СТАТЬЯ "ВНЕДРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ"
статья

Свеженцева Надежда Ивановна

Аннотация. В данной статье рассматривается значимость культуры кибербезопасности как фактора, обеспечивающего защиту студентов техникума от киберугроз. Авторы статьи также определяют перспективные направления для формирования такой культуры в процессе профессионального обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kiberbezopasnost_statya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение культуры кибербезопасности в систему профессиональной подготовки студентов колледжей: педагогические аспекты и проблемы.

Всеобщая интеграция современных технологий в жизнь общества и всех его возрастных групп неизбежно привела к тому, что новое поколение погрузилось в информационное пространство. В настоящее время киберпространство стало неотделимым элементом повседневной жизни современной молодежи, предоставляя им возможность удовлетворить не только жажду знаний и информации, но и потребность в общении через цифровые коммуникации.

Подрастающее поколение использует возможности киберпространства для поиска информации, подготовки домашних заданий, прослушивания музыки, просмотра кинофильмов, онлайн-игр, общения в социальных сетях, попыток заработать первые деньги, заявить о себе, творчески самореализоваться и многого другого. Подобного рода взаимодействие молодого человека с киберпространством сопряжено с подстерегающими его на каждом шагу киберопасностями – фишингом, травлей в сети, нежелательным контентом, мошенниками различного уровня, манипуляциями сознанием и др. В связи с этим встает вопрос о защите детей и молодежи от киберопасностей, что нашло свое отражение в таких нормативно-правовых документах, как «Концепция информационной безопасности детей» и проект «Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации», нацеливающих образовательные организации на формирование у подрастающего поколения культуры кибербезопасного поведения.

В силу возрастных особенностей студенческой молодежи, обучающейся в учреждениях среднего профессионального образования, ее социально-психологической незрелости, податливости к информационным воздействиям в сочетании с ее активностью в киберпространстве решение задачи формирования культуры кибербезопасности обучающихся техникума приобретает особую значимость. Решение этой задачи осуществляется в специально организованной образовательной среде, обладающей потенциалом для эффективного формирования у обучающихся техникума системы практикоориентированных знаний основ кибербезопасного поведения, а также умений и навыков их реализации в киберпространстве. В связи с этим формирование культуры кибербезопасности должно стать важной составляющей профессиональной подготовки и неотъемлемой профессиональной компетенцией обучающихся техникума.

В рамках нашего небольшого исследования мы изучили влияние культуры кибербезопасности на защиту обучающихся техникума от киберугроз, а также определили пути ее развития в процессе профессиональной подготовки.

Проблема формирования у студентов техникума культуры кибербезопасного поведения при всей ее значимости на сегодняшний день остается малоизученной. Вместе с тем отдельные ее аспекты нашли свое отражение в научной литературе.

В последние годы появился целый ряд собственно педагогических исследований по кибербезопасности. Так, общие вопросы кибербезопасности с позиции педагогики рассматриваются в работах А.С. Зуфаровой, М.В. Лысенко, Н.А. Моисеевой, А.Х. Мутагаровой, Г.Ю. Яламова. Кибербезопасность в современных образовательных учреждениях (К.С. Итинсон, В.М. Чиркова и др.) многими авторами рассматривается в контексте цифровой грамотности субъектов образовательного процесса (Н.А. Моисеева, Л.Ю. Монахова, В.П. Топоровский и др.). В свою очередь, кибербезопасность в цифровой образовательной среде изучается такими авторами, как А.Ю. Буров, В.Е. Быков, Н.П. Дементиевская, Н.Н. Паньгина и др.

Особое место в педагогических исследованиях по кибербезопасности занимают работы, в которых рассматриваются риски в обучении и воспитании подрастающего поколения в эпоху цифрового образования, в условиях дистанционного обучения, в том числе обусловленного пандемией COVID-19. Среди них работы таких авторов, как И.Д. Алекперов, А.И. Алекперова, Д.Р. Ахметшин, О.С. Возженикова, Э.Р. Галиуллина, М.В. Гудков, В.А. Егоров, Р.С. Зарипова, А.Д. Кириллова, А.Р. Халиуллин, О.А. Чераева и др.

Значимый пласт современных педагогических исследований посвящен поиску эффективных форм, методов, средств и технологий, направленных на решение задачи обеспечения кибербезопасности обучающихся разных возрастных групп (Э.Д. Алисултанова, О.Л. Безумова, А.В. Белоус, Е.Д. Вохтомина, М.А. Герасимова, Л.Н. Гришина, С.М. Емельянова, А.А. Идрисова, М.З. Исаева, А.В. Калач, А.С. Кравченко, А.А. Масленникова, Ю.А. Микацадзе, Т.В. Рихтер, В.А. Рунова, О.Н. Троицкая, И.С. Тулупова, Л.К. Хаджиева, Т.С. Ширикова, О.В. Шулежко, В.Г. Шевченко, М.В. Шевчук и др.). В качестве такого инструментария ими предлагается использовать: технологии дистанционного обучения; конкурсы; геймификацию; веб-квесты; психологическое просвещение; тематические видеоигры; онлайн-тренажеры; образовательные курсы по кибербезопасности, в том числе дистанционные; дидактические игры и др.

В работах М.В. Гудкова, Д.С. Каниной, Е.Г. Копалкиной, С.Г. Манаенко раскрывается роль педагога в обеспечении кибербезопасного поведения обучающихся. В свою очередь, в исследованиях О.В. Пшеничной, И.В. Челышевой и С.Г. Шабас изучается роль родителей школьников. В связи с этим работу с семьей исследователи рассматривают как одно из условий формирования у обучающегося умений и навыков кибербезопасного поведения. В свою очередь, готовность будущих учителей, включая учителей информатики и математики (Е.Д. Вохтомина, Д.О.О. Куулар, А.А. Нечай, Е.Ю. Огурцова, М.И. Рагулина, О.Н. Троицкая, Р.Н. Фадеев, А.М. Яворская и др.), к решению проблемы кибербезопасности обучающихся также выступает одним из ключевых условий эффективности данной деятельности. Результат педагогической деятельности по обеспечению кибербезопасности обучающихся, выраженный в такой личностной характеристике, как культура кибербезопасности, представлен в исследованиях О.А. Веденеевой, М.А. Гарипова, М.А. Комаровой, Д.В. Редникова, Н.Я. Сайгушева и др. Однако проблема кибербезопасности обучающихся техникума и формирования у них культуры кибербезопасности на сегодняшний день так и не стала предметом самостоятельно педагогического исследования.

Согласно концепции стратегии кибербезопасности России, кибербезопасность рассматривается как состояние, при котором все элементы киберпространства надежно защищены от широкого спектра угроз и потенциальных воздействий, способных привести к нежелательным последствиям. [3].

В ряду угроз и опасностей, подстерегающих обучающихся техникума, в научной литературе выделяются следующие:

− киберпреступления (кража денег со счета с помощью фишинговых писем или вирусов-троянов, обман, вымогательство и др.);

− кибербуллинг (намеренные травля, оскорбления, угрозы, сообщение компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации);

− киберсуицид (групповое или индивидуальное самоубийство, согласованное при помощи интернет-ресурсов);

− киберэкстремизм (завуалированная или открытая пропаганда экстремистских взглядов в киберпространстве);

− угрозы для морали и нравственности, нежелательная информация (сцены жестокости и насилия, употребления алкоголя и наркотиков, порнография и др.);

− агрессивное информационное пространство, манипуляции сознанием и пропаганда (от навязчивой рекламы товаров и услуг до навязывания политических взглядов);

− интернет-зависимость (аддиктивная форма поведения, сопровождающаяся множеством проблемных поведенческих реакций, проявляющаяся в потере контроля над собой и неспособности вовремя выйти из сети);

− нарушение режима учебы и отдыха, проблемы со здоровьем и др. [1, 2, 4].

В связи с возрастающими рисками и опасностями, которым подвергаются студенты техникума в цифровой среде, становится особенно актуальным формирование у них культуры кибербезопасности.  

Под культурой кибербезопасности понимается совокупность знаний, навыков и установок, позволяющих индивиду эффективно защищать свою личную информацию и цифровые активы от угроз информационной безопасности. [5, с.27]

Формирование культуры кибербезопасности у обучающихся требует комплексного подхода.

Необходимо не только предоставить систему знаний о fundamental rules кибербезопасности, но и убедить студентов в её важности и необходимости неукоснительного соблюдения. Знание правил без понимания их значения не приведет к формированию устойчивых привычек безопасного поведения.

Помимо теоретических знаний, crucial значение имеет развитие практических навыков. Студенты должны уметь распознавать угрозы кибербезопасности и знать, как на них реагировать в конкретных ситуациях.

Поэтому преподаватели техникума должны сосредоточиться на формировании у студентов:

  • Системы знаний: о правилах поведения в киберпространстве, видах киберугроз и способах реагирования на них.
  • Сознательного отношения к кибербезопасности: понимания личной ответственности за безопасное использование цифровых технологий и установки на неукоснительное соблюдение правил кибергигиены.
  • Практических навыков:  распознавания и реагирования на угрозы в реальных ситуациях.

Только такой комплексный подход позволит сформировать у студентов прочную культуру кибербезопасности.

В системе деятельности образовательной организации СПО по обеспечению кибербезопасности обучающихся техникума и формированию у них культуры кибербезопасного поведения можно выделить несколько взаимосвязанных направлений.

Первое направление включает в себя непосредственное взаимодействие педагогов с обучающимися посредством реализации разнообразных форм, методов и технологий, нацеленных на формирование культуры кибербезопасности. К ним можно отнести:

− проведение кураторских часов, затрагивающих проблемы кибербезопасного поведения (например, «Интернет – друг или враг?», «Золотые правила безопасного поведения в сети», «Основы финансовой безопасности в киберпространстве», «Осторожно, кибермошенники!» и др.);

− размещение в электронной информационно-образовательной среде колледжа «Памятки по безопасному поведению в сети Интернет»;

− проведение в колледже «Недели кибербезопасности» (комплекс мероприятий, включая классные часы, конкурсы, круглые столы с приглашенными специалистами, квесты по кибербезопасности и др.);

− привлечение обучающихся колледжа к участию в онлайн-конкурсах и олимпиадах по кибербезопасности (например, на сайте Сетевичок.рф);

− организацию образовательных курсов по кибербезопасности, в том числе дистанционных;

− модернизацию программ учебных дисциплин под задачи формирования культуры кибербезопасности обучающихся;

− киберобучение в формате симуляции типичных жизненных ситуаций – встречи с киберопасностями (поиск и скачивание информации, проверка электронной почты, покупка в интернет-магазине, поиск работы через интернет-сайты, интернет-знакомства и предложения о личной встрече и др.);

− решение кейсов по проблемам угроз кибербезопасности с учетом специфики будущей профессиональной деятельности и др.

Независимо от формы работы очень важно, чтобы обсуждаемые со студентами вопросы не носили абстрактный характер, а соответствовали встречающимся в реальной жизни обучающихся ситуациям, органически вписывались в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов.

Второе направление деятельности включает в себя организацию и осуществление взаимодействия между педагогом и родителями студентов. Важность данного направления определяется тем, что значительную часть обучающихся в образовательных организациях СПО составляют несовершеннолетние. Здесь важно показать, что дома студент тоже может быть подвержен угрозам информационного характера, поэтому необходимо проводить с родителями работу для моделирования «цифровой гигиены». Главной формой психолого-педагогического и нормативно-правового просвещения по проблемам кибербезопасности является родительское собрание. В содержание родительских собраний можно включить следующие вопросы:

− нормативно-правовые основы защиты несовершеннолетних от киберопасностей;

− возрастные особенности обучающихся колледжа и их влияние на поведение в киберпространстве;

− причины, признаки и пути коррекции интернет-зависимости;

− модные в молодежной среде онлайн-игры, интернет-группы и сообщества, представляющие потенциальную опасность для психического и (или) физического здоровья, жизни и безопасности обучающихся;

− признаки, помощь и поддержка обучающихся, ставших жертвой кибербуллинга;

− поведенческие особенности студентов, попавших в сети под влияние религиозных сект, экстремистских организаций, и др.

Полученные родителями знания в области кибербезопасности позволят им защитить своих детей от киберугроз и научить их противостоять этим явлениям.

Третье направление деятельности образовательной организации СПО по обеспечению кибербезопасности студентов – построение взаимодействия со сторонними организациями. Так, например, различные компании, деятельность которых направлена на защиту от информационных угроз, могут оказывать свои услуги образовательным организациям либо предоставлять им программные продукты, осуществляющие защиту. Также это взаимодействие можно применить и в образовательном процессе, например путем приглашения экспертов по цифровой безопасности для работы со студентами, проведения различных тренингов и др.

Четвертое направление по обеспечению кибербезопасности обучающихся колледжа связано с взаимодействием между законодательными и исполнительными органами (разного уровня) и образовательными организациями. Рекомендуется на уровне образовательных стандартов ввести дисциплины, связанные с цифровой грамотностью и кибербезопасностью, а также регулярно проводить повышение квалификации и курсы профессиональной переподготовки для педагогических кадров системы СПО, направленные на совершенствование навыков безопасной работы с обучающимися в киберпространстве и формирование у них культуры кибербезопасного поведения.

Все перечисленные действия, направленные на обеспечение информационной защиты студентов в образовательном процессе колледжа, должны применяться в комплексе. Также необходимо назначать одного или нескольких лиц, ответственных за реализацию мер, определяющих кибербезопасность обучающихся.

Заключение

Активность обучающихся колледжа в киберпространстве, их возрастные особенности и недостаточная социально-психологическая зрелость определяют необходимость реализации комплекса мер по обеспечению их кибербезопасности, а также формированию культуры кибербезопасного поведения. Эффективность стоящих перед образовательной организацией среднего профессионального образования задач определяется системным характером деятельности, тесным сотрудничеством и взаимодействием субъектов образовательного процесса.

Библиографическая ссылка

Воскрекасенко О.А., Киреева А.А., Щелина Т.Т. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 10-1. С. 125-129;
URL: 
https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39358 (дата обращения: 22.10.2025).
DOI: 
https://doi.org/10.17513/snt.39358


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

Информационное  взаимодействие  с  преподавателем  осуществляется  через  блог  преподавателя.  Преподаватель  ведет  переписку  с  обучающи...

Методическая разработка на тему: «Научно-методические подходы к профессиональной подготовке студентов – лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт Сергиево-Посадского социально экономического техникума»

Данная методическая разработка рассматривает основные подходы к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках профессиональной подготовки по специальности "Специалист по социальной работе"...

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов...

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

Для  повышения  самостоятельной  работы  студентов  их  подготовка  должна  обеспечиваться  учебно-методической  документацией  и  материала...

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

В процессе освоения программы предмета «физическая культура» необходима сознательная и актив­ная деятельность самих учащихся. Успешность данного процесса отмечается только тогда, когда...

Педагогические условия развития общих и профессиональных компетенций студентов техникума в единой информационной научно-методической среде.

ФГОС требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности студента. Если ранее оценка результатов обучения была представлена исследо...

Статья - "Профессиональная культура преподавателя как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов", г. Благовещенск, 2020

Сегодня в нашем обществе – обществе 21 века - остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родит...