Урок по краеведению в 5 классе в рамках перехода на ФГОС и ИКС в рамках курса "История Саратовского Поволжья"
методическая разработка на тему

Представлена методическая разработка урока в 5 классе на тему "Деревня богата-так и город богат", где изучается Саратовский край в 60-80 годы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kraevedeniya_v_5_klasse.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования

Саратовской области

ГАУДПО «СОИРО»

Кафедра гуманитарного

и эстетического образования

Деревня богата – так и город богат

                                                                                   Итоговая работа на КПК

                                                                          по ДПП «Обучение

                                                                                  «Истории Саратовского

                                                                            Поволжья» в рамках

            перехода на ФГОС и ИКС»

                                                                          Чанкиной Людмилы

                                                                   Владимировны,

                                                                     учителя истории

                                                                         МАОУ СОШ №19

                                                                                                       

Балаково,2018

Урок краеведения в 5 классе по теме «Деревня богата – так и город богат»

Цели

деятельности

учителя

Знакомить учащихся с важнейшими событиями родного края и формировать у них представление о малой Родине как частице великой России.

Тип урок

«Открытие» нового знания

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные:

Формировать единое историческое пространство у учащихся на историческом периоде развития родного края в 60-80 годы 20 века. В частности познакомить учащихся с развитием села и  рассмотреть необходимость строительства Саратовского оросительного канала для нашего края.

 Метапредметные:

Коммуникативные: Формировать навыки учебного сотрудничества в холе индивидуальной и групповой работы; адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия, анализируя его.

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме по самостоятельно составленному плану; выделять существенную информацию из устного сообщения; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; обобщать, т. е. осуществлять выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Личностные: формирование познавательного интереса, навыков исследовательской деятельности.

Методы и формы обучения

Деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Учебный

комплект

Петрович Владимир Глебович. Рассказы по истории Саратовского Поволжья. Учебное пособие для учащихся 4-5 классов общеобразовательных организаций Саратовской области

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Сценарий урока

LЭтап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности.

-  Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! А чтобы начать урок, нам надо зарядиться (успехом) успешностью. Скажите себе: «Я буду успешным! У меня все получится! Я буду думать! Я буду стараться! Я буду доброжелательным!»

Сегодня мы работаем на рабочих листах. Давайте запишем число «5 апреля. Классная работа».

П. Этап актуализации опорных знаний

  1. К нам пришло видеосообщение.  Давайте посмотрим.

«Внимание! К вам обращается сотрудник информационного агенства «Новости родного края». Срочно требуется помощь обучающихся 5 класса за 45 минут собрать и обработать краеведческий материал о 60-80 годах XX столетия. О чем или о ком конкретно собрать материал? Вы узнаете, когда расшифруете код, показав себя интеллектуальными собеседниками.

  1. Ну что ж, ребята. Мы должны помочь! Каждый из вас становится супер-агентом. Ваши персональные данные уже занесены в базовый компьютер.
  2. Приступаем к сбору информации. Что же нам нужно сделать в первую очередь? Определиться о чем будем собирать информацию. Для этого надо расшифровать код.
  3. Итак! Начинаем работать. На доске кроссворд, разгадав его, мы узнаем тему нашего урока.

-В какой местности вы проживаете ?(городской)

-Чем питаются горожане? (мясом, фруктами, овощами)

-Где все это выращивают? (в селе, деревне)

  1. – Итак, вы расшифровали код. Это слово «Деревня».

- А скажите, пожалуйста, может ли существовать город без деревни? (нет, так как деревня обеспечивает город продовольствием)

-Значит, если деревня богата, так и город богат?(да)

_ Как вы думаете, как же называется тема урока?(правильно)

Запишите тему урока «Деревня богата – так и город богат»

- Как вы думаете, какова же цель сегодняшнего урока?(узнать о жизни деревни в 60-80 годы в Саратовском крае)

-Какие мы поставим перед собой задачи?

(Рассмотреть как развивалось сельское хозяйство в эти годы?; С какими трудностями столкнулись сельские жители, чтобы вырастить хороший урожай?; Узнать о жизни наших бабушек и дедушек, которые жили в эти годы в деревне и что им запомнилось из их жизни?)

III. Этап открытия новых знаний

  1. Вы уже знакомы с историей села в 20-30 годы. Какие события из жизни села вы запомнили и что можете об этом кратко рассказать.

(ребята рассказывают о коллективизации)

- Какие трудности  преодолевали крестьяне в данный период? (голод)

-А почему был голод? (частые неурожаи и т. д.)

Вывод: жизнь крестьян в стране и в нашем крае была тяжелой и она зачастую зависела от климатических и природных условий.

  1. А мы начинаем сбор информации

Жизнь крестьян изменилась с годами. Как жили простые колхозники в 60-80годы?

-Кто из вас заранее собрал материал и подготовил сообщения о жизни своих родных дедушек, бабушек, проживающих в деревне в 60-80 годы? Что им особенно запомнилось?

(сообщение учащихся)

Вывод:

         3.В рассказах о восстановлении хозяйства Саратовского Поволжья после Великой Отечественной войны и об освоении целинных и залежных земель вы уже знаете о том, что наша область расположена в зонах рискованного земледелия. Что нужно было сделать, чтобы бороться с засухой?

Поэтому во второй половине 1960 годов было принято решение начать строительство оросительной системы в Левобережье нашей области.

        IV. Этап построения проекта и его реализация.

Мы продолжаем сбор информации по нашей теме

  1. Работа по группам (работа с ватманами: наклеивают иллюстративный материал по темам)

1.Группа географов (рассказывает о географических и природных особенностях нашего края.

2.Группа историков (рассказывает об истории оросительных каналов построенных в нашей стране).

3.Группа краеведов (рассказывает о строительстве Саратовского оросительного канала)

       V. Этап первичного закрепления.

        Выступление с проектами учащихся

               VI. Физминутка

       VII. Этап самостоятельной работы

        - Как вы думаете изменилась ли жизнь колхозников в 60-80 годы после того как был построен оросительный канал?

        -Задание (работа с учебником) по тексту. Учащиеся называют результаты сбора урожая  по годам 1973-5 млн. тонн зерна, 1974-6 тонн зерна и т. д.

        -Как живут сегодня крестьяне?

(работа с учебником по документу (Жизнь крестьянина Кудашкина Ивана Семеновича села Куст Петровского района)

Выводы учащихся

        VIII. Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.

     - Необходимо закончить обработку информации и отправить отчет сотрудникам информационного агенства «Наш край». Для этого проверим те знания, которые вы сегодня получили на уроке.

Тестирование учащихся

IX.Рефлексия.

1.Давайте вспомним начало урока и с чего все началось. С кодового слова «Деревня»

2.Выберите стикер, соответствующего цвета:

Я работал быстро, самостоятельно – красный

Я работал хорошо, но с помощью других – зеленый

Я работал медленно, много ошибался – желтый

И напишите, на сколько процентов из 100 вы оцените свою работу. Прикрепите на доску.

3.Домашнее задание

А) Расскажите о своей даче, что выращивают ваши родитель и отчего зависит урожай

Б)Рисунки деревни, где вы проводите свои каникулы

В) Подготовьте рассказ о быте и повседневной жизни крестьян 60-70 годов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы (в рамках реализации ФГОС ООО)

Программа по обществознанию 5-9 классы разработана творческой группой учителей о.Муром в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре учебной программы. Рабочая программа по обществознанию разрабо...

Методическая разработка урока по психологии по теме: «Темперамент» с использованием активных методов обучения студентов в рамках ФГОС СПО

Методическая разработка  урока по учебной дисциплине «Психология»  по теме: «Темперамент» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных...

ИТ-28. Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков информатики в условиях введения ФГОС ООО

ИТ-28. Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков информатики в условиях введения ФГОС ООО...

ИТ-29 Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС Модуль 2 Система оценивания образовательных и личностных результатов при обучении информатике в условиях введения ФГОС ООО

ИТ-29 Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС Модуль 2 Система оценивания образовательных и личностных результатов при обучении информатике в условиях введения ФГОС ООО...

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках перехода на ФГОС.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье учащихся отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В условиях современной социально-экономической ситуа...

"Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Литературная тематика Экзотика и мистика. Образ романтического героя ". Разработка урока по мировой художественной культуре в рамках ФГОС.

"Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Литературная тематика.Экзотика и мистика. Образ романтического героя"Тип урока:  Урок-исследование через педагогическую задачу постижение.Учеб...