Статья по теме: «Инструментальные системы для создания контролирующих и обучающих программ без знания языков программирования»
статья на тему

Терехова Ульяна Игоревна

Данная тема актуальная для подготовки к учебным занятия по дополнительной специальности "Теория и методика обучения информатике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_portal.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме: «Инструментальные системы

для создания контролирующих и обучающих программ

без знания языков программирования»

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. К сожалению, эти формы не лишены недостатков. При проведении устного опроса – это относительно большая затрата времени урока при небольшом количестве выставляемых оценок, при проведении письменных работ количество оценок возрастает, но много времени уходит на проверку.

Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.

Тест - это система контроля знаний, основное предназначениекоторой -введение открытой, объективной, независимой процедуры оценки учебных достижений обучающихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору ими дальнейшего пути получения образования.

Тест (от англ. test – «испытание») – проверка на пригодность к выполнению каких-либо функций.

Тестирование – более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически, исключая субъективизм преподавателя.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.

Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Как правило, тест из 8-12 вопросов дается на 10-15 минут. Экономия времени позволяет проводить контроль знаний постоянно, почти на каждом уроке и, кроме того, дает возможность повторить те разделы, которые усвоены недостаточно. После этого можно провести «реабилитирующий» тест для тех, кто не справился с первым тестом.

Тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления.

Классификация тестов:

•        по целям - информационные, диагностические, обучающие, мотивационные, аттестационные;

•        по технологии проведения - бумажныеили с использованием специальной аппаратуры, компьютерные;

•        по форме заданий - закрытого типа, открытого типа, установление соответствия, упорядочивание последовательности;

•        по наличию обратной связи - традиционные и адаптивные.

Дело в том, что ни в одном учебнике нет тестовых заданий, и учителю приходится составлять тесты самому или использовать тесты, опубликованные в различных изданиях. При поиске ответов на поставленные вопросы, учителю необходимо знать, что тесты должны удовлетворять определенным требованиям:

1. надежность контрольного задания;

2. адекватность целям проверки;

3. определенность;

4. простота;

5. однозначность.

Правила для разработки тестовых заданий:

1) Определение целей тестирования:

• оценка знаний специфических фактов, терминов, понятий;

•проверка умения давать определения, понятия, определять их содержание и объем;

• проверка знания формул, законов, теорий, принципов, методов, умение применить их;

• умение находить сходства и различия;

• умение представлять материал на графиках, схемах, таблицах.

2)Определение вида контроля - входной (установочный), промежуточный, тематический, рубежный, итоговый.

3)Выбор формы тестового задания, который зависит от целей тестирования и содержания. Выделяется два типа тестов:

        Закрытые: где есть готовые ответы: выбрать из 2, 3, 4, 5 предоставленных альтернативных ответов, установление истинности, ложности, соответствия, установление последовательности.

        Открытые: которые не имеют готовых ответов. Их надо конструировать, самостоятельно дополнить, закончить, составить.

4)  Основным элементом тестовых заданий является инструкция, текст задания и ключ (находится у преподавателя).

5) Инструкция определяет характер индивидуальной деятельности учащихся: должна быть четкой, понятной для выполнения.

6) При формулировке задания теста необходимо придерживаться следующих методических советов:

- основной текст задания содержит не более 8-10 слов;

- задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму;

- формулировка заданий не должна содержать двусмысленности, а тем более ловушек;

- избегать таких слов, как "иногда", "часто", "обычно" в правильных утверждениях и слов "всегда", "иногда", "невозможно" в неправильных.

- располагать тесты по возрастанию трудности;

- каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те, кто хорошо усвоил материал;

- задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а в число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых обучающимися;

- правильные ответы должны располагаться в случайном порядке;

- ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;

- ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми.

7) Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы.

8) Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:

Уровень А - задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, напростое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.

Уровень Б - задания, требующие размышления, охватывают малый материал,выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.

Уровень В - задания, требующие творческого исполнения приобретенныхзнаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартныхситуациях.

9) Задание теста должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнавания и воспроизведения, применения в знакомой ситуации, применения в новой ситуации или творческого применения.

За нижнюю границу успешности выполнения задания за оценку "3" может быть принято 70% правильных ответов на обязательные ответы. Этот критерий основан на том, что до уровня усвоения примерно 30% общего объема знаний и умений учебная деятельность находится в стадии формирования.

Если обучающиеся овладели более чем 70% объема знаний и умений, то в дальнейшем они могут успешно пополнять знания и развивать умения, и со временем достигнут планируемого уровня обучения.

Оценка "4" должна ставиться при успешном выполнении всей обязательной части задания.

Оценка "5" ставится при успешном выполнении всей обязательной части задания и правильных ответах хотя бы на часть вопросов, требующих проявления самостоятельности, способности применять знания в новой ситуации.

10)   Время выполнения каждого задания определяется в зависимости от сложности.

Так как тестовый инструментарий в педагогике используется достаточно широко, то технология разработки и использования теста может быть несколько различной, но в ней все же можно выделить основные этапы разработки тестов:

1.        Определение целей тестирования.

Разработка теста начинается с формулирования его цели, то есть определения того, что тест должен измерять. Должны быть четко и  однозначно описаны все знания, умения и навыки, владение которыми проверяется с помощью теста.

2.        Определение ресурсных возможностей разработчиков  (определение перечня необходимых компьютерных программ для создания и проведения тестирования).

3.        Составление плана тестовых заданий.

Если, например, тест состоит из четырех разделов, то вначале делается примерная раскладка необходимого числа заданий на каждый раздел, исходя из общего предельного числа, обычно не превышающий 30-60 коротких заданий разного уровня сложности.

4.        Отбор содержания учебного материала.

5.        Составление тестовых заданий.

При составлении тестовых заданий необходимо придерживаться правил создания тестовых заданий (см.выше).

6.        Определение и расчет критериев оценивания теста.

7.        Апробация тестовых заданий.

8.        Этап проведения теста (отслеживается проведение теста).

9.        Этап анализа полученных результатов.Обработка результатов, получение статистических данных для анализа и анализ результатов. Подготовка итогового отчета.

Преимуществатестирования

•        Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.

•        Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный –3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

•        Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен – не  менее четырёх часов.

•        Тестирование – это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Недостатки тестирования

•        Разработка качественного тестового инструментария – длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Стандартные наборы тестов для большинства дисциплин ещё не разработаны, а разработанные обычно имеют очень низкое качество.

•        Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.

•        Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.

•        Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.

•        В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

Компьютер как средство для тестирования имеет свои достоинства и недостатки. Однако в объективности оценки ему отказать трудно. Видимо, именно этот фактор способствует расширению сферы применения компьютерного тестирования –  оно успешно используется в школах, вузах, при поступлении на работу, при сдаче экзаменов в ГИБДД и т.д.

При этом набор методик тестирующих комплексов достаточно ограничен:

Обычно в тестах возможно использование пяти следующих типов вопросов:

1.        Выбор единственно правильного ответа.

2.        Выбор нескольких возможных правильных ответов.

3.        Установка последовательности правильных ответов.

4.        Установка соответствий ответов.

5.        Ввод ответа вручную с клавиатуры.

Тестовые задания могут составляться с использованием разнообразных компьютерных инструментов, начиная от различных редакторов и программ для разработки презентаций и до использования языков программирования и возможностей сети Интернет. И, наверное, любой учитель информатики и ИКТ создавал для своей работы свою тестовую среду. Но разработка качественного тестового инструментария – длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Компьютерная зависимость как угроза здоровью обучающихся и способы её преодоления"

Статья студента ГБОУ СПО МО "Красногорский колледж" Терехова С.С. для выступления на научно - практической конференции: "Здоровая молодеж - здоровое общество". Актуальность темы настоящей статьи обусл...

К олимпиаде по программированию. Тема "Длинная арифметика" (Язык программирования C++)

Разработка составлена в помощь студентам и содержит изложение материала по теме "Длинная арифметика", которая в литературе освещена не достаточно полно. Рассмотрены простейшие математические операции:...

Статья на тему: "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ГИС-КАРТ ПРИ ПОМОЩИ ARCGIS"

Статья посвящена созданию электронных геоинформационных карт с помощью программного обеспечения ARCGIS...

Статья "Педагогика и психология при создании образовательной среды при изучении иностранного языка"

В современном мире всё яснее осознаётся, что образование личности не следует отожествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов. Образование- это итог действия широкого с...

Статья на тему: Формирование профессиональной иноязычной компетенции студентов обучающихся по специальности «Автомеханик»

Данная статья посвящена компетентностному подходу при изучении английского языка студентами-автомеханиками....

Статья на тему: "Thinglink – инструмент создания интерактивных средств обучения"

Работу преподавателя невозможно представить без использования современных информационных технологий. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – это требование времени, это о...

Тест на знания языка программирования Python

Тест на знания языка программирования Pytho...