Методика Цветовых метафор И.Л. Соломина
консультация

В данной статье рассматривается Методика Цветовых Метафор (МЦМ), разработанная И.Л. Соломиным. МЦМ представлена как инструмент, позволяющий выявить и проанализировать ценности и скрытую мотивацию личности. Статья раскрывает суть методики, подчеркивая ее направленность на понимание глубинных мотивов поведения человека. МЦМ является эффективным способом исследования внутреннего мира, позволяющим получить ценную информацию для самопознания, развития и повышения эффективности в различных сферах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mtsm_i._solomina.odt28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методика Цветовых метафор И.Л. Соломина

Что такое МЦМ И.Л.Соломина)

Методика Цветовых метафор – это инструмент для работы с ценностями и скрытой мотивацией.

Ее суть – человек обозначает какое-либо понятие привлекательным цветом, что может свидетельствовать о позитивном к нему отношении. И наоборот, к понятиям, обозначенным неприятными цветами, человек и относится, скорее всего, негативно. Методика ориентированна на диагностику широкого круга отношений, прежде всего, к различным видам деятельности. Метод цветовых метафор представляет собой модифицированный вариант цветового теста отношений (ЦТО), характеризующийся рядом отличительных особенностей:

  • метод цветовых метафор не опирается на стандартный психологический смысл цветов (как в тесте Люшера);
  • метод цветовых метафор не ограничивается выявлением отношений человека к себе, своему состоянию и другим людям, а ориентирован на диагностику более широкого круга отношений, прежде всего, к различным видам деятельности;
  • метод цветовых метафор может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Метод цветовых метафор основан на двух принципах:

  • если человек обозначает какое-либо понятие привлекательным цветом, то это может свидетельствовать о привлекательности этого понятия, позитивном к нему отношении. И, наоборот, к понятиям, обозначенным неприятными цветами, человек и относится, скорее всего, негативно;
  • обозначение различных понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства, то есть, если два или несколько понятий человек обозначает одним цветом, то, видимо, в этих понятиях есть для человека что-то общее, и он относится к ним приблизительно одинаково.Для диагностики мотивов и отношений необходимо определенным образом подобрать понятия, которые затем будут предъявляться испытуемому. В списке должны быть понятия, характеризующие
  • разные виды деятельности,
  • разные потребности и жизненные ценности,
  • разные эмоциональные переживания,
  • разных людей, включая и самого клиента,
  • различные периоды времени,
  • а также разные значимые для клиента события.

Понятия должны отбираться после ознакомления с жизненной ситуацией клиента и его анамнезом.

Возможный вариант такого списка понятий представлен в протоколе обследования.

Таблица 1

Протокол обследования по методике цветовых метафор

Понятие

№ цвета

Успех

Неудача

Общение

Техника

Болезнь

Радость

Моя учеба

Свобода

Знания

Мой отец

Люди

Каким (какой) я хочу быть

Любовь

Моя работа

Конфликты

Угроза

Природа

Моя мать

Труд

Власть

Образование

Мой муж (моя жена)

Медицина

Мое настоящее

Конкуренция

Реклама

Искусство

Мой друг (подруга)

Семья

Мое прошлое

Информация

Какой (какая) я на самом деле

Заработок

Перемены

Печаль

Мой дом

Мой начальник

Мое увлечение

Финансы

Мой ребенок

Неприятности

Интересное занятие

Школа

Бизнес

Дети

Страх

Мои обязанности

Мое будущее

Обслуживание

Творчество

Материальное благополучие

Мои сотрудники

Раздражение

Моя карьера

Управление

Моя профессия

Моя фирма

Домашнее хозяйство

Наука

Психология

Мои клиенты

Шаг 1: определение ключевых маркеров.

  • «Мое увлечение», «Интересное занятие»;
  • «Мое прошлое», «Мое настоящее», «Мое будущее»;
  • « Какой Я на самом деле», «Каким Я хочу быть»;
  • «Радость», «Успех», «Страх», «Угроза», «Неудача», «Безопасность», «Конфликты»;

Шаг 2: Индикаторы отношения к жизни.

  1. «Перемены», «Радость», «Терпимость к взглядам других», «Смерть»;
  2. «Мой отряд», «беспокойство», «неудача» и др.

Шаг 3: Индикаторы отношения к нормам и правилам

  • «Дисциплина», « Взаимодействие», «Уважение», «Власть», «Ответственность», «Преступление», «Алкоголь», «Наркотики» и др.

Шаг 4: Индикаторы отношения к семейным ценностям

  • «Радость», «Мой отец», «Моя мать», «Детство», «Родственники», «Моя жена» и др.

Шаг 5: Индикаторы физиологических потребностей

  • «Секс», «Приподнятое настроение», «Отдых» и др.

Шаг6: Индикаторы потребности в самореализации, занятости в колонии:

  • «Училище», «Стабильность», «Уверенность в себе» и др.

Важно проанализировать полученные результаты метода цветовых метафор испытуемого и ответить на следующие вопросы:

#1063;то является главным в жизни человека?

#1042; какой мере он удовлетворяет свои потребности (базовые, актуальные)?

#1063;ем он вынужден заниматься? Что его заботит?

#1050;аковы его ожидания, намерения и планы на будущее?

#1050;ак он относится к своей профессии, учебе, семье?

#1050;ем он себя считает? С кем идентифицируется?

#1050;аковы источники его стресса? Чего он избегает?

#1050;аково содержание его конфликтов?

Мотивация является одним из основных сфер поведения человека. Выбор профессии, места работы, круга общения, успешность учебной и трудовой деятельности-все это, так или иначе связано с мотивационной сферой человека. Без знания потребностей и мотивов человека вряд ли возможно прогнозировать и корректировать его поведение и состояние.

Необычность процедуры, ее игровой и метафорический характер, наглядность при работе с цветовыми карточками, значительно облегчает консультирование. Важно знать, что надежность выявления мотивов и отношений с помощью цветовых метафор недостаточно высока для того, чтобы принимать ответственные решения, от которых может зависеть судьба испытуемого!

Заключение

МЦМ И. Соломина – является:

  1. Эффективным для диагностики глубинных проблем.
  2. Безопасным для испытуемого, так как работа идет через образы и символы.
  3. Структурированным, что дает нам четкий алгоритм работы и интерпретации.

Используя данный метод в арсенале, мы можем помочь обучающимся лучше понять себя, увидеть свои внутренние барьеры и ресурсы, разобраться в своих эмоциях и переживаниях.

Используемая литература:

Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. — СПб.: Речь, 2006. —В этой книге метод был впервые представлен широкой аудитории в его целостном виде.

  1. Соломин И.Л. Метод цветовых метафор. Психологический практикум. — СПб.: Речь, 2014. — Это основное и самое полное практическое руководство. Содержит подробное описание теории, процедуры проведения, обработки и интерпретации результатов с многочисленными примерами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по дисциплине "Живопись с основами цветоведения" на тему: Цветовая композиция "Любимые цвета" (аппликация)

Данный материал поможет  преподавателю для проведения открытого урока по дисциплине: "Живопись с оновами цветоведения"...

Лекция по теме "Цветовые режимы в компьютерной графике"

Краткий конспект лекции о цветовых режимах RGB и CMYK в курсе "Основы компьютерной графики"...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В КОНТРАСТНЫХ ЦВЕТОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Мастер – класс на тему «Цветовая гамма в интерьере»

На данном мастер-классе студенты узнают обо всех преимуществах и возможностях использования цветов в интерьерах. Узнают об эмоциональном подтексте который несет в себе каждый цвет и различные их сочет...

Игры на командообразованиеУпражнение на выработку принятия решения, взаимодействие и умение договориться. Выход на метафору «мы строим мосты сотрудничества, а не стены сопротивления».

В этом материале можно познакомиться с упражнениями на выработку принятия решения, взаимодействия и умения договориться. Выход на метафору " мы строим мосты сотрудничества, а не стены сопротивлен...

Материал для самостоятельной работы студентов специальности "Дошкольное образование" на тему "Технология обучения детей составлению метафор"

Материал для самостоятельной работы студентов специальности "Дошкольное образование" на тему "Технология обучения детей составлению метафор"...