Рабочая программа учебной дисциплины "Основы программирования"
рабочая программа по теме

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе регионального учебного плана и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования 230115 Программирование в компьютерных системах,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ud_programmirovanie_rabochaya.doc298 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕРЕМХОВСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. М.И. ЩАДОВА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор колледжа

_________ Б.В. Пашков

____________ 20 __ год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

 профессионального цикла

230115 Программирование в компьютерных системах

2013г.

РАССМОТРЕНА

Цикловой комиссией

Информатики и ВТ

Председатель

_______________ Папанова О.В.

«_____» _____________ 2013 г.

ОДОБРЕНА

Методическим советом колледжа

Протокол №____

От «____» __________ 2013 г.

Председатель МС

________________ Т.М. Цыпан

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе регионального учебного плана и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования 230115 Программирование в компьютерных системах, рекомендовано Экспертным советом по профессиональному образованию Протокол № _____ от «______» ____________ 20 ___ г.

Рабочая программа предназначена для специальности среднего профессионального образования технического профиля:

230115 Программирование в компьютерных системах

Разработчик:

Папанова Оксана Викторовна -   преподаватель специальных дисциплин Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Черемховский горнотехнический колледж им. М.И. Щадова»


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы программирования

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника по направлению подготовки 230115 Программирование в компьютерных системах.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в  профессиональной подготовке работников в области программирования компьютерных систем: 230401 Информационные системы (по отрослям),  230113 Компьютерные системы и комплексы, 230111 Компьютерные сети. 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • работать в среде программирования;
  • реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • этапы решения задачи на компьютере;
  • типы данных;
  • базовые конструкции изучаемых языков программирования;
  • принципы структурного и модульного программирования;
  • принципы объектно-ориентированного программирования.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  272  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 181 обучающегося  часов;

самостоятельной работы обучающегося 91 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

272

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

181

в том числе:

     практические занятия

72

     контрольные работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

91

Типовой расчет

Составление блок-схем  

Построение таблиц

Творческая работа

Создание программного продукта

52

4

4

9

22

Итоговая аттестация в форме  экзамена

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы программирования

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основные принципы алгоритмизации и программи-

рования

38

Тема1.1 Основные понятия алгоритмизации

Содержание учебного материала

6

1

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы записей алгоритмов. Общие принципы построения алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции: линейные, разветвляющиеся, циклические.

1

2.

Данные: понятие и типы. Основные базовые типы данных и их характеристика.

2

3.

Структурированные типы данных и их характеристика. Методы сортировки данных

2

Практические занятия

Составление блок-схем  линейных  алгоритмов

Составление блок-схем  разветвляющихся  алгоритмов

Составление блок-схем   циклических алгоритмов

Составление блок-схем   алгоритмов  сортировки данных

4

Контрольные работы по теме «Составление блок-схем алгоритмов»

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление блок-схем  линейных  алгоритмов

Составление блок-схем  разветвляющихся  алгоритмов

Составление блок-схем   циклических алгоритмов

Составление блок-схем   алгоритмов  сортировки данных

4

Тема 1.2. Логические основы алгоритмизации

Содержание учебного материала

2

1.

Основы алгебры логики. Логические операции с высказываниями: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Законы логических операций. Таблицы истинности.

2

Практические занятия

Составление таблиц истинности

2

Самостоятельная работа обучающихся

Типовой расчет «Логические основы программирования»

2

Тема 1.3. Языки и системы программирования


Содержание учебного материала

4

1

Эволюция языков программирования. Классификация языков программирования. Элементы языков программирования. Понятие системы программирования.

2

2.

Исходный, объектный и загрузочный модули. Интегрированная среда программирования.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Построение таблицы классификации

4

Тема 1.4 Методы  программирования

Содержание учебного материала

4

1

Методы программирования: структурный, модульный, объектно-ориентированный. Достоинства и недостатки методов программирования.

1

2.

Общие принципы разработки программного обеспечения. Жизненный цикл программного обеспечения. Типы приложений. Консольные приложения. Оконные Windows приложения. Web-приложения. Библиотеки. Web-сервисы.

2

Контрольные работы по теме  «Основы программирования»

2

Самостоятельная работа обучающихся

Творческая работа «Жизненный цикл программного продукта» (на примере любого программного продукта)

2

Раздел 2. Программирование на алгоритмическом языке

154

Тема 2.1. Основные элементы языка

Содержание учебного материала

4

1

История развития языка программирования. Структурная схема программы на алгоритмическом языке. Лексика языка. Переменные и константы.

1

2.

Типы данных. Выражения и операции

2

Самостоятельная работа обучающихся

Типовой расчет «Операции и выражения в алгоритмических языках»

4

Тема 2.2. Операторы языка

Содержание учебного материала

10

1.

Синтаксис операторов: присваивания, ввода-вывода.

2

2.

Синтаксис операторов: безусловного и условного переходов.

2

3.

Синтаксис операторов:  циклов. Составной оператор.

2

4.

Вложенные условные операторы.

2

5.

Циклические конструкции. Циклы с предусловием и постусловием.

3

Практические занятия

 Составление программ линейной структуры.

 Составление программ разветвляющейся структуры.

 Составление программ разветвляющейся усложненной структуры.

 Составление программ циклической структуры.

Составление программ усложненной структуры.

8

Самостоятельная работа обучающихся

Типовой расчет «Задачи линейной и ветвящейся конструкции»

Типовой расчет «Задачи циклической конструкции»

6

Тема 2.3.  Массивы

Содержание учебного материала

10

1.

Массивы,  как структурированный тип данных. Объявление массива.

2

2.

Ввод и вывод одномерных массивов.

2

3.

Ввод и вывод двухмерных массивов.

2

4.

Обработка массивов.

3

5.

Стандартные функции для массива целых и вещественных чисел.

3

Практические занятия

Обработка одномерных массивов.

Обработка двухмерных массивов.

Использование стандартных функций для работы с массивами.

6

Самостоятельная работа обучающихся

Типовой расчет «Одномерные массивы»

Типовой расчет «Двумерные массивы»

10

Тема 2.4.  Строки и множества

Содержание учебного материала

8

1

Структурированные типы данных: строки и множества.  Объявление строковых типов данных. Поиск, удаление, замена и добавление символов в строке. Операции со строками. Стандартные функции и процедуры для работы со строками. Объявление множества. Операции над множествами.

2

Практические занятия

Работа со строковыми переменными.

Использование стандартных функций и процедур для работы со строками.

Работа с данными типа множество.

Разработка программ  со структурированными типами данных.

Разработка усложненных программ со структурированными типами данных.

6

Самостоятельная работа обучающихся

Типовой расчет «Строки и символы»

Типовой расчет «Множества»

Типовой расчет «Комбинированный тип»

12

Тема 2.5.  Процедуры и функции

Содержание учебного материала

12

1.

Понятие подпрограммы. Процедуры и функции, их сущность, назначение, различие.

2

2.

Организация процедур, стандартные процедуры.

2

3.

Процедуры, определенные пользователем: синтаксис, передача аргументов.

2

4.

Формальные и фактические параметры. Процедуры с параметрами, описание процедур.

2

5.

Функции: способы организации и описание.

2

6.

Вызов функций, рекурсия.

2

7.

Программирование рекурсивных алгоритмов.

3

8.

Стандартные функции.

2

Практические занятия

Организация процедур.

Использование процедур.

Организация функций.

Использование функций.

Применение рекурсивных функций.

Использование процедур и функций

6

Самостоятельная работа обучающихся

Типовой расчет «Подпрограммы»

4

Тема 2.6.  Организация ввода-вывода данных. Работа с файлами

Содержание учебного материала

10

1.

Типы файлов. Организация доступа к файлам.

2

2.

Файлы последовательного доступа. Открытие и закрытие файла последовательного доступа. Запись в файл и чтение из файла последовательного доступа.

2

3.

 Файлы произвольного доступа. Порядок работы с файлами произвольного доступа. Создание структуры записи. Открытие и закрытие файла произвольного доступа.

2

4.

Запись и считывание из файла произвольного доступа. Использование файла произвольного доступа.

2

5.

Стандартные процедуры и функции для файлов разного типа.

2

Практические занятия

Выполнение операций  с файлом последовательного доступа.

Выполнение операций  с файлом произвольного доступа.

Разработка программ с чтением и записью файлов разных типов.

Использование стандартных процедур и функций для работы с файлами.

6

Самостоятельная работа обучающихся

Типовой расчет «Типизированные файлы»

Типовой расчет «Текстовые файлы»

8

Тема 2.7.  Библиотеки подпрограмм

Содержание учебного материала

10

1.

Программирование модулей. Модуль: синтаксис, заголовок, разделы.

2

2.

Библиотеки подпрограмм: понятие и виды.

2

3.

Схемы вызова библиотек.

2

4.

Статическое и динамическое связывание.

2

5.

Использование библиотек подпрограмм.

2

Практические занятия

Программирование модуля.

Создание библиотеки подпрограмм.

Использование библиотеки подпрограммы.

6

Контрольные работы по теме «Программирование на алгоритмическом языке»

2

Самостоятельная работа обучающихся

Типовой расчет «Создание модуля»

6

Раздел 3. Программирование в объектно-ориентированной среде

80

Тема 3.1. Основные принципы объектно-ориентированного программирования (ООП)

Содержание учебного материала

4

1.

История развития ООП. Базовые понятия ООП: объект,  его свойства и методы, класс, интерфейс. Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм.

2

2.

Событийно-управляемая модель программирования. Компонентно-ориентированный подход.  Классы объектов. Компоненты и их свойства.

2

Тема 3.2. Интегрированная среда разработчика

Содержание учебного материала

5

1.

Требования к аппаратным и программным средствам интегрированной среды разработчика. Интерфейс среды разработчика: характеристика, основные окна, инструменты, объекты.

2

2.

Форма и размещение на ней управляющих элементов. Панель компонентов и их свойства.

2

3.

Окно кода проекта. Состав и характеристика проекта. Выполнение проекта. Настройка среды и параметров проекта.

2

Практические занятия

Изучение интегрированной среды разработчика.

Создание простого проекта.

2

Тема 3.3. Этапы разработки приложения

Содержание учебного материала

4

1.

Проектирование объектно-ориентированного приложения. Создание интерфейса пользователя. Программирование приложения.

2

2.

Тестирование, отладка приложения. Создание документации.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Творческая работа «Создание программного продукта»

7

Тема 3.4. Иерархия классов

Содержание учебного материала

4

1.

Классы объектно-ориентированного языка программирования: виды,  назначение, свойства, методы, события.

2

2.

Объявление класса, свойств и методов экземпляра класса. Наследование. Перегрузка методов.

2

Практические занятия

Объявление класса, создание экземпляров класса.

Создание наследованного класса.

Перегрузка методов.

6

Тема 3.5. Визуальное событийно-управляемое программирование

Содержание учебного материала

6

1.

Основные компоненты (элементы управления) интегрированной среды разработки, их состав и назначение. Дополнительные элементы управления. Свойства компонентов (элементов управления). Виды свойств. Синтаксис определения свойств. Категория свойств.

2

2.

Назначение свойств и их влияние на результат. Управление объектом через свойства. События компонентов (элементов управления), их сущность и назначение.

2

3.

Создание процедур на основе событий. Процедуры, определенные пользователем: синтаксис, передача аргументов. Вызов событий.

2

Практические занятия

Создание проекта с использованием кнопочных компонентов.

Создание проекта с использованием компонентов для работы с текстом.

Создание проекта с использованием компонентов ввода и отображения чисел, дат и времени.

Создание проекта с использованием компонентов стандартных диалогов  и системы меню.

8

Самостоятельная работа обучающихся

Создание программного продукта: калькулятор

Создание программного продукта: текстовый редактор

Создание программного продукта: графический редактор

10

Тема 3.6. Разработка оконного приложения

Содержание учебного материала

6

1.

Разработка функционального интерфейса приложения. Создание интерфейса приложения. Разработка функциональной схемы работы приложения.

2

2.

Создание процедур обработки событий.

2

3.

Компиляция и запуск приложения.

2

Практические занятия

Разработка оконного приложения.

Разработка оконного приложения с несколькими формами.

Разработка многооконного приложения.

4

Контрольные работы по теме «Объектно-ориентированное программирование»

2

Самостоятельная работа обучающихся

Создание программного продукта: график функции.

Создание программного продукта: обучающее - контролирующая программа.

12

Всего:

272

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теоретического обучения; лаборатории системного и прикладного программирования.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения: ноутбук, экран, мультимедийный проектор, доска.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: персональные компьютеры (монитор, системный блок, клавиатура, мышь), комплект учебно-методической документации, программное обеспечение (оболочки языков программирования).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Семакин, И.Г., Шестаков, А.П. Основы программирования: Учебник. – М.: Мастерство, 2006.
  2. Колдаев, В.Д. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие/под ред. проф. Л.Г.Гагариной.-М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2009.-416с.

Дополнительные источники:

  1. Голицына, О.Л., Попов, И.И.  Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие.– М.: Форум: Инфра-М, 2006.
  2. Дэн Кларк. Объектно-ориентированное программирование в Visual Basic .NET. – СПб.: Питер, 2007.
  3. Немнюгин С.А. Тurbo Pascal. – CПб.: Питер, 2008.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

работать в среде программирования

Выполнение практического задания в соответствии с требованиями к нему;

Наблюдение за  деятельностью обучающихся на практических занятиях.

реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования

Выполнение практического задания в соответствии с требованиями к нему;

Наблюдение за  деятельностью обучающихся на практических занятиях.

знания:

этапы решения задачи на компьютере

Контрольная тестовая работа.

типы данных

Контрольная тестовая работа;

Выполнение практического задания в соответствии с требованиями к нему; Зачет по окончании дисциплины.

базовые конструкции изучаемых языков программирования

Контрольная тестовая работа;

Выполнение практического задания в соответствии с требованиями к нему; Зачет по окончании дисциплины.

принципы структурного и модульного программирования

Контрольная тестовая работа;

Выполнение практического задания в соответствии с требованиями к нему; Зачет по окончании дисциплины.

принципы объектно-ориентированного программирования

Контрольная тестовая работа;

Выполнение практического задания в соответствии с требованиями к нему; экзамен по окончании дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 ФИЗИКА для специальности 230115 Программирование в компьютерных системах

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности/ профессии  230115...

Рабочая программа учебной практики, производственной практики по специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах".

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (утв. Приказом Министерства образования и науки ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Операционные системы" по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по специальности: 230115 Программирование в компьютерных системах

1.                  ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ...

Рабочая программа учебной практики по программированию микроконтроллеров

Рабочая программа  учебной  практики  является  частью  основной  профессиональной  образовательной  программы  и  разработана  в  соответст...

для студентов специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 1С

для студентов специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах   Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫПрограммирование 1С...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.11 ФИЗИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Квалификации: СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ С

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу средн...