Рабочая программа учебной дисциплины оп.05 базы данных специальности 10.02.01 (090905) «организация и технология защиты информации»
рабочая программа на тему

Казиханов Фарид Ибадуллахович
Рабочая программа учебной дисциплины оп.05 базы данных специальности 10.02.01 (090905) «организация и технология защиты информации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_op.05_bazy_dannyh.docx61.32 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ № 54

ИМЕНИ П.М. ВОСТРУХИНА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05 БАЗЫ ДАННЫХ

специальности  10.02.01 (090905) «Организация и технология защиты

        информации»

Москва

2015

РЕКОМЕНДОВАНА

Предметной цикловой комиссией

Протокол № ___1__    

Председатель ПЦК

___________Н.В.Селиванова

«      »                      2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМР

ГБПОУ КС № 54

__________И.Г. Бозрова

«___»___________2015 г.

        

Разработчик:

Казиханов Ф.И., преподаватель ГБПОУ КС №54

Ф.И.О., должность

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 05 Базы данных

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 090905 Организация и технология защиты информации (по программе углубленной подготовки).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина, направлена на актуализацию соответствующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Применять математический аппарат для решения профессиональных задач.

ПК 2.1. Участвовать в подготовке организационных и
распорядительных документов, регламентирующих работу по защите информации.

ПК 2.9. Использовать нормативные правовые акты, нормативно-
методические документы и справочную документацию по защите информации.

ПК 3.1. Применять программно-аппаратные и инженерно-
технические средства защиты информации на объектах профессиональной деятельности.

ПК 3.2. Участвовать в эксплуатации систем и средств защиты информации защищаемых объектов.

ПК 3.4. Выявлять и анализировать возможные угрозы
информационной безопасности объектов.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

проводить анализ, выделять сущности и связи предметной области и отображать ее на конкретную модель данных;

нормализовывать отношения при проектировании реляционной базы данных;

работать с системами управления базами данных;

применять методы манипулирования данными;

строить запросы;

использовать встроенные механизмы защиты информации в системах управления базами данных;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

основные понятия теории баз данных, модели данных;

основные принципы и этапы проектирования баз данных;

логическую и физическую структуру баз данных;

реляционную алгебру;

средства проектирования структур баз данных;

базовые понятия и классификацию систем управления базами данных;

методы и приемы манипулирования данными;

построение запросов в системах управления базами данных;

     перспективы развития современных баз данных 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  144 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96 часов;

        самостоятельной работы обучающегося 48 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

  96

в том числе:

Практические   занятия

50

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48

Промежуточная  аттестация в форме зачета (5сем)


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Базы данных

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и Лабораторные   работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основные понятия базы данных

48

Тема 1.1 Основные понятия и типы моделей данных.

Содержание учебного материала:

Основные понятия и определения.

Архитектура базы данных. Модели данных.

Защита информации в базе данных.

6

1

Практические занятия

1. Построение видов моделей данных.

2

Самостоятельная работа №1

1.1.        Подготовка сообщений о СУБД.

1.2.        Изучение законодательной базы по защите данных в базах данных.

4

Тема 1.2. Реляционный подход к построению модели базы данных. Взаимосвязи в моделях.

Содержание учебного материала:

Реляционный подход к построению модели.

Ключи отношений. Типы связей.

Элементы реляционной алгебры. Функциональные зависимости.

6

2

Практические занятия

2. Построение реляционной модели данных. Определение ключей и связей между объектами.

3. Выполнение операций реляционной алгебры.

4

Самостоятельная работа №2.

2.1. Работа над проектом: определение направления для создания базы данных.

2.2. Работа над проектом: постановка целей и задач создания БД.

2.3. Сбор информации для создания базы данных «Библиотека».

6

Тема 1.3. Проектирование базы данных.

Содержание учебного материала:

Предметная область БД. Атрибуты и сущности БД. Нормализация отношений.

Принципы проектирования БД. Построение ER-диаграммы

4

2

Практические занятия

4. Проектирование БД.  Анализ предметной области. Построение инфологической модели.

5. Приведение таблицы к нормальной форме. ER-диаграмма

6

Самостоятельная работа №3

3.1. Работа над проектом: анализ предметной области. Сбор информации для проектирования БД.

3.2. Работа над проектом: разработка концептуальной модели предметной области.

3.3. Работа над проектом: построение модели, ER-диаграммы (индивидуальное задание).

6

ТЕМА 1.4. Интерфейс СУБД MS Access.

Содержание учебного материала:

Системы управления базами данных. СУБД MS Access. Создание файла БД. Объекты БД.

2

2

Самостоятельная работа №4

4.1. Сравнительный анализ СУБД, составление сравнительной таблицы.

2

Раздел 2. Организация реляционных баз данных в СУБД MS Access

51

Тема 2.1. Организация процесса ввода и хранения данных.

Содержание учебного материала:

Организация хранения данных в СУБД MS Access. Типы данных и их свойства.

Создание связей между таблицами. Объединение таблиц.

4

2

Практические занятия

6.Создание и заполнение однотабличной БД

7. Импорт таблиц в СУБД, связь с приложениями MS Office.

8. Создание связей между таблицами.

12

Самостоятельная работа №5.

5.1. Работа над проектом: создание реляционной модели данных (индивидуальное задание).

5.2. Работа над проектом: нормализация таблиц (индивидуальное задание).

5.3. Работа над проектом: построение схемы данных, заполнение таблиц данными (индивидуальное

задание).

9

Тема 2.2. Виды запросов. Создание запросов в базе данных.

Содержание учебного материала:

Запросы. Виды запросов. Способы создания запросов.

Создание сложных запросов.

2

2

Практические занятия

9. Создание простых запросов.

10. Создание сложных запросов.

11. Модификация БД с помощью запросов.

10

Самостоятельная работа №6:

6.1. Работа над проектом: разработка и создание запросов в БД (индивидуальное задание).

4

Тема 2.3 Сортировка, поиск и фильтрация данных.

Содержание учебного материала:

Понятие сортировки. Сортировка данных таблицы.

2

2

Практические занятия

12. Сортировка, поиск и фильтрация данных.

4

Самостоятельная работа №7:

7.1. Работа над проектом: выполнение сортировки, поиска и фильтрации в БД (индивидуальное задание).

4

Раздел 3. Режим SQL

45

Тема 3.1. Понятие языка SQL, его виды.

Содержание учебного материала:

Понятие языка SQL, его виды. Основы языка SQL

2

2

Тема 3.2. Создание запросов на языке SQL.

Содержание учебного материала:

Создание простейших запросов на языке SQL.

Многотабличные запросы.

Использование функций при создании запросов: COUNT,SUM, AVG, MIN, MAXи др.

Группировка и сортировка данных при помощи запроса.

Вложенные запросы. Множественные операции над таблицами.

Развитые возможности SQL.

Определение таблиц на языке SQL. Определение ограничений целостности.

Манипулирование данными в БД. Защита данных в БД.

Зачет.

18

2

Практические занятия

13 Создание простых запросов на выборку данных на языке SQL из таблицы

14. Создание сложных запросов на языке SQL.

15. Создание запросов на модификацию данных таблицы.

12

Самостоятельная работа №8.

8.1. Работа над проектом: разработка запросов на языке SQL для БД (индивидуальное задание).

8.2. Работа над проектом: подготовка отчета по работе с БД (индивидуальное задание).

8.3. Подготовка проекта БД к защите.

13

        Всего

144

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета  по профилю дисциплины.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий  по темам дисциплины;

- мультимедийные презентации по темам дисциплины;

Технические средства обучения:

  • ПЭВМ IntelPentiumD-1на 16 мест с программным обеспечением;
  • пакетприкладных программ;
  • мультимедиапроектор;
  • интерактивная доска.
  • комплекты аппаратуры

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Голицына О.Л., Партыка Т.Л., Попов И.И. Основы проектирования баз

данных. -  М.: Форум, 2012.

  1. Кумскова И.А., Базы данных,-  М.: Кнорус, 2010.
  2. Фуфаев Э.В., Фуфаев Д.Э.        Базы данных. – М.: Академия, 2013.

        

Дополнительные источники:

  1. Гайдамакин, Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных,- М.: Гелиос АРВ, 2002.
  2. Угринович Н., Информатика и информатизационные технологии,  М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.
  3. Голицына О.Л., Попов И.И., Партыка Т.Л., Системы управления базами данных. – М.: Форум, 2009.        

Интернет – ресурсы:

1. Интернет-Университет Информационных

Технологий

Режим доступа: http://www.intuit.ru 

2. Все про SQL

Режим доступа: http://www.sql.ru 

3. Все о компьютерных сетях

Режим доступа:

http://www.sd-company.su/sd_base_xp/jurnals/other_network.php 

4. CASE-средства

Режим доступа: http://citforum.ru/database/case/glava3_2.shtml 

5. CASE-средства: общий обзор и сравнительные характеристики

Режим доступа:

http://sancase.narod.ru/Articles/OnOna.files/Pr1.htm 

6. Моделирование баз данных при помощи ERwin

Режим доступа: http://www.ci.ru/inform12_98/astr1.htm 


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателемв процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. проводить анализ, выделять сущности и связи предметной области и отображать ее на конкретную модель данных;
  2. нормализовывать отношения при проектировании реляционной базы данных;
  3. работать с системами управления базами данных;
  4. применять методы манипулирования данными;
  5. строить запросы;
  6. использовать встроенные механизмы защиты информации в системах управления базами данных;

обоснованность выбора, применения методов и способов решения профессиональных задач;

- скорость и точность выполнения задания;

- соответствие выбранного алгоритма условию задачи;

- рациональность планирования и организации деятельности по обработке информации

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. основные понятия теории баз данных, модели данных;
  2. основные принципы и этапы проектирования баз данных;
  3. логическую и физическую структуру баз данных;
  4. реляционную алгебру;
  5. средства проектирования структур баз данных;
  6. базовые понятия и классификацию систем управления базами данных;
  7. методы и приемы манипулирования данными;
  8. построение запросов в системах управления базами данных;
  9. перспективы развития современных баз данных

- четкость и правильность ответов на вопросы;

- логика изложения материала;

- результативность информационного поиска;

- ясность и аргументированность изложения собственного мнения;

 - понимание интерфейсов;

 - анализ сред программирования;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 МАТЕМАТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 090905 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ на базе 11 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 МАТЕМАТИКАСПЕЦИАЛЬНОСТЬ  090905  ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ  ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ СОДЕРЖАНИЕ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке ВКР для обучающихся специальности 10.02.01 (090905) «Организация и технология защиты информации»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке, выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной работы (дипломной работы) для обучающихся специальности 10.02.01 (090905) «Организация и техно...

Контрольно-оценочные средства для рубежного контроля по учебной дисциплине ОП.05 Базы данных специальность 090905 Организация и технология защиты информации

КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА  для рубежного контроля по учебной дисциплине ОП.05 Базы данных  специальность 090905   Организация и технология защиты информации...

Рабочая программа учебной дисциплины оп.11. теория алгоритмов специальность 090905 организация и технология защиты информации по программе базовой подготовки

Рабочая программа учебной дисциплины оп.11. теория алгоритмов специальность 090905 организация и технология защиты информации по программе базовой подготовки...

Рабочая программа учебной дисциплины «История стилей в костюме» специальность 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Учебная дисциплина является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий....