История 1 курс "Новейшая история: понятие, хронологические рамки, периодизация."
план-конспект занятия

Новая история — это период, отсчитываемый с момента совершения в Российской Империи Великой Октябрьской революции, то есть октября-ноября 1917 года. 

Весь период, обозначаемый в качестве новейшего времени, делится на четыре ключевых этапа:

 

  1. 1914 — 1939 гг., то есть промежуток между началом Первой и Второй мировых войн.
  2. 1939 — 1945 гг. или собственно период II Мировой войны.
  3. 1946 — 1991 гг. или промежуток послевоенного времени, окончившийся с развалом Советского Союза и определяемый историческим термином «Холодная война».
  4. С 1991 года по настоящее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_1.docx41.86 КБ

Предварительный просмотр:

Новейшая история: понятие, хронологические рамки, периодизация.

Цель:                         а) дидактическая – сформулировать сущность

                                    предмета и раскрыть основные этапы

                                    новейшего времени

 Задачи:

1. Познакомить с периодизацией  новейшей истории. Дать общую характеристику основным этапам новейшей истории.

2. Познакомить с ускорением научно-технического развития и его последствиями.

3. Информационное общество. Основные черты.

Новая история — это период, отсчитываемый с момента совершения в Российской Империи Великой Октябрьской революции, то есть октября-ноября 1917 года. 

Весь период, обозначаемый в качестве новейшего времени, делится на четыре ключевых этапа:

  1. 1914 — 1939 гг., то есть промежуток между началом Первой и Второй мировых войн.
  2. 1939 — 1945 гг. или собственно период II Мировой войны.
  3. 1946 — 1991 гг. или промежуток послевоенного времени, окончившийся с развалом Советского Союза и определяемый историческим термином «Холодная война».
  4. С 1991 года по настоящее время.

Таким образом, период новейшей истории характеризуется высокой милитаризованностью(идеология и политика активного наращивания и использования военной мощи государства в экспансионистских целях; доминирование военных и военизированных органов и институтов в государственной и общественной жизни[,) интенсивным техническим и технологическим развитием и значительными изменениями в экономике и политике практически всех государств мира. Именно в этот период было модернизировано стрелковое вооружение, появились новые образцы военной техники, развилось реактивное ракетостроение. Именно в новейшей истории состоялись такие эпохальные события, как изобретение ядерного оружия и полет человека в космос.

 

1. Периодизация новейшей истории. Новейшее время — период в истории человечества с 1918 года по нынешнее время.

1. 1918—1938 гг. – период между мировыми войнами. Основные события:

ряд капиталистических и социалистических революций в России и других странах, создание СССР, построение социализмаВеликая депрессия в США и ряде Европейских стран (Англия, Франция).

Основные изобретения:

Полиграф (1921)

Тепловоз (1923)

Телевидение (1925        

2. 1939 – 1945 гг. - Основные события:

Вторая мировая война, Великая Отечественная война в СССР, унесшая, по разным подсчетам, жизни от 50 до 72 млн человек.Создание ООН.

Основные изобретения:

Турбореактивный двигатель (1939), ставший основой современной авиации.

Антибиотики (1940), активно применяющиеся и по сей день.

Компьютер (1941), ставший впоследствии неотъемлемой частью повседневной жизни многих людей.

Атомная бомба (1945) - несмотря на свою мощь, стало одним из залогов стабильности в мире и гарантией отсутствия новых Мировых войн (Ядерный паритет).

3. 1945 – 1991 гг. - Основные события:

Появление таких организаций, как ООННАТООВД и других.

Мир разделился на два «лагеря». «Холодная война» между Западными странами и странами Варшавского договора, включавшая в себя наращивание вооружений, «космическую гонку» и т. д. Быстрый рост уровня жизни в Северной АмерикеЕвропе и Японии. Появление и осознание глобальных экологических проблем (уничтожение лесов, нехватка энергии и воды, снижение биологического разнообразия, загрязнение атмосферырадиационные аварии, ускорение глобального потепления и т. д.).

Полет человека в космос (1961).

Начало эпидемии СПИДа-(1981) 

Распад СССР.-(1991)

Основные изобретения:

Транзистор (1947) (это полупроводниковое устройство, используемое для усиления или переключения электрических сигналов и питания.)

Голография (1948) -это способ записи и восстановления волнового поля, основанный на регистрации интерференционной картины.

Эта картина образована волной, отражённой предметом, освещаемым источником света (предметная волна), и когерентной с ней волной, идущей непосредственно от источника света (опорная волна).

Водородная бомба (1953)

Атомная электростанция (1954)

Калькулятор (1954)

Спутник (1957)

Интегральная схема (1958)- (микросхема) - микроэлектронное изделие, выполняющее определенную функцию преобразования, обработки сигнала, накапливания информации и имеющее высокую плотность электрически соединенных элементов (или элементов и компонентов), которые с точки зрения требований к испытаниям, приемке, поставке и эксплуатации рассматриваются как единое целое.

Лазер (1960)

Томограф (1972)

Персональный компьютер (1975)

Компакт-диск (1979)

Мобильный телефон (1983)

Высокотемпературная сверхпроводимость (1986)

3. 1991 – наше время. - Основные события:

Введение Евро-(1999)

 Иракская война-( с 2003 по 2011) 

Клонирование (биотехнология)-( В 1987 году биологи копировали мышь-альбиноса при помощи пересадки ядра эмбриональной клетки в неоплодотворенную клетку. Клону дали имя Маша, но западный научный мир не признал достижение советских ученых.

Успех биологов из СССР обделили вниманием, но исследователи, журналисты и далекие от науки люди живо интересовались овечкой Долли, которая родилась в 5 июля 1996 года)

Основные изобретения:

Открытие углеродных нанотрубок (1991)

Интернет (1991)

Создание квантового компьютера (2008—2009).

Большой адронный коллайдер –(2008)(, сокращённо БАК — ускоритель заряженных частиц на встречных пучках, предназначенный для разгона протонов и тяжёлых ионов (ионов свинца)...

2. Ускорение научно-технического развития и его последствия.

а) Технологии новой эпохи.

Крупнейшее из открытий XX века, овладение ядерной энергией, в большей мере использовалось в военных целях. Лишь в 1956 г. в Великобритании был построен ядерный реактор, который был признан годным для коммерческой эксплуатации. На данный момент ядерная энергетика обеспечивает не более 8% мирового производства энергии, большая часть производится за счёт сжигания нефти (40%), угля (25%), газа (18%). ГЭС и иные источники обеспечивают 7% её производства. Геотермальные (использующие внутреннее тепло Земли), приливные (энергия морских приливов), солнечные, ветряные электростанции остаются редкостью (Вывод?).

Продолжалось развитие средств транспорта. В 90-е годы в мире насчитывалось свыше 500 млн. автомобилей, их ежегодный выпуск достиг 30 млн. штук.

Водный транспорт -  увеличение грузоподъёмности судов – появление танкеров водоизмещением более 500 т.Увеличение быстроходности судов, появление кораблей и подводных лодок с атомными силовыми установками.

Воздушный транспорт – создание реактивных самолётов, освоение военной, и пассажирской авиацией сверхзвуковых скоростей.

Развитие ракетной техники, освоение космоса – возникновение перспективы орбитальных комплексов, где в условиях невесомости будут создаваться новые биологически активные вещества для медицины, биохимии, электроники.

Биохимия, генетика, медицина. Клонирование – искусственное выращивание из одной клетки точного биологического подобия организма донора. Борьба с эпидемиями, трансплантация органов, лазерный скальпель, кардиостимулятор.

Электроника и робототехника. Огромное влияние на облик мировой цивилизации оказали достижения в области электроники. Повсеместное распространение компьютеров, создание в фирмах, организациях банков данных компьютеризированной информации  - привело к созданию локальных и глобальных сетей.

Развитие компьютерных технологий способствовало созданию промышленных роботов, а это открывает огромные возможности совершенствования производственного процесса.

Вопросы.

1. Охарактеризуйте основные направления развития новых технологий.

2. Приведите примеры воздействия достижений в одной из областей науки и техники на их развитие в других областях.

3. Обоснуйте значение внедрения  компьютерных технологий для современного общества.

3. Информационное общество. Основные черты.  В 70-е гг. индустриальные страны вступили в этап развития, ведущий к созданию нового типа общества, которое чаще всего определяют как информационное. Существуют и иные определения – новое индустриальное, технотронное, постиндустриальное. При этом происходящие перемены знаменуют переход всей мировой  цивилизации к новой ступени развития.

Информационное общество - историческая фаза эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве, а  главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания

Отличительные черты:

1)увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

2) возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

3) нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

4) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

5) развитие электронной демократииинформационной экономикиэлектронного государстваэлектронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

6) признание главной роли личности в управлении социальными и экономическими отношениями;

7) новые способы производства, основанные на знании. Превращение информации в экономико-хозяйственную категорию;

 

Общество, в котором главную ценность составляет информация, знания, материализующиеся в постоянно обновляющихся технологических достижениях, обладает огромным потенциалом развития.

 

Вытеснение живого труда – на какое то время вызывает безработицу, но потом возникает спрос на труд инженеров, техников , программистов. Большое значение начинают играть  центры производства знаний – университеты, лаборатории. Возрастает роль мелкого бизнеса.

Важнейшим ресурсом информационного общества становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал, в развитии которого оказываются, заинтересованы и государство и корпорации.

Развитость системы информационных коммуникаций, транспорта, повышение уровня жизни создают условия расширения кругозора людей, контактов между ними, облегчают выбор места проживания, оборудования жилья сообразно индивидуальным вкусам и потребностям. Возникают условия обеспечения равенства возможностей и прав мужчин и женщин. Это было недостижимо в аграрном и в индустриальном обществах, где многие виды работ требовали большой физической силы, ненужной там, где преобладают высокие технологии.

Вопросы.

1. Какие новые возможности открывает информационное общество перед личностью?

2. Какие требования предъявляет НТП  к развитию сферы образования?

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ РОССИЙСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА

Попытка авторского уточнения периодизации закрепощения российского крестьянства....

Урок по краеведению в 5 классе в рамках перехода на ФГОС и ИКС в рамках курса "История Саратовского Поволжья"

Представлена методическая разработка урока в 5 классе на тему "Деревня богата-так и город богат", где изучается Саратовский край в 60-80 годы...

Периодизация нагрузок

Периодизация нагрузок (периодизация тренировок) – это разделение «глобального» плана тренировок, нацеленного на достижение конечной цели, на более мелкие этапы. И меняться в цик...

7.09.20.Задание по литературе для группы 1БС01 Введение. Историко- культурный процесс и периодизация русской литературы

7.09.20.Задание по литературе  для группы 1БС01 по  теме "Введение. Историко- культурный процесс и  периодизация русской литературы" предназначено для самостоятельного изучени...

Презентация по теме "ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

Презентация по теме  "ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельнос...

Рабочая программа по истории "Знатоки истории" (Кружок)

Рабочая программа по истории "Знатоки истории" (Кружок)...