим дай!

Чтобы зоркими нам быть —

Нужно глазками крутить.

(Дети вращают глазами по кругу.)

Зорче глазки чтоб глядели,

Разотрём их еле-еле.

(Массаж век ладошками, не открывая глаз.)

Методы: словесный (объяснение правил игры, вопросы, помощь, поддержка, похвала, обсуждение результатов), наглядный (демонстрация игры на ИКТ, показ примера выполнения задания), практический (работа с ИКТ: выбор изображений, взаимодействие с экраном), игровой (Д/И, немо)

Форма организации: фронтальная

Дети слушают объяснение воспитателя, рассматривают изображения на экране, участвуют в игре, выбирают морских обитателей, обсуждают результаты, выполняют гимнастику для глаз. Проявляют интерес к заданию, развивают внимание, память и умение классифицировать животных.

ИКТ с игрой, изображения подводного мира и его обитателей, музыкальное сопровождение

Дети закрепляют знания о морских обитателях, учатся их узнавать и отличать от наземных животных, развивают внимание, мышление и навыки работы с ИКТ, участвуют в обсуждении, выполняют гимнастику для глаз.

3

Заключительный этап

Закрепить полученные знания о подводном мире через творческое выражение; развивать воображение, эстетическое восприятие и мелкую моторику; создать условий для самовыражения детей в процессе изобразительной деятельности.

Педагог подводит итоги игры и эксперимента, обращаясь к детям:

– «Ребята, сегодня вы помогли Немо очистить воду и узнали много интересного о его друзьях из подводного мира. А теперь давайте нарисуем тех обитателей моря, о которых мы сегодня говорили, чтобы у Немо остались добрые воспоминания о нашем путешествии! Ему пора отправляться домой, мы научили его очищать воду и теперь он сможет сделать это сам!»

Предлагает детям выбрать любимое морское животное для рисования:

– «Кто хочет нарисовать рыбу, медузу, осьминога или может быть — весёлого дельфина?»

Объясняет задачу:

– «Сейчас вы создадите свой подводный мир на листе бумаги. Можете использовать карандаши, фломастеры или краски — рисуйте так, как вам нравится».

Раздаёт альбомные листы и материалы для рисования.

При необходимости предлагает образцы или демонстрирует простые схемы рисования морских обитателей.

Наблюдает за работой детей, оказывает индивидуальную помощь, одобряет творческие находки:

– «Какой яркий окунь у тебя получается!», «Твои водоросли такие живые!»

По завершении рисования организует мини-выставку детских работ:

– «Посмотрите, какой удивительный подводный мир у нас получился! Каждый из вас нарисовал своих друзей Немо! Он благодарит Вас за работу и обязательно поделиться воспоминаниями с другими морскими обитателями!»

Благодарит детей за работу и напоминает о важности сохранения чистоты воды и природы.

Методы: словесный (подведение итога, поощрение), наглядный (демонстрация изображений жителей подводного мира), практический (самостоятельная изобразительная деятельность детей), игровой (рисование друзей для персонажа)

Форма организации: фронтальная, индивидуальная (при самостоятельном рисовании детей)

Дети слушают задание воспитателя, выбирают понравившееся морское животное, самостоятельно рисуют его на листе бумаги. Используют цветные карандаши, фломастеры или краски. Обсуждают свои работы, участвуют в мини-выставке, рассказывают о своих рисунках. Проявляют творчество, внимание и интерес к подводному миру.

Листы для рисования, цветные карандаши, иллюстрации морских обитателей, музыкальное сопровождение, игрушка немо

Дети создают индивидуальные рисунки морских обитателей, закрепляют знания о подводном мире через художественное творчество, развивают воображение, мелкую моторику и эстетическое восприятие, учатся рассказывать о своём рисунке и оценивать работы сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Вода. Свойства воды"

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»города Валуйки     Исследовательская работа Вода. Свойства воды....

Методическая разработка УЗ на тему: Вода. Свойства воды.

Настоящая методическая разработка предназначена для подготовки и проведения учебного занятия по учебной дисциплине «Естествознание». В группах 1 курса....

Тест по методам очистки воды для специальности "Технология воды, топлива и смазочных материалов на электрических станциях"

В документе представлен тест-опрос в двух вариантах по разделу "Водоподготовка на электростанциях" для специальности "Технология воды, топлива и смазочных материалов на электрических ст...

Технологическая карта занятия по ПМ.01 «Теоретические основы производства электроэнергии, подготовки воды, топлива и смазочных материалов на тепловых электростанциях»

Технологическая карта занятия по ПМ.01 «Теоретические основы производства электроэнергии, подготовки воды, топлива и смазочных материалов на тепловых электростанциях» по специальности...

Конспект внеклассного занятия на тему «Замечательное вещество – вода. Свойства воды».

Формировать знания о важности воды для всего живого на Земле....

Урок "Жизнь - это вода, в воды - это жизнь"

Урок предлагается для 6-7 классов. Целью урока является развить у обучающихся интерес к химии, биологии, географии; расширить их знания о свойствах, пприменении воды; формировать у школьников чувство ...

Технологическая карта контроля на гидравлическое испытание трубопровода, проведение профилеметрии и вытеснение воды

Инструкционно-технологические карты занятий по учебной практике в рамках ПМ05Газовая сварка (наплавка) по профессии:15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)...