Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Сельский корреспондент"
методическая разработка
Данная методическая разработка может быть использована кураторами, студентами, воспитателями общежития, классными руководителями как практическое пособие по патриотическому воспитанию школьников и студентов для проведения внеурочного/внеаудиторного мероприятия, в том числе «Разговоров о важном с использованием регионального компонента; классного часа, других воспитательных мероприятий. В ней содержится возможный вариант проведения мероприятия, сценарий, а также информационный материал для его проведения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 575.56 КБ |



Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»
Методическая разработка
внеаудиторного занятия по краеведению
«Сельский корреспондент»
Авторы:
Бирбаева Янжима Жалсановна,
заместитель директора по УВР,
Захарова Ольга Александровна,
преподаватель
ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»
г. Улан-Удэ, 2023
- Пояснительная записка.
Данная методическая разработка может быть использована кураторами, студентами, воспитателями общежития, классными руководителями как практическое пособие по патриотическому воспитанию школьников и студентов для проведения внеурочного/внеаудиторного мероприятия, в том числе «Разговоров о важном с использованием регионального компонента; классного часа, других воспитательных мероприятий. В ней содержится возможный вариант проведения мероприятия, сценарий, а также информационный материал для его проведения.
1.1. Тематическое направление – гражданское и патриотическое воспитание.
1.2. Тема (название) воспитательного мероприятия- Внеаудиторное занятие по краеведению «Сельский корреспондент»
1.3 Актуальность и обоснование выбора темы.
Недооценка патриотизма, как важнейшей составляющей общественного сознания, приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в системе образования на современном этапе. И потому актуальность воспитания патриотизма не вызывает сомнения.
Тема актуальна еще и тем, что в наше время многие начинают забывать подвиги героев прошлого века, простых людей, ковавших историю страны, особенно молодое поколение. Занятие объединяет в себе насколько направлений- «100 -летие Республики Бурятия», «Год педагога и наставника»; способствует воспитанию любви к Родине, гордости за мужество и героизм, уважение к людям труда.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Данное мероприятие соответствует цели Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, а именно способствует воспитанию самостоятельной, творческой, социально активной личности подростка, ориентированной на базовые национальные ценности: осознание себя гражданином России, уважительное отношение к истории и культуре, стремление к успеху.
Через мероприятия патриотического направления легче всего донести до подростка нравственные идеалы, побудить ребенка к разговору и рассуждению.
Гражданское и патриотическое воспитание в работе куратора/классного руководителя проявляется в разных направлениях работы – например, в тематике классных часов, при организации экскурсий и т.д.
Разные формы организации и подачи материала помогают решить ряд воспитательных задач:
создание нравственно и эмоционально благоприятной среды воспитания;
развитие умения подростков взаимодействовать в группе;
развитие познавательной деятельности.
Данное воспитательное мероприятие поддерживает идею связи времён и поколений, рассказывает о героическом прошлом нашей страны. В системе воспитательной работы мероприятие тесно связано с духовно-нравственным, культурно-эстетическим, профессиональным, трудовым направлениями.
Мероприятие является одним из цикла мероприятий об истории Бурятии.
1.5. Целевая аудитория – обучающиеся 9-11 классов, студенты СПО (возраст 15-18 лет)
1.6. Цель занятия - создание условий для формирования чувства патриотизма, гордости за историческое прошлое своего народа, осознания преемственности поколений через изучение жизненного пути школьного учителя, сельского корреспондента Б.-О. Ж. Бирбаева; формирование чувства причастности к происходившим историческим событиям в годы войны, в до- и послевоенные годы; воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения.
1.7. Задачи мероприятия:
- На примере биографии Б.-О. Ж. Бирбаева, его статей, летописей, воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому своей Родины.
- Способствовать укреплению связи поколений, воспитанию чувства осознания себя приемником наследия наших земляков.
- Мотивировать взаимодействие студентов в процессе решения познавательных и воспитательных задач.
- Использовать информационно-коммуникационные технологии для успешной реализации идеи мероприятия.
1.8. Планируемые результаты.
- проявление уважительного отношения к своему краю и своей Родине, народу, его культуре и духовным традициям;
- осознание и принятие традиционных ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознание своей сопричастности судьбе Отечества;
- проявление ответственного отношения к истории Отечества, чувства гордости за страну, сопричастности к её настоящему и будущему;
- готовность к служению Отечеству, его защите, проявление ответственного отношения к закону и правопорядку.
1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
Форма проведения: устный журнал – «путешествие во времени», состоящий из нескольких страниц: историческая, биографическая, исследовательская, творческая.
Также формой проведения данного мероприятия может являться квест/ дистанционный квест (путешествие по страницам истории прошлого).
1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
- рассказ, беседа;
- элементы сюжетно-ролевой игры;
- элементы технологии проектов;
- элементы информационно-коммуникационной технологии;
- методика личностно-ориентированного обучения;
- исследовательский метод.
Выбранные методы позволяют применить исследовательский подход к учебно- воспитательной деятельности, стимулируют обучающегося на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов на уровень межпредметных связей. Кроме того, обучающиеся развивают метапредметные умения работы с различными источниками информации и коммуникационно-информационными технологиями.
1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки мероприятия
Проведение мероприятия предусматривает непосредственное участие педагога и группы студентов или школьников; а также данное мероприятие поддерживает идею наставничества «студент- студент», когда студенты старших курсов могут провести занятие для младших или для школьников.
К методическим ресурсам относятся:
- методическая разработка мероприятия (обоснование выбора, цель, задачи, технология, приёмы, форма проведения);
- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ )
- Статья «Печать фотографий в СССР»
(https://dubikvit.livejournal.com/8841.html)
1.12 Материально-технические и информационные ресурсы
1. Статьи, архивные и биографические данные о Б.-О. Ж. Бирбаеве
https://infourok.ru/statya-birbaev-batooshor-zhalsanovich-tuhey-2482735.html
2. Статья «Повторивший подвиг Николая Островского» https://burunen.ru/news/society/58701-povtorivshiy-podvig-nikolaya-ostrovskogo/
3. Семейный архив Бирбаевых;
4. Мультимедийное оборудование (мультимедиапроектор, экран);
5. Компьютер и наличие доступа к сети Интернет;
6.Регистрация на платформе Moodle (в случае проведения интерактивного опроса посредством сети);
7. Регистрация в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/ ;
8. Сайт органов местного самоуправления Тункинского района https://tunka.online/
9. Информационный портал Село родное http://selorodnoe.ru/
- Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.
Одним из самых важных воспитательных моментов данного мероприятия является этап подготовки к устному журналу, именно ему следует уделить особое внимание. Исследовательская работа позволяет каждому обучающемуся проявить себя. Подготовка материалов включает в себя поиск и изучение архивных материалов, встречи и беседы с родственниками, разработку этапов и форм мероприятия. Ребята изучают историю создания газет- как печатались и верстались материалы в советские годы, как печатались фотографии, как появилось телевидение и радио. И, конечно, то, о чем и о ком писали и говорили люди того времени.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия.
Сценарий мероприятия.
Ход мероприятия:
- Вводная часть.
Поскольку любовь к большой Родине начинается с любви к малой, то начать мероприятие можно с обычаев гостеприимства бурятского народа, с проникновенных стихов о Бурятии, с песен о Родине.
Учитель (читает одно из стихотворений на выбор, демонстрируется ролик о Бурятии https://www.youtube.com/watch?v=UWizVd_FDNw&t=35s ).
Не перестану я любить свои края
Не перестану я любить свои просторы
Здесь солнце ярче светит для меня
Здесь воздух чище, облака и горы
Все создает неповторимый рай
Любимый край, любимый край
Леса и горы, реки и луга
Как широко раскинулась ты, родина родная,
На целом свете ты одна мне дорога
Другой такой не знал я и не знаю
Твои глаза- лучистый небосвод
Твой голос- щебетанье птиц небесных
Пусть не поймет меня чужой народ
Пусть стих для них мой слишком лестный
Не перестану я любить свои края
Не перестану я любить свои просторы
Здесь жизнь, здесь молодость пройдет моя
Здесь солнце ярче светит для меня
Здесь воздух чище, облака и горы
***
Бурятия моя, земля моя родная
Байкальскою водой меня оберегаешь
Ты родина моя, бескрайняя, святая
Твои стихи и песни звучат, не умолкая.
И всем своим гостям любовь свою даря
Бурятия, ты щедростью великою полна
Главное богатство нашей родины — это люди, живущие здесь и славящие ее своим трудом. О славном сыне тункинской земли хочется сегодня рассказать вам.
- Интерактивный опрос
Учитель. Сейчас я предлагаю вам ребята совершить путешествие в «машине времени» в прошлое: – сесть на стулья – «кресла» в «машине времени», сомкнуть руки – т.е. «пристегнуть ремни безопасности», закрыть глаза.
(Раздается щелчок, означающий «старт». Начинает звучать музыка, сначала едва слышно, затем отчетливее и громче. Это песня «Широка страна моя родная». (https://www.youtube.com/watch?v=8OIGCkfmK8w) Песня затихает.)
Учитель. «Путешественники» прибыли в прошлое, в 30-е годы ХХ века. Оттуда идет история становления нашей Республики.
Выходим из «машины времени», и я вас приглашаю на выставку. («выставка» проходит с использованием презентации, либо интерактивного опроса на платформе Moodle)
- Угадайте, что это за предмет?
(ответ- пишущая машинка)
- Для чего использовали этот предмет в прошлом веке?
(ответ- фотоувеличитель, прибор для печатания фотографий в домашних условиях)
- Скажите, какие средства массовой информации были популярны в 40-50-60 годы прошлого века?
- телевидение
- интернет
- мессенджеры
- газеты
- журналы
- радио
- телефон
- новостные агентства
- пресс-службы
(ответ- газеты, журналы, радио, а позже- телевидение)
- Как вы думаете, кто и за что мог быть удостоен премии имени Леонида Цая? Каков был размер премии?
(ответ – премия, учрежденная в 80-х годах газетой «Саяны», за публикацию статей, очерков о тружениках сельского хозяйства; размер премии- 50 рублей)
(ответы обучающихся)
Учитель. Как вы считаете, что объединяет предметы и понятия? Что между ними общего? (предполагаемые ответы- «Советский союз», «писатель», «СМИ» и т.д.). Можете ли вы представить страну, в которую вы попали- экономика, политика, идеология государства?
(ответы обучающихся)
- Жизнь и творчество Б.-О. Ж. Бирбаева.
Учитель. Об одном из лауреатов премии имени Леонида Цая, удивительном человеке Бато-Ошор Жалсановиче Бирбаеве сегодня хочется вам рассказать.
В эпоху становления нашего государства, нашей республики, в то время, когда не было интернета, сотовой связи и даже телевидения, важную информационную роль играли сельские корреспонденты, именно от них люди узнавали новости о происходящих событиях.
Кто такой был «селькор»? - «сельский корреспондент; передовой деятель социалистической деревни, активно участвующий, как корреспондент, в советской печати» (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935). В советской России такой человек был гораздо более значимым, многогранным, нежели его современники. Селькоры играли огромную историческую, просветительскую роль в жизни общества.
Одним из таких людей был Бато-Ошор Жалсанович Бирбаев, сельский учитель, пропагандист, интересный человек.
(презентация, биография о Б.-О. Ж. Бирбаева – Приложение 1)
Ветеран педагогического труда, Отличник народного просвещения СССР и РСФСР, Заслуженный учитель Бурятской АСССР Бато-Ошор Жалсанович Бирбаев родился 24 апреля 1931 года в местности Жаргаланта Тункинского района в семье крестьянина - бедняка. В раннем детстве он познал горечь потери родителей.
После окончания школы он поступил в педагогическое училище, получил квалификацию преподавателя трудового обучения.
Трудовую деятельность Бато Жалсанович начал с 16 лет, работал помощником комбайнера на Кыренском МТС. В середине 1960-х годов он приехал работать в Толтойскую школу, где проработал до выхода на заслуженный отдых.
За 40 лет педагогической деятельности он подготовил 519 трактористов - машинистов, его производственный кружок трижды занимал 1 место на республиканских конкурсах. В течение нескольких лет он заведовал учебно-производственной бригадой, которая помогала колхозу «Восточные Саяны» в заготовке сена, овощей.
Его супруга Мария Галсановна работала учителем начальных классов Толтойской средней школы. Ее ученики отличались великолепной каллиграфией, умением решать логические задачи, хорошей техникой чтения.
В течение всей трудовой деятельности Бато Жалсанович старался повышать свой профессионализм. На курсах совершенствования в г. Москва на учебно-производственном комбинате он обучился 8 специальностям и является дипломированным киномехаником, профессиональным фотографом, столяром, слесарем, электромехаником, медником, профессиональным шофером, комбайнером.
Его активная жизненная позиция проявлялась в общественной жизни. Он являлся бессменным секретарем партийной организации школы, пропагандистом - лектором среди учителей и специалистов колхоза «Восточные Саяны», им подготовлены более 50 докладов по трудовому обучению и профессиональной ориентации перед учителями района, около 20 докладов на республиканские совещания, 4 доклада – на конференции всесоюзного уровня.
Бато Жалсанович являлся внештатным корреспондентом республиканской газеты «Буряд унэн» и районной газеты «Саяны» с 1954 года. Опубликовал множество статей о малой родине, о передовиках сельского хозяйства, ветеранах войны и труда, медицинских и педагогических работниках.
Он является автором ряда юмористических статей и былей, лауреатом премии газеты «Саяны» имени Л. Цая.
В семье Бирбаевых бережно хранится архив, собранный за многие годы Бато Жалсановичем. Более 20 альбомов, созданных с трепетом и любовью, а в них – газетные статьи о простых людях, вырезки из газет о героях войны и труда; не только его собственные статьи, но и публикации других авторов.
Бирбаев Бато-Ошор Жалсанович награжден медалями «За доблестный труд», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», почетным значком «Отличник народного образования СССР», удостоен почетных званий «Заслуженный учитель школ Республики Бурятия», «Старший учитель».
Его супруга Мария Галсановна работала учителем начальных классов Толтойской средней школы. Ее ученики отличались великолепной каллиграфией, умением решать логические задачи, хорошей техникой чтения.
Мария Галсановна вместе с Бато Жалсановичем прожили 53 года, родили и воспитали 5 детей, всем дали образование, четверо из них стали врачами. Десять внуков и внучек, семь правнуков достойно продолжают славный род Бирбаевых.
- Задание для участников.
Учитель. В истории нашей республики есть немало страниц, достойных внимания и немало людей, о которых стоит рассказать потомкам. На портале http://selorodnoe.ru/ есть много интересного материала о нашем крае, наших земляках.
Я предлагаю вам принять участие в конкурсе на лучший рассказ о жителях вашего района, внесших вклад в историю республики. Опубликовать свой рассказ вы можете на странице нашего колледжа в сети ВК https://vk.com/bktis03 с хештегом #историяреспубликивлицах.
История может быть представлена в жанре сочинения, рассказа, очерка, эссе, поэтического произведения. Лучшие работы будут награждены сертификатами на мастер-классы от преподавателей нашего колледжа и рекомендованы к публикации на портале «Село родное» http://selorodnoe.ru/.
- Рефлексия.
Учитель. Закройте глаза, мы возвращаемся в наше время. А теперь скажите, какие моменты нашего занятия вам запомнились? Было ли занятие интересным и полезным? Захотелось ли вам узнать что-то о других интересных людях?
(ответы обучающихся)
- Заключение.
Учитель. Завершить рассказ о сельском учителе, корреспонденте Бирбаеве Бато-Ошор Жалсановиче хочется словами из его произведения, в которых угадывается жизненная позиция автора: “Бывало, и он спрашивал: «Зачем жить?» Но после того, как однажды тонул в море, а потом погибал среди льдов и выбрался — понял, как это хорошо — жить! Чтобы приплыть к родному берегу, сойти на родную землю и увидеть, как рады твои друзья тому, что ты вернулся и поёшь с ними песню… Нужно жить друг для друга. Чтобы было хорошо тебе и хорошо людям, с которыми вместе ты живёшь. А если сможешь, то жить так, чтобы даже потом, даже отыскав следы твоей жизни, человек тоже захотел бы совершить что-то прекрасное и прожить, как следует”.
- Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Данные методические материалы носят достаточно универсальный характер и могут быть использованы как в школе, так и в колледже на уроках истории, краеведения, на внеаудиторных мероприятиях; в учреждениях дополнительного образования; в военно-патриотических клубах и объединениях для подростков и молодежи. Методические материалы просты в исполнении и удобны в использовании, позволяют задействовать одновременно разные группы обучающихся. При необходимости мероприятие можно провести и в дистанционной форме, в виде дистанционного квеста, что расширяет методический и технологический инструментарий классного руководителя, обогащая его современными формами и приёмами работы.
- Приложения
Приложение 1
Сельский учитель
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.
А.Д. Дементьев
Совсем скоро празднует свой славный 80-летний юбилей ветеран педагогического труда, Отличник народного просвещения СССР и РСФСР, Заслуженный учитель Бурятской АСССР Бато-Ошор Жалсанович Бирбаев.
Бато-Ошор Жалсанович родился 24 апреля 1931 года в местности Жаргаланта (совр. Охор-Шибирь) Тункинского района в семье крестьянина - бедняка. В раннем детстве он познал горечь потерь близких людей. Мать умерла от болезни, когда ему исполнилось 2 года, отец внезапно скончался, работая на лесоповальных работах во время Великой Отечественной войны.
После окончания школы он поступил в педагогическое училище в городе Улан-Удэ, получил диплом механика сельского хозяйства, обучался в Илькинской и Татауровской школах механизации. После окончания Бурятского института усовершенствования ему была присвоена квалификация преподавателя трудового обучения.
Трудовую деятельность Бато Жалсанович начал с 16 лет, работал помощником комбайнера на Кыренском МТС. В середине 1960-х годов он приехал работать в Толтойскую школу, где проработал до выхода на заслуженный отдых.
За 40 лет педагогической деятельности он подготовил 519 трактористов - машинистов, его производственный кружок трижды занимал 1 место на республиканских конкурсах. В течение нескольких лет он заведовал учебно-производственной бригадой, которая помогала колхозу «Восточные Саяны» в заготовке сена, овощей.
В течение всей трудовой деятельности Бато Жалсанович старался повышать свой профессионализм. На курсах совершенствования в г. Москва на учебно-производственном комбинате он обучился 8 специальностям и является дипломированным киномехаником, профессиональным фотографом, столяром, слесарем, электромехаником, медником, профессиональным шофером, комбайнером.
Его активная жизненная позиция проявлялась в общественной жизни. Он являлся бессменным секретарем партийной организации школы, пропагандистом - лектором среди учителей и специалистов колхоза «Восточные Саяны», им подготовлены более 50 докладов по трудовому обучению и профессиональной ориентации перед учителями района, около 20 докладов на республиканские совещания, 4 доклада – на конференции всесоюзного уровня.
Бато Жалсанович является внештатным корреспондентом республиканской газеты «Буряд унэн» и районной газеты «Саяны» с 1954 года. За эти годы он опубликовал множество статей о малой родине, о передовиках сельского хозяйства, ветеранах войны и труда, медицинских и педагогических работниках.
Он является автором ряда юмористических статей и былей, лауреатом премии газеты «Саяны» имени Л. Цая.
Бирбаев Бато-Ошор Жалсанович награжден медалями «За доблестный труд», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», почетным значком «Отличник народного образования СССР», удостоен почетных званий «Заслуженный учитель школ Республики Бурятия», «Старший учитель».
Его супруга Мария Галсановна работала учителем начальных классов Толтойской средней школы. Ее ученики отличались великолепной каллиграфией, умением решать логические задачи, хорошей техникой чтения.
Мария Галсановна вместе с Бато Жалсановичем прожили 53 года, родили и воспитали 5 детей, всем дали образование, четверо из них стали врачами. Десять внуков и внучек, семь правнуков достойно продолжают славный род Бирбаевых.
Завершить рассказ о сельском учителе Бирбаеве Бато Жалсановиче хочется словами из его произведения, в которых угадывается жизненная позиция автора: “Бывало, и он спрашивал: «Зачем жить?» Но после того как однажды тонул в море, а потом погибал среди льдов и выбрался — понял, как это хорошо — жить! Чтобы приплыть к родному берегу, сойти на родную землю и увидеть, как рады твои друзья тому, что ты вернулся и поёшь с ними песню… Нужно жить друг для друга. Чтобы было хорошо тебе и хорошо людям, с которыми вместе ты живёшь. А если сможешь, то жить так, чтобы даже потом, даже отыскав следы твоей жизни, человек тоже захотел бы совершить что-то прекрасное и прожить, как следует”.
Б. Цыденжапов
Приложение 2.
(из архива семьи Бирбаевых)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеаудиторного спортивного мероприятия
Методическая разработка и проведения портивного турнира между студентами I и II курсов...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия. Пресс-конференция на тему: «ВИЧ! Скрытая угроза – открытая борьба!»
Всемирный день борьбы со СПИДом отмечается 1 декабря. В декабре 1988 г состоялась встреча министров здравоохранения всех стран, во время которой прозвучал призыв к усилению мер профилактики ВИЧ-...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по психологии"
Методическая разработка олимпиады по психологии для студентов 2 курсов колледжей....

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Как развивать силу воли"
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Как развивать силу воли" для студентов 1-2 курсов медколледжей. Данная методичес...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Лечение словом"
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Лечение словом" для студентов 1-2 курсов медколледжей. Данная методическая разра...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия квест-игра «Космическая Одиссея»
Наибольший интерес у учащихся вызывают приключенческие, или игровые, технологии. К таким относятся образовательные веб-квесты, широко представленные в сети Интернет. Веб-квесты организованы средствами...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеаудиторного мероприятия в форме устного журнала по дисциплинам «История», «Биология с основами экологии» на тему: «Это нужно не мертвым - это нужно живым»
Методическая разработка в форме устного журнала посвящена изучению событий Великой Отечественной войны, опираясь на две дисциплины история и биология.Авторы преподаватели ГАПОУ СО"Балашовский техникум...






