Рабочая программа учебной дисциплины оп.05 основы программирования и баз данных
рабочая программа по теме

Казиханов Фарид Ибадуллахович
Рабочая программа учебной дисциплины оп.05 основы программирования и баз данных
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_op.05_osnovy_programmirovaniya_i_baz_dannyh.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ № 54

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОП.05 Основы программирования и баз данных

 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ     230111 Компьютерные сети

по программе углубленной подготовки

Москва

2014


ОДОБРЕНА                                                                            УТВЕРЖДАЮ                                                          

Предметной (цикловой)                                           Заместитель директора по УМР

комиссией                                                                     ГБОУ  СПО КС №54

                                                                           

Протокол №__________                                             _____________И.Г.Бозрова

от «_____»___________2014г.                              «_____» ____________  2014г.

                                                                   

                                                                               

Председатель предметной (цикло-                      

вой) комиссии

________________С.Н.Хохлов                             

         

 Составитель:

  Казиханов Ф.И., преподаватель ГБОУ СПО Колледж связи №54

 

         

                                                     

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы программирования и баз данных

1.1 Область применения программы

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230111 «Компьютерные сети».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 14995 Наладчик технологического оборудования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать языки программирования высокого уровня;
  • строить логически правильные и эффективные программы;
  •  использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • общие принципы построения алгоритмов;
  •  основные алгоритмические конструкции;
  • системы программирования;
  • технологии структурного и объектно – ориентированного программирования
  • основы теории баз данных;
  • модели баз данных;
  • основы реляционной алгебры
  • принципы проектирования баз данных;
  •  средства проектирования структур баз данных;
  • язык запросов SQL.

ОК и ПК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:

  • ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • ОК2   Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • ОК4  Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • ОК8  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития. Заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
  • ОК9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
  • ПК 2.2 Администрировать сетевые ресурсы в информационных системах;
  • ПК 2.3 Обеспечивать сбор данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей;
  • ПК 3.1 Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 264 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 176 часов;

самостоятельной работы обучающегося  88 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

264

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

176

в том числе:

     практические занятия

100

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

88

Промежуточная аттестация в форме -   контрольной работы (3 семестр),  экзамена (4 семестр)

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Основы программирования и баз данных»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

 часов

Уровень

усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Принципы построения алгоритмов и алгоритмические конструкции.

30

Тема 1.1.

Общее понятие алгоритма.

Содержание учебного материала 

Общее понятие алгоритма. Краткий обзор существующих алгоритмических языков.

2

2

Практическое занятие №1. «Составление алгоритма работы программы»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

решение задач на тему: построение алгоритмов программ на алгоритмических языках.

9

Тема 1.2.

Принципы построения и управляющие конструкции алгоритмического языка.

Содержание учебного материала 

Неформальный алгоритмический язык - псевдокод, максимально приближенный к естественному языку. Основные конструкции алгоритмического языка - ветвление, цикл; примеры программ на псевдокоде.

2

2

Практическое занятие №2. «Составление алгоритма работы программы с использованием ветвления»

2

Практическое занятие №3. «Составление алгоритма работы программы с использованием цикла»

2

Контрольная работа по разделу 1.

2

Самостоятельная работа обучающихся №1

1.1 решение задач на тему: построение алгоритмов программ с использованием ветвления и циклов.

9

Раздел 2.

Системы и технологии структурного и объектно – ориентированного программирования.

114

Тема 2.1.

Обзор современных систем программирования.

Содержание учебного материала 

Современные системы разработки эффективных программ на языке программирования высокого уровня. Сравнительная характеристика, примеры использования. Разработка программ по техническому заданию.

2

2

Практическое занятие №4. «Изучение интегрированной среды программирования»

2

Практическое занятие №5. «Составление требований к программному продукту»

2

Практическое занятие №6. «Разработка технического задания на программный продукт»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Ознакомление с нормативной документацией для разработки технического задания.

6

Тема 2.2.

Технология структурного программирования.

Содержание учебного материала 

Теоретические предпосылки структурного программирования.

Локальность действий и условий, требования к программным структурам.

Переменные, операции и выражения.

Операторы языка.

Циклический и рекурсивный варианты.

14

2

Практическое занятие №7. «Проектирование программы с использованием операций языка»

2

Практическое занятие №8. «Проектирование программы с использованием операторов языка»

2

Практическое занятие №9. «Организация вывода данных на экран»

2

Практическое занятие №10. «Организация ввода данных в программу»

2

Практическое занятие №11. «Организация размещения данных в программе»

2

Практическое занятие №12. «Организация математических операций в программе»

2

Практическое занятие №13. «Организация операций преобразования типа в программе»

2

Практическое занятие №14. «Разработка программы с использованием оператора ветвления»

2

Практическое занятие №15. «Разработка программы с использованием оператора выбора»

2

Практическое занятие №16. «Разработка программы с использованием операторов цикла»

2

Практическое занятие №17. «Разработка программы с использованием операторов передачи управления»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач с использованием переменных, операций и выражений.

10

Тема 2.3. Технология объектно – ориентированного программирования (ООП).

Содержание учебного материала 

Роль и место объектно-ориентированного подхода к программированию в общей классификации.

 Определение важнейших концепций объектно-ориентированного программирования.

Классы: основные понятия.

 Массивы и строки.

 Введение в программирование под Windows.

20

2

Практическое занятие №18. «Проектирование программы с использованием классов и методов»

2

Практическое занятие №19. «Проектирование программы для работы с массивами»

2

Практическое занятие №20. «Проектирование программы для работы со строками»

2

Практическое занятие №21. «Разработка программы с использованием нескольких методов»

2

Практическое занятие №22. «Разработка программы с использованием передачи параметров в методах»

2

Практическое занятие №23. «Организация перегрузки методов в программе»

2

Практическое занятие №24. «Организация обработки исключений в программе»

2

Практическое занятие №25. «Разработка программы для работы с одномерными массивами»

2

Практическое занятие №26. «Разработка программы для работы с двумерными массивами»

2

Практическое занятие №27. «Разработка  программы Windows Form»

2

Контрольная работа по разделу 2.

2

Самостоятельная работа обучающихся №2

Выполнение индивидуального проекта «Разработка прикладного программного решения».

12

Раздел 3.

Основы теории баз данных и реляционной алгебры.

14

Тема 3.1.

Основы теории баз данных и реляционной алгебры

Содержание учебного материала

Основные понятия и определения теории БД. Классическая трехуровневая архитектура БД, упрощенный процесс прохождения запроса в БД. Базисные средства манипулирования данными.

2

2

Практическое занятие №28. «Использование средств манипуляции реляционной алгебры при работе с БД»

2

Практическое занятие №29. «Использование реляционного исчисления при работе с БД»

2

Контрольная работа по разделу 3.

2

Самостоятельная работа обучающихся №3

 решение задач реляционной алгебры при работе с БД.

6

Раздел 4.

Модели баз данных.

16

Тема 4.1.

Модели баз данных.

Содержание учебного материала

Общее понятие модели БД. Классификация моделей БД. Реляционная модель данных. Принципы поддержки целостности в реляционной модели БД.

4

2

Практическое занятие №30. «Построение концептуальной модели базы данных»

2

Практическое занятие №31. «Построение реляционной модели базы данных»

2

Практическое занятие №32. «Реализация применения реляционной модели базы данных»

2

Самостоятельная работа обучающихся №4

 Ознакомление с нормативной документацией реляционной модели БД.

6

Раздел 5.

Принципы построения и средства проектирования структур баз данных.

48

Тема 5.1.

Принципы построения баз данных.

Содержание учебного материала

Принципы построения, используемые при реализации многопользовательских систем управления базами данных (СУБД). Обзор современных СУБД.

2

2

Практическое занятие №33. «Построение баз данных с использованием СУБД MS Access»

2

Практическое занятие №34. «Построение баз данных с использованием СУБД MS SQL-Server»

2

Практическое занятие №35. «Реализация построения базы данных в MS Access»

2

Практическое занятие №36. «Реализация построения базы данных в MS SQL-Server»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Использование Интернета для ознакомления с принципами построения БД.

10

Тема 5.2.

Средства проектирования структур баз данных.

Содержание учебного материала

Средства проектирования структур реляционных баз данных с использованием нормализации и семантических моделей.

2

2

Практическое занятие №37. «Использование принципов нормализации при проектировании базы данных»

2

Практическое занятие №38. «Использование семантических моделей при проектировании базы данных»

2

Практическое занятие №39. «Проектирование баз данных на основе принципов нормализации»

2

Практическое занятие №40. «Проектирование баз данных с использованием семантических моделей»

2

Практическое занятие №41. «Проектирование баз данных с использованием CASE системы»

2

Контрольная работа по разделу 4-5

2

Самостоятельная работа обучающихся №5

 выполнение индивидуального проекта «Проектирование прикладной базы данных».

14

Раздел 6.

Язык запросов SQL.

42

Тема 6.1.

Язык запросов SQL.

Содержание учебного материала

Значения, базовые функции и выражения SQL. Арифметические выражения с переключателями и преобразованием типа, выражения со строковыми значениями; виды предикатов, допустимых в логических выражениях. Виды выражений запросов. Триггеры. Информационная схема.

16

2

Практическое занятие №42. «Использование SQL запросов при формировании выборки БД»

2

Практическое занятие №43. «Использование SQL запросов при сортировке данных в БД»

2

Практическое занятие №44. «Использование триггеров в БД»

2

Практическое занятие №45. «Создание таблиц»

2

Практическое занятие №46. «Выборка данных в таблице»

2

Практическое занятие №47. «Ограничение и сортировка данных в таблице»

2

Практическое занятие №48. «Выборка данных из нескольких таблиц»

2

Практическое занятие №49. «Изменение данных в таблице»

2

Практическое занятие №50. «Создание триггеров в таблице БД»

2

Контрольная работа по разделу 6.

2

Самостоятельная работа обучающихся №6

Решение задач на тему: построение запросов на языке SQL.

6

Всего:

Аудиторная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

264

176

88


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории программного обеспечения компьютерных сетей, программирования и баз данных.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- проектор;

- экран.

Оборудование лаборатории программного обеспечения компьютерных сетей, программирование и баз данных и рабочих мест:

- автоматизированные рабочие места обучающихся;

- автоматизированное рабочее место преподавателя;

- специализированная мебель;

- комплект нормативных документов;

- рекомендации по подготовке к практическим занятиям;

- задания для проведения практических занятий;

- проектор;

- сканер;

- принтер;

- программное обеспечение общего и профессионального назначения.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Биллиг В.А., Основы объектного программирования на C# (С# 3.0, Visual Studio 2008)  – М.: Интернет-университет информационных технологий , 2010.
  2. Павлоская Т.А., C# Программирование на языке высокого уровня. -  СПб, Питер, 2010.
  3. Туманов В.Е., Основы проектирования реляционных баз данных.– М.: Интернет-университет информационных технологий, 2007.

Дополнительные источники:

  1. Герберт Шилдт, C# 4.0 полное руководство. – М.: Вильямс, 2011.
  2. Кузьменко В.Г., Базы данных в Visual Basic и VBA. Самоучитель. -  М.: ООО "Бином-Пресс", 2004.
  3. Пирогов В.Ю., SQL Server 2005: программирование клиент-серверных приложений Спб.: БХВ-Петербург, 2006.
  4. Стивенс Р., Программирование баз данных. -  М.: ООО "Бином-Пресс", 2007.
  5. Уолтерс Роберт, Коулс Майкл, Рей Роберт, Феррачати Фабио, Дональд Фармер, SQL Server 2008. Ускоренный курс для профессионалов Вильямс - Москва - Санкт Петербург - Киев, 2008.
  6. Эндрю Троелсен, Язык программирования C# 2010 и платформа NET 4. – М.: Вильямс, 2011.

Интернет-ресурсы:

http://simple-cs.ru/ - Программирование С#. Уроки и примеры.

http://citforum.ru/database/advanced_intro/ - Базы данных. Вводный курс.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих

 компетенций

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения 

Умения:

использовать языки программирования высокого уровня;

ПК 2.3

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите лабораторных работ.

строить логически правильные и эффективные программы;

ОК4

использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных.

ПК 3.1

Знания:

общих принципов построения алгоритмов;

ОК2

Выполнение заданий в процессе проведения лабораторной работы № 1.

основных алгоритмических конструкций;

ОК8

Выполнение заданий в процессе проведения лабораторных работ №№ 2,3.

систем программирования;

ОК9

Выполнение заданий в процессе проведения лабораторных работ №№ 4-6

технологий структурного и объектно – ориентированного программирования

ПК 2.3

Выполнение заданий в процессе проведения лабораторных работ №№ 7-27

основ теории баз данных;

ПК 2.3

Выполнение заданий в процессе проведения лабораторных работ №№ 28-29

моделей баз данных;

ПК 2.2

Выполнение заданий в процессе проведения лабораторных работ №№ 30,31

основ реляционной алгебры

ПК2.3

Выполнение заданий в процессе проведения лабораторных работ №№ 32,33

принципов проектирования баз данных;

ОК4

Выполнение заданий в процессе проведения лабораторных работ №№ 33-36

средств проектирования структур баз данных;

ОК2

Выполнение заданий в процессе проведения лабораторных работ №№ 37-41

языка запросов SQL.

ПК2.3

Выполнение заданий в процессе проведения лабораторных работ №№ 42-50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

   Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 240113 Химическая технологи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

1 паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы электротехники»1.1 Область применения программыРабочая программа дисциплины «Основы электротехники» является частью основной профессиональной обр...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01.Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по профессии 19.01.17 Повар, кондитер укрупненной группы профессий  19.00...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 Основы программирования и баз данных

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 09.02.02 Компьютерные сет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Основы электротехники разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образован...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОП.09 Основы ЭкономикИ Организации по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электроо...