Рабочая программа Основы информационных технологий
рабочая программа по теме

Сырат Анай-Хаак Леонидовна

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы информационных технологий» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 854, и образовательной  программы учебной дисциплины «Основы информационных технологий» для специальностей среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при  подготовке  квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по профессии  230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_oit.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Тыва «Тувинский политехнический техникум»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно -методической работе

_______________ Наважап Л.Б.

от «_____» _____________ 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

 по учебной работе

_______________ Чадамба А.А.

от «_____» _____________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Основы информационных технологий

РАССМОТРЕНО

на заседании предметно-цикловой комиссии

от «_____» _____________ 2015 г.

Председатель:

__________________ Сырат А.-Х.Л.

2015 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Основы информационных технологий» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 854, и образовательной  программы учебной дисциплины «Основы информационных технологий» для специальностей среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при  подготовке  квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по профессии  230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.

 .

 Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва  «Тувинский политехнический техникум» (ГБПОУ РТ «ТПТ»).

Разработчик: Сырат Анай-Хаак Леонидовна – преподаватель  математики и информатики ГБПОУ РТ «ТПТ».

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.

        Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • работать с графическими операционными системами персонального компьютера (ПК): включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера;
  • работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;
  • работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия: информация и информационные технологии;
  • технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации;
  • классификацию информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;
  • общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;
  • назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;
  • процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистема;
  • периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;
  • операционную систему ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;
  • локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети;
  • поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;
  • идентификацию и авторизацию пользователей и ресурсов сетей;
  • общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World Wide Web (WWW), электронную почту, серверное и клиентское программное обеспечение;
  • информационную безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозам.

Дополнительные  знания  и  умения

    Вариативная  часть  направлена  на  расширение  и  углубление  подготовки,  определяемой  содержание обязательной  части,  получения  дополнительных  компетенций,  умений  и  знаний,  необходимых  для  обеспечения  конкурентоспособности  выпускника  в  соответствии  с  запросами  регионального  рынка труда  и  возможностями  продолжения  образования.

Обучающийся в ходе освоения дополнительных  знаний должен:

знать:

- информационные  процессы  как  основа  информационных  технологий;

- понятие и  структура  информационного  процесса;

- взаимодействие  информационных процессов  в  структуре  информационной    технологии;

- назначение  и   структура графического  интерфейса;

уметь:

- кодировать  информацию;

- использовать  инструментальные  системы  для  разработки  экспертных  систем;

- использовать  прикладное  и  инструментальное  программное обеспечение;

- устанавливать  различные  типы драйверов;

- выполнять  инсталляцию  и  реанимацию  операционной системы;

- выполнять  настройку  устройств, системных  служб,  драйверов,  дополнительных  программ.

  1. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

         максимальной учебной нагрузки обучающегося  48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  32 часа;

самостоятельной работы обучающегося  16 часов.


2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Итоговая аттестация в форме   зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Основы информационных технологий

Наименование тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

Тема 1. Информация и информационные технологии

Содержание учебного материала

4

Информация, ее основные свойства.

Информация, ее основные свойства

Формы представления данных

Классификация информационных технологий.

Классификация информационных технологий по сферам применения.

1

2

Сбор, хранение, передача и обработка информации.

Технологии сбора, хранения, передачи, обработки информации

Основные виды угроз. Способы противодействия угрозам

1

2

Практические занятия

2

№ 1 Определение качества и количества информации.

2

Самостоятельная работа:

Составление таблицы соответствия информации её свойствам

Составление сообщения по одной из тем:

Гипертекстовые способы хранения и представления информации

Основные виды угроз.

Способы противодействия угрозам

4

Тема 2. Общие сведения о компьютерах

Содержание учебного материала

2

Назначение компьютера.

Назначение компьютера, логическое и физическое устройство, аппаратное и программное обеспечение.

Серверы и персональные компьютеры.

Процессор, ОЗУ.

Процессор, ОЗУ. Дисковая и видео подсистемы

1

2

Периферийные устройства.

Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы

Организация данных в ПК.

Организация данных в ПК.

Классы программ. Серверное и клиентское ПО.

1

2

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций.

Составление глоссария

2

Тема 3. Операционные системы персонального компьютера

Содержание учебного материала

4

Функции и назначение ОС.

Функции и назначение ОС.

1

2

Файлы и программы управления.

Файлы, форматы файлов, файловые системы.

Программы управления файлами.

1

2

Практические занятия

4

№2 Настройка рабочей среды графической ОС.

2

№3 Операции с папками и файлами.

2

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций.

2

Тема 4. Прикладные программы

Содержание учебного материала

14

Текстовые редакторы.

Текстовые редакторы.

1

2

Табличные редакторы.

Табличные редакторы.

1

2

Редакторы презентаций.

Редакторы презентаций.

1

2

Редакторы баз данных.

Редакторы баз данных.

1

2

Практические занятия

10

№ 4 Создание документа в текстовом редакторе.

2

№ 5 Создание документа в табличном редакторе.

2

№ 6 Создание документа в редакторе презентаций.

2

№ 7 Создание документа в редакторе баз данных.

4

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций.

Создание таблицы «горячих» клавиш по каждой программе

4

Тема 5. Сети и сетевые технологии

Содержание учебного материала

5

Локальная сеть.

Понятие локальной сети  Цели и характеристики локальной сети.

Топология. Сетевая карта. Концентраторы и коммутаторы. Сетевая архитектура. Логическая структура. Протоколы.

Поиск, пересылка информации в локальной сети.

Глобальная сеть Интернет.

Общие сведения о глобальных сетях (Интернет)

Адресация, доменные имена, протоколы передачи данных.

Сеть WWW, гипертекстовое представление информации.

Электронная почта.

Электронная почта.

1

2

Практические занятия

4

№9  Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей.

1

№10  Авторизация пользователей и ресурсов сетей.

1

№11  Поиск и сохранение найденной информации.

1

№12  Работа с электронной почтой.

1

          Зачет.

1

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций, поиск в сети информации по заданным условиям и отправление преподавателю по электронной почте.
Составление глоссария

4

Тематика вариативной  части (внеаудиторная самостоятельная работа):

Кодирование  информации.

Использование  инструментальных  систем  для  разработки  экспертных  систем.

Использование  прикладного   и инструментального  программного обеспечения.

Установка  различных  типов драйверов.

Выполнение инсталляции  и  реанимация  операционной системы.

Выполнение  настройки  устройств, системных  служб,  драйверов,  дополнительных  программ.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы информационных технологий»

  1. Оборудование учебного кабинета:
  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ).
  1. Технические средства обучения:
  • мультимедийный проектор;
  • проекционный экран;
  • принтер цветной лазерный;
  • принтер черно-белый струйный;
  • компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
  • сервер;
  • блок питания;
  • источник бесперебойного питания;
  • наушники с микрофоном;
  • сканер;
  • колонки.

3.2. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  • правила техники безопасности  и производственной санитарии;
  • инструкции по эксплуатации компьютерной техники.
  1. Программное обеспечение:
  • текстовый редактор-конвертор Hieroglyph для перевода текстов из одной кодировки кириллицы в другую;
  • текстовый редактор StarOffice Writer;
  • программы для тестирования параметров соединения с Интернетом AnalogX HyperTrace, VitalAgent, Modemgph;
  • интегрированные приложения для работы в Интернете Microsoft Internet Explorer, Сибкон Коммутатор, NeoPlanet, Opera, Интернет-утилита NetSonic, ускоряющая загрузку Web-страниц;
  • менеджеры загрузки файлов Go!Zilla и Regent, FTP-клиенты AceFTP и CuteFTP, off-line браузеры WebDowloader и WebZip;
  • программа русификации приложений ICQ, мультимедиа-проигрователи  RealPlayer, Windows Media Player, WinAmp, MusicMatch Jukebox;
  • звуковой редактор Cool Edit 2000;
  • растровый графический редактор StarOffice Image;
  • векторный графический редактор StarOffice Player;
  • мульмедийных презентаций StarOffice Impress;
  • проигрователь презентаций StarOffice Player;
  • программы перевода единиц измерения Versaverter и Advanced Converter;
  • калькуляторы Wise Calculator, NumLock Calculator (для произведения вычислений в различных системах счисления);
  • система управления базами данных StarOffice Base.

3.4. Информационное обеспечение обучения

3.4.1. Основная литература:

  1. Е.В.Михеева Информационные технологии в профессионольной деятельности, Издательский центр «Академия», Москва, 2011
  2. Е.В.Михеева Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности, Издательский центр «Академия», Москва, 2011
  3. М.С. Цветкова Информатика и ИКТ, Издательский центр «Академия», Москва, 2011
  4. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 511 с.: ил.
  5. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – 3-е изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 394 с.: ил.

3.4.2. Дополнительная

  1. Немцова Т. И., Назарова Ю.В, Практикум по информатике, часть 1и 2, М., ИД «Форум», - ИНФРА-М, 2008
  2. Могилёв А.В., Листрова Л.В., Технология обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации, СПБ, «БХВ-Петербург», 2010
  3. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е., Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учебное пособие – М.:Академия, 2008
  4. Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2007.
  5. Свиридова М.Ю. Текстовый редактор Word. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
  6. Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
  7. Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
  8. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 10(базовый уровень). -  СПб: ПИТЕР, 2008.
  9. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 11(базовый уровень). -  СПб: ПИТЕР, 2008.
  10. Михеева Е.В. Практикум по информатике. 4-е изд. – М.: Академия, 2007.
  11. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. 5-е изд. – М.: Академия, 2006.

3.4.3. Интернет-ресурсы:

  1. http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование
  2. edu - "Российское образование" Федеральный портал
  3. edu.ru - ресурсы портала для общего образования
  4. school.edu - "Российский общеобразовательный портал"
  5. ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"
  6. fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"
  7. allbest -   "Союз образовательных сайтов" 
  8. fipi  ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений
  9. ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".
  10. obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"
  11. mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  12. rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". 
  13. http://www.km.ru  - Мультипортал
  1. http://www.intuit.ru/  - Интернет-Университет Информационных технологий
  2. http://claw.ru/ - Образовательный портал  
  3. http://ru.wikipedia.org/  - Свободная энциклопедия
  4. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594  - Каталог библиотеки учебных курсов
  5. http://www.dreamspark.ru/ - Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

Работать с графическими операционными системами ПК: включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера.

  • Комбинированный: тестирование; практические занятия № 2, №10.

Работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, практические занятия № 3, №11, №12

Работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок;

  • Комбинированный: поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации, тестирование; практические занятия № 4-9;

Знания:

Основные понятия: информация и информационные технологии;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление таблицы соответствия информации её свойствам, практическое занятие №1;

Технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практические занятия № 4-9; контрольная работа № 1

Классификация информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), сообщение по теме

Общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)
  • Групповой: заслушивание рефератов

Назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)
  • Групповой: заслушивание рефератов

Процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистема;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)

Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)

Операционная система ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практические занятия №2 и №3

Локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), контрольная работа №2, составленный глоссарий

Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практическое занятие № 9

Идентификация и авторизация пользователей и ресурсов сетей;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практическое занятие № 10

Общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресация, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World WideWeb (WWW), электронная почта, серверное и клиентское программное обеспечение;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта),  практические занятия № 11 и №12, контрольная работа №2, задание по поиску информации в Интернете, пересылка информации по электронной почте

Информационная безопасность: основные виды

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта),
  • Групповой: заслушивание рефератов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "Информационным технологиям в профессиональной деятельности" для специальности "Товароведение"

Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии» составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности.Рабочая п...

Рабочая программа дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности", специальность "Технология машиностроения"

Рабочая  программа учебной дисциплины ОП.11 "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для студентов специальности 15. 15.02.08 «Технология машиностроения»...

Рабочая программа дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Рабочая программа дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" расчитана на максимальную учебную нагрузку в количестве 90 часов...

Рабочая программа дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Рабочая программа предназначена для подготовки по специальности СПО Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и  оборудования...

Рабочая программа по информационным технологиям для 1 курса СПО

http://Рабочая программа по информационным технологиям для 1 курса СПО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина:Информационные технологии в профессиональной деятельности.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО/профессии (профессиям) 40.02.01 Пра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА, Дисциплина:Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности: 21.02.14 Маркшейдерское дело

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО/профессии (профессиям) 21.02.14 Мар...